Рабочая программа внеурочной занятости "Смотрю на мир глазами художника" (1-4 классы) ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Калинина Оксана Александровна

Данная программа составлена на основе Программы Коротеевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_smotryu_na_mir.docx70.13 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа «Смотрю на мир глазами художника» создана на основе авторской программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления  «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева). (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под редакцией А. В. Горского. – М.: Просвещение, 2010, - (Стандарты второго поколения)).                                                                                             Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому учащемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цель программы: развитие творческих способностей учащихся  средствами художественно-прикладной направленности.

Задачи:

обучающие:

- научить слушать,  видеть,  понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;

- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, бисером, красками, природными материалами;

воспитательные:

- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

- воспитать нравственные качества детей;

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.

развивающие:

- развивать образное мышление, творческие способности;

- формировать эстетический и художественный вкус;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественным творчеством. Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю, всего 34 занятия, в группе от 5 до 10 человек.

Направление программы  - общекультурное

Срок реализации программы - 4 года

Возраст  детей: 6,5лет - 10 лет

На занятиях используются  следующие  методы: 

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
  • Наглядные  (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
  • Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
  • Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому  педагогом).
  • Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
  • Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).
  • Эвристические (методика ТРИЗ).

Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).

        В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Форма  подведения итогов индивидуальной и коллективной деятельности учащихся:

 1. Выставки творческих работ учащихся.

 2. Устный опрос (строится как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте).

        3. Участие в конкурсах.

4. Отчётный концерт или спектакль юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и прикладного профиля.

  4. Анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т.д.).

2. Учебно-тематический план. Календарно-тематическое планирование

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

I год обучения

II год обучения

III год обучения

IV год обучения

Всего

1

Живопись

10

11

11

12

44

2

Графика

9

10

10

11

40

3

Скульптура

4

3

4

4

15

4

Аппликация

4

4

4

4

16

5

Бумажная пластика

3

3

2

1

9

6

Работа с природными материалами

2

2

2

1

7

7

Организация и обсуждение выставки детских работ

1

1

1

1

4

Итого

33

34

34

34

135

Календарно-тематическое планирование -  1 год обучения  (приложение № 1)

Календарно-тематическое планирование -  2 год обучения  (приложение № 2)

Календарно-тематическое планирование -  3 год обучения  (приложение № 3)

Календарно-тематическое планирование -  4 год обучения  (приложение № 4)

3. Содержание программы

Содержание рабочей программы "Смотрю на мир глазами художника" для  1-4 классов полностью соответствует содержанию авторской программы  Е. И. Коротеевой "Смотрю на мир глазами художника" (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под редакцией А. В. Горского. – М.: Просвещение, 2010, - (Стандарты второго поколения)).


4.  Планируемые результаты освоения программы

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1. Видеть  и  воспринимать  проявления  художественной  культуры в  окружающей  жизни.

2. Желание  общаться  с  искусством,  участвовать  в  обсуждении содержания  и  выразительных  средств произведений  искусства.

3. Активное  использование  языка ИЗО и различных  художественных  материалов  для  освоения  содержания  разных  учебных предметов.

4. Обогащение  ключевых  компетенций художественно-эстетическим  содержанием.

5. Формирование  мотивации и способность  организовать  самостоятельную  художественно – творческую  деятельность,  выбирать  средства для  реализации  художественного  замысла.

6. Эмоционально-ценностное  отношение к  окружающему  миру (семье,  Родине,  природе,  людям).

1. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на занятии.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

5. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

6. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

7. Толерантное  принятие  разнообразия  культурных  явлений,  национальных  ценностей и духовных  традиций; художественный  вкус  и  способность  к  эстетической  оценке  произведения  искусства,  нравственной  оценке своих  и  чужих  поступков,  явлений  окружающей  жизни.

 1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в книгах (на развороте, в оглавлении, в словаре).

3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

5. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

2. Слушать и понимать речь других.

3. Выразительно читать и пересказывать текст.

4. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

5. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

2 класс

1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.

2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

 1. Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

2. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

 3. Учиться планировать свою деятельность на занятии.

4. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

5. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

6. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

1. Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

2. Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

3. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

4. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

5. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2. Слушать и понимать речь других.

3. Выразительно читать и пересказывать текст.

4. Вступать в беседу на уроке и в жизни.

5. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

6. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3 класс

1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

1. Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

5. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

 1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

5. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

 1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

4. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

5. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

6. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

4 класс

1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

 1. Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

5. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

5. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

4. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

5. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

6. Учиться уважительно относиться к позиции другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 КЛАСС

Учащиеся первого года обучения научатся

Учащиеся первого года обучения получат возможность научиться

Раздел «Живопись»

1. Начальным представлениям об основах живописи.

2. Умениям получать цветовое пятно, изучат основные, тёплые и холодные цвета, контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Раздел «Живопись»

1. Приёмам получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры.

2. Изображению пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

Раздел «Графика»

1. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал.

2. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике.

3. Ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Раздел «Графика»

1. Изображению трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

Раздел «Скульптура»

1. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином.

2. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Раздел «Скульптура»

1. Лепке отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

Раздел «Аппликация»

1. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства.

2. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага.

3. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию.

4. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры.

4. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Раздел «Аппликация»                                                                         1. Изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

Раздел «Бумажная пластика»

1. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также "сминание" бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного "сминания" бумаги с целью получения заданного образа.

Раздел «Бумажная пластика»

1. Изображению уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

Раздел «Работа с природными материалами»

1. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Раздел «Работа с природными материалами»

1. Изображению уголков природы.

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»

1. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся

определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»

1. Анализировать творческие работы.

2 КЛАСС

Учащиеся второго года обучения научатся

Учащиеся второго года обучения получат возможность научиться

Раздел «Живопись»

1. Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов.

2. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской).

3. Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети познакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Раздел «Живопись»

1. Изображению пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей

Раздел «Графика»

1. Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий).

2. Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий.

3. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях.

4. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами.

5. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

Раздел «Графика»

1. Изображению животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

Раздел «Скульптура»

1. Развитие навыка использования основных приёмов работы ("защипление", "заминание", "вдавливание" и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином.

2. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Раздел «Скульптура»

1. Лепке листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

Раздел «Аппликация»

1. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм.

2. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Раздел «Аппликация»

1. Изображению пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

Раздел «Бумажная пластика»

1. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка.

2. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Раздел «Бумажная пластика»

1. Изображению природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

Раздел «Работа с природными материалами»

1. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Раздел «Работа с природными материалами»

1. Изображению домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»

1. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»


3 КЛАСС

Учащиеся третьего года обучения научатся

Учащиеся третьего года обучения получат возможность научиться

Раздел «Живопись»

1. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар.

2. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Раздел «Живопись»

1. Изображению с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.

Раздел «Графика»

1. Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник.

2. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью».

3. Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.).

4. Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.

Раздел «Графика»

1. Изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.

Раздел «Скульптура»

1. Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без "долепливания" отдельных частей.       2. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека.                  3. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Раздел «Скульптура»

1. Лепке лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.

Раздел «Аппликация»

1. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций.

2.Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы.

3. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Раздел «Аппликация»

1. Изображению натюрмортов, коллажей, пейзажей.

Раздел «Бумажная пластика»

1. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов "сминания"," закручивания", "надрезания".

2. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы "сминания" бумаги.

Раздел «Бумажная пластика»

1. Создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).

Раздел «Работа с природными материалами»

1. Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью.

2. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.

Раздел «Работа с природными материалами»

1. Декоративной росписи камней; нахождению в камнях образа с последующей дорисовкой.

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»

1. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»

1. Школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии.

4 КЛАСС

Учащиеся четвёртого года обучения научатся

Учащиеся четвёртого года обучения получат возможность научиться

Раздел «Живопись»

1. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном.

2. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Раздел «Живопись»

1. Изображению сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.

 

Раздел «Графика»

1. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста.

2. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях).

3. Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света.

4. Закрепление способов работы в печатных техниках.

5. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.

 

Раздел «Графика»

1. Изображению цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.

 

Раздел «Скульптура»                                                                                                         1. Новые знания и навыки — работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении.                                       2. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.

Раздел «Скульптура»                                                                      1. Нахождению образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

Раздел «Аппликация»

1. Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно.

2. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы.

3. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Раздел «Аппликация»

1. Изображению пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.

Раздел «Бумажная пластика»

1. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов "сминания", "закручивания", "надрезания бумаги".

2. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы "сминания бумаги".

Раздел «Бумажная пластика»

1.  Создание образов танцующих фигур, фигур в движении.

Раздел «Работа с природными материалами»

1. Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Раздел «Работа с природными материалами»

1. Оформлению уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»

1. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов.

2. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства.

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»

1. В процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.


Предполагаемые результаты реализации программы:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

Приобретение школьником знаний о правилах конструктивной групповой работы,

О способах самостоятельного поиска и нахождения информации

 Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду. Проведение художественных выставок.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

Школьник может приобрести опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде, опыт управления другими людьми, опыт проведения художественных акций в окружающем школу социуме.


5. Перечень материально-технического обеспечения

п\п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

Д

2

Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. — М., 2009

Д

3

Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Короте ева. — М., 2009.

Д

4

Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте ева. — М., 2009.

Д

5

Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно- наглядное пособие для учащихся 1—4 классов / Е. И. Короте ева. —М., 2003.

Д

6

Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева. — М., 2009

Д

7

Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 2009г.

Д

2.Печатные пособия

1.

Портреты русских и зарубежных художников

 

Д

Комплекты портретов по основным разделам курса.  Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

2.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном    (настенном) и индивидуално-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

3.

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Д

4.

Схемы по правилам рисования предметов, растений,   деревьев, животных, птиц, человека

Д

5.

Таблицы     Дидактический материал по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству

Д

6.

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

Д

3. Информационно-коммуникационные средства

1.

Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники

Д

Мультимедийные   обучающие  программы  и электронные  учебники могут быть ориентированы  на  систему дистанционного обучения либо носить проблемно-тематический  характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения      отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях   эти    пособия должны   предоставлять техническую     возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля).

2.

Электронные библиотеки по искусству

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные  энциклопедии и альбомы по искусству  (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы,   тематические  базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация.

Электронные библиотеки могут размещаться на СБ-ЯОМ либо создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения)

3.

Игровые художественные компьютерные программы

Д

4. Технические средства обучения (ТСО)

1.

Музыкальный центр

Д

Центр или аудиомагнитофон с возможностями использования   аудиодисков,  CD-R,CD-RW, МР 3, а также магнитных записей

2.

CD/DVD-проигрыватели

Д

3.

Мультимедийный компьютер с художественным  программным обеспечением

Д

4.

Мультимедиа-проектор

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

5.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Д

6.

Экран (на штативе или навесной)

Д

Минимальные размеры 1,25 X1,25

7.

Фотоаппарат

П

Цифровая камера

8.

Видеокамера

Д

9.

Графический планшет

Д

5. Экранно-звуковые пособия

1.

Аудиозаписи по музыке, литературные произведения

Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса

2.

DVD-фильмы:- памятники архитектуры;

•        художественные музеи;

•        виды изобразительного искусства;

•        творчество отдельных художников;

•        народные промыслы;

•        декоративно-прикладное искусство;

•        художественные технологии

Д

По одному каждого наименования

3.

Презентация наCD  или DVD- дисках:

•        по видам изобразительных (пластических) искусств;

•        по жанрам изобразительных искусств;

•        по памятникам архитектуры России и мира;

•        по стилям и направлениям в искусстве;

•        по народным промыслам;

•        по декоративно-прикладному искусству;

•        по творчеству художников

Д

Произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительны объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой

6. Учебно-практическое оборудование

1.

Мольберты

К

2.

Настольные скульптурные станки

К

3.

Комплекты резцов

К

4.

Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений

Ф

5.

Краски акварельные

К

6.

Краски гуашевые

К

7.

Краска офортная

П

8.

Валик для накатывания офортной краски

П

9.

Тушь

К

10.

Ручки с перьями

К

11.

Бумага А3, А4

К

12.

Бумага цветная

К

13.

Фломастеры

К

14.

Восковые мелки

К

15.

Пастель

Ф

16.

Сангина

К

17.

Уголь

К

18.

Кисти беличьи №5, 10,20

К

19.

Кисти, щетина №3,10.13

К

20.

Емкости для воды

К

21.

Стеки (набор)

К

22.

Пластилин/глина

К

23.

Клей

Ф

24.

Ножницы

К

25.

Рамы для оформления работ

К

Для оформления выставок

26.

Подставки для натуры

П

7. Модели и натурный фон

1.

Муляжи фруктов (комплект)

Д

.    . .

2.

Муляжи овощей (комплект)

Д

3.

Гербарии

Ф

4.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Д

5.

Гипсовые  геометрические тела

Д

6.

Гипсовые орнаменты

Д

7.

Маски античных голов

Д

Три-четыре вида

8.

Античные головы

Д

Два вида

9.

Обрубовочная голова

Д

Четыре вида

10.

Модуль фигуры человека

П

11.

Капители

Д

Ионическая и дорическая капители

12.

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

П

13.

Драпировки

П

14.

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

П

8. Игры и игрушки

1.

Конструкторы

Ф

Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика, картона)

2.

Театральные куклы

Д

3.

Маски

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку к учебнику Spotlight для 2 класса (ФГОС НОО)

Материал в помощь для учителей, у которых не хватает времени на создание рабочх программ....

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.Вахрушева. 1 класс. ФГОС.

Данная программа создана на основе авторской программы Вахрушева А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА"

Программа разработана на основе авторской программы Е.И. Коротеевой «Примерные программы внеурочной деятельности» Под редакцией В.А. Горского  Москва «Просвещение» 2011 г.  В процессе о...

Рабочая программа внеурочной деятельности с КТП. Учусь создавать проект (Проектная деятельность) ФГОС

Рабочая программа. Программа внеурочной деятельности. Учусь создавать проект (Проектная деятельность). Программа «Учусь создавать проект» включает 135 часов по 1 занятию в неделю с 1 по...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Путешествие по тропе здоровья» спортивно-оздоровительное направление, ФГОС, 3 класс.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Путешествие по тропе здоровья» спортивно-оздоровительное направление, ФГОС, 4 класс

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классо...