Рабочая программа по курсу "логопедия" 3б класса II вариант обучения (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
методическая разработка по логопедии (3 класс)

Куликова Татьяна Анатольевна

Разработка рабочей программы для учащихся 3 класса (4 год обучения) с интеллектуальными нарушениями (II вариант обучения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_3b_klass.docx60.59 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Речь и альтернативная коммуникация»

3-«б» КЛАССА

II варианта обучения,

(адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Логопедия»

 3 «б» класс  (II вариант)

Нормативная основа программы

Рабочая программа разрабатывается на основании:

Нормативная основа программы:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
    и от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
  • Приказ от 08-05-2019 № 233 О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345; 
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
    по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
    с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее - СанПиН 2.4.2.3286-15);
  • Инструктивно -методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 03-28-4174/20-0-0 от 20-05-2020 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2020-2021 учебный год»;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). /Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
  • Распоряжение Комитета по образованию от 16-04-2020 № 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021учебном году»;
  • Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения ГБОУ школа № 613.
  •  Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования для  обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (2 вариант) в соответствие с ФГОС УО.
  • Учебный план Московского района Санкт-Петербурга – 2020-2021

  • Программа по логопедии для учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития. Составитель: Куликова Т. А.

Цели и задачи обучения по предмету «Логопедия»

в 3 «б»   классе (II вариант)

Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Задачи: 

  • создавать условия для возникновения речевой активности детей  и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках – занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечить необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • учить понимать обращенную речь, которая отражает повседневный быт и уклад жизни ребенка;
  • развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
  • формировать и активизировать доступные коммуникативные (невербальные и вербальные, альтернативные) средства для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия;
  • формировать предпосылки развития речи на основе ознакомления с окружающей действительностью;
  • расширять словарный запас (пассивный и активный);
  • формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, учить понимать жесты;
  • развивать слуховое внимание и восприятие;
  • развивать общие речевые навыки  (дыхание, артикуляция);
  • развивать ручную и мелкую моторику.

Особенности преподавания  логопедии в 3 «б»  классе

       При разработке программы учитывались психолого-педагогические и речевые особенности учащихся, выявленные в результате диагностики речевого развития.

      В 3 «б»  классе логопедические занятия посещает 5 учащихся:

  • Иванова С. – системное нарушение речи тяжелой степени. Грубо нарушено понимание речи. Самостоятельная речь отсутствует.
  • Петров А. -  системное нарушение речи средней степени. Понимание речи нарушено. Самостоятельная речь представлена звукокомплексами, отдельными лепетными словами.
  •  Сидоров О. –   системное нарушение речи тяжелой степени. Понимание речи грубо нарушено. Самостоятельная речь представлена звукокомплексами, отдельными лепетными словами.
  • Поляков М. – системное нарушение речи тяжелой степени. Понимание речи грубо нарушено. Самостоятельная речь отсутствует.
  • Смирнова П. – системное нарушение речи тяжелой степени. Понимание речи грубо нарушено. Самостоятельная речь отсутствует.

Количество учебных часов

Программа  реализуется в течение  1 учебного года и рассчитана на 5 часов в неделю на класс. При 34-х учебных  неделях общее количество часов на занятия логопедией в 3 классе составляет 170 часов.

1 четверть - 40 часов (Смирнова П.  – 8 ч, 1 п. – 16 ч., 2 п. – 16 ч.)

2 четверть - 39 часов (Смирнова П.  – 8 ч, 1 п. – 15 ч., 2 п. – 16 ч.)

3 четверть -  50 часов (Смирнова П.  – 10 ч, 1 п. – 20 ч., 2 п. – 20 ч.)

4 четверть -  41 час (Смирнова П.  – 8 ч, 1 п. – 17 ч., 2 п. – 16 ч.)

Диагностика

В ходе реализации программы используется 2 вида диагностики: входящая  и итоговая.

Входящая проходит в течение двух недель со 1 сентября  по 11 сентября   в начале, итоговая – две недели  в конце года с 17 мая  по 28 мая. Результаты обследования фиксируются в индивидуальной диагностической  карте развития  ребенка,   на их основе  составляется индивидуальный план развития и  коррекции речи. Также по результатам диагностики в начале и конце года заполняются таблицы динамического развития речи класса.

Общая характеристика учебного предмета

Логопедическое сопровождение является частью специальной индивидуальной программы развития для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  и направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии с использованием необходимого логопедического оборудования.

           Занятия строятся, исходя из особенности восприятия и определённых навыков обучающегося, достигнутого им минимального уровня, необходимого для привития социального опыта, в соответствии с их возможностями к обучению и темпом усвоения программного материала

Вся коррекционно – развивающая работа с обучающимся должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи логопедической работы решаются на комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде лексических тем: «Части тела и лица», «Овощи», «Фрукты», «Сезонные изменения в природе», «Мебель», «Посуда», «Мой дом», «Одежда», «Обувь», «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», «Птицы», «Профессии», «Транспорт».

Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Содержание программы по предмету

«Логопедия»

3 класс (II вариант обучения)

Планируемые предметные результаты освоения курса «Логопедия» 3 класс (II вариант обучения)

В соответствии с требованиями  для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения программы представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов образования данной категории обучающихся.

Достаточный уровень

Минимальный уровень

Ученики должны знать (понимать)

-рабочее место, свои учебные принадлежности

-первоначальные представления о себе, о своем ближайшем социальном окружении

-названия предметов посуды, игрушек, школьных принадлежностей, овощей, фруктов и т.д.

Ученики должны знать (понимать)

-правила поведения на уроках

-дифференцировать свои школьные принадлежности от игрушек

-знать названия некоторых предметов, фруктов и т.д.

Ученики должны уметь

-повторять за педагогом движениями-называть (показывать) изучаемые предметы, действия

-слушать сказку с демонстрацией картинок или иллюстраций

-участвовать в коллективном показывании (рассказывании)

-выполнять простые инструкции педагога

Ученики должны уметь

-показывать некоторые изучаемые предметы

-сосредотачивать внимание на предоставляемом материале

-выполнять простейшие инструкции учителя

Ученики должны использовать приобретенные навыки и умения в практической деятельности и повседневной жизни

-знать свое имя, людей ближайшего окружения, названия знакомых предметов окружающей среды.

Ученики должны использовать приобретенные навыки и умения в практической деятельности и повседневной жизни

-отзываться на свои имя и фамилию

Особенности организации учебного процесса по предмету

            Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей.

Класс разделен на 2 подгруппы, Смирнова П. занимается индивидуально. Занятия проводятся в кабинете учителя-логопеда. Кабинет укомплектован необходимыми методическими материалами.

Занятия проводятся 2 раза в неделю с подгруппой, 1 раз индивидуально с Смирновой П. Если учащиеся отсутствуют, допускается брать на занятия других учащихся из этого же класса.

            Продолжительность занятия – 40 минут.  

            Основные формы:

  • групповая (работа в парах)
  • индивидуальная

            Традиционные методы обучения:

  • Обучение проводится  в игровой форме на основе предметно-практической деятельности.
  •  Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентации и видеоматериалы.
  • Практические методы:практические упражнения, дидактические игры, устные и письменные упражнения, графические работы.
  • Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, чтение стихов, рассказов. Активные методы обучения: деловые игры, драматизация, театрализация.

Средства обучения:  

  • для учащихся: раздаточный материал, мультимедийные дидактические средства; наборы наглядного материала: фрукты, овощи, одежда, транспорт, животные, деревья, игрушки; сюжетные и предметные картинки, настольные дидактические игры и игрушки, конструкторы, календарь, мозаики, пазлы, природные материалы. Звуки окружающей природы, голоса животных, голоса птиц - СD диск.
  • для учителя: демонстрационные таблицы, раздаточный материал, мультимедийные дидактические средства; наборы наглядного материала: фрукты, овощи, одежда, транспорт, животные, деревья, игрушки; сюжетные и предметные картинки, настольные дидактические игры, мозаики, пазлы. Звуки окружающей природы, голоса животных, голоса птиц - СD диск.

Направления логопедической  работы

Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти.

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Развитие невербальной и вербальной имитации.

Развитие навыка сопоставления.

Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Развитие временных, пространственных отношений.

Развитие функций голоса и дыхания.

Календарно - тематическое планирование

Смирнова П.

год

четв

Тема

Дата план.

Дата факт.

1 четверть

1

1

Обследование мелкой и общей моторики, слухового и зрительного внимания.

02.09

2

2

Обследование понимания речи.

09.09

3

3

«Ладушки». Формирование  положительного эмоционального настроя на совместную работу

16.09

4

4

«Где спрятался мишка?» Фиксация взгляда на предмете, прослеживание взглядом его движения (появление игрушки в заданном месте)

23.09

5

5

«Хлоп – хлоп, моя рученька!» Развитие собственных ощущений с использованием различных поверхностей

30.09

6

6

«Спрячь меня». Вызывание двигательной реакции на звук

07.10

7

7

«Где же колокольчик?» Определение направления звучания

14.10

8

8

«Это я!». Формирование представлений о схеме тела

21.10

2 четверть

9

1

«Водичка, водичка, умой мое личико» Формирование представления  о схеме  лица в соответствии со стихотворным текстом

04.11

10

2

«Потягушки». Обучение умению следить за действиями педагога и осознанно подражать

11.11

11

3

Формирование представлений о схеме тела с использованием стихотворного текста

18.11

12

4

«Топ, хлоп». Соотнесение звукоподражания с движением, выработка двигательной реакции на слово.

25.11

13

5

Знакомство с шаром, его свойствами и игровыми действиями

02.12

14

6

«Катай, бросай». Расширение глагольного словаря, понимание инструкций, совершение  различных действий с шарами

09.12

15

7

«Звуковые коробочки» Обучение умению различать немузыкальные шумы

16.12

16

8

«Это куб» Знакомство с кубом
(кубик) его свойствами и игровыми действиями

23.12

3 четверть

17

1

«Зеркало» Обучение умению контролировать ощущения собственного тела, воспроизводить движения по подражанию

13.01

18

2

«Покажи, где?» Обучение умению узнавать изображения родителей на фотографиях

20.01

19

3

«Пирамидка». Обучение умению  собирать пирамидку с учетом величины, ориентируясь на слова «большой», «маленький»

27.01

20

4

«Кто это?» Обучение умению соотносить звукоподражание с предметной картинкой, различать звукоподражания «мяу»

03.02

21

5

«Что делает?» Обучение умению  различать действия, совершаемые одним объектом

10.02

22

6

Побуждение  к соотнесению звукоподражания с картинкой

17.02

23

7

«Гвозди». Вызывание сильного движения руки в сочетании с громким речевым звуком

24.02

24

8

«Слушай и делай» Обучение умению выполнять имитационные ручные движения в сочетании со стихотворным текстом

03.03

25

9

Обучение умению узнавать действия, изображенные на картинках

10.03

26

10

«Едем на лошадке». Соотнесение звукоподражания с движением, выработка двигательной реакции на слово

17.03

4 четверть

27

1

«Слушай и выполняй».  Обучение умению  выполнять простые  инструкции

31.03

28

2

«В гости» Обучение умению  выполнять игровые действия с использованием тактильных дорожек, развивать мелкую моторику руки.

07.04

29

3

Обучение умению  выполнять простые инструкции, адекватно использовать звукоподражание

14.04

30

4

«Внимательные ушки». Обучение совершению  игровых действий в соответствии с инструкцией.

21.04

31

5

«Что как звучит?» Соотнесение звукоподражания с картинкой, побуждение к произнесению звукоподражаний

28.04

32

6

Сопряженно-отражённые действия. «Сделай так».

05.05

33

7

Обследование слухового и зрительного внимания

12.05

34

8

Обследование  общей и мелкой моторики, понимания речи.

19.05

26.05

Календарно – тематическое планирование 1 подгруппа

Год

четв

Тема 

Дата план.

Дата факт.

1 четверть

1

1

Обследование слухового и зрительного внимания и восприятия.

01.09

2

2

Обследование общей и мелкой моторики.

03.09

3

3

Обследование импрессивной речи.

08.0

4

4

Обследование звукопроизносительных возможностей.

10.09

5

5

Игрушки. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.  

15.09

6

6

Игрушки. Выполнение действий по словесной инструкции взрослого (иди, сиди, стой).

17.09

7

7

Игрушки. Понимание отдельных простых просьб в знакомых ситуациях.

22.09

8

8

Игрушки. Сопряженно-отражённые действия. «Сделай так».

24.09

9

9

Овощи.  Формирование номинативного словаря.

29.09

10

10

Овощи. Понимание отдельных простых просьб в различных ситуациях.

01.10

11

11

Овощи. Выполнение предметных действий по речевой инструкции, с опорой на жестовые подсказки.

06.10

12

12

Осень.. Выполнение предметных действий по речевой инструкции, без опоры на жесты.

08.10

13

13

Осень. Выполнение предметных действий по речевой инструкции, с небольшой опорой на жестовые подсказки.

13.10

14

14

Осень.  Выполнение предметных действий по речевой инструкции, без опоры на жесты.

15.10

15

15

Осень. Понимание простых двигательных глаголов в различных ситуациях с опорой на демонстрацию действий.

20.10

16

16

Фрукты.  Понимание простых двигательных глаголов в различных ситуациях с опорой на картинки.

22.10

2четверть

17

1

Фрукты. Выделение фруктов из других предметов.

05.11

18

2

Фрукты. Понятия «одинаковый -разный».

10.11

19

3

Наше тело. Понимание вопросов: Что? Кто?.

12.11

20

4

Наше тело. Понимание вопросов "Что делает"?

17.11

21

5

Части лица. Расширение глагольного словаря с опорой на демонстрацию действий и личные фотографии..

19.11

22

6

Части тела. Мимическая мускулатура. Радость, грусть.

24.11

23

7

Одежда. Расширение номинативного и предикативного словаря.

26.11

24

8

Одежда. Отработка ранее изученных глаголов на новом материале с опорой на жестовую подсказку.

01.12

25

9

Одежда. Работа над формированием фразы-просьбы. 

03.12

26

10

Одежда. Понимание простых двигательных глаголов (надень, сними) в различных ситуациях с опорой на демонстрацию действий.

08.12

27

11

Обувь. Понимание вопроса о местонахождении предметов "Где?" На материале реальных объектов.

10.12

28

12

Обувь.  Понимание вопроса о местонахождении предметов "Где?" На картинках.

15.12

29

13

Обувь.  Понимание вопроса о местонахождении предметов "Куда?" в реальных ситуациях.

17.12

30

14

Обувь.  Дифференциация вопросов о местонахождении предметов "Где?" - "Куда?".

22.12

31

15

Новый год. Понимание вопросов объясняющие субъект действия: Кто ест? Кто читает? Что лежит?

24.12

3 четверть

32

1

Зима. Выполнение игровых действий по просьбе, с опорой на жестовые подсказки.

12.01

33

2

Зима. Расширение пассивного словаря.

14.01

34

3

Зимние забавы. Понимание вопроса Чем? На материале реальных объектов.

19.01

35

4

Дикие животные. Выделение существенных признаков.  

21.01

36

5

Дикие животные.Развитие слухового восприятия. Слушание звуков природы.  

26.01

37

6

Дикие животные. Подражательная речевая деятельность. Слуховое восприятие. «Кто как кричит».      

28.01

38

7

"Накорми животных". Понимание вопросов объясняющие субъект действия: Кто ест?  С опорой на жест или демонстрацию действия.  

02.02

39

8

Домашние животные. Расширение  номинативного словаря.

04.02

40

9

Домашние животные. Расширение предикативного словаря.

09.02

41

10

Домашние животные. Понимание вопросов Кому? Чем? "Накорми животных".

11.02

42

11

Домашние животные. Работа над артикуляцией и выразительностью мимики.

16.02

43

12

Птицы.  Расширение пассивного словарного запаса.

18.02

44

13

Птицы. Выделение птиц из других предметов и зверей.

23.02

45

14

Домашние птицы. Формирование номинативного словаря.

25.02

46

15

Домашние птицы. Побуждение к подражательной речевой деятельности. «Громко-тихо».

02.03

47

16

Мамин праздник. Пополнение словаря существительных.

04.03

48

17

Мамин праздник. "Что делает"? Расширение глагольного словаря с опорой на демонстрацию действий и личные фотографии.

09.03

49

18

Посуда. Понимание предметных действий Чем вытирает? Что вытирает? Чем ест? Что ест? по демонстрации действий.

11.03

50

19

Посуда. Понимание  предметных действий Чем вытирает? Что вытирает? Чем играет? На чём играет? Чем ест? Что ест? по картинкам.

16.03

51

20

Мебель. Сопоставление предмета с картинкой.

18.03

4 четверть

52

1

Мебель. Выполнение инструкций, содержащих изученные ранее глаголы.

30.03

53

2

Транспорт. Расширение номинативного словаря.

01.04

54

3

Транспорт. Развитие конструктивного праксиса. Умение работать по образцу.

06.04

55

4

Транспорт. Расширение словаря за счет употребления наречий места.

08.04

56

5

Транспорт. Обучение пониманию падежных конструкций с предлогами  «на».

13.04

57

6

Деревья и цветы. Обучение по просьбе выбирать изображение из множества картинок.

15.04

58

7

 Деревья и цветы. Обучение умению выполнять имитационные ручные движения в сочетании со с стихотворным текстом

20.04

59

8

Насекомые.  Выполнение предметных действий по речевой инструкции, с небольшой опорой на жестовые подсказки.

22.04

60

9

Насекомые. Понимание вопроса о местонахождении предметов "Где?" На материале реальных объектов

27.04

61

10

Насекомые. Понимание вопроса о местонахождении предметов "Где?" На картинках.

29.04

62

11

Насекомые. Понимание вопроса о местонахождении предметов "Куда?" в реальных ситуациях.

04.05

63

12

Летние забавы. Соотнесение действия с его словесным обозначением.

06.05

64

13

Летняя одежда и обувь. Дифференциация вопросов о местонахождении предметов "Где?" - "Куда?".

11.05

65

14

Здравствуй, лето! Расширение номинативного и предикативного словаря.

13.05

66

15

Обследование зрительной и слуховой функции, конструктивного праксиса.

18.05

67

16

Обследование импрессивной речи.

20.05

68

17

Обследование звукопроизносительных возможностей.

25.05

Календарно –тематическое планирование 2 подгруппа

Тема

Дата план.

Дата факт.

1 четверть

1

1

Обследование слуховой и зрительной функции.

02.09

2

2

Обследование мелкой моторики, конструктивного праксиса.

04.09

3

3

Обследование импрессивной речи.

09.09

4

4

Обследование звукопроизносительных возможностей.

11.09

5

5

Игрушки. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.

16.09

6

6

Игрушки. Вызывание речевого подражания.

18.09

7

7

Игрушки. Развитие слухового восприятия, координации движений.

23.09

8

8

Игрушки. Уточнение артикуляции гласных «а», «о», «у», «и».

25.09

9

9

Овощи. Формирование номинативного словаря.

30.09

10

10

Овощи. Соотнесение признаков предметов с их словесным обозначением.

02.10

11

11

Овощи. Формирование предикативного словаря.

07.10

12

12

Осень. Обучение умению соотносить предметы и изображения с словесным обозначением.

09.10

13

13

Осень. Работа над коротким, спокойным  выдохом.

14.10

14

14

Осень. Двусложные слова из открытых слогов.

16.10

15

15

Осенняя одежда и обувь.

21.10

16

16

Фрукты. Формирование внимания к неречевым звукам. Воспитание чувства ритма.

23.10

2 четверть

17

1

Фрукты. Употребление  предложений, содержащих глаголы повелительного наклонения.

04.11

18

2

Фрукты. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей «У кого?», «Чем?»

06.11

19

3

Наше тело. Работа над пониманием и выполнением односложных инструкций.

11.11

20

4

Наше тело. Работа над слоговой структурой слова, его ритмическим рисунком.

13.11

21

5

Части  лица. Формирование словаря, соотнесение предмета со словом.

18.11

22

6

Части лица. Развитие артикуляции и мимической моторики, развитие подражательности.

20.11

23

7

 Одежда. Расширение номинативного и предикативного словаря.

25.11

24

8

 Одежда. Работа над пониманием и выполнением одно и двусложных инструкций.

27.11

25

9

Одежда. Работа над формированием фразы-просьбы.

02.12

26

10

Одежда. Формирование плавного, длительного выдоха через нос.

04.12

27

11

Обувь.  Активизация предметного словаря.

09.12

28

12

Обувь.  Обучение пониманию вопросов косвенных падежей.

11.12

29

13

Обувь.  Формирование умения различать существительные единственного и множественного числа.

16.12

30

14

Обувь.  Развитие понимания предложных конструкций с предлогами «в», «на».

18.12

31

15

Зима. Уточнение произношения гласных.

23.12

32

16

Новый год. Формирование умения понимать формы единственного и множественного числа глаголов.

25.12

3 четверть

33

1

Зима.  Формирование умения различать существительные единственного и множественного числа.

13.01

34

2

Зимние забавы. Обучение пониманию и употреблению глаголов повелительного наклонения.

15.01

35

3

Дикие  животные. Расширение словаря за счет прилагательных, обозначающих величину.

20.01

36

4

Дикие  животные. Обучение пониманию семантики су6ществительных с уменьшительно-ласкательным значением.

22.01

37

5

Дикие  животные. Обучение пониманию падежных конструкций с предлогами «в», «на».

27.01

38

6

Дикие  животные. Развитие силы голоса, пополнение словаря звукоподражаний.

29.01

39

7

Домашние  животные. Глаголы в форме 3-го лица единственного числа изъявительного наклонения настоящего времени.

03.02

40

8

Домашние  животные. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

05.02

41

9

Домашние животные. Формирование плавного, длительного выдоха.

10.02

42

10

Домашние  животные. Работа над артикуляцией и выразительностью мимики.

12.02

43

11

Птицы. Формирование номинативного и предикативного словаря.

17.02

44

12

Птицы. Формирование умения различать существительные единственного и множественного числа.

19.02

45

13

Домашние птицы. Обучение употреблению глаголов в форме 3-го лица единственного числа изъявительного наклонения настоящего времени.

24.02

46

14

Домашние птицы. Обучение договариванию звукоподражаний в потешках и стихотворениях.

26.02

47

15

Мамин праздник. Пополнение словаря существительных, узнавание предметов по описанию.

03.03

48

16

Мамин праздник. Обогащение словаря наречиями, обозначающими местонахождение предметов.

05.03

49

17

Посуда.  Расширение предикативного словаря, классификация предметов по назначению.

10.03

50

18

Посуда.  Обучение выполнению двухступенчатых инструкций.

12.03

51

19

Мебель.  Формирование обобщающих понятия.

17.03

52

20

Мебель. Развитие речевого подражания, работа над звукопроизношением в звукоподражаниях.

19.03

4 четверть

53

1

Транспорт. Развитие навыка понимания вопросов по сюжетным картинкам.

30.03

54

2

Транспорт. Расширение словаря за счет употребления наречий места.

02.04

55

3

Транспорт. Формирование умения правильно произносить согласные в слогах, звукоподражаниях.

07.04

56

4

Транспорт. Обучение пониманию падежных конструкций с предлогами «в», «на».

09.04

57

5

Деревья, цветы. Формирование номинативного и предикативного словаря по теме.

14.04

58

6

Деревья, цветы. Формирование навыка составления фразы из двух слов.

16.04

59

7

Деревья, цветы. Формирование умения различать существительные единственного и множественного числа.

21.04

60

8

Насекомые. Расширение объема понимания чужой речи.

23.04

61

9

Насекомые. Формирование умения договаривать звукоподражания,  слова.

28.04

62

10

Насекомые. Обучение пониманию пространственных отношений, выраженных наречиями: вверху, внизу, справа, слева.

30.04

63

11

Скоро лето! Побуждать к проговариванию фраз из 2-х ранее изученных звукоподражаний, слов.

05.05

64

12

Летние забавы. Обучение пониманию вопросов по сюжетным картинкам.

07.05

65

13

Летняя одежда и обувь. Обучение употреблению глаголов повелительного наклонения.

12.05

66

14

Здравствуй, лето! Расширение номинативного и предикативного словаря.

14.05

67

15

Обследование слуховой и зрительной функции, мелкой моторики, конструктивного праксиса..

19.05

21.05

68

16

Обследование импрессивной речи, звукопроизносительных возможностей.

26.05

28.05

Ресурсное обеспечение

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.

Логопедические задания для детей. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2019

  1. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В.

Учим детей общаться. СПб: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011

  1. Баряева Л.Б., Лоигнова Е.Т., Лопатина Л.В.

Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

СПб: «Союз», 2004

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П.

Игры – занятия с природным и рукотворным материалом.

СПб: НОУ «Союз», 2005

  1. Башинская Т.В., Пятница Т.В.

Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна. (Из опыта преодоления моторной алалии): пособие для учителей-дефектологов учреждений дошкольного образования. – Мозырь: Белый Ветер, 2014

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А.

Развиваем речь малыша: Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет. – СПб.: Издательский Дом  «Литера», 2011

  1. Володина В.С.

Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2015

  1. Г.В. Дедюхина, Е.В. Кириллова

Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком

Москва: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997

  1. О.Н. Земцова

Готовим руку к письму. - Москва: Махаон, 2012

  1. О.Н. Земцова

Учим буквы. - Москва: Махаон, 2012

  1. Е.П. Микшина

Видим. Слышим. Говорим. Книга в картинках для речевого развития детей раннего и дошкольного возраста. - СПб: КАРО, 2004

  1. Новикова Е.В.

Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению: в2-х книгах. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009

  1. Теремкова Н.Э.

Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет Сонр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006

  1. Четвертушкина Н.С.

Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013

  1. Шемякина О.В.

Преодоление задержки речевого развития у детей2-3 лет. Диагностическаяи коррекционно-воспитательная работа логопеда ДОУ. – М.: Издательство ГНОМ, 2014

  1. Янушко Е.

Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. - Москва : Теревинф, 2007

  • материалы на электронных носителях и  Интернет-ресурсы

http://nsportal.ru/                социальная сеть работников образования

http://pedsovet.su/         сообщество взаимопомощи учителей

http://edu-lider.ru/         электронная библиотека "Школа успешного учителя"

http://www.detkiuch.ru/          компьютерные обучающие программы

http://obuchonok.ru/         компьютерные обучающие программы

http://logopsi.ucoz.com/ - сайт « Логопедия. Дефектология. Психология».

http://prezentacya.ru – образовательный портал «Презентация.ru».

http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир».

http://900igr.net – 900 презентаций для детей.

http://www.logoped.ru – сайт «Логопед.ru».

http://zvuki-tut.narod.ru/ - большая подборка звуков.

http://www.boltun-spb.ru/ - сайт «Болтунишка» (логопедический).

http://logoportal.ru/ - логопедический портал.

http://www.defectolog.ru/ - сайт «Дефектолог.ru».

http://www.solnet.ee/- детский портал «Солнышко».

http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об обра...

Рабочая программа по курсу "логопедия" 2г класса II вариант обучения (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.)

Разработка рабочей программы для учащихся 2 класса (3 год обучения) с интеллектуальными нарушениями (II вариант обучения)....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант-2) 4 класс

Адаптированная  рабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями, вариант-2)4 класс ...

Рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ, адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Рабочая программа тьюторского сопровождения учащихся 1 класса.  Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального о...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 класс, вариант 1.

Программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Поограмма входит в предметную область "Обществознание" и относится к обязательной...

Рабочие программы для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 8.4).

Рабочие программы по учебным предметам  разработаны на основе:- Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями зд...