Рабочая программа по курсу "логопедия" 3б класса II вариант обучения (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
методическая разработка по логопедии (3 класс)
Разработка рабочей программы для учащихся 3 класса (4 год обучения) с интеллектуальными нарушениями (II вариант обучения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_3b_klass.docx | 60.59 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Речь и альтернативная коммуникация»
3-«б» КЛАССА
II варианта обучения,
(адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Логопедия»
3 «б» класс (II вариант)
Нормативная основа программы
Рабочая программа разрабатывается на основании:
Нормативная основа программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
и от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями); - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Приказ от 08-05-2019 № 233 О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее - СанПиН 2.4.2.3286-15); - Инструктивно -методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 03-28-4174/20-0-0 от 20-05-2020 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2020-2021 учебный год»;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). /Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Распоряжение Комитета по образованию от 16-04-2020 № 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021учебном году»;
- Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения ГБОУ школа № 613.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (2 вариант) в соответствие с ФГОС УО.
- Учебный план Московского района Санкт-Петербурга – 2020-2021
- Программа по логопедии для учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития. Составитель: Куликова Т. А.
Цели и задачи обучения по предмету «Логопедия»
в 3 «б» классе (II вариант)
Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Задачи:
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках – занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечить необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- учить понимать обращенную речь, которая отражает повседневный быт и уклад жизни ребенка;
- развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
- формировать и активизировать доступные коммуникативные (невербальные и вербальные, альтернативные) средства для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия;
- формировать предпосылки развития речи на основе ознакомления с окружающей действительностью;
- расширять словарный запас (пассивный и активный);
- формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, учить понимать жесты;
- развивать слуховое внимание и восприятие;
- развивать общие речевые навыки (дыхание, артикуляция);
- развивать ручную и мелкую моторику.
Особенности преподавания логопедии в 3 «б» классе
При разработке программы учитывались психолого-педагогические и речевые особенности учащихся, выявленные в результате диагностики речевого развития.
В 3 «б» классе логопедические занятия посещает 5 учащихся:
- Иванова С. – системное нарушение речи тяжелой степени. Грубо нарушено понимание речи. Самостоятельная речь отсутствует.
- Петров А. - системное нарушение речи средней степени. Понимание речи нарушено. Самостоятельная речь представлена звукокомплексами, отдельными лепетными словами.
- Сидоров О. – системное нарушение речи тяжелой степени. Понимание речи грубо нарушено. Самостоятельная речь представлена звукокомплексами, отдельными лепетными словами.
- Поляков М. – системное нарушение речи тяжелой степени. Понимание речи грубо нарушено. Самостоятельная речь отсутствует.
- Смирнова П. – системное нарушение речи тяжелой степени. Понимание речи грубо нарушено. Самостоятельная речь отсутствует.
Количество учебных часов
Программа реализуется в течение 1 учебного года и рассчитана на 5 часов в неделю на класс. При 34-х учебных неделях общее количество часов на занятия логопедией в 3 классе составляет 170 часов.
1 четверть - 40 часов (Смирнова П. – 8 ч, 1 п. – 16 ч., 2 п. – 16 ч.)
2 четверть - 39 часов (Смирнова П. – 8 ч, 1 п. – 15 ч., 2 п. – 16 ч.)
3 четверть - 50 часов (Смирнова П. – 10 ч, 1 п. – 20 ч., 2 п. – 20 ч.)
4 четверть - 41 час (Смирнова П. – 8 ч, 1 п. – 17 ч., 2 п. – 16 ч.)
Диагностика
В ходе реализации программы используется 2 вида диагностики: входящая и итоговая.
Входящая проходит в течение двух недель со 1 сентября по 11 сентября в начале, итоговая – две недели в конце года с 17 мая по 28 мая. Результаты обследования фиксируются в индивидуальной диагностической карте развития ребенка, на их основе составляется индивидуальный план развития и коррекции речи. Также по результатам диагностики в начале и конце года заполняются таблицы динамического развития речи класса.
Общая характеристика учебного предмета
Логопедическое сопровождение является частью специальной индивидуальной программы развития для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии с использованием необходимого логопедического оборудования.
Занятия строятся, исходя из особенности восприятия и определённых навыков обучающегося, достигнутого им минимального уровня, необходимого для привития социального опыта, в соответствии с их возможностями к обучению и темпом усвоения программного материала
Вся коррекционно – развивающая работа с обучающимся должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи логопедической работы решаются на комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде лексических тем: «Части тела и лица», «Овощи», «Фрукты», «Сезонные изменения в природе», «Мебель», «Посуда», «Мой дом», «Одежда», «Обувь», «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», «Птицы», «Профессии», «Транспорт».
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Содержание программы по предмету
«Логопедия»
3 класс (II вариант обучения)
Планируемые предметные результаты освоения курса «Логопедия» 3 класс (II вариант обучения)
В соответствии с требованиями для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения программы представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов образования данной категории обучающихся.
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Ученики должны знать (понимать) -рабочее место, свои учебные принадлежности -первоначальные представления о себе, о своем ближайшем социальном окружении -названия предметов посуды, игрушек, школьных принадлежностей, овощей, фруктов и т.д. | Ученики должны знать (понимать) -правила поведения на уроках -дифференцировать свои школьные принадлежности от игрушек -знать названия некоторых предметов, фруктов и т.д. |
Ученики должны уметь -повторять за педагогом движениями-называть (показывать) изучаемые предметы, действия -слушать сказку с демонстрацией картинок или иллюстраций -участвовать в коллективном показывании (рассказывании) -выполнять простые инструкции педагога | Ученики должны уметь -показывать некоторые изучаемые предметы -сосредотачивать внимание на предоставляемом материале -выполнять простейшие инструкции учителя |
Ученики должны использовать приобретенные навыки и умения в практической деятельности и повседневной жизни -знать свое имя, людей ближайшего окружения, названия знакомых предметов окружающей среды. | Ученики должны использовать приобретенные навыки и умения в практической деятельности и повседневной жизни -отзываться на свои имя и фамилию |
Особенности организации учебного процесса по предмету
Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей.
Класс разделен на 2 подгруппы, Смирнова П. занимается индивидуально. Занятия проводятся в кабинете учителя-логопеда. Кабинет укомплектован необходимыми методическими материалами.
Занятия проводятся 2 раза в неделю с подгруппой, 1 раз индивидуально с Смирновой П. Если учащиеся отсутствуют, допускается брать на занятия других учащихся из этого же класса.
Продолжительность занятия – 40 минут.
Основные формы:
- групповая (работа в парах)
- индивидуальная
Традиционные методы обучения:
- Обучение проводится в игровой форме на основе предметно-практической деятельности.
- Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентации и видеоматериалы.
- Практические методы:практические упражнения, дидактические игры, устные и письменные упражнения, графические работы.
- Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, чтение стихов, рассказов. Активные методы обучения: деловые игры, драматизация, театрализация.
Средства обучения:
- для учащихся: раздаточный материал, мультимедийные дидактические средства; наборы наглядного материала: фрукты, овощи, одежда, транспорт, животные, деревья, игрушки; сюжетные и предметные картинки, настольные дидактические игры и игрушки, конструкторы, календарь, мозаики, пазлы, природные материалы. Звуки окружающей природы, голоса животных, голоса птиц - СD диск.
- для учителя: демонстрационные таблицы, раздаточный материал, мультимедийные дидактические средства; наборы наглядного материала: фрукты, овощи, одежда, транспорт, животные, деревья, игрушки; сюжетные и предметные картинки, настольные дидактические игры, мозаики, пазлы. Звуки окружающей природы, голоса животных, голоса птиц - СD диск.
Направления логопедической работы
Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти.
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Развитие невербальной и вербальной имитации.
Развитие навыка сопоставления.
Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Развитие временных, пространственных отношений.
Развитие функций голоса и дыхания.
Календарно - тематическое планирование
Смирнова П.
№ год | № четв | Тема | Дата план. | Дата факт. |
1 четверть | ||||
1 | 1 | Обследование мелкой и общей моторики, слухового и зрительного внимания. | 02.09 | |
2 | 2 | Обследование понимания речи. | 09.09 | |
3 | 3 | «Ладушки». Формирование положительного эмоционального настроя на совместную работу | 16.09 | |
4 | 4 | «Где спрятался мишка?» Фиксация взгляда на предмете, прослеживание взглядом его движения (появление игрушки в заданном месте) | 23.09 | |
5 | 5 | «Хлоп – хлоп, моя рученька!» Развитие собственных ощущений с использованием различных поверхностей | 30.09 | |
6 | 6 | «Спрячь меня». Вызывание двигательной реакции на звук | 07.10 | |
7 | 7 | «Где же колокольчик?» Определение направления звучания | 14.10 | |
8 | 8 | «Это я!». Формирование представлений о схеме тела | 21.10 | |
2 четверть | ||||
9 | 1 | «Водичка, водичка, умой мое личико» Формирование представления о схеме лица в соответствии со стихотворным текстом | 04.11 | |
10 | 2 | «Потягушки». Обучение умению следить за действиями педагога и осознанно подражать | 11.11 | |
11 | 3 | Формирование представлений о схеме тела с использованием стихотворного текста | 18.11 | |
12 | 4 | «Топ, хлоп». Соотнесение звукоподражания с движением, выработка двигательной реакции на слово. | 25.11 | |
13 | 5 | Знакомство с шаром, его свойствами и игровыми действиями | 02.12 | |
14 | 6 | «Катай, бросай». Расширение глагольного словаря, понимание инструкций, совершение различных действий с шарами | 09.12 | |
15 | 7 | «Звуковые коробочки» Обучение умению различать немузыкальные шумы | 16.12 | |
16 | 8 | «Это куб» Знакомство с кубом | 23.12 | |
3 четверть | ||||
17 | 1 | «Зеркало» Обучение умению контролировать ощущения собственного тела, воспроизводить движения по подражанию | 13.01 | |
18 | 2 | «Покажи, где?» Обучение умению узнавать изображения родителей на фотографиях | 20.01 | |
19 | 3 | «Пирамидка». Обучение умению собирать пирамидку с учетом величины, ориентируясь на слова «большой», «маленький» | 27.01 | |
20 | 4 | «Кто это?» Обучение умению соотносить звукоподражание с предметной картинкой, различать звукоподражания «мяу» | 03.02 | |
21 | 5 | «Что делает?» Обучение умению различать действия, совершаемые одним объектом | 10.02 | |
22 | 6 | Побуждение к соотнесению звукоподражания с картинкой | 17.02 | |
23 | 7 | «Гвозди». Вызывание сильного движения руки в сочетании с громким речевым звуком | 24.02 | |
24 | 8 | «Слушай и делай» Обучение умению выполнять имитационные ручные движения в сочетании со стихотворным текстом | 03.03 | |
25 | 9 | Обучение умению узнавать действия, изображенные на картинках | 10.03 | |
26 | 10 | «Едем на лошадке». Соотнесение звукоподражания с движением, выработка двигательной реакции на слово | 17.03 | |
4 четверть | ||||
27 | 1 | «Слушай и выполняй». Обучение умению выполнять простые инструкции | 31.03 | |
28 | 2 | «В гости» Обучение умению выполнять игровые действия с использованием тактильных дорожек, развивать мелкую моторику руки. | 07.04 | |
29 | 3 | Обучение умению выполнять простые инструкции, адекватно использовать звукоподражание | 14.04 | |
30 | 4 | «Внимательные ушки». Обучение совершению игровых действий в соответствии с инструкцией. | 21.04 | |
31 | 5 | «Что как звучит?» Соотнесение звукоподражания с картинкой, побуждение к произнесению звукоподражаний | 28.04 | |
32 | 6 | Сопряженно-отражённые действия. «Сделай так». | 05.05 | |
33 | 7 | Обследование слухового и зрительного внимания | 12.05 | |
34 | 8 | Обследование общей и мелкой моторики, понимания речи. | 19.05 26.05 |
Календарно – тематическое планирование 1 подгруппа
№ Год | № четв | Тема | Дата план. | Дата факт. |
1 четверть | ||||
1 | 1 | Обследование слухового и зрительного внимания и восприятия. | 01.09 | |
2 | 2 | Обследование общей и мелкой моторики. | 03.09 | |
3 | 3 | Обследование импрессивной речи. | 08.0 | |
4 | 4 | Обследование звукопроизносительных возможностей. | 10.09 | |
5 | 5 | Игрушки. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков. | 15.09 | |
6 | 6 | Игрушки. Выполнение действий по словесной инструкции взрослого (иди, сиди, стой). | 17.09 | |
7 | 7 | Игрушки. Понимание отдельных простых просьб в знакомых ситуациях. | 22.09 | |
8 | 8 | Игрушки. Сопряженно-отражённые действия. «Сделай так». | 24.09 | |
9 | 9 | Овощи. Формирование номинативного словаря. | 29.09 | |
10 | 10 | Овощи. Понимание отдельных простых просьб в различных ситуациях. | 01.10 | |
11 | 11 | Овощи. Выполнение предметных действий по речевой инструкции, с опорой на жестовые подсказки. | 06.10 | |
12 | 12 | Осень.. Выполнение предметных действий по речевой инструкции, без опоры на жесты. | 08.10 | |
13 | 13 | Осень. Выполнение предметных действий по речевой инструкции, с небольшой опорой на жестовые подсказки. | 13.10 | |
14 | 14 | Осень. Выполнение предметных действий по речевой инструкции, без опоры на жесты. | 15.10 | |
15 | 15 | Осень. Понимание простых двигательных глаголов в различных ситуациях с опорой на демонстрацию действий. | 20.10 | |
16 | 16 | Фрукты. Понимание простых двигательных глаголов в различных ситуациях с опорой на картинки. | 22.10 | |
2четверть | ||||
17 | 1 | Фрукты. Выделение фруктов из других предметов. | 05.11 | |
18 | 2 | Фрукты. Понятия «одинаковый -разный». | 10.11 | |
19 | 3 | Наше тело. Понимание вопросов: Что? Кто?. | 12.11 | |
20 | 4 | Наше тело. Понимание вопросов "Что делает"? | 17.11 | |
21 | 5 | Части лица. Расширение глагольного словаря с опорой на демонстрацию действий и личные фотографии.. | 19.11 | |
22 | 6 | Части тела. Мимическая мускулатура. Радость, грусть. | 24.11 | |
23 | 7 | Одежда. Расширение номинативного и предикативного словаря. | 26.11 | |
24 | 8 | Одежда. Отработка ранее изученных глаголов на новом материале с опорой на жестовую подсказку. | 01.12 | |
25 | 9 | Одежда. Работа над формированием фразы-просьбы. | 03.12 | |
26 | 10 | Одежда. Понимание простых двигательных глаголов (надень, сними) в различных ситуациях с опорой на демонстрацию действий. | 08.12 | |
27 | 11 | Обувь. Понимание вопроса о местонахождении предметов "Где?" На материале реальных объектов. | 10.12 | |
28 | 12 | Обувь. Понимание вопроса о местонахождении предметов "Где?" На картинках. | 15.12 | |
29 | 13 | Обувь. Понимание вопроса о местонахождении предметов "Куда?" в реальных ситуациях. | 17.12 | |
30 | 14 | Обувь. Дифференциация вопросов о местонахождении предметов "Где?" - "Куда?". | 22.12 | |
31 | 15 | Новый год. Понимание вопросов объясняющие субъект действия: Кто ест? Кто читает? Что лежит? | 24.12 | |
3 четверть | ||||
32 | 1 | Зима. Выполнение игровых действий по просьбе, с опорой на жестовые подсказки. | 12.01 | |
33 | 2 | Зима. Расширение пассивного словаря. | 14.01 | |
34 | 3 | Зимние забавы. Понимание вопроса Чем? На материале реальных объектов. | 19.01 | |
35 | 4 | Дикие животные. Выделение существенных признаков. | 21.01 | |
36 | 5 | Дикие животные.Развитие слухового восприятия. Слушание звуков природы. | 26.01 | |
37 | 6 | Дикие животные. Подражательная речевая деятельность. Слуховое восприятие. «Кто как кричит». | 28.01 | |
38 | 7 | "Накорми животных". Понимание вопросов объясняющие субъект действия: Кто ест? С опорой на жест или демонстрацию действия. | 02.02 | |
39 | 8 | Домашние животные. Расширение номинативного словаря. | 04.02 | |
40 | 9 | Домашние животные. Расширение предикативного словаря. | 09.02 | |
41 | 10 | Домашние животные. Понимание вопросов Кому? Чем? "Накорми животных". | 11.02 | |
42 | 11 | Домашние животные. Работа над артикуляцией и выразительностью мимики. | 16.02 | |
43 | 12 | Птицы. Расширение пассивного словарного запаса. | 18.02 | |
44 | 13 | Птицы. Выделение птиц из других предметов и зверей. | 23.02 | |
45 | 14 | Домашние птицы. Формирование номинативного словаря. | 25.02 | |
46 | 15 | Домашние птицы. Побуждение к подражательной речевой деятельности. «Громко-тихо». | 02.03 | |
47 | 16 | Мамин праздник. Пополнение словаря существительных. | 04.03 | |
48 | 17 | Мамин праздник. "Что делает"? Расширение глагольного словаря с опорой на демонстрацию действий и личные фотографии. | 09.03 | |
49 | 18 | Посуда. Понимание предметных действий Чем вытирает? Что вытирает? Чем ест? Что ест? по демонстрации действий. | 11.03 | |
50 | 19 | Посуда. Понимание предметных действий Чем вытирает? Что вытирает? Чем играет? На чём играет? Чем ест? Что ест? по картинкам. | 16.03 | |
51 | 20 | Мебель. Сопоставление предмета с картинкой. | 18.03 | |
4 четверть | ||||
52 | 1 | Мебель. Выполнение инструкций, содержащих изученные ранее глаголы. | 30.03 | |
53 | 2 | Транспорт. Расширение номинативного словаря. | 01.04 | |
54 | 3 | Транспорт. Развитие конструктивного праксиса. Умение работать по образцу. | 06.04 | |
55 | 4 | Транспорт. Расширение словаря за счет употребления наречий места. | 08.04 | |
56 | 5 | Транспорт. Обучение пониманию падежных конструкций с предлогами «на». | 13.04 | |
57 | 6 | Деревья и цветы. Обучение по просьбе выбирать изображение из множества картинок. | 15.04 | |
58 | 7 | Деревья и цветы. Обучение умению выполнять имитационные ручные движения в сочетании со с стихотворным текстом | 20.04 | |
59 | 8 | Насекомые. Выполнение предметных действий по речевой инструкции, с небольшой опорой на жестовые подсказки. | 22.04 | |
60 | 9 | Насекомые. Понимание вопроса о местонахождении предметов "Где?" На материале реальных объектов | 27.04 | |
61 | 10 | Насекомые. Понимание вопроса о местонахождении предметов "Где?" На картинках. | 29.04 | |
62 | 11 | Насекомые. Понимание вопроса о местонахождении предметов "Куда?" в реальных ситуациях. | 04.05 | |
63 | 12 | Летние забавы. Соотнесение действия с его словесным обозначением. | 06.05 | |
64 | 13 | Летняя одежда и обувь. Дифференциация вопросов о местонахождении предметов "Где?" - "Куда?". | 11.05 | |
65 | 14 | Здравствуй, лето! Расширение номинативного и предикативного словаря. | 13.05 | |
66 | 15 | Обследование зрительной и слуховой функции, конструктивного праксиса. | 18.05 | |
67 | 16 | Обследование импрессивной речи. | 20.05 | |
68 | 17 | Обследование звукопроизносительных возможностей. | 25.05 |
Календарно –тематическое планирование 2 подгруппа
№ | № | Тема | Дата план. | Дата факт. |
1 четверть | ||||
1 | 1 | Обследование слуховой и зрительной функции. | 02.09 | |
2 | 2 | Обследование мелкой моторики, конструктивного праксиса. | 04.09 | |
3 | 3 | Обследование импрессивной речи. | 09.09 | |
4 | 4 | Обследование звукопроизносительных возможностей. | 11.09 | |
5 | 5 | Игрушки. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков. | 16.09 | |
6 | 6 | Игрушки. Вызывание речевого подражания. | 18.09 | |
7 | 7 | Игрушки. Развитие слухового восприятия, координации движений. | 23.09 | |
8 | 8 | Игрушки. Уточнение артикуляции гласных «а», «о», «у», «и». | 25.09 | |
9 | 9 | Овощи. Формирование номинативного словаря. | 30.09 | |
10 | 10 | Овощи. Соотнесение признаков предметов с их словесным обозначением. | 02.10 | |
11 | 11 | Овощи. Формирование предикативного словаря. | 07.10 | |
12 | 12 | Осень. Обучение умению соотносить предметы и изображения с словесным обозначением. | 09.10 | |
13 | 13 | Осень. Работа над коротким, спокойным выдохом. | 14.10 | |
14 | 14 | Осень. Двусложные слова из открытых слогов. | 16.10 | |
15 | 15 | Осенняя одежда и обувь. | 21.10 | |
16 | 16 | Фрукты. Формирование внимания к неречевым звукам. Воспитание чувства ритма. | 23.10 | |
2 четверть | ||||
17 | 1 | Фрукты. Употребление предложений, содержащих глаголы повелительного наклонения. | 04.11 | |
18 | 2 | Фрукты. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей «У кого?», «Чем?» | 06.11 | |
19 | 3 | Наше тело. Работа над пониманием и выполнением односложных инструкций. | 11.11 | |
20 | 4 | Наше тело. Работа над слоговой структурой слова, его ритмическим рисунком. | 13.11 | |
21 | 5 | Части лица. Формирование словаря, соотнесение предмета со словом. | 18.11 | |
22 | 6 | Части лица. Развитие артикуляции и мимической моторики, развитие подражательности. | 20.11 | |
23 | 7 | Одежда. Расширение номинативного и предикативного словаря. | 25.11 | |
24 | 8 | Одежда. Работа над пониманием и выполнением одно и двусложных инструкций. | 27.11 | |
25 | 9 | Одежда. Работа над формированием фразы-просьбы. | 02.12 | |
26 | 10 | Одежда. Формирование плавного, длительного выдоха через нос. | 04.12 | |
27 | 11 | Обувь. Активизация предметного словаря. | 09.12 | |
28 | 12 | Обувь. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей. | 11.12 | |
29 | 13 | Обувь. Формирование умения различать существительные единственного и множественного числа. | 16.12 | |
30 | 14 | Обувь. Развитие понимания предложных конструкций с предлогами «в», «на». | 18.12 | |
31 | 15 | Зима. Уточнение произношения гласных. | 23.12 | |
32 | 16 | Новый год. Формирование умения понимать формы единственного и множественного числа глаголов. | 25.12 | |
3 четверть | ||||
33 | 1 | Зима. Формирование умения различать существительные единственного и множественного числа. | 13.01 | |
34 | 2 | Зимние забавы. Обучение пониманию и употреблению глаголов повелительного наклонения. | 15.01 | |
35 | 3 | Дикие животные. Расширение словаря за счет прилагательных, обозначающих величину. | 20.01 | |
36 | 4 | Дикие животные. Обучение пониманию семантики су6ществительных с уменьшительно-ласкательным значением. | 22.01 | |
37 | 5 | Дикие животные. Обучение пониманию падежных конструкций с предлогами «в», «на». | 27.01 | |
38 | 6 | Дикие животные. Развитие силы голоса, пополнение словаря звукоподражаний. | 29.01 | |
39 | 7 | Домашние животные. Глаголы в форме 3-го лица единственного числа изъявительного наклонения настоящего времени. | 03.02 | |
40 | 8 | Домашние животные. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением. | 05.02 | |
41 | 9 | Домашние животные. Формирование плавного, длительного выдоха. | 10.02 | |
42 | 10 | Домашние животные. Работа над артикуляцией и выразительностью мимики. | 12.02 | |
43 | 11 | Птицы. Формирование номинативного и предикативного словаря. | 17.02 | |
44 | 12 | Птицы. Формирование умения различать существительные единственного и множественного числа. | 19.02 | |
45 | 13 | Домашние птицы. Обучение употреблению глаголов в форме 3-го лица единственного числа изъявительного наклонения настоящего времени. | 24.02 | |
46 | 14 | Домашние птицы. Обучение договариванию звукоподражаний в потешках и стихотворениях. | 26.02 | |
47 | 15 | Мамин праздник. Пополнение словаря существительных, узнавание предметов по описанию. | 03.03 | |
48 | 16 | Мамин праздник. Обогащение словаря наречиями, обозначающими местонахождение предметов. | 05.03 | |
49 | 17 | Посуда. Расширение предикативного словаря, классификация предметов по назначению. | 10.03 | |
50 | 18 | Посуда. Обучение выполнению двухступенчатых инструкций. | 12.03 | |
51 | 19 | Мебель. Формирование обобщающих понятия. | 17.03 | |
52 | 20 | Мебель. Развитие речевого подражания, работа над звукопроизношением в звукоподражаниях. | 19.03 | |
4 четверть | ||||
53 | 1 | Транспорт. Развитие навыка понимания вопросов по сюжетным картинкам. | 30.03 | |
54 | 2 | Транспорт. Расширение словаря за счет употребления наречий места. | 02.04 | |
55 | 3 | Транспорт. Формирование умения правильно произносить согласные в слогах, звукоподражаниях. | 07.04 | |
56 | 4 | Транспорт. Обучение пониманию падежных конструкций с предлогами «в», «на». | 09.04 | |
57 | 5 | Деревья, цветы. Формирование номинативного и предикативного словаря по теме. | 14.04 | |
58 | 6 | Деревья, цветы. Формирование навыка составления фразы из двух слов. | 16.04 | |
59 | 7 | Деревья, цветы. Формирование умения различать существительные единственного и множественного числа. | 21.04 | |
60 | 8 | Насекомые. Расширение объема понимания чужой речи. | 23.04 | |
61 | 9 | Насекомые. Формирование умения договаривать звукоподражания, слова. | 28.04 | |
62 | 10 | Насекомые. Обучение пониманию пространственных отношений, выраженных наречиями: вверху, внизу, справа, слева. | 30.04 | |
63 | 11 | Скоро лето! Побуждать к проговариванию фраз из 2-х ранее изученных звукоподражаний, слов. | 05.05 | |
64 | 12 | Летние забавы. Обучение пониманию вопросов по сюжетным картинкам. | 07.05 | |
65 | 13 | Летняя одежда и обувь. Обучение употреблению глаголов повелительного наклонения. | 12.05 | |
66 | 14 | Здравствуй, лето! Расширение номинативного и предикативного словаря. | 14.05 | |
67 | 15 | Обследование слуховой и зрительной функции, мелкой моторики, конструктивного праксиса.. | 19.05 21.05 | |
68 | 16 | Обследование импрессивной речи, звукопроизносительных возможностей. | 26.05 28.05 |
Ресурсное обеспечение
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.
Логопедические задания для детей. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2019
- Баряева Л.Б., Лопатина Л.В.
Учим детей общаться. СПб: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011
- Баряева Л.Б., Лоигнова Е.Т., Лопатина Л.В.
Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
СПб: «Союз», 2004
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П.
Игры – занятия с природным и рукотворным материалом.
СПб: НОУ «Союз», 2005
- Башинская Т.В., Пятница Т.В.
Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна. (Из опыта преодоления моторной алалии): пособие для учителей-дефектологов учреждений дошкольного образования. – Мозырь: Белый Ветер, 2014
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А.
Развиваем речь малыша: Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011
- Володина В.С.
Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2015
- Г.В. Дедюхина, Е.В. Кириллова
Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком
Москва: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997
- О.Н. Земцова
Готовим руку к письму. - Москва: Махаон, 2012
- О.Н. Земцова
Учим буквы. - Москва: Махаон, 2012
- Е.П. Микшина
Видим. Слышим. Говорим. Книга в картинках для речевого развития детей раннего и дошкольного возраста. - СПб: КАРО, 2004
- Новикова Е.В.
Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению: в2-х книгах. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009
- Теремкова Н.Э.
Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет Сонр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006
- Четвертушкина Н.С.
Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013
- Шемякина О.В.
Преодоление задержки речевого развития у детей2-3 лет. Диагностическаяи коррекционно-воспитательная работа логопеда ДОУ. – М.: Издательство ГНОМ, 2014
- Янушко Е.
Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. - Москва : Теревинф, 2007
- материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы
http://nsportal.ru/ социальная сеть работников образования
http://pedsovet.su/ сообщество взаимопомощи учителей
http://edu-lider.ru/ электронная библиотека "Школа успешного учителя"
http://www.detkiuch.ru/ компьютерные обучающие программы
http://obuchonok.ru/ компьютерные обучающие программы
http://logopsi.ucoz.com/ - сайт « Логопедия. Дефектология. Психология».
http://prezentacya.ru – образовательный портал «Презентация.ru».
http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир».
http://900igr.net – 900 презентаций для детей.
http://www.logoped.ru – сайт «Логопед.ru».
http://zvuki-tut.narod.ru/ - большая подборка звуков.
http://www.boltun-spb.ru/ - сайт «Болтунишка» (логопедический).
http://logoportal.ru/ - логопедический портал.
http://www.defectolog.ru/ - сайт «Дефектолог.ru».
http://www.solnet.ee/- детский портал «Солнышко».
http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об обра...
Рабочая программа по курсу "логопедия" 2г класса II вариант обучения (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.)
Разработка рабочей программы для учащихся 2 класса (3 год обучения) с интеллектуальными нарушениями (II вариант обучения)....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант-2) 4 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями, вариант-2)4 класс ...
Рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ, адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Рабочая программа тьюторского сопровождения учащихся 1 класса. Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального о...
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 класс, вариант 1.
Программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Поограмма входит в предметную область "Обществознание" и относится к обязательной...
Рабочие программы для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 8.4).
Рабочие программы по учебным предметам разработаны на основе:- Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями зд...