Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Рыбченко Надежда Дмитриевна

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
  • приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
  • приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,
  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
  • письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;
  • приказом от 20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
  • приказом от 28.08.2020 г. № 191 «О внесении изменений в адаптированные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;
  • приказом от 28.08.2020 г. № 192 «Об организованном начале 2020-2021учебного года»;
  • приказом от 28.08.2020 г. № 196 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».
  • приказа от 31.08.2020 № 217 «Об организации индивидуального обучения на дому обучающегося 1 а класса – ФИО».

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

от «___» __________ 2020 г. №______

_______________________________________

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА

для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1 - а класс

на 2020/2021 учебный год

Составитель: Рыбченко Н.Д.,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

МО учителей надомного обучения

Протокол от «___» _____________2020 г. №____

Руководитель МО надомного обучения

_______________________Таранова А.В.

Методическим советом

Протокол от «___» ___________2020 г. №____

Председатель методического совета

_____________________________ Е.Ю. Рожина


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
  • приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
  • приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,
  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
  • письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;
  • приказом от 20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
  • приказом от 28.08.2020 г. № 191 «О внесении изменений в адаптированные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;
  • приказом от 28.08.2020 г. № 192 «Об организованном начале 2020-2021учебного года»;
  • приказом от 28.08.2020 г. № 196 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».
  • приказа от 31.08.2020 № 217 «Об организации индивидуального обучения на дому обучающегося 1 а класса – ФИО».

Цели и задачи образования

Цель: развитие речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Основные задачи:

  • учить школьников понимать и чётко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу;
  • развивать интонационную выразительность речи детей, совершенствовать их лексику, грамматический строй речи, формировать простейшие умения в части построения связного монологического высказывания.

Основные направления коррекционной работы:

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • Развитие пространственных представлений и ориентации;
  • Развитие основных мыслительных операций;
  • Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
  • Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
  • Обогащение словаря.

Общая характеристика учебного предмета

Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей обучающихся, тесной преемственности между уроками логопедии, обучения грамоте и развитием речи.

В программе предусмотрены практические и теоретические занятия. Теоретические занятия направлены на получение обучающимися знаний в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практические занятия способствуют переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации и контекста. На практических занятиях предусматривается организация и систематическое наблюдение за разнообразными языковыми явлениями; реализация речевых средств на основе развития мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, психических процессов - восприятия, внимания, памяти.

Методы реализации поставленных задач:

  1. По способам подачи речевого материала:
  • репродуктивный (выполнение системы упражнений);
  • проблемное изложение (объяснение материала для расширения проблемной ситуации, логические упражнения);
  • частично-поисковый (творческое использование речевых средств, алгоритмизация, конструктивные упражнения);
  1. По источнику знаний:
  • практические (упражнения тренировочные, подражательно-исполнительские, коррекционные, творческие; игры дидактические, сюжетно-ролевые, деловые; моделирование; функциональные тренировки для дыхания, голоса, органов артикуляции, мелкой и общей моторики; работа с учебной и справочной литературой);
  • наглядные (графические, символические, иллюстративные, натуральные);
  • словесные (слово, рассказ логопеда, беседа сообщающая, эвристическая, воспроизводящая); анализ речи: фонетический, морфологический, синтаксический разборы.

Место учебного предмета в учебном плане

Образовательная область: язык и речевая практика.

Предмет «Речевая практика». Согласно учебного плана КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», реализующего адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, получающих образование по индивидуальному плану на дому, курс по учебному предмету рассчитан на 2 часа в неделю, 66 часов в год.

Планируемые результаты

Личностные:

  • самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, столовую, кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т.п.);
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов обучения в дополнительном классе – умение здороваться и прощаться, отвечать на вопросы собеседника и т.д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);
  • проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нём, практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, обучающийся, одноклассник и т.д.); отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;
  • проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических умений, использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни);
  • положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.

Предметные результаты:

  • выполнять простые задания по словесной инструкции;
  • называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
  • внятно выражать свои просьбы; употреблять «вежливые» слова;
  • правильно здороваться и прощаться;
  • знать и называть свои имя и фамилию, имена товарищей по классу, ближайших родственников, имя и отчество учителя;
  • слушать небольшую по объему сказку или рассказ, отвечать на вопросы, с опорой на наглядные средства.

АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ.

Уровни овладения предметными результатами

Достаточный уровень

Минимальный уровень

  • выражать свои просьбы, желания самостоятельно;
  • сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес с помощью учителя;
  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями с помощью учителя;
  • слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с помощью учителя.
  • выражать свои просьбы, желания с помощью учителя;
  • сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес с помощью учителя;
  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями с помощью учителя;
  • слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с помощью учителя;
  • с помощью учителя участвовать в беседе на темы.

Характеристика обучающихся с учётом уровня овладения предметными результатам

Достаточный уровень.  Обучающиеся выполнять задания по словесной инструкции; называют предметы и действия, соотносят их с картинками; внятно выражают просьбы, употребляют «вежливые» слова; соблюдают правила речевого этикета при встрече и прощании; сообщают свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников; рассказывают, как можно дойти или доехать до школы; слушают небольшую сказку или рассказ; отвечают на вопросы, опираясь на наглядные средства.

Минимальный уровень. Обучающиеся выполняют элементарные задания по словесной инструкции учителя; называют предметы и соотносят их с картинками; употребляют «вежливые» слова при обращении к другим людям; правильно здороваются при встрече и прощаются при расставании; сообщают свое имя и фамилию, имена и отчества учителей.

Является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) школа может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

Содержание учебного предмета

1 класс

Аудирование и понимание речи

Выполнение простых поручений по заданию учителя (одночленная инструкция): сядь за парту; положи книгу на парту; помоги вытереть доску и т.д.

Слушание и отчетливое воспроизведение звуков, слогов и слов, данных в рифмованной форме: у-у-у – в гору санки я везу, я-я-я – вот моя семья, са-са-са – в нос ужалила оса и т.д. (все рифмованные строчки проговариваются с опорой на картинку).

Выбор из двух картинок той, которая соответствует высказыванию: У Лены шар. - У Риты шары.; Маша качает куклу. - Маша одевает куклу.

Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя с опорой на наглядность. Выбор картинок после окончания сказки или рассказа по заданию учителя, например, «Покажи на картинке, кого первым встретил Колобок».

Дикция и выразительность речи

Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание и произнесение чистоговорок одновременно с учителем (сопряженно).

Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (от 2 до 3) на одном выдохе с обязательным указанием на эти предметы. Упражнения на произнесение слов, коротких стихотворений в сопровождении движений.

Практическое различение громкой и тихой речи. Игровые упражнения с подражанием голосам животных (пищит мышка, рычит собака). Разучивание детских стихотворений, потешек, мини-диалогов с голоса учителя с последующим воспроизведением в играх-драматизациях.

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени, по имени и отчеству. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Ответные реплики в диалоге знакомства («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».  Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.

Тематическое планирование

Темы учебного предмета, курса

Количество часов

Виды учебной деятельности (практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. формы занятий, используемые при обучении)

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля

«Школьная жизнь»

9 ч

Формы занятий:

--индивидуальная.

Виды учебной деятельности:

-работа с учебником;

-дополнительной литературой;

-работа с раздаточным материалом, опорными схемами;

выполнение заданий по классификации.

- поурочный (текущий) контроль - устный опрос, рассказ по теме, работа по карточкам, самостоятельная работа;

- периодический (тематический) контроль – собеседование.

«Я за порогом дома»

5 ч

«Играем в сказку»

9 ч

«Я дома»

6 ч

«Игрушки»

5 ч

«Праздник – Новый год»

6 ч

«Мир природы»

8 ч

«Помощник»

5 ч

«Режим дня школьника»

13 ч

Итого

66 ч

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.

Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует постановлению СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015 года.

Технические средства обучения

  • Компьютер
  • ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Обучение речевой практики обеспечивается учебником

  • Комарова С. В. Речевая практика. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / С. В. Комарова. - М.: Просвещение, 2020. – 64 с.

Оценочные материалы

Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.

В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Оценка предметных результатов

Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты.

В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.

При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.

Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный).

Календарно - тематическое планирование

«Речевая практика» (2 часа в неделю, всего 66 часов)

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы

и приемы

Формируемые

БУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

Словарь

план

факт

1 четверть – 18 ч

Школьная жизнь – 9 ч

- осознание себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – обучающийся, обучающийся - обучающийся, обучающийся – класс, учитель – класс);

- адекватно использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями; (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;

- читать;

- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

1.

01.09

Школа. Давай познакомимся.

Учить обучающихся сообщать свое имя и фамилию, имена и отчества учителя, воспитателя, имена ближайших родственников.

Урок-экскурсия

 Создание увлекательных ситуаций, беседа, игровые приёмы

имена одноклассников, ФИО учителя и воспитателя

обучающихся

2.

02.09

Ученик.

Учить обучающихся выполнять задание по словесной инструкции учителя.

Комбинированный

Беседа, дид. игра

3.

08.09

Класс.

Учить обучающихся выполнять задание по словесной инструкции учителя.

Комбинированный

Беседа, дид. игра

класс дежурный

4.

09.09

Урок и перемена.

Закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

урок перемена

5.

15.09

Режим школьника.

Ознакомить детей с понятием режим дня. Знать и соблюдать режимные моменты.

Комбинированный

Беседа, дид. игра

режим школьника

6.

16.09

Школьные принадлежности.

Учить обучающихся называть, выделять школьные принадлежности.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

портфель ластик

7.

22.09

Экскурсия в магазин школьных принадлежностей.

Учить обращаться за помощью к продавцу (подскажите пожалуйста…) и принимать помощь (спасибо).

Экскурсия

Создание увлекательных ситуаций, дид. игра

спасибо пожалуйста

8.

23.09

Права и обязанности современного школьника.

Учить обучающихся пользоваться и знать права школьника.

Комбинированный

Беседа, проблемная ситуация, дид. материал, дид. игра

права обязанности конституция

9.

29.09

Обобщение по теме «Школьная жизнь».

Обобщить полученные знания по данной теме.

Обобщающий урок

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

школьная жизнь

Я за порогом дома – 5 ч

10.

30.09

Мы идём во двор гулять.

Помочь обучающимся перенести полученные знания о ситуации «Знакомство» в новые условия.

Урок формирование и закрепления умений и навыков

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

игра

двор

11.

06.10

Составление рассказа «Мои друзья во дворе»

Учить общению, моделировать диалог между персонажами.

Комбинированный

Беседа, игровые приёмы, дид. материал

друг

подруга

12.

07.10

Знакомство в гостях.

Учить обучающихся выполнять задание по словесной инструкции учителя.

Урок формирование и закрепления умений и навыков

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

Познакомиться гость

13.

13.10

Составление рассказа «Знакомство в гостях».

Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей.

Комбинированный

Беседа, игровые приёмы, дид. материал

заходите садитесь пожалуйста

14.

14.10

«Я за порогом дома».

Обобщить полученные знания по данной теме.

Обобщающий урок

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

Играем в сказку – 3 ч

15.

20.10

Русская

народная

сказка «Теремок».

Учить слушать небольшую сказку.

Комбинированный

Сказка, игровые приёмы, дид. материал

теремок

16.

21.10

Работа

над

содержанием сказки.

Соотносить картинку с их содержанием

Комбинированный

Проблемная ситуация, дид. материал

мышка лягушка

17.

27.10

Театрализация сказки «Теремок».

Учить общению, моделировать диалог между персонажами.

Обобщающий урок

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

теремок

Я дома – 6 ч

18.

28.10

«Дорога из дома в школу»

Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей.

Комбинированный

Беседа.

Демонстрация.

Игровые упражнения

дорога светофор

2 четверть – 14 ч

19.

11.11

«Мой адрес»

Учить обучающихся сообщать свой домашний адрес, имя и фамилию, адрес школы, имена и отчества учителей.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

адрес

20.

17.11

Составление мини рассказа «Мой адрес»  

Обобщить полученные знания по данной теме.

Обобщающий урок

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

21.

18.11

Составление предложений «Я разговариваю по телефону».

Формирование умения употреблять «вежливые слова», исходя из речевой ситуации. Развитие умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

телефон

22.

24.11

Я принимаю гостей.

Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей.

Комбинированный

Беседа, игровые приёмы, дид. материал

гость

собеседник

23.

25.11

Обобщение по теме «Я  дома».

Обобщить полученные знания по данной теме.

Обобщающий урок

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

комната занятие

Игрушки – 5 ч

24.

01.12

Игрушки.

Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей.

Комбинированный

Создание увлекательных ситуаций, дид. игры

игрушки

25.

02.12

Игрушки народов мира.

Учить отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.

Комбинированный

Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

игрушки

26.

08.12

Моя любимая

игрушка.

Учить слушать, запоминать и воспроизводить слоговые комплексы, соотносить картинки с их содержанием.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

игрушки

27.

09.12

Магазин игрушек. Экскурсия.

Формирование умения употреблять «вежливые слова», исходя из речевой ситуации. Развитие умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.

Экскурсия

Создание увлекательных ситуаций, дид. игры

покажите пожалуйста спасибо

будьте любезны

28.

15.12

Обобщение по теме «Игрушки».

Обобщить полученные знания по данной теме.

Обобщающий урок

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

Праздник – Новый год – 6 ч

29.

16.12

Праздник - Новый год.

Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

праздник

30.

22.12

Готовимся к празднику «Новый год».

Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей.

Комбинированный

Беседа, игровые приёмы, дид. материал

Новый год

31.

23.12

Новогодние традиции.

Расширять знания детей в области новогоднего праздника.

Комбинированный

Беседа, игровые приёмы, дид. материал

Дед Мороз письмо

32.

29.12

Новогодние чудеса.

Формировать выразительную сторону речи.

Комбинированный

Создание увлекательных ситуаций, дид. игры

чудеса

3 четверть – 18 ч

33.

12.01

Составление рассказа «Как я встретил Новый год».

Формировать выразительную сторону речи.

Комбинированный

Беседа, игровые приёмы, дид. материал

Новый год подарки

34.

13.01

Обобщение по теме «Новый год».

Обобщить полученные знания по данной теме.

Обобщающий урок.

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

подарки

Мир природы – 8 ч

35.

19.01

Речевая ситуация «Зимняя погода».

Расширить представление о времени года – зима (погодные условия).

Комбинированный

Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

температура воздуха

36.

20.01

Речевая ситуация «Зимняя одежда».

Учить обучающихся выполнять задание по словесной инструкции учителя.

Комбинированный

Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

одежда

37.

26.01

Речевая ситуация «Зимняя обувь».

Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план.

Комбинированный

Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

обувь

38.

27.01

Речевая

ситуация

«Зимняя прогулка».

Выявление представлений по теме речевой ситуации. Формирование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.

Урок формирование и закрепления умений и навыков

Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

зимняя прогулка

39.

02.02

Речевая ситуация «Зимние виды спорта».

Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план.

Комбинированный

Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

коньки

лыжи

40.

03.02

Речевая ситуация «Зимние развлечения».

Учить обучающихся называть предметы и действия с ними, давать характеристику по заданному признаку.

Комбинированный

Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

зимние развлечения

41.

09.02

Составление рассказа "За что я люблю зиму".

Формировать выразительную сторону речи.

Комбинированный

Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

рассказ

42.

10.02

Обобщение по теме «Мир природы».

Обобщить полученные знания по данной теме.

Обобщающий урок.

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

природа

Играем в сказку – 3 ч

43.

24.02

Русская

народная

сказка «Заячья избушка».

Учить слушать небольшую сказку.

Комбинированный

Сказка, игровые приёмы, дид. материал

избушка

44.

02.03

Работа

над

содержанием сказки.

Соотносить картинку с их содержанием

Комбинированный

Проблемная ситуация, дид. материал

заячья избушка

45.

03.03

Театрализация сказки «Заячья избушка».

Учить общению, моделировать диалог между персонажами.

Обобщающий урок

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

постановка сказки

Помощник – 5 ч

46.

09.03

Как вежливо просить о помощи.

Учить общению, моделировать диалог между персонажами.

Комбинированный

Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

пожалуйста

47.

10.03

Домашние дела.

Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

домашние дела

48.

16.03

Помощники.

Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план.

Урок формирование и закрепления умений и навыков

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

помощник

49.

17.03

Стихотворение А.Барто  «Помощница».

Учить обучающихся выполнять задание по словесной инструкции учителя.

Комбинированный

Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

А. Барто

50.

23.03

Обобщение по теме «Помощник».

Обобщить полученные знания по данной теме.

Обобщающий урок

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

семья

4 четверть – 16 ч

Играем в сказку – 3 ч

51.

06.04

Русская

народная

сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

Учить слушать небольшую сказку.

Комбинированный

Сказка, игровые приёмы, дид. материал

петушок, бобовое зёрнышко

52.

07.04

Работа

над

содержанием сказки

«Петушок и бобовое зёрнышко».

Соотносить картинку с их содержанием

Комбинированный

Проблемная ситуация, дид. материал

петушок, бобовое зёрнышко

53.

13.04

Театрализация сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

Учить общению, моделировать диалог между персонажами.

Обобщающий урок

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

сцена

Режим дня школьника – 13 ч

54.

14.04

Колыбельные песни.

Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

колыбельная

55.

20.04

Перед сном.

Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

Спокойной ночи! Сладких снов! Спи крепко!

56.

21.04

Постельные принадлежности.

Формирование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

подушка

одеяло

57.

27.04

Викторина "Сонное царство".

Формировать выразительную сторону речи.

Урок формирование и закрепления умений и навыков

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

викторина

58.

28.04

Гигиена перед сном.

Формирование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

зубная щётка

мыло

59.

04.05

Составление рассказа «Как я ложусь спать».

Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

рассказ

60.

05.05

Утро вечера мудренее.

Определение уровня овладения предметными результатами.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

мудренее

61.

11.05

Доброе утро!

Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план.

Комбинированный

Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

Доброе утро!

62.

12.05

Режим дня школьника.

Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план.

Комбинированный

Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

Режим дня школьник

63.

18.05

Приветствие друзей.

Формирование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

приветствие друзья

64.

19.05

"Поделись улыбкою своей...".

Формировать выразительную сторону речи.

Комбинированный

Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем».

поделись улыбка

65.

25.05

Беседа «Как начинается твое утро».

Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план.

Комбинированный

Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

план

66.

26.05

Обобщающий урок по речевым темам за год.

Обобщить полученные знания.

Обобщающий урок

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

общение


Список литературы

Основная:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Речевая практика. Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С. В. Комарова. - М. : Просвещение, 2016. - 208 с.

Учебник:

  • Речевая практика 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. С.В. Комарова.  – М.: «Просвещение», 2020г. – 95 с.

Рабочая тетрадь:

  • Речевая практика 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. С.В. Комарова, Т.М. Головкина, С.В. Саакян – М.: «Просвещение», 2017г. – 47 с.

Дополнительная:

  • Волина В. В.  Праздник Букваря / В. В. Волина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. -384 с.      
  • Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для воспитателей и родителей / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1996. – 384 с.
  • Попова Г. П. Занимательное азбуковедение / Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005. – 252 с.
  • 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт. – сост. В. Н. Иванкова. – М.: ООО Аквариум-Принт, 2007. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 по русскому языку

 Адаптированная рабочая  программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального  Государственного образовательного стандарта для умственно от...

Рабочая программа "Окружающий социальный мир" Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:·  Федеральный закон от 29.12.2012 ...

Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:· Федеральны...

Содержательный раздел адаптированной основанной общеобразовательной программы по коррекции речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Содержательный раздел адаптированной основанной общеобразовательной программы (АООП) по коррекции речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) представлен ...

Целевой раздел адаптированной основанной общеобразовательной программы по коррекции речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Целевой раздел адаптированной основанной общеобразовательной программы (АООП) по коррекции речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для 1 класса ...