Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" 8 класс
рабочая программа
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_sensornoe_razvitie.docx | 54.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Учитель-логопед ГКОУ «ЦИО «Южный» _______________ «________»______________г. | «Принято» На заседании Педагогического совета Протокол №1 от «___»__ г Директор ГКОУ «ЦИО «Южный» _______________ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ» _______________________________________________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«Сенсорное развитие»
на 20..-20.. учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
(ВАРИАНТ 2)
Составители:
педагог-психолог
Макурина С.В.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 03.02.2015.
Данный коррекционный курс рассчитан на 1 год обучения для обучающихся по программам 9.2, 8.3, 6.4, с учетом требований ФГОС НОО для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, детей с расстройством аутистического спектра. Развитие сенсорных процессов является одним из важных предметов, готовит обучающегося с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными навыками.
Дети, имеющие выраженные нарушения интеллектуального развития, с большим опозданием овладевают приёмами обследования предметов с целью выявления их качеств, испытывают трудности в выделении существенных свойств и обозначении их словом. Поэтому они значительно позднее усваивают названия цветов, форм, пространственных и временных отношений. Особенности их восприятия связаны с нарушениями мышления. Данная категория детей не выделяют главные, внутренние зависимости наблюдаемых предметов и явлений, слабо владеют приёмами аналитико-синтетической деятельности, проводят обобщение по случайным признакам. Учащиеся не способны самостоятельно осуществлять контроль за исполнением и результатом деятельности. Одной из причин несформированности деятельности является недоразвитие произвольности, которое обусловлено нарушениями нейродинамических процессов, колебаниями психической активности, быстрой истощаемостью психических процессов, нарушением их подвижности, примитивностью мотивационно - потребностной сферы, эмоционально-личностной незрелостью умственно отсталых школьников. Для детей с нарушением интеллекта характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Использование на психокоррекционных занятиях всего многообразия приемов, облегчающих восприятие: показ предметов, стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации, и др., побуждают учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению с объектом определенным образом организованной деятельности по планомерному наблюдению за объектом, его рассматриванию, ощупыванию и обследованию, а, вдальнейшем, и определению отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов, т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками (сенсорными эталонами), которые сложились исторически. Разные виды деятельности представляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей, в том числе и пассивного (для неговорящих детей).
Сенсорное развитие направлено на формирование у ребенка процессов восприятия и представления о предметах, объектах и явлениях
окружающего мира, окружающей действительности. В свою очередь, развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, развития мелкой моторики при выполнении специальных упражнений. Процесс обучения неразрывно связан с решением специфической задачи обучения— коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, осуществлением контроля и самоконтроля. Таким образом, курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры.
Цели:
- формирование у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, подготовка обучающегося к усвоению учебного материала
- обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы
- личностно-ориентированная передача ребенку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире
Задачи:
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррегирование недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, запахов, звуков, ритмов и т.д.);
- совершенствование сенсорно- перцептивной деятельности;
- стимулирование развития коммуникации посредством установления эмоционально-положительного контакта с ребенком и повышение степени его доверия к окружающей среде через совместную деятельность со взрослым;
- развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия, развитие восприятия запаха;
- обогащение словарного запаса;
- совершенствование зрительно-двигательной координации и формирование точности и целенаправленности движений и действий;
исправление недостатков моторики
Достижение поставленных перед данным предметом единых задач осуществляется не путём изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности и с комплексным воздействием на разные органы чувств. Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким образом, обеспечивается максимально возможная динамичность, гибкость, взаимосвязь получаемых обучающимся знаний, умений, навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма и режим занятий
Форма работы индивидуально-групповая. Программа предполагает проведение 2 занятий в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Каждое занятие имеет свою структуру и состоит из 3 частей: разминки, основной и заключительной части.
Целью разминки является создание положительного, рабочего настроя в группе, подготовка школьника к предстоящей деятельности. В разминке используются следующие упражнения:
- Упражнения на развитие моторики, дыхательные, стимулирующие и расслабляющие;
- Упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Развитие отдельных двигательных качеств и способностей ребѐнка (силы, ловкости, быстроты, координации, равновесия);
- Упражнения на повышение функционального уровня систем организма (для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов, для формирования осанки);
- Стимулирующие упражнения (упражнения, повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей и пальцев рук, работа с пальцами рук);
- Упражнения по оптимизации тонуса и обучение релаксации;
Целью основной части является развитие познавательных и сенсорных процессов, коррекция эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений, психомоторики. Она включает в себя работу по теме занятия, физкультминутку или подвижную игру, письменные задания (если это необходимо по теме занятия) и игры и упражнения на развитие и коррекцию психических процессов.
Целью заключения является проверка полученных на занятии навыков, закрепление положительных эмоций от работы на занятии, подведение итогов прошедшего занятия.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»
Возможные личностные результаты коррекционного курса «Сенсорное развитие»
- воспитание уважительного отношения к иному мнению;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
Возможные предметные результаты коррекционного курса «Сенсорное развитие»
Развитие моторики:
- Раскрашивать поверхность листа красками (с помощью учителя).
- Показывать на себе основные части тела и лица;
- Составлять изображения путём наклеивания готовых форм.
Тактильное восприятие:
- Находить на ощупь из 3-5 предметов необходимый предмет (или геометр.форму) по описанию.
Восприятие формы, величины, цвета
- Конструировать объёмные предметы из составных частей (2-3 детали);
- Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (2 – 3 детали);
- Различать и выделять основные цвета спектра: красный, жёлтый, синий, зелёный, белый и чёрный.
- Классифицировать предметы по форме, величине, цвету;
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
- Определять изменения в предъявленном ряду, состоящем из 3-х предметов;
- Зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов, явлений
- Узнавать контурные, зашумленные, наложенные изображения
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния)
- Имитировать контрастные ощущения, называть их (холодный – горячий), по подражанию действиям педагога;
- Различать и сравнивать предмет по признаку веса (тяжёлый – лёгкий) по подражанию;
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
- Воспроизводить несложные ритмические рисунки (хлопки, отстукивания палочкой по столу)
- Определение на слух реальных шумов и звуков
Восприятие пространства
- Показывать на себе основные части тела и лица (по образцу);
- Находить, показывать основные части тела и лица на кукле (по подражанию и по образцу);
- Конструировать по образцу предметы в пространстве (вверху – внизу);
Восприятие времени
- Имитировать действия людей, животных в разные части суток, время года по образцу.
Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, конструкторы, мозаики, пирамидки, игрушки, геометрические формы, клей, пластилин, природные материалы, музыкальные произведения, компьютер, принтер, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, спортивные пособия и предметы (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки), сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши, записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.
Содержание программы
Каждый блок упражнений по темам подбирается отдельно для каждого ребенка с учетом нарушения развития ребенка.
№ | Тема | Направление работы, виды деятельности | Дата |
1 | Диагностическое наблюдение |
| |
2 | Развитие временных представлений. Летние воспоминания |
| |
Развитие зрительного восприятия, временных представлений. Сезонные изменения в природе летом |
| ||
Закрепление знаний о круге |
| ||
Круг в предметах окружающего мира |
| ||
Закрепление знаний о треугольнике |
| ||
Треугольник в предметах окружающего мира |
| ||
Закрепление знаний о квадрате |
| ||
Квадрат в предметах окружающего мира |
| ||
Развитие временных представлений. Осень |
| ||
Развитие временных представлений, слухового восприятия. Осень |
| ||
Развитие зрительного восприятия, временных представлений. Сезонные изменения в природе осенью |
| ||
Закрепление знаний о прямоугольнике |
| ||
Прямоугольник в предметах окружающего мира |
| ||
Закрепление знаний об овале |
| ||
Овал в предметах окружающего мира |
| ||
Закрепление знаний о геометрических фигурах |
| ||
Закрепление знаний о геометрических фигурах. Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных форм |
| ||
Развитие слухового восприятия, временных представлений. Сезонные изменения в природе зимой |
| ||
Развитие тактильного восприятия, осязания. Холодный. Горячий |
| ||
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела. |
| ||
Закрепление сенсорных эталонов цвета. Основные цвета спектра. Белый |
| ||
Развитие кинетического, кинестетического восприятия. Новогоднее занятие |
| ||
Закрепление пройденных тем |
| ||
Промежуточная диагностика |
| ||
Закрепление сенсорных эталонов цвета. Основные цвета спектра. Черный |
| ||
Закрепление сенсорных эталонов цвета. Основные цвета спектра. Синий |
| ||
Закрепление сенсорных эталонов цвета. Основные цвета спектра. Желтый |
| ||
Закрепление сенсорных эталонов цвета. Основные цвета спектра. Красный |
| ||
Развитие слухового восприятия. 23 февраля |
| ||
Развитие кинетического, кинестетического восприятия. Праздничное занятие |
| ||
Формирование сенсорных эталонов формы. Трапеция. Зрительное восприятие (дорисовывание) |
| ||
Развитие тактильного восприятия. Женский праздник |
| ||
Развитие кинетического, кинестетического восприятия. Праздничное занятие 8 марта. |
| ||
Формирование сенсорных эталонов формы. Трапеция в предметах окружающего мира |
| ||
Развитие мелкой моторики пальцев руки и графомоторных навыков. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. |
| ||
Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание). |
| ||
Развитие зрительного восприятия, временных представлений. Сезонные изменения в природе весной |
| ||
Восприятие пространства. Ориентация на собственном теле: право – лево, верх – низ, вперед — назад |
| ||
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Моделирование расположения предметов в пространстве |
| ||
Развитие тактильного восприятия. Восприятие предметов по плотности материалов |
| ||
Развитие слухового восприятия, слуховой памяти. Музыкальные инструменты |
| ||
Развитие слухового восприятия. Формирование чувства ритма. 1мая |
| ||
Развитие слухового восприятия. Формирование чувства ритма. 9 мая |
| ||
Развитие слухового восприятия, слуховой памяти. 9 мая |
| ||
Развитие тактильного восприятия. Восприятие предметов по структуре поверхности |
| ||
Развитие восприятия особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния) |
| ||
Итоговая диагностика |
|
Список литературы:
- Министерство образования и науки РФ. «Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 2.» / Изд. Просвещение, 2018 – 554с.
- / И.К. Боровская, М.В. Былино, Ю.Н. Кислякова, Е.М. Калинина, И.В. Ковалец, Т.Л.Лещинская, Т.В. Лисовская. /Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов – Национальный институт образования. – Минск, 2007.
- Царев А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015.- 266 с.
- 1. А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. -М.: 2001
- Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.–М.: Просвещение, 2009 г.
- Форма и цвет. Е.В. Колесникова
- Т.А. Грищенко «Сенсорное развитие дошкольников», Владос, 2017
- А.Лопатина «Краски рассказывают сказки»,Амрита- Русь», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.
• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 2 специального (коррекционного) класса VII вида.
===========================================================================...
Рабочая программа коррекционного курса: «Коррекционные занятия (логопедические)» для 0-6 классов
Данный курс способствует формированию у обучающихся навыков правильного звукопроизношения и развитию фонематических процессов, которые лежат в основе становления навыков чтения и письма, системы знани...