Рабочая программа коррекционного курса «Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» (вариант 3.2)
рабочая программа
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» (вариант 3.2) для 1-4 классов разработана с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся на основе методической рекомендации выполненной в рамках реализации плана мероприятий Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения «Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования под редакцией Г. В. Никулиной, 2018
Современными научными исследованиями доказано, что снижение функции зрения, неизбежно приводящее к снижению скорости и точности восприятия, обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленность и нечеткость их опознания, нарушает одновременность, дистантность восприятия. Кроме того, у детей, испытывающих зрительную депривацию, наблюдается ослабление некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия выражается в сужении круга интересов, снижении активности отражательной деятельности, что в свою очередь приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира. Для детей с нарушениями зрения характерным также является более слабый, по сравнению с нормально видящими детьми, уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира и т.д.
Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей этой категории позволяет утверждать, что дети с нарушениями зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного положения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.
Кроме того, недостатки зрительного восприятия, вызывая формирование нечетких, недифференцированных образов – представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) младших школьников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.
В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий, что в свою очередь приводит к снижению успеваемости.
Такое положение вызвало необходимость создания комфортных условий пребывания в образовательной среде детей с проблемами зрения. Коррекция и компенсация зрительных нарушений у детей не происходит спонтанно, а требует целенаправленной коррекционной работы.
Цель: компенсация нарушений сенсорного и зрительного восприятия в единстве с развитием познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, речи, а так же мотивации, установок, интересов; стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности; овладение знаниями о здоровьесберегающем процессе по охране зрения, а также помощь в адаптации к учебе, жизни.
Задачи курса:
- Дать знания, помогающие обеспечить охрану зрения в жизни, поддержать остаточное зрение, по возможности улучшить имеющееся зрение.
- Расширение и коррекция у детей с нарушениями зрения предметных представлений и способов обследования предметов; формирование системы основных умственных действий и операций.
- Повышение уровня сенсорной готовности к школьному обучению путем формирования сенсорных эталонов.
- Формирование у детей потребности использования зрительных умений и навыков для установления причинно-следственных связей при восприятии множества объектов.
- Развитие восприятия глубины пространства и способности ориентироваться в пространстве.
- Развитие временных представлений.
Обеспечение тесной связи мануальных и зрительных действий ребенка и совершенствование зрительно-моторной координации.
2. Общая характеристика коррекционного курса
В соответствии с выделенными задачами программа включает в себя 5 разделов, лежащих в основе развития зрительного восприятия младших школьников: развитие зрительно – моторной координации при работе на листе бумаги; приучение детей к умению удерживать зрительный стимул в поле зрения во время выполнения заданий на зрительную координацию; активизация зрительных образов и сенсорных эталонов; использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и средства установления причинно-следственных связей; развитие глубинного зрения, расширение поля зрения, развитие восприятия глубины пространства.
Данная программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с функциональным нарушением зрения, а также оказание помощи детям данной категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Коррекционный курс «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» является важным и необходимым в школе для детей с нарушением зрения. Этот курс призван сохранять общее здоровье и остаточное зрение. Врожденные и приобретенные заболевания глаз требуют дифференцированного подхода тифлопедагога, преподавателей, медицинских работников, родителей, знаний учащимися своего дефекта и особенностей его прогноза.
В предлагаемой программе весь материал сгруппирован по разделам, позволяющим вести целенаправленную работу по развитию различных сторон зрительного восприятия (развитию восприятия основных сенсорных эталонов, формированию зрительных представлений о явлениях и предметах окружающего мира и др.) в тесной связи с развитием других психических процессов и в связи с изучением школьных предметов. Материал программы представлен так, что позволяет осуществлять преемственность в работе по развитию зрительного восприятия.
Данный курс позволит качественно изменить отношение учащихся к своему здоровью, образованию, нести ответственность за свою жизнь, грамотно пользоваться возможностями своего нарушенного зрения для восприятия окружающего мира.
3. Место коррекционного курса в учебном плане
1 класс | 33 |
2 класс | 34 |
3 класс | 34 |
4 класс | 34 |
5 класс | 34 |
Формы организации учебного процесса:
Основной организационной формой работы по реализации программы являются специальные (коррекционные) занятия.
При проведении уроков используются беседа, интегрированные уроки, рассказ, подвижные игры с предметами и без них, ролевые игры, практические занятия в спортивном зале и на улице, направленные на укрепление силы, выносливости и ловкости детей, экскурсии;
Структура занятия по охране и развитию зрения и зрительного восприятия
Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: конструктивной, игровой, музыкально-ритмической, изобразительной и др. в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Занятие может состоять из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Вводная часть включает сообщение цели и задач урока, а также психологическую подготовку учащихся. В подготовительной части используются упражнения по развитию сенсорной (осязательной, слуховой, обонятельной и зрительной) сферы учащихся. В основной части занятия изучаются и закрепляются программные темы по развитию зрительного восприятия. В заключительной части подводятся итоги урока, анализируется и дается устная оценка работы учащегося и предлагается домашнее задание.
4. Планируемые результаты изучения курса
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию зрительного восприятия учащиеся могут продемонстрировать овладение описанными ниже компетенциями на трех уровнях: низкий – не делает, средний – делает с помощью взрослого или сверстника, высокий – делает самостоятельно:
Компетенция взаимодействия:
- Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога.
Учебно-познавательная компетенция:
- быстро и правильно ориентироваться на листе в клетку и в узкую линейку;
- копировать объекты с большим количеством деталей;
- классифицировать письменные буквы по разным основаниям;
- анализировать сложную геометрическую форму, выделяя все конфигурации составных частей, называть формы четырёхугольника, знать призму, пирамиду, параллелепипед, конус;
- выделять оттенки цветов в окружающем, создавать цветовые гаммы по насыщенности;
- использовать явления природы для ориентировки во времени;
- знать понятие недели;
- определять возрастные отношения между членами семьи;
- определять пространственные отношения;
- пользоваться простейшими схемами, таблицами; использовать образцы при выполнении в работе и контроле;
- уметь самостоятельно готовить рабочее место в классе и дома; привычно соблюдать правильную осанку; выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам в коррекционной работе; придерживаться заданного темпа работы; овладевать отдельными приемами контроля; оценивать работу товарища; планировать учебные занятия в режиме дня.
Коммуникативная компетенция:
- Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.
- Расширение представлений об эмоциях
Компетенция личностного самосовершенствования:
- привычно готовить рабочее место для занятий и труда.
- самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда, режим дня.
5 Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностные результаты освоения АООП НОО отражают:
1) знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к своему городу (краю); осознание своей национальности;
уважение культуры и традиций народов России и мира;
2) формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении;
умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
3) формирование и развитие значимых мотивов учебной деятельности, любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем;
приобретение новых знаний и умений, формирование мотивации достижения результата;
4) ориентацию на содержательные моменты образовательного процесса;
5) наличие стремления к совершенствованию своих способностей, ориентации на образец поведения "хорошего ученика" как примера для подражания;
6) формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
10) принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
11) формирование установки на поддержание здоровьесбережения, охрану сохранных анализаторов;
на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО отражают:
Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО*(10), за исключением:
готовности слушать собеседника и вести диалог;
готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты освоения АООП НОО отражают:
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слепых обучающихся предметные результаты должны отражать:
Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия:
овладение умением подключать и использовать остаточное зрение для безопасного передвижения в открытом и закрытом пространстве, при организации рабочего места;
развитие способности использования остаточного зрения для формирования целостного образа об объекте познания;
расширение и обогащение зрительных представлений посредством совершенствования способов зрительного и осязательного обследования;
развитие зрительной памяти, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
овладение приемами использования остаточного зрения в учебно-познавательной деятельности;
овладение знаниями о возможностях сохранения и развития остаточного зрения;
формирование навыков охраны и рационального использования остаточного зрения.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих использовать остаточное зрение при ориентировке в классе (по изменению освещенности находить окна, осветительные приборы над доской);
узнавать по форме и цвету предметы в классе, в кабинете тифлопедагога (стол учителя, парты, шкафы, доску и др.);
знать и выполнять комплексы зрительной гимнастики, снимающие утомление с глаз (2-3 комплекса);
непрерывно использовать нарушенное зрение не более 5 минут;
использовать простые лупы для получения точной зрительной информации;
узнавать и называть красный, синии, желтый, зеленый, черный, белый цвета; описывать цвета предметов, находящихся на расстоянии (цвет стен в классе, школьной мебели);
узнавать с помощью зрения геометрические фигуры в классе простой формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб);
узнавать контуры, силуэты изображений предметов школьных помещений в контурном, силуэтном изображении; называть простые пространственные отношения;
выполнять простые содружественные движения глаз и рук (отбирать шарики, пуговицы, раскладывать и расставлять предметы на плоскости);
оценивать взаиморасположение предметов в пространстве (слева, справа, впереди, сзади и др.);
использовать зрение во избежание столкновения с другими обучающимися, с предметами.
- Содержание учебного курса
Осознание необходимости охраны остаточного зрения, умение им пользоваться в учебной и практической деятельности; установление связи между целью деятельности по развитию остаточного зрения и зрительного восприятия, мотивом и результатом развития базовых зрительных функций; развитие потребности к сенсорно-перцептивной деятельности, использование, использование адекватных учебным задачам способов чувственного познания; развитие зрительного восприятия как перцептивного познавательного процесса; оценивание правильности выполнения перцептивного действия на уровне соответствия результатов требованиям поставленной задачи; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели в условиях зрительной перцептивной деятельности; алгоритмизация зрительных действий как компенсаторный способ достижения результата деятельности;
анализ объектов с целью выделения опознавательных признаков (цвет, форма, величина, структура); адекватное использование информационно-познавательной и ориентировочно-поисковой роли зрения;
осуществление аналитико-синтетической деятельности сравнения, сериации и классификации, выбор основания и критериев для указанных логических операций;
развитие зрительно-моторной координации; использование остаточного зрения в пространственной ориентировке;
умение взаимодействовать с партнерами в системе координат «слепой-зрячий», «слепой-слепой» с использованием остаточного зрения.
Охрана зрения и стабилизация зрительных функций (6 часов)
Знакомство с приемами дозированного использования нарушенного зрения.
Разучивание комплексов зрительных гимнастик для предупреждения зрительного переутомления.
Знакомство простыми лупами.
Обучение использовать остаточное зрение при ориентировке в классе, в кабинете тифлопедагога (по изменению освещенности находить окна, осветительные приборы над доской).
Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения (8 часов).
Знакомство с клеткой, ее углами, сторонам.
Знакомство с прямой линией, расположенной в разном положении (горизонтальная, вертикальная, наклонная, прямой, ломанной, волнистой, дугообразной, замкнутой, незамкнутой) и их сочетаниями.
Обучение навыкам ориентировки на листе клетчатой бумаги. Выполнение простых графических диктантов (3-4 команды). Выполнение различных видов штриховок. Обведение по внутреннему контуру. Составление орнаментов из геометрических фигур и выкладывание из мозаики.
Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения (8 часов)
Развитие зрительной дифференцировки расстояния между предметами.
Зрительная дифференцировка расстояния между предметами (3-5 предметов). Описание предметов в пространственном положении по зрительной памяти. Развитие активного словаря «дальше, между, ближе».
Создание композиции на фланелеграфе из геометрических фигур.
Формирование умения словесно обозначать пространственное расположение предметов с использованием предлогов: на, над, около, рядом, за, перед.
Обучение зрительным способом выделять пространственное расположение предмета в группе предметов, определять изменение его местоположения.
Развитие информационно-познавательной роли зрения (11 часов)
Узнавание по форме и цвету предметов школьной мебели в классе, одежды, птиц, транспорта в предметном, контурном, силуэтном изображении.
Сравнение предметов школьной мебели по величине на глаз, проверка результата сравнения приемом приложения.
Активизация представлений о круге, квадрате, прямоугольнике.
Знакомство с шаром, кубом, параллелепипедом.
Узнавание отдельных форм и соотнесение между собой однородных (угольных, округлых) форм.
Сравнение предметов по трем параметрам (цвет, форма, величина). Сравнение предметов по длине, ширине, высоте и словесное обозначение этих соотношений.
Сравнение и различие друг от друга цветов: красного — желтого, синего — зеленого, желтого — зеленого.
Локализация красного цвета из сине-зеленых, синего из красно-желтых, зеленого из красно-синих, желтого из сине-красных.
Самостоятельное восприятие объекта и описание его по плану — символу. Сравнение предметов путем выделения из множества по типу «Найди отличия». Нахождение отличий на натуральных предметах и их изображениях.
Рассматривание сюжетной картины по плану, выделяя 3 плана.
Охрана зрения и стабилизация зрительных функций (3 часа)
Профилактика зрительного утомления. Упражнения для глаз. Тифлотехнические средства поддержания и улучшения остаточного зрения.
Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения (4 часа)
Обведение по внутреннему контуру. Составление орнаментов из геометрических фигур и выкладывание из мозаики. Размещение предмета в заданной точке.
Выполнение различных видов штриховок.
Зарисовка, конструирование, вырезание геометрических фигур.
Расположение предметов в ряд по горизонтали и вертикали на одной линии, сообразуясь с высотой предмета, определяя большие и маленькие строки.
Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения (4 часа)
Описание предметов в пространственном положении по зрительной памяти. Использование в речи пространственной терминологии.
Зрительная оценка пространственных отношений между предметами, оценка положения одного предмета относительно других, отражение этих отношений в практической деятельности.
Развитие умения использовать технические средства для рассматривания мелких объектов на иллюстрациях.
Формирование представлений о протяженности пространства, о расстоянии между предметами в процессе передвижения.
Упражнение в узнавании деревьев и кустов на большом расстоянии.
Определение удаленности объектов в большом пространстве в зависимости от насыщенности окраски.
Развитие информационно-познавательной роли зрения (6 часов)
Совершенствование умения узнавать комнатные растения, спортивные тренажеры, обувь в натуральном виде и их изображения (реальное, силуэтное, контурное). Выделение главных отличительных признаков предметов одного вида и рода, узнавание по ним предметов в новых усложненных условиях восприятия и в новых причинно-следственных связях.
Совершенствование операций узнавания, локализации из множества, соотнесения, сравнения.
Закрепление представлений о цвете.
Формирование умения узнавания геометрических фигур в разных положениях по основным признакам, несмотря на варьирование несущественных. Сравнение предлагаемых изображений с эталонами. Поиск определенных фигур, предметов, расположенных на зашумленном контуре (до 3-х фигур).
Сравнение величины предметов по переменным параметрам.
Рассматривание сюжетной картины по плану. Понимание характера картины: изображения знакомых предметов, ситуации, обстановки, действий, выполняемых персонажами. Описание действий персонажей, изображенных на картине, выделение основных признаков и установление коротких функциональных связей. Выделение главного и называние картины. Использование явлений природы, изображенных на картине, для ориентировки во времени.
Охрана зрения и стабилизация зрительных функций (3 часа)
Профилактика зрительного утомления. Упражнения для глаз. Физкультура и зрение. Гигиенические требования к оптическим средствам. Тифлотехнические средства поддержания и улучшения остаточного зрения.
Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения (4 часа)
Продолжение обучению ориентировки на листе бумаги в крупную клетку. Выполнение графических диктантов (до 6 команд).
Расширение представлений о геометрических фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. Знакомство с изображением ромба, трапеции, многоугольника, овала.
Выполнение графических заданий на листе в широкую линейку. Изображение простых фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Понятие о симметрии предмета.
Расположение предметов в ряд по горизонтали и вертикали на одной линии, сообразуясь с высотой предмета, определяя большие и маленькие строки.
Рисование фигур предметов по внешнему и внутреннему трафарету.
Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения (4 часа)
Закрепление умений, полученных во втором классе.
Копирование объектов с небольшим количеством деталей.
Упражнение в узнавании предметов на большом расстоянии.
Определение удаленности объектов в большом пространстве в зависимости от насыщенности окраски.
Развитие информационно-познавательной роли зрения (6 часов)
Локализация заданных форм из множества других, определения формы предмета или его частей.
Знакомство с категорией четырехугольник: квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник, параллелограмм.
Сравнение предлагаемых изображений с эталонами.
Знакомство с призмой, пирамидой, параллелепипедом, конусом.
Развитие способности узнавать предметы школьной одежды и обуви, птиц, домашних животных в предметном, контурном, силуэтном изображении, их классификация. Составление описательного рассказа, придерживаясь плана.
Научение выделять в окружающем (с увеличением расстояния до предмета) светлые и темные тона красного, желтого, зеленого, синего цветов.
Построение рядов из предметов в порядке убывания и возрастания (до 5 предметов).
Знакомство со схемой тела стоящего напротив, спиной, лицом к доске.
Описание действий персонажей, изображенных на картине, выделение основных признаков и установление коротких функциональных связей. Выделение главного и называние картины. Использование явлений природы, изображенных на картине, для ориентировки во времени.
Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением улиц города, людей.
Моделирование пространственных отношений на фланелеграфе (ближе — дальше, выше — ниже
7. Тематическое планирование «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»
№ | Название раздела | Классы | Итого | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | Охрана зрения и стабилизация зрительных функций | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
2 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 |
3 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 |
4 | Развитие информационно-познавательной роли зрения | 5,5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 29,5 |
Итого | 6,5 | 17 | 17 | 17 | 17 |
Учебно-тематическое планирование
1 класс
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Охрана зрения и стабилизация зрительных функций | 6 |
2 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения | 8 |
3 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения | 8 |
4 | Развитие информационно-познавательной роли зрения | 11 |
Итого | 33 |
№ Занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся на занятиях: |
1 | Диагностическое занятие. Охрана зрения и стабилизация зрительных функций. | 2 | называют натуральные предметы, находящиеся в кабинете; рассматривают предметы на столе, называют цвет, форму и величину (3-5 штук); называют изображение предметов в цвете; называют предметы в силуэтном изображении; называют предметы в контурном изображении; рассказывать о роли зрения в жизни человека; сравнивают предметы по величине (5 штук); выполняют простейшие упражнения для снижения визуального напряжения и восстановления работоспособности (пальминг). |
2 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Школьные принадлежности. | 1 | рассматривают зрительно предметы, находящиеся в шкафу на полках; называют их цвет, из какого материала сделаны, форму; сравнивать предметы по величине на глаз, проверяют приемом приложения; обследуют школьные принадлежности (ручку, линейку, ластик, карандаш), предложенные учителем, находят их характерные признаки; называют белые и черные предметы на контрастном фоне (портфель, книга); находят школьные принадлежности на предметных и силуэтных рисунках. |
2 | Охрана зрения и стабилизация зрительных функций. Чтобы глаза были здоровы. | 1 | выполняют комплексы зрительных гимнастик, направленных на предупреждение и снятие зрительного утомления; выбирают из предложенных педагогом виды деятельности, безопасные для сниженного зрения; рассматривают с помощью электронной лупы предметные картинки; накладывают предметные рисунки на их силуэтное изображение. |
4 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Школьная мебель. | 1 | называют цвет, месторасположение предметов школьной мебели относительно друг друга; рассматривают зрительно, называют предметы мебели из детского набора, разложенные на столе; сравнивают по величине и форме на глаз, проверяют приемами приложения; расставляют предметы детской мебели на столе, моделируют помещение класса по инструкции педагога; рассматривают, называют предметы мебели в силуэтном изображении. |
5 | Охрана зрения и стабилизация зрительных функций. Мир вокруг нас. | 1 | пользуются простыми лупами для рассматривания деталей на рисунках, картинах, схемах.Ухаживают за очками. |
6 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Осенний парк. | 1 | рассматривают натуральные листья из гербария; называют цвета: красный, желтый, синий, зеленый; рассматривают изображения листьев, составляют букеты из листьев разных цветов; соотносят цвет листьев с цветом ваз; сравнивают листья по величине на глаз, проверяют приемом наложения; рисуют листья по внутреннему трафарету на листе ватмана, оформляют композицию: «В парке осенью». |
7 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Деревья наших лесов. | 1 | рассматривают с помощью лупы изображения деревьев; называют характерные признаки, по которым можно узнать деревья; подбирают к каждому дереву лист; подбирают к каждому дереву листья по образцу; обводят по внутреннему трафарету листья; выполняют штриховку листьев вертикальными и горизонтальными линиями. |
8 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Мой новый дом. | 2 | рассматривают предметы на столе; «читают» простые схемы на листе бумаги; узнают предметы, изображенные на схеме; называют месторасположение предметов на схеме; расставляют предметы на столе как на схеме; составляют схему класса. |
9 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Дары осени. Овощи и фрукты. | 1 | рассматривают зрительно-осязательно овощи и фрукты; выделяют главные признаки овощей и фруктов; сравнивают овощи и фрукты по цвету, форме; сравнивают овощи и фрукты по величине на глаз, проверяют ответ приемом приложения; дифференцируют на две родовые группы; вырезать по контуру овощи и фрукты. |
10 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Геометрические фигуры. | 1 | называют круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; объясняют по каким признакам опознали; рисуют простые геометрические фигуры на листе бумаги маркером по внутреннему трафарету, вырезают, нарисованные фигуры; составляют из них орнамент; группируют фигуры по форме; опознают натуральные объекты, состоящие из геометрических фигур; составляют квадрат, треугольник, прямоугольник из счетных палочек. |
11 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Пришкольный участок. | 3 | называть предметы и объекты на пришкольном участке; рассматривают зрительно предметы и объекты на пришкольном участке; называют цвет и форму предметов и объектов на пришкольном участке; оценивают взаиморасположение предметов, объектов на при школьном участке; называют деревья на пришкольном участке, подбирают к ним листья из гербария. |
12 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Посуда. Промыслы России. | 4 | называть предметы в окружающем красного, желтого, зеленого и синего цвета (по 3 предмета); рассматривают образцы ковриков на фланелеграфе (3 коврика); составляют цветные коврики по образцу из геометрических фигур разных цветов; раскрашивают рисунки акварелью, получают промежуточные цвета; группируют предметы по двум информативным признакам |
13 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Ателье одежды. | 2 | рассматривают натуральные предметы одежды (5-7 штук); узнают и называют одежду в предметном, контурном и силуэтном изображении; накладывают предметное изображение одежды на контурное изображение; собирают разрезные картинки с одеждой разных цветов из 4-5 частей; ориентируются в клетке, рисуют одежду по клеткам; выполняют графические диктанты; пользуются тифлотехническими средствами при рисовании по клеткам. |
14 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Транспорт. | 4 | рассматривают модели пассажирского транспорта; называют характерные признаки; рассматривают картинки с пассажирским транспортом (3- 5 штук); соотносят контурные изображения транспорта с предметными картинками; составляют 2-3 вида транспорта из геометрических фигур; подбирают идентичные фигуры с учетом признака формы; дифференцируют треугольники из многоугольников. |
15 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Рассматривание картины «Грачи прилетели». | 1 | рассматривают чучела птицы; рассматривают пейзажную картину с помощью электронной лупы; устанавливают причинно-следственные связи по признакам и времени года; выражают собственное отношение к сюжетному изображению; оценивают пространственное расположение грачей на картине и воспринимают планы; соотносят собственный опыт с изображением пейзажа картины. |
16 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Весна. Перелетные птицы. Контрольная диагностика. | 2 | рассматривают на предметных картинках и называют птиц: грач, ласточка, скворец, кукушка; выделяют характерные признаки птиц и соотносят их с точным словом; узнают птиц в изображениях разных модальностях (по контуру, силуэту, в разных позах и положениях); узнают птиц по загадкам-символам; составляют птицу из геометрических фигур. |
2 класс
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Охрана зрения и стабилизация зрительных функций | 6 |
2 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения | 8 |
3 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения | 8 |
4 | Развитие информационно-познавательной роли зрения | 12 |
Итого | 34 |
№Занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности |
1 | Диагностическое занятие. Охрана зрения и стабилизация зрительных функций. | 2 | обучающихся на занятии: узнают и называют цвет, форму и величину предметов; узнают и называют натуральные предметы, находящиеся в кабинете; узнают и называют изображение предметов в цвете; узнают и называют предметы в силуэтном изображении; узнают и называют предметы в контурном изображении; оценивают удаленность предметов в кабинете «от себя» и от другого предмета; оценивают удаленность предметов на рисунке; рассказывают о роли зрения в жизни человека; выполняют простейшие упражнения для снижения визуального напряжения и восстановления работоспособности (пальминг). |
2 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Школьные принадлежности. | 1 | обследуют предметы, находящиеся в кабинете; называют их цвет, из какого материала сделаны, форму; сравнивать предметы по величине на глаз; обследуют школьные принадлежности (ручку, линейку, ластик, карандаш), предложенные учителем, находить их характерные признаки; узнают и называют белые и черные предметы на контрастном фоне; узнают школьные принадлежности на предметных и силуэтных рисунках; накладывают предметные рисунки на их силуэтное изображение. |
3 | Охрана зрения и стабилизация зрительных функций. Чтобы глаза были здоровы. | 1 | выполняют комплексы зрительных гимнастик, направленных на предупреждение и снятие зрительного утомления; выбирают из предложенных педагогом виды деятельности, безопасные для сниженного зрения. |
4 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Школьная мебель. | 1 | называют месторасположение предметов школьной мебели относительно друг друга; узнают и называют предметы мебели из детского набора, разложенные на столе; раскладывают предметы детской мебели на столе по инструкции педагога; узнают и называют предметы мебели в силуэтном изображении |
5 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Работа с сюжетной картиной «В школьном саду». | 1 | рассматривают картину по алгоритму; отвечают на вопросы по сюжету картины; устанавливают причинно-следственные связи; дают название картине; узнают персонажей картины в силуэтном изображении; моделируют картину на индивидуальных фланелеграфах. |
6 | Охрана зрения и стабилизация зрительных функций. Мир вокруг нас | 1 | пользуются лупами разных видов для рассматривания деталей на рисунках, картинах, схемах; называют и выполняют правила ухода за очками. |
7 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Осенний парк: деревья и кустарники. | 1 | узнают и называют деревья и кустарники в парке по их листьям, плодам, стволам (клен, дуб, береза, рябина); узнают и называют цвета листьев и их оттенки: красный, желтый, синий, зеленый; составляют букеты из листьев разных цветов; рассматривают изображения листьев, узнают с какого они дерева; вырезают листья из бумаги; соотносят цвет листьев с цветом ваз. |
8 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Деревья наших парков. | 1 | обводят по внешнему трафарету листья; выполняют штриховку листьев вертикальными и горизонтальными линиями; узнают и называют изображения деревьев в предметном, контурном и силуэтном изображении; подбирают к каждому дереву листья |
9 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Мой город | 1 | рассматривают иллюстрации улиц города; узнают на иллюстрации улицу, на которой расположена школа; рассказывают, как пройти от дома до школы; составляют простые схемы пути от дома до школы на приборе «Ориентир»; узнают предметы, объекты, изображенные на схеме; составляют простые схемы пути от дома до школы на листе бумаги; называют месторасположение предметов, объектов на схеме. |
10 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Дары осени. Овощи и фрукты | 1 | рассматривают зрительно овощи и фрукты; выделяют главные признаки овощей и фруктов; сравнивают овощи и фрукты по цвету, форме, величине, назы-вают сходства и различия овощей и фруктов; дифференцируют на две родовые группы; обводят по внешнему контуру овощи и фрукты; вырезают по контуру овощи и фрукты. |
11 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Геометрические фигуры. | 1 | узнают и называют круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; называют основные признаки; изображают простые геометрические фигуры на листе бумаги; группируют фигуры по форме, цвету и величине; опознают натуральные объекты, состоящие из геометрических фигур, конструируют из простых геометрических фигур предметы школьной мебели; строят простые модели из материала конструктора |
12 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Растения пришкольного участка. | 1 | рассматривают растения на пришкольном участке; называют растения пришкольного участка; классифицируют растения на деревья, кустарники, травы и др.; узнают растения пришкольного участка в предметном, контурном и силуэтном изображении по характерным признакам; составляют разрезные картинки из 8 частей с изображением растений; располагают растения на схеме пришкольного участка. |
13 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Работа с сюжетной картиной Л. И. Левитана «Золотая осень» или А. Пластова «Первый снег». | 1 | рассматривают картину по алгоритму; отвечают на вопросы по сюжету картины; устанавливают причинно-следственные связи; дают название картине; узнают персонажей картины в силуэтном изображении; моделируют картину на индивидуальных фланелеграфах. |
14 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Пришкольный участок | 1 | узнают и называют предметы и объекты на пришкольном участке, знать их назначение; обследуют зрительно-осязательно предметы и объекты на пришкольном участке; называют цвет и форму предметов и объектов на пришкольном участке; сравнивают предметы и объекты на участке по величине; оценивают взаиморасположение предметов, объектов на пришкольном участке; находят предметы и объекты пришкольного участка на макете школы. |
15 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Знакомство с шаром,кубом, цилиндром, параллелепипедом. | 1 | рассматривают объемные геометрические формы; классифицируют объемные геометрические формы на группы по форме, величине и материалу; располагают объемные геометрические формы на плоскости по словесной инструкции педагога; узнают и называют объемные геометрические фигуры на картинках; располагают объемные геометрические формы на плоскости по схеме; рассказывают, используя пространственные термины, о взаиморасположении форм |
16 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Одежда зимой. | 1 | узнают и называют зимнюю одежду в предметном, контурном и силуэтном изображении; выбирают зимнюю одежду из другой сезонной одежды, аргументируют выбор; ориентируются в клетке, рисовать одежду по клеткам; выполняют графические диктанты; пользуются тифлотехническими средствами при рисовании по клеткам. |
17 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Дикие животные Севера. | 1 | рассматривают игрушки диких животных севера; узнают и называют диких животных севера по характерным признакам на предметных, силуэтных и контурных картинках; соотносят силуэтное и предметное изображение; составляют описательные загадки о животных; рисуют по клеткам изображение животного. |
18 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Работа с сюжетной картиной «Зимние развлечения детей». | 1 | называют виды зимних развлечений; отбирают из предложенных натуральных предметов те, с которыми можно играть зимой; находят на предметных, силуэтных и контурных картинках предметы для зимних игр; разгадывают кроссворд. |
19 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Посуда. Промыслы России. | 1 | узнают и называют посуду в предметном, контурном и силуэтном изображении по характерным признакам; узнают и называют оттенки красного, желтого, зеленого и синего цвета; выкладывают оттенки красного и зеленого цветов от самого светлого к самому темному; составляют цветные коврики по образцу из геометрических фигур из оттенков цветов; раскрашивают рисунки, получать промежуточные цвета; группируют предметы по двум информативным признакам; составляют узоры из геометрических фигур. |
20 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Работа с алфавитом | 1 | узнают и называют изученные буквы в письменном и печатном виде; находят печатные буквы на зашумленном фоне; составляют из изученных букв слова; копируют изученные буквы по клеткам с образца; классифицируют изученные буквы по разным основаниям; копируют буквы и слова |
21 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Транспорт. Снегоуборочные машины. | 1 | узнают и называют снегоуборочный транспорт; соотносят предметное изображение снегоуборочного транспорта с контурным и силуэтным по характерным признакам; отгадывают загадки; узнают контурные изображения транспорта, состоящие из геометрических фигур; подбирают идентичные фигуры с учетом признака формы; соединяют по точкам изображение снегоуборочного транспорта. |
22 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Рыбы озер и рек. | 1 | узнают и называют рыб по характерным признакам; сравнивают и различают друг от друга рыбы по цвету чешуи и плавников: красный — желтый, синий — зеленый, желтый — зеленый; локализуют красный цвет из сине-зеленых, синий из красно — желтых, зеленый из красно-синих, желтый из сине-красных; находят реальные изображения рыб по силуэтам; сравнивают рыбы путем выделения из множества по типу «найди отличия»; находят отличия моделей рыб и их изображений. |
23 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Игры и занятия после уроков. | 1 | называют изученные буквы алфавита; классифицируют печатные буквы алфавита -строчные и заглавные- по количеству элементов, по разным основаниям (по-строены из 2, 3, 4 палочек; имеют овал, большой полуовал, малый полуовал; «смотрят» прямо, вправо, влево; «открыты», «закрыты»); классифицируют алфавит, по общему в построении букв (пары похожих друг на друга; имеют хотя бы одну большую палочку; похожи верхней частью). |
24 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Времена года. Капель. | 1 | узнают и называют время года по характерным признакам; работают с точкой, упражняются в отличии точки от маленького круга, объемной и плоской фигуры путем выполнения работ при рисовании по клеточкам; ориентируются на листе клетчатой бумаги; выполняют простые графические диктанты (3-4 команды); выполняют различных видов штриховок; обводят по внешнему и внутреннему контуру; строят фигуры равные данной (с помощью кальки). |
25 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Обувь и одежда по сезону. | 1 | отбирают и называют одежду и обувь по сезону; узнают обувь и одежду в точечном изображении; дорисовывают недостающие части; работают с перфокартой — находят контурное и силуэтное изображение; составляют сложную конфигурацию из простых форм одежды, с использованием игры «Танграм»; рассматривают предметы одежды и обуви, описывают их по плану-символу; составляют описательные загадки по алгоритму; находят реальные предметы одежды и обуви по их контурному изображению. |
26 | Охрана зрения и стабилизация зрительных функций. Твое здоровье. Правила поведения и гигиены при проведении режимных процессов. | 1 | рассматривают иллюстрации, выделяют главное; знакомятся с иллюстрациями режима дня школьника; выкладывают отдельные картинки режима дня школьника; рассказывают режим дня школьника, используют в речи слова — наречия: вечером, утром, ночью, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже; определяют эмоциональное состояние (радость, горе, страх, гнев, удивление) героев картинок; графически изображают и моделируют их эмоциональные состояния; определяют социальную принадлежность. |
27 | Развитие регулирующей и контролирующей поли зрения. Космос. Искусственные спутники земли. | 1 | узнают и называют предметы и объекты, относящиеся к космосу; преобразовывают круг, квадрат, прямоугольник, треугольник с помощью с прямых линий, расположенных в разном положении (горизонтальная, вертикальная, наклонная, прямой, ломанной, волнистой, дугообразной, замкнутой, незамкнутой) и их сочетаниями в космические аппараты; выполняют графические работы по готовому образцу и зрительной памяти. |
28 | Труд людей. Основные предприятия города. | 1 | составляют из данных букв слова, обозначающие профессии людей; разгадывают кроссворд; выполняют задания с линейными и круговыми ориентирами, прослеживают путь рукой и глазами; рассматривают изображения предметов, определять люди, какие профессий могли их изготовить; развивают умение видеть мелкие объекты на иллюстрациях; создают композиции на фланелеграфе с учетом пространственного положения на картине, с помощью силуэтов, с учетом положения; словесно обозначают пространственное расположение предметов с использованием предлогов: на, над, около, рядом, за, перед. |
29 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Рассматривание картины «Грачи прилетели». | 1 | узнают и называют объемные геометрические фигуры; сравнивают по величине объемные геометрические фигуры; используют знания о величине в практической деятельности; узнают и называют перелетных птиц (грачей, скворцов); рассматривают чучела птиц, их предметное, силуэтное и контурное изображение; рассматривают пейзажную картину; устанавливают причинно-следственные связи по признакам и времени года; выражают собственное отношение изображению; оценивают пространственное расположение грачей на картине и воспринимают планы; соотносят собственный опыт с изображением пейзажа картины. |
30 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Весенние цветы. | 1 | узнают и называют весенние цветы по характерным признакам; составляют цветы из геометрических фигур, зарисовывают составленную композицию; раскрашивают картинки весенних цветов с использованием оттенков цветов; находят в орнаменте из цветов на клетчатой бумаге закономерности и продолжают их по аналогии; узнают цветы по характерному запаху. |
31 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Весна. Перелетные птицы. Контрольная диагностика | 1 | узнают и называют птиц: грач, ласточка, журавль, аист, скворец, жаворонок, кукушка; выделяют характерные признаки птиц и соотносить их с точным словом; узнают птиц в изображениях разных модальностях (по контуру, силуэту, в разных позах и положениях); узнают птиц по загадкам-символам; выполняют практические операции сравнения, группировки, классификации по теме. |
32 | Диагностическое занятие | 2 | выполняют задания на изучение уровня развития зрительного восприятия. |
3 класс
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Охрана зрения и стабилизация зрительных функций | 6 |
2 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения | 8 |
3 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения | 8 |
4 | Развитие информационно-познавательной роли зрения | 12 |
Итого | 34 |
№Занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся на занятиях: |
1 | Диагностическое занятие. Охрана зрения и стабилизация зрительных функций. | 2 | узнают и называют цвет, форму и величину предметов; узнают и называют натуральные предметы, находящиеся в кабинете; узнают и называют изображение предметов в цвете; узнают и называют предметы в силуэтном изображении; узнают и называют предметы в контурном изображении; оценивают удаленность предметов в кабинете «от себя» и от другого предмета; оценивают удаленность предметов на рисунке; рассказывают о роли зрения в жизни человека; знать простейшие упражнения для снижения визуального напряжения и восстановления работоспособности (пальминг). |
2 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Школьные одежда и обувь. | 1 | рассматривают предметы школьной одежды и обуви на иллюстрациях; анализируют внешний вид школьников; рассказывают о том, что надето на учениках; составляют описательные загадки: описывают одного из учеников; сравнивают предметы по величине на глаз; узнают и называют белые и черные предметы на контрастном фоне; узнают предметы школьной одежды и обуви на контурных и си-луэтных рисунках; накладывают предметные рисунки на их силуэтное изображение; ориентируются на листе бумаги в клетку; выполняют графический диктант; рисуют по клеткам предмет одежды из 9-10 команд |
3 | Охрана зрения и стабилизация зрительных функций. Чтобы глаза были здоровы. | 1 | выполняют комплексы зрительных гимнастик, направленные на предупреждение и снятие зрительного утомления; выбирают из предложенных педагогом виды деятельности, безопасные для сниженного зрения; объясняют, что полезно, а что вредно для зрения; составляют памятку как охранять зрение. |
4 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Предметы, созданные руками человека | 1 | вспоминают и называют какие предметы, созданные руками человека, встречаются по дороге в школу; называют характерные признаки, по которым их можно узнать; решают иллюстрированный кроссворд; вспоминают и называют предметы, созданные руками людей, на пришкольном участке; называют месторасположение предметов на пришкольном участке относительно друг друга; находят модели предметов пришкольного участка из разложенные на столе; расставляют предметы на столе по инструкции педагога; узнают и называют предметы мебели в контурном изображении и силуэтном изображении; заполняют таблицы с использованием стрелок с направлениями движения. |
5 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Работа с сюжетной картиной «В осеннем парке». | 1 | рассматривают картину по алгоритму; отвечают на вопросы по сюжету картины; устанавливают причинно-следственные связи; дают название картине; узнают персонажей картины в силуэтном изображении; сравнивают предлагаемые изображения с эталоном; моделируют картину на индивидуальных фланелеграфах; выбирают и называют на зашумленном фоне геометрические фигуры; обводят; рассматривают листья; составляют их из геометрических фигур. |
6 | Охрана зрения и стабилизация зрительных функций. Мир вокруг нас. | 1 | пользуются лупами разных видов для рассматривания деталей на рисунках, картинах, схемах; рассказывают гигиенические требования к охране зрения: протирать очки, не трогать глаза и очки грязными руками, иметь при себе чистый носовой платок. |
7 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Осенний парк: птицы. | 1 | узнают и называют птиц в парке по характерным признакам; узнают и называют цвета оперенья и их оттенки; узнают птиц в точечном изображении, обводят по точкам; соотносят цвет оперения с палитрой цветов; классифицируют на группы; вырезают по силуэту птиц разной величины (по 4 шт.) из бумаги; размещают птиц на фланелеграфе, моделируя отношения ближе — дальше, выше — ниже. |
8 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Транспорт на улицах города. Коллективная работа. | 1 | называют виды транспорта; отбирают внешние трафареты с их изображением транспорта, движущегося в разных направлениях; обводят по внешнему трафарету на листе ватмана, создавая дорогу; дорисовывают недостающие детали, превращая контурное изображение в предметное; выполняют штриховку вертикальными и горизонтальными линиями; узнают и называют восстановленные изображения транспорта, выполненные другими учащимся; рассказывают о правилах безопасного поведения на дороге |
9 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Мой город. | 1 | рассматривают иллюстрации улиц города; узнают на фотографии улицу, на которой расположена школа; рассматривают дома; копируют на листе бумаги объекты улицы с большим количеством деталей; рассказывают, как пройти от дома до школы; составляют простые схемы пути от дома до школы; узнают предметы, объекты, изображенные на схеме; составляют простые схемы пути от дома до школы на листе бумаги; называют месторасположение предметов, объектов на схеме. |
10 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Многообразие растений. | 1 | рассматривают зрительно гербарий растений; выделяют главные признаки; сравнивают по цвету, форме, величине; называют сходства и различия; дифференцируют на родовые группы: травы, кустарники; составляют из контуров геометрических фигур растений, их части (на выбор); сравнивают, выражают словами результат наблюдения, обосно-вывают свой выбор; вырезают по контуру; составляют собственный вариант гербария. |
11 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Геометрические фигуры. | 1 | узнают и называют квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник, параллелограмм; называют основные признаки; изображают простые геометрические фигуры на листе бумаги; группируют фигуры по форме, цвету и величине; опознают натуральные объекты, состоящие из геометрических фигур; конструируют из простых геометрических фигур предметы школьной мебели; строят простые модели геометрических фигур из материала конструктора. |
