Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" 8 класс
рабочая программа

Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_sensornoe_razvitie.docx54.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Учитель-логопед

ГКОУ «ЦИО «Южный»

_______________

«________»______________г.

«Принято»

На заседании

Педагогического совета

Протокол  №1 от «___»__ г

Директор ГКОУ «ЦИО «Южный»

_______________

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ» _______________________________________________________________________________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«Сенсорное развитие»

на 20..-20.. учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

 (ВАРИАНТ 2)

Составители:

педагог-психолог

Макурина С.В.

Пояснительная записка 

 Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 03.02.2015.

Данный коррекционный курс рассчитан на 1 год обучения для обучающихся по программам  9.2, 8.3, 6.4, с учетом требований ФГОС НОО для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, детей  с расстройством аутистического спектра. Развитие сенсорных процессов является одним из важных предметов, готовит обучающегося с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными навыками.

Дети, имеющие выраженные нарушения интеллектуального развития, с большим опозданием овладевают приёмами обследования предметов с целью выявления их качеств, испытывают трудности в выделении существенных свойств и обозначении их словом. Поэтому они значительно позднее усваивают названия цветов, форм, пространственных и временных отношений.  Особенности их восприятия связаны с нарушениями мышления. Данная категория детей не выделяют главные, внутренние зависимости наблюдаемых предметов и явлений, слабо владеют приёмами аналитико-синтетической деятельности, проводят обобщение по случайным признакам. Учащиеся  не способны самостоятельно осуществлять контроль за исполнением и результатом деятельности. Одной из причин несформированности деятельности является недоразвитие произвольности, которое обусловлено нарушениями нейродинамических процессов, колебаниями психической активности, быстрой истощаемостью психических процессов, нарушением их подвижности, примитивностью мотивационно - потребностной сферы, эмоционально-личностной незрелостью умственно отсталых школьников. Для детей с нарушением интеллекта характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Использование на психокоррекционных занятиях всего многообразия приемов, облегчающих восприятие: показ предметов, стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации,  и др., побуждают учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению с объектом определенным образом организованной деятельности по планомерному наблюдению за объектом, его рассматриванию, ощупыванию и обследованию, а, вдальнейшем, и определению  отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов, т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками (сенсорными эталонами), которые сложились исторически. Разные виды деятельности представляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей, в том числе и пассивного (для неговорящих детей).

 Сенсорное развитие направлено на формирование у ребенка процессов восприятия и представления о предметах, объектах и явлениях

окружающего мира, окружающей действительности. В свою очередь, развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, развития мелкой моторики при выполнении специальных упражнений. Процесс обучения неразрывно связан с решением специфической задачи обучения— коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, осуществлением контроля и самоконтроля. Таким образом, курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры.

Цели:

  • формирование у  обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков,  подготовка обучающегося к усвоению учебного материала
  • обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы
  • личностно-ориентированная передача ребенку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире

 Задачи:

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррегирование недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, запахов, звуков, ритмов и т.д.);
  • совершенствование сенсорно- перцептивной деятельности;
  • стимулирование развития коммуникации посредством установления эмоционально-положительного контакта с ребенком и повышение степени его доверия к окружающей среде через совместную деятельность со взрослым;
  • развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия, развитие восприятия запаха;
  • обогащение словарного запаса;
  • совершенствование зрительно-двигательной координации и формирование точности и целенаправленности движений и действий;

исправление недостатков моторики

       Достижение поставленных перед данным предметом единых задач осуществляется не путём изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности и с  комплексным воздействием на разные органы чувств. Каждая коррекционная задача по возможности включается  в различные виды детской деятельности. Таким образом, обеспечивается  максимально возможная динамичность, гибкость, взаимосвязь получаемых обучающимся знаний, умений, навыков, создание межпредметных,  межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы         

      Программа рассчитана на 1 год обучения.

Форма и режим занятий

        Форма работы индивидуально-групповая. Программа предполагает проведение 2 занятий в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Каждое занятие имеет свою структуру и состоит из 3 частей: разминки, основной и заключительной части.

Целью разминки является создание положительного, рабочего настроя в группе, подготовка школьника к предстоящей деятельности. В разминке используются следующие упражнения:

  • Упражнения на развитие моторики, дыхательные, стимулирующие и расслабляющие;
  • Упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Развитие отдельных двигательных качеств и способностей ребѐнка (силы, ловкости, быстроты, координации, равновесия);
  • Упражнения на повышение функционального уровня систем организма (для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов, для формирования осанки);
  • Стимулирующие упражнения (упражнения, повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей и пальцев рук, работа с пальцами рук);
  • Упражнения по оптимизации тонуса и обучение релаксации;

Целью основной части является развитие познавательных и сенсорных процессов, коррекция эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений, психомоторики. Она включает в себя работу по теме занятия, физкультминутку или подвижную игру, письменные задания (если это необходимо по теме занятия) и игры и упражнения на развитие и коррекцию психических процессов.

Целью заключения является проверка полученных на занятии навыков, закрепление положительных эмоций от работы на занятии, подведение итогов прошедшего занятия.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»

Возможные личностные результаты коррекционного курса «Сенсорное развитие»

  • воспитание уважительного отношения к иному мнению;
  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

Возможные предметные результаты коррекционного курса «Сенсорное развитие»

Развитие  моторики:

  • Раскрашивать поверхность листа красками (с помощью учителя).
  • Показывать на себе основные части тела и лица;
  • Составлять изображения путём наклеивания готовых форм.

Тактильное восприятие:

  • Находить на ощупь из 3-5 предметов необходимый предмет (или геометр.форму) по описанию.

Восприятие формы, величины, цвета

  • Конструировать объёмные предметы из составных частей (2-3  детали);
  • Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (2 – 3 детали);
  • Различать и выделять основные цвета спектра: красный, жёлтый, синий, зелёный, белый и чёрный. 
  • Классифицировать предметы по форме, величине,  цвету;

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

  • Определять изменения в предъявленном ряду, состоящем из 3-х предметов;
  • Зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов, явлений
  • Узнавать контурные, зашумленные, наложенные изображения

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния)

  • Имитировать контрастные ощущения, называть их (холодный – горячий), по подражанию действиям педагога;
  • Различать и сравнивать предмет по признаку веса (тяжёлый – лёгкий) по подражанию;

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

  • Воспроизводить несложные ритмические рисунки (хлопки, отстукивания палочкой по столу)
  • Определение на слух реальных шумов и звуков

Восприятие пространства

  • Показывать на себе основные части тела и лица (по образцу);
  • Находить, показывать основные части тела и лица на кукле (по подражанию и по образцу);
  • Конструировать по образцу предметы в пространстве (вверху – внизу);

Восприятие времени

  • Имитировать действия людей, животных в разные части суток, время года по образцу.

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, конструкторы, мозаики, пирамидки, игрушки, геометрические формы, клей, пластилин, природные материалы, музыкальные произведения, компьютер, принтер, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, спортивные пособия и предметы (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки), сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши, записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

Содержание программы

     Каждый блок упражнений по темам подбирается отдельно для каждого ребенка с учетом нарушения развития ребенка.

