Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Изобразительное искусство ТНР (5.2) 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Изобразительное искусство ТНР (5.2)
2 класс (33 часа)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования
Составил: учитель начальных классов Огромова Т.М.
Новочеркасск
2020
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).
Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
- воспитание обучающихся с ТНР эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие у обучающихся с ТНР воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способность к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения детей с ТНР:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и пр.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» во втором классе представлены содержательными блоками: «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чём говорит искусство», «Как говорит искусство». Второй год обучения развивает представления детей о трёх формах художественной деятельности, изучаемых в первом классе. По мере углубления этих знаний меняется понимание связи этих форм деятельности с жизнью искусства, с жизнью человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Новочеркасская школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ РО
«Новочеркасская школа-интернат»
____________ Н.П. Новикова
Пр. №119 от« 28» августа 2020г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Изобразительное искусство ТНР (5.2)
2 класс (33 часа)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования
Составил: учитель начальных классов Огромова Т.М.
Новочеркасск
2020
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).
Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
- воспитание обучающихся с ТНР эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие у обучающихся с ТНР воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способность к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения детей с ТНР:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и пр.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» во втором классе представлены содержательными блоками: «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чём говорит искусство», «Как говорит искусство». Второй год обучения развивает представления детей о трёх формах художественной деятельности, изучаемых в первом классе. По мере углубления этих знаний меняется понимание связи этих форм деятельности с жизнью искусства, с жизнью человека.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование индивидуального практического творчества и коллективной творческой работы, освоение учениками различных художественных материалов (гуашь, акварель, пластилин, мелки, и т. д.), постоянную смену художественных материалов.
Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:
- использование различных художественных материалов, приёмов и техник;
- изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
- передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
- выражение настроения художественными средствами;
- компоновка на плоскости листа и в объёме задуманного художественного образа;
- использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
- использование знаний графической грамоты;
- использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
- передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Психолого – педагогическая характеристика по предмету «Изобразительное искусство»
Моторика
Характерно некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, снижены скорость и четкость их выполнения. Дети с ТНР испытывают трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Недостаточная координация движений прослеживается во всех видах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной.
Речь
У детей с ТНР наблюдается нарушение всех подсистем языка: лексической, морфологической, синтаксической, фонетико - фонематической как в импрессивной, так и в экспрессивной речи. Характерным является существенное расхождение между количественным составом пассивного и активного словаря. Понимая значение большинства слов, доступных их возрасту, учащийся не может найти многих слов при их актуализации в экспрессивной речи или допускает своеобразные ошибки.
Мышление
Несформированность наглядно-образного мышления при недоразвитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестью речевого дефекта. У детей с ТНР с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и, наиболее часто нарушения самоорганизации. У него обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах предметов, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений. Для учащегося с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) характерна ригидность мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением.
Воображение
Учащиеся с ТНР по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников:
• для него характерна быстрая истощаемость процессов воображения;
• отмечаются использование штампов в работе, однообразность;
• требуется значительно больше времени для включения в работу, в процессе работы отмечается увеличение длительности пауз;
• наблюдается истощение деятельности.
Внимание
Нарушения выражаются в следующем:
1. учащийся быстро устаёт в процессе деятельности, продуктивность, темп быстро падают;
2. испытывает трудности при планировании своих действий, поиске способов и средств, в решении различных задач, ошибается на протяжении всей работы (характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы);
3. Распределение внимания между речью и практическим действием оказывается затруднительным ;
4. Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются недостаточно сформированными или нарушенными. Особенности произвольного внимания ярко проявляются в характере отвлечений. Для учащегося преимущественными видами отвлечения являются следующие: посмотрел в окно, по сторонам, осуществляет действия, несвязанные с выполнением задания.
Память
При сохранной смысловой, логической памяти у учащегося заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания .Он часто забывает сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий; запоминание вербальных стимулов хуже, чем у детей без речевой патологии.
