Рабочая программа кружка 4 класс. Развитие связной речи.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передачи содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_svyaznoy_rechi_platnye_uslugi.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ершовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова

«Утверждаю»  

директор МОУ Ершовской

СОШ имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова

__________ Т.В. Гарькавая

___________2011 год

                                       

«Согласовано»

зам. директора по УВР



__________________Т.Н. Винивитина

_________________ 2011год

«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол № ____

от _____________ 2011 года

_______________Т.С. Кирокосян

______________ 2011 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»

Класс: 4 «А»

Учитель: Агафонова Лариса Александровна

Количество часов на год: 30 часов

В неделю 1 час

 

 

 

с. Ершово

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передачи содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. В комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:

  1. Информационно-содержательные, включающие умения получать информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении;
  2. Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.;
  3. Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю;
  4. Умение редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

 

  1. Занятия проводятся с обучающимися  9 – 10 лет; в здании МОУ Ершовской СОШ имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова, на 1 этаже, кабинет №11.
  2. Наполняемость группы – 10 – 12 человек;
  3. Цикл рассчитан на 8 месяцев (сентябрь - апрель), 30 часов;
  4. Режим занятий – 1 час в неделю, из них 2 (два) – диагностических (первое и последнее)

Содержание курса

1. Повторение знаний о признаках текста – 2 часа.

Подробное изложение. Умение отличать текст от группы отдельных предложений.

Редактирование текста. Умение определять тему и главную мысль текста и раскрывать их при подробной передаче содержания.

2.Обработка умений, связанных со структурой текста – 9 часов.

Свободный диктант. Умение выделять части в тексте. Умение точно употреблять слова в речи.

Подробное изложение с творческими дополнениями (текст дается без выделения частей). Умение делить текст на части, составлять план.    Умение формулировать вводную и заключительную части.

Сочинение на основе личного опыта «Лучший день лета». Умение определять и раскрывать тему и основную мысль в сочинении. Умение выделять части в сочинении.

Анализ сочинений и редактирование текста. Умение вносить дополнения и исправления в содержание текста.

Сочинение по наблюдениям «Прогулка по осеннему парку». Умение собирать материал к сочинению путем наблюдений; намечать предметы текста; использовать прилагательные, обозначающие цвет.

Анализ и редактирование сочинения. Умение совершенствовать построение сочинения. Умение строить части текста.

Подробное изложение. Наблюдение над композицией повествовательного текста. Умение составлять план в соответствии с композицией текста; определять тему и основную мысль текста.

Подробное изложение по измененному плану (идея текста близка к идее предыдущего текста). Умение различать тему и идею текста; излагать содержание в заданной последовательности; составлять план текста.

Подробное изложение деформированного текста (изменен порядок частей). Умение устанавливать и соблюдать последовательность изложения; использовать слова для связи частей текста.

3.Работа с деловым стилем речи. Сравнение делового и художественного стилей речи – 2 часа

Сочинение на основе личного опыта. Деловое описание делового процесса «Как сделать карточки для первоклассников». Умение использовать языковые средства в соответствии со стилем речи. Умение последовательно излагать содержание. 

Сочинение на основе личного опыта. Эмоционально-образное описание трудового процесса «Как мы убирали класс». Умение определять цель своего высказывания и подчинять ей текст. Умение планировать свой текст и писать в соответствии с планом.

4. Обобщение и систематизация знаний и умений, необходимых для полного и точного раскрытия темы и основной мысли в изложении и сочинении – 6 часов

Выборочно изложение по мультфильму. Умение отбирать материал в соответствии с темой. Умение находить слова, передающие отношения автора к описываемому.

Сжатое изложение. Умение отбирать из текста существенное для раскрытия темы и основной мысли; пользоваться различными способами сокращения текста.

Редактирование текста изложения. Умение вносить пропущенное и устранять второстепенное при редактировании текста; сохранять связность при сокращении текста.

Сочинение на основе личного опыта «Как мы украшали ёлку». Умение отбирать материал в соответствии с темой и основной мыслью; определять и раскрывать основную мысль в своем тексте.

Сжатое изложение текста, воспринятого на слух. Умение сокращать текст.

Редактирование текста изложения. Умение находить и исправлять ошибки в сжатом изложении.

5. Работа с текстом типа описания – 6 часов

Свободный диктант. Умение использовать описание в повествовательном тексте. Умение точно употреблять слова в тексте.

Подробное изложение деформированного текста. Наблюдение над композицией описания. Умение группировать предложения по подтемам, составлять план, устанавливать связи между предложениями в тексте.

Сочинение по наблюдениям «Наша кошка (собака)». Умение строить описание животного; использовать речевые средства для точной передачи наблюдений и собственного отношения к описываемому.

Редактирование текста сочинения. Умение оценивать точность и выразительность описаний; исправлять случаи неточного употребления слов.

Сочинение по личному опыту и наблюдениям о своей маме. Умение определять и раскрывать основную мысль; использовать речевые средства для раскрытия основной мысли.

Сочинение по картине. Умение определять в тексте основную мысль и средства ее выражения.

6. Работа с текстом типа рассуждения – 5 часов.

Подробное изложение по тексту типа рассуждения. Умение рассуждение; использовать слова для связи предложений в рассуждении.

Сочинение по литературному источнику «Мой любимый герой». Умение планировать текст рассуждение. Умение строить доказательство.

Редактирование текста сочинения. Умение находить и исправлять недочеты в построении рассуждения.

Сочинение по наблюдениям  «Вот и весна пришла!» Умение составлять план наблюдений и план сочинения; отбирать материал в соответствии с основной мыслью сочинения.

Итоговое сочинение «Самый радостный день в моей жизни». Умение самостоятельно определять тему и основную мысль своего сочинения и раскрыть их в тексте.

По окончании курса обучающиеся должны уметь:

  1. Получать информацию для высказывания, раскрывать тему и главную мысль в изложении и сочинении;
  2. Правильно строить текст: выделять части в тексте, связно и последовательно излагать материал, формулировать вводную и заключительную части текста и др.;
  3. Редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

        УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Развитие связной речи – 4 класс

№п/п

Дата

Этап системы

Тема урока

Кол -

во

часов

Формирование знаний и умений

1.

Повторение знаний о признаках текста

2

1.1

Подробное изложение

1

Умение отличать текст от группы отдельных предложений

1.2



Редактирование текста

1

Умение определять тему и главную мысль текста и раскрывать их при подробной передаче содержания.

2

Обработка умений, связанных со структурой текста

9

 2.1

 

Свободный диктант

1

Умение выделять части в тексте. Умение точно употреблять слова в речи.

2.2

Подробное изложение с творческими дополнениями (текст дается без выделения частей)

1

Умение делить текст на части, составлять план. Умение формулировать вводную и заключительную части.

2.3



Сочинение на основе личного

опыта «Лучший день лета».

1

Умение определять и раскрывать тему и основную мысль в сочинении. Умение выделять части в сочинении.

2.4



Анализ сочинений и редактирование текста.

1

Умение вносить дополнения и исправления в содержание текста.

2.5

Сочинение по наблюдениям «Прогулка по осеннему парку».

1

Умение собирать материал к сочинению путем наблюдений; намечать предметы текста; использовать прилагательные, обозначающие цвет.

2.6



Анализ и редактирование сочинения.


1

Умение совершенствовать построение сочинения. Умение строить части текста.

2.7

Подробное изложение. Наблюдение над композицией повествовательного текста.

1

Умение составлять план в соответствии с композицией текста; определять тему и основную мысль текста.

2.8

Подробное изложение по измененному плану (идея текста близка к идее предыдущего текста).

1

Умение различать тему и идею текста; излагать содержание в заданной последовательности; составлять план текста.

2.9

Подробное изложение деформированного текста (изменен порядок частей).

1

Умение устанавливать и соблюдать последовательность изложения; использовать слова для связи частей текста.

3

Работа с деловым стилем речи. Сравнение делового и художественного стилей речи.

2

3.1

 

Сочинение на основе личного опыта. Деловое описание делового процесса «Как сделать карточки для первоклассников».

1

Умение использовать языковые средства в соответствии со стилем речи. Умение последовательно излагать содержание.

3.2

Сочинение на основе личного опыта. Эмоционально-образное описание трудового процесса «Как мы убирали класс».

1

Умение определять цель своего высказывания и подчинять ей текст. Умение планировать свой текст и писать в соответствии с планом.

4

Обобщение и систематизация знаний и умений, необходимых для полного и точного раскрытия темы и основной мысли в изложении и сочинении.

6

4.1

 

Выборочно изложение по мультфильму.

1

Умение отбирать материал в соответствии с темой. Умение находить слова, передающие отношения автора к описываемому.

