Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительной деятельности "Я рисую" (художественно-эстетическое направление) 1 класс
рабочая программа (1 класс)

В рабочей программе по внеурочной деятельности "Я рисую" отображены тематическое и календарное планирование, цели и задачи курса, планируемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vneurochka_1_kl_ya_risuyu_2022-23_afanaseva_ng.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Селятинская средняя общеобразовательная школа № 2

Утверждаю

Директор МАОУ Селятинской средней  

общеобразовательной школы № 2

О.С.Савостикова

                                                                                        Приказ №  93    от 31.08.2022 года

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по изобразительной деятельности «Я рисую»

(Художественно-эстетическое творческое направление)

Учитель начальных классов

МАОУ Селятинской сош №2

                                                          Афанасьева Наталья Георгиевна

Селятино 2022 г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я РИСУЮ»

Рабочая программа         внеурочной деятельности «Я рисую» на уровне начального общего образования составлена в соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьник, а также с учётом рабочей программы воспитания МАОУ Селятинской СОШ №2.

Пояснительная записка

Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.

Изобразительное искусство уникально и значимо, так как оно выступает как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, интуиции, эмоционального оценивания,  познанию мира через чувства и эмоции. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей, обеспечивающим становление целостного мышления растущего человека.

Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации.

Цель: создание условий для развития художественно– творческих способностей у младших школьников, их нравственного совершенствования,формирование духовного мира, гармоничное развитие личности.

Задачи:

•        обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков;

•        развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка;

•        воспитание нравственных качеств личности ученика, эмоционально- эстетического восприятия окружающего мира;

•        содействие профессиональному самоопределению учащихся.

Поставленные цель и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям: рисунок, живопись, декоративно-прикладное творчество, оформительская деятельность, лепка, дизайн.

В основе обучения лежат групповые занятия. Кроме того, предусматривается проведение индивидуальных занятий с одаренными детьми.

Итоговым результатом деятельности кружка и каждого участника должны стать регулярные выставки детских творческих работ.

Основные принципы программы:

Принцип системности, принцип гуманизации, принцип добровольности и заинтересованности обучающихся, принцип опоры, принцип обратной связи, принцип активности, принцип креативности, принцип успешности.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю.

Формы и методы проведения занятий

Беседы, индивидуальное практическое творчество, коллективная творческая деятельность, метод сравнения и сопоставления; метод наглядного показа, иллюстративный метод; проблемно-поисковый метод и др.

Место предмета в учебном плане.

Реализация программы «Я рисую» рассчитана на 1 год обучения в 1 классе,  объёмом 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы 6-7 лет.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Я РИСУЮ»

1 класс

1.Введение (1 ч)

Художник и зритель. Содержание: ознакомление учащихся с курсом обучения. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.

Знакомство педагога с детьми. Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и инструментами. Для чего люди рисуют? Кто такой художник? Кто такой зритель?  Практическая работа  «Танец красок».

Формы организации деятельности: индивидуально-групповая.

Виды деятельности: рисование, беседа, инструктаж, презентация.

2. Узнаём всё о цветных карандашах(5 ч)

Знакомство с цветными карандашами из набора в 24 цвета; смешивание цветов и получение оттенков; обучение правильному наложению штрихов. Содержание занятий предполагает рисование с натуры простых предметов, которые окружают нас в быту, знакомство с родным городом, его прекрасными уголками

Формы организации деятельности: индивидуально - групповая.

 Виды деятельности: рисование, беседа, инструктаж, презентация.

3.Рисование на тему и иллюстрирование (7 ч)

Содержание занятий предполагает рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок.

Формы организации деятельности: индивидуально - групповая.

Виды деятельности: рисование, беседа, инструктаж, презентация.

4. Рисование с натуры (2 ч)

Содержание занятий предполагает рисование с натуры простейших объектов, расположенных фронтально (в профиль).Передача в рисунках формы, очертаний и цвета изображаемых предметов доступными детям средствами.

Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.

Формы организации деятельности: индивидуально- групповая.

Виды деятельности: рисование, беседа, инструктаж, презентация.

5.Декоративно-прикладное творчество (2 ч)

Содержание занятий предусматривает рисование узоров декоративных элементов, составление узора из декоративных ягод и листьев, а также ознакомление с гуашевыми красками, правилами работы с гуашью. Содержание занятий по аппликации предполагает знакомство учащихся с материалами, инструментами и порядком выполнения аппликаций.