Восприятие
Нарушение слухового восприятия отмечается у учащегося с нарушением речи. При общем недоразвитии речи восприятие сформировано недостаточно и имеет ряд особенностей, которые выражаются:
1. В нарушении целостности восприятия. Учащийся затрудняются сложить разрезную картинку, точно выполнить конструирование по образцу из палочек и строительного материала; характерным является неточное расположение деталей в рисунке, либо фигуры в пространстве.
2. Учащийся испытывает трудности при соотнесении с сенсорными эталонами; при соотнесении этих образцов-эталонов с предметами окружающего мира.
3. Нарушено восприятие собственной схемы тела. Наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Формирование представлений о ведущей руке, о частях лица, тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. 4. Пространственные ориентировки. У учащегося нарушено формирование пространственных представлений. Затрудняется в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта.
- МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии ФГОС НОО и учебного плана ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» на изучение «Изобразительного искусства» во 2 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
- СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (33 ч)
№ п/п | Наименование разделов/ количество часов | Содержание программного материала | Универсальные учебные действия |
1 | Чем и как работает художник? (8 ч) | Выразительные возможности через краски, аппликацию, графические материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объёме. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения школьных заданий с использованием учебной литературы; овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. |
2 | Реальность и фантазия. (8 ч) | Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии. | Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу. Выполнять учебные действия в материализованной форме. |
3 | О чём говорит искусство? (8 ч) | Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение. | Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д. Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающие обычаи разных народов. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа. |
4 | Как говорит искусство? (9 ч) | Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения. Пропорции. | Различать основные тёплые и холодные цвета. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное содержание в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя средства выражения. |
Условные обозначения в календарном планировании:
УВвНТ | урок введения в новую тему; |
КЗУН | контроль знаний, умений и навыков; |
К | комбинированный; |
УУ | урок – удивление; |
УП | урок –проект; |
УВ | урок – выставка; |
УФ | урок – фантазия; |
УСТ | урок совместного творчества; |
ОУ | обобщающий урок; |
УПиС | урок повторения и систематизации; |
УОиС | урок обобщения и систематизации знаний; |
УИНЗ | урок изучения новых знаний. |
- КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||
Понятия | Предметные результаты | Личностные результаты | УУД | ||||||
Оборудование, материалы и зрительный ряд | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
ЧЕМ И КАК РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК? (8 Ч) | |||||||||
1 | 02.09. | Рисунок с натуры, овощи и фрукты | УВвНТ | Что значит рисовать с натуры? | Карандаш, ластик, краски акварельные, гуашь, крупные кисти. Фрукты, овощи. Работа с натуры | Научатся выполнять наброски, используя наглядные материалы. | Ценностное отношение к природному миру, ориентация на эстетические потребности. | Регулятивные: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: создавать элементарные композиции на заданную тему. | |
2 | 09.09 | «Цветочная поляна». Три основных цвета - жёлтый, красный, синий. | УВвНТ | Что такое живопись? Как рассказать в рисунке о летнем отдыхе? | Композиция, центр композиции, главный герой, контраст тёплых и холодных тонов. Карандаш, ластик, краски акварельные, гуашь, крупные кисти. Живые цветы, слайды. Практическая работа смешения гуашевых красок. | Научатся создавать композицию на заданную тему и передавать цветом своё настроение, первичным основам цветоведения. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир. | Регулятивные: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Задавать вопросы. |
3 | 16.09 | «Берёза солнечным днём». Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | Урок - сказка | Как нарисовать берёзу? Смешивание синей, жёлтой и красной краски с белой краской. | Декоративная композиция: цвет, ритм, симметрия, цвет, нюансы. Альбом, пастель и цветные мелки, пастель, акварель. Слайды деревьев, произведения художников по теме. | Научатся наблюдать за природой, различать её характер и эмоциональное состояние. Умение пользоваться мелками и пастелью и реализовывать с их помощью свой замысел. | Ценностное отношение к природному миру, ориентация на эстетические потребности. | Регулятивные: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: создавать элементарные композиции на заданную тему Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, оказывать взаимопомощь. | |
4 | 23.09. | «Природная стихия». Загадки чёрного и белого цветов. Изображение природных стихий крупными кистями: гроза, буря. | К | Какую картину можно нарисовать только чёрным и белым цветом? | Графика: линия, штрих, силуэт и симметрия. Рабочая тетрадь, карандаш, ластик, краски акварельные, гуашь, крупные кисти. | Научатся выполнять наброски, используя графические материалы. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Регулятивные: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | |
5 | 30.09. | Изображение разноцветного дождя и ночного праздничного города. Обобщение по теме «Как и чем работает художник?»Изображение ночного праздничного города с помощью неожиданных материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы. | ОУ | Как определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий?Уметь: создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. | Способы выразительности в художественных произведениях. Рабочая тетрадь, карандаш, ластик, цветные восковые мелки, «неожиданные материалы», фломастеры, краски акварельные. | Научатся понимать красоту различных художественных материалов. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: оценивать по заданным критериям, осуществлять для решения учебных задач операции анализа |
6 | 07.10 | «Птицы в лесу». Выразительные возможности акварельных красок. | К | Как изображать форму, пропорции, соединять воедино образы пятна в птиц? | Рабочая тетрадь, карандаш, ластик, гуашь, акварельные краски, кисти. | Как красочное пятно превратить в птиц, зверей, в разные волшебные существа? | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания. | |
7 | 14.10. | Осенний пейзаж гуашью | К | Как изображать пейзаж разными красками и используя ушные палочки | Слайды осени картинки. | Фантазия, моделирование. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Регулятивные: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания. | |
8 | 2110. | «Звери в лесу». | Урок- сказка | Как изображать форму животных с помощью красок | Слайды животных, картинки. | Фантазия, моделирование. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Регулятивные: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | |
РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ (8 Ч) | |||||||||
9 | 28.11. | «О чём я мечтаю»? Выразительные возможности графических материалов.Изображение леса на листах бумаги по памяти. | Урок-сказка | Как рисовать, используя графические материалы? | Графическая композиция: линии разные по виду и ритму. Альбом, карандаши.. Тонкая кисть, уголь. | Научатся использовать графические материалы (тушь, палочка, кисть). | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; Коммуникативные: формулировать собственное мнение, строить понятные для партнёра высказывания. | |
10 | 11.11 | Рисунок с эффектом отражения (Горы, лодка или лес) | К | Как изображать рисунок разными красками с эффектом отражениями на воде | Альбом, карандаши.. Тонкая кисть, уголь. | Научатся изображать рисунок с эффектом отражениями на воде | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; Коммуникативные: формулировать собственное мнение, строить понятные для партнёра высказывания. | |
11 | 18.11 | Нетрадиционная техника рисования рисуем ватными палочками Украшение и фантазия. «Подводный мир»(водоросли, черепаха, рыбки) | УСТ | Как создать собственный рисунок используя ватные палочки? | Карандаш, ластик, гуашь, акварельные краски, ватные палочки.Слайды животных,. | Научатся правильно разводить гуашевые краски, изображать при помощи линий. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Регулятивные: выполнять действия с учетом заданных алгоритмов Познавательные: анализировать образцы, определять материалы, проектировать изделия. |
12 | 25.11 | Кокошник. Человек и его украшения. (Сумочка, сарафан, воротничок, – по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшения. | К | Как выражать характер человека через украшения? | Графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. Изображение украшений, карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая тетрадь.Кружева, бижутерия, вышивка. Слайды кружев. | Научатся выполнять узоры на предметах декоративно-прикладного искусства, выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения кокошника. Знать понятие «украшение». Правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. | Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусства. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | |
13 | 02.12 | «Узоры на стекле». Украшение и реальность. | К | Как нарисовать характерные особенности, снежинки и разнообразные узоры на стекле? | Форма, величина. Карандаш, альбом, уголь, мелки, тушь, гуашь. Слайды природы. | Научатся правильно разводить гуашевые краски, изображать при помощи линий. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Регулятивные: удерживать цель учебной деятельности, заданную учителем. Познавательные: осуществлять правила рисования с натуры, умение рисовать ветку хвойного дерева. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | |
14 | 09.12 | Дерево 4 времени года. Изображение природы в разных состояниях. (Весна, лето, осень, зима) | К | Как изображать природу в разных состояниях, правильно разводить и смешивать гуашевые краски? | Художник-маринист.Изображение контрастных состояний природы (состояние дерева 4 времени года). Гуашь, кисти, альбом. Слайды картин художников. | Научатся самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; изображать море на основе своих наблюдений. Коммуникативные: контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. | |
