Рабочая программа учителя по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Рабочая программа учителя по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса разработана на основе программы
Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской. «Изобразительное искусство», 2012 г, ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 ).
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
1.Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2012 г.
2.Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа 21 век | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса разработана на основе программы
Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской. «Изобразительное искусство», 2012 г, ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 ).
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
1.Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2012 г.
2.Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.
Цель уроков в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
- формирование целостного, гармонического восприятия мира;
- активизацию самостоятельной творческой деятельности;
- развития интереса к природе и потребности общения с искусством;
- формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.
Задачи изучения предмета:
- Воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.
- Развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.
- Формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.
- Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
- произведения;
- умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Учебно-тематическое планирование
Итого 34 |
№ | Раздел | Количество часов | Количество контрольных работ |
1 | Что значит быть художником? | 1 | |
2 | Предметный мир | 5 | |
3 | Многообразие открытого пространства | 3 | |
4 | Волшебство искусства | 3 | |
5 | О чём и как рассказывает искусство? | 16 | |
6 | Природа – великий художник | 6 |
Содержание тем учебного курса
- Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму- ( изобразительное искусство и окружающий мир).
Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета,
форм, настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
- Развитие фантазии и воображения.
Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалов и на основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.
- Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники-живописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
- духовные начала личности и целостная картина мира;
- основы художественной культуры;
- понимание роли искусства в жизни человека;
- представления о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;
- потребность в творческом проявлении;
- наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;
- умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути ее реализации в художественном материале;
- способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать свое отношение к происходящему;
- понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.
Выпускник научится:
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства – цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объем, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
- работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углем, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т.д.);
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
- выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
- создавать образы природы и человека в живописи и графике;
- выстраивать композицию в соответствии с основными ее законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта; ближе – больше, дальше – меньше; загораживание; композиционный центр);
- понимать форму как одно из средств выразительности;
- отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;
- видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
- использовать разные вида ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.) для придания выразительности своей работе;
- передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;
- использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;
- создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;
- изображать объемные тела на плоскости;
- использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;
- применять различные способы работы в объеме – вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для ее уточнения, создание изделия из частей;
- использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);
- чувствовать выразительность объемной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объемных композиций, в том числе многофигурных;
- понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
- приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
- понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;
- понимать выразительность формы в декоративно- прикладном искусстве;
- использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;
- понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
- понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
- приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно- творческой деятельности;
- выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
- видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
- понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
- активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая свое эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;
- работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
- воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);
- переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
- работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;
- участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;
- выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
- проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);
- использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
К концу обучения во втором классе учащиеся должны:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.)
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Исполь зование ИКТ и ТСО | Использование проектной технологии | Дата по плану | Дата по факту | Коррек тировка плана |
1 | Инструктаж по технике безопасности на уроках изобразительного искусства. Что значит быть художником? Фактура предмета. Снимаем отпечаток с фактуры предмета. | 1 | |||||
Предметный мир | (5) | ||||||
2 | Рефлекс в изобразительном искусстве. Рисуем натюрморт. | 1 | |||||
3 | Что могут рассказать вещи о своём хозяине? | 1 | |||||
4 | Что такое открытое пространство? | 1 | |||||
5 | Открытое пространство и архитектура. | 1 | |||||
6 | Кто создаёт архитектуру? | 1 | |||||
Многообразие открытого пространства | (3) | ||||||
7 | Какие бывают виды искусства? | 1 | |||||
8 | Сочиняем сказку и показываем её как в театре. | 1 | Проект«Моя любимая сказка» | ||||
9 | Какие бывают игрушки? | 1 | Презен тация | ||||
Волшебство искусства | (3) | ||||||
10 | Художественно-выразительные средства. | 1 | |||||
11 | О чём говорят на картине цвета? | 1 | |||||
12 | Учимся изображать с натуры. | 1 | |||||
13 | О чём и как рассказывает искусство? Портрет. | (16) 1 | |||||
14 | Такие разные маски. | 1 | Презен тация | ||||
15 | Графическое изображение. | 1 | |||||
16 | Контраст. | 1 | |||||
17 | Пятно. | 1 | Проект «Какое небо голубое!» | ||||
18 | Тон. | 1 | |||||
19 | Штрих. | 1 | |||||
20 | Набросок. | 1 | |||||
21 | Придаём бумаге объём. | 1 | Проект«Сказоч ное дерево» | ||||
22 | Пейзаж. | 1 | Проект«Весенний пейзаж» | ||||
23 | Работаем в смешанной технике. | 1 | |||||
24 | Животные в произведениях художников. | 1 | Презен тация | ||||
25 | Сюжет. | 1 | Проект «Собака-друг человека» | ||||
26 | Удивительный мир растений. | 1 | Проект«Сказоч ный дворец» | ||||
27 | Человек учится у природы. | 1 | |||||
28 | Природные формы в архитектуре. | 1 | Презен тация | ||||
Природа – великий художник | (6) | ||||||
29 | Собираем коллекцию камней. | 1 | |||||
30 | Симметрия в природе и искусстве. | 1 | |||||
31 | Орнамент. | 1 | |||||
32 | Слушаем и наблюдаем ритм. | 1 | Проект«Воздуш ный змей» | ||||
33 | Смотри на мир широко открытыми глазами. | 1 | |||||
34 | Фотографируем, работаем с компьютером, ищем дополнительную информацию. | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
Основная и дополнительная учебная литература:
1.Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2012 г.
2.Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.
Учебно-методические средства обучения:
Литература (основная и дополнительная) | Дидактический материал | Оборудование и приборы |
1.Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф,2012 г. 2.Л.Г.Савенкова, Н.В. Богданова. Методическое пособие для учителя. 1 - 4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2012 г. | Иллюстрации, репродукции картин художников. | ПК, мультимедийное оборудование. |
Электронные методические и учебные пособия:
1.Мультимедийный учебно-методический комплект (УМК) «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия».
Ссылки на интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство." 1 класс."Школа России."
Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство." 1 класс. Программа "Школа России."...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Изобразительное искусство» 2 класс (УМК «Школа России»)
Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 34 часа в год по 1часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма со...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Изобразительное искусство» 3 класс (УМК «Школа России»)
Степень обучения: начальная школа 3 класс.Количество часов: 35 часов в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель:Баканова Татьяна ЛеонидовнаПрограмма с...
Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство" автор Б.М.Неменский для 1 класса УМК "Школа России"
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программ...
Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ,
Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта обуча...
Рабочая программа к учебному курсу «Изобразительное искусство» 5-6 класс
Планирование составлено на основе:Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой,Москва «Просвещение» 2013.Изоб...
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство" в 4 классе
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство"...