4.2

Сжатое изложение.

1

Умение отбирать из текста существенное для раскрытия темы и основной мысли; пользоваться различными способами сокращения текста.

4.3

Редактирование текста изложения.

1

Умение вносить пропущенное и устранять второстепенное при редактировании текста; сохранять связность при сокращении текста.

4.4

Сочинение на основе личного

опыта «Как мы украшали ёлку».

1

Умение отбирать материал в соответствии с темой и основной мыслью; определять и раскрывать основную мысль в своем тексте.

4.5

Сжатое изложение текста, воспринятого на слух.

1


Умение сокращать текст.

4.6

Редактирование текста изложения.

1

Умение находить и исправлять ошибки в сжатом изложении.

5

 Работа с текстом типа описания

6

5.1

Свободный диктант


1


Умение использовать описание в повествовательном тексте. Умение точно употреблять слова в тексте.

5.2

Подробное изложение деформированного текста. Наблюдение над композицией описания.

1

Умение группировать предложения по подтемам, составлять план, устанавливать связи между предложениями в тексте.

5.3

Сочинение по наблюдениям «Наша кошка (собака)»

1

Умение строить описание животного; использовать речевые средства для точной передачи наблюдений и собственного отношения к описываемому.

5.4

Редактирование текста сочинения.

1

Умение оценивать точность и выразительность описаний; исправлять случаи неточного употребления слов.

5.5

Сочинение по личному опыту и наблюдениям о своей маме.

1

Умение определять и раскрывать основную мысль; использовать речевые средства для раскрытия основной мысли.

5.6

Сочинение по картине.

1

Умение определять в тексте основную мысль и средства ее выражения.

6.

Работа с текстом типа рассуждения.

5

6.1

Подробное изложение по тексту типа рассуждения.

1

Умение рассуждение; использовать слова для связи предложений в рассуждении.

6.2

Сочинение по литературному источнику «Мой любимый герой».

1

Умение планировать текст рассуждение. Умение строить доказательство.

6.3

Редактирование текста сочинения.

1

Умение находить и исправлять недочеты в построении рассуждения.

6.4

Сочинение по наблюдениям  «Вот и весна пришла!»

1

Умение составлять план наблюдений и план сочинения; отбирать материал в соответствии с основной мыслью сочинения.

6.5

Итоговое сочинение «Самый радостный день в моей жизни».

1

Умение самостоятельно определять тему и основную мысль своего сочинения и раскрыть их в тексте.

Итого: 30 часов

Учебный план

Категория обучающихся: 9- 10 лет, обучающиеся 4 класса

Количество часов: 30 часов

Срок обучения: сентябрь – апрель 2011-2012 года

Режим занятий: 1 час в неделю

№ п/п

Наименование компонентов и разделов

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Диагностическое

обследование

Практические занятия

1

Повторение знаний о признаках текста

2

2

2

Обработка умений, связанных со структурой текста

9

9

3

Работа с деловым стилем речи. Сравнение делового и художественного стилей речи.

2

2

4

Обобщение и систематизация знаний и умений, необходимых для полного и точного раскрытия темы и основной мысли в изложении и сочинении

6

6

5

Работа с текстом типа описания

6

6

6

Работа с текстом типа рассуждения

5

1

4

ИТОГО

30

1

29

Итоговый контроль

ЛИТЕРАТУРА

  1. Щеголева Г.С.  Издательство  «Специальная литература»: СПб: 1996г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для учащихся 3 класса (развитие связной речи) . Тема "Плохо" (по В. Осеевой)

Презентацияна основе рассказа В. Осеевой "Плохо". Материал для изложения с использованием ментальной карты. Цель: обучение последовательному и точному изложению материала....

Рабочая программа кружка "Школа развития речи", 3 класс

Рабочая программа курса "Школа развития речи составлена к курсу Соколовой "школа развития речи. Включает в себя тематическое планирование и пояснительную записку....

Рабочая программа кружка по развитию речи 2 класс

Может быть использована в рамках внеурочной деятельности...

Школа VIII вида. Адаптированная рабочая программа. 2 класс. Развитие речи. Календарно-тематическое планирование по развитию речи.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся 2 класса«Развитие речи»1. Пояснительная записка      Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие связной речи" 1 класс ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие связной речи" 1 класс ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 1-4 КЛАССЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 1-4 КЛАССЫ...

Мастер класс. Развитие связной речи младших школьников.

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся...