Программа по внеурочной деятельности Все цвета, кроме черного 3 класс
материал (3 класс)
Предварительный просмотр:
Программа по внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного"
3 класс
Пояснительная записка
Введение
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Ситуация с
потреблением алкоголя, наркотиков среди детей остается катастрофической.
Актуальность данной проблемы
Актуальность программы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возникает ряд проблем: детская преступность, алкоголизм и наркомания. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, социальных учреждений. Вопросов много. Одно можно сказать, что оставленные без внимания дети, если ничего не изменить, составят угрозу для общества.
Цель Программы
Формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Задачи
Данная цель направлена на реализацию следующих задач:
• формирование у детей представлений о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
• расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
• формирование умений оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;
• формирование представлений об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
• развитие коммуникативных навыков (умений строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
• формирование умений противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
• пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении, но и их знаний;
• просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.
Содержание программы
Основное содержание групповых занятий составляют игры и «психотехнические упражнения» направленные на развитие познавательной и эмоционально - волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Вместе с тем, еще необходимым элементам всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества.
Наибольший развивающий эффект достигается не за счет увеличения разнообразия психотехнических приемов, а за счет наиболее, полного использования потенциальных возможностей каждого из комплексных упражнений, включенных в занятие. Например, упражнение на развитие внимания может одновременно способствовать выработке навыков общения, способствовать сплочению группы, позволять ребенку познать еще какие - либо новые стороны своего Я. С другой стороны, каждое упражнение должно быть проведено несколько раз: с усложнениями, с передачей функций ведущего от взрослого к каждому желающему ребенку, с другими возможными вариациями. Если упражнение полностью отработано, но очень нравится детям, его надо включать в работу группы до тех пор, пока желание выполнять его сохраняется. Как показывает практика, для ребенка, находящегося в процессе адаптации, каждый новый вид активности, тип решаемой задачи составляет определенную проблему. Структура группового занятия со школьниками должна включать в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксации технике и др. Игр должно быть 2-4, некоторые из которых были разучены на прошлом занятии.
Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
Излагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направленных на формирование у младших школьников необходимого уровня психологической готовности к школе в сферах обучения, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности.
Место кружка во внеурочной деятельности
Программа рассматривает проблемы профилактики вредных привычек и формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников. Данный курс рассчитан на детей в возрасте 7 - 9 лет. Эффективность профилактической работы в группе, в которой больше 9 и меньше 16 человек, более высокая. В группу входят мальчики и девочки как из нормативных семей, так и из семей группы риска. Тематическое планирование в начальной школе рассчитано на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 33 часа в год (1 класс) 34 часа в год (2 классы).
Ожидаемые результаты освоения программы
Уровень 1.
Приобретение умений тренировать свою память, внимание, мышление. Знать полезные и вредные привычки. К концу обучения обучающиеся будут знать:
-полезные и вредные привычки;
-основные режимные моменты;
-от чего зависит здоровье человека;
-как улучшить настроение;
-упражнения для тренировки внимания, памяти.
Уметь:
- планировать свое время;
- тренировать свою память, мышление;
- улучшать свое настроение.
Владеть:
-основными упражнениями по тренировке памяти, внимания;
-практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье.
Уровень 2.
Развитие коммуникативных способностей, общение друг с другом. Приобретение школьниками опыта общественной деятельности, работы в коллективе, опыта заботы о младших.
Предметными результатами занятий по программе «Все цвета, кроме черного» являются:
- создание условий для успешной адаптации в школе, класса;
- создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
- сформированность важнейших учебных умений и действий.
Метапредметными результатами являются:
- культурно- познавательная, коммуникативная компетентности;
- приобретение опыта в преодолении возникших трудностей;
- расширение кругозора, сферы актуальных интересов и способностей.
Личностными результатами занятий являются:
-обучение планированию, самоконтролю и взаимоконтролю;
-развитие способности эффективно строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие личностных ресурсов детей за счет расширения кругозора, сферы актуальных интересов и способностей.
Календарно-тематическое планирование кружка «Все цвета, кроме черного»
3 класс 1 час в неделю (34 часа в год)
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Дата | примечание | |
план | факт. | ||||
1 | 1 | Что изменилось за год. | 04.09. | ||
2 | 1 | Твое настроение в течение недели. | 11.09. | ||
3 | 1 | Что изменилось в твоем режиме? | 18.09. | ||
4 | 1 | Твоя работоспособность. | 25.09. | ||
5 | 1 | Как научиться разговаривать с людьми. | 02.10. | ||
6 | 1 | Вредные привычки. | 09.10. | ||
7 | 1 | Предложение. Отказ. Согласие. Несогласие. | 16.10. | ||
8 | 1 | Обратиться за помощью. Предложить помощь. | 23.10. | ||
9 | 1 | Начать разговор. Похвала. Поддержка. | 06.11. | ||
10 | 1 | Что такое интонация? | 13.11. | ||
11 | 1 | Огорчение. Благодарность. Обида. | 20.11. | ||
12 | 1 | Найти общий язык. | 27.11. | ||
13 | 1 | Ответственность за свои поступки. | 04.12. | ||
14 | 1 | К.Чуковский «Телефон». | 11.12. | ||
15 | 1 | Как научиться преодолевать трудности вместе. | 18.12. | ||
16 | 1 | Когда тебя хвалят. | 25.12. | ||
17 | 1 | Почему важно поддерживать других? | 15.01. | ||
18 | 1 | Как обратиться с просьбой. | 22.01. | ||
19 | 1 | Признать ошибку. | 29.01. | ||
20 | 1 | Любишь ли ты получать подарки. | 02.02. | ||
21 | 1 | Делать или руководить. | 12.02. | ||
22 | 1 | Согласиться или отказаться. | 19.02. | ||
23 | 1 | Как понять друг друга без слов. | 26.02. | ||
24 | 1 | Наша мимика и жесты. | 05.03. | ||
25 | 1 | Одобрение, страх, запрет, угроза. | 12.03. | ||
26 | 1 | Для чего нужна улыбка. | 19.03. | ||
27 | 1 | Умеешь ли ты дружить? | 02.04. | ||
28 | 1 | Десять законов дружбы. | 09.04. | ||
29 | 1 | Поступки героев литературных произведений. | 16.04. | ||
30 | 1 | Для чего нужна дружба. | 23.04. | ||
31 | 1 | Кто твой друг. | 30.04. | ||
32 | 1 | Черты характера, которые тебе нравятся в людях. | 07.05. | ||
33 | 1 | Как сказать «нет» и отстоять свое мнение. | 14.05. | ||
34 | 1 | Конкурс знатоков. | 21.05. |
Список используемой литературы
1. М. М. Безруких, Т. А. Филиппова - «Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении», Москва «Просвещение» 2013г.
2. М.М.Безруков, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова - рабочая тетрадь «Учусь понимать других», Москва «Вентана-Граф» 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета, кроме, черного"
Данная программа предназначена для обучения младших школьников в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, ...
Рабочая программа внеурочной деятельности Все цвета, кроме черного 4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета,кроме черного"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета,кроме черного"...
Рабочая программа для внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" 3 класс
Рабочая программа кружка "Все цвета, кроме черного" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Все цвета, кроме черного»
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Все цвета, кроме черного» ...
Программа по внеурочной деятельности "Все цвета ,кроме черного " 2 класс.
Данная рабочая программа составлена на основании следующих нормативно - правовых документов: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании ...
Программа по внеурочной деятельности Все цвета, кроме черного 4 класс
из опыта работы...