Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" 7 класс
рабочая программа

Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx60.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Учитель-логопед с дополнительным функционалом руководителя Службы

психолого-педагогического сопровождения

 ГКОУ ЦИО «Южный»

___________________

«  »   года

«Утверждаю»

Директор ГКОУ Центр

инклюзивного образования «Южный»

____________

 «  » года

                                     ГОСУДАРСТВЕННОЕ  КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ»»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ2)

НА 20..– 20.. УЧЕБНЫЙ ГОД

СОСТАВИТЕЛЬ: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МАКУРИНА С.В.

МОСКВА, 20..

 Пояснительная записка 

 Развитие сенсорных процессов является одним из важных предметов, готовит обучающегося с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными навыками.

Дети, имеющие выраженные нарушения интеллектуального развития, с большим опозданием овладевают приёмами обследования предметов с целью выявления их качеств, испытывают трудности в выделении существенных свойств и обозначении их словом. Поэтому они значительно позднее усваивают названия цветов, форм, пространственных и временных отношений.  Особенности их восприятия связаны с нарушениями мышления. Данная категория детей не выделяют главные, внутренние зависимости наблюдаемых предметов и явлений, слабо владеют приёмами аналитико-синтетической деятельности, проводят обобщение по случайным признакам. Учащиеся  не способны самостоятельно осуществлять контроль за исполнением и результатом деятельности. Одной из причин несформированности деятельности является недоразвитие произвольности, которое обусловлено нарушениями нейродинамических процессов, колебаниями психической активности, быстрой истощаемостью психических процессов, нарушением их подвижности, примитивностью мотивационно - потребностной сферы, эмоционально-личностной незрелостью умственно отсталых школьников. Для детей с нарушением интеллекта характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Использование на психокоррекционных занятиях всего многообразия приемов, облегчающих восприятие: показ предметов, стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации,  и др., побуждают учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению с объектом определенным образом организованной деятельности по планомерному наблюдению за объектом, его рассматриванию, ощупыванию и обследованию, а, вдальнейшем, и определению  отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов, т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками (сенсорными эталонами), которые сложились исторически. Разные виды деятельности представляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей, в том числе и пассивного (для неговорящих детей).

 Сенсорное развитие направлено на формирование у ребенка процессов восприятия и представления о предметах, объектах и явлениях

окружающего мира, окружающей действительности. В свою очередь, развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, развития мелкой моторики при выполнении специальных упражнений. Процесс обучения неразрывно связан с решением специфической задачи обучения— коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, осуществлением контроля и самоконтроля. Таким образом, курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры.

Цели:

  • формирование у  обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков,  подготовка обучающегося к усвоению учебного материала
  • обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы
  • личностно-ориентированная передача ребенку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире

 Задачи:

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррегирование недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, запахов, звуков, ритмов и т.д.);
  • совершенствование сенсорно- перцептивной деятельности;
  • стимулирование развития коммуникации посредством установления эмоционально-положительного контакта с ребенком и повышение степени его доверия к окружающей среде через совместную деятельность со взрослым;
  • развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия, развитие восприятия запаха;
  • обогащение словарного запаса;
  • совершенствование зрительно-двигательной координации и формирование точности и целенаправленности движений и действий;

исправление недостатков моторики

       Достижение поставленных перед данным предметом единых задач осуществляется не путём изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности и с  комплексным воздействием на разные органы чувств. Каждая коррекционная задача по возможности включается  в различные виды детской деятельности. Таким образом, обеспечивается  максимально возможная динамичность, гибкость, взаимосвязь получаемых обучающимся знаний, умений, навыков, создание межпредметных,  межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

      Настоящая программа рассчитана на  детей с  умственной отсталостью школьного возраста

Сроки реализации дополнительной образовательной программы         

      Программа рассчитана на 1 год обучения.

Форма и режим занятий

        Форма работы индивидуально-групповая. Программа предполагает проведение 2 занятий в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Каждое занятие имеет свою структуру и состоит из 3 частей: разминки, основной и заключительной части.

Целью разминки является создание положительного, рабочего настроя в группе, подготовка школьника к предстоящей деятельности. В разминке используются следующие упражнения:

  • Упражнения на развитие моторики, дыхательные, стимулирующие и расслабляющие;
  • Упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Развитие отдельных двигательных качеств и способностей ребѐнка (силы, ловкости, быстроты, координации, равновесия);
  • Упражнения на повышение функционального уровня систем организма (для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов, для формирования осанки);
  • Стимулирующие упражнения (упражнения, повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей и пальцев рук, работа с пальцами рук);
  • Упражнения по оптимизации тонуса и обучение релаксации;

Целью основной части является развитие познавательных и сенсорных процессов, коррекция эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений, психомоторики. Она включает в себя работу по теме занятия, физкультминутку или подвижную игру, письменные задания (если это необходимо по теме занятия) и игры и упражнения на развитие и коррекцию психических процессов.

Целью заключения является проверка полученных на занятии навыков, закрепление положительных эмоций от работы на занятии, подведение итогов прошедшего занятия.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

    Возможные результаты освоения программы по сенсорному развитию:

Развитие  моторики:

Раскрашивать поверхность листа красками (с помощью учителя).

Показывать на себе основные части тела и лица;

Составлять изображения путём наклеивания готовых форм.

Тактильное восприятие:

Находить на ощупь из 3-5 предметов необходимый предмет (или геометр.форму) по описанию.

Восприятие формы, величины, цвета

Конструировать объёмные предметы из составных частей (2-3  детали);

Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (2 – 3 детали);

Различать и выделять основные цвета спектра: красный, жёлтый, синий, зелёный, белый и чёрный.

Классифицировать предметы по форме, величине,  цвету;

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Определять изменения в предъявленном ряду, состоящем из 3-х предметов;

Узнавать контурные, зашумленные, наложенные изображения

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния)

Имитировать контрастные ощущения, называть их (холодный – горячий), по подражанию действиям педагога;

Различать и сравнивать предмет по признаку веса (тяжёлый – лёгкий) по подражанию;

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Воспроизводить несложные ритмические рисунки (хлопки, отстукивания палочкой по столу)

Определение на слух реальных шумов и звуков

Восприятие пространства

Показывать на себе основные части тела и лица (по образцу);

Находить, показывать основные части тела и лица на кукле (по подражанию и по образцу);

Конструирование по образцу предметов в пространстве (вверху – внизу) по образцу;

Восприятие времени

Имитировать действия людей, животных в разные части суток по образцу.

Содержание программы

     Каждый блок упражнений по темам подбирается отдельно для каждого ребенка с учетом нарушения развития ребенка.

№  

Тема

Направление работы, виды деятельности

Дата

1

Диагностическое наблюдение

  • Наблюдение за детьми
  • Обследование уровня сенсорного развития

03.09

05.09

2

Формирование положительного эмоционального контакта  со взрослым.

  • Фиксация взгляда на лице педагога
  • Установка тактильного контакта через прикосновения, покачивания, перебор пальчиков ребенка
  • Напевание песенок и потешек
  • Зрительная гимнастика
  • Пальчиковые игры

10.09.

3

Формирование сенсорных эталонов  формы. Треугольник. Дифференциация треугольника от любого многоугольника.

  • Выделение формы предмета (треугольник); дифференциация треугольника от любого многоугольника.
  • Различение геометрической  формы треугольник (определение по словесному описанию).
  • Знакомство с разновидностями форм треугольника (размер, длина, вытянутость  и пр.).
  • Составление сериационных рядов

12.09

17.09

4

Формирование сенсорных эталонов  формы. Треугольник. Зрительное восприятие (дорисовывание)

  • Моделирование геометрической  фигуры  из составных частей  на разрезном наглядном материале (2-3 детали).
  • Узнавание предмета, фигуры по его части, выделение из общего фона
  • Дорисовывание симметричной половины фигуры
  • Выкладывание контура фигуры сенсорным материалом ( природными материалами, камешками, и проч.)

19.09

24.09

5

Формирование сенсорных эталонов  формы. Треугольник. Треугольник в предметах окружающего мира  

  • Учить выделять форму предмета бытового назначения.
  • Группировка предметов и их изображений по форме. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по форме».
  • Выбор фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Дидактическая игра «Определи на ощупь».

26.09

01.10

6

Формирование сенсорных эталонов  формы. Треугольник.

Моделирующие движения.

  • Обучение моделирующим движениям (обведение по контуру, ощупывающие движения, вычерчивание, штриховка, разукрашивание, вылепливание из пластилина, аппликации, корректурная проба с геом.фигурами  и проч.).
  • Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных треугольных форм (2-5 элементов)

03.10

08.10

7

Формирование сенсорных эталонов  формы. Круг. Дифференциация треугольника от любого многоугольника

  • Выделение формы предмета (круг); дифференциация круга от любого многоугольника.
  • Прокатывание предметов круглой формы по полу, по столу (шары, мячи, клубки и т.п.).
  • Различение геометрической  формы круг (определение по словесному описанию).
  • Знакомство с разновидностями форм круга (размер, цвет  и пр.).
  • Составление сериационных рядов

15.10

17.10

8

Формирование сенсорных эталонов  формы. Круг. Зрительное восприятие (дорисовывание)

  • Моделирование геометрической  фигуры  из составных частей  на разрезном наглядном материале (2-3 детали).
  • Узнавание предмета, фигуры по его части, выделение из общего фона
  • Дорисовывание симметричной половины фигуры, предмета круглой формы
  • Выкладывание контура фигуры сенсорным материалом ( природными материалами, камешками, и проч.)

22.10

24.10

9

Формирование сенсорных эталонов  формы. Круг. Круг в предметах окружающего мира  

  • Учить выделять форму предмета бытового назначения.
  • Группировка предметов и их изображений по форме. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по форме».
  • Выбор фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Дидактическая игра «Определи на ощупь».

29.10

31.10

10

Формирование сенсорных эталонов  формы. Круг.

Моделирующие движения.

  • Обучение моделирующим движениям (обведение по контуру, ощупывающие движения, вычерчивание, штриховка, разукрашивание, вылепливание из пластилина, аппликации, корректурная проба с геом.фигурами  и проч.).
  • Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных треугольных форм (2-5 элементов)

07.11

12.11

11

Формирование сенсорных эталонов  формы. Овал. Дифференциация овала от любого многоугольника.

  • Выделение формы предмета (овал); дифференциация овала от любого многоугольника, круга.
  • Различение геометрической  формы овал (определение по словесному описанию).
  • Знакомство с разновидностями форм овал (размер, длина, вытянутость  и пр.).
  • Составление сериационных рядов

14.11

19.11

12

Формирование сенсорных эталонов  формы. Овал. Зрительное восприятие (дорисовывание)

  • Моделирование геометрической  фигуры  из составных частей  на разрезном наглядном материале (2-3 детали).
  • Узнавание предмета, фигуры по его части, выделение из общего фона
  • Дорисовывание симметричной половины фигуры
  • Выкладывание контура фигуры сенсорным материалом ( природными материалами, камешками, и проч.)

26.11

28.11

13

Формирование сенсорных эталонов  формы. Овал. Овал в предметах окружающего мира  

  • Учить выделять форму предмета бытового назначения.
  • Группировка предметов и их изображений по форме. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по форме».
  • Выбор фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Дидактическая игра «Определи на ощупь».

03.12

05.12

14

Формирование сенсорных эталонов  формы. Овал.

Моделирующие движения.

  • Обучение моделирующим движениям (обведение по контуру, ощупывающие движения, вычерчивание, штриховка, разукрашивание, вылепливание из пластилина, аппликации, корректурная проба с геом.фигурами  и проч.).
  • Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных треугольных форм (2-5 элементов)

10.12

12.12

15

Формирование сенсорных эталонов  формы. Квадрат. Дифференциация квадрата от любого многоугольника

  • Выделение формы предмета (квадрат); дифференциация квадрата от любого многоугольника.
  • Различение геометрической  формы квадрат (определение по словесному описанию).
  • Знакомство с разновидностями форм квадрата (размер, цвет  и пр.).
  • Составление сериационных рядов

17.12

19.12

16

Формирование сенсорных эталонов  формы. Квадрат. Зрительное восприятие (дорисовывание)

  • Моделирование геометрической  фигуры  из составных частей  на разрезном наглядном материале (2-3 детали).
  • Узнавание предмета, фигуры по его части, выделение из общего фона
  • Дорисовывание симметричной половины фигуры
  • Выкладывание контура фигуры сенсорным материалом ( природными материалами, камешками, и проч.)

24.12

26.12

17

Промежуточная диагностика

  • Наблюдение за детьми
  • Обследование уровня сенсорного развития

09.01

14.01

18

Формирование сенсорных эталонов  формы. Квадрат. Квадрат в предметах окружающего мира  

  • Учить выделять форму предмета бытового назначения.
  • Группировка предметов и их изображений по форме. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по форме».
  • Выбор фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Дидактическая игра «Определи на ощупь».

16.01

21.01

19

Формирование сенсорных эталонов  формы. Квадрат.

Моделирующие движения.

  • Обучение моделирующим движениям (обведение по контуру, ощупывающие движения, вычерчивание, штриховка, разукрашивание, вылепливание из пластилина, аппликации, корректурная проба с геом.фигурами  и проч.).
  • Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных треугольных форм (2-5 элементов)

23.01

28.01

20

Закрепление сенсорных эталонов формы. Фигуры с углами, сторонами (труегольник, квадрат)

  • Упражнения в правильном соотнесении нескольких предметов с одними и теми же геометрическими образцами. 
  • Закрепление знаний детей о геометрических фигурах на основе упражнения «Залатай одеяло».
  • Разворачивание геометрических фигур (из фольги), классификация их по заданным признакам

30.01

04.02

21

Закрепление сенсорных эталонов формы. Фигуры без углов (круг, овал)

  • Упражнения в правильном соотнесении нескольких предметов с одними и теми же геометрическими образцами. 
  • Закрепление знаний детей о геометрических фигурах на основе упражнения «Залатай одеяло».

06.02

11.02

22

Формирование сенсорных эталонов  формы. Прямоугольник. Дифференциация прямоугольника от любого многоугольника.

  • Выделение формы предмета (прямоугольник); дифференциация прямоугольника от любого многоугольника, круга.
  • Различение геометрической  формы прямоугольник (определение по словесному описанию).
  • Знакомство с разновидностями форм прямоугольника (размер, длина, вытянутость  и пр.).
  • Составление сериационных рядов

13.02

25.02

23

Формирование сенсорных эталонов  формы. Прямоугольник. Зрительное восприятие (дорисовывание)

  • Моделирование геометрической  фигуры  из составных частей  на разрезном наглядном материале (2-3 детали).
  • Узнавание предмета, фигуры по его части, выделение из общего фона
  • Дорисовывание симметричной половины фигуры
  • Выкладывание контура фигуры сенсорным материалом ( природными материалами, камешками, и проч.)

27.02

04.03

24

Формирование сенсорных эталонов  формы. Прямоугольник. Прямоугольник в предметах окружающего мира  

  • Учить выделять форму предмета бытового назначения.
  • Группировка предметов и их изображений по форме. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по форме».
  • Выбор фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Дидактическая игра «Определи на ощупь».

06.03

11.03

25

Формирование сенсорных эталонов  формы. Прямоугольник.

Моделирующие движения

  • Обучение моделирующим движениям (обведение по контуру, ощупывающие движения, вычерчивание, штриховка, разукрашивание,  вылепливание из пластилина, аппликации, корректурная проба с геом. фигурами  и проч.).
  • Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных треугольных форм (2-5 элементов)

13.03

18.03

26

Формирование сенсорных эталонов  величины. Высокий-низкий

  • Глазомерная оценка предметов, фигур и предметных изображений.
  • Выбор такого же предмета (фигуры, изображения) по величине из двух.
  • Практические действия и упражнения с предметами, плоскими (и объемными) фигурами, изображениями и по представлению:

-узнавание и называние величины предметов, фигур, изображений путем наложения, прикладывания, примеривания, ощупывания и проч.

-овладение способами измерения при помощи условных мер.

 -построение сериационного ряда: в убывающей последовательности (по образцу, по правилу), в возрастающей последовательности. 

-сравнение предметов, фигур, предметных изображений по величине.

  • Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины, использование величины в практических действиях :(пройти(провести куклу) через высокие\низкие ворота; поставить высокую машину в высокий гараж, а низкую машину в низкий гараж; собрать игрушки в высокую корзину и т.п.).

20.03

27

Формирование сенсорных эталонов  величины. Длинный-короткий

  • Глазомерная оценка предметов, фигур и предметных изображений.
  • Выбор такого же предмета (фигуры, изображения) по величине из двух.
  • Практические действия и упражнения с предметами, плоскими (и объемными) фигурами, изображениями и по представлению:

-узнавание и называние величины предметов, фигур, изображений путем наложения, прикладывания, примеривания, ощупывания и проч.

-овладение способами измерения при помощи условных мер.

-построение сериационного ряда: в убывающей последовательности (по образцу, по правилу), в возрастающей последовательности. 

-сравнение предметов, фигур, предметных изображений по величине.

  • Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины, использование величины в практических действиях (постричь длинные волосы, короткие волосы, собрать игрушки в длинную коробку, пройти по длинной веревочке, по короткой и т.п.)

25.03

28

Развитие восприятия пространства

  • Ориентировка в помещении.
  • Ориентировка в  листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенных предметов (горизонтально, вертикально, под углом, центр, верх-низ), при выполнении заданий на расположение и перемещение на нем предметов и игрушек, вербализация пространственных отношений. Работа в границах листа бумаги.
  • Умение размещать элементы узора на плоскости, приняв какой-либо объект за исходную точку отсчета;
  • Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения.
  • Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве.
  • Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате, аппликация «Комната» из готовых геометрических форм и т.д.).
  • Ориентировка в собственном теле: дифференциация право-лево, верх-низ), показ на себе основных частей тела и лица, нахождение, показ основных частей тела и лица на кукле. Формирование умения видеть изменения в предмете (игрушке), его расположении
  • Развитие зрительной памяти (поставь игрушки в заданной последовательности)
  • Выполнение различных заданий на пространственное перемещение объектов, пространственно ориентировать собственные действия, дидактическая игра «Попробуй повтори»

27.03

29

Развитие временных представлений. Сезонные изменения

  • Формирование временных понятий, имеющих качественную характеристику (долго-быстро) Дидактическая игра «Долго-быстро».
  • Закреплять понятия о временах года и сезонных изменениях в природе. Дидактическая игра « Когда деревья надевают этот наряд».
  •  Узнавание простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег). Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий.
  • Учить соотносить действия людей с сезонными изменениями в природе. Дидактическая игра «В какое время года нужны эти предметы»
  • Формировать представление о продолжительности временных интервалов. Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрации. Имитация действий, соответствующих людям, животным и растениям в разные части суток (днём и ночью).
  • Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий: холодно – нахмуриться и сжаться, тепло – улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их к солнцу, дождь – имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами: «кап – кап» и т.п.

01.04

30

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти

  • Игра «Повтори» (учитель производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, ребенок должен запомнить и повторить. Как вариант игры учитель показывает звучание музыкального инструмента – ребенок должен повторить звук на инструменте (удары в барабан или бубен, шум трещеток, маракас, свистка и т.п.)
  • Прослеживание за близко расположенным/удаленным  источником звука, нахождение его на слух.
  • Знакомство с различными звуками окружающего мира, (слушать музыку, читать книги), звучанием различных предметов.
  • Нахождение  источника звука, предмета, издающего звук методом подбора.
  • Развитие умения различать неречевые и речевые звуки, голоса близких и друзей, звуки, издаваемые домашними животными и птицами. Дидактическая игра «Узнай на слух». Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных).
  • Манипулирование со звучащими предметами, муз.инструментами, определение их на слух.
  • Характеристики неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона, сличение звука с изображением предмета или явления.

03.04

31

Развитие слухового восприятия. Формирование чувства ритма

  • Развитие слухомоторной координации.
  • Выполнение упражнений на заданный звук.
  • Развитие умения определять близкое и далекое звучание музыкального инструмента.
  • Формирование чувства ритма. Умение воспроизводить, отхлопывая в ладоши, простейшие ритмы.
  • Усвоение понятий «громко—тихо», «высоко—низко», «быстро-медленно», «звонко-глухо» и использовать их в речи.
  • Определение на слух реальных шумов и звуков
  • Упражнения на развитие умения ориентироваться в пространстве по звуку (игровые упражнения «Найди игрушку», ориентируясь на тихое и громкое звучание колокольчика, «Откуда звук», «Угадай, что я делаю», «Минутки тишины»)

08.04

32

Формирование сенсорных эталонов цвета. Основные цвета спектра. Белый. Черный

  • Формирование представлений  о цвете:

-зрительное запоминание цвета, различение цвета (выделение по слову); называние цвета.

  • Практические действия цветоразличения (собери в коробку все  фигуры, предметы  определенного цвета и т.д.)
  • Обучение способам получения новых цветов (светлый/темный, теплый/холодный).
  • Развитие представления о цвете как свойстве предметов, явлений окружающего мира, развитие представлений о постоянных цветах (ночь черная, снег белый и т.д.)
  • Формирование умений сопоставлять цвета, их сочетания, подбирать цветовые сочетания, создавать их по собственному замыслу.  
  • Группировка предметов и их изображений по цвету. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по цвету».
  • Составление сериационных рядов по заданному цвету.
  • Соотнесение предметов по цвету на основе упражнений: «Разноцветные бусины», «Заборчик», « Найди пару».
  • Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных  форм  заданного цвета (2-5 элементов)

15.04.

33

Формирование сенсорных эталонов цвета. Основные цвета спектра. Красный

  • Формирование представлений  о цвете:

-зрительное запоминание цвета, различение цвета (выделение по слову); называние цвета.

  • Практические действия цветоразличения (собери в коробку все  фигуры, предметы  определенного цвета и т.д.)
  • Обучение способам получения новых цветов (светлый/темный, теплый/холодный).
  • Развитие представления о цвете как свойстве предметов, явлений окружающего мира, развитие представлений о постоянных цветах, сигнальная роль цвета (кровь красная, пожарная машина красная, огонь красный, красный сигнал светофора и т.д.)
  • Формирование умений сопоставлять цвета, их сочетания, подбирать цветовые сочетания, создавать их по собственному замыслу.  
  • Группировка предметов и их изображений по цвету. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по цвету».
  • Составление сериационных рядов по заданному цвету.
  • Соотнесение предметов по цвету на основе упражнений: «Разноцветные бусины», «Заборчик», « Найди пару».
  • Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных  форм  заданного цвета (2-5 элементов)
  • Красный цвет в картинах художников, сказках

17.04

34

Формирование сенсорных эталонов цвета. Основные цвета спектра. Желтый

  • Формирование представлений  о цвете:

-зрительное запоминание цвета, различение цвета (выделение по слову); называние цвета.

  • Практические действия цветоразличения (собери в коробку все  фигуры, предметы  определенного цвета и т.д.)
  • Обучение способам получения новых цветов (светлый/темный, теплый/холодный).
  • Развитие представления о цвете как свойстве предметов, явлений окружающего мира, развитие представлений о постоянных цветах, сигнальная роль цвета (желтое солнце, желтый сигнал светофора и т.д.)
  • Формирование умений сопоставлять цвета, их сочетания, подбирать цветовые сочетания, создавать их по собственному замыслу.  
  • Группировка предметов и их изображений по цвету. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по цвету».
  • Составление сериационных рядов по заданному цвету.
  • Соотнесение предметов по цвету на основе упражнений: «Разноцветные бусины», «Заборчик», « Найди пару».
  • Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных  форм  заданного цвета (2-5 элементов)
  • Жетлый цвет в сказках, картинах художников

22.04

35

Формирование сенсорных эталонов цвета. Основные цвета спектра. Синий

  • Формирование представлений  о цвете:

-зрительное запоминание цвета, различение цвета (выделение по слову); называние цвета.

  • Практические действия цветоразличения (собери в коробку все  фигуры, предметы  определенного цвета и т.д.)
  • Обучение способам получения новых цветов (светлый/темный, теплый/холодный).
  • Развитие представления о цвете как свойстве предметов, явлений окружающего мира, развитие представлений о постоянных цветах, сигнальная роль цвета (синее море, синее небо  и т.д.)
  • Формирование умений сопоставлять цвета, их сочетания, подбирать цветовые сочетания, создавать их по собственному замыслу.  
  • Группировка предметов и их изображений по цвету. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по цвету».
  • Составление сериационных рядов по заданному цвету.
  • Соотнесение предметов по цвету на основе упражнений: «Разноцветные бусины», «Заборчик»,

       « Найди пару».

  • Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных  форм  заданного цвета (2-5 элементов)
  • Синий цвет в сказках, картинах художников

24.04

36

Формирование сенсорных эталонов цвета. Основные цвета спектра. Зеленый

  • Формирование представлений  о цвете:

-зрительное запоминание цвета, различение цвета (выделение по слову); называние цвета.

  • Практические действия цветоразличения (собери в коробку все  фигуры, предметы  определенного цвета и т.д.)
  • Обучение способам получения новых цветов (светлый/темный, теплый/холодный).
  • Развитие представления о цвете как свойстве предметов, явлений окружающего мира, развитие представлений о постоянных цветах, сигнальная роль цвета зеленая трава, зеленый огурец, зеленый цвет светофора и т.д.)
  • Формирование умений сопоставлять цвета, их сочетания, подбирать цветовые сочетания, создавать их по собственному замыслу.  
  • Группировка предметов и их изображений по цвету. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по цвету».
  • Составление сериационных рядов по заданному цвету.
  • Соотнесение предметов по цвету на основе упражнений: «Разноцветные бусины», «Заборчик», « Найди пару».
  • Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных  форм  заданного цвета (2-5 элементов)
  • Зеленый цвет в сказках, картинах художников

29.04

37

Формирование сенсорных эталонов цвета. Практические действия цветоразличения

  • Формирование представлений  о цвете:

-зрительное запоминание цвета, различение цвета (выделение по слову); называние цвета.

  • Практические действия цветоразличения (собери в коробку все  фигуры, предметы  определенного цвета и т.д.)
  • Обучение способам получения новых цветов (светлый/темный, теплый/холодный).
  • Формирование умений сопоставлять цвета, их сочетания, подбирать цветовые сочетания, создавать их по собственному замыслу.  
  • Группировка предметов и их изображений по цвету. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по цвету».
  • Составление сериационных рядов по заданному цвету.
  • Соотнесение предметов по цвету на основе упражнений: «Разноцветные бусины», «Заборчик», « Найди пару».
  • Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных  форм  заданного цвета (2-5 элементов)

06.05

38

Развитие восприятия особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния)

  • Развитие дифференцированных осязательных ощущений (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий, сухое-мокрое и проч.); обозначение словом.
  • Развитие обоняния (приятный - неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху».
  • Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести.
  • Противоположные качества предметов (чистый-грязный, темный-светлый и проч.) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть-закрыть, расстегнуть-застегнуть и т.д.).

08.05

39

Развитие тактильного восприятия. Восприятие предметов по плотности материалов

  • Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (деревянный, круглый, мягкий, крупный, и т.д.).
  • Нахождение на ощупь двух одинаковых по плотности  предметов из 4-5 предложенных.
  • Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая и т.д.).
  • Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, кинетическим песком- раскатывание, скатывание, сдавливание и т.д.)
  • Игры с мелкой\крупной мозаикой, конструктором.
  • Дифференцирование ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее-легче-самый легкий), взвешивание на ладони, определение веса «на глаз».

13.05

15.05

40

Развитие тактильного восприятия. Восприятие предметов по структуре поверхности

  • Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, колючий, горячий, деревянный, круглый, мягкий, пушистый, крупный, и т.д.), закрепление алгоритма осязательного обследования различных предметов.
  • Нахождение на ощупь двух одинаковых на контур, по структуре поверхности  предметов из 4-5 предложенных.
  • Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая и т.д.).
  • Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, кинетическим песком- раскатывание, скатывание, сдавливание и т.д.)
  • Игры с мелкой\крупной мозаикой, конструктором.
  • Обозначать словом свои тактильные ощущения

20.05.

22.05.

41

Итоговая диагностика

  • Наблюдение за детьми
  • Обследование уровня сенсорного развития

27.05

29.05

Список литературы:

  1. Министерство образования и науки РФ. «Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 2.» / Изд. Просвещение, 2018 – 554с.
  2. / И.К. Боровская, М.В. Былино, Ю.Н. Кислякова, Е.М. Калинина, И.В. Ковалец, Т.Л.Лещинская, Т.В. Лисовская. /Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов – Национальный институт образования. – Минск, 2007.
  3. Царев А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015.- 266 с.
  4. 1. А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. -М.: 2001
  5. Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.–М.: Просвещение, 2009 г.
  6. Форма и цвет. Е.В. Колесникова
  7. Т.А. Грищенко «Сенсорное развитие дошкольников», Владос, 2017
  8.  А.Лопатина «Краски рассказывают сказки»,Амрита- Русь», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.

• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....

Рабочая программа коррекционного курса: «Коррекционные занятия (логопедические)» для 0-6 классов

Данный курс способствует формированию у обучающихся навыков правильного звукопроизношения и развитию фонематических процессов, которые лежат в основе становления навыков чтения и письма, системы знани...