Рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ, адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа тьюторского сопровождения учащихся 1 класса.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной рабочей программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bez_titulnikarabochaya_programma_tyutorskogo_soprovozhdeniya_1v_i_1g_klass.docx | 44.72 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Цель и задачи работы тьютора
- Результаты работы тьютора
- Содержание учебного курса
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной рабочей программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)
С каждым годом совершенствуется нормативная база, которая определяет особенности обучения детей с ОВЗ. Указанные нормативные акты являются основополагающими при разработке АООП для детей с ОВЗ.
- Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации»
Рабочая программа включает разделы:
- пояснительная записка,
- планируемые результаты,
- содержание тем учебного курса,
- календарно-тематическое планирование.
Специфика адаптационного периода и образовательного процесса для младших школьников с нарушением опорно – двигательного аппарата с учетом расстройства аутистического спектра (РАС) и нарушения интеллектуального развития проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивности мимики, жестикуляции. Это обусловлено, в первую очередь, недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. С началом посещения школы в жизнь ребёнка, имеющего тенденцию к формированию жестких стереотипов поведения и распорядка, вносится множество новых элементов. Само здание школы, помещение класса, относительно большое количество взрослых и сверстников является незнакомым, пугающим. К этому добавляется и расставание с матерью или другим человеком, к которому привязан ребёнок. Как правило, этот человек является его орудием контакта с окружающим миром. Лишившись этого орудия, ребёнок чувствует себя беспомощным. Смена режима дня и питания также является сильным фактором стресса, так как зачастую рацион ребенка очень ограничен и сводится к 3-5 продуктам (блюдам).
При составлении программы мы так же учли особенности детей как тяга к упорядоченности, ритуальности, отталкивание всего нового, быстрая утомляемость, отсутствие мотивации к познавательной деятельности, ограниченные представления об окружающем мире, очень низкий темп выполнения заданий, низкий уровень развития мелкой и крупной моторики, нарушение координации движений, склонность к повышенной возбудимости, беспокойству и вспышкам раздражительности.
Кроме того, вынужденная коммуникация с малознакомыми людьми плохо сказывается на душевном равновесии ребенка. Однако, несмотря на то, что школьная среда является «средой насилия», именно постоянное нахождение в обществе, приспособление к жизни среди множества людей и является процессом социализации, что является первостепенной целью данной программы.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ ТЬЮТОРА
Основной целью работы тьютора является активизация навыков коммуникации в различных социальных ситуациях, подготовка детей к жизни в современном обществе.
Для достижения данной цели тьютор, согласно данной программе, выполняет следующие образовательные задачи
- Сопровождение обучающегося
- Помощь в адаптации к школьному распорядку
- Помощь в закреплении и получении новых знаний и навыков
- Помощь в развитии коммуникационных навыков
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности .
- РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ТЬЮТОРА
Результаты работы тьютора включают освоение обучающимися с нарушением опорно –двигательного аппарата с учетом нарушения интеллектуального развития специфических умений, знаний и навыков приобретенные в школе. Минимальный и достаточный уровень воспитательных результатов определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Минимальный уровень:
- обучающийся привык к школьному режиму как к некому ритуалу;
- обучающийся, сидя за партой, выполняет требования учителя;
- обучающийся различает по звонкам перемены и уроки;
- обучающийся идентифицирует педагога и проводит необходимую коммуникацию с окружающим миром через него;
- обучающийся частично усваивает получаемую информацию от учителя, частично перенимает определенные навыки;
- обучающийся частично выполняет элементарные правила поведения в школе.
Достаточный уровень:
- обучающийся привык к школьному режиму и может вычленить его составляющие (урок, перемена, обед, завтрак);
- обучающийся, сидя за партой в группе, выполняет требования учителя;
- обучающийся ориентируется в расписании и способен подготовиться уроку;
- обучающийся идентифицирует нескольких педагогов и своих одноклассников, а так же может провести прямую коммуникацию без посредника;
- обучающийся полностью усваивает весь выдаваемый учителем материал, а так же выполняет дополнительные задания тьютора;
- обучающийся полностью выполняет все правила поведения в школе и воспринимает их как каждодневный ритуал.
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:
1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
6) развитие положительных свойств и качеств личности;
7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду;
8) овладение способами регуляции своего эмоционального состояния;
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальными особенностями обучающихся.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание тем учебного курса вытекает из программы формирования базовых учебных действий обучающихся с нарушением опорно – двигательного аппарата с учетом интеллектуальных нарушений и РАС которая реализуется в начальных классах и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП1.
Учебный курс включает в себя два основных раздела:
- Адаптационный – направлен на правильную и максимально безболезненную для обучающихся адаптацию к школьным условиям.
- Вспомогательный – направлен на помощь в освоении школьного и дополнительного материала, закрепление приобретенных знаний и навыков, развитие коммуникационных навыков.
Тематическое планирование
(Адаптационный период)
I-II четверти
- Ориентирование в школьном пространстве и распорядке.
- Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- Вступление в контакт (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс)
- Понимание и выполнение инструкций к учебному заданию в разных видах деятельности и школьном быту
- Формирование ритуала индивидуальной и коллективной работы с учителем
- Формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
- Формирование ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
- Формирование у детей понимания времени через выработку ритуала школьного распорядка и расписания
- Формирование мотивации к обучению.
