Рабочая программа кружка 4 класс. Наглядная геометрия.
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
Одной из узловых проблем методики преподавания математики в начальной школе является содержание и методы изучения начального курса геометрии. Геометрии отводится ведущая роль в формировании высокой мотивации учебного процесса, а также в развитии всех форм мышления младшего школьника.
Это позволяет сделать вывод о необходимости усиления роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, т. е. придания начальному курсу геометрии большей самостоятельности как по содержанию и объему, так и по методам изучения, усиления внимания к изучению стереометрического материала, формированию элементарных пространственных представлений у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_vokrug_naspoyasn._zap.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ершовская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова
«Утверждаю» директор МОУ Ершовской СОШ имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова __________ Т.В. Гарькавая ___________2011 год Приказ №__ от__________2011 год
| «Согласовано» зам. директора по УВР __________________Т.Н. Винивитина _________________ 2011год | «Рассмотрено» на заседании МО Протокол № ____ от _____________ 2011 года _______________Т.С. Кирокосян ______________ 2011 год |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»
Класс: 4 «А»
Учитель: Агафонова Лариса Александровна
Количество часов на год: 30 часов
В неделю 1 час
с. Ершово
2011 год
Наглядная геометрия
Пояснительная записка.
Одной из узловых проблем методики преподавания математики в начальной школе является содержание и методы изучения начального курса геометрии. Геометрии отводится ведущая роль в формировании высокой мотивации учебного процесса, а также в развитии всех форм мышления младшего школьника.
Это позволяет сделать вывод о необходимости усиления роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, т. е. придания начальному курсу геометрии большей самостоятельности как по содержанию и объему, так и по методам изучения, усиления внимания к изучению стереометрического материала, формированию элементарных пространственных представлений у учащихся.
Основные принципы:
- Принцип деятельности – включает ребенка в учебно - познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.
- Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идет и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
- Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
- Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
- Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя «как дома». Учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребенка.
- Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления.
- Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Цель учебного курса - усиление роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы.
Задачи:
1. Обучение деятельности – умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда.
2. Формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности.
3. Формирование картины мира.
- Занятия проводятся с обучающимися 9 – 10 лет; в здании МОУ Ершовской СОШ имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова, на 1 этаже, кабинет №11.
- Наполняемость группы – 10 – 12 человек;
- Цикл рассчитан на 8 месяцев (сентябрь - апрель), 30 часов;
- Режим занятий – 1 час в неделю, из них 2 (два) – диагностических (первое и последнее)
Содержание курса
Диагностическая работа – 1 час. Систематизация и обобщение геометрического материала, изученного в 3 классе. Построение отрезков, углов, кривых и ломаных замкнутых и незамкнутых линий, ориентировка в пространстве. Развитие мышления, внимания, речи.
Треугольники – 5 часов
Равносторонний и равнобедренный. Разница между ними. Измерение и построение углов заданной градусной меры углов. Термины: треугольник, центр транспортира, шкала транспортира, начало ответа. Построение треугольника по трем заданным сторонам. Систематизировать знания учащихся о видах треугольников. Формирование умений изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков. Развитие мышления, внимания, речи.
Площадь и ее измерение – 3 часа
Площадь. Определение площади фигур сложной конфигурации. Отработка вычислительных навыков. Формирование умений решать задачи повышенной сложности. Развитие пространственных представлений учащихся, творческих способностей, внимания, воображения, мышления. Отработка вычислительных навыков. Соотносить названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей обстановки. Измерение площади палеткой. Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью. Обобщение знаний о единицах длины.
Числовой луч - 2 часа Понятие «числовой луч», «единичный отрезок», «Координаты точки». Определять координаты точки и строить их на числовом луче. Знакомить с принципом вариативности при решении поставленных задач. Развитие пространственных представлений учащихся, творческих способностей, внимания, воображения, мышления.
Координатная плоскость – 3 часа. Сетка. Координатная плоскость. Построение фигуры по заданным точкам. Уметь ориентироваться по координатам точек на плоскости. Познакомить с координатным углом, осью координат и осью абсцисс. Строить координатный угол, тренировать в чтении, записи названных координатных точек и обозначать точки координатного луча с помощью пары чисел. Проявлять интерес к геометрии. Развитие пространственных представлений учащихся, творческих способностей, внимания, воображения, мышления.
Осевая симметрия – 4 часа. Понятия «Симметрия», «Осевая симметрия». Формировать умение моделировать из бумаги. Строить симметричные фигуры, видеть в повседневной жизни симме6тричные предметы. Способствовать развитию творческих способностей, Развитие пространственных представлений учащихся, творческих способностей, внимания, воображения, мышления. Мыслить логически.
Геометрические фигуры – 11 часов
Прямоугольный параллелепипед. Учить работать с чертежами тела. Определять количество вершин, углов, граней: учить находить объем тела и общую площадь поверхности тела. Цилиндр. Строить развертку цилиндра. На чертеже делить геометрическое тело на части и видеть в нем новые элементы. Конус, построение его развертки. Пирамида. Тренировка в вычерчивании разверток пирамид. Познакомить с понятием «высота пирамиды». Шар. Изготавливать шар из кругов. Определять сходство и различия геометрических фигур. Различать плоские и пространственные геометрические фигуры. Чертить некоторые пространственные фигуры на клетчатой бумаге. Соотносить названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей обстановки. Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела». Откорректировать знания детей о геометрических телах.
Итоговая диагностическая работа – 1 час. Проверить знания, умения, навыки учащихся, приобретенные в течение года. Обобщение и систематизация изученного геометрического материала по курсу «Наглядная геометрия».
По окончании программы обучающиеся должны знать (уметь): геометрические тела, находить объем тела и общую площадь поверхности тела; чертить некоторые пространственные фигуры на клетчатой бумаге. Соотносить названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей обстановки; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью; определять площади фигур сложной конфигурации; ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наглядная геометрия
№п/п | Дата | Тема урока | Кол- во часов | Примечание |
1 | Повторение изученного в 3 классе. Геометрический КВН. Диагностическая работа. | 1 | ||
2 | Треугольники | 5 | ||
2.1 | Равносторонний и равнобедренный треугольники. | 1 | ||
2.2 | Измерение углов. Транспортир. | 1 | ||
2.3. | Построение углов заданной градусной меры. | 1 | ||
2.4. | Построение треугольника по трем заданным сторонам. | 1 | ||
2.5. | Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. | 1 | ||
3 | Площадь и ее измерение | 3 | ||
3.1 | Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. | 2 | ||
3.2 | Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. | |||
3.3 | Площадь. Измерение площади палеткой. | 1 | ||
4 | Числовой луч | 2 | ||
4.1 | Числовой луч. | |||
4.2 | Числовой луч. | |||
5 | Координатная плоскость | 3 | ||
5.1 | Сетка. Игра «Морской бой». | |||
5.2 | Сетка. Координатная плоскость. | | ||
5.3 | Координатная плоскость. Построение фигуры по заданным точкам. |
| ||
6 | Осевая симметрия | 4 | ||
6.1 | Осевая симметрия. | |||
6.2 | Осевая симметрия. | |||
6.3 | Симметрия. | |||
6.4 | Поворотная симметрия. | |||
7 | Геометрические фигуры | 11 | ||
7.1 | Прямоугольный параллелепипед. | 3 | ||
7.2 | Прямоугольный параллелепипед. | |||
7.3 | Прямоугольный параллелепипед. Модель развертки параллелепипеда. | |||
7.4 | Цилиндр. | 3 | ||
7.5 | Цилиндр. | |||
7.6 | Цилиндр. Закрепление изученного. | |||
7.7 | Конус. | 1 | ||
7.8 | Пирамида. | 2 | ||
8.9 | Пирамида. | |||
7.10 | Шар. | 1
| ||
7.11 | Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела». | 1 | ||
8 | Итоговая диагностическая работа. | 1 |
Учебный план
Категория обучающихся: 9- 10 лет, обучающиеся 4 класса
Количество часов: 30 часов
Срок обучения: сентябрь – апрель 2011-2012 года
Режим занятий: 1 час в неделю
№ п/п | Наименование компонентов и разделов | Всего часов | В том числе | Формы контроля | |
Диагностическое обследование | Практические занятия | ||||
1 | Диагностическая работа | 1 | 1 | ||
2 | Треугольники | 5 | 5 | ||
3 | Площадь и ее измерение | 3 | 3 | ||
4 | Числовой луч | 2 | 2 | ||
5 | Координатная плоскость | 3 | 3 | ||
6 | Осевая симметрия | 4 | 4 | ||
7 | Геометрические фигуры | 11 | 11 | ||
8 | Диагностическая работа | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 30 | 2 | 28 | ||
Итоговый контроль |
ЛИТЕРАТУРА
- Алексеева С. Кто отгадает // Начальная школа. – 2002. - №4
- Глотова Э.А. Угловой градус // Начальная школа. – 2001. - - № 11.
- Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Наглядная геометрия. М.: ВАКО, 2008.
- Краснова О.В. Первые шаги в геометрии // Начальная школа. – 2002. - № 4.
- Подходова Н.С. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях. – СПб., 2000.
- Подходова Н.С. Подготовка учителя к изучению геометрии // Начальная школа. – 2002. - № 1.
- Фазлетдинова Н. Геометрия вокруг нас // Начальная школа. – 2001. - №25.
- Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. – М.: Школьная Пресса, 2002.
- Шадрина И.В. Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии // Начальная школа. – 2001. - № 10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к курсу"Наглядная геометрия" 1класс
Представлена рабочая программа по геометрии с календарно-тематическим планированием для 1 класса...
Рабочая программа факультативного курса "Наглядная геометрия" для внеурочной деятельности
Рабочая программа для внеурочной деятельности по математике для 1 - 4классов составлена на основе программы для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"Н.Б. Истомина. Цель данной программы —...
Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» во 2 «В» классе
Основной целью программы является построение единой содержательной линии курса геометрии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образова...
Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» во 3 «В» классе
Рабочая прграмма по курсу " Наг8лядная геометрия" в 3 классе...
Рабочая программа по курсу Наглядная геометрия
Рабочая программа по курсу " Наглядная геометрия" для 4 класса составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по факультативу «Наглядная геометрия» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа по факультативу «Наглядная геометрия» для 2 класса составлена основе следующих нормативно-правовых документов: Федерального государственного образовательного ...
Рабочая программа внеурочного курса НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Наглядная геометрия представляет собой дополнительный материал, который может быть использован в сочетании с любым учебником....