Программа факультативного курса для младших школьников "Проектная деятельность"
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа факультатива «Проектная деятельность» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы и подходы для решения практической деятельности, мыслить системно, комплексно; непрерывно овладевать новыми знаниями, выявлять творческие способности школьников, развивающиеся в процессе выполнения проектных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_m_sss_programma_fakultotivnogo_kursa.doc | 298 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» города Николаевска Николаевского муниципального района Волгоградской области
Рассмотрена на заседании МО Утверждаю
учителей начальных классов руководитель МО учителей
протокол № ____ от ___________ начальных классов МКОУ
Руководитель МО «СОШ № 1» г Николаевска
______________М. А. Зубанева
_______________ М. А. Зубанева,
учитель нач. кл.
________________Т. М. Новикова
_______________Н. А. Гинатулина
«____» ________________2011 г.
Программа дополнительного образования детей
«Проектная деятельность»
Составила учитель начальных классов
Пастухова Светлана Анатольевна
I. Пояснительная записка
В концепции Федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребенка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности......»
Рабочая программа по внеурочной деятельности, для обучающихся 1 – 4 классов, является программой факультативного курса «Проектная деятельность». Она направлена на умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы и подходы для решения практической деятельности, мыслить системно, комплексно; непрерывно овладевать новыми знаниями, выявлять творческие способности обучающихся, развивающиеся в процессе выполнения проектных заданий.
На изучение курса по внеурочной деятельности «Проектная деятельность» отводится:
- количество часов в год – 36 часа;
- количество часов в неделю – 1 час;
Цель внеурочной деятельности: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, развитие ребенка в процессе выполнения проекта как самому, так и в группе детей, проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Программа определяет ряд задач:
- формирование поисковой деятельность обучающихся – способность к определению задач на основе поставленной проблемы.
- формирование умения планировать поэтапно свои действия, аргументировать свой выбор;
- формирование культуры общения учащихся, осознания ими необходимости позитивного общения со взрослыми и сверстниками на этапах выполнения проекта;
- передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;
- знакомство с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
- воспитание силы воли, терпения при достижении поставленной цели.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- развивать поисковую деятельность детей – способность к определению задач на основе поставленной проблемы.
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- развивать художественный вкус младшего школьника; совершенствовать стиль партнерских отношений в группе.
- решать разнообразные конструкторско – технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее востребованность в современной начальной школе, актуальность, развивающая ценность.
II. Общая характеристика курса
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребенка.
Именно творческая проектная деятельность обучающихся, будет способствовать их дальнейшему образованию, формированию навыков культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности и ее способности.
Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках технологии, на внеклассных занятиях. Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный подход, который способствует применению умений, знаний, полученных при изучении школьных дисциплин на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь самостоятельный принцип обучения, но и использовать знания, полученные в ходе изучения других школьных дисциплин.
Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет развивать задатки личности, ее способности.
Темы проектов выбираются по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы - временного, творческого коллектива.
На начальной ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
Методы работы:
- словесные методы: рассказы детей, сообщения, доклады на заданную тему, подготовка и чтение рефератов - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации поделок, плакатов, макетов, схем, иллюстраций, рисунков. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления, внимания, младших школьников;
- практические методы: – это изготовление плакатов, схем, различных моделей, поделок. Позволяют найти самореализацию личности младшего школьника путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств, и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых проектов, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Проектный метод» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информаторами, поисковые работы, выполненные задания. Не следует понимать проект как контрольную работу. Проект – творческая работа, во время которой обучающиеся продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать свою значимость в учебном процессе, ценность общения.
Занятия в проектной форме не отрицают систематического освоения знаний, такая деятельность включается в содержание проекта. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Обучающиеся, индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему.
При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития
Включая обучающихся в проект, можно сформировать у них следующие УУД (УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ):
- Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия (регулятивные УУД).
- Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности (познавательные, общеучебные УУД).
- Проводить наблюдения. Составлять простые проекты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира (познавательные, общеучебные УУД).
Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения, что способствует формированию личностных УУД.
Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность обучающихся проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.
Работая над проектами, обучающиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать её. У обучающихся формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами (личностные и коммуникативные УУД).
III. Содержание курса внеурочной деятельности
Основное содержание учебного курса программы «Проектная деятельность» представлено по темам в каждом классе: 1 класс - «Что такое технология проектного обучения?», Проект: «Ролевая игра: Числа первого десятка»,
«8 МАРТА – праздник бабушек и мам», «До свидания первый класс!»;
2 класс Проект: “Моя семья”, “Новый год в моих фантазиях», “Перемена”, “Учимся решать экологические проблемы в школе”;
3 класс Проект: «Правильное питание», «Новогодняя елка», “Памятники нашего города”, “Тюльпан на гербе города Николаевска”;
4 класс “Красная книга родного края”, «Новогодняя сказка», «Праздник за честь школы», «Хлеб всему голова».
Такое построение программы «Проектная деятельность» позволяет создать различные модели курса внеурочной деятельности, структурировать содержание занятий, распределять разными способами учебный материал.
Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе. Проект может быть монопредметный, межпредметным и надпредметным (или внепредметным). В первом случае он вполне «вкладывается» в классно-урочную систему.
Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-3 недели в режиме внеурочных учебной деятельности.
Программа «Проектная деятельность» предусматривает следующие формы контроля знаний: выполнение проектных работ обязательно должно завершаться их защитой в присутствии всего класса. Это мероприятие формирует у обучающихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 1 академического часа.
Учебный план
Тема проекта. | Количество часов | Всего часов. | |||
теория | практика | экскурсии | Массовые мероприятия | ||
1. Введение | 8 | - | - | - | 8 |
2. Ролевая игра: «Числа первого десятка» | 1 | 6 | - | 1 | 8 |
3. «8 МАРТА – праздник бабушек и мам» | 1 | 7 |
1 | 1 | 10 |
4. «До свидания первый класс» | 1 | 5 | - | 1 | 7 |
5. Введение. | 1 | - | - | - | 1 |
6. «Моя семья» | 2 | 4 | - | 1 | 7 |
7. «Новый год в моих фантазиях» | 1 | 6 | - |
1 | 8 |
8. «Перемена» | 1 | 8 | - | 1 | 10 |
9. «Учимся решать экологические проблемы в школе» | 1 | 5 | 1 | 1 | 8 |
10. Введение | 1 | - | - | - | 1 |
11. «Правильное питание» | 1 | 5 | - | 1 | 7 |
12. «Новогодняя елка» | 2 | 5 | - | 1 | 8 |
13. «Памятники нашего города» | 2 | 3 | 4 | 1 | 10 |
14. «Тюльпан на гербе города Николаевска» |
2 |
5 | - | 1 |
8 |
15. Введение | 1 | - | - | - | 1 |
16. «Красная книга родного края» |
1 | 5 | 1 | 1 | 8 |
17. «Новогодняя сказка» | 2 | 5 | - | 1 | 8 |
18. «Праздник за честь школы» | 1 | 8 | - | 1 | 10 |
19. «Хлеб всему голова» | 1 | 5 | 1 | 1 | 8 |
20. Итог. | 31 | 82 | 8 | 15 | 136 |
Тематическое планирование программы «Проектная деятельность»
№ п/п | Тема занятия |
Виды учебной деятельности, формы работы | Планируемые результаты освоения материала | |
Освоение предметных знаний умений | УУД (универсальные, учебные действия) | |||
1 класс | ||||
1. | Введение. Что такое технология проектного обучения? (8 ч) | Индивидуальные, Групповые. | Должен знать: что такое проект?, источники, из которых берется материал для проекта, представлять, что такое технология проекта, виды проектов, количество человек включенные в проект. Уметь: подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
2. | Проект «Ролевая игра: Числа первого десятка» (8 ч) | Индивидуальные, групповые, работа в группе, работа в паре. | Должен знать: какие числа относятся к числам первого десятка. Уметь: подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД: использование приобретённых математических знаний для описания поставленной цели. |
3. | Проект «8 МАРТА – праздник бабушек и мам» (10 ч) | Индивидуальные, групповые, работа в группе, работа в паре. | Должен знать: историю возникновения праздника. Уметь: подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное | Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД: умение находить новые знания, ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на факультативе. Регулятивные УУД: уметь слушать партнёра, в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания Познавательные УУД: доказывать, аргументировать свою точку зрения, осуществлять анализ объекта |
4. | Проект «До свидания первый класс!» (7 ч) | Индивидуальные, групповые, работа в группе, работа в паре. | Должен знать: стихи, загадки, песни о первом классе. Уметь: подбирать материал для мини сочинения, изготавливать газеты о школьной жизни. | Познавательные УУД: умение находить новые знания для выполнения проекта, используя свой опыт и информацию, полученную на факультативе. Регулятивные УУД: уметь слушать партнёра, в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания Познавательные УУД: доказывать, аргументировать свою точку зрения. |
2 класс | ||||
1. | Введение (1ч) Что такое технология проектного обучения? | Индивидуальные, Групповые. | Должен знать: что такое проект?, источники, из которых берется материал для проекта, представлять, что такое технология проекта, виды проектов, количество человек включенные в проект. Уметь: подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
2. | Проект “Моя семья”. (7 ч) | Индивидуальные. | Должен знать: что такое семья для человека, какое место она играет в жизни человека, пользоваться источниками в семейных архивах. Уметь: подбирать материал, фотографии из семейного архива, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу при выполнении проекта. Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования в домашних материалах. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию по отношению к другим. |
3. | Проект “Новый год в моих фантазиях». (8 ч) | Должен знать: откуда к нам пришел этот праздник, когда и почему мы стали его праздновать, как украшали елку в далекой старине. Уметь: подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: -обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, -осознавать уровень и качество выполнения. Познавательные УУД: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: Уметь задавать уточняющие вопросы. | |
4. | Проект “Перемена”.(10 ч) | Групповые, индивидуальные, парные | Должен знать: что бывают разные игры по динамики, по целям воспитания Уметь: подбирать игры для перемен, работать над анкетой о здоровом образе жизни, уметь подбирать материал из Интернете, книг других источников информации, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: -обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, -осознавать уровень и качество выполнения. Познавательные УУД: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: Уметь задавать уточняющие вопросы. |
5. | Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе”.(8 ч) | Групповые, индивидуальные, парные | Должен знать: на сколько загрязнена территория школы и пришкольного участка, что именно необходимо делать, чтобы привести ее в порядок. Уметь: подбирать информацию в Интернете, дополнительной литературе, составлять анкеты для проведения тестирования по данной теме. | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, -аргументировать свою точку зрения. |
3 класс | ||||
1. | «Введение» (1ч) Что такое технология проектного обучения? | Индивидуальные, групповые. | Должен знать: что такое проект?, источники, из которых берется материал для проекта, представлять, что такое технология проекта, виды проектов, количество человек включенные в проект. Уметь: подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
2. | Проект «Правильное питание»”. (7 ч) | Индивидуальные, групповые, парные. | Должен знать: на примере рассказов, сказок, что такое правильное питание и для чего человек должен им умело пользоваться?, источники, из которых берется материал для проекта, представлять, что такое технология проекта. Уметь: подбирать материал из книг, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное рассчитывать рацион правильного питания на неделю, изготавливать коллах о правильном питании, газету о правильном питании. . | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать новый неизведанный материал. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в диалоге, -аргументировать свою точку зрения. |
3. | Проект «Новогодняя елка» (8 ч) | Индивидуальные, групповые, парные | Должен знать: откуда пришла традиция ставить хвойное дерево елку и наряжать его на новогодний праздник, приводить примеры сказок, рассказов, стихов о празднике, - знать новогодние традиции которыми пользовались люди в далекой старине, - как называют деда Мороза в других странах.
Уметь: рисовать образ зимы, подбирать стихи, песни и сказки к празднику, Работать с книгами, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. . | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающую информацию. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, |
4. | Проект “Памятники нашего города”.(10 ч) | Индивидуальные, групповые, парные | Должен знать: какие, памятники находятся в нашем городе и кому они поставлены, - где именно находятся памятники героям ВОВ, гражданской войны, памятники героям труда, песни, стихи военных лет. Уметь: писать миниатюрные сочинения о героях в своей семье, подбирать материал на поставленную тему, работать с Интернетом, книгами и дополнительной литературой по теме, работать с архивами дома. - защищать свой индивидуальный проект | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающую информацию, -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, -аргументировать свою точку зрения самостоятельно |
5. | Проект “Тюльпан на гербе города Николаевска”. (8 ч) | Индивидуальные, групповые, парные. | Должен знать: что за тюльпан находится на гербе нашего города, почему именно тюльпан этого вида выбран для украшения герба, откуда идет происхождение тюльпана, почему так мало тюльпанов стало сейчас в наших степях. - какая экологическая катастрофа ожидает нас в скором будущем. Уметь: пользоваться различными источниками информации, книгами, Интернетом, рассказом людей живущих на территории нашего района, - защищать свой групповой или индивидуальный проект. | Коммуникативные УУД (умение , слушать собеседника, вступать с ним в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации). Познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия). Развитие регулирующей части факультативной деятельности – итогового самоконтроля. |
4 класс | ||||
1. | «Введение» (1ч) Что такое технология проектного обучения? | Индивидуальные, Групповые. | Должен знать: что такое технология проектного обучения, - значимость проектной технологии, источники подбора материала, книга, Интернет, информаторы, телевидение и другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта. Уметь: подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. | Регулятивные УУД: формулировать преобразовывать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: развивать первоначальное умение практического исследования на этапе подготовки проекта. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью к товарищам, учителю; формулировать собственное мнение и позицию |
2. | Проект “Красная книга родного края”. (7 ч) | Индивидуальные, Групповые. | Должен знать: что такое Красная книга, какие растения и животные нашего края занесены в красную книгу области и района, - экологические проблемы, стоящие на первом месте в нашем городе. - виды проектов, Уметь: подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное, проводить учебное исследование. | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного материала, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий материал. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: - строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге. |
3. | Проект: «Новогодняя сказка» (8 ч) | Индивидуальные, Групповые | Должен знать: что такое «Новогодние праздники», гадание, песни, «Рождественские каникулы», - какие праздники последуют за новогодними? - как этот праздник празднуют в других странах мира? - наиболее популярные песни и зажигательные танцы. Уметь: подбирать материал, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное, проводить учебное исследование с полученным материалом. | Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного материала, освоенного и неизвестного - собранного, сопоставлять свою оценку данного события с оценкой другого человека. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий материал. -уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной проблемы. Коммуникативные УУД: -строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, -аргументировать свою точку зрения. |
4. | Проект: «Праздник за честь школы» (10 ч) | Индивидуальные, Групповые | Должен знать: что это за праздник в школе и каковы его традиции, - историю возникновения данного праздника в школе, - песни и стихи о школе, - работников школы, - как правильно пользоваться полученной информацией. Уметь: подбирать материал, - писать мини сочинения о школе и ее достижениях, - собирать, перерабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное, проводить учебное исследование с полученным материалом. | Регулятивные УУД: - формировать умения работать самостоятельно при определении написания простого проекта на основе собранного материала. Познавательные УУД: - развивать первоначальное умение практического исследования во время проекта. Коммуникативные УУД: - задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
5. | Проект: «Хлеб всему голова» (8 ч) | Индивидуальные, Групповые | Должен знать: - что такое хлеб и каким трудом он достается людям, - примеры из жизни о людях труда выращивающих хлеб, - стихи, песни о каравае, - рассказы, поэмы о хлебе. Уметь: подбирать материал, - писать мини сочинения о хлебе и его значимости для людей. - собирать, перерабатывать учебный материал, выделять главное, отбрасывать второстепенное, проводить учебное исследование с полученным материалом. | Регулятивные УУД: - формировать умения работать самостоятельно при определении написания простого проекта на основе собранного материала. Познавательные УУД: - развивать первоначальное умение практического исследования во время проекта. Коммуникативные УУД: - задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
Описание учебно методического обеспечения.
- Автор: Василевская В С; Редактор: Антонов В. В., Чамаева Т. А.
Издат: Вита-Пресс, 2008 г.; Жанр: Другое, Книги для родителей и др.
2. Автор: Алекс Экслер ; Название: «Моя родословная»; Жанр: Юмор; Издат: Вита-Пресс,
2008 г.;
3. Шахерова О. Н. Культура и литература Сибири – Иркутск, 1997 г.
4. Лыхин Ю. Как составить родословную // Сибирское наследство. Иркут. обл. публ. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2004 - № 1 - 3 с.
5. Миронов Ю. Ю. Главная книга семьи // Дошкольная педагогика – ООО “Детство-пресс” - 2004 - № 5 – 55 с. – 6 – 49 с.
6. Старостин А. Родословное древо // Новая Игрушка – М: 1995 - № 2 – 26-27 с.
7. Составитель Исламова С. М. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей – М: - ванта +, 1995 – т 5 – ч 1 – 46-56 с.
8. «Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры для детей з классов», Автор составитель С. А. Шин. Изд-е.2 – е. – Ростов – н/Д: изд – во «Феникс», 2003, - 384 с (Серия «Школа радости»)
9. «Я на солнышке лижу». Составитель Сергей Козлов; издательство «Малыш» Москва 1989 год.
10. 2011 © Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД
«Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
Эл. адрес: festival@1september.ru Телефон: +7 (499) 249-52-53
Приложение № 1.
Система действий учителя и ученика при выполнении проекта.
Этапы | Действия учителя | Действия учащихся |
Предварительный этап | Определение в действиях школьников базового, программного и усложненного уровней усвоение учебного материала. | |
Диагностический этап | Разработка задания для выявления уровня усвоения знаний. Проведение диагностики обученности школьников. Анкетирование учащихся, беседы с классным руководителем, учащимися и их родителями. | Самоопределение ученика в области выбора уровня изучения каждого школьного предмета на основе результатов диагностики и своих интересов. |
Этап распределения учащихся по группам | Организация распределения учащихся по группам. Уточнение содержание обучения для разных групп. Разработка четких требований к уровню образовательной подготовки применительно к каждому уровню. Предоставление учащимся разработанных требований. | Выбор учеником определенной группы. Участие в обсуждении предлагаемых учителем требований к уровню образовательной подготовки в той или иной группе. |
Этап реализации уровневого обучения | Организация работы учащихся в группах. | Организация своей учебной деятельности в рамках выбранной группы. |
Этап оценки результатов образовательной подготовки в условиях уровневого обучения | Оценивание учащихся с позиции приложенных усилий (реализация положительной обратной связи) | Осуществление взаимооценки и самооценки достигнутых результатов. |
Приложение № 2.
Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях выполнения проекта.
Стадии. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
1. Разработка проектного задания. | ||
1.1. Выбор темы проекта. | Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. | Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. |
| Учитель предлагает учащимся совместно отработать тему проекта. | Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения. |
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. | Учащиеся самостоятельно отбирают темы и предлагают классу для обсуждения. | |
1.2. Выделение подтем в теме проекта. | Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора. | Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. |
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта | Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учении выбирает одну из них для себя (т. е. выбирает себе роль). | |
1.3.Формирование творческих групп. | Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности. | Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды. |
1.4.Подготовка материала к исследовательской работе. Формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы. | Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает, задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. | Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке зданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением в классе. |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности. | Учитель принимает участие в обсуждении. | Учащиеся в группе, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности; видеофильм, альбом , натуральные объекты, литературная гостиная и т. д. |
2.Разработка проекта. | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся осуществляют поисковую деятельность. |
3.Оформление результатов. | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся в начале по группам, а потом по взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
4. Презентация. | Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или ребят параллельный класс, родителей. | Докладывают о результатах своей работы. |
5. Рефлексия. | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия. |
Приложение № 3.
При работе над проектом необходимо:
- обозначить титульный лист
- название проекта.
- руководителя проектной работы
- состав учащихся
- паспорт проектной работы.
- тип проекта
- цели проекта
- задачи проекта
- гипотезу исследовательской работы
- структуру проекта
- этапы проектной деятельности
- проведение итога проекта (утренник, презентация, защита проекта)
Приложение № 4. к проекту: «Ролевая игра: Числа первого десятка».
Цели проекта:
1. Создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления.
2. Создание условий для закрепления знаний чисел первого десятка, через включение учащихся в различные виды деятельности по закреплению знаний умений и навыков, полученных на уроках математики.
Задачи проекта:
1. Расширение знаний учащихся по теме «Числа первого десятка».
2. Привитие навыков культуры счета.
3.Установка стабильного интереса к навыкам устного счета в пределах десятка.
4. Выявление и решение проблем связанных с запоминанием устного счета в пределах первого десятка.
5. Развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал.
Литература:
1. «От одного до десяти» (веселый счет), составитель С. Я. Маршак; издательство «Детская литература» 1959 год.
2. «Классные часы в 1 классе» составитель Я.Ю Мартынова; издательство – торговый дом «Карифей» 2006 год.
3. Методика воспитательной работы. Составитель Л.А. Байкова и другие Рязань, 1993 год.
4. «Веселая математика». Составитель В.В. Волина, ООО Фирма «Издательство АСТ», 1998 год.
Приложение № 5. к проекту: «8 МАРТА – праздник бабушек и мам»
Цели проекта:
- Создание условий для развития инициативы, самостоятельного выполнения поисковой деятельности, коммуникативных умений учащихся.
- Создание условий для закрепления знаний о празднике 8 – МАРТА, через включения учащихся в различные виды деятельности.
Задачи проекта:
1. Расширение знаний учащихся по теме: «8 – МАРТА»
2. Привития навыков труда при работе с различными материалами, для изготовления поделок к празднику.
3. Выявление и решение проблем связанных с запоминанием стихов, песен, загадок к празднику.
4. Развитие умения находить нужный материал по данной теме.
Литература:
- «Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры для детей з классов», Автор составитель С. А. Шин. Изд-е.2 – е. – Ростов – н/Д: изд – во «Феникс», 2003, - 384 с (Серия «Школа радости»)
- «Я на солнышке лижу». Составитель Сергей Козлов; издательство «Малыш» Москва 1989 год.
3. 2011 © Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД
«Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
Эл. адрес: festival@1september.ru Телефон: +7 (499) 249-52-53
Приложение № 6. к проекту: «До свидания первый класс!»
Цели проекта:
- Создание условий для развития творческого потенциала младших школьников, самостоятельного выполнения поисковой деятельности, взаимодействия учителя и учащихся в процессе работы.
- Создание благоприятных условий для выполнения проекта, через включения учащихся в различные виды деятельности.
Задачи проекта:
- Закрепление знаний учащихся при выполнении работ по образцу.
- Привития навыков труда при работе с различными материалами для изготовления поделок, газет, плакатов к празднику.
- Выявление и решение проблем связанных с общением детей в ходе выполнения проекта.
- Развитие умения отсеивать ненужный материал.
Приложение № 7. к проекту: «Моя семья»
Цели проекта:
- Создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления.
- Создание благоприятных условий для выполнения проекта, через включения учащихся в различные виды деятельности.
Задачи проекта:
- Включение в систему ценностных отношений подростка родственников, ушедших из жизни до его рождения; установление связи между историей семьи и историей Отечества.
- Осознание роли семьи в жизни человека. Род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения.
- Понятие своей роли в этой семье, подбор фотографий, отражающих родственные и важные моменты в жизни семьи. Также впечатления о семейных путешествиях, труде, отдыхе, создание небольшого семейного альбома.
Вопросы, рассмотренные в проекте и заданные учащимся …… классов
1. До какого поколения могу я, мои родители вспомнить имена (фамилии, годы жизни, места рождения) наших предков?
2. Сколько детей было в семьях разных поколений (мамы и папы, бабушек – дедушек, прабабушек и прадедушек)?
3. Откуда родом были ваши предки?
4. Кто из ваших предков прожил самую долгую жизнь ? Кого из них можно назвать долгожителем?
5. Ты знаешь о жизни бабушек, дедушек….А известно ли тебе что – то о жизни их родителей, их бабушек – дедушек?
6. Есть ли в вашей семье семейный архив? Что в нем? Кто хранит семейные реликвии? А ты как относишься к семейному архиву?
Приложение № 7: к проекту: “Новый год в моих фантазиях».
Цели проекта:
1. Создание условий коммуникативных умений учащихся, творческого мышления, развитие интеллектуальных способностей.
2. Создание благоприятных условий для применения новых знаний при выполнении проекта.
Задачи проекта:
1. Обогатить представления детей о празднике.
2. Привития навыков труда при работе с различными материалами, для изготовления костюмов, поделок, плакатов, газет к празднику.
3. Выявление и решение проблем связанных с общением детей в ходе выполнения проекта.
4. Развитие умения находить нужный материал по данной теме.
Вопросы для беседы: «Новый год в моих фантазиях»
- откуда к нам пришел этот праздник?
- когда и почему мы начали праздновать новый год? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями)
- как новый год празднуют в других странах?
- куда кладут подарки в разных странах на новый год?
Вопросы анкеты: «ЕЛКА»
- Почему мы наряжаем елку?
– Откуда к нам пришла традиция ставить хвойное дерево на новогодний праздник и его украшать?
- Какие украшения вешали люди в далекой старине на елку?
- Какие новогодние традиции, остались у нас от далекой старины?
Литература:
- Елка // Пчелка: православный сборник для детей, - 1994 год №2 С. 39.
- Крещенские сказания // Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказания, поверья, обычаи и пословицы русского народа. Репр. Изд. М., 1901. – С. 109 – 120.
- Песни зимнего обхода дворов / Подг. Г. Науменко // Народное творчество. – 1989 год. - № 11 – С. 5 -6.
- Святочные истории: Рассказы и стихотворения русских писателей. - М.: Русская книга, 1992 год. – С. 318.
- «Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры для детей», Автор составитель С. А. Шин. Изд-е.2 – е. – Ростов – н/Д: изд – во «Феникс», 2003, - 384 с (Серия «Школа радости»)
- И святы вечера пришли: Святочная песня / Исполн. О. Трушина //Песни Смоленского Поднепровья. – Л., Мелодия, 1985 год.
Приложение № 8, к проекту: “Перемена”.
Цели проекта:
- формирование желания быть здоровым,
- вести здоровый образ жизни, накопление информации для проведения перемен.
Задачи проекта:
1. мотивировать на здравоохранительное поведение,
2. создать положительные эмоции,
3. учить коммуникативности.
Анкета для родителей
- Что вы понимаете под здоровым образом жизни?
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Как вы считаете, может ли школа помочь ребенку полностью освоить вопросы, касающиеся проблем ЗОЖ и охраны здоровья?
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Кто должен участвовать в воспитании ЗОЖ?
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Знаете ли вы, как проходят перемены в школе?
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Чему учатся дети на перемене?
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Чем вы можете помочь в организационном проведении перемен?
__________________________________________________________________________________________________________________________
Информация для родителей
Ребенок должен освоить следующие вопросы, касающиеся проблем здорового образа жизни и охраны здоровья:
- знать названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
- уметь измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания в состоянии покоя и после физической нагрузки, понимать значение определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;
- понимать значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
- знать и соблюдать правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
- уметь правильно строить режим дня и выполнять его;
- знать основные правила рационального питания с учетом возраста;
- понимать значение двигательной активности для развития здорового организма, уметь удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня;
- знать и выполнять правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
- знать основные природные факторы, укрепляющие здоровье, и уметь ими пользоваться;
- уметь составить для себя программу оздоровления на летний и зимний сезоны года и обеспечить ее выполнение;
- знать, как охранять свое здоровье от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний, что делать при их возникновении, как оказать себе первую доврачебную помощь;
- знать, какие привычки и почему представляют вред для здоровья, не допускать их появления;
- знать основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций, уметь распознавать и анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- уметь оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;
- знать лечебные учреждения, профессии врачей-специалистов, которые могут оказать услуги в случае болезни, знать, почему необходимо посещать врача;
- знать лечебные свойства некоторых деревьев, кустарников, трав, уметь использовать их для профилактики и лечения некоторых заболеваний, уметь приготовить витаминный травяной чай, фруктовые и овощные коктейли;
- знать особенности своего физического и психического развития, характера, памяти, внимания для их совершенствования и коррекции;
- знать особенности развития мальчиков и девочек, понимать значение самовоспитания в формировании личности мальчика и девочки;
- знать состав, родственные корни своей семьи, любить и почитать отца; мать, уважать других членов семьи, помогать вести хозяйственные дела в семье;
- быть осторожным в общении со взрослыми незнакомыми людьми обоего пола, избегая тем самым возможных экстремальных ситуаций;
- уметь взаимодействовать с окружающей средой с позиции экологической безопасности, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни.
Проведение Линейки для проекта «Перемена».
Учитель: Школа – это самая большая семья, в которой свои правила. Они установлены на основе общепринятых правил.
Школа – это наш второй дом. А воспитанный человек ведет себя в доме культурно.
Зазвонил телефон.
Учитель: Да, я вас слушаю. Незнайка? Выручить тебя? Как мы сможем? У нас тут линейка. Попробуем.
Дети, звонил Незнайка. Его похитили инопланетяне. Чтобы его спасти, нужно ответить на вопросы инопланетян по правилам поведения в школе. Поможем Незнайке?
(Вносят конверт с вопросами).
Первый вопрос. Как нужно приветствовать учителя, взрослых, которых вы встречаете по дороге в класс?
Отвечать будет 1 класс.
Дети отвечают по очереди.
1«а»
1. Со всеми взрослыми надо здороваться «Здравствуйте».
2. С друзьями можно употреблять слово «Привет», «Доброе утро».
3. Произносить приветствие нужно с улыбкой.
(Разыгрывается ситуация).
Второй вопрос. Каким должен быть внешний вид ученика?
3 «б»
1. Вот начинается наш обычный школьный день.
2. При входе мальчики снимают головные уборы.
3. Все переобуваются и кладут уличную обувь в сумку для грязной обуви.
4. Главное не мешать окружающим.
5. Форма учеников должна быть чистой и выглаженной.
Третий вопрос. Можно ли опаздывать на урок?
1«в»
1. На урок опаздывать нельзя. Тот, кто опоздает, не будет знать, что говорит учитель.
2. Опоздавший ученик мешает всему классу.
3. В класс нужно приходить за 10 – 15 минут до начала урока.
4. Если случилось так, что ты опоздал, то…(ситуация обыгрывается).
Четвертый вопрос. Как нужно сидеть во время урока?
1«б»
1. Парта это не кровать,
И на ней нельзя лежать,
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
2. Учитель спросит, надо встать
Когда он сесть позволит, сядь,
Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подыми.
3. Готовиться к уроку надо заранее, до звонка.
4. Все ли у тебя на месте. Надо проверять еще дома.
Учитель: Вопрос пятый и самый важный для нашей школы. Что можно делать на перемене в школьном коридоре?
Приложение № 8. к проекту: “Учимся решать экологические проблемы в школе”.
Цели проекта:
1. Создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления.
2. Создание условий для развития чувства сопричастности к решению экопроблем через включение учащихся в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки.
Задачи проекта:
1. Расширение экологических знаний уч-ся.
2. Привитие навыков экологической культуры.
3. Установка стабильного интереса к экологической обстановке своей местности.
4. Выявление и решение экопроблем в условиях населённого пункта.
5. Развитие социальной активности уч-ся (взаимодействие уч-ся с местными органами власти, связь с общественностью).
6. Развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса « Основы проектной деятельности».
В комплекте учебников «Школа России» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности, та...
Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»
Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край» Пояснительная записка Программа факультатива «Мой родной кр...
Рабочая программа факультативного курса "Наглядная геометрия" для внеурочной деятельности
Рабочая программа для внеурочной деятельности по математике для 1 - 4классов составлена на основе программы для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"Н.Б. Истомина. Цель данной программы —...
авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл.
авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл....
Программа факультативного курса "Экология для младших школьников"
Программа может быть использована в начальной школе с 1 по 4 класс.Сооставлена в соответствии с программой окружающего мира А.А. Плешакова....
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование для 1 класса по факультативному курсу «Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе»
Программа факультативного курса "Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе" определяет направления и методы работы по данному курсу для учащихся первых классов города Москвы. В программе...
Программа факультативного курса для младших школьников «Мы - исследователи»
Направленность курсаКурс «Мы - исследователи» ориентирован на развитие навыков исследовательской деятельности. Данная программа помогает включить ребёнка в собственный исследовательский поиск, обучить...