Урок по русскому языку 8 класс 8 вид "Наречие. Значение наречия в речи"
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Тема. Наречие. Значение наречий в речи.
Цели: - дать общее понятие о наречии как о части речи, отрабатывать умения опознавать и выделять наречия в тексте;
- развивать мышление, обогащать активный словарный запас учащихся, развивать речь;
- воспитывать организованность, дисциплинированность.
Оборудование: рабочие тетради по теме «Наречие», опорная таблица по содержанию правила.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси-
И представишь сразу неба синь.
Если скажешь слово ты «светло»,
То увидишь: солнышко взошло.
Ну а если скажешь ты «красиво!»,
Пред тобою сразу - вся Россия!
Ребята, догадайтесь о какой части речи мы сегодня будем говорить?
Что такое наречие?
Наречие –это часть речи, которая обозначает признак действия предмета и отвечает на вопросы : как, когда куда, откуда, где? (будем доказывать)
Произнесите слово «отлично»! Произнесите слово «смешно». Назовите поступки и действия, которые можно оценить этими словами. Если вдумаетесь в слова «быстро», «хорошо», то заметите, что в них названы признаки. Но признаки эти принадлежат не предметам, а действиям: хорошо, быстро,- это значит кто -то что-то хорошо сделал, быстро выполнил. Ели вы вдохнули облегченно: «Наконец!», значит, какое-то действие уже выполнено: наконец решил, наконец пришел. Если мы слышим восклицания «честно», «смело», сразу понимаем, что это относится к чьему-то поведению, каким-то поступкам людей. Значит, мы мысленно относим эти признаки прежде всего к глаголу: честно признал, смело защищал.
Наречие, как и другие части речи, имеет свое значение, свои вопросы, свои грамматические признаки.
А какие части речи вы еще знаете? Будем тренироваться искать из всех частей речи только наречие. Работа с карточками
Карточка 1
Быстро, затих, тишина, смело, тихо.
Какие слова в этой карточке являются наречиями? Докажите. Подберем к каждому наречию глагол. Составим устно словосочетания. Вместе составим предложения, одно запишем.
С какой частью речи чаще всего связаны наречия? Почему?
Устная работа по карточке.
Карточке № 2 «Четвертый лишний».
-Найдите четвертое – лишнее. Одно из наречий в каждой группе лишнее, не соответствующее смыслу глагола. Исправленный вариант запишите.
Работать – быстро, издалека, много, плохо.
Писать – аккуратно, чисто, грамотно, громко, разборчиво.
Играть – весело, пешком, долго, дружно.
Сказать – вежливо, слева, громко, правильно.
Читать – быстро, вслух, сбоку, выразительно.
Спать – крепко, скоро, долго, спокойно.
Физминутка
Учитель называет глагол, ребята должны подпрыгнуть, прилагательное – присесть, наречие - развести руки в стороны.
Прибежал, куда-нибудь, по-видимому, хороший, хорошо, отличным, прыгать.
Карточка № 3
Прочитайте текст. Какова его тема? Выделите основную мысль текста. Спишите текст. Выделите наречия, укажите вопросы, на которые они отвечают.
Снова мы находимся в лесу. Хочется внимательно присмотреться к жизни природы. В густых ветвях ели издалека темнеет чье-то гнездо. Постарайтесь осторожно подобраться к нему, чтобы не испугать его обитателей. Гнездо большое, шарообразное, какое -то лохматое. Это гнездо сороки. Обычно чуткие сороки не подпускают близко, но сегодня они молчат. Значит, гнездо пустое.
Попробуйте слегка постучать по стволу. Из гнезда проворно выскочил рыжий зверек. Это белка заняла сорочье гнездо. Она беспокойно прыгает по сучьям вверх и вниз. Сейчас у нее в гнезде сидят бельчата. Не будем их тревожить!
Наблюдение на языковом материале.
- Послушайте словосочетания. От глагола к наречию задайте вопрос. Укажите лицо и число глагола.
Тружусь добросовестно.
Трудимся добросовестно.
Трудишься добросовестно.
Трудитесь добросовестно.
Трудится добросовестно.
Трудятся добросовестно.
-Скажите, как меняет форму глагол в этих словосочетаниях?
-Изменяется ли при этом форма наречия?
- Какой вывод можете сделать?
Вывод правила.
Наречие – это неизменяемая часть речи.
3.Упр.8 стр.
- Придумайте возможные глаголы, которые по смыслу могут быть употреблены со следующими наречиями:
а) добела б)вправо
насухо мгновенно
засветло дотемна
неохотно сгоряча
слегка вскоре
-Опишите наречиями вашу работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" 3 класс, Перспективная Начальная Школа (ПНШ)...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Значение и употребление глаголов в речи" 3 класс "Школа России"
"Значение и употребление глаголов в речи"...
Открытый урок по русскому языку "Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»
Данная разработка служит целью: ознакомить с обобщенным лексическим значением имени существительного; отработать грамматическое понятие «имя существительное», развивать орфографическу...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...
Конспект урока по русскому языку + презентация Презентация Значение суффиксов 2 класс УМК Начальная школа «XXI век». Тема урока:Значения суффиксов.
познакомить учащихся с группой суффиксов ,упражнять в нахождении суффикса в слове, составлении слов из заданных морфем,закрепить знания детей о корне слова и окончании, отрабатывать алгоритм нахождени...
Конспект урока по русскому языку на тему "Значение наречий" (4 класс)
Конспект урока к учебнику русского языка Полякова А. В. 4 класс...
Презентация по русскому языку на тему "Значение наречий" (4 класс)
презентация к Учебнику Поляковой А. В....