Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:
· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
· приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
· приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
· приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
· приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,
· постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
· примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
· письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
· письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
· приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;
· приказом от 20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
· приказом от 28.08.2020 г. № 191 «О внесении изменений в адаптированные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;
· приказом от 28.08.2020 г. № 192 «Об организованном начале 2020-2021учебного года»;
· приказом от 28.08.2020 г. № 196 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».
· приказа от 31.08.2020 № 217 «Об организации индивидуального обучения на дому обучающегося 1 а класса – ФИО».
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
КОУ «Радужнинская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
от «___» __________ 2020 г. №______
_______________________________________
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
РУССКИЙ ЯЗЫК
для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1-а класс
на 2020/2021 учебный год
Составитель: Рыбченко Н.Д.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО |
МО учителей надомного обучения Протокол от «___» _____________2020 г. №____ Руководитель МО надомного обучения _______________________Таранова А.В. | Методическим советом Протокол от «___» ___________2020 г. №____ Председатель методического совета _____________________________ Е.Ю. Рожина |
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
- приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
- приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;
- приказом от 20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
- приказом от 28.08.2020 г. № 191 «О внесении изменений в адаптированные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;
- приказом от 28.08.2020 г. № 192 «Об организованном начале 2020-2021учебного года»;
- приказом от 28.08.2020 г. № 196 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».
- приказа от 31.08.2020 № 217 «Об организации индивидуального обучения на дому обучающегося 1 а класса – ФИО».
Цели и задачи образования
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Целью уроков русского языка в младших классах является: создание условий, для расширения речевой базы обучающихся, для подготовки их к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в младших классах, формирование умений пользоваться им в речи.
Основные задачи:
- обогащать представления об окружающей действительности для овладения языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
- формировать первоначальные «дограмматические» понятия и развивать коммуникативно-речевые навыки;
- создавать условия для овладения различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
- формировать основы навыков полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
- развивать навыки устной коммуникации;
- формировать положительные нравственные качества и свойства личности.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- обогащение словаря;
- развивать мелкую моторику рук;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций: умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже
элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- развитие познавательной деятельности
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык носит практическую и коррекционную направленность. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Обучение ему носит элементарно – практический и развивающий характер. Все знания обучающихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. При обучении происходит развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В образовании детей с ОВЗ особое значение придается развитию их жизненных компетенций. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. В большей степени уделяется внимание развитию коммуникативной, языковой, культуроведческой, информационной компетенциям. Формируемые жизненные компетенции обеспечивают развитие отношений с окружением в настоящем.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
При составлении программы использованы учебники, входящие в Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ:
Добукварный период. Основные задачи добукварного периода:
- подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма;
- привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
Букварный период. В этот период у обучающихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование азбуки и других игровых технологий.
При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко - буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Образовательная область: язык и речевая практика
Предмет «Русский язык». Согласно учебного плана КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», реализующего адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, получающих образование по индивидуальному плану на дому, курс по учебному предмету рассчитан на 3 часа в неделю, 99 часов в год.
Планируемые результаты
Ведущее место предмета «Обучение грамоте» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке, как основном средстве человеческого общения, явлений национальной культуры и основе национального самосознания.
Личностные:
- положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
- проявление интерес к языковой и речевой деятельности;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
- слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- ориентироваться на странице в тетрадях, Прописях, альбомах;
- с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Прописях, учебных пособиях, учебных материалах;
- под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в Прописях, тетрадях и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные:
- иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
- различать и узнавать звуки окружающей действительности;
- дифференцировать неречевые и речевые звуки;
- иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);
- уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
- классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
- понимать и показывать пространственное расположение фигур;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
- пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
- понимать различие между звуками и буквами;
- устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
- различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
- различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
- различать слово и предложение, слово и слог;
- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;
- соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
- составлять предложения из данных слов;
- составлять предложения по схеме;
- читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
- ориентироваться на альбомном и тетрадном листе;
- списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова, простые предложения;
- писать под диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением.
АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ.
Уровни овладения предметными результатами
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
|
|
Содержание учебного предмета
1 класс
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у - воет волк, ш-ш-ш - шипит гусь, р-р-р - рычит собака, с-с-с - свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три - без ошибок повтори: дом - дым, удочка - уточка, бабушка - бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2-3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем - из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма - на, СА - за, да - та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе - два Егорки, потом - три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] - [н], [б] - [п], [д] - [т], [с] - [з], [с] - [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2-3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2-3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху - внизу, справа - слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка - три треугольника, дом - треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4-6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2-4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной характеристике - цвету, форме или величине.
Развитие моторных умений
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка - заборчик, прямая палочка с закруглением внизу - крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу - уточка, овал - слива, полуовал - месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.
Букварный период (письмо)
1-й этап
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв.
Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя.
Изучение рукописного варианта строчных и прописных букв, разбор элементов букв. Написание элементов букв и самих букв, строчных и прописных. Образование и запись слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов.
Дифференциация и запись сходных звуков изолированно и в слогах: [м] - [н], ма - на. Запись слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.). Соотнесение записанного слова с предметом или с картинкой.
Составление и запись слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.
Составление и запись предложений из 1-2 слов.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого их протяжного проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова.
Запись под диктовку букв и слогов.
2-й этап
Повторение пройденных букв. Изучение новых букв в рукописном варианте: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь.
Умение составлять схему слова, слога. Записывать слоги и слова с опорой на схему после предварительного анализа.
Соотнесение буквы печатного и рукописного шрифта.
Дифференциация и запись букв, слогов, слов, с парными согласными, сходными по звучанию согласными, сонорными: ([с] - [з], [х] - [к], [р] - [л], [п] - [б]; са - за, ша - жа, коза - коса и др.); слогов и слов с мягкими и твердыми согласными (мы - ми, лы - ли, ны - ни, мыл - мил и т.д.); а также с и - й (мои - мой).
Образование и запись открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д.
Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь.
Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
3-й этап
Повторение пройденных букв, изучение новых рукописных букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Составление схем слогов, слов и предложений. Запись слов и предложений с опорой на схемы после предварительного анализа.
Дифференциация и запись букв, слогов и слов схожих по произношению, оппозиционных: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих: [ф] - [в], [с] - [ц], [ч] - [щ]; ма - мя, му - мю, су - цу, ша - ща; цвет - свет, плач - плащ и др.
Образование и запись усвоенных ранее слоговых структур. Образование и запись слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и запись слов, состоящих из 1-3 слогов.
Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений из 3-4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей.
Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа.
Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку.
Контрольное списывание.
Тематическое планирование
Раздел и темы учебного предмета, курса | Количество часов | Виды учебной деятельности (практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. формы занятий, используемые при обучении) | Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля |
Раздел 1. Добукварный период
| 25 ч | Формы занятий: -индивидуальная. Виды учебная деятельности: -работа с учебником; -работа с раздаточным материалом; -выполнение заданий по классификации. | Поурочный устный контроль - устный опрос; работа по карточкам.
Периодический (тематический) контроль - контрольная работа. Промежуточный контроль – административная контрольная работа (диктант, списывание). |
Раздел 2. Букварный период 1 этап. Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. 2 этап. Изучение звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. 3 этап. Изучение звуков и букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. | 74 ч | Формы занятий: - -индивидуальная. Виды учебная деятельности: -работа с учебником; -дополнительной литературой; -работа с раздаточным материалом; -выполнение заданий по классификации. | |
Итого | 99 ч |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся
Временной режим соответствует постановлению СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015 года.
Технические средства обучения
- Компьютер
- ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.
Учебные пособия:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
- Учебник: Букварь 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1/ А.К.Аксенова, С.В.Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2020г. – 112 с.
- Ч.2/ А.К.Аксенова, С.В.Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2020г. – 111 с.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебно-практическое оборудование:
- касса букв и слогов;
- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);
- слоговые таблицы;
- дидактические игры;
- образца написания букв;
- мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;
- конструктор.
Оценочные материалы
Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Оценка предметных результатов
Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты.
В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.
При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), самостоятельная работа.
На конец учебного года административный контроль. Где усвоенные предметные результаты оцениваются с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты оцениваются как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Контроль и учет предметных достижений обучающихся
№ п/п | № урока | Дата проведения | Контрольно-оценочная деятельность | |
план | факт | |||
1. | 91. | 07.05 | Административная контрольная работа за год. Списывание. | |
Итого: 1 ч |
Календарно - тематическое планирование
«Русский язык» (3 часа в неделю, всего 99 часов)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Цели урока | Тип урока | Методы и приемы | Формируемые БУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные) | Словарь | |
план | факт | |||||||
1 четверть – 27 ч | ||||||||
Добукварный период (25 ч.) | ||||||||
1 | 03.09 | Выявление представлений о празднике школы 1 сентября. Звуки вокруг нас. | Развитие зрительных и пространственных восприятий. | Вводный урок | Беседа с опорой на иллюстрацию, составление рассказа, дорисовывание картинки по образцу и пунктирным линиям. | - осознание себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – обучающийся, обучающийся - обучающийся, обучающийся – класс, учитель – класс); - адекватно использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации; - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного омещения); - пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения - работать с учебными принадлежностями; (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами заместителями; - читать; - писать; - наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). | школа учитель обучающийся | |
2 | 04.09 | Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Курочка ряба» с использованием элементов драматизации. | Формирование умения определять источник звука на слух и умение слушать. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Беседа по сказке, пересказ сказки с опорой на иллюстрации, дорисовывание рисунка по трафарету. | сказка «Курочка Ряба», яичко | ||
3. | 07.09 | Звуки вокруг нас. Сказка «Колобок». | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Имитация звуков, беседа-рассказ сказки, рисование по трафарету. | сказка, Колобок | ||
4 | 10.09 | Выявление представлений о цвете предметов. Знакомство с понятием «слово» и его условно-графическим изображением. | Выявление представлений о цвете предмета. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Работа с учебником, обводка геометрических фигур по шаблону и трафарету. | предмет, цвет предмета, шаблон, трафарет | ||
5 | 11.09 | Условно-графическая фиксация слова с последующим его «чтением». | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. | шаблон, трафарет, композиция | ||
6 | 14.09 | Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя». | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. | сказка «Три медведя», сюжет | ||
7 | 17.09 | Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка» и их условно-графическая фиксация с последующим «чтением». | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. | сказка «Репка», сюжет | ||
8 | 18.09 | «Чтение» условно-графической записи слов по порядку и в разбивку к картинке на сюжет «Теремок». | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. | «чтение», шаблон, трафарет, «Теремок» | ||
9 | 21.09 | Знакомство с понятием «вертикальные и горизонтальные линии». | Развитие моторных умений. Формирование графических умений: учить наносить штрихи и проводить в разных направлениях прямые линии. | Комбинированный | Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Рисование линий. | «вертикальные и горизонтальные линии». | ||
10 | 24.09 | Знакомство с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением. Составление предложений с последующим чтением их в условно-графической записи. | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Работа с условно-графическими схемами. | «предложение» | ||
11 | 25.09 | Составление, кодирование и «чтение» предложений с опорой на иллюстрацию. | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Работа с условно-графическими схемами. | схема, иллюстрация | ||
12 | 28.09 | Знакомство с делением предложений, состоящего из 2-3 слов, на слова, его условно-графическое изображение и «чтение». | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Работа с условно-графическими схемами. | предложение | ||
13 | 01.10 | Составление предложений из 2-3 слов, их условно-графическое изображение и «чтение». | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Работа с условно-графическими схемами. | условно-графическое изображение | ||
14 | 02.10 | «Дежурство в классе». «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. | Ознакомление с предметами окружающей действительности. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Работа с книгой. Работа с условно-графическими схемами. | дежурный | ||
15 | 05.10 | Деление слов на слоги, «письмо» и «чтение» слов слитно и по слогам. | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Работа с условно-графическими схемами. | лисичка, мышка, курочка, три медведя | ||
16 | 08.10 | Выделение звука (А) в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. | Формирование умения выделять звук в начале слова и фиксировать его в условно-графическом изображении. Развитие моторных умений. | Урок изучения новых знаний | Работа с учебником. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения. | аист, автобус, арбуз | ||
17 | 09.10 | Выделение звука (У) в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. | Формирование умения выделять звук в начале слова и фиксировать его в условно-графическом изображении. Развитие моторных умений. | Комбинированный | Работа с учебником. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения. | утка удочка, уши | ||
18 | 12.10 | Выделение звука (О) в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. | Формирование умения выделять звук в начале слова и фиксировать его в условно-графическом изображении. Развитие моторных умений. | Комбинированный | Работа с учебником. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | озеро, облако, овцы | ||
19 | 15.10 | Выделение звука (М) в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. | Формирование умения выделять звук в начале слова и фиксировать его в условно-графическом изображении. Развитие моторных умений. | Комбинированный | Работа с учебником. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения. | машина, мышка, малина | ||
20 | 16.10 | Выделение звука (С) в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. | Формирование умения выделять звук в начале слова и фиксировать его в условно-графическом изображении. Развитие моторных умений. | Комбинированный | Работа с учебником. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | стакан, самолёт, санки, собака | ||
21 | 19.10 | Выделение звука (Н) в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. | Формирование умения выделять звук в начале слова и фиксировать его в условно-графическом изображении. Развитие моторных умений. | Комбинированный | Работа с учебником. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | ножницы, нос, Нина, носки | ||
22 | 22.10 | Дифференциация и условно-графическая запись слов, сходных по звучанию. | Формировать умения различать сходных по написанию слов и уметь их условно-графически записать. Развитие моторных умений. | Урок изучения новых знаний | Работа с учебником. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | осы-косы, усы-бусы, рот-крот, лапа-лампа
| ||
23 | 23.10 | Составление предложений из 2-3 слов по Сказке «Заячья избушка», их условно-графическая запись. | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Работа с учебником. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | «Заячья избушка» | ||
24 | 26.10 | Знакомство с некоторыми элементами рукописных букв. | Учить выполнять рисунки, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради. | Комбинированный | Работа с учебником. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | рукописная буква | ||
25 | 29.10 | Контрольная работа. Знакомство с некоторыми элементами рукописных букв. | Учить выполнять рисунки, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради. | Комбинированный | Работа с учебником. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | рукописная буква | ||
Букварный период (74 ч.) | ||||||||
26 | 30.10 | Работа над ошибками. Письмо строчной и заглавной буквы Аа. | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | звук буква большая буква | ||
27 | 02.11 | Письмо строчной и заглавной буквы Уу. | Развитие умения писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | слог | ||
2 четверть – 21 ч | ||||||||
28 | 11.11 | Письмо звукоподражательных слов Ау, Уа, ау,уа. | Развитие умения списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | слово азбука | ||
29 | 13.11 | Письмо строчной и заглавной буквы Мм. | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | медведь | ||
30 | 16.11 | Письмо открытых и закрытых слогов с изученными буквами. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | буквы звуки | ||
31 | 19.11 | Закрепление написания букв Аа, Уу, Мм. Закрепление написания открытых и закрытых слогов с буквами Аа, Уу, Мм. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | телёнок | ||
32 | 20.11 | Письмо строчной и заглавной буквы Оо. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | овца обруч | ||
33 | 23.11 | Письмо обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | схема предложения уха | ||
34 | 26.11 | Письмо строчной и заглавной буквы Xx. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | мох | ||
35 | 27.11 | Закрепление написания обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо, Хх. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | сом | ||
36 | 30.11 | Письмо строчной и заглавной буквы Cc. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | гласный согласный | ||
37 | 03.12 | Закрепление написания обратных и прямых слогов с изученными буквами. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | ножницы | ||
38 | 04.12 | Письмо строчной и заглавной буквы Нн. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | один много | ||
39 | 07.12 | Письмо изученных слогов и слов. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | он она оно | ||
40 | 10.12 | Письмо строчной буквы Ы. | Учить писать строчную букву Ы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | текст | ||
41 | 11.12 | Письмо изученных слогов и слов. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | рысь | ||
42 | 14.12 | Письмо строчной и заглавно буквы Лл. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | лось луна | ||
43 | 17.12 | Письмо изученных слогов и слов. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | лама лом | ||
44 | 18.12 | Письмо строчной и заглавной буквы Вв. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | имя | ||
45 | 21.12 | Письмо изученных слогов и слов. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | вол | ||
46 | 24.12 | Письмо строчной и заглавной буквы Ии. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | ива | ||
47 | 25.12 | Письмо изученных слогов и слов. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | вилы | ||
48 | 28.12 | Письмо строчной и заглавной буквы Шш. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | шум шалун | ||
3 четверть – 29 ч. | ||||||||
49 | 11.01 | Письмо изученных слогов и слов. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | шалаш | ||
50 | 14.01 | Письмо изученных слогов и слов. Самостоятельная работа. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | |||
51 | 15.01 | Практические упражнения в написании слов со слогом ШИ. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | шина | ||
52 | 18.01 | Письмо изученных слогов и слов. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | |||
53 | 21.01 | Письмо строчной и заглавной буквы Пп. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | липа | ||
54 | 22.01 | Письмо изученных слогов и слов. | Учить писать под диктовку с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | дача | ||
55 | 25.01 | Письмо строчной и заглавной буквы Тт. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | халат | ||
56 | 28.01 | Письмо изученных слогов и слов. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | пастух | ||
57 | 29.01 | Письмо строчной и заглавной буквы Кк. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | - осознание себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – обучающийся, обучающийся - обучающийся, обучающийся – класс, учитель – класс); - адекватно использовать принятые ритуалы социального - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации; - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); - пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения - работать с учебными принадлежностями; (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов; - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами заместителями; - читать; - писать; - наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). | каток | |
58 | 01.02 | Письмо изученных слогов и слов. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | кактус камыши | ||
59 | 04.02 | Письмо строчной и заглавной буквы Зз. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | замок | ||
60 | 05.02 | Дифференциация звуков (З) и (С). Письмо изученных слогов и слов. | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить писать строчные и прописные буквы. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | маска | ||
61 | 08.02 | Письмо строчной и заглавной буквы Рр. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | рак корзина | ||
62 | 11.02 | Дифференциация звуков (Р) и (Л). Письмо изученных слогов и слов. Самостоятельная работа. | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить писать строчные и прописные буквы | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | шила | ||
63 | 12.02 | Письмо строчной буквы Й. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | сойка | ||
64 | 22.02 | Дифференциация звуков (И) и (Й). Письмо изученных слогов и слов. | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить писать строчные и прописные буквы | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | охотник | ||
65 | 25.02 | Письмо строчной и заглавной буквы Жж. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы Упражнения | жужжит | ||
66 | 26.02 | Дифференциация звуков (Ж) и (Ш). Письмо изученных слогов и слов. | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить писать строчные и прописные буквы | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | Мурзилка журнал | ||
67 | 01.03 | Письмо строчной и заглавной буквы Бб. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | бык бутон батон баран | ||
68 | 04.03 | Дифференциация звуков (Б) и (П). Письмо изученных слогов и слов. | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить писать строчные и прописные буквы | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | паровоз барабан | ||
69 | 05.03 | Письмо строчной и заглавной буквы Дд. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | дятел | ||
70 | 11.03 | Дифференциация звуков (Д) и (Т). Письмо изученных слогов и слов. | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить писать строчные и прописные буквы | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | прут будка | ||
71 | 12.03 | Контрольная работа: списывание текста с изученными слоговыми структурами. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения. | Урок проверки знаний | профессия | |||
72 | 15.03 | Работа над ошибками. Письмо строчной и заглавной буквы Гг. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | дог | ||
73 | 18.03 | Дифференциация звуков (Г) и (К). Письмо изученных слогов и слов. | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить писать строчные и прописные буквы | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | гамак гитара носорог | ||
74 | 19.03 | Письмо строчной буквы Ь. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | конь | ||
75 | 22.03 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | вытирать | ||
76 | 24.03 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | собирать | ||
77. | 25.03 | Письмо строчной и заглавной буквы Ее. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | ель енот | ||
4 четверть – 22 ч. | ||||||||
78 | 05.04 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | добрый жадный | ||
79 | 08.04 | Письмо строчной и заглавной буквы Яя. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | герои сказки | ||
80 | 09.04 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Дифференциация букв А и Я. | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить писать строчные и прописные буквы | Комбинированный | Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | ягнята телята жеребята | ||
81 | 12.04 | Письмо строчной и заглавной буквы Юю. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | лютик клюшка люк | ||
82 | 15.04 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Дифференциация букв У и Ю. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | притаился | ||
83 | 16.04 | Письмо строчной и заглавной буквы Ёё. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | уколола | ||
84 | 19.04 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы Упражнения | загадка | ||
85 | 22.04 | Письмо строчной и заглавной буквы Чч. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | урожай | ||
86 | 23.04 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в написании слов с ЧА и ЧУ. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | скалочка | ||
87 | 26.04 | Письмо строчной и заглавной буквы Фф. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы Упражнения | противный | ||
88 | 29.04 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в написании слов с ЧА и ЧУ, ЖИ и ШИ. | Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения. Формирование графических умений. | Комбинированный | ||||
89 | 30.04 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Дифференциация букв В и Ф. | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить писать строчные и прописные буквы | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | цапля | ||
90 | 06.05 | Письмо строчной и заглавной буквы Цц. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | столица родина Россия | ||
91 | 07.05 | Административная контрольная работа за год. Списывание. | Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу. | Проверка знаний и умений | Контрольное списывание | |||
92 | 13.05 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | эстафета экран поэт | ||
93 | 14.05 | Письмо строчной и заглавной буквы Ээ. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | |||
94 | 17.05 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в написании слов с ЧА и ЧУ. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | |||
95 | 20.05 | Письмо строчной и заглавной буквы Щщ. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | щётка пища | ||
96 | 21.05 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в написании слов с ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | |||
97 | 24.05 | Письмо строчной буквы Ъ. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок изучения новых знаний | Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | объявление | ||
98 | 27.05 | Написание слов с Ь и Ъ знаками. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Комбинированный | ||||
99 | 28.05 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. | Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. | Урок повторения | Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения | невидимка |
Список литературы
Основная:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
- Учебник: Букварь 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1/ А.К. Аксенова, С.В. Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2020г. – 112 с.
Ч.2/ А.К. Аксенова, С.В. Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2020г. – 111 с.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Дополнительная:
- Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, чтению и математике (к учебным планам для С(К)ОУ VIII вида /И.В. Барякина, Е.С. Будникова, Е.А. Екжанова…. – М.: ИИУМЦ «Образование», 2015. – 197 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 по русскому языку
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта для умственно от...
Рабочая программа "Окружающий социальный мир" Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:· Федеральный закон от 29.12.2012 ...
Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)
Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:· Федеральны...
Содержательный раздел адаптированной основанной общеобразовательной программы по коррекции речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Содержательный раздел адаптированной основанной общеобразовательной программы (АООП) по коррекции речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) представлен ...
Целевой раздел адаптированной основанной общеобразовательной программы по коррекции речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Целевой раздел адаптированной основанной общеобразовательной программы (АООП) по коррекции речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для 1 класса ...