№  

Тема

Направление работы, виды деятельности

Дата

1

Диагностическое наблюдение

  • Наблюдение за детьми
  • Обследование уровня сенсорного развития

2

Развитие временных представлений. Летние воспоминания

  • Напевание песенок и потешек летнего времени года
  • Узнавание простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт дождь). Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий.
  • Имитация действий, соответствующих людям, животным и растениям в разное время года (летом и зимой).
  • Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий: холодно – нахмуриться и сжаться, тепло – улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их к солнцу, дождь – имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами: «кап – кап» и т.п.
  • Актуализировать представления о летних видах спорта, летней одежде и проч.
  • Работа в технике «объёмной» аппликации

Развитие зрительного восприятия, временных представлений. Сезонные изменения в природе летом

  • Закреплять понятия о временах года и сезонных изменениях в природе. Дидактическая игра « Когда деревья надевают этот наряд».
  • Учить соотносить действия людей с сезонными изменениями в природе. Дидактическая игра «В какое время года нужны эти предметы»
  • Развивать внимание
  • Актуализировать представления о летних видах спорта, летней одежде и проч.

Закрепление знаний о круге

  • Выделение формы предмета (круг); дифференциация круга от любого многоугольника.
  • Прокатывание предметов круглой формы по полу, по столу (шары, мячи, клубки и т.п.).
  • Различение геометрической  формы круг (определение по словесному описанию).
  • Составление сериационных рядов
  • Моделирование геометрической  фигуры  из составных частей  на разрезном наглядном материале (2-3 детали).
  • Узнавание предмета, фигуры по его части, выделение из общего фона
  • Дорисовывание симметричной половины фигуры, предмета круглой формы
  • Выкладывание контура фигуры сенсорным материалом (природными материалами, камешками, и проч.).
  • Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных треугольных форм (2-5 элементов)

Круг в предметах окружающего мира

  • Учить выделять форму предмета бытового назначения.
  • Группировка предметов и их изображений по форме. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по форме».
  • Выбор фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Дидактическая игра «Определи на ощупь».

Закрепление знаний о треугольнике

  • Моделирование геометрической  фигуры  из составных частей  на разрезном наглядном материале (2-3 детали).
  • Выкладывание контура фигуры сенсорным материалом ( природными материалами, камешками, и проч.)
  • Обучение моделирующим движениям (обведение по контуру, ощупывающие движения, вычерчивание, штриховка, разукрашивание, вылепливание из пластилина, аппликации, корректурная проба с геом.фигурами  и проч.).
  • Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных треугольных форм (2-5 элементов)

Треугольник в предметах окружающего мира

  • Учить выделять форму предмета бытового назначения.
  • Группировка предметов и их изображений по форме. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по форме».
  • Выбор фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Дидактическая игра «Определи на ощупь».

Закрепление знаний о квадрате

  • Выделение формы предмета (квадрат); дифференциация квадрата от любого многоугольника.
  • Различение геометрической  формы квадрат (определение по словесному описанию).
  • Обучение моделирующим движениям (обведение по контуру, ощупывающие движения, вычерчивание, штриховка, разукрашивание, вылепливание из пластилина, аппликации, корректурная проба с геом.фигурами  и проч.).
  • Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных треугольных форм (2-5 элементов)

Квадрат в предметах окружающего мира

  • Учить выделять форму предмета бытового назначения
  • Группировка предметов и их изображений по форме. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по форме».
  • Выбор фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Дидактическая игра «Определи на ощупь».

Развитие временных представлений. Осень

  • Обогащать представления о погодных условиях осени
  • Учить видеть, как меняются объекты природы в разных погодных условиях
  • Напевание песенок и потешек осеннего времени года
  • Узнавание простейших явлений погоды (холодно, ветрено, идёт дождь). Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий.
  • Имитация действий, соответствующих людям, животным и растениям в разное время года (летом и осенью).
  • Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий: холодно – нахмуриться и сжаться, тепло – улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их к солнцу, дождь – имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами: «кап – кап» и т.п.

Развитие временных представлений, слухового восприятия. Осень

  • Развитие слухомоторной координации.
  • Выполнение упражнений на заданный звук.
  • Определение на слух реальных шумов и звуков осеннего леса, явлений осенней природы
  • Упражнения на развитие умения ориентироваться в пространстве по звуку (игровые упражнения «Угадай, что я делаю», «Минутки тишины»)

Развитие зрительного восприятия, временных представлений. Сезонные изменения в природе осенью

  • Закреплять понятия о временах года и сезонных изменениях в природе. Дидактическая игра « Когда деревья надевают этот наряд».
  • Учить соотносить действия людей с сезонными изменениями в природе. Дидактическая игра «В какое время года нужны эти предметы»
  • Развивать внимание
  • Актуализировать представления об осенних занятиях людей, осенней одежде и проч.

Закрепление знаний о прямоугольнике

  • Выделение формы предмета (прямоугольник); дифференциация прямоугольника от любого многоугольника, круга.
  • Различение геометрической  формы прямоугольник (определение по словесному описанию).
  • Составление сериационных рядов
  • Обучение моделирующим движениям (обведение по контуру, ощупывающие движения, вычерчивание, штриховка, разукрашивание,  вылепливание из пластилина, аппликации, корректурная проба с геом. фигурами  и проч.).
  • Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных треугольных форм (2-5 элементов)

Прямоугольник в предметах окружающего мира

  • Учить выделять форму предмета бытового назначения.
  • Группировка предметов и их изображений по форме. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по форме».
  • Выбор фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Дидактическая игра «Определи на ощупь».

Закрепление знаний об овале

  • Выделение формы предмета (овал); дифференциация овала от любого многоугольника, круга.
  • Различение геометрической  формы овал (определение по словесному описанию).
  • Составление сериационных рядов
  • Моделирование геометрической  фигуры  из составных частей  на разрезном наглядном материале (2-3 детали).
  • Узнавание предмета, фигуры по его части, выделение из общего фона
  • Дорисовывание симметричной половины фигуры
  • Выкладывание контура фигуры сенсорным материалом ( природными материалами, камешками, и проч.)

Овал в предметах окружающего мира

  • Учить выделять форму предмета бытового назначения.
  • Группировка предметов и их изображений по форме. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по форме».
  • Выбор фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Дидактическая игра «Определи на ощупь».

Закрепление знаний о геометрических фигурах

  • Упражнения в правильном соотнесении нескольких предметов с одними и теми же геометрическими образцами.
  • Закрепление знаний детей о геометрических фигурах на основе упражнения «Залатай одеяло».
  • Разворачивание геометрических фигур (из фольги, газеты), классификация их по заданным признакам

Закрепление знаний о геометрических фигурах. Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных форм

  • Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку
  • Конструирование предметов из геометрических фигур (3-4 детали: машинка, дом, и т.д.)
  • Составление целого из частей на разрезном наглядном материале
  • Различение основных частей хорошо знакомых предметов
  • Игры с мелкой\крупной мозаикой, конструктором

Развитие слухового восприятия, временных представлений. Сезонные изменения в природе зимой

  • Закреплять понятия о временах года и сезонных изменениях в природе. Дидактическая игра « Когда деревья надевают этот наряд».
  • Учить соотносить действия людей с сезонными изменениями в природе. Дидактическая игра «В какое время года нужны эти предметы»
  • Развивать внимание
  • Актуализировать представления о зимних  занятиях людей, животных, зимней одежде и проч.

Развитие тактильного восприятия, осязания. Холодный. Горячий

  • Развитие дифференцированных осязательных ощущений (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий, сухое-мокрое и проч.); обозначение словом.
  • Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы)
  • Классификация наглядного материала на 2 группы (сосулька, снеговик, снежинка и мороженое; кипящий чайник, включенный утюг, костер, горящая свечка)
  • Игра « Бывает-не бывает» (горячий снеговик, холодный костер», «теплая сосулька», «обжигающий огонь», «горячий снег» с использованием карточек синего и красного цвета)

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела.

  • Игры с мелкой\крупной мозаикой, конструктором
  • Обозначать словом свои тактильные ощущения
  • Собрать пазл «Тело человека»
  • Обучение  движению по инструкции педагога
  • Игровой массаж с резиновым мячиком с «шипами»  «Ежик»

Закрепление сенсорных эталонов цвета. Основные цвета спектра. Белый

  • Формирование представлений  о цвете:
  • -зрительное запоминание цвета, различение цвета (выделение по слову); называние цвета.
  • Практические действия цветоразличения (собери в коробку все  фигуры, предметы  определенного цвета и т.д.)
  • Обучение способам получения новых цветов (светлый/темный, теплый/холодный).
  • Развитие представления о цвете как свойстве предметов, явлений окружающего мира, развитие представлений о постоянных цветах (ночь черная, снег белый и т.д.)
  • Формирование умений сопоставлять цвета, их сочетания, подбирать цветовые сочетания, создавать их по собственному замыслу.  
  • Группировка предметов и их изображений по цвету. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по цвету».
  • Составление сериационных рядов по заданному цвету.
  • Соотнесение предметов по цвету на основе упражнений: «Разноцветные бусины», «Заборчик», « Найди пару».
  • Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных  форм  заданного цвета (2-5 элементов)

Развитие кинетического, кинестетического восприятия. Новогоднее занятие

  • Приобщение к традициям праздника
  • Формирование умения распознавания текстуры
  • Игры в воображаемые снежки, камушки (бросаем в море, играем на берегу и др.); передача по кругу воображаемого предмета (снежка, мяча и др.), рисование орнамента рукой в воздухе и др.
  • Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации

Закрепление пройденных тем

  • Повторение пройденных тем

Промежуточная диагностика

  • Наблюдение за детьми
  • Обследование уровня сенсорного развития

Закрепление сенсорных эталонов цвета. Основные цвета спектра. Черный

  • Формирование представлений  о цвете:
  • -зрительное запоминание цвета, различение цвета (выделение по слову); называние цвета.
  • Практические действия цветоразличения (собери в коробку все  фигуры, предметы  определенного цвета и т.д.)
  • Обучение способам получения новых цветов (светлый/темный, теплый/холодный).
  • Развитие представления о цвете как свойстве предметов, явлений окружающего мира, развитие представлений о постоянных цветах (ночь черная, снег белый и т.д.)
  • Формирование умений сопоставлять цвета, их сочетания, подбирать цветовые сочетания, создавать их по собственному замыслу.  
  • Группировка предметов и их изображений по цвету. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по цвету».
  • Составление сериационных рядов по заданному цвету.
  • Соотнесение предметов по цвету на основе упражнений: «Разноцветные бусины», «Заборчик», « Найди пару».
  • Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных  форм  заданного цвета (2-5 элементов)

Закрепление сенсорных эталонов цвета. Основные цвета спектра. Синий

  • Формирование представлений  о цвете:
  • -зрительное запоминание цвета, различение цвета (выделение по слову); называние цвета.
  • Практические действия цветоразличения (собери в коробку все  фигуры, предметы  определенного цвета и т.д.)
  • Обучение способам получения новых цветов (светлый/темный, теплый/холодный).
  • Развитие представления о цвете как свойстве предметов, явлений окружающего мира, развитие представлений о постоянных цветах, сигнальная роль цвета (синее море, синее небо  и т.д.)
  • Формирование умений сопоставлять цвета, их сочетания, подбирать цветовые сочетания, создавать их по собственному замыслу.  
  • Группировка предметов и их изображений по цвету. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по цвету».
  • Составление сериационных рядов по заданному цвету.
  • Соотнесение предметов по цвету на основе упражнений: «Разноцветные бусины», «Заборчик»,
  • « Найди пару».
  • Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных  форм  заданного цвета (2-5 элементов)
  • Синий цвет в сказках, картинах художников

Закрепление сенсорных эталонов цвета. Основные цвета спектра. Желтый

  • Формирование представлений  о цвете:
  • -зрительное запоминание цвета, различение цвета (выделение по слову); называние цвета.
  • Практические действия цветоразличения (собери в коробку все  фигуры, предметы  определенного цвета и т.д.)
  • Обучение способам получения новых цветов (светлый/темный, теплый/холодный).
  • Развитие представления о цвете как свойстве предметов, явлений окружающего мира, развитие представлений о постоянных цветах, сигнальная роль цвета (желтое солнце, желтый сигнал светофора и т.д.)
  • Формирование умений сопоставлять цвета, их сочетания, подбирать цветовые сочетания, создавать их по собственному замыслу.  
  • Группировка предметов и их изображений по цвету. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по цвету».
  • Составление сериационных рядов по заданному цвету.
  • Соотнесение предметов по цвету на основе упражнений: «Разноцветные бусины», «Заборчик», « Найди пару».
  • Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных  форм  заданного цвета (2-5 элементов)
  • Жетлый цвет в сказках, картинах художников

Закрепление сенсорных эталонов цвета. Основные цвета спектра. Красный

  • Закрепление представлений  о цвете:
  • -зрительное запоминание цвета, различение цвета (выделение по слову); называние цвета.
  • Практические действия цветоразличения (собери в коробку все  фигуры, предметы  определенного цвета и т.д.)
  • Обучение способам получения новых цветов (светлый/темный, теплый/холодный).
  • Развитие представления о цвете как свойстве предметов, явлений окружающего мира, развитие представлений о постоянных цветах, сигнальная роль цвета (кровь красная, пожарная машина красная, огонь красный, красный сигнал светофора и т.д.)
  • Формирование умений сопоставлять цвета, их сочетания, подбирать цветовые сочетания, создавать их по собственному замыслу.  
  • Группировка предметов и их изображений по цвету. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по цвету».
  • Составление сериационных рядов по заданному цвету.
  • Соотнесение предметов по цвету на основе упражнений: «Разноцветные бусины», «Заборчик», « Найди пару».
  • Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных и плоскостных  форм  заданного цвета (2-5 элементов)
  • Красный цвет в картинах художников, сказках

Развитие слухового восприятия. 23 февраля

  • Использование  детьми своих  произвольных вариантов движений, соответствующих силе звучания музыки ( использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький — тихо;
     на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне, на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую — узкие и более бледные, найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика)
  • Определение на слух реальных шумов и звуков
  • Приобщение к традициям праздника
  • Работа в технике «объёмной» аппликации

Развитие кинетического, кинестетического восприятия. Праздничное занятие

  • Имитация движения и поз (марш солдат, выполнение команд «Равняйся!», «Смирно!», «Вольно», перетягивание каната)
  • Рассматривание картинок на заданную тему
  • Изготовление медалей
  • Составление целого из разрезных картинок на тему «Военные»

Формирование сенсорных эталонов формы. Трапеция. Зрительное восприятие (дорисовывание)

  • Выделение формы предмета (трапеция); дифференциация трапеции от любого многоугольника.
  • Различение геометрической  формы трапеции (определение по словесному описанию).
  • Знакомство с разновидностями форм трапеции (размер, цвет  и пр.).
  • Составление сериационных рядов
  • Моделирование геометрической  фигуры  из составных частей  на разрезном наглядном материале (2-3 детали).
  • Узнавание предмета, фигуры по его части, выделение из общего фона
  • Дорисовывание симметричной половины фигуры
  • Выкладывание контура фигуры сенсорным материалом (природными материалами, камешками, и проч.)

Развитие тактильного восприятия. Женский праздник

  • Приобщение к традициям праздника
  • Работа в технике «объёмной» аппликации
  • Игры с различными материалами, фактурами (фольга, бархат, мех, дерево, наждачная бумага и проч.)
  • Изготовление мандал из сенсорного материала

Развитие кинетического, кинестетического восприятия. Праздничное занятие 8 марта.

