Сборник интегрированных заданий для младших школьников
учебно-методическое пособие по теме

В сборник вошли разноуровненные задания повышенной сложности для учеников начальной школы, с 1 по 4 класс.Задания для учеников 3 и 4 класа представлены в виде марафона.Использовать их можно как  для индивидуальной работы с одарёнными учениками. так и для фронтальной работы в сильных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированные задания 1  класс. (1уровень ).

1 задание.            

Меня зовут Маша. У моего брата одна сестра. Как ее зовут?

__________________________________________________________________

2 задание.      

Вычисли:    7 – 2 – 1 – 1 + 5 – 3 + 2 – 1 =  ______________

3 задание.            

Катя нарисовала треугольник левее ромба, между ними круг, а квадрат справа от ромба. Нарисуй фигуры по порядку.

                                     

________________________________________________________________

4 задание.    Приведи по три примера живой и неживой природы:

ЖИВАЯ                                                                          НЕЖИВАЯ

____________________                                            _______________________

____________________                                            _______________________

____________________                                            _______________________

5 задание.    Человека часто сравнивают с  животными. Допиши пропущенные слова.

Неуклюжий, как ______________________ .

Упрямый, как ______________________ .

Хитрая, как ______________________ .

Голодный, как ______________________

 8 задание.   Подбери пару.

Например,  синий  ппппплатокппппппппппппп

                       синяя  _______________________

                       синее  _______________________

                       синие  ______________________

6 задание. Запиши  части растения.        1

  1. ____________________________

        3                   2

  1. ____________________________

  1. ____________________________      3

        4

  1. ____________________________

  1. ____________________________

5

7 задание.   Придумай слова, где есть « Ь ».

______________________Ь                     ___________Ь___________              

       

______________________Ь                     ____________Ь__________

_______________

9 задание.   Начни предложение.          

__________________________________________ теплый ветерок.

__________________________________________ идут в лес.

__________________________________________ купили журнал.

Интегрированные задания 1  класс. (2 уровень ).

1 задание.         В пирамиде на большее кольцо кладётся меньшее.

                             Красное кольцо меньше зелёного, но больше синего.

                             Жёлтое кольцо больше зелёного. Нарисуй эту пирамиду.

2 задание.     Вставь пропущенные  « + » или «– »

3     2     1     4     1   =   9

6     3     2     1     8   =   10

3 задание.    

У Саши купюра в 100 рублей.

Он купил пирожок за 8 рублей и два сока по 12 рублей.

Сколько купюр по 10 рублей он может получить в сдаче?

__________________________________________________________________

4 задание.    

  1. Допиши.

Наша страна – это _____________________.

Её столица _________________________.

           Раскрась флаг своей страны.

5 задание.    

  1.  Впиши слова.

У  _______________________  тело покрыто шерстью.

У  _______________________  тело покрыто перьями.

У  _______________________  шесть лап.

6 задание.    Какая связь между аистами, лягушкой и мошкой

7 задание. Придумай слова, где есть « Й »

______________________Й                     ___________Й___________            

       

______________________Й                     ___________Й___________      

 8 задание . Из букв слова   ИГРОТЕКА   составь разные слова.

9 задание.  Запиши предложения на тему «Что из чего делают»:

сапоги,   пироги,   мука,   кожа,   платки,   пух, шьют,   пекут,   вяжут

  1. _____________________________________________________________

  1. _____________________________________________________________

  1. _____________________________________________________________

Интегрированные задания 2  класс. (1 уровень ).

1 задание. Приведи примеры живой природы и неживой природы. По 3 примера.

 живая                                                                           неживая


2 задание.    Зачем рыбе жабры?

3 задание.    У каких растений едят:

корень ___________________________________________

листья ___________________________________________

плоды ___________________________________________

4 задание.  Когда мы смотрим на число 3, а говорим 15?

5 задание.  Сумма двух чисел равна 140. Одно число больше другого на 25. Назови эти числа.

6 задание.  Вставь пропущенные знаки действий:

3    2   1   4   1 = 9                                4   5   1   5   3 = 2    

6   3   2   1   8 = 10                                10   3   4   1   5 = 1          

7 задание.  

  1. Первое слово каждого предложения начинается с буквы «с». Впиши слова в клетке.

С

С

С

С

С

цветёт весной

сделан из помидоров и огурцов

идёт зимой

сена стоял в поле

остался после драки

8 задание.  

  1. Запиши слова, противоположные по значению.

далёкий - ___________________                    тяжёлый - ____________________

высокий - ___________________                    твёрдый - ____________________

худой - ___________________                       добрый - _____________________

смешной - ___________________                храбрый - ____________________

9 задание.

  1.  Составь из букв слова « государство » не менее 5 слов

Интегрированные задания 2  класс. (2 уровень ).

1 задание.    Напиши названия хищников и травоядных.

         Хищники                                                                Травоядные

__________________                                          _____________________

           Водоём – о __  __  __  о

Главный враг леса – __  o  __  __  __

Утром на небе – __ o  __  __  __  __

Модель земли – __  __  o __  __  __

Лучший певец в саду – __  o  __   o  __  __  __

Лиственное дерево – o__  __  __  __

3 задание. Назови группу, одним словом

Каспийское, Чёрное, Охотское - _________________________

Лиса, волк, лев - ______________________________________

Ель, сосна, пихта - ____________________________________

Страус, кура, ворона - ________________________________

4 задание. Расставь знаки препинания.

Жили на опушке старик со старухой рядом жила добрая кошка она мышей ловила немножко кошка любила сметану брать из чулана

5 задание.

Составь из букв слова « карамель » разные слова

6 задание.

 

ь

 

ь

ь

ь

ь

ь

  1. есть в лесу
  2. два родственника
  3. бывает зимой
  4. играют в театре
  5. певчие птички
  6. кукурузные

7 задание.Реши задачу.

В автобусе ехало 28 пассажиров. На каждой остановке выходило 4 человека, а выходило 6 человек. Сколько пассажиров оказалось в автобусе после трех остановок?

8 задание.

Расставь знаки действий: + или –

7   4   3 = 8        14   6   5 = 13              52   9   6 = 37

  Интегрированные задания 3  класс. (1 уровень ).

Марафон

   Прочитайте текст, используя ознакомительное чтение. Затем выполните  предложенные задания.

Текст
    Дед Аким служил лесником более сорока лет. А когда состарился, оставил вместо себя сына Николая.  Не смог старик расстаться с домиком в лесной чаще, где прошла вся его жизнь. Так и остался доживать свой век в семье сына. Но и теперь не сидел он, сложа руки. Дел по хозяйству хватало: воды принести из колодца,  дров для печки, за скотиной ухаживать. И ещё одна обязанность была у деда Акима, которую он выполнял с большой охотой: по вечерам внукам рассказывать сказки, которые будто и заснуть не могли, пока дед не расскажет им сказку. А знал он их превеликое множество, одна другой интереснее.
    В ту зиму выпало много снегу, голые ветви деревьев гнулись под тяжестью снежных шапок, сугробы были по колено. Небо стало яснее, и луна потянула к земле свои серебряные нити. Стоял страшный мороз, но в доме лесника было тепло и уютно. В печке пылал огонь, и огненные отблески плясали на стенах.
    Жила-была… - тихо начал старик сказку про Цветочную Фею, которую похитили гномы, поселили в своём хрустальном дворце и сделали королевой подземного царства. И вот, в момент, когда должен был явиться прекрасный принц и освободить похищенную красавицу, сказка оборвалась. Откуда-то, из заснеженного, скованного морозом леса донеслись жуткие звуки - "Уууууууууа - уууууууууаааа" - страшный вой волчьей стаи. «Ох, бедный Николай!», - запричитала жена лесника. « Ох, нападут на него волки!»
Ребята замерли, мысленно представив себе, как отца окружает стая голодных волков.
« Не бойтесь».  Успокоил их дед Аким и даже улыбнулся. Мне на своём веку многое довелось повидать и с волками не раз приходилось встречаться: волки сильно боятся людей. И опасаются приближаться к человеку и напасть на него, пока он жив.
- Но ведь столько страшных случаев рассказывают про волков, - прошептала жена.
- Все выдумки. Все до одного. Человек увидит волка, перепугается. А потом и других пугает своими рассказами. Когда вы вырастете, ребятки, и будете читать в газетах разные страшные истории про людей, которых съели волки, вспомните своего деда и верьте тому, что он вам говорил, а не разным врунам. Да и потом, у Николая ружьё, стреляет он метко, другого такого стрелка не найти.
    Мальчики успокоились и  подсели ещё ближе к старику. Один внук  робко заговорил:
- Волки самые кровожадные и злые звери на свете!
- Не отрицаю, - ответил старик, - очень даже злые животные и  вреда причиняют немало. Но они бывают и добрыми, и дружелюбными, по-своему, конечно. Вспомнилась мне одна история, не сказка, а быль, про волка. Хотите ребята, чтоб Цветочная Фея поспала во  дворце у гномов до завтрашнего вечера, а я вам расскажу эту историю?
- Хотим! Хотим! - хором ответили мальчуганы. И старик начал рассказ.
    - Давно это было, я ещё совсем молодым лесником был в этих местах. Однажды летом пошёл я в обход по лесу и вдруг вижу: под кустом у самой тропинки, свернувшись клубочком, лежит волчонок, ну не больше щенка, и когда я подошёл к нему, он и не думал убегать. Волчонок был худой, одна кожа да кости. "И что с ним стряслось, что он не убегает?" - подумал я. Когда я уже совсем близко был возле него, он всё-таки попробовал убежать, да не смог: оказалось, лапа у него была сломана. Жаль мне его стало, думаю: калека. И мать его бросила. Поймал я его, сунул в мешок и понёс домой. Дома осмотрел волчонку лапу. Так и есть, перелом кости. Кто знает, как это случилось?! Зажал я ему лапу между лопаточками и перевязал, чтобы кость срослась. Видно, ему очень было больно. Но он терпел, словно понимал, что я ему добра хочу. Потом устроил я ему место за дверью и накормил.
    И вот, недельки через четыре лапа у волчонка срослась, вырос он и раздобрел от хорошей пищи, и, сдается мне, что другого такого упитанного, гладкошерстного волчонка никто не видывал. Но след всё же остался: на переднюю лапу он слегка прихрамывал. Стал волчонок бегать по двору, сдружился с собаками, и стоило мне его окликнуть по имени, которое я ему дал: Серый! - как он тот час же мчался ко мне. Ел с моих рук, сопровождал меня в лес, точно собачонка, и послушно возвращался домой. Совсем стал ручным.
Но вот однажды серый пропал. Нигде я его не мог найти, сколько не искал. Должно быть, заговорила в нём его дикая натура, и ушёл он туда, где и положено жить волку: в лесные просторы, нападая на овец, косуль, зайцев и других животных.
    Прошло два года, и я уже совсем позабыл про Серого. Однажды зимой, такой же холодной, как нынче, шёл я домой через лес по тропе, покрытой глубоким снегом. Вдруг слышу, из чащи кто-то бежит. Несётся со всех ног, с шумом ломая наст. Слышу: совсем уже близко… и вот прямо передо мной перебегает тропу косуля и исчезает в лесу.
Она, видать, совсем из сил выбилась: дышала тяжело, из открытого рта часто-часто вылетали клубы пара.
Я сразу сообразил: волк за косулей гонится, задрать её хочет… "Сейчас и он должен появиться", - подумал я. Снял ружьё, взвёл курок и приготовился стрелять.
Гоп-гоп-гоп… - слышу, волк скачет большими прыжками. Вот он, огромный, серый, с вздыбленной шерстью, язык, как говорится, на плечо. Он заметил меня, на миг замер на тропе и злобно сверкнул раскосыми глазами. Только на мгновение - сразу помчался за косулей. Я уже прицелился. Но, когда волк сделал ещё прыжок, я заметил. Что он хромает на переднюю лапу.
Тут у меня мелькнуло в голове: "А вдруг это Серый?! И, ещё с нацеленным ружьём, я позвал:
- Серый, Серый!
Сделав ещё несколько прыжков, волк остановился, повернул голову, долго глядел на меня, затем вновь крутнулся, собираясь, видимо, бежать дальше, но сделал только несколько медленных шагов и, остановившись, снова обернулся ко мне. Я узнал его. Это действительно был Серый, тот самый, который два года назад, как будто ручной, жил в моём дворе. И вот он стоит в нерешительности. А как же? Ведь с той поры, как он меня не видел и не слышал моего голоса, прошло много времени. Сколько ему пришлось натерпеться, а память у волков менее острая, чем у нас, людей. Но всё же после того, как я ещё два раза назвал его по имени, он узнал меня, подошёл ближе, остановился передо мной, несколько раз обошёл вокруг, внимательно осматривая меня и принюхиваясь, а потом начал радостно прыгать, совсем как было прежде. Но когда я захотел дотронуться до него и погладить, он отстранился и тихо, точно щенок, заскулил. Всё-таки жил в нём страх. Ведь я был человек. Самый устрашающий враг волчьего рода. "Что делать? - подумал я. - Застрелить?" Надо бы, чтобы спасти от смерти косулю и овец, да только пожалел я его. Ведь это был Серый, которого я выходил, когда он лапу сломал, ведь он в моём дворе рос. А он, хоть и волк, а всё равно узнал меня и всячески пытался показать мне свою дружбу.
« Иди ты своей дорогой, Серый»,  - сказал я ему и медленно зашагал к дому.
Но Серый не ушел. Он забыл и про косулю, и шёл , за мной, слегка прихрамывая. Я остановился. И он остановился. Я дальше иду, и он идёт. А когда я хотел приблизиться к нему, он отбегал. А иногда скулил, точно хотел мне что-то сказать. Так мы дошли до опушки, от которой начиналось поле. Здесь он остановился, и, пока я отдалялся. Долго провожал меня взглядом, а потом, медленно, словно нехотя, скрылся в лесу и больше я его не видел. Немного спустя, я услышал его вой: протяжный, жалобный, словно рыдание.
Дед Аким кончил рассказ. Ребята сидели, молча, задумавшись о Сером, о волке, от природы диком и злобном звере, в котором вдруг пробудились воспоминания, и вспыхнул луч доброты.
Послышались тяжёлые шаги во дворе, а затем у двери. Дверь отворилась, и лесник Николай, отец ребят вошёл в дом. Он был словно Дед-Мороз, весь белый, заиндевевший, с сосульками на бровях и устах. Не успел он снять с себя тулуп и ружьё, как мальчишки бросились его обнимать.
- Папа! Ты слышал, как волки выли?
- Слышал. Я ведь был недалеко от них.
- И не испугался?
- А чего мне бояться?! Когда мне было столько лет, сколько сейчас вам ваш дедушка мне объяснил, что волки на людей не нападают. А ведь дед всегда говорит только правду. Если вам доведётся когда-либо встречаться с волками, не бойтесь.

Задание 1.

Проверяем умение самостоятельно озаглавливать текст,  находить его основную мысль.

Озаглавьте текст. Выпишите его основную мысль.

Название:_____________________________________________________________________

Основная мысль:_______________________________________________________________________

Задание 2.

Проверяем умение составлять план.

 Составь план, который поможет тебе успешно  пересказать этот текст.

Задание 3.

Проверяем умение самостоятельно предполагать. Какая информация необходима для решения учебной задачи.

Достаточно ли тебе этого текста, чтобы утверждать, что волк не нападает на человека сам. Объясни свой ответ.

Задание 4.

Проверяем умение извлекать информацию из текстов. Вспомни прочитанный тобою текст и отметь верные суждения.

  1. Больше всего дед Аким любил заготавливать дрова.
  2. Больше всего дед Аким любил рассказывать внукам сказки.
  3. Дед Аким хотел убить Серого, когда встретил его в лесу.
  4. Волчонок сам пришел к леснику.
  5. Встреча со сбежавшим волчонком произошла через 2 месяца.
  6. Встреча со сбежавшим волчонком произошла через 2 года.

Задание 5.

Проверяем умение вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде. Прочти текст и отметь «+» то, о чем прямо говорится в тексте, а «+»«+», о чем не пишется прямо.

  1. Волчонок в сторожке стал ручным.
  2. Волков можно приручить, но они все равно уйдут в лес.
  3. Люди часто сочиняют страшилки про волков.
  4. Память у волков долгая, Серый узнал деда Акима.
  5. Не стоит сильно  бояться волков.

Задание 6.

Проверяем умение составлять таблицы. В каких книгах можно найти нужные сведения, чтобы написать сообщение о волке. Заполни таблицу, расставив номера книг.

Книги на выбор:

  1. В.Бианки «Рассказы».
  2. Орфографический словарь.
  3. «Жизнь животных в лесу».
  4. В.Бианки «Волчонок».
  5. «Животные лесов  Ленинградской области».
  6. М.Пришвин «Рассказы о животных».
  7. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».
  8. «Про лису в лесу».

Книги, в которых я, скорее всего, найду ответ.

Нужно смотреть содержание

Книги, в которых я, скорее всего, не найду ответ.

Задание 7.

Проверяем умение объяснять отдельные причины отдельных утверждений. Объясни отдельные явления в жизни волка.

Утверждение

Объяснение

  1. У волков есть самый злейший враг. Кто это?

  1. Серый при встрече не дал себя погладить. Почему?

  1.  Дед Аким при встрече был готов застрелить волка.Почему?

  1.  Дед Аким пытался найти сбежавшего Серого. Почему?

Задание 8.

Дополнительное.

  1. Подбери проверочное слово к словам:

По вечерам____________________________________________________________

Нападая________________________________________________________________

Холодной_______________________________________________________________

Оказалось_______________________________________________________________

  1. Разбери предложенные слова по составу:

состарился,   скотиной,         дружелюбными,    устрашающий

  1. Если длина прыжка волка 1м 50 см, то сколько раз надо подпрыгнуть, чтобы преодолеть расстояние 10 метров?

________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________________________________________________________

  1. Волк, почуяв опасность,  увеличивает скорость движения на 10 км за час. Какова скорость волка, учуявшего опасность, если его обычная скорость 20 км за час?

________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________________________________________________________

 

 Интегрированные задания 3 класс. (2 уровень ).

Марафон

  Прочитайте текст, используя ознакомительное чтение. Затем выполните  предложенные задания.

Текст

Рождество Христово и святая Пасха – праздники доступные детям. Другие праздники не столь доступны детскому разумению, и нравятся по внешней обстановке, а не  по внутреннему значению...

Однако же и из двух названных больших праздников – дитя скорее поймет и примет простым чувством Рождество Христово.

Как счастлив ребенок, которому удавалось слышать от благочестивой матери простые рассказы о Рождестве Христа Спасителя! Как счастлива и мать, которая, рассказывая святую и трогательную повесть, встречала живое любопытство и сочувствие в своем ребенке, и сама слышала от него вопросы, в коих детская фантазия так любит разыгрываться, и, вдохновляясь этими вопросами, спешила передавать своему ребенку собственное благочестивое чувство.

Тихая ночь, уединенный вертеп – ясли, домашние животные. В яслях  Младенец и над Ним кроткая, любящая мать с задумчивым взором и с ясною улыбкой материнского счастья.  Три великолепных волхва, идущих за звездою к вертепу с дарами.  Вдали на поле пастухи посреди своего стада, внимающие радостной вести Ангела и таинственному хору сил небесных. Потом злодей Ирод, преследующий невинного Младенца; избиение младенцев в Вифлееме - потом путешествие святого семейства в Египет – сколько во всем этом жизни и действия, сколько интереса для ребенка!

Старая и никогда не стареющая повесть! Как она была привлекательна для детского слуха. Оттого-то, лишь только вспомнишь эту простую повесть, воскресает в душе целый мир. Воскресает все давно прошедшее детство, со всеми лицами, окружавшими его, со всеми радостями его. Возвращается в душу то же таинственное ожидание чего-то, которое всегда бывало перед праздником.
    Таков вечер перед Рождеством: вернулся я из церкви и сижу, дома в той же комнате, в которой прошло все мое детство; на том же месте, где стояла колыбель моя, потом моя детская постелька, – стоит теперь мое кресло перед письменным столом. Вот окно, у которого сиживала старушка  няня и уговаривала ложиться спать, когда как спать не хотелось.  В душе было волнение – ожидание чего-то радостного, чего-то торжественного на утро. То не было ожидание подарков – нет, - чуялось душе точно, что завтра будет день необыкновенный, светлый, радостный, и что-то великое совершаться будет.
     Это же ожидание детских дней ощущаю я в себе и теперь... Как все во мне тихо, как все во мне торжественно! Как все во мне дышит чувством прежних лет, – и с какою духовною радостью ожидаю я торжественного утра. Это чувство - дар , посылаемый среди мирского шума и суеты взрослым людям, чтобы они живо вспомнили то время, когда были детьми.
Ожидание праздника Рождества Христова самое замечательное.

Задание 1.

Проверяем умение самостоятельно озаглавливать текст. Находить его основную мысль.

Озаглавьте текст. Выпишите его основную мысль.

Название:_____________________________________________________________________

Основная мысль:_______________________________________________________________________

Задание 2.

Проверяем умение составлять план. Составь план, который поможет тебе успешно  пересказать этот текст.

Задание 3.

Проверяем умение самостоятельно предполагать. Какая информация необходима для решения учебной задачи.

Достаточно ли тебе этого текста, чтобы утверждать, что воспоминания детства важны и взрослым. Объясни свой ответ.

Задание 4.

Проверяем умение извлекать информацию из текстов. Вспомни прочитанный тобою текст и отметь верные суждения.

  1. Рождество и Новый год, лучшие праздники в жизни человека.
  2. Рождество и Пасха привлекают детей красотой и значимостью.
  3. Счастливы дети, которым рассказывает про Рождество бабушка.
  4. Счастливы дети, которым рассказывает про Рождество мама.
  5. От Рождества ждали совсем не подарков.
  6. Подарки на Рождество очень важны.

Задание 5.

Проверяем умение вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде. Прочти текст и отметь «+» то, о чем прямо говорится в тексте, а «+»«+», о чем не пишется прямо.

  1. Рождество и Новый год, лучшие праздники в жизни человека.
  2. Рождество и Пасха привлекают детей красотой и значимостью.
  3. Детские воспоминания о Рождестве Христове радуют всех взрослых.
  4. Не было только ожидания подарков к Рождеству.
  5. История Рождества Христова возвращала в детство.
  6. Детские воспоминания самые лучшие.

Задание 6.

Проверяем умение составлять таблицы. В каких книгах можно найти нужные сведения, чтобы написать сообщение Рождестве Христовом. Заполни таблицу, расставив номера книг.

Книги на выбор:

  1. Детская Библия.
  2. Орфографический словарь.
  3. « Сценарии детских праздников».
  4. « Колядки и святочные гадания».
  5. « Праздники православной церкви».
  6. С.И.Ожегов « Толковый словарь русского языка».
  7. Учебник « История России 20 веке».

Книги, в которых я, скорее всего, найду ответ.

Нужно смотреть содержание

Книги, в которых я, скорее всего, не найду ответ.

Задание 7.

Проверяем умение объяснять отдельные причины отдельных утверждений. Объясни их.

Утверждение

Объяснение

  1. Рождество Христово - лучший праздник в детских воспоминаниях.

  1. Подарки на праздник радостны, но не столь важны. Почему?

  1. В чем особенность истории Рождества Христова?

  1. Как понять «воскрешает прошедшее детство».

Задание 8.

Дополнительное.

  1. Напиши значение слов:

Волхвы______________________________________________________________

Ясли________________________________________________________________

Вертеп______________________________________________________________

Спаситель____________________________________________________________

  1. Вставь подходящие прилагательные в историю.

Иисус, Сын Божий, лежал в яслях, а пастухи ночевали в поле. Вдруг, как       молния, к ним слетел с неба _________________________ ангел. Страшно испугались пастухи. Но _________________________ ангел сказал им:    

— Не бойтесь, я принес вам ___________________ весть: идите в свою пещеру, там вы увидите __________________ дитя.  Едва скрылся этот ангел, как слышат пастухи, с неба полились ______________ звуки, словно там заиграли на ______________ органе. Это ___________________ хоры ангелов сошли с небес, чтобы приветствовать Младенца.

Все ангелы пели и радовались, что  Бог  послал на землю Своего Сына, чтобы всех людей сделать _____________________, ________________________ и ________________________. Когда ангелы улетали, пастухи отправились в пещеру, и, увидев там ____________________ Дитя, поклонились Ему до земли.

Над пещерой, где родился Иисус Христос, по повелению Божию, засияла звезда необычайно ______________ и ________________.Волхвы тоже пришли в пещеру,  поклонились ___________________Младенцу . Они принесли Ему в дар ________________________подарки.

  1. Сколько лет назад родился Иисус Христос?

____________________________________________________________________

  1. Последнее представление рождественского вертепа на ярмарочной площади состоялось в 1917 году. Следующее будет только в 2003 году. Сколько прошло лет?

Ответ:_______________________________________________________________

  1. На Рождественской ярмарке Катя купила 2 кг пряников, 1 кг конфет по цене 13 копеек, и 3 кг яблок по цене 10 копеек. Сколько денег осталось у Кати из 1 рубля, который был у Кати на ярмарке, при условии, что цена пряников и конфет совпадала.

Ответ:_______________________________________________________________

   Интегрированные задания 4  класс. (1 уровень ).

Марафон

   Прочитайте тексты, используя ознакомительное чтение. Затем выберите тему сообщения, которое  можно написать на основании этих текстов. При выборе темы сообщения  необходимо учитывать содержание всех предложенных текстов.

     Варианты тем:

  1. Встреча с лисой.
  2. Басни о лисе.
  3. Пословицы о лисе.
  4. Лиса - интересный зверь.
  5. Почему лису называют Патрикеевной?

1 текст.

     Лисица обыкновенная распространена весьма широко. Индивидуальный участок, который занимает пара или семья лисиц, должен обеспечивать их не только достаточным количеством корма, но и пригодными для устройства нор местами. Лисицы роют их сами, или часто занимают норы барсуков, сурков, песцов и других роющих животных.
    Чаще всего лисицы поселяются на склонах оврагов и холмов, выбирая участки с песчаным грунтом, защищённые от заливания дождевыми, грунтовыми и талыми водами. Даже если нора выкопана самостоятельно, не говоря уже о барсучьих и других, она обычно имеет несколько входных отверстий, которые ведут через более-менее длинные туннели в гнездовую камеру. Иногда лисицы используют естественные укрытия — пещеры, расщелины скал, дупла в упавших толстых деревьях. Как правило, лисицы используют постоянные укрытия лишь в период воспитания детёнышей, а на протяжении остального года, в частности зимой, отдыхают в открытых логовах в снегу или траве. Но, спасаясь от преследования, лисицы в любое время года,  могут укрыться в какой угодно норе, которая найдётся в местах их обитания. Лиса может быстро передвигаться, бегает она со скоростью 15 км\ч, но может и быстрее. Длина скачка лисы около 1,5 метров.

       В выводке насчитывается от 4 до 6  щенков, покрытых тёмно-бурой шерстью. Рождаются лисята весом всего150 граммов, но к моменту первого выхода из норы их вес будет уже 1 кг. В двухнедельном возрасте они начинают видеть и слышать, у них прорезаются первые зубы. Полтора месяца мать кормит лисят молоком; кроме того, родители постепенно приучают детёнышей к обычной пище, а также к её добыванию. Со времени гона до окончательного выхода лисят из норы проходит около 6 месяцев.
В их воспитании принимают участие оба родителя. Подрастающие щенки рано начинают отлучаться от «дома» и часто встречаются далеко от него, будучи ещё совсем маленькими. К осени они вполне вырастают и могут жить самостоятельно. В неволе лисицы живут около  20 лет, но в природе – лишь несколько лет. Часто в неволе лисицы доживают только до 3 лет.

Основная пища лисы - мыши и птицы, а не зайцы как считают многие.

2 текст.

Лиса с лисятами. Е. Чарушин

Копай нору — подземный дом — глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой — под корнем, третий — за камнем, четвертый — в густой траве, пятый — в частом ельничке.
Станут собаки тебя догонять, — ты скорей в нору!
Они лаять, они копать! А пока собаки лают, ты потихоньку выползи из дальнего выхода — и в лес...
Только тебя и видели!..

3 текст.

Лиса общепринятый символ хитрости - хитрости незлобной, в народных сказках этот герой зачастую сам расплачивается за свою хитрость, наступая на собственные же грабли. Лиса часто противопоставляется волку, хоть и водит с ним одну компанию - противопоставляется в плане агрессивности, более кровожадный волк часто страдает от своих пороков намного сильнее именно из-за своей озлобленности, примитивности и бесхитростности. Лиса же  суровых наказаний счастливо избегает.

Эти особенности отношения к лисам хорошо проявляются в народном творчестве - загадках, сказках, пословицах и поговорках о лисах. Наблюдательный глаз авторов из народа очень хорошо передал эти особенности в устном и письменном творчестве.

Загадки о лисе

1.Пусть она - как есть, плутовка,

 От макушки до хвоста.

 Шубка, рыжая головка,

 Как зовут ее?

2.Хвост пушист,

быстра сноровка,

Золотисто-рыжий мех.

 Если голодно, плутовка

 Кур считает лучше всех.

Пословицы, поговорки и приметы о лисе.

Волка зубы кормят, лису хвост бережет.

 Лисичка всегда сытей волка бывает.

 Лисой пройти – хитростью взять.

 Кто в чин вошел лисой – тот править волком будет.

Кабы лиса не подоспела, то овца бы волка съела!

 И лиса хитра, да шкуру ее продают.

 Лиса и во сне кур считает.

 Назначили лису воеводой в лесу, - пера много, а птицы нет.

4 текст.

Басни о лисе

  1. Лисица и виноград

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

  1. Лисица и козел

Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду – уж так-то она хороша! – и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что у нее есть хорошая мысль, как спастись им обоим: «Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу». И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась на рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила она их уговор; а лиса обернулась и молвила: «Эх ты! Будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти».

Так и умный человек не должен браться за дело, не подумав сперва, к чему оно приведет.

5 текст.

Почему лису зовут Патрикеевной? 

Почему же зовут лису Патрикеевной? Правил когда-то Новгородским княжеством князь Патрикей, и был он удивительно хитрым и изворотливым, чем и прославился.

С тех пор хитрецам и стали давать такое отчество. Но никому так не идет это имя, как лисе.

Однажды в начале июня я сидел у лесного озера, крутые берега которого густо заросли, и наблюдал за видневшимся вдали гнездом белых аистов, большой шапкой темневшим на лиственнице с обломанной верхушкой. Было жарко, тихо. Вдруг невдалеке что-то зашуршало, потом все стихло и вновь зашуршало, зашевелилось. Лисица  осторожно выползла из травы к берегу и сосредоточенно посматривала то в одну сторону, то в другую. Я перехватил ее взгляды: лиса поглядывала то на хатку ондатры, то на крякву, сидевшую на гнезде, устроенном на крохотном островке.

Приладив к фотоаппарату телеобъектив, я сумел разглядеть, что утка хорошо видела и меня и лисицу, но замерла неподвижно, надеясь на благополучный исход.

Лисица явно торопилась, ее ждали в норе лисята. Она проворно сбежала с берега, решительно вошла в воду и быстро поплыла к крякве. Та пребывала в оцепенении до последнего мгновения и сорвалась с гнезда, только когда хищница ринулась к ней.

Быстро уничтожив яйца, лиса поплыла к хатке ондатры, разворошила стенки и обнаружила, что грызуны ускользнули через подводные ходы.

Посидев немного в раздумье, Патрикеевна потрусила вдоль берега озера, и я потерял ее из виду. А через несколько минут раздалось : «Кря!». Утка отчаянно хлопая крыльями, устремилась к воде, явно пытаясь увести хищника от гнезда. Птица не знала, с каким ловким врагом она встретилась, и поплатилась за это жизнью.

Задавив птицу, лисица оставила ее на кочке и ушла искать гнездо. Нашла она его быстро, но яйца есть не стала: во-первых, была уже сыта и потому оставила их про запас, а во-вторых, спешила к своему выводку. Вот такая она лиса Патрикеевна.

 Задание 1.

Проверяем умение самостоятельно формулировать цель деятельности, т.е. определять результат, который ты хочешь получить. Из предложенных тем выбери тему своего сообщения, которое можно написать на основании всех представленных текстов.

     Варианты тем:

  1. Встреча с лисой.
  2. Басни о лисе.
  3. Пословицы о лисе.
  4. Лиса - интересный зверь.
  5. Почему лису называют Патрикеевной?

Задание 2.

Проверяем умение составлять план действий для достижения цели. Ты уже сформулировал тему своего сообщения. Составь план, который поможет тебе успешно продолжить работу над сообщением.

Задание 3.

Проверяем умение самостоятельно предполагать. Какая информация необходима для решения учебной задачи.

  1. Какой вес набирает лисенок за то время, которое он не выходит совсем из норы?
  2. На сколько лет больше лисица живет в неволе?
  3. Если скорость лисы увеличиться на 25 км\ч, по сравнению с обычной, то за какое время она преодолеет расстояние в 60 км?

Задание 4.

Проверяем умение извлекать информацию из текстов. Вспомни прочитанные тобою тексты и отметь верные суждения.

  1. Мужем лисы в сказках был Патрикей.
  2. Часто в сказках приятелем лисы был баран.
  3. Патрикей был хитрым новгородским князем.
  4. Приятелем лисы в сказках чаще был глупый волк.
  5. Нора лисы проста - вход и выход.
  6. В норе лисы много ходов.
  7. Лиса роет нору только сама.

Задание 5.

Проверяем умение вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде. Прочти 5 текст и отметь «+» то, о чем прямо говорится в стихотворении, а «+»«+», о чем не пишется прямо.

  1. Лиса хорошо плавает.
  2. Лиса очень осторожное животное.
  3. Часто лиса не съедает сразу всю свою добычу.
  4. Славясь своей хитростью, лиса получила отчество.
  5. Утка не рассчитывала на хитрость лисы.

Задание 6.

Проверяем умение составлять таблицы. В каких книгах можно найти нужные сведения, чтобы написать сообщение о лисе. Заполни таблицу, расставив номера книг.

Книги на выбор:

  1. В.Бианки «Рассказы».
  2. Орфографический словарь.
  3. «Жизнь животных в лесу».
  4. « Патрикей-князь  Великого Новгорода».
  5. «Животные лесов  Ленинградской области».
  6. М.Пришвин «Рассказы о животных».
  7. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».
  8. «Про лису в лесу».

Книги, в которых я, скорее всего, найду ответ.

Нужно смотреть содержание

Книги, в которых я, скорее всего, не найду ответ.

Задание 7.

Проверяем умение объяснять отдельные причины отдельных явлений. Объясни отдельные явления в жизни лисы.

Явление

Объяснение

Лиса пользуется норой только когда у нее лисята.

«Если голодно, плутовка кур считает лучше всех».

Козел в басне виноват сам, что лиса его обманула.

Лисе необходима нора с большим количеством ходов.

Задание 8.

Дополнительное. Напиши небольшое сообщение по теме, которую ты выбрал в начале олимпиадной работы.

Интегрированные задания 4  класс. (2 уровень).

Марафон

     Прочитайте тексты, используя ознакомительное чтение. Затем выберите тему сообщения, которое  можно написать на основании этих текстов. При выборе темы сообщения  необходимо учитывать содержание всех предложенных текстов.

     Варианты тем:

  1. Знаменитые постройки нашего города.
  2. Наш город в стихах Пушкина.
  3. Удивительный Санкт-Петербург.
  4. Мосты Санкт-Петербурга.

1 текст

МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

     Санкт-Петербург называют "городом мостов". И это название вполне справедливо. Шестьдесят восемь рек, каналов и протоков пересекают город в разных направлениях, образуя на его обширной территории сорок два острова.

Построенный в дельте Невы, у выхода в Финский залив, новый город стал первым русским портом на Балтийском море. Чтобы развернуть строительство на низких заболоченных берегах, необходимо было их осушить. Для этого прорыли несколько каналов. Вместе с естественными протоками Невы - Фонтанкой, Мойкой, Ждановкой, Большой Невкой и другими реками - они превратили Петербург в настоящую "Северную Венецию". Царь Петр, побывав в Венеции, был очарован этим городом каналов. Передвигаться по Венеции можно было только на лодках. Протоки и каналы имели большое значение еще и как транспортные артерии города - по ним сновали многочисленные лодки и баржи, развозя людей и разные грузы, необходимые молодой, быстро растущей столице России. Позднее, в XIX веке, некоторые каналы засыпали или убрали в трубы, а на их месте проложили улицы и бульвары. Но все же большая часть сохранилась, в их числе канал Грибоедова, Крюков, Лебяжий, Обводный, Зимняя канавка и другие. В наши дни в самом Санкт-Петербурге, без пригородов, насчитывается около трехсот мостов, не считая железнодорожных и путепроводов. Около тридцати из них взяты под государственную охрану как памятники архитектуры.   Самое большое число мостов среди городов мира имеет Санкт-Петербург. Нева - единственная река в мире, где на протяжении 13 км через нее перекинуто 8 мостов. Сейчас в нашем городе 539 мостов, из  них 315 в центральной его  части. Разводных  мостов в Санкт-Петербурге – 21.

     Есть у нас необычные мосты, их ширина больше длины. Это Казанский мост у Дома книги на Невском проспекте, Певческий мост у Капеллы рядом с Дворцовой площадью и Синий мост у Мариинского  дворца.

     Старейший мост в Санкт-Петербурге - Николаевский, его длина 331 метр, открыли его в 1844 году. Старше его Египетский мост, открыт он был в 1826 году, длина моста составляет всего 47 метров. Мост Литейный был построен в 1879 году, длина его 395 метров. В 1903 году построили Троицкий мост длиной 522 метра.

2  текст

ПЕТЕРБУРГ ПУШКИНА 

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

3  текст

ЗНАМЕНИТЫЕ ПОСТРОЙКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Домик Петра I на Петровской набережной — первая постройка в Санкт-Петербурге, жилище царя Петра I в период с 1703 по 1708 годы.

Деревянное одноэтажное здание построено 24-26 мая 1703 года солдатами-плотниками Семёновского полка даже без каменного фундамента. Строительный материал — обтёсанные сосновые брёвна, раскрашенные под кирпичную кладку.

В документах тех лет петровский Домик называют то "дворцом", то "старыми красными хоромами".
Домик имел размер около 12 м в длину и 5,5 м в ширину. Стены его были расписаны под крупную кирпичную кладку. Широкие окна с мелкой расстекловкой и свинцовыми переплетами переливались радужным сиянием "лунного" стекла. Ставни были окрашены сочной киноварью и подвешены на фигурных золоченых петлях.
В доме имеются две одинаковые по размерам комнаты - кабинет и столовая, разделенные узкими сенями, от которых отгорожен небольшой чуланчик, служивший Петру спальней. Внутренние стены и потолок обиты выбеленной холстиной. Оконные и дверные наличники расписаны узорами.

Внутреннее убранство комнат очень скромное. В Домике нет печей, так как Петр жил здесь только в летнее время с 1703 по 1708 гг.

Первоначально Домик стоял на мысе, но в дальнейшем, когда стали укреплять низкий берег реки, мыс исчез, домик оказался в некотором удалении от Невы.

По желанию Петра в сентябре 1723 г. Д. Трезини возвел над Домиком деревянный футляр. В 1784 г. по приказу Екатерины II его заменили каменным футляром-галереей, которую в 1844 г. арх. Р. И. Кузьмин перестроил в каменный шатер с застекленными арками под железной крышей, сохранившийся поныне.

     Петропавловская крепость на Заячьем острове - исторический центр города. На маленьком островке в дельте Невы, который когда-то назывался Енисари, а теперь зовется Заячьим, 30 мая 1703 года была заложена Петропавловская крепость, охраняющая выход в Балтийское море. Крепость эта, по форме напоминающая неправильный шестиугольник, была сооружена "во исполнение совершенно". Три бастиона (выступающие части стены) обращены к Неве, а три - в противоположную сторону - к Кронверкскому проливу, отделяющему остров от правого берега Невы - Петроградской стороны. Бастионы носят имена Петра I (Государев бастион) и его сподвижников - А.Д.Меншикова, Г.И.Головкина, К.А.Нарышкина, Н.М.Зотова, Ю.Ю.Трубецкого. Вначале бастионы были земляными, затем - кирпичными и только в конце 18 века они были "одеты камнем".
Петропавловская крепость довольно скоро утратила свое военное значение и уже к середине 18 века стала государственной политической тюрьмой. Со стен крепости не было сделано ни одного боевого выстрела. С одного из бастионов ежедневно в полдень стреляет пушка холостыми зарядами. Выстрел оповещает жителей и гостей города, что наступил полдень. Этой традиции уже много лет. Петропавловская крепость стала музеем в 1924 году.

     Крупнейший российский художественный музей Эрмитаж известен во всем мире. Его огромные коллекции занимают несколько зданий, но праву визитной карточкой музея считается Зимний дворец, который украшает берега Невы уже более 250 лет. Этот дворец построен в середине 18 века архитектором Растрелли. Однако немногим известно, что тот Зимний дворец, которым мы можем любоваться сегодня, не первый в Санкт - Петербурге.

История Зимних дворцов, как и многое в Петербурге, начинается во времена Петра I. На берегу Невы неподалеку от Адмиралтейства в 1711 году для царя построили, как тогда говорили, Зимний дом. Рядом прорыли канал, который впоследствии стал называться Зимней канавкой. Первый деревянный Зимний дворец Петра был небольшим двухэтажным домом с высоким крыльцом в центре и черепичной крышей.
Столица быстро росла, и самые известные люди из окружения Петра стали строить на невском берегу свои дворцы, правда, уже каменные. Здесь же, у Зимней канавки, по проекту архитектора И. Матарнови построили второй Зимний дворец для Петра. Этот дворец был каменным, но тоже небольшим. Здание украшала высокая покатая крыша и скромный архитектурный декор в центре фасада. В одном из помещений этого дворца в ночь на 29 января 1725 года Петр I скончался.

Через несколько лет после смерти Петра его Зимний дворец был перестроен архитектором Д. Трезини. Трезини не стал разрушать постройку петровского времени, а использовал второй дворец в качестве западной части нового, значительно более нарядного и большего по размерам здания. Этот дворец принято считать третьим Зимним дворцом. Сегодня на этом месте находится Эрмитажный театр.

Четвертый Зимний дворец связан с именем императрицы Анны Иоанновны. Вернувшись с царским двором их Москвы в Санкт - Петербург в 1732 году, она не захотела использовать существующий Зимний дворец в качестве своей резиденции. Императрице приглянулся дом адмирала Апраксина, стоявший ближе к Адмиралтейству, и значительно больший по размерам и богатству отделки. Но и этот дворец, по мнению императрицы, требовал перестройки. Ф.Б. Растрелли, который тогда только начинал работать в Петербурге, пристроил к зданию новый корпус, который протянулся вдоль Адмиралтейства и присоединил ко всему зданию еще один дом, стоявший со стороны современной Дворцовой площади. Новый, четвертый Зимний дворец, стал грандиозным по тем временам сооружением, с двумя фасадами - на Неву и на площадь. Талант Растрелли - создавать по- настоящему великолепные дворцы,  проявилась уже здесь. Современники писали, что подобного "Россия до днесь не имела". После вступления на престол Елизаветы Петровны Растрелли еще не раз перестраивает и расширяет дворец, к нему присоединяются другие дома, стоящие неподалеку. Видимо, и самого талантливого архитектора, в конце концов, перестало устраивать здание, которое соединяло разные постройки, и он разрабатывает проект нового шестого  Зимнего дворца. Елизавета утвердила этот проект, поставив условие: новый дворец должны были построен за два года. В 1755 году начинают разбирать четвертый Зимний дворец, а затем закладывают фундамент для нового.

Для императрицы Растрелли построил временный деревянный Зимний дворец. Но это здание стояло не на берегу Невы, а значительно дальше. А на месте строительства нового, шестого Зимнего дворца развернулись грандиозные работы. Все свободное пространство вокруг превратилось в строительную площадку. Здесь работали тысячи каменщиков, плотников, штукатуров, литейщиков, резчиков, живописцев. Растрелли понимал, что построить дворец за два года невозможно, поэтому постоянно велись переговоры об увеличении этого срока. Однако Елизавета согласилась продлить срок лишь на год. Растрелли впервые нарушил свое правило: вести строительство только летом, и работы в Зимнем дворце продолжались круглый год.  


Новый Зимний дворец выглядел великолепно. По своим размерам он превосходил все окружавшие его постройки. Сам Растрелли считал, что дворец имеет два фасада - на набережную на Дворцовую площадь. Причем, надо отметить, что в середине 18 века набережные Невы были значительно уже, дворец стоял ближе к Неве и в хорошую погоду весь отражался в воде. Архитектор приказал окрасить стены дворца "песчаною краскою с самой тонкой прожелтью, а орнаменты белой известью". Нам, привыкшим видеть Зимний дворец зелено - бирюзовым, трудно сегодня даже представить, что когда-то здание было розовато-желтым.

Архитектор тщательно продумал внутреннюю планировку дворца. На первом этаже находились вестибюли, различные службы, кухни, на втором - парадные залы, жилые комнаты и два храма, третий предназначался для придворных. Всего во дворце было 460 залов и комнат, украшенных с небывалой по тем временам пышностью.

Однако Елизавете не суждено было стать хозяйкой великолепного Зимнего дворца. Она умерла во временном деревянном дворце в конце 1761 года, в это время в части залов нового дворца только завершили отделку. Вступивший на престол Петр III приказал к весне 1762 года полностью подготовить для него личные покои. Работа кипела круглые сутки, но неожиданно Растрелли столкнулся с еще одной проблемой: все пространство перед новым дворцом представляло собой огромный склад остатков строительных материалов. Выход нашли неожиданно: жителям Петербурга объявили, что каждый из них может забрать с этой строительной площадки все, что угодно и совершенно бесплатно. Площадь очистили за несколько дней. Сейчас здание Зимнего дворца входит в состав государственного музея - Эрмитаж. Сейчас в Эрмитаже более 2 700 000 экспонатов. Обзорная экскурсия по музею длится 3 часа. Экспонаты выставлены в 400 залах. В Эрмитаже хранится очень тяжелый экспонат - Колыванская ваза из яшмы. Высота вазы 2500мм, а вес 19 тонн.

4  текст

ЗНАМЕНИТЫЕ ПАМЯТНИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

     Памятник Императору Петру I.

. Памятник Императору Петру I, на Сенатской площади, сооружен в царствование Императрицы Екатерины II. Он представляет дикую скалу, на которую взлетел всадник, попирающий змея. С двух сторон скалы надписи:
Петру Первому - Екатерина Вторая.

В 1765 году Екатерина приказала русскому послу в Париже найти там талантливого скульптора  для создания памятника Петру, достойного его славы. Между представленными художниками, выбор императрицы остановился на скульпторе Фальконе, который в следующем году приехал в Петербург и изготовил в малом виде модель. В 1765 г. Фальконе получил заказ, с условием окончить работу за 8 лет. Три года работал художник над моделью своего памятника и, наконец, изготовил её в ту величину, в какую должно было её отлить из бронзы. Модель головы Императора Петра I была изготовлена художницей Колло, замечательным скульптором, которая приехала в Poссию вместе с Фальконе, в качестве его ученицы и сотрудницы. Одобрив её, Екатерина II приказала отыскать громадную цельную мраморную глыбу, годную служить подножием. Вскоре явился крестьянин из Лахты и сообщил, что у них, в 12 верстах от Петербурга, имеется подходящая гранитная скала, известная в той местности под названием «Гром-камень». Название произошло оттого, что когда-то молния ударила в этот камень и произвела в нем расщелину. По преданию, на эту скалу всходил  несколько раз Петр Великий, чтобы обозреть окрестности. Камень  лежал на 15 футов (4,5 м) в земле и весь оброс мхом; в расщелине росли даже березки. Перетащить эту гранитную глыбу в Петербург представляло нелегкую  задачу. Объявлена была награда в 700 рублей тому, кто придумает  легчайший способ передвинуть эту громаду. Зимой 1770 года приступили к делу. В январе Екатерина II ездила с двором в Лахту смотреть, как тащат камень. С неимоверными усилиями 400 человек, в продолжение 9 месяцев, тащили эту громаду: сделана была твердая дорога и люди  тащили камень на медных санях, катившихся с помощью медных шаров по медным желобам. Через залив и Неву глыба была переправлена на плоскодонном судне в 54 м длиной. 11 октября 1770 года, скала была поставлена на свое место, но окончательного устройства памятника  Петру, пришлось ожидать ещё 12 лет.

     Между тем Фальконе окончил гипсовую модель памятника в полную величину. Чтобы дать возможность художнику вернее схватить движение коня, перед окнами мастерской Фальконе устроено было искусственное возвышение, на которое по нескольку раз в день въезжал вскачь искусный берейтор, попеременно на двух лучших лошадях царской конюшни. Нужно было приступить к отливке группы, но с Фальконе вышли несогласия, и он отказался от работы. Громадность размеров модели пугала литейщиков. Первоначально вызван был из Парижа мастер Эрисман, который взялся произвести отливку за 140 тыс. франков, но впоследствии ему было отказано,  и отливка была поручена русскому артиллерийскому литейщику Хайлову, под руководством Фальконе.
В работу пущено было 11 тысяч пудов (176 т) бронзы, да 250 пудов (4 т) железа для равновесия группы. Отливка не вполне удалась: в самую решительную минуту расплавленная медь потекла из глиняной формы. Фальконе в ужасе выбежал из мастерской; но русский рабочий, литейщик Хайлов, не растерялся, и с опасностью для жизни стал собирать вытекший металл и снова вливать в форму. Изъян удалось исправить, на что потребовалось два года.

     7 августа 1782 года состоялось, наконец, торжественное открытие памятника. В память этого события была выбита медаль: с одной стороны изображена Императрица, с другой — вид памятника. На площади вокруг него собрано было 15 тысяч войска. Екатерина прибыла в Сенат, и смотрела с балкона, в короне и порфире, как пали холсты, прикрывавшие группу. Со слезами на глазах, она поклонилась бронзовому изображению великого Петра. Памятник Императору Петру I — один из замечательнейших в Европе. С вершины дикой скалы всадник на коне, рукой, простертой к Неве, указывает на все, что создано его гением.

 

Памятник А.С. Пушкину

В июне 1957 года в центре сквера площади Искусств состоялось открытие памятника А.С. Пушкину. Памятник был выполнен по модели скульптора М.К. Аникушина. Задача, стоявшая перед создателями, была достаточно сложной - необходимо было не нарушить сложившийся архитектурный ансамбль площади.

Бронзовая четырехметровая фигура Пушкина возвышается на четырехгранном постаменте. В распахнутом сюртуке, гордо вскинув голову, поэт словно читает свои стихи в порыве вдохновенья. Его лицо одухотворено, от всего облика веет жизнью и энергией. Скульптор М.К. Аникушин посвятил более десяти лет работе над образом поэта и его труд увенчался успехом - памятник Пушкину прочно занял место среди лучших памятников Санкт-Петербурга. В Москве памятник Пушкину создал скульптор с похожей фамилией - Апикушин.

Памятник  И.А. Крылову в Летнем саду

 

В северной части Летнего сада, в стороне от центральных аллей со старинными скульптурами на небольшой площадке находится памятник великому русскому поэту-баснописцу Ивану Андреевичу Крылову.

Памятник был открыт 12 мая 1855 году к 10-й годовщине смерти баснописца Крылова. И вот уже полтора века остается любимым местом у посетителей Летнего сада. Его называли "Дедушкой Крыловым" и в 19 веке, называют так и сейчас. Взрослые и дети с удовольствием разглядывают памятник. Они,  непременно стараясь обойти его со всех сторон, чтобы увидеть всех зверей, которые изображены на высоком постаменте.

Сфинксы на  Университетской набережной города

     В 1832 году на Университетской набережной напротив Академии художеств решили устроить широкую пристань. Её проект составил К.А. Тон. Пристань должна была быть украшена бронзовыми фигурами коней с укротителями. Эти работы производились по единому проекту обустройства Университетской набережной. Отливка скульптур из бронзы оказалась за рамками возможностей утверждённой сметы.
    Находящиеся сейчас на пристани сфинксы были найдены в 1820 году при раскопках в Фивах. Вскоре их доставили в Александрию для продажи, покупателем оказалось французское правительство. Но за 64 000 рублей сфинксы были уступлены. В 1831 году они оказались приобретены с одобрения Академии художеств и по решению императора Николая I для Санкт-Петербурга русским путешественником А.Н. Муравьёвым. Летом 1834 года сфинксы получили «постоянную прописку» на Университетской набережной. Архитектором О. Монферраном предлагалось усилить связь этого места с Египтом сооружением здесь огромной статуи бога Осириса. Идея Монферрана была отклонена.
    Пристань со сфинксами украсили бронзовыми светильниками и грифонами, отлитыми по моделям П.П. Годе. Египетские сфинксы на Университетской набережной являются одним из неофициальных символов Санкт-Петербурга. Спуск к Неве на Университетской набережной является обязательным местом посещения для туристов.

Задание 1.

Проверяем умение самостоятельно формулировать цель деятельности, т.е. определять результат, который ты хочешь получить. Из предложенных тем выбери тему своего сообщения, которое можно написать на основании всех представленных текстов.

     Варианты тем:

  1. Знаменитые постройки нашего города.
  2. Наш город в стихах Пушкина.
  3. Удивительный Санкт-Петербург.
  4. Мосты Санкт-Петербурга.

  Задание 2.

Проверяем умение составлять план действий для достижения цели. Ты уже сформулировал тему своего сообщения. Составь план, который поможет тебе успешно продолжить работу над сообщением.

  Задание 3.

Проверяем умение самостоятельно предполагать. Какая информация необходима для решения учебной задачи.

  1. Тебе известно общее количество мостов в городе и центральной его части. Определи,  сколько мостов находится не в центральной части города.

2. Через сколько лет после начала постройки домика Петра 1, над ним возвели деревянный футляр?

  1. Сколько лет уже существует музей Петропавловская  крепость?
  2. Из Швейцарии в 1706 году в Петербург приехал архитектор  последнего Зимнего дворца. В 1734 году он умер. Как звали архитектора,  и сколько лет жизни он отдал Петербургу?
  3. Найдите сведения о великом баснописце Крылове И.А. В каком году он скончался?

Задание 4.

Проверяем умение извлекать информацию из текстов. Вспомни прочитанные тобою тексты и отметь верные суждения.

  1. Университетскую набережную украшают скульптуры коней с укротителями.
  2. Университетскую набережную сфинксы украшают и сегодня.
  3. Памятник  Пушкину есть и в Москве.
  4.  Постамент для памятника Петру Первому назывался – «глыба-камень».
  5. Постамент для памятника Петру Первому назывался – «гром-камень».
  6. В своем стихотворении Пушкин упомянул памятник Петру Первому.
  7. В своем стихотворении Пушкин упомянул шпиль Адмиралтейства.

Задание 5.

Проверяем умение вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде. Прочти стихотворение Пушкина и отметь «+» то, о чем прямо говорится в стихотворении, а «+»«+», о чем не пишется прямо.

  1. В городе есть река Нева.
  2. Берега Невы облицованы гранитом.
  3. В Петербурге летом белые ночи.
  4. В городе можно увидеть чугунные ограды.
  5. На улицах Петербурга ночью редко встретишь прохожего.

 Задание 6.

Проверяем умение составлять таблицы. Заполни предложенную таблицу.

Название моста

Год постройки

Длина моста

Задание 7.

Проверяем умение объяснять отдельные причины отдельных явлений. Объясни отдельные явления в истории жизни Санкт-Петербурга.

Явление

Объяснение

Петербург царь Петр Первый называл Северной Венецией. Почему?

Первой постройке Петербурга - домику Петра была необходим защитный футляр. Почему?  

Почему на оборотной стороне медали с изображением памятника Медный всадник изображена одна российская императрица? Как ее звали?

При строительстве Зимнего дворца  необычно решили проблему уборки остатков строительных материалов. Как?

Задание 8.

Дополнительное. Напиши небольшое сообщение по теме, которую ты выбрал в начале работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник интеллектуальных заданий для младших школьников

В данном сборнике предлагается курс развивающих занятий для младших школьников, который включает игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления. И...

Олимпиадные задания для младших школьников по математике

Предлагаю олимпиадные задания по математике для учащихся 2-4 классов....

Олимпиадные задания для младших школьников.

Дети принимают участие в различных предметных конкурсах. Я предлагаю задачи повышенной сложности. Задачи сгруппированы по типам. Даётся в каждом разделе объяснение решения. По аналогии с первой задаче...

Интегрированный курс для младших школьников «Я познаю мир»

Программа «Я познаю мир»- интегрированный курс для младших школьников, предназначенный для воспитания любознательного, активно познающего мир школьника....

Сборник "Материалы предметной олимпиады младших школьников"

В сборнике представлены задания районного, городского этапов лимпиады младших школьников по предметам...