Адаптированная рабочая программа коррекционный курс «Двигательное развитие» 3 класс (II вариант)
рабочая программа по физкультуре (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz_dvigatelnoe_razvitie.docx | 46.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа
коррекционный курс «Двигательное развитие»
3 класс
(II вариант)
на 2018-2019 учебный год
Составитель программы: Е.В. Чулкова
г. Лабытнанги
2018г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» 2 года обучения разработана на основе:
- Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) МБОУ СОШУИП №3;
- «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
- программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»под редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»под редакцией И.М. Бгажноковой.
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Целью программы является работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Основные задачи:
- мотивация двигательной активности,
- поддержка и развитие имеющихся движений,
- расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
- освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
Особенности обучения
Занятия по коррекционному курсу «Двигательное развитие» проводятся 2 раза в неделю, 68 часов в год.
. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе занятий учитель может использовать различные виды деятельности: игровую,(сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную), подвижную игру.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.
Развитие двигательных способностей, обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с работой по профилактике развития у них паталогических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность паталогических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов. Знания, умения, навыки, приобретаемые обучающимися в ходе освоения материала по математическим представлениям, необходимы им для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. При обучении осуществляется индивидуальный подход к учащимуся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).
Применяются следующие методы обучения: программа направлена на лечение заболеваний, профилактику их осложнений, на предупреждение обострений у младших школьников с нарушениями в развитии. Суть предложенной адаптированной программы по двигательному развитию заключается в том, чтобы учесть все возможные подходы для компенсации, коррекции отклонений в физическом развитии младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья с тем, чтобы приблизить его телесные, духовные, нравственные возможности к полноценной социокультурной жизни.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.
При обучении используются следующие принципы
- принцип коррекционно-речевой направленности,
- воспитывающий и развивающий принципы,
- принцип доступности обучения,
- принцип систематичности и последовательности,
- принцип наглядности в обучении,
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
В учебном плане коррекционный курс представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 68 часов в год. Продолжительность занятия 20 минут.
- Планируемые результаты
В результате освоения программы:
Будет знать:
правила поведения на занятиях ДР,
что такое двигательное развитие, ее роль и влияние на организм ребенка.
Что такое правильная осанка.
Гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию. Правила приема воздушных и солнечных ванн. Значение занятий на открытом воздухе.
Знать правила подвижных игр, изученных на занятиях.
Будет уметь: выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие, играть в подвижные игры.
Будет иметь: прирост показателей развития основных физических качеств;
показывать хорошие умения и навыки в выполнении упражнений по двигательному развитию. Учащиеся будут уметь демонстрировать:
общеразвивающие упражнения: в положении стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках,
с гимнастическими палками,
дыхательные упражнения.
Личностные результаты:
-Овладение начальными навыками адаптации в классе.
-Развитие мотивов учебной деятельности.
-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
-Развитие элементарных пространственных понятий.
-Знание частей тела человека.
-Знание элементарных видов движений.
-Умение выполнять исходные положения.
-Умение бросать, перекладывать, перекатывать.
-Умение управлять дыханием.
Программа формирования БУД
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II).
Наглядно – практические УД.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упражнения
Дидактические игры.
Пиктограммы.
«Найди свою парту»
«Покажи свое рабочее место»
Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические. Игры.
Пиктограммы.
«Посмотри на меня»
«Найди на парте»
«Повтори за мной»
Ритмические движение вместе с педагогом.
( физкультминутки, динамические паузы)
« Знакомство с книгой»
« Найди в пенале»
«Что лишнее?»
Игра «можно- нельзя»
«Прописи»
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические игры.
Пиктограммы.
«Кто внимателен»
«Выбери правильный ответ»
«Отгадывание загадок», «Раскрась»,
«Бусины и ниточки», «Построй домик »,
«Раскрась по шаблону» «Соедини точки»
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
-Умение следовать инструкции педагога.
Устные.
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Пиктограмма,
«Найди тетрадь»
«Передай мяч».
