Рабочая программа кружка 4 класс. Развитие связной речи.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передачи содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_platnye_uslugi.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ершовская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова
«Утверждаю» директор МОУ Ершовской СОШ имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова __________ Т.В. Гарькавая ___________2011 год
| «Согласовано» зам. директора по УВР __________________Т.Н. Винивитина _________________ 2011год | «Рассмотрено» на заседании МО Протокол № ____ от _____________ 2011 года _______________Т.С. Кирокосян ______________ 2011 год |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»
Класс: 4 «А»
Учитель: Агафонова Лариса Александровна
Количество часов на год: 30 часов
В неделю 1 час
с. Ершово
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передачи содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. В комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:
- Информационно-содержательные, включающие умения получать информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении;
- Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.;
- Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю;
- Умение редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
- Занятия проводятся с обучающимися 9 – 10 лет; в здании МОУ Ершовской СОШ имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова, на 1 этаже, кабинет №11.
- Наполняемость группы – 10 – 12 человек;
- Цикл рассчитан на 8 месяцев (сентябрь - апрель), 30 часов;
- Режим занятий – 1 час в неделю, из них 2 (два) – диагностических (первое и последнее)
Содержание курса
1. Повторение знаний о признаках текста – 2 часа.
Подробное изложение. Умение отличать текст от группы отдельных предложений.
Редактирование текста. Умение определять тему и главную мысль текста и раскрывать их при подробной передаче содержания.
2.Обработка умений, связанных со структурой текста – 9 часов.
Свободный диктант. Умение выделять части в тексте. Умение точно употреблять слова в речи.
Подробное изложение с творческими дополнениями (текст дается без выделения частей). Умение делить текст на части, составлять план. Умение формулировать вводную и заключительную части.
Сочинение на основе личного опыта «Лучший день лета». Умение определять и раскрывать тему и основную мысль в сочинении. Умение выделять части в сочинении.
Анализ сочинений и редактирование текста. Умение вносить дополнения и исправления в содержание текста.
Сочинение по наблюдениям «Прогулка по осеннему парку». Умение собирать материал к сочинению путем наблюдений; намечать предметы текста; использовать прилагательные, обозначающие цвет.
Анализ и редактирование сочинения. Умение совершенствовать построение сочинения. Умение строить части текста.
Подробное изложение. Наблюдение над композицией повествовательного текста. Умение составлять план в соответствии с композицией текста; определять тему и основную мысль текста.
Подробное изложение по измененному плану (идея текста близка к идее предыдущего текста). Умение различать тему и идею текста; излагать содержание в заданной последовательности; составлять план текста.
Подробное изложение деформированного текста (изменен порядок частей). Умение устанавливать и соблюдать последовательность изложения; использовать слова для связи частей текста.
3.Работа с деловым стилем речи. Сравнение делового и художественного стилей речи – 2 часа
Сочинение на основе личного опыта. Деловое описание делового процесса «Как сделать карточки для первоклассников». Умение использовать языковые средства в соответствии со стилем речи. Умение последовательно излагать содержание.
Сочинение на основе личного опыта. Эмоционально-образное описание трудового процесса «Как мы убирали класс». Умение определять цель своего высказывания и подчинять ей текст. Умение планировать свой текст и писать в соответствии с планом.
4. Обобщение и систематизация знаний и умений, необходимых для полного и точного раскрытия темы и основной мысли в изложении и сочинении – 6 часов
Выборочно изложение по мультфильму. Умение отбирать материал в соответствии с темой. Умение находить слова, передающие отношения автора к описываемому.
Сжатое изложение. Умение отбирать из текста существенное для раскрытия темы и основной мысли; пользоваться различными способами сокращения текста.
Редактирование текста изложения. Умение вносить пропущенное и устранять второстепенное при редактировании текста; сохранять связность при сокращении текста.
Сочинение на основе личного опыта «Как мы украшали ёлку». Умение отбирать материал в соответствии с темой и основной мыслью; определять и раскрывать основную мысль в своем тексте.
Сжатое изложение текста, воспринятого на слух. Умение сокращать текст.
Редактирование текста изложения. Умение находить и исправлять ошибки в сжатом изложении.
5. Работа с текстом типа описания – 6 часов
Свободный диктант. Умение использовать описание в повествовательном тексте. Умение точно употреблять слова в тексте.
Подробное изложение деформированного текста. Наблюдение над композицией описания. Умение группировать предложения по подтемам, составлять план, устанавливать связи между предложениями в тексте.
Сочинение по наблюдениям «Наша кошка (собака)». Умение строить описание животного; использовать речевые средства для точной передачи наблюдений и собственного отношения к описываемому.
Редактирование текста сочинения. Умение оценивать точность и выразительность описаний; исправлять случаи неточного употребления слов.
Сочинение по личному опыту и наблюдениям о своей маме. Умение определять и раскрывать основную мысль; использовать речевые средства для раскрытия основной мысли.
Сочинение по картине. Умение определять в тексте основную мысль и средства ее выражения.
6. Работа с текстом типа рассуждения – 5 часов.
Подробное изложение по тексту типа рассуждения. Умение рассуждение; использовать слова для связи предложений в рассуждении.
Сочинение по литературному источнику «Мой любимый герой». Умение планировать текст рассуждение. Умение строить доказательство.
Редактирование текста сочинения. Умение находить и исправлять недочеты в построении рассуждения.
Сочинение по наблюдениям «Вот и весна пришла!» Умение составлять план наблюдений и план сочинения; отбирать материал в соответствии с основной мыслью сочинения.
Итоговое сочинение «Самый радостный день в моей жизни». Умение самостоятельно определять тему и основную мысль своего сочинения и раскрыть их в тексте.
По окончании курса обучающиеся должны уметь:
- Получать информацию для высказывания, раскрывать тему и главную мысль в изложении и сочинении;
- Правильно строить текст: выделять части в тексте, связно и последовательно излагать материал, формулировать вводную и заключительную части текста и др.;
- Редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Развитие связной речи – 4 класс
№п/п | Дата | Этап системы | Тема урока | Кол - во часов | Формирование знаний и умений |
1. | Повторение знаний о признаках текста | 2 | |||
1.1 | Подробное изложение | 1 | Умение отличать текст от группы отдельных предложений | ||
1.2 | Редактирование текста | 1 | Умение определять тему и главную мысль текста и раскрывать их при подробной передаче содержания. | ||
2 | Обработка умений, связанных со структурой текста | 9 | |||
2.1 |
| Свободный диктант | 1 | Умение выделять части в тексте. Умение точно употреблять слова в речи. | |
2.2 | Подробное изложение с творческими дополнениями (текст дается без выделения частей) | 1 | Умение делить текст на части, составлять план. Умение формулировать вводную и заключительную части. | ||
2.3 | Сочинение на основе личного опыта «Лучший день лета». | 1 | Умение определять и раскрывать тему и основную мысль в сочинении. Умение выделять части в сочинении. | ||
2.4 | Анализ сочинений и редактирование текста. | 1 | Умение вносить дополнения и исправления в содержание текста. | ||
2.5 | Сочинение по наблюдениям «Прогулка по осеннему парку». | 1 | Умение собирать материал к сочинению путем наблюдений; намечать предметы текста; использовать прилагательные, обозначающие цвет. | ||
2.6 | Анализ и редактирование сочинения. | 1 | Умение совершенствовать построение сочинения. Умение строить части текста. | ||
2.7 | Подробное изложение. Наблюдение над композицией повествовательного текста. | 1 | Умение составлять план в соответствии с композицией текста; определять тему и основную мысль текста. | ||
2.8 | Подробное изложение по измененному плану (идея текста близка к идее предыдущего текста). | 1 | Умение различать тему и идею текста; излагать содержание в заданной последовательности; составлять план текста. | ||
2.9 | Подробное изложение деформированного текста (изменен порядок частей). | 1 | Умение устанавливать и соблюдать последовательность изложения; использовать слова для связи частей текста. | ||
3 | Работа с деловым стилем речи. Сравнение делового и художественного стилей речи. | 2 | |||
3.1 |
| Сочинение на основе личного опыта. Деловое описание делового процесса «Как сделать карточки для первоклассников». | 1 | Умение использовать языковые средства в соответствии со стилем речи. Умение последовательно излагать содержание. | |
3.2 | Сочинение на основе личного опыта. Эмоционально-образное описание трудового процесса «Как мы убирали класс». | 1 | Умение определять цель своего высказывания и подчинять ей текст. Умение планировать свой текст и писать в соответствии с планом. | ||
4 | Обобщение и систематизация знаний и умений, необходимых для полного и точного раскрытия темы и основной мысли в изложении и сочинении. | 6 | |||
4.1 |
| Выборочно изложение по мультфильму. | 1 | Умение отбирать материал в соответствии с темой. Умение находить слова, передающие отношения автора к описываемому. | |
4.2 | Сжатое изложение. | 1 | Умение отбирать из текста существенное для раскрытия темы и основной мысли; пользоваться различными способами сокращения текста. | ||
4.3 | Редактирование текста изложения. | 1 | Умение вносить пропущенное и устранять второстепенное при редактировании текста; сохранять связность при сокращении текста. | ||
4.4 | Сочинение на основе личного опыта «Как мы украшали ёлку». | 1 | Умение отбирать материал в соответствии с темой и основной мыслью; определять и раскрывать основную мысль в своем тексте. | ||
4.5 | Сжатое изложение текста, воспринятого на слух. | 1 | Умение сокращать текст. | ||
4.6 | Редактирование текста изложения. | 1 | Умение находить и исправлять ошибки в сжатом изложении. | ||
5 | Работа с текстом типа описания | 6 | |||
5.1 | Свободный диктант | 1 | Умение использовать описание в повествовательном тексте. Умение точно употреблять слова в тексте. | ||
5.2 | Подробное изложение деформированного текста. Наблюдение над композицией описания. | 1 | Умение группировать предложения по подтемам, составлять план, устанавливать связи между предложениями в тексте. | ||
5.3 | Сочинение по наблюдениям «Наша кошка (собака)» | 1 | Умение строить описание животного; использовать речевые средства для точной передачи наблюдений и собственного отношения к описываемому. | ||
5.4 | Редактирование текста сочинения. | 1 | Умение оценивать точность и выразительность описаний; исправлять случаи неточного употребления слов. | ||
5.5 | Сочинение по личному опыту и наблюдениям о своей маме. | 1 | Умение определять и раскрывать основную мысль; использовать речевые средства для раскрытия основной мысли. | ||
5.6 | Сочинение по картине. | 1 | Умение определять в тексте основную мысль и средства ее выражения. | ||
6. | Работа с текстом типа рассуждения. | 5 | |||
6.1 | Подробное изложение по тексту типа рассуждения. | 1 | Умение рассуждение; использовать слова для связи предложений в рассуждении. | ||
6.2 | Сочинение по литературному источнику «Мой любимый герой». | 1 | Умение планировать текст рассуждение. Умение строить доказательство. | ||
6.3 | Редактирование текста сочинения. | 1 | Умение находить и исправлять недочеты в построении рассуждения. | ||
6.4 | Сочинение по наблюдениям «Вот и весна пришла!» | 1 | Умение составлять план наблюдений и план сочинения; отбирать материал в соответствии с основной мыслью сочинения. | ||
6.5 | Итоговое сочинение «Самый радостный день в моей жизни». | 1 | Умение самостоятельно определять тему и основную мысль своего сочинения и раскрыть их в тексте. |
Итого: 30 часов
Учебный план
Категория обучающихся: 9- 10 лет, обучающиеся 4 класса
Количество часов: 30 часов
Срок обучения: сентябрь – апрель 2011-2012 года
Режим занятий: 1 час в неделю
№ п/п | Наименование компонентов и разделов | Всего часов | В том числе | Формы контроля | |
Диагностическое обследование | Практические занятия | ||||
1 | Повторение знаний о признаках текста | 2 | 2 | ||
2 | Обработка умений, связанных со структурой текста | 9 | 9 | ||
3 | Работа с деловым стилем речи. Сравнение делового и художественного стилей речи. | 2 | 2 | ||
4 | Обобщение и систематизация знаний и умений, необходимых для полного и точного раскрытия темы и основной мысли в изложении и сочинении | 6 | 6 | ||
5 | Работа с текстом типа описания | 6 | 6 | ||
6 | Работа с текстом типа рассуждения | 5 | 1 | 4 | |
ИТОГО | 30 | 1 | 29 | ||
Итоговый контроль |
ЛИТЕРАТУРА
- Щеголева Г.С. Издательство «Специальная литература»: СПб: 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие для учащихся 3 класса (развитие связной речи) . Тема "Плохо" (по В. Осеевой)
Презентацияна основе рассказа В. Осеевой "Плохо". Материал для изложения с использованием ментальной карты. Цель: обучение последовательному и точному изложению материала....
Рабочая программа кружка "Школа развития речи", 3 класс
Рабочая программа курса "Школа развития речи составлена к курсу Соколовой "школа развития речи. Включает в себя тематическое планирование и пояснительную записку....
Рабочая программа кружка по развитию речи 2 класс
Может быть использована в рамках внеурочной деятельности...
Школа VIII вида. Адаптированная рабочая программа. 2 класс. Развитие речи. Календарно-тематическое планирование по развитию речи.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся 2 класса«Развитие речи»1. Пояснительная записка Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие связной речи" 1 класс ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие связной речи" 1 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 1-4 КЛАССЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 1-4 КЛАССЫ...
Мастер класс. Развитие связной речи младших школьников.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся...