Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для учащихся 2б, 4в класса (вариант 2).
рабочая программа по физкультуре (4 класс)
Аннотация к рабочей программе
Название программы | Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для учащихся 2б, 4в класса (вариант 2). |
Основная цель программы | Цель программы- работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков. |
На решение каких проблем направлена программа | Задачи программы: 1.Образовательные: Освоение двигательных навыков и умений необходимых для нормальной жизнедеятельности, формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни. 2. Развивающие: развитие двигательных качеств, игровой деятельности. 3. Коррекционные: коррекция недостатков физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений. 4. Воспитательные: воспитание дружеских отношений между детьми, уверенности в своих силах. |
На достижение каких результатов направлена программа | Коррекционный курс «Двигательное развитие» обеспечивает удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), необходимую коррекцию недостатков в психическом и физическом развитии и направлен на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. |
Место учебного предмета в учебном плане | Программа коррекционного курса «Двигательное развитие» входит в коррекционно - развивающую область вариативной части учебного плана. Количество часов регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа – интернат» на 2023 – 2024 учебный год и составляет 32 часа в год (1 час в неделю).
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvigatelnoe_razvitie_2b_4v_2023-24.doc | 654 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» предназначена для учащихся 2,4 классов (вариант 2), составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зарегистрированного в Минюсте РФ 03.02.2015 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года № 1599.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 №61573).
- Постановление Главного государственного врача РФ от 30.06.2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Адаптивная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) казенного общеобразовательного учреждения Омской области КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат» на 2023-2024 учебный год
- Программа воспитания КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат»
- Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Исилькульская адаптивная школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
Разработана на основе программно-методических материалов:
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.
- Программно-методический материал «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
- Адаптивная физическая культура для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью в сочетании с двигательными нарушениями/ Андреева И.Н., Покровская И.А. - СПб, 2014г.
Целью программы является работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Задачи программы:
1.Образовательные: Освоение двигательных навыков и умений необходимых для нормальной жизнедеятельности, формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.
2. Развивающие: развитие двигательных качеств, игровой деятельности.
3. Коррекционные: коррекция недостатков физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.
4. Воспитательные: воспитание дружеских отношений между детьми, уверенности в своих силах.
Коррекционный курс «Двигательное развитие» организуется в форме занятий, для состава всего класса.
Предусмотрены следующие методы работы на занятии:
словесные: объяснения, словесные инструкции, распоряжения, команды и т.д.;
наглядные: демонстрация сюжетных картинок, схем, непосредственный (опосредованный, замедленный) показ упражнений (действий);
практические: выполнение физических упражнений с помощью учителя, с частичной помощью педагога, по образцу, по словесной инструкции.
Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, при проведении занятий важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Во 2,4 классе для детей с умеренной умственной отсталостью ведется без отметочного обучения. Система оценки результатов отражает взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценивании достижений диагностики уровня усвоения знаний и умений учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося. При выполнении всех заданий и упражнений по предмету «Адаптивная физкультура» ученикам оказывается помощь педагогом: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности обучающегося.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
В ходе реализации рабочей программы ведется мониторинг предметных результатов обучения по предмету «Адаптивная физкультура», который проводится в 3 этапа:
1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)
2 этап – январь (текущая диагностика)
3 этап - май (промежуточная диагностика)
Цель мониторинга - оценка уровня сформированности действий и определение достижения планируемых результатов по предмету «Адаптивная физкультура».
Результат оцениваются по следующим критериям:
5 баллов - выполняет действие самостоятельно,
4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или неверб.),
3 балла - выполняет действие по образцу,
2 балла - выполняет действие с частичной физической помощью,
1 балл - выполняет действие со значительной физической помощью,
0 баллов - действие не выполняет.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Контроль предметных результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не подразумевает его сравнение с другими детьми.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков учащихся; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
Оценка достижений, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию.
В ходе реализации программы «Двигательное развитие» в 6 классе отслеживается мониторинг всех групп БУД.
Оценка сформированности БУД производится 3 раза в год:
1-й этап – стартовая диагностика (сентябрь).
2-й этап – промежуточная диагностика (декабрь).
3-й этап – итоговая диагностика (май).
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
На каждом этапе диагностики по итогам (если оценка сформированности каждого учебного действия не соответствует 5 бальной оценки), планируется индивидуальная работа с учащимися.
Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений, опроса, практических действий в игровых ситуациях.
II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.
Коррекционный курс «Двигательное развитие» обеспечивает удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), необходимую коррекцию недостатков в психическом и физическом развитии и направлен на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
Коррекционный курс включает один раздел «Двигательное развитие» и содержит упражнения, направленные на:
1. Коррекцию и формирование правильной осанки и плоскостопия.
2. Формирование и укрепление мышечного корсета.
3. Коррекцию и развитие сенсорной системы.
4. Развитие точности движений пространственной ориентировки.
В рабочей программе представлен учебный материал, который может быть скорректирован с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР.
Основное содержание коррекционного курса построено с учетом закономерностей формирования двигательных умений у детей.
- первый этап – ознакомление с двигательным действием на этом этапе используются словесные методы (рассказ, описание, объяснение, разбор) и наглядные методы (непосредственный, опосредованный, замедленный показ).
- второй этап – начальное разучивание используется метод упражнения, контактный метод обучения в сочетании со словестным, метод физического сопровождения и т.д.
- третий этап – углубленное разучивание применяются словесные, наглядные методы и их сочетание, вспомогательные методы (направляющая помощь педагога по ходу выполнения движения, фиксация положения тела, принудительное ограничение движения) и т.п.
- четвертый этап – повторение используются словесный метод (задание, указание и др.), целостный метод с отработкой отдельных частей по ходу выполнения упражнения, игровой.
- пятый этап – закрепление используются игровой метод, целостный и т.д.
Количество этапов освоения движения может быть увеличено до семи (Л.Н. Ростомашвили, 2015). Продолжительность каждого из этапов может индивидуально корректироваться. Но, как правило, на первом уроке при освоении каждого из разделов происходит ознакомление с новым движением и его начальное разучивание. На втором уроке углубленное разучивание и повторение. Поэтому, содержание каждого урока повторяется дважды. Два последних урока раздела (как правило, это два последних урока четверти) отведены на закрепление основного содержания раздела в игровой форме. Кроме того, занятия по коррекционному курсу «Двигательное развитие» могут проводиться не только в спортивном зале, но, и на открытой спортивной площадке. Это обеспечивает решение задач по расширению образовательного пространства за пределами образовательного учреждения.
На занятиях используются коррекционные игры, направленные на:
- формирование способности вести совместные действия с партнером;
- развитие тактильной чувствительности;
- активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;
- развитие речевой деятельности, способности к звукоподражанию.
Освоение одного комплекса общеразвивающих и корригирующих упражнений происходит в течение двух уроков при этом могут быть использованы разные предметы в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся. Освоение правил одной коррекционной подвижной игры также происходит в течение двух уроков.
Реализация воспитательного потенциала каждого урока, заложенного в модуль «Школьный урок». Программы воспитания КОУ «Исилькульская школа-интернат» осуществляется через его организацию с учетом совокупности методов, приемов, направленных на воспитание обучающихся. Воспитывающее содержание урока направлено на побуждение школьников, задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров осознанного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, анализа жизненных историй, поступков и ситуаций организуется путём проведения единых тематических уроков.
С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на уроках по предмету «Адаптивная физкультура» включается материал, направленный на знакомство учащихся с многообразием мира профессий.
На уроках, где рассматриваются вопросы профориентационного характера, ведется работа по формированию ценностного отношения к труду, пониманию его роли в жизни человека и в обществе, по развитию интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую.
При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Адаптивная физкультура» вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – Сферум) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.
Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал: онлайн-тесты, опросники, задания для самостоятельного выполнения в дистанционном режиме.
При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:
• образовательный портал России «ИНФОУРОК. школа. ру»;
Продолжительность урока во 2,4 классе составляет 40 минут. С целью профилактики утомления в учебном процессе необходимо чередовать различные виды учебной деятельности от 5 до 7 видов. Продолжительность одного вида учебной деятельности составляет 7 – 10 минут.
В повседневной и текущей оценочной деятельности соотносятся результаты, продемонстрированные учеником с критериями оценивания: выполняет действие самостоятельно, выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной), выполняет действие по образцу, выполняет действие с частичной физической помощью, выполняет действие со значительной физической помощью, действие не выполняет.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа коррекционного курса ««Двигательное развитие» входит в коррекционно - развивающую область вариативной части учебного плана.
Количество часов регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа – интернат» на 2023 – 2024 учебный год и составляет 32 часа в год (1 час в неделю).
IV.Примерные планируемые результаты освоения программы.
Личностные и предметные планируемые результаты освоения программы обучающимися рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности:
- с помощью взрослого соблюдает правила поведения в урочной деятельности;
- вербально (невербально) взаимодействует со взрослыми и сверстниками;
- с помощью взрослого вербально (невербально) вступает в общение со знакомыми взрослыми и детьми;
- понимает настроение близких взрослых и сверстников;
- выполняет правила поведения на основе усвоенных норм и правил (реагирует на «нельзя», «можно», «хорошо», «плохо» и пр.);
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей:
- произносит свое имя, имена своих товарищей; имена и отчества педагогов и родителей;
- знает последовательность дней недели, времен года;
- выделяет предметы по обобщающим признакам.
- формирование уважительного отношения к окружающим:
- выполняет (или реагирует) инструкции близкого взрослого;
- вербально (невербально) приветствует учителя, взрослого;
- выполняет (или реагирует) инструкции учителя, взрослого;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире:
- выполняет простые инструкции взрослого при совместной продуктивной деятельности (использует карточки);
- с помощью взрослого вербально (невербально) вступает в общение, задает простые вопросы (использует карточки)
- проявляет отзывчивость, доброжелательность;
- вербально (невербально) взаимодействует со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- выполняет простые действия при совместной продуктивной деятельности (использует карточки);
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения:
- выполняет правила поведения в разных социальных ситуациях: с учителем и учащимися в школе;
- вербально (невербально) выражает просьбу, отказ, неудовольствие, задает вопрос (использует карточки);
- выполняет задания учителя в школе и дома (использует карточки);
- проявляет активность на уроках;
- соблюдает правила поведения на уроках и переменах;
- проявляет интерес к учению;
- адекватно реагирует на похвалу и замечания;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах:
- ведет себя в соответствии общепринятыми элементарными социальными нормами и правилами;
- не проявляет агрессии при замечании взрослого или сверстника;
- реагирует на «хорошо/плохо», «можно/нельзя» при помощи взрослого и самостоятельно (использует карточки);
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств:
- с помощью взрослого участвует в различных видах творческой деятельности;
- вербально (невербально) выражает свое отношение к художественному образу (красиво/некрасиво, понравилось/не понравилось);
- при посещении общественных мест ведет себя в соответствии общепринятыми элементарными социальными нормами и правилами;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей:
- вербально (невербально) вступает в общение: спокойно разговаривает, может вежливо попросить, предложить товарищу свою помощь (учебные принадлежности, игрушки и т. д.);
- не проявляет агрессии при замечаниях взрослого или сверстника;
- вербально (невербально) проявляет элементарные чувства (радость, печаль, гнев и пр.);
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций:
- проявляет интерес к общению (вербально/невербально);
- ведет себя в детском коллективе в соответствии общепринятыми элементарными социальными нормами и правилами;
- вербально (невербально) выражает элементарные чувства: жалость, радость, сострадание;
- не мешает товарищу и принимает участие в совместной игре;
- играет увлеченно, сосредоточенно;
- подражает речевой и поведенческой деятельности взрослого, одноклассников;
- выражает свое отношение к происходящему мимикой, жестами, речью;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям:
- в повседневной жизни выполняет самостоятельно элементарные правила личной гигиены (ходит самостоятельно в туалет, моет руки после посещения туалета);
- следит за осанкой на уроке;
- выполняет инструкции, поручения взрослого, в том числе в совместной деятельности;
- при помощи взрослого сравнивает свою работу с образцом;
- самостоятельно выполняет посильные трудовые поручения;
- бережно относится к учебным принадлежностям, к личным вещам, понимает их назначение.
Возможные предметные результаты освоения коррекционного курса:
2,4 класс
- знать простейшие дыхательные упражнения;
- знать простейшие упражнения на формирование правильной осанки, упражнения для развития мелкой моторики рук;
- знать простейшие правила одной из выбранных спортивных игр.
- соблюдать правила бережного обращения с инвентарем и оборудованием;
- соблюдать правила техники безопасности в процессе урока
- корректировать осанку самостоятельно всеми изученными способами;
- выполнять элементы классического массажа в парах; упражнения для растяжения мышц и связок позвоночника;
- осуществлять в положении лежа перекаты с живота на спину без помощи рук,
- ходить на прямых руках и ногах в упоре стоя согнувшись;
- передвигаться лежа на животе по скамье, подтягивая себя руками;
- метать мяч в горизонтальную цель;
- переносить предметы в установленное место;
- лазать по гимнастической стенке попеременным способом; переползать на четвереньках по гимнастической скамейке с захватом кистями рук;
- подлезать под препятствие высотой 40 -50 см, ограниченное с боков; с одной гимнастической скамейки на другую;
- удерживать статические позы;
- выполнять упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.
Программа формирования базовых учебных действий
Особенности психофизического развития детей определяются нарушениями в освоении ими базовых учебных действий (БУД). Программа формирования базовых учебных действий направлена на развитие способности овладевать содержанием ФАООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями - вариант 2) и включает следующие задачи:
1.Подготовку ребенка к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию.
2.Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3.Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени;
- от начала до конца;
- с заданными качественными параметрами.
4.Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (упражнения, действия) к другому в соответствии заданием на занятии.
Решение поставленных задач происходит как на занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Ожидаемые личностные результаты:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
- осознание себя как одноклассника, друга;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
- готовность к безопасному поведению в обществе.
Ожидаемые коммуникативные результаты:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
Ожидаемые регулятивные результаты:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве спортзала (учебного помещения);
- пользоваться спортивным инвентарем;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (стоять в строю, передвигаться строем, играть в игры);
- работать с учебным инвентарем;
- следовать предложенному плану, работать в общем темпе.
Ожидаемые познавательные результаты:
- сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, терминами, предметами- заместителями;
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
-уметь соблюдать правила техники безопасности.
V. Содержание учебного предмета (курса «двигательное развитие»).
Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях.
Движение руками в исходных положениях.
Упражнения для укрепления мышц туловища.
Изменение длительности дыхания в сочетании с наклонами туловищем.
Упражнения на гимнастической скамейке.
Упражнения на равновесие.
Игра с мячом: «Точный бросок».
Прыжок в длину с места в ориентир.
Упражнения на равновесие.
Подъем туловища из положения, сидя на скамейке в парах.
Увеличение, уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир.
Упражнения в висе спиной к стене.
Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его закрытыми глазами.
Упражнения с мячом.
Упражнения у гимнастической стенки.
Упражнения с мячами.
Упражнения на гимнастических ковриках (на растяжку).
Катание ногами мячей.
Упражнения для профилактики плоскостопия у гимнастической стенки.
Ловля мяча после хлопка над головой.
Упражнения с большим мячом.
Упражнения с обручем в паре.
Упражнения с гимнастической палкой. Игра «Вот так позы».
Игра «По кочкам».
Ходьба с мешочками песка на голове.
Подбрасывание мяча вверх, три хлопка.
Подъем предметов различной величины.
Броски малого мяча в стену.
Ходьба по различным предметам, передвижение боком.
Тестирование.
Тематический план 2,4 класс
Раздел | Упражнения по направленности | 2,4 класс |
Двигательное развитие | Коррекция и формирование правильной осанки и плоскостопия | 8 |
Формирование и укрепление мышечного корсета | 8 | |
Коррекция и развитие сенсорной системы | 10 | |
Развитие точности движений пространственной ориентировки | 6 | |
Итого | 32 |
Календарно- тематическое планирование по предмету «Двигательное развитие».
2,4 класс
1 четверть ( 8 часов)
(1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Дидактическая цель урока | Основные виды деятельности | Кол-во часов | дата | ||
планируемая | фактическая | ||||||
1 | Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях. | Обучение построению и умению передвигаться друг за другом по спортивному залу шагом и медленно бегом. | Выполнение строевых упражнений. Передвижение друг за другом по спортивному залу шагом и медленно бегом . Выполнение общеразвивающих упражнения на месте без предметов и сочетая их с дыханием. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
2 | Движение руками в исходных положениях. | Обучение выполнению движений руками с различными положениями тела. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте без предметов. Выполнение движений руками в положении стоя, сидя, стоя на коленях. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
3 | Упражнения для укрепления мышц туловища. | Обучению умению выполнять упражнения по примеру учителя на гимнастических матах, камейках. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте без предметов. Выполнение упражнений по примеру за учителем на гимнастических матах, скамейках. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
4,5 | Изменение длительности дыхания в сочетании с наклонами туловищем. | Обучение выполнению правильного дыхания и сочетания дыхания с движениями туловища.. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте с мячами. Наклоны туловища в сочетании с дыханием. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 2 | |||
6 | Упражнения на гимнастической скамейке. | Обучение умению передвигаться по гимнастической скамейке на четвереньках, с опорой руками о пол. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте без предметов. Передвижение по гимнастической скамейке . Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
7 | Упражнения на равновесие. | Обучение умению сохранять равновесие при передвижении по гимнастической скамейке, выполнять упражнения по словесной инструкции учителя. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте без предметов. Передвижение по гимнастической скамейке с различными положениями рук сохраняя чувство равновесия. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
8 | Игра с мячом: «Точный бросок». | Обучение умению перекатывать мяч друг другу и бросать. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте с мячами. Перекатывание мяча друг другу . Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 2 | |||
Всего | 8 часов |
Календарно- тематическое планирование по предмету «Двигательное развитие».
2,4 класс
2 четверть ( 8 часов)
(1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Дидактическая цель урока | Основные виды деятельности | Кол-во часов | дата | ||
планируемая | фактическая | ||||||
1 | Прыжок в длину с места в ориентир. | Совершенствование умения выполнять прыжок в длину в обозначенное место. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте без предметов. Прыжок с места в ориентир. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
2 | Упражнения на равновесие. | Совершенствование умения выполнять ходьбу по гимнастической скамейке с различными положениями рук. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте без предметов. Ходьба по гимнастической скамейке. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление | 1 | |||
3 | Подъем туловища из положения, сидя на скамейке в парах. | Совершенствование умения выполнять подьем туловища и работу парами. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте без предметов. Выполнение упражнений парами на гимнастической скамейке.Выполнение упражнений на дыхание и расслабление | 1 | |||
4 | Увеличение, уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир. | Совершенствование умения выполнять передвижение по зрительному ориентированию. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте без предметов. Упражнения по зрительным ориентирам.. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление | 1 | |||
5 | Упражнения в висе спиной к стене. | Совершенствование умения выполнять упражнения на гимнастической стенке на вытяжение позвоночника. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте без предметов. Выполнение виса на гимнастической стенке на вытяжение позвоночника. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
6 | Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его закрытыми глазами. | Совершенствование умения выполнять передвижение с закрытыми глазами. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте без предметов. Выполнение Выполнение передвижения с закрытыми глазами.Упражнения на дыхание и расслабление. | 1 | |||
7 | Упражнения с мячом. | Совершенствование умения выполнять катание и броски мяча. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте без предметов. Выполнение катания и броски мяча. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
8 | Упражнения у гимнастической стенки. | Совершенствование умения выполнять упражнения у гимнастической стенки на развитие гибкости и силы. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте без предметов. Выполнение упражнений у гимнастической стенке. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
Всего | 8 часов |
Календарно- тематическое планирование по предмету «Двигательное развитие».
2, 4 класс
3 четверть (10 часов)
(1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Дидактическая цель урока | Основные виды деятельности | Кол-во часов | дата | ||
планируемая | фактическая | ||||||
1 | Упражнения с мячами. | Закрепление умения правильно выполнять упражнения с мячами (катание и броски). | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте с мячами. Выполнение катания и бросков мяча. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
2 | Упражнения на гимнастических ковриках (на растяжку). | Закрепление умения правильно выполнять упражнения на развитие гибкости. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте без предметов. Выполнение упражнений на растяжку. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
3 | Катание ногами мячей. | Закрепление умения правильно выполнять катание малых и средних мячей ногами. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте с мячами. Выполнение катания малых и средних мячей ногами. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
4 | Упражнения для профилактики плоскостопия у гимнастической стенки. | Закрепление умения правильно выполнять упражнения для профилактики плоскостопия. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте без предметов. Выполнение упражнений для профилактики плоскостопия держась за гимнастическую стенку. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
5 | Ловля мяча после хлопка над головой. | Закрепление умения правильно выполнять ловлю мяча после броска вверх. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте с мячами. Выполнение бросков мяча вверх с последующей ловлей. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
6 | Упражнения с большим мячом. | Закрепление умения правильно выполнять упражнения в ловле и передаче с большим мячом. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте с мячом. Выполнение ловли и передачи мяча. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
7 | Упражнения с обручем в паре. | Закрепление умения правильно выполнять передачу обруча в парах. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте с обручами. Катание обручей парами. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
8,9 | Упражнения с гимнастической палкой. Игра «Вот так позы». | Закрепление умения в игре правильно выполнять различные движения по примеру учителя и самостоятельно . | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте с гимнастической палкой. Выполнение различных движений . Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
10 | Игра «По кочкам». | Закрепление умения правильно выполнять передвижение сохраняя чувство равновесия в игре. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте без предметов. Выполнение упражнений на сохранение чувства равновесия. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
Всего | 10 часов |
Календарно- тематическое планирование по предмету «Двигательное развитие».
2, 4 класс
4 четверть ( 6 часов)
(1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Дидактическая цель урока | Основные виды деятельности | Кол-во часов | дата | ||
планируемая | фактическая | ||||||
1 | Ходьба с мешочками песка на голове. | Отработка умения сохранять чувство равновесия передвигаясь с предметом на голове. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте без предметов. Выполнение передвижения с мешочком песка на голове. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
2 | Подбрасывание мяча вверх, три хлопка. | Отработка умения выполнять броски и ловлю мяча самостоятельно и в игре. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте с мячами. Выполнение упражнений с ловлей мяча . Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
3 | Подъем предметов различной величины. | Отработка умения выполнять подьм предметов разных по обьему. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте без предметов. Выполнение подьемов и переноски предметов разного обьема . Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
4 | Броски малого мяча в стену. | Отработка умения правильно выполнять броски малого мяча в стену одной рукой из за головы. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте с мячами. Броски малого мяча в стену одной рукой из за головы.. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
5 | Ходьба по различным предметам, передвижение боком. | Отработка умения выполнять ходьбу сохраняя чувство равновесия идя по различным предметам разложенным на полу. | Выполнение строевых упражнений. Общеразвивающие упражнения в движении с выполнением разновидностей ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения на месте без предметов. Ходьба сохраняя чувство равновесия по различным предметам разложенным на полу. Выполнение упражнений на дыхание и расслабление. | 1 | |||
6 | Тестирование. | Отработка умения выполнять упражнения по инструкции учителя. | Бег, прыжки. Диагностика уровня физического развития учащихся. | 1 | |||
Всего | 8 часов | ||||||
Всего в год | 34 часа |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материально-техническое обеспечение коррекционного занятия «Двигательное развитие» предполагает использование:
- шведская стенка;
- ковровое покрытие;
- настольный теннис;
- скамейки гимнастические длиной 2,5 м;
- мячи резиновые разных диаметров;
- мячи мягкие набивные;
- кегли;
- обручи;
- скакалки разной длины;
- флажки, ленты;
- мешочки с песком;
- музыкальное сопровождение.
Учебно-методический комплекс:
- Программы специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта, 1 – 4 классы» - г. С.-Петербург, «Образование»
- Физическая культура в специальном образовании. А.А. Дмитриев, Москва. Академия.
- Физическая культура в специальном образовании. Е.С. Черник, Москва. Просвещение.
- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, 1983.
- Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитие интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук, профессора - Бгажнокова И. М. Москва, 2012.
- Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). Составитель-Госкомитет СССР по народному образованию, 1990.
- Системная коррекция последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры: Программно-методический комплекс. Н.А. Потапова, Л.М. Кротова, Р.Р. Гатиатулин. - Москва, Издательство НЦ ЭНАС, 2006.
- Сборник программ по физической культуре для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с легкой и умеренной умственной отсталостью). – СПб.: Владос Северо-Запад, 2013.
Спецификация
мониторинговой работы для учащихся 2Б,4В класса с умеренной умственной отсталостью
по предмету «Двигательное развитие»
№ ученика | Задание 1. | Задание 2. | Задание 3. | Задание 4. | Задание 5. | Баллы | % усвоения |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 |
Оценка качества усвоения обучающимися программного материала по предмету «Двигательное развитие» осуществляется на основе анализа результатов выполнения упражнений, умений и сформированности компонентов учебной деятельности учащихся по баллам.
Критерии результатов анализа:
0 баллов — не проявляет данное умение;
1 балл — демонстрирует умение с помощью учителя;
2 балла — допускает ошибки при демонстрации умений;
3 балла — демонстрирует умение самостоятельно.
Подсчёт процента усвоения учебного материала ведётся по формуле:
Сумма баллов по предмету * 100%
Максимальное количество баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Двигательное развитие", 1 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Двигательное развитие", 1 класс, II вариант...
Рабоча программа по курсу "Двигательное развитие", 2 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Двигательное развитие", 2 класс, II вариант...
Адаптированная рабочая программа коррекционный курс «Двигательное развитие» 3 класс (II вариант)
Адаптированная рабочая программа, коррекционный курс «Двигательное развитие» 3 класс (II вариант). ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» предназначена для учащихся 1-4 класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» 2021 год
Двигательное развитие является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-со...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ» (ВАРИАНТ 6.2)
Данная рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательная коррекция» предназначена для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.Двигательная активность является естеств...