Профилактика проявлений школьной дезадаптации младших школьников «Я познаю этот мир»
рабочая программа (1 класс)
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка с особыми потребностями в обучении. Этот период труден и для ребёнка, который прошёл подготовительный этап в ДОУ, и для того, который находился на домашнем воспитании.
Учащиеся первого класса, в силу индивидуальных психофизических особенностей, с трудом адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются с режимом работы на уроке, учебной программой.
Учебная деятельность требует определённого уровня социально-психологической зрелости, развития школьно-значимых психофизических функций, а также познавательной деятельности.
Однако практика последних лет показывает, что дети не всегда способны принять темп школьной жизни на первом году обучения, у них недостаточно развита произвольность поведения, психомоторное развитие часто ниже возрастной нормы, что сказывается и на развитии познавательных процессов: внимание неустойчивое, процесс запоминания продолжителен во времени, преобладающая форма мышления – наглядно-действенная, воображение репродуктивное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dezadaptatsii_17.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика проявлений школьной дезадаптации младших школьников
«Я познаю этот мир»
Пояснительная записка.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка с особыми потребностями в обучении. Этот период труден и для ребёнка, который прошёл подготовительный этап в ДОУ, и для того, который находился на домашнем воспитании.
Учащиеся первого класса, в силу индивидуальных психофизических особенностей, с трудом адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются с режимом работы на уроке, учебной программой.
Учебная деятельность требует определённого уровня социально-психологической зрелости, развития школьно-значимых психофизических функций, а также познавательной деятельности.
Однако практика последних лет показывает, что дети не всегда способны принять темп школьной жизни на первом году обучения, у них недостаточно развита произвольность поведения, психомоторное развитие часто ниже возрастной нормы, что сказывается и на развитии познавательных процессов: внимание неустойчивое, процесс запоминания продолжителен во времени, преобладающая форма мышления – наглядно-действенная, воображение репродуктивное.
В результате у детей наблюдаются страхи, неадекватные реакции на ситуацию (агрессивное поведение, замыкание в себе, избегание контактов), а также признаки «школьного невроза» или «фобии школы», что характерно для процесса дезадаптации.
Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, особенно первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических функций в процессе изобразительной и игровой деятельности.
Цель:
психолого-педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития.
Задачи:
- создание условий оптимального возрастного развития личности младшего школьника в целом, включающих охранно-стимулирующий режим, распределение нагрузок с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;
- организация коррекционно-развивающих воздействий с использованием различных методов: игротерапия, психорегулирующие тренировки, изотерапия;
- коррекция и развитие мелких мышц руки, пространственной ориентации, координации движений, координации в системе «глаз – рука», увеличения объёма зрительного восприятия.
Адресат:
- обучающиеся первого класса в адаптационном периоде;
- обучающиеся, вновь прибывшие в ОУ;
- обучающиеся младших классов с выраженным уровнем тревожности и низкой социально-психологической зрелостью, признаками дезадаптации.
Структура занятия:
1-й блок:
ритуал приветствия, разминка, игровые задания средней и малой подвижности, упражнения психорегулирующей тренировки.
Формы работы: фронтальная, работа в кругу.
Задача 1-ого блока: снятие эмоционального напряжения, формирование положительного эмоционального отношения к собственным практическим действиям, развитие зрительного восприятия, внимания.
2-й блок:
упражнения на развитие мелкой моторики рук, координации в системе «глаз – рука», ритуал прощания.
Формы работы: индивидуальная, работа в тетрадях.
Задача 2-ого блока: развитие рисовательных движений, умений ориентироваться на листе бумаги, переносить воспринимаемый графический образ без искажений к себе в тетрадь.
Методическое обеспечение программы.
Игровые упражнения 1-ого блока.
- Игра «Имена».
Цель: развитие слуховой памяти.
Все участники занятия сидят в кругу и по очереди представляются друг другу. Ведущий начинает с себя, таким образом, он задает образец: «Здравствуйте, меня зовут…….».
- Игра «Улыбка».
Цель: развитие умения выражать чувство радости.
Каждый участник занятия приветствует своего соседа справа (слева) улыбкой. Можно использовать маску-подсказку.
- Игра «Весёлые ладошки».
Цель: развитие чувства ритма.
Ведущий предлагает по очереди всем отстучать ритм, который он задаёт. Ритм на первых занятиях должен быть простым, не слишком быстрым, но постепенно задание усложняется.
- Игра «Чей домик?».
Цель: развитие аналитико-синтетических функций.
Ведущий предлагает всем выбрать по одной карточке, где изображено животное или птица. Затем ведущий предлагает ребятам посмотреть на большую картинку и определить, где живут выбранные ими животные, птицы. Например, предлагаются карточки: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, дятел, соловей. Картина леса, где изображены дерево с дуплом, дерево с гнездом, норка лисы и т.д.
- Игра «Найди окошко для фигуры».
Цель: развитие зрительного восприятия.
Ведущий показывает ребятам геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и предлагает найти нужное окошко – домик для неё.
- Игра «Найди пару».
Цель: развитие внимания.
Педагог называет определённый признак, по которому ребята объединяются в пары. Например: «кто сегодня рано встал – в пары стройся», «кто сегодня не скучал, весело играл – в пары стройся», «у кого в одежде есть красный цвет – в пары стройся» и т.д.
- Игра «Угадай, что нарисовано».
Цель: развитие аналитико-синтетических функций.
Ведущий показывает ребятам нарисованные силуэты, а дети называют, какие предметы в классе могут иметь такую форму.
Например: квадрат – окно, картина; круг – зеркало, лампа; прямоугольник – дверь, шкаф, книга, крышка парты; треугольник – пирамидка, крыша домика и т.д.
- Игра «Найди, где спрятано».
Цель: развитие зрительного внимания.
Педагог прячет в комнате какой-либо предмет, а ребята в это время сидят с закрытыми глазами. Затем по условному сигналу все начинают искать этот предмет.
- Игра «Запомни и найди».
Цель: развитие зрительно-опосредованного запоминания.
Ведущий показывает ребятам ряд предметов, они их запоминают, а затем ведущий раскладывает их в кабинете. По условному сигналу все участники начинают искать эти предметы в комнате.
- Игра «Минутка».
Цель: развитие восприятия чувства времени.
Педагог засекает минуту времени и предлагает каждому ребёнку тоже засечь свою минутку. Когда минута будет на исходе, нужно подать сигнал с помощью поднятой руки. У каждого ребёнка своё восприятие времени, существует предположение, что чем меньше продолжительность минутки у ребёнка, тем более он подвижен.
- Игра «Объятия».
Цель: развитие доброжелательного отношения друг к другу, получение нового сенсорного опыта.
Ведущий рассказывает о том, что когда люди с кем-то очень дружны, то они выражают свои чувства через объятия. Все ребята уже давно знакомы друг с другом и поэтому могут свободно выразить свои чувства объятиями. Ведущий предлагает ребятам обнять своего соседа справа (слева).
- Игра «Кошечка-собачка».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ведущий предлагает детям представить себя собачками и показать, какие они по характеру (ласковая, добрая, весёлая, злая, грустная), затем все превращаются в кошечек или собачек.
- Игра «Радуга».
Цель: развитие умений действовать по условному сигналу.
Каждый ребёнок выбирает себе определённый цвет – это одна из полосок радуги. По условному сигналу все, глядя на картинку, строятся в том порядке, в котором располагаются полоски радуги.
- Игра «Тропинка».
Цель: развитие умений действовать по инструкции и условному сигналу.
Педагог предлагает всем встать друг за другом и, передвигаясь по команде, выполнить те действия, которые выполняет ведущий.
Варианты заданий: все становятся в шеренгу, поворачиваются направо и кладут руки на плечи своего соседа, стоящего перед ними, затем начинают передвигаться змейкой за ведущим; все опускают руки и перескакивают через воображаемое бревно; затем все, высоко поднимая колени, переходят вброд реку и т.п.
- Игра «Запретный номер».
Цель: развитие внимания, умений действовать по инструкции.
Выбирается определённая цифра, которая становится запрещённой к озвучиванию. По условному сигналу все ребята строятся, называют свой порядковый номер; когда доходят до запрещенной цифры, её обладатель не называет, а хлопает в ладоши.
- Игра «Определи игрушку».
Цель: развитие внимания, умений действовать по инструкции.
Ребятам предлагается найти в комнате игрушки, которые зашифрованы на рисунках: длинные ушки, пушистый хвост, огромные зубы, цветное кольцо и т.п.
- Игра «Дракон кусает свой хвост».
Цель: развитие моторной ловкости.
Все строятся в колонну друг за другом, руки кладут впереди стоящему на плечи. Первый изображает голову, а последний – хвост. Голова пытается поймать свой хвост, а хвост уворачивается от неё.
- Визуализация «Тёплый, как солнце».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ведущий предлагает ребятам сесть на стульчики поудобнее, ступни ног поставить на пол, ладони положить на коленки, закрыть глаза и представить себе тёплый чудесный день, серое облачко проплывает по небу и уносит с собой все трудности, печали и обиды…
- яркое голубое небо, лёгкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают вам расслабиться, почувствовать лёгкость во всём теле. Сделайте вдох, почувствуйте свежесть воздуха, выдох – откройте глаза, поднимите медленно руки вверх, потянитесь, улыбнитесь окружающим вас детям.
- Игра «Чувства».
Цель: развитие соотнесения эмоционального состояния человека с рисуночным изображением.
Ребятам последовательно предлагаются сюжетные картинки, где изображены дети в различных ситуациях с разными проявлениями эмоций. Ведущий спрашивает: - Что делают ребята на картинке? Какие эмоции возникают у вас в такой же ситуации? Что чувствуют ребята?
Затем предлагается вспомнить случаи из жизни детей. Например: сюжет картинки «Дети спрятались от грозы под деревом». Чувства, эмоции: страх, испуг.
Рекомендуется использовать демонстрационный материал для занятий и индивидуально «Наши чувства и эмоции».
- Игра «Волшебный мешочек».
Цель: повышение эмоциональной компетентности детей.
Игра проводится после выяснения эмоционального состояния ребят. Педагог предлагает каждому ребёнку взять по пакетику и наполнить его своими ненужными чувствами (гнев, обида, грусть, страх, злость). Каждый ребёнок имитирует движения складывания своих негативных чувств в волшебный мешочек. Затем все ребята завязывают свои мешочки и выбрасывают их в мусорное ведро.
Игровые упражнения 2-ого блока.
- Задание «Дорисуй предмет».
Цель: развитие ориетировки в пространстве.
Ведущий показывает часть предмета, который начал рисовать художник, а закончить его предлагает ребятам. Можно разложить листочки каждому, можно предложить дорисовать предмет в воздухе. Варианты заданий: половинка бабочки, половинка домика, половинка жука, половинка юлы и т.п.
- Задание «Нарисуй по точкам».
Цель: развитие координации в системе «глаз – рука».
Всем ребятам раздаётся лист, где намечены точками какие-либо предметы; ребята, соединяя точки, изображают предметы и подписывают их названия. Например: гриб, солнце, облако, машина, затем постепенный переход на геометрические фигуры.
- Задание «Составь предмет из геометрических фигур».
Цель: развитие творческого воображения.
Педагог раздаёт ребятам наборы геометрических фигур из цветной бумаги и предлагает сделать аппликацию, изобразив какой-либо предмет. Ребятам на первых порах предлагаются варианты картинок-подсказок, где из геометрических фигур уже составлены предметы, а они подбирают фигуры и соединяют их согласно расположению на картинке.
- Задание «Заштрихуй рыбку».
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Ведущий раздаёт детям листы, где нарисованы силуэты рыб, которые надо раскрасить. Направление штриховки может быть указано в виде нескольких линий-стрелок: по горизонтали, по вертикали, по диагонали.
- Задание «Копирование точек».
Цель: развитие зрительного восприятия.
Педагог предлагает ребятам скопировать точки точно так же, как на образце. Варианты заданий: ./../…/ …../../…../../
__/_____/__/_____/ __/__/__/_____/__/__/__/_____/
- Задание «Лабиринт».
Цель: развитие ориентировки на листе бумаги.
Педагог раздаёт детям листочки с изображёнными лабиринтами, которые те должны пройти за определённый промежуток времени.
- Задание «Разведчики».
Цель: развитие внимания.
Педагог пишет на доске зашифрованные слова в цифровом варианте и затем, раздав детям ключ к шифру, предлагает расшифровать написанное.
Варианты заданий: шифр: 1 – А, 2 – И, 3 – Г, 4 – О, 5 – Р, 6 – З, 7 – Б,
8 – С, 9 – М, 10 – Л
5461 – роза, 849 – сом, 481 – оса, 3527 – гриб, 5191 – рама,
3 4 10 4 8 – голос, 6291 – зима
- Задание «Графический диктант».
Цель: формирование умения точно выполнять указания взрослого.
Педагог раздаёт ребятам листочки в клеточку с заданиями, которые те выполняют. Задания могут быть предложены в виде устной инструкции, а также в письменной форме.
Варианты заданий:
- 2 кл. вверх, 1 кл. направо, 2 кл. вниз, 1 кл. направо;
- 3 кл. вниз, 5 кл. направо, 3 кл. вверх, 2 кл. направо;
- 1 кл. направо, 4 кл. вверх, 2 кл. вниз, 1 кл. направо, 2 кл. вниз.
- Задание «Узор».
Цель: развитие координации в системе «глаз - рука».
Детям предлагают нарисовать узор на рукавичке, платочке из тех фигур, которые нарисованы педагогом на доске. Например: **//***//**//***//; квадрат, треугольник, квадрат, прямоугольник и т.д.
- Задание «Путаница».
Цель: развитие концентрации и устойчивости зрительного внимания.
На доске нарисован ряд предметов, которые соединены друг с другом разноцветными линиями, образуя путаницу. Педагог предлагает желающим распутать эту путаницу и найти каждому предмету пару. Предметы располагаются на листе на противоположных сторонах, но не напротив друг друга. После того как ребята выполнят задание, им предлагается объяснить, почему эти предметы – пара.
Например:
мяч…………..замок
ключ…………катушка
игла………….корзина
- Задание «На что похоже?».
Цель: соотнесение плоскостного изображения геометрической фигуры с реальным предметом.
Педагог показывает силуэты геометрических фигур, которые объединены, а ребята обращаются к собственному опыту и называют, на какие реальные предметы они похожи.
- Задание «Бывает – не бывает».
Цель: развитие аналитико-синтетических связей.
Ребятам показывают картинки с сюжетами, и они определяют, бывает ли то, что нарисовано, или нет. Сюжеты могут быть взяты из книги К. Чуковского «Путаница».
- Задание «Покажи, что на картинке».
Цель: развитие пантомимических способностей.
Ведущий раздаёт ребятам картинки и затем предлагает каждому показать, что изображено на его картинке с помощью мимики и движений. Когда один изображает, то другие отгадывают. Например: зонт, чайник, книга, шапка, кукла, воздушный шар, паровозик и т.п.
- Задание «Помоги человечкам найти своё лицо».
Цель: совершенствование понимания эмоционального состояния человека.
Ведущий показывает ребятам картинки, где изображен сюжет: ребята выполняют какое-либо действие, но у ребят не видно лиц, надо назвать, кто что делает, а затем дорисовать лица. Сюжеты: ребята играют в игру, девочка уронила чашку и разбила её, ребята делили игрушку и сломали её и т. п.
- Задание «Фотография».
Цель: снятие эмоционального возбуждения.
Ведущий предлагает ребятам сделать фотоснимок, но для того, чтобы получилась необычная фотография, надо выбрать место и создать какую-либо композицию (сюжет может быть задан). Ребята сообща выполняют задание ведущего. Сюжеты: «Мы на природе», «Дружная семья»; «Играем вместе» и т.д.
- Задание «Кляксы».
Цель: развитие воображения.
Ведущий раздаёт ребятам листы бумаги, жидкую краску. Детям предлагается взять краску и немного налить на лист, затем лист нужно согнуть пополам и снова раскрыть. Пятна подсушивают, а затем рассматривают их и называют, на что они похожи. На следующем занятии снова ведущий возвращается к кляксам и предлагает их дорисовать, чтобы они превратились в узнаваемые предметы.
- Задание «Разноцветная вода».
Цель: развитие умений действовать по инструкции.
Ведущий рассказывает ребятам, что каждый из них может стать маленьким волшебником и делать маленькие чудеса с помощью красок и воды. Затем он раздаёт каждому по баночке с водой и кисточки. Предлагает рассмотреть воду, какая она по цвету. Далее все выбирают наиболее понравившийся им цвет и добавляют в баночку; обращается внимание на то, какой стала вода. После предлагается добавить ещё какую-либо краску и снова определить цвет воды.
- Задание «Необычные рисунки».
Цель: развитие воображения.
Ведущий рассказывает детям, что с помощью рук можно не только умываться, держать ложку и кушать, но и с их помощью можно рисовать картинки. Пальцами можно нарисовать травку, солнышко, а из ладошки можно нарисовать дерево или даже петушка. Все выбирают краску, которой будут рисовать, и наносят её на ладошки, затем делают оттиск на листе бумаги и дают ему высохнуть. После того как все выполнили первую часть задания, педагог показывает, как эти отпечатки превратить в живые картинки.
- Задание «Рисуем вместе».
Цель: развитие навыков совместной деятельности.
Ведущий объединяет ребят в пары и даёт им картинку, которую они должны раскрасить вместе, но не совсем обычным способом; один держит карандаш, а другой водит рукой своего партнёра. Затем устраивается выставка картин, нарисованных парами.
- Задание «Карта моего тела».
Цель: развивать у детей стремление к самопознанию, закрепить те знания, которые были получены ранее.
Рассказать детям о том, что тело человека состоит из частей. Ребята называют и определяют функциональное назначение частей тела: уши, глаза, нос, рот, голова, туловище, руки, ноги. Каждая часть получает свой определённый цвет, как воспринимает её ребёнок. Каждый рисует своё тело и раскрашивает его по-своему.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Коррекционно-развивающие цели | Количество занятий | |||
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | |||
1. | Бал на лесной полянке. | Создание позитивного настроя у обучающихся на совместное взаимодействие с психологом; развитие мелкой моторики рук, зрительного восприятия. | 1 | 1 | 1 | 1 |
2. | В гостях у старичка-лесовичка. | Создание условий для сплочения детского коллектива; развитие и коррекция зрительного восприятия. Формирование умения действовать по инструкции. | 1 | 1 | 1 | 1 |
3. | Разведчики. | Создание условий для сплочения детского коллектива; развитие и коррекция внимания, активизация мышления. | 1 | 1 | 1 | 1 |
4. | Солнечные зайчики. | Снятие мышечных зажимов, эмоционального напряжения; развитие слухового и зрительного восприятия. Формирование координации в системе «глаз-рука». | 1 | 1 | 1 | 1 |
5. | Дары леса. | Развитие и коррекция компонентов зрительного внимания. Формирование пространственно-временного восприятия. | 2 | 2 | 1 | 1 |
6. | Кто здесь живёт? | Развитие умения выражать чувство радости, доброжелательного отношения друг к другу, получение нового сенсорного опыта. | 1 | 1 | 1 | 1 |
7. | А ты что за птица? | Развитие внимания, умений действовать по образцу. Снятие психоэмоционального напряжения. | 2 | 1 | 1 | 2 |
8. | Волшебная кладовочка. | Развитие мелкой моторики рук, творческого воображения. Развитие навыков совместной деятельности. | 1 | 1 | 1 | 1 |
9. | Следопыты. | Развитие аналитико-синтетических связей, навыков соотнесения плоскостного изображения с реальным предметом. Снятие эмоционального возбуждения. | 1 | 1 | 1 | 1 |
10. | У лесного озера. | Развитие ориентировки в пространстве; развитие общей и мелкой моторики. Повышение эмоциональной компетентности детей. | 1 | 1 | 1 | 1 |
11. | Гостеприимный дом. | Совершенствование понимания эмоционального состояния человека. Развитие навыков совместной деятельности. | 1 | 1 | 1 | 1 |
12. | Друзья леса. | Развивать у детей стремление к самопознанию, развивать образное мышление. Закрепление полученных знаний. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Всего занятий | 14 | 13 | 12 | 13 |
ЛИТЕРАТУРА
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М. 1999 г.
- Мамайчук И.И. психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб. 2003 г.
- Овчарова Р.В. практическая психология в начальной школе. М. 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»
Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»
Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»
Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»
Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»
Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...
Дипломная работа - проект "Интеллектуальные игры как средство коррекции школьной дезадаптации младших школьников"
В образовательных учреждениях педагог часто сталкивается с проблемой школьной дезадаптации младших школьников, но высокие требования учебной программы не позволяют уделять достаточного внимания дезада...
Рабочая программа по профилактике школьной дезадаптации младших школьников с ЗПР
Данная программа направлена на профилактику дезадаптивного поведения учащихся начальной школы....