Красочная страна.Знакомство с живописью. Радость общения с красками. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Техника живописи в работах художников. Мир чувств в живописи. Цвет и настроение в картине. Понятие натюрморт.Практическая работа  «Сказочные коврики» (составление ковра из листьев, раскрашенных индивидуально и собранных в  коллективное панно).Палитра красок. Фантазия цвета в живописи. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок. К. Маковский «В мастерской художника».Практическая работа «Радуга-дуга», «Салют».

Формы организации деятельности: индивидуально- групповая.

Виды деятельности: рисование, беседа, инструктаж, презентация.

6.«Рисуем то, что нам нравится» (7 ч)

Содержание занятий предполагает рисование с натуры простейших объектов, расположенных фронтально (в профиль).Передача в рисунках формы, очертаний и цвета изображаемых предметов цветными карандашами.

Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.

Формы организации деятельности: индивидуально - групповая.

Виды деятельности: рисование, беседа, инструктаж, презентация.

7. Лепка (3 ч)

Пластилиновая палитра.Содержание занятий предполагает выполнение простейших упражнений, а также простейших форм.

Формы организации деятельности: индивидуально- групповая.

Виды деятельности: рисование, беседа, инструктаж, презентация.

Возможности пластилина. Знакомство с мозаикой и витражом. Откуда они пришли? Практическая работа: Создание витража на майонезной крышке и крышке от пластикового контейнера (заготовка учителя с контуром рисунка – будущего витража).

Пластилиновая сказка. Перевоплощение кусочка пластилина. Что такое объём? В чем его выразительность? Плоскостное или объёмное изображение предметов. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар). Художник- скульптор. Изображение животных  в объёме – скульптуре.                                                            Практическая работа: Пластилиновая сказка. Коллективное детское творчество.

8. Оформительская деятельность (2 ч)

Содержание занятий по оформительской деятельности подготовительного уровня обучения предусматривает обучение учащихся декоративному оформлению различных предметов, оформлению своих рисунков и декоративных работ к выставкам.

Формы организации деятельности: индивидуально - групповая.

Виды деятельности: рисование, беседа, инструктаж, презентация.

9. «Копируем народных умельцев» (3 ч)

Народные художники. Вятские мастерицы. Знакомство с промыслами нашего края. Декоративное рисование. Ритм узоров и орнамента. Узоры, которые создала природа. Орнамент и фантазия. Практическая работа:  Пестрая черепашка. Аппликация с использованием ткани и бархатной бумаги. Праздник дымковской игрушки. Глиняное чудо. В мастерской вятских мастериц. Виртуальная экскурсия. Практическая работа:  Лепка дымковской игрушки. Содержание занятий предусматривает рисование узоров декоративных элементов, составление узора из декоративных ягод и листьев.

Формы организации деятельности: индивидуально - групповая.

Виды деятельности: рисование, беседа, инструктаж, презентация.        

10. Итоговое занятие (1 ч) – выставка лучших работ.

 Формы организации деятельности: индивидуально - групповая.

Виды деятельности: рисование, беседа, инструктаж, презентация.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Я РИСУЮ»

Личностные результаты:

•        готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

•        готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

•        осознание российской гражданской идентичности в поликультурном  обществе,

•        проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

•        ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

•        уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

•        ориентация на моральные ценности и нормы;

•        готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

•        восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;

 •        формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).

Метапредметные результаты;

Регулятивные УУД:

•        планировать свои действия;

•        осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

•        адекватно воспринимать оценку учителя;

•        различать способ и результат действия.

Коммуникативные УУД:

•        допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

•        учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться, приходить к общему решению;

•        соблюдать корректность в высказываниях;

•        задавать вопросы по существу;

•        контролировать действия партнёра.

•        учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

•        владеть монологической и диалогической формой речи;

•        осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные УУД:

•        осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

 •        высказываться в устной и письменной форме;

•        анализировать объекты, выделять главное;

•        осуществлять синтез (целое из частей);

•        проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

•        устанавливать причинно-следственные связи;

•        строить рассуждения об объекте.

•        осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

•        осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

•        использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Способы проверки результатов

В процессе внеурочной деятельности отслеживаются три вида результатов:

        - текущие результаты (цель – выявление ошибок и успехов в работах учащихся);

        - промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за четверть, полугодие, за год);

        - итоговые(определяется уровень освоения программы по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

        - через механизм тестирования;

        - устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала;

        - через отчётные просмотры законченных работ, выставки.

     Все виды контроля предметных результатов осуществляются по единым критериям:

-оригинальность;

-композиционное решение;

-цветовое решение;

-техника исполнения;

-самостоятельность.

Календарно - тематическое планирование

Раздел, тема занятия

Кол-во часов

Дата

Форма проведения, контроля

Примечание

план

факт

1

Введение

1

1.1

Художник и зритель. Танец красок.

1

Практич работа

2

Узнаем всё о цветных карандашах

5 ч

2.1

Волшебные линии

1

Практич работа

2.2

Цветы и травы

1

Практич работа

2.3

Изображать можно с помощью геометрических фигур.

1

Практич работа

2.4

Чёрное на белом, и белое на чёрном.

1

Практич работа

2.5

Это я?

1

Практич работа

Конкурс рисунков

3

Рисование на тему и иллюстрирование

7 ч

3.1

Многообразие форм окружающего мира.

1

Практич работа

3.2

Рябина красная.

1

Практич работа

3.3

Природа как художник.

1

Практич работа

3.4

Весёлая ёлочка.

1

Практич работа

3.5

Новогодние игрушки.

1

Практич работа

3.6

Подводный мир.

1

Практич работа

3.7

Почему люди не летают?

1

Практич работа

Конкурс рисунков

4

Рисование с натуры ( 2 ч)

2 ч

4.1

Изображение даров осени.

1

Практич работа

4.2

Изображение осеннего листа.

1

Практич работа

5

Декоративно-прикладное творчество

2 ч

5.1

Красочная страна. Красочные коврики.

1

Практич работа

5.2

Палитра красок. Радуга-дуга.

1

Практич работа

6

Рисуем то, что нам нравится

7 ч

6.1

В гостях у осени.

1

Практич работа

6.2

Мы в цирке.

1

Практич работа

6.3

Любимые герои сказок.

1

Практич работа

6.4

Цвета зимы.

1

Практич работа

6.5

Подарок папе.

1

Практич работа

6.6

Цветы маме.

1

Практич работа

6.7

Весна-красна.

1

Практич работа

7

Лепка

3 ч

7.1

Пластилиновая палитра.

1

Практич работа

7.2

Пластилиновая сказка.

1

Практич работа

7.3

Пластилиновые звери.

1

Практич работа

Выставка работ

8

Оформительская деятельность

2 ч

8.1

Узор в полосе.

1

Практич работа

8.2

Орнамент из геометрических фигур.

1

Практич работа

9

Копируем народных умельцев

3 ч

9.1

Дымковские игрушки.

1

Практич работа

9.2

Синее чудо Гжели

1

Практич работа

9.3

Волшебные листья и ягоды.

Хохломская роспись.

1

Практич работа

10.

Итоговое занятие.

1 ч

Выставка рисунков

                                       Итого

33 ч

Согласовано                                                                                                               Согласовано

на заседании ШМО                                                                            Зам. директора школы по УВР                                                                                                                       учителей начальных классов                                                                                            М.Л.Казина                                                     протокол № 1                                                                                                                                                                                                                                          от « 30 » августа  2022 г.                                                                               от « 30 »  августа  2022 г.

Литература для учащихся

1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

2. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.

3. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

4. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

5. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.

6. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.

7. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.

8. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.

Литература для педагога

1. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.

2.  Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

3. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. –  М.: Педагогическое общество России, 2002.

4. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.

5. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.

6. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

7. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.

8.  Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...

Рабочая программа внеурочной занятости "Смотрю на мир глазами художника" (1-4 классы) ФГОС

Данная программа составлена на основе Программы Коротеевой....

Рабочая программа учителя по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса

Рабочая программа учителя по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса    разработана на основе программы Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской. «Изобразительное иску...

Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...

Рабочая программа по учебному предмету изобразительное искусство УМК "Школа России" 4 класс

Программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного разви...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Изобразительное искусство ТНР (5.2) 2 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предметуИзобразительное искусство ТНР (5.2)2 класс  (33 часа)   Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного о...

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности для учащихся с задержкой психического развития» 2 класс

Коррекционный курс разработан в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ....