Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
- приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
- приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;
- приказом от 20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
- приказом от 28.08.2020 г. № 191 «О внесении изменений в адаптированные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;
- приказом от 28.08.2020 г. № 192 «Об организованном начале 2020-2021учебного года»;
- приказом от 28.08.2020 г. № 196 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».
- приказа от 31.08.2020 № 217 «Об организации индивидуального обучения на дому обучающегося 1 а класса – ФИО».
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
КОУ «Радужнинская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
от «___» __________ 2020 г. №______
_______________________________________
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА
для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1 - а класс
на 2020/2021 учебный год
Составитель: Рыбченко Н.Д.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО |
МО учителей надомного обучения Протокол от «___» _____________2020 г. №____ Руководитель МО надомного обучения _______________________Таранова А.В. | Методическим советом Протокол от «___» ___________2020 г. №____ Председатель методического совета _____________________________ Е.Ю. Рожина |
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
- приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
- приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;
- приказом от 20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
- приказом от 28.08.2020 г. № 191 «О внесении изменений в адаптированные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;
- приказом от 28.08.2020 г. № 192 «Об организованном начале 2020-2021учебного года»;
- приказом от 28.08.2020 г. № 196 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».
- приказа от 31.08.2020 № 217 «Об организации индивидуального обучения на дому обучающегося 1 а класса – ФИО».
Цели и задачи образования
Цель: развитие речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Основные задачи:
- учить школьников понимать и чётко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу;
- развивать интонационную выразительность речи детей, совершенствовать их лексику, грамматический строй речи, формировать простейшие умения в части построения связного монологического высказывания.
Основные направления коррекционной работы:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания;
- Развитие пространственных представлений и ориентации;
- Развитие основных мыслительных операций;
- Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
- Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
- Обогащение словаря.
Общая характеристика учебного предмета
Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей обучающихся, тесной преемственности между уроками логопедии, обучения грамоте и развитием речи.
В программе предусмотрены практические и теоретические занятия. Теоретические занятия направлены на получение обучающимися знаний в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практические занятия способствуют переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации и контекста. На практических занятиях предусматривается организация и систематическое наблюдение за разнообразными языковыми явлениями; реализация речевых средств на основе развития мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, психических процессов - восприятия, внимания, памяти.
Методы реализации поставленных задач:
- По способам подачи речевого материала:
- репродуктивный (выполнение системы упражнений);
- проблемное изложение (объяснение материала для расширения проблемной ситуации, логические упражнения);
- частично-поисковый (творческое использование речевых средств, алгоритмизация, конструктивные упражнения);
- По источнику знаний:
- практические (упражнения тренировочные, подражательно-исполнительские, коррекционные, творческие; игры дидактические, сюжетно-ролевые, деловые; моделирование; функциональные тренировки для дыхания, голоса, органов артикуляции, мелкой и общей моторики; работа с учебной и справочной литературой);
- наглядные (графические, символические, иллюстративные, натуральные);
- словесные (слово, рассказ логопеда, беседа сообщающая, эвристическая, воспроизводящая); анализ речи: фонетический, морфологический, синтаксический разборы.
Место учебного предмета в учебном плане
Образовательная область: язык и речевая практика.
Предмет «Речевая практика». Согласно учебного плана КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», реализующего адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, получающих образование по индивидуальному плану на дому, курс по учебному предмету рассчитан на 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Планируемые результаты
Личностные:
- самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, столовую, кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т.п.);
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов обучения в дополнительном классе – умение здороваться и прощаться, отвечать на вопросы собеседника и т.д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);
- проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нём, практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, обучающийся, одноклассник и т.д.); отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;
- проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических умений, использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни);
- положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.
Предметные результаты:
- выполнять простые задания по словесной инструкции;
- называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
- внятно выражать свои просьбы; употреблять «вежливые» слова;
- правильно здороваться и прощаться;
- знать и называть свои имя и фамилию, имена товарищей по классу, ближайших родственников, имя и отчество учителя;
- слушать небольшую по объему сказку или рассказ, отвечать на вопросы, с опорой на наглядные средства.
АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ.
Уровни овладения предметными результатами
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
|
|
Характеристика обучающихся с учётом уровня овладения предметными результатам
Достаточный уровень. Обучающиеся выполнять задания по словесной инструкции; называют предметы и действия, соотносят их с картинками; внятно выражают просьбы, употребляют «вежливые» слова; соблюдают правила речевого этикета при встрече и прощании; сообщают свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников; рассказывают, как можно дойти или доехать до школы; слушают небольшую сказку или рассказ; отвечают на вопросы, опираясь на наглядные средства.
Минимальный уровень. Обучающиеся выполняют элементарные задания по словесной инструкции учителя; называют предметы и соотносят их с картинками; употребляют «вежливые» слова при обращении к другим людям; правильно здороваются при встрече и прощаются при расставании; сообщают свое имя и фамилию, имена и отчества учителей.
Является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) школа может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Содержание учебного предмета
1 класс
Аудирование и понимание речи
Выполнение простых поручений по заданию учителя (одночленная инструкция): сядь за парту; положи книгу на парту; помоги вытереть доску и т.д.
Слушание и отчетливое воспроизведение звуков, слогов и слов, данных в рифмованной форме: у-у-у – в гору санки я везу, я-я-я – вот моя семья, са-са-са – в нос ужалила оса и т.д. (все рифмованные строчки проговариваются с опорой на картинку).
Выбор из двух картинок той, которая соответствует высказыванию: У Лены шар. - У Риты шары.; Маша качает куклу. - Маша одевает куклу.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя с опорой на наглядность. Выбор картинок после окончания сказки или рассказа по заданию учителя, например, «Покажи на картинке, кого первым встретил Колобок».
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание и произнесение чистоговорок одновременно с учителем (сопряженно).
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (от 2 до 3) на одном выдохе с обязательным указанием на эти предметы. Упражнения на произнесение слов, коротких стихотворений в сопровождении движений.
Практическое различение громкой и тихой речи. Игровые упражнения с подражанием голосам животных (пищит мышка, рычит собака). Разучивание детских стихотворений, потешек, мини-диалогов с голоса учителя с последующим воспроизведением в играх-драматизациях.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени, по имени и отчеству. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Ответные реплики в диалоге знакомства («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Тематическое планирование
Темы учебного предмета, курса | Количество часов | Виды учебной деятельности (практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. формы занятий, используемые при обучении) | Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля |
«Школьная жизнь» | 9 ч | Формы занятий: --индивидуальная. Виды учебной деятельности: -работа с учебником; -дополнительной литературой; -работа с раздаточным материалом, опорными схемами; выполнение заданий по классификации. | - поурочный (текущий) контроль - устный опрос, рассказ по теме, работа по карточкам, самостоятельная работа; - периодический (тематический) контроль – собеседование. |
«Я за порогом дома» | 5 ч | ||
«Играем в сказку» | 9 ч | ||
«Я дома» | 6 ч | ||
«Игрушки» | 5 ч | ||
«Праздник – Новый год» | 6 ч | ||
«Мир природы» | 8 ч | ||
«Помощник» | 5 ч | ||
«Режим дня школьника» | 13 ч | ||
Итого | 66 ч |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся
Временной режим соответствует постановлению СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015 года.
Технические средства обучения
- Компьютер
- ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.
Обучение речевой практики обеспечивается учебником
- Комарова С. В. Речевая практика. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / С. В. Комарова. - М.: Просвещение, 2020. – 64 с.
Оценочные материалы
Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Оценка предметных результатов
Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты.
В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.
При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный).
Календарно - тематическое планирование
«Речевая практика» (2 часа в неделю, всего 66 часов)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Цели урока | Тип урока | Методы и приемы | Формируемые БУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные) | Словарь | |
план | факт | |||||||
1 четверть – 18 ч | ||||||||
Школьная жизнь – 9 ч | - осознание себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – обучающийся, обучающийся - обучающийся, обучающийся – класс, учитель – класс); - адекватно использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации; - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); - пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - работать с учебными принадлежностями; (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов; - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами заместителями; - читать; - наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). | |||||||
1. | 01.09 | Школа. Давай познакомимся. | Учить обучающихся сообщать свое имя и фамилию, имена и отчества учителя, воспитателя, имена ближайших родственников. | Урок-экскурсия | Создание увлекательных ситуаций, беседа, игровые приёмы | имена одноклассников, ФИО учителя и воспитателя обучающихся | ||
2. | 02.09 | Ученик. | Учить обучающихся выполнять задание по словесной инструкции учителя. | Комбинированный | Беседа, дид. игра | |||
3. | 08.09 | Класс. | Учить обучающихся выполнять задание по словесной инструкции учителя. | Комбинированный | Беседа, дид. игра | класс дежурный | ||
4. | 09.09 | Урок и перемена. | Закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. | Комбинированный | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | урок перемена | ||
5. | 15.09 | Режим школьника. | Ознакомить детей с понятием режим дня. Знать и соблюдать режимные моменты. | Комбинированный | Беседа, дид. игра | режим школьника | ||
6. | 16.09 | Школьные принадлежности. | Учить обучающихся называть, выделять школьные принадлежности. | Комбинированный | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | портфель ластик | ||
7. | 22.09 | Экскурсия в магазин школьных принадлежностей. | Учить обращаться за помощью к продавцу (подскажите пожалуйста…) и принимать помощь (спасибо). | Экскурсия | Создание увлекательных ситуаций, дид. игра | спасибо пожалуйста | ||
8. | 23.09 | Права и обязанности современного школьника. | Учить обучающихся пользоваться и знать права школьника. | Комбинированный | Беседа, проблемная ситуация, дид. материал, дид. игра | права обязанности конституция | ||
9. | 29.09 | Обобщение по теме «Школьная жизнь». | Обобщить полученные знания по данной теме. | Обобщающий урок | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | школьная жизнь | ||
Я за порогом дома – 5 ч | ||||||||
10. | 30.09 | Мы идём во двор гулять. | Помочь обучающимся перенести полученные знания о ситуации «Знакомство» в новые условия. | Урок формирование и закрепления умений и навыков | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | игра двор | ||
11. | 06.10 | Составление рассказа «Мои друзья во дворе» | Учить общению, моделировать диалог между персонажами. | Комбинированный | Беседа, игровые приёмы, дид. материал | друг подруга | ||
12. | 07.10 | Знакомство в гостях. | Учить обучающихся выполнять задание по словесной инструкции учителя. | Урок формирование и закрепления умений и навыков | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | Познакомиться гость | ||
13. | 13.10 | Составление рассказа «Знакомство в гостях». | Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей. | Комбинированный | Беседа, игровые приёмы, дид. материал | заходите садитесь пожалуйста | ||
14. | 14.10 | «Я за порогом дома». | Обобщить полученные знания по данной теме. | Обобщающий урок | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | |||
Играем в сказку – 3 ч | ||||||||
15. | 20.10 | Русская народная сказка «Теремок». | Учить слушать небольшую сказку. | Комбинированный | Сказка, игровые приёмы, дид. материал | теремок | ||
16. | 21.10 | Работа над содержанием сказки. | Соотносить картинку с их содержанием | Комбинированный | Проблемная ситуация, дид. материал | мышка лягушка | ||
17. | 27.10 | Театрализация сказки «Теремок». | Учить общению, моделировать диалог между персонажами. | Обобщающий урок | Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | теремок | ||
Я дома – 6 ч | ||||||||
18. | 28.10 | «Дорога из дома в школу» | Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей. | Комбинированный | Беседа. Демонстрация. Игровые упражнения | дорога светофор | ||
2 четверть – 14 ч | ||||||||
19. | 11.11 | «Мой адрес» | Учить обучающихся сообщать свой домашний адрес, имя и фамилию, адрес школы, имена и отчества учителей. | Комбинированный | Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | адрес | ||
20. | 17.11 | Составление мини рассказа «Мой адрес» | Обобщить полученные знания по данной теме. | Обобщающий урок | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | |||
21. | 18.11 | Составление предложений «Я разговариваю по телефону». | Формирование умения употреблять «вежливые слова», исходя из речевой ситуации. Развитие умения участвовать в вопросно-ответном диалоге. | Комбинированный | Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | телефон | ||
22. | 24.11 | Я принимаю гостей. | Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей. | Комбинированный | Беседа, игровые приёмы, дид. материал | гость собеседник | ||
23. | 25.11 | Обобщение по теме «Я дома». | Обобщить полученные знания по данной теме. | Обобщающий урок | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | комната занятие | ||
Игрушки – 5 ч | ||||||||
24. | 01.12 | Игрушки. | Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей. | Комбинированный | Создание увлекательных ситуаций, дид. игры | игрушки | ||
25. | 02.12 | Игрушки народов мира. | Учить отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства. | Комбинированный | Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем» | игрушки | ||
26. | 08.12 | Моя любимая игрушка. | Учить слушать, запоминать и воспроизводить слоговые комплексы, соотносить картинки с их содержанием. | Комбинированный | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | игрушки | ||
27. | 09.12 | Магазин игрушек. Экскурсия. | Формирование умения употреблять «вежливые слова», исходя из речевой ситуации. Развитие умения участвовать в вопросно-ответном диалоге. | Экскурсия | Создание увлекательных ситуаций, дид. игры | покажите пожалуйста спасибо будьте любезны | ||
28. | 15.12 | Обобщение по теме «Игрушки». | Обобщить полученные знания по данной теме. | Обобщающий урок | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | |||
Праздник – Новый год – 6 ч | ||||||||
29. | 16.12 | Праздник - Новый год. | Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей. | Комбинированный | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра. | праздник | ||
30. | 22.12 | Готовимся к празднику «Новый год». | Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей. | Комбинированный | Беседа, игровые приёмы, дид. материал | Новый год | ||
31. | 23.12 | Новогодние традиции. | Расширять знания детей в области новогоднего праздника. | Комбинированный | Беседа, игровые приёмы, дид. материал | Дед Мороз письмо | ||
32. | 29.12 | Новогодние чудеса. | Формировать выразительную сторону речи. | Комбинированный | Создание увлекательных ситуаций, дид. игры | чудеса | ||
3 четверть – 18 ч | ||||||||
33. | 12.01 | Составление рассказа «Как я встретил Новый год». | Формировать выразительную сторону речи. | Комбинированный | Беседа, игровые приёмы, дид. материал | Новый год подарки | ||
34. | 13.01 | Обобщение по теме «Новый год». | Обобщить полученные знания по данной теме. | Обобщающий урок. | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | подарки | ||
Мир природы – 8 ч | ||||||||
35. | 19.01 | Речевая ситуация «Зимняя погода». | Расширить представление о времени года – зима (погодные условия). | Комбинированный | Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем» | температура воздуха | ||
36. | 20.01 | Речевая ситуация «Зимняя одежда». | Учить обучающихся выполнять задание по словесной инструкции учителя. | Комбинированный | Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем» | одежда | ||
37. | 26.01 | Речевая ситуация «Зимняя обувь». | Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план. | Комбинированный | Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем» | обувь | ||
38. | 27.01 | Речевая ситуация «Зимняя прогулка». | Выявление представлений по теме речевой ситуации. Формирование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге. | Урок формирование и закрепления умений и навыков | Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем» | зимняя прогулка | ||
39. | 02.02 | Речевая ситуация «Зимние виды спорта». | Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план. | Комбинированный | Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем» | коньки лыжи | ||
40. | 03.02 | Речевая ситуация «Зимние развлечения». | Учить обучающихся называть предметы и действия с ними, давать характеристику по заданному признаку. | Комбинированный | Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем» | зимние развлечения | ||
41. | 09.02 | Составление рассказа "За что я люблю зиму". | Формировать выразительную сторону речи. | Комбинированный | Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем» | рассказ | ||
42. | 10.02 | Обобщение по теме «Мир природы». | Обобщить полученные знания по данной теме. | Обобщающий урок. | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | природа | ||
Играем в сказку – 3 ч | ||||||||
43. | 24.02 | Русская народная сказка «Заячья избушка». | Учить слушать небольшую сказку. | Комбинированный | Сказка, игровые приёмы, дид. материал | избушка | ||
44. | 02.03 | Работа над содержанием сказки. | Соотносить картинку с их содержанием | Комбинированный | Проблемная ситуация, дид. материал | заячья избушка | ||
45. | 03.03 | Театрализация сказки «Заячья избушка». | Учить общению, моделировать диалог между персонажами. | Обобщающий урок | Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | постановка сказки | ||
Помощник – 5 ч | ||||||||
46. | 09.03 | Как вежливо просить о помощи. | Учить общению, моделировать диалог между персонажами. | Комбинированный | Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем» | пожалуйста | ||
47. | 10.03 | Домашние дела. | Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план. | Комбинированный | Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | домашние дела | ||
48. | 16.03 | Помощники. | Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план. | Урок формирование и закрепления умений и навыков | Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | помощник | ||
49. | 17.03 | Стихотворение А.Барто «Помощница». | Учить обучающихся выполнять задание по словесной инструкции учителя. | Комбинированный | Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем» | А. Барто | ||
50. | 23.03 | Обобщение по теме «Помощник». | Обобщить полученные знания по данной теме. | Обобщающий урок | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | семья | ||
4 четверть – 16 ч | ||||||||
Играем в сказку – 3 ч | ||||||||
51. | 06.04 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | Учить слушать небольшую сказку. | Комбинированный | Сказка, игровые приёмы, дид. материал | петушок, бобовое зёрнышко | ||
52. | 07.04 | Работа над содержанием сказки «Петушок и бобовое зёрнышко». | Соотносить картинку с их содержанием | Комбинированный | Проблемная ситуация, дид. материал | петушок, бобовое зёрнышко | ||
53. | 13.04 | Театрализация сказки «Петушок и бобовое зёрнышко». | Учить общению, моделировать диалог между персонажами. | Обобщающий урок | Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | сцена | ||
Режим дня школьника – 13 ч | ||||||||
54. | 14.04 | Колыбельные песни. | Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план. | Комбинированный | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | колыбельная | ||
55. | 20.04 | Перед сном. | Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план. | Комбинированный | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | Спокойной ночи! Сладких снов! Спи крепко! | ||
56. | 21.04 | Постельные принадлежности. | Формирование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге. | Комбинированный | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | подушка одеяло | ||
57. | 27.04 | Викторина "Сонное царство". | Формировать выразительную сторону речи. | Урок формирование и закрепления умений и навыков | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | викторина | ||
58. | 28.04 | Гигиена перед сном. | Формирование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге. | Комбинированный | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | зубная щётка мыло | ||
59. | 04.05 | Составление рассказа «Как я ложусь спать». | Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план. | Комбинированный | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | рассказ | ||
60. | 05.05 | Утро вечера мудренее. | Определение уровня овладения предметными результатами. | Комбинированный | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | мудренее | ||
61. | 11.05 | Доброе утро! | Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план. | Комбинированный | Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем» | Доброе утро! | ||
62. | 12.05 | Режим дня школьника. | Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план. | Комбинированный | Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем» | Режим дня школьник | ||
63. | 18.05 | Приветствие друзей. | Формирование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге. | Комбинированный | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | приветствие друзья | ||
64. | 19.05 | "Поделись улыбкою своей...". | Формировать выразительную сторону речи. | Комбинированный | Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем». | поделись улыбка | ||
65. | 25.05 | Беседа «Как начинается твое утро». | Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план. | Комбинированный | Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем» | план | ||
66. | 26.05 | Обобщающий урок по речевым темам за год. | Обобщить полученные знания. | Обобщающий урок | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра | общение |
Список литературы
Основная:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
Учебно-методическое обеспечение:
- Речевая практика. Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С. В. Комарова. - М. : Просвещение, 2016. - 208 с.
Учебник:
- Речевая практика 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. С.В. Комарова. – М.: «Просвещение», 2020г. – 95 с.
Рабочая тетрадь:
- Речевая практика 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. С.В. Комарова, Т.М. Головкина, С.В. Саакян – М.: «Просвещение», 2017г. – 47 с.
Дополнительная:
- Волина В. В. Праздник Букваря / В. В. Волина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. -384 с.
- Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для воспитателей и родителей / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1996. – 384 с.
- Попова Г. П. Занимательное азбуковедение / Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005. – 252 с.
- 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт. – сост. В. Н. Иванкова. – М.: ООО Аквариум-Принт, 2007. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 по русскому языку
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта для умственно от...
Рабочая программа "Окружающий социальный мир" Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:· Федеральный закон от 29.12.2012 ...
Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)
Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:· Федеральны...
Содержательный раздел адаптированной основанной общеобразовательной программы по коррекции речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Содержательный раздел адаптированной основанной общеобразовательной программы (АООП) по коррекции речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) представлен ...
Целевой раздел адаптированной основанной общеобразовательной программы по коррекции речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Целевой раздел адаптированной основанной общеобразовательной программы (АООП) по коррекции речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для 1 класса ...