Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительной деятельности "Я рисую" (художественно-эстетическое направление) 1 класс
рабочая программа (1 класс)
В рабочей программе по внеурочной деятельности "Я рисую" отображены тематическое и календарное планирование, цели и задачи курса, планируемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vneurochka_1_kl_ya_risuyu_2022-23_afanaseva_ng.docx | 38.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Селятинская средняя общеобразовательная школа № 2
Утверждаю
Директор МАОУ Селятинской средней
общеобразовательной школы № 2
О.С.Савостикова
Приказ № 93 от 31.08.2022 года
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по изобразительной деятельности «Я рисую»
(Художественно-эстетическое творческое направление)
Учитель начальных классов
МАОУ Селятинской сош №2
Афанасьева Наталья Георгиевна
Селятино 2022 г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я РИСУЮ»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я рисую» на уровне начального общего образования составлена в соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьник, а также с учётом рабочей программы воспитания МАОУ Селятинской СОШ №2.
Пояснительная записка
Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.
Изобразительное искусство уникально и значимо, так как оно выступает как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, интуиции, эмоционального оценивания, познанию мира через чувства и эмоции. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей, обеспечивающим становление целостного мышления растущего человека.
Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации.
Цель: создание условий для развития художественно– творческих способностей у младших школьников, их нравственного совершенствования,формирование духовного мира, гармоничное развитие личности.
Задачи:
• обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков;
• развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка;
• воспитание нравственных качеств личности ученика, эмоционально- эстетического восприятия окружающего мира;
• содействие профессиональному самоопределению учащихся.
Поставленные цель и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям: рисунок, живопись, декоративно-прикладное творчество, оформительская деятельность, лепка, дизайн.
В основе обучения лежат групповые занятия. Кроме того, предусматривается проведение индивидуальных занятий с одаренными детьми.
Итоговым результатом деятельности кружка и каждого участника должны стать регулярные выставки детских творческих работ.
Основные принципы программы:
Принцип системности, принцип гуманизации, принцип добровольности и заинтересованности обучающихся, принцип опоры, принцип обратной связи, принцип активности, принцип креативности, принцип успешности.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю.
Формы и методы проведения занятий
Беседы, индивидуальное практическое творчество, коллективная творческая деятельность, метод сравнения и сопоставления; метод наглядного показа, иллюстративный метод; проблемно-поисковый метод и др.
Место предмета в учебном плане.
Реализация программы «Я рисую» рассчитана на 1 год обучения в 1 классе, объёмом 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы 6-7 лет.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Я РИСУЮ»
1 класс
1.Введение (1 ч)
Художник и зритель. Содержание: ознакомление учащихся с курсом обучения. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.
Знакомство педагога с детьми. Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и инструментами. Для чего люди рисуют? Кто такой художник? Кто такой зритель? Практическая работа «Танец красок».
Формы организации деятельности: индивидуально-групповая.
Виды деятельности: рисование, беседа, инструктаж, презентация.
2. Узнаём всё о цветных карандашах(5 ч)
Знакомство с цветными карандашами из набора в 24 цвета; смешивание цветов и получение оттенков; обучение правильному наложению штрихов. Содержание занятий предполагает рисование с натуры простых предметов, которые окружают нас в быту, знакомство с родным городом, его прекрасными уголками
Формы организации деятельности: индивидуально - групповая.
Виды деятельности: рисование, беседа, инструктаж, презентация.
3.Рисование на тему и иллюстрирование (7 ч)
Содержание занятий предполагает рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок.
Формы организации деятельности: индивидуально - групповая.
Виды деятельности: рисование, беседа, инструктаж, презентация.
4. Рисование с натуры (2 ч)
Содержание занятий предполагает рисование с натуры простейших объектов, расположенных фронтально (в профиль).Передача в рисунках формы, очертаний и цвета изображаемых предметов доступными детям средствами.
Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
Формы организации деятельности: индивидуально- групповая.
Виды деятельности: рисование, беседа, инструктаж, презентация.
5.Декоративно-прикладное творчество (2 ч)
Содержание занятий предусматривает рисование узоров декоративных элементов, составление узора из декоративных ягод и листьев, а также ознакомление с гуашевыми красками, правилами работы с гуашью. Содержание занятий по аппликации предполагает знакомство учащихся с материалами, инструментами и порядком выполнения аппликаций.
Красочная страна.Знакомство с живописью. Радость общения с красками. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Техника живописи в работах художников. Мир чувств в живописи. Цвет и настроение в картине. Понятие натюрморт.Практическая работа «Сказочные коврики» (составление ковра из листьев, раскрашенных индивидуально и собранных в коллективное панно).Палитра красок. Фантазия цвета в живописи. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок. К. Маковский «В мастерской художника».Практическая работа «Радуга-дуга», «Салют».
Формы организации деятельности: индивидуально- групповая.
Виды деятельности: рисование, беседа, инструктаж, презентация.
6.«Рисуем то, что нам нравится» (7 ч)
Содержание занятий предполагает рисование с натуры простейших объектов, расположенных фронтально (в профиль).Передача в рисунках формы, очертаний и цвета изображаемых предметов цветными карандашами.
Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
Формы организации деятельности: индивидуально - групповая.
Виды деятельности: рисование, беседа, инструктаж, презентация.
7. Лепка (3 ч)
Пластилиновая палитра.Содержание занятий предполагает выполнение простейших упражнений, а также простейших форм.
Формы организации деятельности: индивидуально- групповая.
Виды деятельности: рисование, беседа, инструктаж, презентация.
Возможности пластилина. Знакомство с мозаикой и витражом. Откуда они пришли? Практическая работа: Создание витража на майонезной крышке и крышке от пластикового контейнера (заготовка учителя с контуром рисунка – будущего витража).
Пластилиновая сказка. Перевоплощение кусочка пластилина. Что такое объём? В чем его выразительность? Плоскостное или объёмное изображение предметов. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар). Художник- скульптор. Изображение животных в объёме – скульптуре. Практическая работа: Пластилиновая сказка. Коллективное детское творчество.
8. Оформительская деятельность (2 ч)
Содержание занятий по оформительской деятельности подготовительного уровня обучения предусматривает обучение учащихся декоративному оформлению различных предметов, оформлению своих рисунков и декоративных работ к выставкам.
Формы организации деятельности: индивидуально - групповая.
Виды деятельности: рисование, беседа, инструктаж, презентация.
9. «Копируем народных умельцев» (3 ч)
Народные художники. Вятские мастерицы. Знакомство с промыслами нашего края. Декоративное рисование. Ритм узоров и орнамента. Узоры, которые создала природа. Орнамент и фантазия. Практическая работа: Пестрая черепашка. Аппликация с использованием ткани и бархатной бумаги. Праздник дымковской игрушки. Глиняное чудо. В мастерской вятских мастериц. Виртуальная экскурсия. Практическая работа: Лепка дымковской игрушки. Содержание занятий предусматривает рисование узоров декоративных элементов, составление узора из декоративных ягод и листьев.
Формы организации деятельности: индивидуально - групповая.
Виды деятельности: рисование, беседа, инструктаж, презентация.
10. Итоговое занятие (1 ч) – выставка лучших работ.
Формы организации деятельности: индивидуально - групповая.
Виды деятельности: рисование, беседа, инструктаж, презентация.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Я РИСУЮ»
Личностные результаты:
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
• готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
• осознание российской гражданской идентичности в поликультурном обществе,
• проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
• уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
• ориентация на моральные ценности и нормы;
• готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
• восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
• формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Метапредметные результаты;
Регулятивные УУД:
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия.
Коммуникативные УУД:
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• контролировать действия партнёра.
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• владеть монологической и диалогической формой речи;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные УУД:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
• высказываться в устной и письменной форме;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте.
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Способы проверки результатов
В процессе внеурочной деятельности отслеживаются три вида результатов:
- текущие результаты (цель – выявление ошибок и успехов в работах учащихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за четверть, полугодие, за год);
- итоговые(определяется уровень освоения программы по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования;
- устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала;
- через отчётные просмотры законченных работ, выставки.
Все виды контроля предметных результатов осуществляются по единым критериям:
-оригинальность;
-композиционное решение;
-цветовое решение;
-техника исполнения;
-самостоятельность.
Календарно - тематическое планирование
№ | Раздел, тема занятия | Кол-во часов | Дата | Форма проведения, контроля | Примечание | ||||||
план | факт | ||||||||||
1 | Введение | 1 | |||||||||
1.1 | Художник и зритель. Танец красок. | 1 | Практич работа | ||||||||
2 | Узнаем всё о цветных карандашах | 5 ч | |||||||||
2.1 | Волшебные линии | 1 | Практич работа | ||||||||
2.2 | Цветы и травы | 1 | Практич работа | ||||||||
2.3 | Изображать можно с помощью геометрических фигур. | 1 | Практич работа | ||||||||
2.4 | Чёрное на белом, и белое на чёрном. | 1 | Практич работа | ||||||||
2.5 | Это я? | 1 | Практич работа Конкурс рисунков | ||||||||
3 | Рисование на тему и иллюстрирование | 7 ч | |||||||||
3.1 | Многообразие форм окружающего мира. | 1 | Практич работа | ||||||||
3.2 | Рябина красная. | 1 | Практич работа | ||||||||
3.3 | Природа как художник. | 1 | Практич работа | ||||||||
3.4 | Весёлая ёлочка. | 1 | Практич работа | ||||||||
3.5 | Новогодние игрушки. | 1 | Практич работа | ||||||||
3.6 | Подводный мир. | 1 | Практич работа | ||||||||
3.7 | Почему люди не летают? | 1 | Практич работа Конкурс рисунков | ||||||||
4 | Рисование с натуры ( 2 ч) | 2 ч | |||||||||
4.1 | Изображение даров осени. | 1 | Практич работа | ||||||||
4.2 | Изображение осеннего листа. | 1 | Практич работа | ||||||||
5 | Декоративно-прикладное творчество | 2 ч | |||||||||
5.1 | Красочная страна. Красочные коврики. | 1 | Практич работа | ||||||||
5.2 | Палитра красок. Радуга-дуга. | 1 | Практич работа | ||||||||
6 | Рисуем то, что нам нравится | 7 ч | |||||||||
6.1 | В гостях у осени. | 1 | Практич работа | ||||||||
6.2 | Мы в цирке. | 1 | Практич работа | ||||||||
6.3 | Любимые герои сказок. | 1 | Практич работа | ||||||||
6.4 | Цвета зимы. | 1 | Практич работа | ||||||||
6.5 | Подарок папе. | 1 | Практич работа | ||||||||
6.6 | Цветы маме. | 1 | Практич работа | ||||||||
6.7 | Весна-красна. | 1 | Практич работа | ||||||||
7 | Лепка | 3 ч | |||||||||
7.1 | Пластилиновая палитра. | 1 | Практич работа | ||||||||
7.2 | Пластилиновая сказка. | 1 | Практич работа | ||||||||
7.3 | Пластилиновые звери. | 1 | Практич работа Выставка работ | ||||||||
8 | Оформительская деятельность | 2 ч | |||||||||
8.1 | Узор в полосе. | 1 | Практич работа | ||||||||
8.2 | Орнамент из геометрических фигур. | 1 | Практич работа | ||||||||
9 | Копируем народных умельцев | 3 ч | |||||||||
9.1 | Дымковские игрушки. | 1 | Практич работа | ||||||||
9.2 | Синее чудо Гжели | 1 | Практич работа | ||||||||
9.3 | Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись. | 1 | Практич работа | ||||||||
10. | Итоговое занятие. | 1 ч | Выставка рисунков | ||||||||
Итого | 33 ч |
Согласовано Согласовано
на заседании ШМО Зам. директора школы по УВР учителей начальных классов М.Л.Казина протокол № 1 от « 30 » августа 2022 г. от « 30 » августа 2022 г.
Литература для учащихся
1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
2. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
3. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
4. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
5. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
6. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
7. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
8. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Литература для педагога
1. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
2. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
3. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
4. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
5. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
6. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
7. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
8. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...
Рабочая программа внеурочной занятости "Смотрю на мир глазами художника" (1-4 классы) ФГОС
Данная программа составлена на основе Программы Коротеевой....
Рабочая программа учителя по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса
Рабочая программа учителя по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса разработана на основе программы Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской. «Изобразительное иску...
Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...
Рабочая программа по учебному предмету изобразительное искусство УМК "Школа России" 4 класс
Программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного разви...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Изобразительное искусство ТНР (5.2) 2 класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предметуИзобразительное искусство ТНР (5.2)2 класс (33 часа) Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного о...
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности для учащихся с задержкой психического развития» 2 класс
Коррекционный курс разработан в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ....