Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Светлана Тиде

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" 3 класс, Перспективная Начальная Школа (ПНШ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe._znachenie_i_upotreblenie_v_rechi._1.docx47.76 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Тема урока: Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Сформировать понятие об имени прилагательном как части речи, связанной с именем существительным и зависящей от него.

Задачи:

  • Обучающая:

- сформировать у учащихся знания об имени прилагательном как о части речи, о его взаимосвязи с именем существительным.

  • Развивающая:

-  развивать речь, внимание, умение анализировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля.

  • Воспитательная:

- создать условия для воспитания культуры общения в классе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку.

Формировать УУД:

  • Личностные:

- проявлять учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

- проявлять способность к самооценке;

- осознавать важность имён прилагательных в нашей речи.

  • Познавательные:

- развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля.

  • Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- принимать цели и задачи учебной деятельности;

- определять степень успешности своей работы;

- оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Коммуникативные:

- активно участвовать в обсуждении;

- учиться строить высказывания в соответствии с задачами.

Оборудование: 5 мячиков, презентация, компьютер.

Литература: Программа Перспективная начальная школа, учебник Русский язык 3 класс, 1 часть М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.Б. Байкова;

Методическое пособие под редакцией Р.Г. Чураковой «Русский язык. 3 класс» М.Г. Абрамова, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цель: Поприветствовать учащихся, создать благоприятный эмоциональный настрой.

Метод: Словесный.

Приём: Диалог.

Время: 1 минута.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Улыбнитесь друг другу. Покажите своей улыбкой, что вы готовы помочь и поддержать друг друга.

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебный день.

  1. Актуализация знаний.

Цель: Повторить ранее изученный материал, необходимый для изучения нового.

Метод: Словесный. Практический. Наглядный.

Приём: Диалог. Чистописание.

Время: 5 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

Чистописание.

- А теперь откройте тетради и запишите число, классная работа.

- Прочитайте написанные слова.

Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз. Какая это буква? В каком слове находится?

- Напишите заглавную письменную букву «Ф» в соединении со строчной письменной буквой «ф».

Актуализация знаний.

- Запишите слова: малина, обед, животное, хороший, винегрет, футбол, автобусы.

- Назовите «лишнее» слово. Почему оно лишнее?

- В каком словаре можем проверить написание слов?

- Откройте орфографический словарь, проверьте, поставьте карандашом себе оценку.

- Мы говорили, что все слова, кроме «лишнего»,имена существительные. Вспомним, что же мы знаем об имени существительном.

- Имя существительное – это какая часть речи?

- Что оно обозначает?

- В начальной форме отвечает на какие вопросы?

- Постоянный признак имени существительного? Не постоянный?

- В предложении является?

- А слово «хороший» можем ли мы  охарактеризовать   как части речи? Почему?

- Сегодня мы будем писать букву «ф». Она обозначает парный глухой твердый согласный звук [ф], встречающийся в данных словах один раз. Звук [ф] находится в слове фонтан.

Пишут слова под диктовку учителя.

- Слово «хороший», т.к. это слово обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «Какой?», а остальные слова обозначают предмет, являются именами существительными

- В орфографическом словаре.

- Самостоятельная часть речи.

- Оно обозначает предмет.

- Отвечает на вопросы «Кто?», «Что?».

- Постоянный – род, одушевлённое или неодушевлённое. Не постоянный – число и команда вопроса.  

- В предложении является главным или второстепенным членом.

- Нет, потому что мы ещё не знаем об этой части речи.

На слайде написаны слова: отбойный, фонтан, привезти, тема, лето.

На слайде: буквы Фф написанные каллиграфически.

На слайде: Оцените свою работу:

«5» - нет ошибок.

«4» - 1 ошибка.

«3» - 2 ошибки.

На слайде: Имя существительное.

… часть речи.

Обозначает…

В начальной форме отвечает на вопросы….

Постоянные признаки…

Непостоянные признаки…

В предложении является…

  1. Мотивационный этап.

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Метод: Словесный, проблемный.

Приём: Создание речевой ситуации, требующей решения.

Время: 3 минуты

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Верно. Проведём исследование. Серёжа, выйди к доске. Перед тобой лежат мячи. Дай мне мячик.

- Нет. Я не этот мячик просила, а другой. Почему ты мне дал не тот мячик?

- А как мне нужно было сказать?

- Подберите слова, которые смогли бы очень точно описать мячик.

- Теперь, подай мне большой, красный, резиновый мячик. Теперь тебе было легко сориентироваться, какой мячик мне нужен.

- А что помогло тебе подать мне то, что я просила? Какие слова?

- Эти слова, называются слова – признаки. Подбери слова – признаки к этому мячику.

Ученик подаёт мячик учителю.

- Потому что вы не уточнили какой мячик вам был нужен.

- Уточнить какой мячик вам нужен – зелёный или красный.

- Резиновый, зелёный, не большой.

- Да.

- Большой, красный, резиновый мячик.

- Маленький, жёлтый, зелёный, прыгучий, резиновый.

  1. Постановка учебной задачи.

Цель: Сформулировать учебную задачу урока, сделать так, чтобы учащиеся приняли учебную задачу. Определили знания от не знания.

Метод: Наблюдение над фактами языка.

Приём: Соотношение языкового понятия с понятием житейским.

Время 2 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Откройте учебник на странице 32. Прочитайте, как звучит наша тема?

- Что мы знаем, что не знаем?

- Мы с вами знаем, что такое имя прилагательное?

- Тогда, какую цель мы сегодня поставим перед собой?

- Как думаете, что мы сегодня будем делать на уроке, давайте определим задачи.

- Части речи. Имя прилагательное.

- Знаем, что части речи – большие группы слов.

- Нет.

- Узнать, что называется именем прилагательным

- Узнаем, какие слова называются именами прилагательными?

Как их находить и подбирать самим?

Для чего нужны имена прилагательные?

Исследуем слова – признаки.

На слайде: Имя прилагательное.

На слайде: Задачи урока:

Узнать, что называется именем прилагательным

Узнать, какие слова называются именами прилагательными?

Как их находить и подбирать самим?

Для чего нужны имена прилагательные?

Исследуем слова – признаки.

  1. Изучение нового материала.

Цель: Выявить существенные признаки нового понятия «Имя прилагательное»

Метод: Наблюдение над фактами языка.

Приём: Введение термина и работа с правилом, анализ определения.

Время: 10 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Учебник у вас открыт на 32 странице, упражнение 24. Марина, прочитай текст.

- Найдите имена существительные, к которым относится выделенное слово – название признака.

- Какого они рода?

- А слово - название признака этого же рода?

- Представьте, что у героя стихотворения появился не братик Миша, а сестричка Маша. Прочитайте первые две строчки по-другому, учитывая это обстоятельство.

- Изменился ли род слова – названия признака?

- Есть ли у слова – названия признака свой собственный род? Изменяется ли это слово по родам? А по числам? Найдите подтверждение этого в тексте стихотворения.

Молодцы ребята. Слова – названия признаков мы будем теперь называть по-научному «Именами прилагательными».

- Костя, прочитай на странице 33, почему прилагательные так называются.

- Почему прилагательное так назвали?

- Давайте сделаем вывод. Слова-названия признаков связаны с какой частью речи? Род прилагательных меняется, если изменяется существительное? Прилагательные изменяются по числам?

- Верно, молодцы ребята.

Ученик читает.

- Братик Миша. Волосы. Ресницы.

- Братик Миша – существительное мужского рода.

- Волосы – существительное мужского рода.

- Ресницы – существительное женского рода.  

- Братик Миша (какой?) рыжий.

Волосы (какие?) рыжие.

Ресницы (какие?) рыжие.

Ученик читает.

- Ох, до чего же рыжая

Моя сестричка Маша.

- Да изменился.

- Да. Братик Миша рыжий.

Волосы рыжие.

Ресницы рыжие.

Ученик читает.

- Потому что оно прилагается к существительному.

- С именами существительными.

- Да.

- Да.

Текст в учебнике:

Ох, до чего же рыжий

Мой новый братик Миша!

И волосы – рыжие,

И ресницы – рыжие,

Проснусь – и сразу весело,

Когда его увижу я.

                         (Я. Аким)

Физ. минутка.

Цель: Снятие эмоционального напряжения с целью переключения на другой вид деятельности.

Метод: Практический.

Приём: Динамическая разгрузка.

Время: 2 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Если я назову имя существительное – вы хлопайте, а если имя прилагательное – топайте:

Машина, учебник, красный, цветок, весёлый, веселье, маленький, сильный, дерево, капуста, весенний, весна, чёрный, круглый, окно, золотая.

А теперь другое задание: попробуйте движениями, мимикой и жестами показывать признаки предметов: Большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, тихий.

Выполняют упражнения по указанию учителя.

Продолжение урока по теме.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

- Маша составила предложение по картине. Наташа, прочитай его.

- Попробуйте прочитать предложение, убрав имена прилагательные. Что заметили?

- Как вы думаете, какова роль имён прилагательных в нашей речи?

- Упражнение 25, на странице  33. Откройте словарь на букву «В». В какой форме стоит прилагательное в словаре и какое у него окончание?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное в начальной форме?

- О чём говорят следующие за ним буквосочетания «-яя, -ее», «-ая, -ое»?

- Что с ними сделали? Задайте вопрос к слову.

- Давайте обобщим наши знания об имени прилагательном. Что это за часть речи? Что она обозначает?

- В начальной форме отвечает, на какие вопросы?

- Может имя прилагательное изменяться? По каким признакам?

- От какой части речи зависимы прилагательные?

- Откройте страницу 34 в учебнике. Никита, прочитай правило.

- Верно ли мы с вами охарактеризовали имя прилагательное?

Ученик читает.

- У леса пропали краски. Мы не можем представить какой он.

- Они делают нашу речь более понятной, красивой, помогают передать особенности предметов, наиболее точно их описать.

- Вешний – окончание – ий.

Взрытый – окончания – ый.

- В начальной форме имя прилагательное отвечает на вопрос «какой?».

- Это изменилось окончание.

- Какая? Внешняя. Какое? Взрытое. Изменили прилагательные по родам.

- Это самостоятельная часть речи, обозначающий признак предмета.

- В начальной форме имя прилагательное отвечает на вопрос «какой?».

- Может изменяться по родам, числам, по команде вопросов.

- Имя прилагательное зависит от имени существительного, которому оно подчиняется.

Ученик читает.

- Верно.

Предложение на слайде: Осенний лес стоял разноцветный: желтый, лиловый, красный, багряный.

На слайде: Вешний – яя, ее

Взрытый – ая, ое

На слайде:

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета.

В начальной форме отвечает на вопрос: Какой?

Может изменяться по родам, по числам, по команде вопросов.

В предложении обычно является второстепенным членом предложения.

Все изменения имени прилагательного зависят от имени существительного, котором оно подчиняется.

  1. Первичное закрепление.

Цель: Учить применять новые знания на практике. Формировать умение находить имена прилагательные, задавать к ним вопрос от главного слова, изменять по родам, по числам и по команде вопросов.

Метод: Упражнение.

Приём: Выполнение упражнений.

Время: 15 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Упражнение 26 на странице 34. Василий, прочитай предложение.

- Нам нужно выписать из предложения любое прилагательное вместе с существительным, от которого оно зависит. Дать ему устную характеристику как части речи. Первое словосочетание я покажу вам как сделать. Первое словосочетание какое будет?

- Записываем его в тетрадь «По зелёному листу»

- Зелёному – имя прилагательное.

Начальная форма: зелёный.

Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос: какой?

Стоит в форме мужского рода, единственного числа, в предложении отвечает на вопрос: какому? По листу «какому?» зелёному. Главное слово «По листу», зависимое «зелёному». Отмечаю главное слово крестиком и задаю от него вопрос.

Может изменяться по родам: зелёный – зелёная, зелёное.

Может изменяться по числам: зелёный – зелёные.

Может изменяться по команде вопросов: есть зелёный лист, нет зелёного листа.

- Следующее словосочетание какое будет, Даша? Выходи к доске и по моему образцу дай характеристику по моему образцу. Даша делает на доске, а все остальные в тетради. Не забываем о правильной осанке при письме, а так же об аккуратности.

- Есть ещё словосочетания? Антон, выходи к доске и дай характеристику.

- Прослушайте текст, является ли он стихотворением?

- А теперь еще один текст прослушайте.

- А этот текст является стихотворением?

- Сравните оба текса. Чем они похожи? Чем отличаются?

- Почему второй текст получился выразительный, яркий?

- Назовите имена прилагательные из первого текста.

- Какой текст приятнее слушать? Почему?

- Какая часть речи «украсила» стихотворение?

- Какую роль имеют имена прилагательные в нашей речи?

- Сделайте вывод исходя из нашей беседы.

- Всё верно.  А сейчас поработайте самостоятельно. Вам дана картина. Составьте из неё предложения с именами прилагательными. Дайте характеристику имени прилагательному по такой же схеме, как мы сейчас с вами сделали. Три человека, выполнившие задание правильно, подходят ко мне, я проверяю и ставлю оценку.

Ученик читает.

- По зелёному листу.

Учащиеся пишут.

- По широкому листу.

- «По широкому листу»

Широкий – имя прилагательное.

Начальная форма: широкий

Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос: какой?

Стоит в форме мужского рода, единственного числа, в предложении отвечает на вопрос: какому? По листу «какому?» широкому.

Может изменяться по родам: широкий –  широкая, широкое.

Может изменяться по числам: широкий – широкие.

Может изменяться по команде вопросов: есть широкий лист, нет широкого листа.

- Да. Маленькие букашки.

- «Маленькие букашки»

Маленькие – имя прилагательное.

Начальная форма: маленький.

Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос: какой?

Стоит в форме мужского рода, множественного числа, в предложении отвечает на вопрос: какие? Букашки «какие?» маленькие.

Может изменяться по родам: маленький –  маленькая, маленькое.

Может изменяться по числам: маленький – маленькие.

Может изменяться по команде вопросов: есть маленькая букашка, нет маленькой букашки.

- Не является стихотворением, нет рифмы.

- Является. Есть рифма.

- В них говорится о березе. Первый текст сухой, не выразительный, а второй выразительный, яркий, образный.

- В нем много имен прилагательных, они сделали текст ярким, эмоциональным.

- В нем нет имен прилагательных.

- Второй. Он более образней, яркий, выразительный.

- Имя прилагательное.

- Они делают речь краше, точнее, образной, интересной.

- Имена прилагательные важны в нашей речи. Они украшают нашу речь. Делают более полной, выразительной и понятной.

Выполняют самостоятельно упражнение.

Предложение в учебнике: По зелёному широкому листу ползут маленькие букашки.

Учитель пишет на доске:

                Какому?  х

По зелёному листу. Над словом «зелёному» пишет «прил., м.р., ед. ч.»

Учитель вызывает учащихся к доске по одному, которые аналогично образцу выполняют упражнение.

Ученик пишет на доске:

                 Какому?      х

По широкому листу. «прил., м.р., ед. ч.»

Ученик пишет на доске:\

                 Какие?             х

Маленькие букашки. «прил., м.р., мн.ч»

Текст: Люблю березку в сарафанчике, с платочками в карманчиках, с застежками, с сережками. Люблю ее.

Стихотворение:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками,

Люблю ее нарядную,

Родную ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую

Картина на слайде.

  1. Итог урока.

Цель: Выявление уяснения нового материала.

Метод: Словесный.

Приём: Диалог.

Время: 3 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Вот и подошёл к концу наш сегодняшний урок. Вернёмся к названию темы урока. Какую новую часть речь мы сегодня изучили?

- Что же такое имя прилагательное? Смотрите на слайде алгоритм ответа на вопрос.

- Важны ли в нашей речи прилагательные? Трудно бы без них нам было? Почему?

- Сегодня мы изучили имя прилагательное.

- Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета.

- В начальной форме отвечает на вопрос: какой?

- Может изменяться по родам, по числам, по команде вопросов.

- В предложении обычно является второстепенным членом предложения.

- Имя прилагательное зависит от имени существительного, которому оно подчиняется.

- Да, трудно. Чтобы наша речь была полной. Чтобы люди нас понимали.

На слайде:

Имя прилагательное.

… часть речи

Обозначает…

В начальной форме отвечает на вопрос…

Изменяется…

В предложении является…

Зависит от ….

  1. Домашнее задание.

Цель: Дать установку на тренировку определённых умений и инструктаж по его выполнению.

Метод: Слово учителя.

Приём: Объяснение.

Время: 1 минута.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Страница учебника 35, упражнение 27. Выполнить по заданию.

Записываю домашнее задание.

На слайде: страница 35, упражнение 27.

  1. Рефлексия.

Цель: Фиксация самооценки своего психоэмоционального состояния своей деятельности.

Метод: Словесный. Наглядный.

Время: 1 минута.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали очень хорошо, вам было всё понятно,поднимите розовое личико; если работали неплохо, но могли бы лучше – жёлтое; если ваша работа на уроке вам не понравилась – голубое личико без улыбки.

Производят самооценку своей деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)....

Конспект урока по русскому языку, тема: "Значение и употребление глаголов в речи" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие умения определять значение и употребление глаголов в речи.Планируемые результаты: Предметные:- з...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Значение и употребление глаголов в речи» (3 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие умения определять значение и употребление глаголов в речи.Планируемые результаты: Пред...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов (3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование умений находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение словар...

Конспект урока русского языка "Изменение прилагательных по родам и числам" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Изменение прилагательных по родам и числам»Цели деятельности учителя:-Формирование знаний об основных грамматических признаках имен прилагательных...

Конспект урока по русскому языку «Безударное окончание существительных в единственном числе» УМК «Перспективная начальная школа»3 класс

Цели деятельности учителя: обобщение знаний о правописании безударных окончаний существительных в единственном числе, формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имён существи...

Конспект урока по русскому языку на тему "Предлог. Правописание предлогов".2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан с использованием  эффективных образовательных технологий: проблемного обучения ( на этапе формулировки темы и целей), укрупнения дидактических единиц ( на этапе словарной работы)....