В процессе обучения осуществлять мониторинг всех групп УД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется балловая система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
3.Содержание программы
Коррекционный курс содержит разделы:
1 Раздел: Общеразвивающие и корригирующее упражнения
- дыхательные
- общеразвивающие
2 Раздел: Прикладные упражнения
- ходьба
-равновесие
- броски, ловля, передача предметов
3 Раздел: Игры
4.Тематическое планирование
1 Раздел: Общеразвивающие и корригирующее упражнения - 32 час.
Дыхательные упражнения в образном оформлении. Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет. Грудное, брюшное и полное дыхание в исходном положении «лежа на спине», «сидя», «стоя». Дыхание через нос, через рот. Изменение длительности вдоха и выдоха. Дыхание в ходьбе с имитацией. Движение руками в исходном положении. Движение предплечий и кистей рук в различных направлениях. Наклоны.приседания
2 Раздел: Прикладные упражнения - 20 час.
Ходьба - ровным шагом, в колонне, по кругу, взявшись за руки, на носках, в медленном и быстром темпе
Равновесие – ходьба по линии, на носках.
Броски, ловля, передача предметов - правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками, передача и перекаты мяча.
3 Раздел: Игры – 16 час.
«Кошка и мышки», «Волшебный мешочек», «Вот так позы», «Аист ходит по болоту», «Запомни порядок», «Третий лишний», «Мышеловка».
5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол.часов | Дата | ||
1 четверть | |||||
1 | Упражнения на формирование правильного дыхания | 1 | 05.09 | ||
2. | Дыхательные упражнения по подражанию. | 1 | 06.09 | ||
3. | Дыхательные упражнения по подражанию. | 1 | 12.09 | ||
4. | Дыхательные упражнения под хлопки. | 1 | 13.09 | ||
5. | Дыхательные упражнения под счет. | 1 | 19.09 | ||
6. | Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях | 1 | 20.09 | ||
7. | Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях | 1 | 26.09 | ||
8. | Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях | 1 | 27.09 | ||
9. | Изменение длительности дыхания. Упражнения. | 1 | 03.10 | ||
10. | Изменение длительности дыхания. Упражнения. | 1 | 04.10 | ||
11. | Дыхание при ходьбе. Упражнения. | 1 | 09.10 | ||
12. | Дыхание при ходьбе. Упражнения. | 1 | 10.10 | ||
13. | Движение руками в исходных положениях. Упражнения. | 1 | 16.10 | ||
14. | Движение руками в исходных положениях. Упражнения. | 1 | 17.10 | ||
15. | Движение предплечий и кистей рук. Упражнения. | 1 | 23.10 | ||
16. | Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа. | 1 | 24.10 | ||
17. | Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа. | 1 | 30.10 | ||
18. | Повторение. | 1 | 31.10 | ||
2 четверть | |||||
19. | Наклоны головой. Упражнения. | 1 | 13.11 | ||
20. | Наклоны головой. Упражнения. | 1 | 14.11 | ||
21. | Наклоны туловищем. Упражнения. | 1 | 20.11 | ||
22. | Наклоны туловищем. Упражнения. | 1 | 21.11 | ||
23. | Сгибание стопы. Упражнения. | 1 | 27.11 | ||
24. | Сгибание стопы. Упражнения. | 1 | 28.11 | ||
25. | Перекаты с носков на пятки. Упражнения. | 1 | 04.12 | ||
26. | Перекаты с носков на пятки. Упражнения. | 1 | 05.12 | ||
27. | Приседания. Упражнения. | 1 | 11.12 | ||
28. | Приседания. Упражнения. | 1 | 12.12 | ||
29. | Отстукивание и отхлопывание разного темпа. Упражнения. | 1 | 18.12 | ||
30. | Отстукивание и отхлопывание разного темпа. Упражнения. | 1 | 19.12 | ||
31. | Выполнение по памяти комбинаций движения. Упражнения. | 1 | 25.12 | ||
32. | Повторение. | 1 | 26.12 | ||
3 четверть | |||||
33. | Ходьба ровным шагом. Упражнения. | 1 | 09.01 | ||
34. | Ходьба ровным шагом. Упражнения. | 1 | 10.01 | ||
35. | Ходьба по кругу, взявшись за руки. Упражнения. | 1 | 16.01 | ||