12 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Домашние животные зимой. | 1 | рассматривают иллюстрации с домашними животными зимой; называют профессии людей на иллюстрациях, связанные с до¬машними животными (фермер, экономист); называют предметы труда, которые им необходимы; классифицируют на группы; узнают в предметном, контурном и силуэтном изображения по характерным признакам; составляют разрезные картинки с домашними животными из 12 частей; составляют из слова «животновод» новые слова, записывают. |
13 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Работа с сюжетной картиной М. Ромадина «Зимняя луна». | 1 | рассматривают картину по алгоритму; отвечают на вопросы по сюжету картины; устанавливают причинно-следственные связи; дают название картине; узнают персонажей картины в силуэтном изображении; моделируют картину на индивидуальных фланелеграфах. |
14 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Город, в котором я живу. | 1 | узнают и называют на иллюстрациях объекты города, знать их назначение; рассматривают объекты на иллюстрациях; называют цвет и форму объектов; сравнивают объекты на участке по величине; оценивают взаиморасположение предметов, объектов иллюстрациях; составляют описательный рассказ о понравившемся объекте; выделяют на иллюстрациях светлые и темные тона красного, желтого, зеленого и синего цветов. |
15 | информационно-познавательной роли зрения. Знакомство с призмой, пирамидой, конусом, параллелепипедом. | 1 | рассматривают объемные геометрические формы; классифицируют объемные геометрические формы на группы по форме, величине и материалу; располагают объемные геометрические формы на плоскости по словесной инструкции педагога; узнают и называют объемные геометрические фигуры на картинках; располагают объемные геометрические формы на плоскости по схеме; рассказывают, используя пространственные термины о взаиморасположении форм. |
16 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Одежда зимой. | 1 | Виды деятельности обучающихся на занятии: узнают и называют зимнюю одежду в предметном, контурном и силуэтном изображении; выбирают зимнюю одежду из другой сезонной одежды, аргументируют выбор; ориентируются в клетке, рисуют одежду по клеткам; выполняют графические диктанты; знакомятся со схемой тела человека, стоящего напротив и повернувшегося спиной к доске. |
17 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Грибы, бактерии | 1 | рассматривают предметные иллюстрации растений, грибов, бактерий; знакомятся с микроскопом; рассматривают в микроскоп; зарисовывают и комментируют увиденное; узнают и называют на силуэтных и контурных картинках; соотносят силуэтное и предметное изображение; составляют описательные загадки о грибах; рисуют по клеткам изображение растений, грибов. |
18 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Лиственные и хвойные Работа с сюжетной картиной И. Шишкина «Лес зимой». | 1 | рассматривают лиственные и хвойные растения летом и зимой; находят общее и отличия; узнают по характерным признакам растения зимой; рассматривают картину по алгоритму; отвечают на вопросы по сюжету картины; устанавливают причинно-следственные связи; дают название картине; моделируют картину на индивидуальных фланелеграфах; разгадывают кроссворд |
19 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Посуда. Виды и назначение. | 1 | узнают и называют посуду в предметном, контурном и силуэтном изображении по характерным признакам; узнают и называют оттенки красного, желтого, зеленого и синего цвета; выкладывают оттенки красного и зеленого цветов от самого светлого к самому темному; составляют цветные коврики по образцу из геометрических фигур из оттенков цветов; раскрашивают рисунки, получают промежуточные цвета; группируют предметы по двум информативным признакам; составляют узоры из геометрических фигур. |
20 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Работа с алфавитом письменным м печатным. | 1 | узнают и называют изученные буквы в письменном и печатном виде; находят письменные буквы на зашумленном фоне; составляют из изученных букв слова; копируют изученные буквы по клеткам с образца; копируют письменные буквы через кальку; классифицируют изученные буквы по разным основаниям; копируют буквы и слова. |
21 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Транспорт (автомобильный, рельсовый, гужевой). | 1 | узнают и называют транспорт; классифицируют его на виды; соотносят предметное изображение транспорта с контурным и силуэтным по характерным признакам; отгадывают загадки; узнают контурные изображения транспорта, состоящие из геометрических фигур; подбирают идентичные фигуры с учетом признака формы; соединяют по точкам изображение транспорта; моделируют одно из транспортных средств из школьного железного конструктора по схеме. |
22 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Аквариумные рыбки. | 1 | узнают и называют рыб по характерным признакам; сравнивают и различают друг от друга рыб по цвету чешуи и плавников: красный — желтый, синий — зеленый, желтый — зеленый; локализуют красный цвет из сине-зеленых, синий из красно-желтых, зеленый из красно-синих, желтый из сине-красных; находят реальные изображения рыб по силуэтам; сравнивают рыбы, путем выделения из множества по типу «Найди отличия»; находят отличия моделей рыб и их изображений; находят отличия на иллюстрациях; создают с помощью акварельных красок цветовые гаммы по насыщенности: от светлой к темной. |
23 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Игры и занятия после уроков. | 1 | называют изученные буквы письменного алфавита; классифицируют письменные буквы алфавита — строчные и заглавные — по количеству элементов, по разным основаниям (построены из 2, 3, 4 палочек; имеют овал, большой полуовал, малый полуовал; «смотрят» прямо, вправо, влево; «открыты», «закрыты»); классифицируют алфавит по общему в построении букв (пары похожих друг на друга; имеют хотя бы одну большую палочку; похожи верхней частью); выполняют зрительные диктанты. |
24 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Времена года. Капель. | 1 | узнают и называют время года по характерным признакам; работают с точкой; упражняются в отличии точки от маленького круга, объемной и плоской фигуры путем выполнения работ при рисовании по клеточкам; ориентируются на листе бумаги в линейку; выполняют простые графические диктанты (3-4 команды); выполняют различные видов штриховок; обводят по внешнему и внутреннему контуру; строят фигуры равные данной (с помощью кальки). |
25 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Космос и его освоение. | 1 | отбирают и называют одежду и обувь космонавтов; узнают обувь и одежду в точечном изображении; рассматривают космические корабли; дорисовывают недостающие части; работают с перфокартой — находят контурное и силуэтное изображение; составляют сложную конфигурацию из простых форм ракеты, с использованием игры «Танграм»; самостоятельно воспринимают космические корабли, описывают их по плану-символу; составляют описательные загадки по алгоритму; локализуют желтый цвет из множества желто-оранжевых цветов, красного из оранжево-красных и фиолетово-красных. |
26 | Охрана зрения и стабилизация зрительных функций. Твое здоровье. Правила поведения и гигиены при проведении режимных процессов. | 1 | рассматривают иллюстрации, выделяют главное; знакомятся с иллюстрациями режима дня школьника; выкладывают отдельные картинки режима дня школьника; рассказывают режим дня школьника, используют в речи слова — наречия: вечером, утром, ночью, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже; определяют эмоционального состояния (интерес, вина) героев картинок; графически изображают и моделируют их эмоциональные состояния; понимают и передают свои чувства и чувства других людей, рассказывать об этом. |
27 | Развитие регулирующей и контролирующей поли зрения. Дорожные знаки и светофоры. | 1 | узнают и называют предметы и объекты, относящиеся к дорожным знакам; преобразуют круг, квадрат, прямоугольник, треугольник с помощью прямых линий, расположенных в разном положении (горизонтальная, вертикальная, наклонная, прямая, ломанная, волнистая, дугообразная, замкнутая, незамкнутая) и их сочетаниями в дорожные знаки; выполняют графические работы по готовому образцу и зрительной памяти |
28 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Труд людей весной. Основные предприятия города. | 1 | составляют из данных букв слова, обозначающие профессии людей; разгадывают кроссворд; выполняют задания с линейными и круговыми ориентирами; прослеживают путь рукой и глазами; рассматривают изображения предметов, определять люди, какие профессий могли их изготовить; развивают умение видеть мелкие объекты на иллюстрациях; создают композиции на фланелеграфе с учетом пространственного положения на картине, с помощью силуэтов, с учетом положения; словесно обозначают пространственное расположение предметов с использованием предлогов: на, над, около, рядом, за, перед. |
29 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Птицы весной. | 1 | узнают и называют объемные геометрические фигуры; сравнивают по величине объемные геометрические фигуры; используют знания о величине в практической деятельности; узнают и называют зимующих и перелетных птиц (грачей, скворцов); рассматривают чучела птиц, их предметное, силуэтное и контур ное изображение; рассматривают пейзажную картину; устанавливают причинно-следственные связи по признакам и времени года; выражают собственное отношение к изображению; оценивают пространственное расположение грачей на картине и воспринимают планы; соотносят собственный опыт с изображением пейзажа картины |
30 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Растения дикорастущие и культурные | 1 | узнают и называют культурные и дикорастущие весенние цветы по характерным признакам; рассматривают живые цветы и цветы из гербария; называют их характерные признаки; составляют цветы из геометрических фигур; зарисовывают составленную композицию; раскрашивают картинки весенних цветов с использованием оттенков цветов; находят в орнаменте из цветов на клетчатой бумаге закономерности и продолжают их по аналогии; узнают цветы по характерному запаху. |
31 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Животные. Разнообразие пород кошек и собак. | 1 | узнают и называют породы кошек и собак на иллюстрациях; выделяют характерные признаки и соотносят их с точным словом; узнают кошек и собак в изображениях разных модальностях (по контуру, силуэту, в разных позах и положениях); узнают кошек и собак по загадкам-символам; выполняют практические операции сравнения, группировки, классификации по теме. |
32 | Диагностические занятия | 2 | выполняют задания на изучение уровня развития зрительного восприятия. |
4 класс
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Охрана зрения и стабилизация зрительных функций | 6 |
2 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения | 8 |
3 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения | 8 |
4 | Развитие информационно-познавательной роли зрения | 12 |
Итого | 34 |
№Занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся на занятиях: |
1 | Диагностическое занятие. Охрана зрения и стабилизация зрительных функций. | 2 | узнают и называют цвет, форму и величину предметов; узнают и называют натуральные предметы, находящиеся в кабинете; узнают и называют изображение предметов в цвете; узнают и называют предметы в силуэтном изображении; узнают и называют предметы в контурном изображении; оценивают удаленность предметов в кабинете «от себя» и от другого предмета; оценивают удаленность предметов на рисунке; рассказывают о роли зрения в жизни человека; знать простейшие упражнения для снижения визуального напряжения и восстановления работоспособности (пальминг). |
2 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Школьные одежда и обувь. | 1 | рассматривают предметы школьной одежды и обуви на иллюстрациях; анализируют внешний вид школьников; рассказывают о том, что надето на учениках; составляют описательные загадки: описывают одного из учеников; сравнивают предметы по величине на глаз; узнают и называют белые и черные предметы на контрастном фоне; узнают предметы школьной одежды и обуви на контурных и си-луэтных рисунках; накладывают предметные рисунки на их силуэтное изображение; ориентируются на листе бумаги в клетку; выполняют графический диктант; рисуют по клеткам предмет одежды из 9-10 команд |
3 | Охрана зрения и стабилизация зрительных функций. Чтобы глаза были здоровы. | 1 | выполняют комплексы зрительных гимнастик, направленные на предупреждение и снятие зрительного утомления; выбирают из предложенных педагогом виды деятельности, безопасные для сниженного зрения; объясняют, что полезно, а что вредно для зрения; составляют памятку как охранять зрение. |
4 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Предметы, созданные руками человека | 1 | вспоминают и называют какие предметы, созданные руками человека, встречаются по дороге в школу; называют характерные признаки, по которым их можно узнать; решают иллюстрированный кроссворд; вспоминают и называют предметы, созданные руками людей, на пришкольном участке; называют месторасположение предметов на пришкольном участке относительно друг друга; находят модели предметов пришкольного участка из разложенные на столе; расставляют предметы на столе по инструкции педагога; узнают и называют предметы мебели в контурном изображении и силуэтном изображении; заполняют таблицы с использованием стрелок с направлениями движения. |
5 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Работа с сюжетной картиной «В осеннем парке». | 1 | рассматривают картину по алгоритму; отвечают на вопросы по сюжету картины; устанавливают причинно-следственные связи; дают название картине; узнают персонажей картины в силуэтном изображении; сравнивают предлагаемые изображения с эталоном; моделируют картину на индивидуальных фланелеграфах; выбирают и называют на зашумленном фоне геометрические фигуры; обводят; рассматривают листья; составляют их из геометрических фигур. |
6 | Охрана зрения и стабилизация зрительных функций. Мир вокруг нас. | 1 | пользуются лупами разных видов для рассматривания деталей на рисунках, картинах, схемах; рассказывают гигиенические требования к охране зрения: протирать очки, не трогать глаза и очки грязными руками, иметь при себе чистый носовой платок. |
7 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Осенний парк: птицы. | 1 | узнают и называют птиц в парке по характерным признакам; узнают и называют цвета оперенья и их оттенки; узнают птиц в точечном изображении, обводят по точкам; соотносят цвет оперения с палитрой цветов; классифицируют на группы; вырезают по силуэту птиц разной величины (по 4 шт.) из бумаги; размещают птиц на фланелеграфе, моделируя отношения ближе — дальше, выше — ниже. |
8 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Транспорт на улицах города. Коллективная работа. | 1 | называют виды транспорта; отбирают внешние трафареты с их изображением транспорта, движущегося в разных направлениях; обводят по внешнему трафарету на листе ватмана, создавая дорогу; дорисовывают недостающие детали, превращая контурное изображение в предметное; выполняют штриховку вертикальными и горизонтальными линиями; узнают и называют восстановленные изображения транспорта, выполненные другими учащимся; рассказывают о правилах безопасного поведения на дороге |
9 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Мой город. | 1 | рассматривают иллюстрации улиц города; узнают на фотографии улицу, на которой расположена школа; рассматривают дома; копируют на листе бумаги объекты улицы с большим количеством деталей; рассказывают, как пройти от дома до школы; составляют простые схемы пути от дома до школы; узнают предметы, объекты, изображенные на схеме; составляют простые схемы пути от дома до школы на листе бумаги; называют месторасположение предметов, объектов на схеме. |
10 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Многообразие растений. | 1 | рассматривают зрительно гербарий растений; выделяют главные признаки; сравнивают по цвету, форме, величине; называют сходства и различия; дифференцируют на родовые группы: травы, кустарники; составляют из контуров геометрических фигур растений, их части (на выбор); сравнивают, выражают словами результат наблюдения, обосно-вывают свой выбор; вырезают по контуру; составляют собственный вариант гербария. |
11 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Геометрические фигуры. | 1 | узнают и называют квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник, параллелограмм; называют основные признаки; изображают простые геометрические фигуры на листе бумаги; группируют фигуры по форме, цвету и величине; опознают натуральные объекты, состоящие из геометрических фигур; конструируют из простых геометрических фигур предметы школьной мебели; строят простые модели геометрических фигур из материала конструктора. |
12 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Домашние животные зимой. | 1 | рассматривают иллюстрации с домашними животными зимой; называют профессии людей на иллюстрациях, связанные с до¬машними животными (фермер, экономист); называют предметы труда, которые им необходимы; классифицируют на группы; узнают в предметном, контурном и силуэтном изображения по характерным признакам; составляют разрезные картинки с домашними животными из 12 частей; составляют из слова «животновод» новые слова, записывают. |
13 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Работа с сюжетной картиной М. Ромадина «Зимняя луна». | 1 | рассматривают картину по алгоритму; отвечают на вопросы по сюжету картины; устанавливают причинно-следственные связи; дают название картине; узнают персонажей картины в силуэтном изображении; моделируют картину на индивидуальных фланелеграфах. |
14 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Город, в котором я живу. | 1 | узнают и называют на иллюстрациях объекты города, знать их назначение; рассматривают объекты на иллюстрациях; называют цвет и форму объектов; сравнивают объекты на участке по величине; оценивают взаиморасположение предметов, объектов иллюстрациях; составляют описательный рассказ о понравившемся объекте; выделяют на иллюстрациях светлые и темные тона красного, желтого, зеленого и синего цветов. |
15 | информационно-познавательной роли зрения. Знакомство с призмой, пирамидой, конусом, параллелепипедом. | 1 | рассматривают объемные геометрические формы; классифицируют объемные геометрические формы на группы по форме, величине и материалу; располагают объемные геометрические формы на плоскости по словесной инструкции педагога; узнают и называют объемные геометрические фигуры на картинках; располагают объемные геометрические формы на плоскости по схеме; рассказывают, используя пространственные термины о взаиморасположении форм. |
16 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Одежда зимой. | 1 | Виды деятельности обучающихся на занятии: узнают и называют зимнюю одежду в предметном, контурном и силуэтном изображении; выбирают зимнюю одежду из другой сезонной одежды, аргументируют выбор; ориентируются в клетке, рисуют одежду по клеткам; выполняют графические диктанты; знакомятся со схемой тела человека, стоящего напротив и повернувшегося спиной к доске. |
17 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Грибы, бактерии | 1 | рассматривают предметные иллюстрации растений, грибов, бактерий; знакомятся с микроскопом; рассматривают в микроскоп; зарисовывают и комментируют увиденное; узнают и называют на силуэтных и контурных картинках; соотносят силуэтное и предметное изображение; составляют описательные загадки о грибах; рисуют по клеткам изображение растений, грибов. |
18 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Лиственные и хвойные Работа с сюжетной картиной И. Шишкина «Лес зимой». | 1 | рассматривают лиственные и хвойные растения летом и зимой; находят общее и отличия; узнают по характерным признакам растения зимой; рассматривают картину по алгоритму; отвечают на вопросы по сюжету картины; устанавливают причинно-следственные связи; дают название картине; моделируют картину на индивидуальных фланелеграфах; разгадывают кроссворд |
19 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Посуда. Виды и назначение. | 1 | узнают и называют посуду в предметном, контурном и силуэтном изображении по характерным признакам; узнают и называют оттенки красного, желтого, зеленого и синего цвета; выкладывают оттенки красного и зеленого цветов от самого светлого к самому темному; составляют цветные коврики по образцу из геометрических фигур из оттенков цветов; раскрашивают рисунки, получают промежуточные цвета; группируют предметы по двум информативным признакам; составляют узоры из геометрических фигур. |
20 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Работа с алфавитом письменным м печатным. | 1 | узнают и называют изученные буквы в письменном и печатном виде; находят письменные буквы на зашумленном фоне; составляют из изученных букв слова; копируют изученные буквы по клеткам с образца; копируют письменные буквы через кальку; классифицируют изученные буквы по разным основаниям; копируют буквы и слова. |
21 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Транспорт (автомобильный, рельсовый, гужевой). | 1 | узнают и называют транспорт; классифицируют его на виды; соотносят предметное изображение транспорта с контурным и силуэтным по характерным признакам; отгадывают загадки; узнают контурные изображения транспорта, состоящие из геометрических фигур; подбирают идентичные фигуры с учетом признака формы; соединяют по точкам изображение транспорта; моделируют одно из транспортных средств из школьного железного конструктора по схеме. |
22 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Аквариумные рыбки. | 1 | узнают и называют рыб по характерным признакам; сравнивают и различают друг от друга рыб по цвету чешуи и плавников: красный — желтый, синий — зеленый, желтый — зеленый; локализуют красный цвет из сине-зеленых, синий из красно-желтых, зеленый из красно-синих, желтый из сине-красных; находят реальные изображения рыб по силуэтам; сравнивают рыбы, путем выделения из множества по типу «Найди отличия»; находят отличия моделей рыб и их изображений; находят отличия на иллюстрациях; создают с помощью акварельных красок цветовые гаммы по насыщенности: от светлой к темной. |
23 | Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Игры и занятия после уроков. | 1 | называют изученные буквы письменного алфавита; классифицируют письменные буквы алфавита — строчные и заглавные — по количеству элементов, по разным основаниям (построены из 2, 3, 4 палочек; имеют овал, большой полуовал, малый полуовал; «смотрят» прямо, вправо, влево; «открыты», «закрыты»); классифицируют алфавит по общему в построении букв (пары похожих друг на друга; имеют хотя бы одну большую палочку; похожи верхней частью); выполняют зрительные диктанты. |
24 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Времена года. Капель. | 1 | узнают и называют время года по характерным признакам; работают с точкой; упражняются в отличии точки от маленького круга, объемной и плоской фигуры путем выполнения работ при рисовании по клеточкам; ориентируются на листе бумаги в линейку; выполняют простые графические диктанты (3-4 команды); выполняют различные видов штриховок; обводят по внешнему и внутреннему контуру; строят фигуры равные данной (с помощью кальки). |
25 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Космос и его освоение. | 1 | отбирают и называют одежду и обувь космонавтов; узнают обувь и одежду в точечном изображении; рассматривают космические корабли; дорисовывают недостающие части; работают с перфокартой — находят контурное и силуэтное изображение; составляют сложную конфигурацию из простых форм ракеты, с использованием игры «Танграм»; самостоятельно воспринимают космические корабли, описывают их по плану-символу; составляют описательные загадки по алгоритму; локализуют желтый цвет из множества желто-оранжевых цветов, красного из оранжево-красных и фиолетово-красных. |
26 | Охрана зрения и стабилизация зрительных функций. Твое здоровье. Правила поведения и гигиены при проведении режимных процессов. | 1 | рассматривают иллюстрации, выделяют главное; знакомятся с иллюстрациями режима дня школьника; выкладывают отдельные картинки режима дня школьника; рассказывают режим дня школьника, используют в речи слова — наречия: вечером, утром, ночью, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже; определяют эмоционального состояния (интерес, вина) героев картинок; графически изображают и моделируют их эмоциональные состояния; понимают и передают свои чувства и чувства других людей, рассказывать об этом. |
27 | Развитие регулирующей и контролирующей поли зрения. Дорожные знаки и светофоры. | 1 | узнают и называют предметы и объекты, относящиеся к дорожным знакам; преобразуют круг, квадрат, прямоугольник, треугольник с помощью прямых линий, расположенных в разном положении (горизонтальная, вертикальная, наклонная, прямая, ломанная, волнистая, дугообразная, замкнутая, незамкнутая) и их сочетаниями в дорожные знаки; выполняют графические работы по готовому образцу и зрительной памяти |
28 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Труд людей весной. Основные предприятия города. | 1 | составляют из данных букв слова, обозначающие профессии людей; разгадывают кроссворд; выполняют задания с линейными и круговыми ориентирами; прослеживают путь рукой и глазами; рассматривают изображения предметов, определять люди, какие профессий могли их изготовить; развивают умение видеть мелкие объекты на иллюстрациях; создают композиции на фланелеграфе с учетом пространственного положения на картине, с помощью силуэтов, с учетом положения; словесно обозначают пространственное расположение предметов с использованием предлогов: на, над, около, рядом, за, перед. |
29 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Птицы весной. | 1 | узнают и называют объемные геометрические фигуры; сравнивают по величине объемные геометрические фигуры; используют знания о величине в практической деятельности; узнают и называют зимующих и перелетных птиц (грачей, скворцов); рассматривают чучела птиц, их предметное, силуэтное и контур ное изображение; рассматривают пейзажную картину; устанавливают причинно-следственные связи по признакам и времени года; выражают собственное отношение к изображению; оценивают пространственное расположение грачей на картине и воспринимают планы; соотносят собственный опыт с изображением пейзажа картины |
30 | Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Растения дикорастущие и культурные | 1 | узнают и называют культурные и дикорастущие весенние цветы по характерным признакам; рассматривают живые цветы и цветы из гербария; называют их характерные признаки; составляют цветы из геометрических фигур; зарисовывают составленную композицию; раскрашивают картинки весенних цветов с использованием оттенков цветов; находят в орнаменте из цветов на клетчатой бумаге закономерности и продолжают их по аналогии; узнают цветы по характерному запаху. |
31 | Развитие информационно-познавательной роли зрения. Животные. Разнообразие пород кошек и собак. | 1 | узнают и называют породы кошек и собак на иллюстрациях; выделяют характерные признаки и соотносят их с точным словом; узнают кошек и собак в изображениях разных модальностях (по контуру, силуэту, в разных позах и положениях); узнают кошек и собак по загадкам-символам; выполняют практические операции сравнения, группировки, классификации по теме. |
32 | Диагностические занятия | 2 | выполняют задания на изучение уровня развития зрительного восприятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное занятие по курсу «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия»
Коррекционное занятие по курсу «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия»Тема: Развитие зрительного восприятия.Цели: Расширять представление о разнообразии ...
Адаптированная рабочая программа коррекционный курс «Двигательное развитие» 3 класс (II вариант)
Адаптированная рабочая программа, коррекционный курс «Двигательное развитие» 3 класс (II вариант). ...
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" 7 класс
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие"...
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" 8 класс
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с РАС (Вариант 8.3)
Рабочая программа по курсу «Социально – бытовая ориентировка» для 1-4 классов составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра на основе Адаптированной основной общеоб...
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для учащихся 2б, 4в класса (вариант 2).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для учащихся 2б, 4в класса (вариант 2).Основная цель программыЦель программы- ...
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" для обучающихся 4 класса с ГУО, вариант 2.
Актуальность коррекционного курса "Сенсорное развитие" заключается в обогащении чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные...