Интегрированный курс для младших школьников «Я познаю мир»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа «Я познаю мир»- интегрированный курс для младших школьников, предназначенный для воспитания любознательного, активно познающего мир школьника.
Программа призвана расширить знания, полученные в рамках учебной деятельности, о том, что представляет собой человек, какова его роль и место в окружающем мире.
Курс предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием материала, сколько новизной и необычностью ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_poznayu_mir.docx | 36.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный курс для младших школьников «Я познаю мир»
Пояснительная записка
Программа «Я познаю мир»- интегрированный курс для младших школьников, предназначенный для воспитания любознательного, активно познающего мир школьника.
Программа призвана расширить знания, полученные в рамках учебной деятельности, о том, что представляет собой человек, какова его роль и место в окружающем мире.
Курс предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием материала, сколько новизной и необычностью ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Целью программы является удовлетворение запросов учащихся на основе расширения спектра образовательных услуг.
Задачи курса:
- обеспечение всестороннего развития и формирование личности обучающегося;
-улучшение качества личностно- ориентированной образовательной среды, положительно влияющей на физическое, психическое и нравственное благополучие обучающихся;
- повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности.
Курс «Я познаю мир» рассчитан на 300 часов с проведением занятий 5 раз в неделю. Тематика занятий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, способные дать простор воображению учащихся.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
-освоение эвристических приемов рассуждений;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях;
-способность осознавать свое предназначение в окружающем мире.
Личностные результаты освоения программы:
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Предметные результаты освоения программы:
- наличие углубленных представлений о взаимосвязях в окружающем мире.
Метапредметные результаты освоения программы:
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Содержание программы.
Курс состоит из 5 модулей:
- В мире Царицы Математики -60 ч
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Волшебная линейка. Числовые головоломки. Игра- соревнование «Веселый счет». Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числовой палиндром. Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Старинные задачи. Игра в магазин. Монеты. Нестандартные задачи. Закономерности в узорах. Симметрия. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Конструкторы лего. Конструкторы «Танграмм», «Спички», «Кубики»
Форма организации обучения- математические игры, работа с конструкторами.
- Мир человека-60 ч
Наш организм. Здоровый образ жизни. Что такое здоровый образ жизни: правильное питание. Развитие ребенка до школ. Что такое будущее? Что такое «я»? «Линии жизни» человека». Учимся запоминать. Приемы запоминания. Учимся придумывать. Учимся фантазировать. Правила фантазирования. Речевое общение. Неречевое общение. Жесты. Проблемы общения. Правила урегулирования конфликтов. Думай о других: сочувствие, как его выразить?
Форма организации обучения- постановка и решение проблемных вопросов.
- Мир экологии в красках и формах- 60 ч
Упражнения для развития наблюдательности. Цвета леса. Выразительность линий и форм живых организмов. Техники рисования: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов. Природа в наших ощущениях. Оптические приборы. Живые организмы и симметрия. Спираль в движении, развитии и росте растений и животных. Народные промыслы, связанные с лесом. Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Животные и растения в народном творчестве. Лес- кормилец и врачеватель. Лекарственные растения.
Форма организации обучения- наблюдения, экскурсии, практические работы, игры.
- Удивительный мир оригами- 60 ч
Базовая форма «Треугольник». Базовая форма «Воздушный змей». Цветочные композиции. Композиции с птицами. Базовая форма «Блинчик». Базовая форма «Книжка». Базовая форма «Дверь». Композиции с рыбками. Базовая форма «Двойной треугольник». Базовая форма «Двойной квадрат». Композиции с домашними и дикими животными. Шапочки – маски для игр и инсценировок. Композиции, объединяющие поделки домов и видов транспорта. Модульное оригами.
Форма организации обучения- творческие работы, проекты.
- Подвижные игры со всего мира- 60ч
Русская народная игра «Салки». Русская народная игра «Пятнашки». Русская народная игра «Охотники и зайцы». Русская народная игра «Фанты». Русская народная игра «Ловушки с приседаниями». Русская народная игра «Волк». Русская народная игра «Гори, гори ясно!». Эстафета «Быстрые и ловкие». Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень. Бурятская народная игра «Ищем палочку». Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок». Русская народная игра «Краски» Подвижная игра "Мяч водящему", игра малой подвижности "Летает, не летает".
Форма организации обучения- игра, соревнование.
Учебно- тематический план.
№п/п | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Наш организм | 2 |
2 | Упражнения для развития наблюдательности | 2 |
3 | Упражнения для развития наблюдательности | 2 |
4 | Игры с кубиками | 2 |
5 | Базовая форма «Треугольник» | 2 |
6 | Русская народная игра «Салки» | 2 |
7 | Что такое здоровый образ жизни? Правила Мойдодыра | 2 |
8 | Тренируем органы чувств | 2 |
9 | Волшебная линейка | 2 |
10 | Базовая форма «Воздушный змей» | 2 |
11 | Русская народная игра «Пятнашки» | 2 |
12 | Что такое здоровый образ жизни: правильное питание | 2 |
13 | Цвета леса | 2 |
14 | Игра- соревнование «Веселый счет» | 2 |
15 | Базовая форма «Воздушный змей» | 2 |
16 | Базовая форма «Воздушный змей» | 2 |
17 | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 2 |
18 | Нет вредным привычкам! Рисование на заданную тему | 2 |
19 | Выразительность линий и форм живых организмов | 2 |
20 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 2 |
21 | Цветочные композиции | 2 |
22 | Цветочные композиции | 2 |
23 | Развитие ребенка до школы | 2 |
24 | Техники рисования: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов | 2 |
25 | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 2 |
26 | Композиции с птицами | 2 |
27 | Композиции с птицами | 2 |
28 | Конструкторы лего | 2 |
29 | Конструкторы лего | 2 |
30 | Что такое будущее? | 2 |
31 | Техники рисования: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов | 2 |
32 | Цветочные композиции | 2 |
33 | Русская народная игра «Фанты» | 2 |
34 | Конструкторы лего | 2 |
35 | Что такое будущее? | 2 |
36 | Природа в наших ощущениях | 2 |
37 | Базовая форма «Книжка» | 2 |
38 | Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» | 2 |
39 | Математические игры. Построение «математических пирамид» | 2 |
40 | «Линии жизни» человека | 2 |
41 | Оптические приборы | 2 |
42 | Базовая форма «Книжка» | 2 |
43 | Русская народная игра «Волк» | 2 |
44 | «Спичечный» конструктор | 2 |
45 | Что такое Я? | 2 |
46 | Учимся пользоваться приборами | 2 |
47 | Базовая форма «Дверь» | 2 |
48 | Русская народная игра «Птицелов» | 2 |
49 | «Спичечный» конструктор | 2 |
50 | «Спичечный» конструктор» | 2 |
51 | Учимся быть внимательными. Прием «Дробление-объединение» | 2 |
52 | Изготовление простейшего «микроскопа» | 2 |
53 | Базовая форма «Дверь» | 2 |
54 | Подвижная игра «Совушка» | 2 |
55 | Веселая геометрия. Прятки с фигурами | 2 |
56 | Учимся быть внимательными. Прием «Дробление-объединение» | 2 |
57 | Изготовление простейшего «микроскопа» | 2 |
58 | Композиции с птицами | 2 |
59 | Подвижная игра «Мышеловка» | 2 |
60 | Решение и составление ребусов, содержащих числа | 2 |
61 | Учимся запоминать. Правила запоминания | 2 |
62 | Живые организмы и симметрия | 2 |
63 | Композиции с птицами | 2 |
64 | Подвижная игра «Карусель» | 2 |
65 | Игра в магазин. Монеты | 2 |
66 | Учимся запоминать. Правила запоминания | 2 |
67 | Живые организмы и симметрия | 2 |
68 | Базовая форма «Блинчик» | 2 |
69 | Подвижная игра «Кто быстрее?» | 2 |
70 | Математические игры | 2 |
71 | Учимся придумывать. Понятие о фантазировании | 2 |
72 | Спираль в движении, развитии и росте растений и животных | 2 |
73 | Базовая форма «Блинчик» | 2 |
74 | Эстафета «Быстрые и ловкие» | 2 |
75 | Секреты задач | 2 |
76 | Учимся придумывать. Понятие о фантазировании | 2 |
77 | Спираль в движении, развитии и росте растений и животных | 2 |
78 | Базовая форма «Двойной треугольник» | 2 |
79 | Русская народная игра «Гори, гори ясно!» | 2 |
80 | «Удивительная снежинка». Геометрические узоры | 2 |
81 | Приемы «Бином фантазии», «Произвольная приставка» | 2 |
82 | Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников | 2 |
83 | Базовая форма «Двойной треугольник» | 2 |
84 | Геометрический калейдоскоп | 2 |
85 | Крестики-нолики | 2 |
86 | Приемы «Бином фантазии», «Произвольная приставка» | 2 |
87 | Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников | 2 |
88 | Композиции с рыбками | 2 |
89 | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень | 2 |
90 | Прятки с фигурами | 2 |
91 | Сочинение загадок | 2 |
92 | Организм и среда обитания | 2 |
93 | Композиции с рыбками | 2 |
94 | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень | 2 |
95 | Секреты задач | 2 |
96 | Речевое общение. Вежливое общение со сверстниками | 2 |
97 | Композиции с рыбками | 2 |
98 | Бурятская народная игра «Ищем палочку» | 2 |
99 | Математические игры. Игра «Русское лото» | 2 |
100 | Что значит «Быть умным» | 2 |
101 | Наблюдения за растениями и животными | 2 |
102 | Базовая форма «Двойной квадрат» | 2 |
103 | Тайны окружности | 2 |
104 | Как поднять настроение? | 2 |
105 | Наблюдения за растениями и животными | 2 |
106 | Базовая форма «Двойной квадрат» | 2 |
107 | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 2 |
108 | Секреты задач | 2 |
109 | Какие бывают эмоции? | 2 |
110 | Наблюдения за растениями и животными | 2 |
111 | Композиции с домашними и дикими животными | 2 |
112 | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 2 |
113 | Народные промыслы, связанные с лесом | 2 |
114 | Шапочки – маски для игр и инсценировок | 2 |
115 | Марийская народная игра «Катание мяча» | 2 |
116 | «Новогодний серпантин» | 2 |
117 | Речевое общение. Вежливое общение со сверстниками | 2 |
118 | Животные и растения в народном творчестве | 2 |
119 | Базовая форма «Двойной дом» | 2 |
120 | Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | 2 |
121 | «Часы нас будят по утрам…» | 2 |
122 | Неречевое общение. Жесты | 2 |
123 | Лесная палитра: растения- красители. Рисуем природными красками- | 2 |
124 | Композиции с экзотическими животными | 2 |
125 | Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой» | 2 |
126 | «Что скрывает сорока?» Решение и составление ребусов | 2 |
127 | Проблемы общения | 2 |
128 | Лес- кормилец и врачеватель. Лекарственные растения | 2 |
129 | Образ человека в сказочных сюжетах | 2 |
130 | Русская народная игра «Жмурки» | 2 |
131 | Дважды два- четыре. Игры с кубиками | 2 |
132 | Экология человека. Экология жилища | 2 |
133 | Композиции, объединяющие поделки домов и видов транспорта | 2 |
134 | Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка» | 2 |
135 | В царстве смекалки | 2 |
136 | Правила урегулирования конфликтов | 2 |
137 | Пр. работа «Дом, в котором я хотел бы жить» | 2 |
138 | Знакомство со специфическими приемами оригами | 2 |
139 | Русская народная игра «Краски» | 2 |
140 | Сопереживание. Помощь друзьям | 2 |
141 | «Экологический стиль» в манере одеваться | 2 |
142 | Повторение всех базовых форм оригами | 2 |
143 | Эстафета «Быстрые и ловкие» | 2 |
144 | Математические фокусы | 2 |
145 | Думай о других: сочувствие, как его выразить? | 2 |
146 | Дидактические игры | 2 |
147 | Модульное оригами | 2 |
148 | Модульное оригами | 2 |
149 | Подвижная игра "Мяч водящему", игра малой подвижности "Летает, не летает" | 2 |
150 | Математический праздник | 2 |
Всего: 300 часов
Учебно- методическое обеспечение.
- Кубики с точками и цифрами. Игра «Математическое домино». Набор «Геометрические тела». Математические настольные игры.
- Аудиозаписи звуков природы. Полевой дневник. Листы плотной бумаги, акварельные краски, кисточки и перья. Карточки-задания. Дидактические игры «Экологический театр», «Узнай меня».
- Мячи разного размера. Скакалки. Обручи.
Информационные источники
- С.И.Гин, И.Е. Прокопенко Первые дни в школе. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
- Зубков Л.Б. Игры с числами и словами - СПб.: Кристалл, 2001.
- Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. -М.: АСТ, 2006.
- Лесная энциклопедия: в 2т./гл. ред. Г.И. Воробьев.-М.: Сов. энциклопедия, 1985
- Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. - М.: Просвещение, 1982.
- Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. - М.: «Аким», 1995.
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: «Просвещение», 1992.
- Кереман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»- М.: Просвещение, 1989г.
- Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки»- Волгоград. Учитель, 2008 г
- htt://edu.seu.ru/metodidiques/samkova.htm-интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»/Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"
Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...
Программа факультативного курса для младших школьников "Проектная деятельность"
Программа факультатива «Проектная деятельность» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы и подходы для решения пра...
Комплексная программа воспитания младших школьников "Я познаю мир"
Как воспитывать сегодня? Мои мысли и взгляды на воспитание личности младшего школьника....
Буклет "Духовно-нравственное воспитание младших школьников « Я познаю мир»"
- Развитие нравственного чувства сопереживания.- Развитие чувства ответственности за другого человека.- Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром в соответствии с нормами христи...
Сборник интегрированных заданий для младших школьников
В сборник вошли разноуровненные задания повышенной сложности для учеников начальной школы, с 1 по 4 класс.Задания для учеников 3 и 4 класа представлены в виде марафона.Использовать их можно как ...
Экскурсионная программа для младших школьников «Я познаю мир»
Создаёт условия для проявления и развития личностных качеств, открывающих духовную сторону жизни....
Профилактика проявлений школьной дезадаптации младших школьников «Я познаю этот мир»
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка с особыми потребностями в обучении. Этот период труден и для ребёнка, который прошёл подг...