36. | Ходьба по кругу, взявшись за руки. Упражнения. | 1 | 17.01 | ||
37. | Ходьба на носках. Упражнения. | 1 | 23.01 | ||
38. | Ходьба на носках. Упражнения. | 1 | 24.01 | ||
39. | Ходьба в медленном и быстром темпе | 1 | 30.01 | ||
40. | Ходьба в медленном и быстром темпе. Упражнения. | 1 | 31.02 | ||
41. | Ходьба по линии. Упражнения. | 1 | 06.02 | ||
42. | Ходьба по линии. Упражнения. | 1 | 07.02 | ||
43. | Ходьба на носках. Упражнения. | 1 | 13.02 | ||
44. | Ходьба на носках. Упражнения. | 1 | 14.02 | ||
45. | Захват предметов. Упражнения. | 1 | 20.02 | ||
46. | Захват предметов. Упражнения. | 1 | 21.02 | ||
47. | Передача предметов. Упражнения. | 1 | 27.02 | ||
48. | Передача предметов. Упражнения. | 1 | 28.02 | ||
49. | Броски мячей. Упражнения. | 1 | 06.03 | ||
50. | Броски мячей. Упражнения. | 1 | 13.03 | ||
51. | Перекатывание мячей. Упражнения. | 1 | 14.03 | ||
52. | Перекатывание мячей. Упражнения. | 1 | 20.03 | ||
53. | Повторение, игра «Запрещенное движение» | 1 | 21.03 | ||
4 четверть | |||||
54. | «Кошка и мышки». Игра. | 1 | 03.04 | ||
55. | «Волшебный мешочек». Игра. | 1 | 04.04 | ||
56. | «Волшебный мешочек». Игра. | 1 | 10.04 | ||
57. | «Вот так позы». Игра. | 1 | 11.04 | ||
58. | «Вот так позы». Игра. | 1 | 17.04 | ||
59. | «Аист ходит по болоту». Игра. | 1 | 18.04 | ||
60. | «Аист ходит по болоту». Игра. | 1 | 24.04 | ||
61. | «Запомни порядок». Игра. | 1 | 25.04 | ||
62. | «Запомни порядок». Игра. | 1 | 15.05 | ||
63. | «Третий лишний». Игра. | 1 | 16.05 | ||
64. | «Третий лишний». Игра. | 1 | 22.05 | ||
65. | «Мышеловка» Игра. | 1 | 23.05 | ||
66. | «Мышеловка» Игра. | 1 | 28.05 | ||
67. | «Карлики, великаны» Игра. | 1 | 31.05 | ||
68. | «Карлики, великаны» Игра. | 1 | |||
Итого: | 68 (65)часов | 1 |
- Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Технологии обучения.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Методы обучения
Методы мотивации учебной деятельности
- Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
познавательная (ролевая и имитационная) игра.
7. Литература
1. Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитие интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук, профессора - Бгажнокова И. М. Москва, 2012г
3. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). Составитель-Госкомитет СССР по народному образованию, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Двигательное развитие", 1 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Двигательное развитие", 1 класс, II вариант...
Рабоча программа по курсу "Двигательное развитие", 2 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Двигательное развитие", 2 класс, II вариант...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» предназначена для учащихся 1-4 класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» 2021 год
Двигательное развитие является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-со...
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса«Математика» (Вариант АООП НОО 7.1.)
Адаптированная образовательная программа ( коррекционного курса) «Математика»разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Росси...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ» (ВАРИАНТ 6.2)
Данная рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательная коррекция» предназначена для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.Двигательная активность является естеств...
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для учащихся 2б, 4в класса (вариант 2).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для учащихся 2б, 4в класса (вариант 2).Основная цель программыЦель программы- ...