(Вспомогательный период)
III-IV четверти
- Выделение существенных, общих и отличительных свойств предметов
- Формирование навыка обобщения, сравнения, классификации на наглядном материале
- Получение навыка пользования знаками, символами, предметами-заместителями
- Формирование пространственных представлений
- Имитация как способ восприятия и воспроизведения окружающей действительности
- Формирование ритуалов выражения эмоций
- Формирование ритуалов простейших коммуникативных сценариев
- Формирование осмысленности социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
- Формирование готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе
- Закрепление полученных навыков чтения, письма и счета
- Входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Обеспечение реализации данной учебной программы включает:
- Федеральный государственный Стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), РАС (вариант 6.4) на 2019-2020 учебный год;
- печатные пособия: иллюстративные алгоритмы поведения, «живое расписание», календарь, интерактивный календарь, фотографии обучающихся, пространственные схемы;
- дидактический раздаточный материал: карточки с изображением предметов, обладающих различными свойствами, признаками, карточки со словами, буквами, цифрами;
- информационно-коммуникационные средства: развивающие игровые программы;
- технические средства обучения: мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор, колонки.
- экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, презентации, фото, обучающие фильмы;
- учебно-практическое оборудование: специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
Организация деятельности тьютора
«Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы».
Тьютор и подопечный | Тьютор: |
| |
Тьютор и учитель (учителя) класса | Тьютор: |
обсуждает с учителем:
| |
Тьютор и другие дети | Тьютор: |
| |
Тьютор и родители | Тьютор: |
| |
Тьютор и другие специалисты ( логопед, соцпедагог, медицинские работники, психолог и др.) |
|
Взаимоотношения тьютора и тьюторанта
Ребенок с ОВЗ и учитель | Для этого тьютор: |
Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции |
|
Ребенок с ОВЗ и тьютор | Для этого тьютор: |
Ребенок выполняет рекомендации тьютора |
Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя. |
Ребенок с ОВЗ и другие ученики | Для этого тьютор: |
Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему |
Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно». |
Ребенок с ОВЗ и родители | Для этого тьютор: |
Ребенок перед началом уроков прощается с родителями, после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором |
|
План работы тьютора:
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные участники | |||
1 | Пополнение нормативно-правовой и методической базы | В течение года | тьютор | |||
2 | Консультации для педагога | В течение года по запросу | педагог тьютор | |||
2.1 | «Индивидуальный образовательный маршрут» | Сентябрь | тьютор | |||
2.2 | Индивидуальная программа развития и обучения развития детей с УО. | Ноябрь | педагог тьютор | |||
3 | Консультации родителей учащихся по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей. | В течение года | тьютор | |||
4 | Родительские собрания | По плану кл. рук. | классный руководитель | |||
4.1 | «Тьютор в нашей школе» | Октябрь | работа с метод. материалом | |||
4.2 | «Особый ребёнок в школе» | Декабрь | консультации с соцпедагогом и психологом | |||
4.3 | «Индивидуальный образовательный маршрут» | Март | тьютор | |||
4.4 | «Динамика развития воспитанников» | Май | тьютор | |||
5. | Формирование банка данных технологий тьюторского сопровождения | В течение года | тьютор | |||
6 | Оформление наглядного и печатного материала, выставок поделок воспитанников | В течение года | тьютор | |||
7 | Создание информационной базы данных воспитанников | В течение года | тьютор | |||
Организационная деятельность | ||||||
1 | Разработка рабочих документов | В течение года | тьютор | |||
2 | Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива | Ежедневно | тьютор | |||
3 | Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения. | Ежедневно | тьютор | |||
4. 5. | Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов. | В соответствии с планом воспитательной работы школы | тьютор | |||
Учебно-методическое направление | ||||||
1 | Составление и корректировка индивидуальных программ развития и обучения, участие в разработке адаптированных программ. | Сентябрь, май | тьютор, классный руководитель, воспитатели | |||
2. | Подготовка и организация работы малых тьюторских групп «Коррекция поведения» «Развитие психических процессов , психомоторики, сенсорное развитие» | 1 раз в 2 недели | тьютор | |||
3 | Подготовка и организация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. | 1 раз в неделю с каждым тьюторантом | тьютор | |||
4 | Представление тьюторантов на ПМПК | По графику работы ПМПК | тьютор | |||
5 | Участие в педагогическом совете, школьном семинаре, работе методического объединения коррекционного блока школы-интерната | По общешкольному плану | тьютор | |||
Диагностико-аналитическая деятельность | ||||||
1 | Обновление банка данных воспитанников | В течение года | тьютор | |||
2 | Анализ личных дел учащихся | В течение года | тьютор | |||
3 | Анализ медицинских карт | В течение года | тьютор | |||
4 | Анкетирование родителей | По мере необходимости | тьютор | |||
5 | Непрерывная следящая диагностика | В течение года | тьютор | |||
6 | Анализ работы тьютора за 2019-2020 учебный год | Май | тьютор, зам. директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса по логопедии для 2 кл. для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса по логопедии для 2 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями ) Вариант 1....
Рабочая программа по курсу "логопедия" 3б класса II вариант обучения (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Разработка рабочей программы для учащихся 3 класса (4 год обучения) с интеллектуальными нарушениями (II вариант обучения)....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об обра...
Методическая разработка : "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА обучающегося по индивидуальному учебному плану1-доп.КЛАССАIIварианта обучения (адаптированная для учащегося с интеллектуальными нарушениями)"
Пояснительная записка к рабочей программе Учебный план надомного обучения разрабатывается на основе базисного учебного плана с учетом рекомендаций психолого-...
Рабочая программа по курсу "логопедия" 2г класса II вариант обучения (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.)
Разработка рабочей программы для учащихся 2 класса (3 год обучения) с интеллектуальными нарушениями (II вариант обучения)....
Рабочая программа "Математические представления" для детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта. Вариант 6.4
Рабочая программа предназначена для ребенка, обучающегося на дому. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для...