Рабочая программа кружка (1 класс) "Этика: азбука добра".
рабочая программа (1 класс) по теме
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем,что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано на ШМО руководитель МО _________________ Мальцева Н.Е._______ протокол №__________ от ______________________ | Согласовано зам. директора по УВР Хваловская Е.В. протокол № _______________ от ____________________ | Утверждаю директор МБОУ СОШ № 19 ___________________ Воронина С.В. Приказ № ____________ от ________________ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 19 ».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка
для 1 класса
«Этика: азбука добра»
на 2012 - 2013 учебный год.
Программу разработал
учитель начальных классов
Мальцева Наталья Евгеньевна
1 | Пояснительная записка | Рабочая программа кружка для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем,что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
|
2 | Характеристика курса | Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в рамках работы кружка «Этика: азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
|
3 | Место курса в учебном плане | Место курса в учебном плане: кружок «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в каждом классе. |
4 | Ценностные ориентиры | Содержание программы кружка раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике: 1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков. 2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил. 3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам. 4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий. |
5 | Личностные, метапредметные и предметные результаты | В процессе освоения материалов кружка ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах кружка содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов. |
6 | Содержание | Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Универсальные учебные действия Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Правила общения (взаимоотношения с другими людьми). Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание. Универсальные учебные действия Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. О трудолюбии. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства. Универсальные учебные действия Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств. Культура внешнего вида. Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Универсальные учебные действия Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека. Внешкольный этикет. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу. Универсальные учебные действия Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. |
7. | Примерная тематика занятий | Тема 1. Школьный этикет Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены? Мы – в школьной столовой. Тема 2. Правила общения Зачем нужны «вежливые» слова (доброжелательность). Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Мой учитель. Думай о других: сочувствие – как его выразить? Моя семья. Тема 3. О трудолюбии Что помогает учиться лучше (старательность). Как мы трудимся: в школе и дома. Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). Тема 4. Культура внешнего вида Основные правила Мойдодыра. Каждой вещи свое место. Тема 5. Внешкольный этикет Правила поведения на улице, в транспорте. «Спасибо» и «пожалуйста». |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дата | № | Тема |
Школьный этикет |
05.09 | 1. | Мы пришли на урок. |
12.09 | 2. | Зачем нужны перемены? |
19.09 | 3. | Мы в школьной столовой. |
26.09 | 4. | Давайте жить дружно! |
Правила общения |
03.10 | 5. | Зачем нужны «вежливые» слова. |
10.10 | 6. | Доброжелательность и равнодушие. |
17.10 | 7. | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. |
24.10 | 8. | Доброе слово и кошке приятно. |
31.10 | 9. | Умеем ли мы общаться? Культура спора. |
14.11 | 10. | Вежливый слушатель. |
21.11 | 11. | Культура приветствия, обращения и знакомства. |
28.11 | 12. | Как не прослыть неприятным человеком? |
05.12 | 13. | Литературный ринг « О дружбе, доброте и отзывчивости». |
12.12 | 14. | Мой учитель. |
19.12 | 15. | Думай о других: сочувствие – как его выразить? |
26.12 | 16. | Моя семья. Мое отношение к родным. |
О трудолюбии |
16.01 | 17. | Что помогает учиться лучше. |
23.01 | 18. | Как мы трудимся в школе и дома. |
30.01 | 19. | Бережливость: каждой вещи свое место. |
06.02 | 20. | Бережное отношение к школьному имуществу. |
20.02 | 21. | Руки человека. |
Культура внешнего вида |
27.02 | 22. | Основные правила Мойдодыра. |
06.03 | 23. | Твой внешний вид. |
13.03 | 24. | Обаяние и аккуратность. |
20.03 | 25. | О чистоте и порядке. |
03.04 | 26. | Каждой вещи свое место. |
Внешкольный этикет |
10.04 | 27. | Спасибо и пожалуйста. |
17.04 | 28. | Поведение на улице. |
24.04 | 29. | Поведение в транспорте. |
01.05 | 30. | Поведение в театре. |
08.05 | 31. | Поведение в общественных местах. |
15.05 | 32. | Семь наших «Я». Научись смотреть на себя « со стороны». |
22.05 | 33. | Добрые дела живут века! Копилка добрых дел (проект) |
Материально – техническое обеспечение воспитательного процесса.
- В.А. Сухомлинский «Хрестоматия по этике». Москва « Педагогика» 1990г.
- Л.И. Гайдина, А.В.Кочергина «Мастерская учителя». Москва «ВАКО» 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"
Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:Азбука добра"
Данная прорамма внеурочной деятельности "Этика:Азбука добра" разработанна в соответствии с требованиями ФГОС и возрастными особенностями детей начальной школы. Программа содержит пояснительную з...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» , составлена в соответствии с ФГОС
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"4 класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Необходимость нрав...
Рабочая программа по факультативному курсу «Этика: азбука добра»
Данная образовательная программа направлена на обучающихся 1-4 классов. Программа относится к направлению общественно полезная практика, разработана на основе авторской программы И.С. Хомя...
Рабочая программа ВУД 3 класс "Этика: Азбука добра"
Рабочая программа к курсу «Этика: азбука добра» для 3 класса составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» И.С. Хомяковой, В.И. Петровой...