Программа по внеурочной деятельности Все цвета, кроме черного 4 класс
материал (4 класс)
Предварительный просмотр:
Программа по внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного"
4 класс
Пояснительная записка
Введение
Программа составлена на основе программ: М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета кроме черного», Москва 2013г.; О.В Хухлаева «Тропинка к своему Я», Москва 2013г.
Разработана программа внеурочной деятельности на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Актуальность программы
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Она дает возможность сформировать у детей навыки, позволяющие успешно справляться с возникающими проблемами, реализовать свои желания и потребности за счёт внутренних личностных ресурсов. Темы программы «Все цвета, кроме чёрного» актуальны, так как направлены на развитие у учеников познавательных интересов, способности эффективно строить взаимоотношения с окружающими (в том числе сопротивляться негативному давлению), умения анализировать свои чувства и переживания. Все эти свойства и качества обеспечивают ребенку личностную устойчивость к любым внешним негативным влияниям.
Цель программы
Формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе.
Занятия курса «Все цвета, кроме черного» направлены на воспитание у младшего школьника позитивного мироощущения, а также преодоление явлений социальной дезадаптации. В процессе занятий дети учатся воспринимать мир с оптимистической точки зрения, осознают необходимость познания себя и окружающих людей с целью установления толерантных дружеских отношений, понимания человека как индивидуальности.
Задачи программы
• формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
- расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, формирование готовности соблюдать эти правила;
- создание условий для успешной адаптации в школе, классе;
- формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;
• формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
• развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
• формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
• пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовывать потребность в признании, общении, получении новых знаний;
• просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.
Содержание программы
Программа «Все цвета, кроме черного» отвечает следующим принципам
• научной обоснованности - содержание программы базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;
• практической целесообразности - содержание программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации;
• необходимость и достаточность представляемой информации - детям предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, т.е. имеет для них практическую значимость;
• динамическому развитию и системности - содержание программы цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа;
• используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста.
Механизм реализации:
Программа «Все цвета, кроме черного» выстроена по 5 направлениям:
физическое здоровье; психическое здоровье; межличностное общение; коммуникативные способности, познавательно-эмоциональные процессы.
Реализуется во внеурочной деятельности по ФГОС в 1-4 классах, рассчитана на 4 года (1 час в неделю).
Место факультатива в учебном плане
Программа «Все цвета кроме черного» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа один раз в неделю.
Форма проведения занятий.
Занятия проводятся в групповой форме.
Возраст детей: 6,5 – 11 лет
В структуру занятия входят три части: разминка, работа по теме, подведение итогов.
Основное содержание групповых занятий составляют игры и «психотехнические упражнения» направленные на развитие познавательной и эмоционально - волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Вместе с тем, еще необходимым элементам всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества.
Рефлексия занятий предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
При реализации программы используются следующие методы и приемы:
- тестирование;
- психогимнастика;
- рисование (тематическое и свободное);
- подвижные игры;
- игры-драматизации и ролевые игры;
- беседы и проблемные ситуации;
- техники и приемы саморегуляции;
- коллективно- творческие дела (КТД);
- арт-терапевтические приемы.
Ожидаемые результаты освоения программы
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
• извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
• учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
• строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
• уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
• учиться исследовать свои качества и свои особенности
•учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
•учиться наблюдать
•моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
•учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
•учиться работать в паре и в группе
•выполнять различные роли
•слушать и понимать речь других ребят
•осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Личностные результаты
Знать: • о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
• правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
• правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
Уметь: • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели
• налаживать контакт с людьми;
• соблюдать правила игры и дисциплину;
• правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
• выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
Предметными результатами занятий по программе «Все цвета, кроме черного» являются:
- создание условий для успешной адаптации в школе, класса;
- создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
- сформированность важнейших учебных умений и действий.
Календарно-тематическое планирование кружка «Все цвета, кроме черного»
4 класс 1 час в неделю (34 часа в год)
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Дата | примечание | |
план | факт. | ||||
1 | 1 | Моё лето | 03.09. | ||
2 | 1 | Кто я? | 10.09. | ||
3 | 1 | Какой я? Большой или маленький? | 17.09. | ||
4 | 1 | Мои способности | 24.09. | ||
5 | 1 | Мой выбор, мой путь | 01.10. | ||
6 | 1 | Мой внутренний мир | 08.10. | ||
7 | 1 | Кто в ответе за мой внутренний мир? | 15.10. | ||
8 | 1 | Нужно ли человеку изменяться? | 22.10. | ||
9 | 1 | Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. | 12.11. | ||
10 | 1 | Кого я могу впустить в свой внутренний мир? | 19.11. | ||
11 | 1 | Что значит верить? | 26.11. | ||
12 | 1 | Право на уважение. | 03.12. | ||
13 | 1 | Что вы знаете друг о друге. | 10.12. | ||
14 | 1 | Твой класс | 17.12. | ||
15 | 1 | Кто твой друг | 24.12. | ||
16 | 1 | Как научиться жить дружно | 14.01. | ||
17 | 1 | Умение слушать и слышать. | 21.01. | ||
18 | 1 | Как помириться после ссоры | 20.01. | ||
19 | 1 | Какой у тебя характер | 04.02. | ||
20 | 1 | Самопрезентация | 11.02. | ||
21 | 1 | Как воспитывать свой характер. | 18.02. | ||
22 | 1 | Учусь высказывать свое мнение | 25.02. | ||
23 | 1 | Как сказать «нет» и отстоять свое мнение | 04.03. | ||
24 | 1 | Нарушение прав других людей может привести к конфликтам | 11.03. | ||
25 | 1 | Как разрешить конфликты мирным путём? | 18.03. | ||
26 | 1 | Искусство спора. Доказательство и убеждение. | 01.04. | ||
27 | 1 | Безопасное общение в интернете | 08.04. | ||
28 | 1 | Фантастическое путешествие | 15.04. | ||
29 | 1 | Моё детство | 22.04. | ||
30 | 1 | Моё будущее | 29.04. | ||
31 | 1 | Кем бы я хотел стать? | 06.05. | ||
32 | 1 | Хочу вырасти интеллигентным человеком. | 13.05. | ||
33 | 1 | Хочу вырасти здоровым человеком. | 20.05. | ||
34 | 1 | Итоговое занятие | 27.05. |
Список используемой литературы
- М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова Все цвета, кроме чёрного. Учусь общаться. ФГОС. Рабочая тетрадь 4- класс: - М.: Вентана-Граф, 2013.
2. М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А.Филиппова Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. ФГОС: Пособие для педагогов. — М.: Вентана-Графф, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета, кроме, черного"
Данная программа предназначена для обучения младших школьников в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, ...
Рабочая программа внеурочной деятельности Все цвета, кроме черного 4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета,кроме черного"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета,кроме черного"...
Рабочая программа для внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" 3 класс
Рабочая программа кружка "Все цвета, кроме черного" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Все цвета, кроме черного»
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Все цвета, кроме черного» ...
Программа по внеурочной деятельности "Все цвета ,кроме черного " 2 класс.
Данная рабочая программа составлена на основании следующих нормативно - правовых документов: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании ...
Программа по внеурочной деятельности Все цвета, кроме черного 3 класс
из опыта работы...