  • Приобщение к традициям праздника
  • Работа в технике «объёмной» аппликации
  • Игры с мелкой\крупной мозаикой, конструктором.
  • Обозначать словом свои тактильные ощущения
  • Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Релаксация

Формирование сенсорных эталонов формы. Трапеция в предметах окружающего мира

  • Учить выделять форму предмета бытового назначения.
  • Группировка предметов и их изображений по форме. Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по форме».
  • Выбор фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Дидактическая игра «Определи на ощупь»

Развитие мелкой моторики пальцев руки и графомоторных навыков. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.

  • Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)
  • Игры с мелкой\крупной мозаикой, конструктором
  • Обозначать словом свои тактильные ощущения
  • Дорисовывание симметричной половины изображения
  • Совершенствование мелких движений (выкладывание узоров из сенсорного материала)

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание).

  • Нанизывание колец, вставки в прорези, извлекание предметов из емкостей различного объема и формы
  • Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
  • Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету

Развитие зрительного восприятия, временных представлений. Сезонные изменения в природе весной

  • Закреплять понятия о временах года и сезонных изменениях в природе. Дидактическая игра « Когда деревья надевают этот наряд».
  • Учить соотносить действия людей с сезонными изменениями в природе. Дидактическая игра «В какое время года нужны эти предметы»
  • Развивать внимание
  • Актуализировать представления о весенних  занятиях людей, животных, весенней одежде и проч.

Восприятие пространства. Ориентация на собственном теле: право – лево, верх – низ, вперед — назад

  • Ориентация на собственном теле –  показать правые и левые части тела. Ориентация относительно своего тела: справа – слева, сзади – спереди, далеко – близко, вперед-назад, верх-низ, показ на себе основных частей тела и лица, нахождение, показ основных частей тела и лица на кукле
  • Формирование умения видеть изменения в предмете (игрушке), его расположении
  • Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения
  • Развитие зрительной памяти (поставь игрушки в заданной последовательности)
  • Выполнение различных заданий на пространственное перемещение объектов, пространственно ориентировать собственные действия, дидактическая игра «Попробуй повтори»

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Моделирование расположения предметов в пространстве

  • Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части
  • Выполнение элементарных работ по замыслу, составление комбинаций, узоров из геометрических фигур, счетных палочек, природного материала
  • Ориентировка в помещении
  • Ориентировка в  листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенных предметов (горизонтально, вертикально, под углом, центр, верх-низ), при выполнении заданий на расположение и перемещение на нем предметов и игрушек, вербализация пространственных отношений. Работа в границах листа бумаги.
  • Умение размещать элементы узора на плоскости, приняв какой-либо объект за исходную точку отсчета;
  • Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве.
  • Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате, аппликация «Комната» из готовых геометрических форм и т.д.).

Развитие тактильного восприятия. Восприятие предметов по плотности материалов

  • Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (деревянный, круглый, мягкий, крупный, и т.д.).
  • Нахождение на ощупь двух одинаковых по плотности  предметов из 4-5 предложенных.
  • Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая и т.д.).
  • Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, кинетическим песком- раскатывание, скатывание, сдавливание и т.д.)
  • Игры с мелкой\крупной мозаикой, конструктором.
  • Дифференцирование ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее-легче-самый легкий), взвешивание на ладони, определение веса «на глаз».

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти. Музыкальные инструменты

  • Развитие слухомоторной координации
  • Выполнение упражнений на заданный звук
  • Развитие умения определять близкое и далекое звучание музыкального инструмента.
  • Манипулирование со звучащими предметами, муз.инструментами, определение их на слух.
  • Характеристики неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона, сличение звука с изображением предмета или явления.

Развитие слухового восприятия. Формирование чувства ритма. 1мая

  • Формирование чувства ритма. Умение воспроизводить, отхлопывая в ладоши, простейшие ритмы.
  • Усвоение понятий «громко—тихо», «высоко—низко», «быстро-медленно», «звонко-глухо» и использовать их в речи
  • Определение на слух реальных шумов и звуков
  • Упражнения на развитие умения ориентироваться в пространстве по звуку (игровые упражнения «Найди игрушку», ориентируясь на тихое и громкое звучание колокольчика, «Откуда звук», «Угадай, что я делаю», «Минутки тишины»)
  • Приобщение к традициям праздника
  • Работа в технике «объёмной» аппликации

Развитие слухового восприятия. Формирование чувства ритма. 9 мая

  • Отхлопывание в ладоши (оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол) простого ритмического рисунка по показу и по слуху
  • Повторение на звучащем инструменте прохлопанного ритмического рисунка
  • Ускорение и замедление ходьбы (бега) при изменении звучащей музыки
  • Выполнение движения в заданном темпе по прекращению подсчета или звучащей музыки
  • Ходьба (движения рук) с хлопками, ритмичными стихами, под удары барабана (бубна)      
  • Выполнение имитационных упражнений под музыку разного характера: марш, колыбельная, полька и др.
  • Игра «Повтори» (педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой. Ребенок должен запомнить и повторить)
  • Приобщение к традициям праздника

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти. 9 мая

  • Отхлопывание в ладоши (оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол) простого ритмического рисунка по показу и по слуху
  • Различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан – шагать, под гармонь – танцевать
  • Повторение на звучащем инструменте прохлопанного ритмического рисунка
  • Ускорение и замедление ходьбы (хлопков) при изменении звучащей музыки
  • Прослушивание отрывков из музыкальных произведений
  • Игра «Быстро и медленно» (Ребенку предлагают передвигать куклу под удары барабана (количество шагов и темп соответствуют ударам). Например: три коротких быстрых удара, два медленных, два коротких быстрых удара.)
  • Работа в технике «объёмной» аппликации

Развитие тактильного восприятия. Восприятие предметов по структуре поверхности

  • Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, колючий, горячий, деревянный, круглый, мягкий, пушистый, крупный, и т.д.), закрепление алгоритма осязательного обследования различных предметов.
  • Нахождение на ощупь двух одинаковых на контур, по структуре поверхности  предметов из 4-5 предложенных.
  • Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая и т.д.).
  • Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, кинетическим песком- раскатывание, скатывание, сдавливание и т.д.)
  • Игры с мелкой\крупной мозаикой, конструктором.
  • Обозначать словом свои тактильные ощущения

Развитие восприятия особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния)

  • Развитие дифференцированных осязательных ощущений (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий, сухое-мокрое и проч.); обозначение словом.
  • Развитие обоняния (приятный - неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху».
  • Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести.
  • Противоположные качества предметов (чистый-грязный,  темный-светлый и проч.) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть-закрыть, расстегнуть-застегнуть и т.д.).

Итоговая диагностика

  • Наблюдение за детьми
  • Обследование уровня сенсорного развития

Список литературы:

  1. Министерство образования и науки РФ. «Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 2.» / Изд. Просвещение, 2018 – 554с.
  2. / И.К. Боровская, М.В. Былино, Ю.Н. Кислякова, Е.М. Калинина, И.В. Ковалец, Т.Л.Лещинская, Т.В. Лисовская. /Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов – Национальный институт образования. – Минск, 2007.
  3. Царев А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015.- 266 с.
  4. 1. А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. -М.: 2001
  5. Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.–М.: Просвещение, 2009 г.
  6. Форма и цвет. Е.В. Колесникова
  7. Т.А. Грищенко «Сенсорное развитие дошкольников», Владос, 2017
  8.  А.Лопатина «Краски рассказывают сказки»,Амрита- Русь», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.

• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....

Рабочая программа коррекционного курса: «Коррекционные занятия (логопедические)» для 0-6 классов

Данный курс способствует формированию у обучающихся навыков правильного звукопроизношения и развитию фонематических процессов, которые лежат в основе становления навыков чтения и письма, системы знани...