15 | 16.12 | Праздничная новогодняя ёлка. | К | Как нарисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности? | Форма, величина. Карандаш, альбом, акварельные краски, гуашь. | Научатся самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на заданную тему. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание. | |
16 | 23.12 | Новогодние игрушки. Братья-мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. | ОУ | Как использовать художественные материалы, сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства? Техника безопасности при работе с ножницами. | Основные составные, тёплые и холодные цвета. Цветная бумага, ножницы, клей, картон, фольга, вата, нитки. | Научатся конструировать новогодние игрушки в виде зверей, растений, человека. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание. | |
О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО? (8 Ч) | |||||||||
17 | 13.01. | Добрый волшебник.Изображение характера человека: изображение доброго сказочного мужского образа. | К | Как нарисовать мужскую одежду, создавая добрый образ? | «Внутренняя красота». Карандаш, гуашь или акварельные краски | Научатся изображать мужской образ. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: находить общие черты в |
18 | 20.01. | Злой волшебник. Изображение характера человека: изображение злого сказочного мужского образа. | К | Как нарисовать мужскую одежду, создавая злой образ? | Отрицательные черты характера. Карандаш, гуашь или акварельные краски,рабочая тетрадь. Слайды произведений Васнецова. | Научатся изображать мужской образ. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. | |
19 | 27.01 | Рисуем зимний пейзаж гуашью | К | Как изображать зимний пейзаж ? | Слайды зимних картинки. | Научить сразу рисовать гуашью без карандаша, белой, коричневой и синей гуашью | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Регулятивные: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: оценивать по заданным критериям. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания. | |
20 | 03.02 | Богатырские доспехи. Воин и его доспехи.Выражение характера человека через узоры и цвет. | К | Как выражать характер человека через узоры и цвет? | Графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. Изображение украшений, карандаш, гуашь или акварельные краски.Слайды старинного оружия. | Уметь рисовать с натуры; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. | Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусства. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | |
21 | 10.02 | Рисуем сказочный замок | К | Как нарисовать сказочный замок? | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Карандаш, гуашь или акварельные краски Слайды произведений | Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. | |
22 | 17.02. | Рисунок к 23 февраля. Военная техника, открытка | К | Как нарисовать военную технику? И какая она бывает? | Карандаш, гуашь или акварельные краскиСлайды военной техники | Научатся рисовать военную технику | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. | |
23 | 24.02 | Птичья столовая зимой | К | Как нарисовать кормушку , птиц и зимнюю ветку дерева? | Карандаш, гуашь или акварельные краски Слайды зимующих птиц и кормушки | Научатся изображать птиц и кормушку | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. | |
24 | 03.03. | Рисунок на 8 марта Цифра 8 в цветах | К | Как нарисовать цифру восемь в цветах? | Карандаш, гуашь или акварельные краски Слайды цветов к дню 8 марта | Научатся рисовать цветы | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. | |
КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО? (9 Ч) | |||||||||
25 | 10.03. | Перо Жар- птицы. Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.(Перо-жар птицы, угасающий костёр). | УВвНТ | Как наблюдать за цветом в картинах художников? | Цвет, тёплые и холодные цвета. Карандаш, гуашь или акварельные краски. Слайды угасающего костра, пособие по цветоведению. | Научатся наблюдать за цветом в картинах художников, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить гуашевые краски. | Ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | |
26 | 17.03 | Рисуем «Школьные принадлежности». | К | Что можно отнести к школьным принадлежностям? | Карандаш, гуашь или акварельные краски. | Научатся рисовать школьные принадлежности по форме, цвету. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог. | |
27 | 07.04. | «Веткаберёзы и дуба». Линия как средство выражения: характер линий. | К | Как различать основные и составные цвета, использовать художественные материалы, использовать линии для изображения характера работы? | Основные и составные цвета. Карандаш, гуашь или акварельные краски. Крупные, большие весенние ветки. | Научатся различать основные и составные цвета, изображать ветку берёзы и дуба. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства работами мастеров. | Регулятивные: воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Познавательные: анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог. | |
28 | 14.04 | Рисуем первые цветы «Подснежники» | К | Как применять средства выразительности, использовать художественные материалы? | Карандаш, гуашь или акварельные краски. | . Научатся различать основные и составные цвета, изображать первые цветы из под снега. | Ценность искусства в соответствии гармонии человека в окружающим миром. | Регулятивные: воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог. | |
29 | 21.04. | «Игровая площадка» | К | Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? | Карандаш, гуашь или акварельные краски | Научатся передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, размера композиции и формы. | Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог. | |
30 | 28.04. | «Дом-небоскрёб». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. | УОиС | Как проектировать сказочный город? | Карандаш, гуашь или акварельные краски | Научатся передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; наблюдать за конструкциями зданий. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | |
31 | 05.05. | Открытка к 9 мая | К | Как соотносить части тела по размеру, выполнять изделия из пластичных материалов? | Карандаш, гуашь или акварельные краски | Научатся выбирать материал для работы, выражать характер изделия через отношение между величинами (пропорцию). | Уважительное отношение к иному мнению. | Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу. Познавательные: анализировать образец, определять материалы. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, формулировать собственное мнение и позицию. | |
32 | 12.05. | «Огонь в ночи» | К | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Борьба разных цветов, смешение красок на бумаге. | Карандаш, гуашь или акварельные краски | Научатся изображать горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Регулятивные: средствах художественной выразительности. Уметь составлять тёплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. Познавательные: Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | |
33 | 19.05. | «Майская радуга». | УО | Сколько цветов в радуге? | Карандаш, гуашь или акварельные краски | Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой). | Ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром., Создавать, изображать на плоскости графическими средствами заданный образ. | Регулятивные: воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах. |
- УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации программного содержанияиспользуются следующие учебные пособия:
для учителя:
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы./ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2019.
- Набор таблиц по ИЗО.
- Поурочные планы для 2 класса по программе Б. М. Неменского.
для ученика:
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы./ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
- Набор таблиц по ИЗО.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково);
- различать основные (красный, синий, жёлтый) и составные (оранжевый, зелёный, фиолетовый, коричневый) цвета;
- различать тёплые (красный, жёлтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
В ценностно-эстетической сфере у второклассника будет формироваться:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере у второклассника будет развиваться:
- способность к художественному познанию мира;
- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере у второклассника будут формироваться:
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
У второклассника продолжится формирование:
- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
- желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
- мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты
У второклассника продолжаются процессы:
- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Раздел №1 «Чем и как работает художник?»
Знать:
| Уметь:
| Развивать:
| Воспитывать:
|
Раздел №2 «Реальность и фантазия»
Знать:
| Уметь:
| Развивать:
| Воспитывать:
|
Раздел №3 «О чём говорит искусство?»
Знать:
| Уметь:
| Развивать:
| Воспитывать:
|
Раздел №4 « Как говорит искусство?»
Знать:
| Уметь:
| Развивать:
| Воспитывать:
|
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодоление неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ даёт возможность каждому ребёнку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приёма или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры:
оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля
- Викторины.
- Кроссворды.
- Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 1 - 4 класса на 2014 – 2018 учебные годы. Б.М.Неменский ( М.: «Просвещение», 2012г), стандарты второго поколения (М.:Просвещение, 2011г.)
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе:·...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 класса (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т. А. Копцевой «Изобразительное искусство» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1- 4 КЛАССА НА 2017 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей №8» г. Назаров...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство. Тифлографика» для слепых обучающихся 4 а класса
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство. Тифлографика» для слепых обучающихся 4 а класса...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 1 класс (2 вариант)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительная деятельность" реализуется в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития (Вариант 7.2) 1(1 дополнительного) - 4 классов
Данная программа адресована учащимся 1 (1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя школа №2 им...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающ...