Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" 3 класс, Перспективная Начальная Школа (ПНШ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe._znachenie_i_upotreblenie_v_rechi._1.docx | 47.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Сформировать понятие об имени прилагательном как части речи, связанной с именем существительным и зависящей от него.
Задачи:
- Обучающая:
- сформировать у учащихся знания об имени прилагательном как о части речи, о его взаимосвязи с именем существительным.
- Развивающая:
- развивать речь, внимание, умение анализировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля.
- Воспитательная:
- создать условия для воспитания культуры общения в классе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку.
Формировать УУД:
- Личностные:
- проявлять учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
- проявлять способность к самооценке;
- осознавать важность имён прилагательных в нашей речи.
- Познавательные:
- развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля.
- Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- принимать цели и задачи учебной деятельности;
- определять степень успешности своей работы;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Коммуникативные:
- активно участвовать в обсуждении;
- учиться строить высказывания в соответствии с задачами.
Оборудование: 5 мячиков, презентация, компьютер.
Литература: Программа Перспективная начальная школа, учебник Русский язык 3 класс, 1 часть М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.Б. Байкова;
Методическое пособие под редакцией Р.Г. Чураковой «Русский язык. 3 класс» М.Г. Абрамова, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская.
Ход урока.
- Организационный момент.
Цель: Поприветствовать учащихся, создать благоприятный эмоциональный настрой.
Метод: Словесный.
Приём: Диалог.
Время: 1 минута.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Улыбнитесь друг другу. Покажите своей улыбкой, что вы готовы помочь и поддержать друг друга. | Приветствуют учителя. Настраиваются на учебный день. |
- Актуализация знаний.
Цель: Повторить ранее изученный материал, необходимый для изучения нового.
Метод: Словесный. Практический. Наглядный.
Приём: Диалог. Чистописание.
Время: 5 минут.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
Чистописание. - А теперь откройте тетради и запишите число, классная работа. - Прочитайте написанные слова. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз. Какая это буква? В каком слове находится? - Напишите заглавную письменную букву «Ф» в соединении со строчной письменной буквой «ф». Актуализация знаний. - Запишите слова: малина, обед, животное, хороший, винегрет, футбол, автобусы. - Назовите «лишнее» слово. Почему оно лишнее? - В каком словаре можем проверить написание слов? - Откройте орфографический словарь, проверьте, поставьте карандашом себе оценку. - Мы говорили, что все слова, кроме «лишнего»,имена существительные. Вспомним, что же мы знаем об имени существительном. - Имя существительное – это какая часть речи? - Что оно обозначает? - В начальной форме отвечает на какие вопросы? - Постоянный признак имени существительного? Не постоянный? - В предложении является? - А слово «хороший» можем ли мы охарактеризовать как части речи? Почему? | - Сегодня мы будем писать букву «ф». Она обозначает парный глухой твердый согласный звук [ф], встречающийся в данных словах один раз. Звук [ф] находится в слове фонтан. Пишут слова под диктовку учителя. - Слово «хороший», т.к. это слово обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «Какой?», а остальные слова обозначают предмет, являются именами существительными - В орфографическом словаре. - Самостоятельная часть речи. - Оно обозначает предмет. - Отвечает на вопросы «Кто?», «Что?». - Постоянный – род, одушевлённое или неодушевлённое. Не постоянный – число и команда вопроса. - В предложении является главным или второстепенным членом. - Нет, потому что мы ещё не знаем об этой части речи. | На слайде написаны слова: отбойный, фонтан, привезти, тема, лето. На слайде: буквы Фф написанные каллиграфически. На слайде: Оцените свою работу: «5» - нет ошибок. «4» - 1 ошибка. «3» - 2 ошибки. На слайде: Имя существительное. … часть речи. Обозначает… В начальной форме отвечает на вопросы…. Постоянные признаки… Непостоянные признаки… В предложении является… |
- Мотивационный этап.
Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности.
Метод: Словесный, проблемный.
Приём: Создание речевой ситуации, требующей решения.
Время: 3 минуты
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Верно. Проведём исследование. Серёжа, выйди к доске. Перед тобой лежат мячи. Дай мне мячик. - Нет. Я не этот мячик просила, а другой. Почему ты мне дал не тот мячик? - А как мне нужно было сказать? - Подберите слова, которые смогли бы очень точно описать мячик. - Теперь, подай мне большой, красный, резиновый мячик. Теперь тебе было легко сориентироваться, какой мячик мне нужен. - А что помогло тебе подать мне то, что я просила? Какие слова? - Эти слова, называются слова – признаки. Подбери слова – признаки к этому мячику. | Ученик подаёт мячик учителю. - Потому что вы не уточнили какой мячик вам был нужен. - Уточнить какой мячик вам нужен – зелёный или красный. - Резиновый, зелёный, не большой. - Да. - Большой, красный, резиновый мячик. - Маленький, жёлтый, зелёный, прыгучий, резиновый. |
- Постановка учебной задачи.
Цель: Сформулировать учебную задачу урока, сделать так, чтобы учащиеся приняли учебную задачу. Определили знания от не знания.
Метод: Наблюдение над фактами языка.
Приём: Соотношение языкового понятия с понятием житейским.
Время 2 минуты.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Откройте учебник на странице 32. Прочитайте, как звучит наша тема? - Что мы знаем, что не знаем? - Мы с вами знаем, что такое имя прилагательное? - Тогда, какую цель мы сегодня поставим перед собой? - Как думаете, что мы сегодня будем делать на уроке, давайте определим задачи. | - Части речи. Имя прилагательное. - Знаем, что части речи – большие группы слов. - Нет. - Узнать, что называется именем прилагательным - Узнаем, какие слова называются именами прилагательными? Как их находить и подбирать самим? Для чего нужны имена прилагательные? Исследуем слова – признаки. | На слайде: Имя прилагательное. На слайде: Задачи урока: Узнать, что называется именем прилагательным Узнать, какие слова называются именами прилагательными? Как их находить и подбирать самим? Для чего нужны имена прилагательные? Исследуем слова – признаки. |
- Изучение нового материала.
Цель: Выявить существенные признаки нового понятия «Имя прилагательное»
Метод: Наблюдение над фактами языка.
Приём: Введение термина и работа с правилом, анализ определения.
Время: 10 минут.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Учебник у вас открыт на 32 странице, упражнение 24. Марина, прочитай текст. - Найдите имена существительные, к которым относится выделенное слово – название признака. - Какого они рода? - А слово - название признака этого же рода? - Представьте, что у героя стихотворения появился не братик Миша, а сестричка Маша. Прочитайте первые две строчки по-другому, учитывая это обстоятельство. - Изменился ли род слова – названия признака? - Есть ли у слова – названия признака свой собственный род? Изменяется ли это слово по родам? А по числам? Найдите подтверждение этого в тексте стихотворения. Молодцы ребята. Слова – названия признаков мы будем теперь называть по-научному «Именами прилагательными». - Костя, прочитай на странице 33, почему прилагательные так называются. - Почему прилагательное так назвали? - Давайте сделаем вывод. Слова-названия признаков связаны с какой частью речи? Род прилагательных меняется, если изменяется существительное? Прилагательные изменяются по числам? - Верно, молодцы ребята. | Ученик читает. - Братик Миша. Волосы. Ресницы. - Братик Миша – существительное мужского рода. - Волосы – существительное мужского рода. - Ресницы – существительное женского рода. - Братик Миша (какой?) рыжий. Волосы (какие?) рыжие. Ресницы (какие?) рыжие. Ученик читает. - Ох, до чего же рыжая Моя сестричка Маша. - Да изменился. - Да. Братик Миша рыжий. Волосы рыжие. Ресницы рыжие. Ученик читает. - Потому что оно прилагается к существительному. - С именами существительными. - Да. - Да. | Текст в учебнике: Ох, до чего же рыжий Мой новый братик Миша! И волосы – рыжие, И ресницы – рыжие, Проснусь – и сразу весело, Когда его увижу я. (Я. Аким) |
Физ. минутка.
Цель: Снятие эмоционального напряжения с целью переключения на другой вид деятельности.
Метод: Практический.
Приём: Динамическая разгрузка.
Время: 2 минуты.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Если я назову имя существительное – вы хлопайте, а если имя прилагательное – топайте: Машина, учебник, красный, цветок, весёлый, веселье, маленький, сильный, дерево, капуста, весенний, весна, чёрный, круглый, окно, золотая. А теперь другое задание: попробуйте движениями, мимикой и жестами показывать признаки предметов: Большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, тихий. | Выполняют упражнения по указанию учителя. |
Продолжение урока по теме.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | |
- Маша составила предложение по картине. Наташа, прочитай его. - Попробуйте прочитать предложение, убрав имена прилагательные. Что заметили? - Как вы думаете, какова роль имён прилагательных в нашей речи? - Упражнение 25, на странице 33. Откройте словарь на букву «В». В какой форме стоит прилагательное в словаре и какое у него окончание? - На какой вопрос отвечает имя прилагательное в начальной форме? - О чём говорят следующие за ним буквосочетания «-яя, -ее», «-ая, -ое»? - Что с ними сделали? Задайте вопрос к слову. - Давайте обобщим наши знания об имени прилагательном. Что это за часть речи? Что она обозначает? - В начальной форме отвечает, на какие вопросы? - Может имя прилагательное изменяться? По каким признакам? - От какой части речи зависимы прилагательные? - Откройте страницу 34 в учебнике. Никита, прочитай правило. - Верно ли мы с вами охарактеризовали имя прилагательное? | Ученик читает. - У леса пропали краски. Мы не можем представить какой он. - Они делают нашу речь более понятной, красивой, помогают передать особенности предметов, наиболее точно их описать. - Вешний – окончание – ий. Взрытый – окончания – ый. - В начальной форме имя прилагательное отвечает на вопрос «какой?». - Это изменилось окончание. - Какая? Внешняя. Какое? Взрытое. Изменили прилагательные по родам. - Это самостоятельная часть речи, обозначающий признак предмета. - В начальной форме имя прилагательное отвечает на вопрос «какой?». - Может изменяться по родам, числам, по команде вопросов. - Имя прилагательное зависит от имени существительного, которому оно подчиняется. Ученик читает. - Верно. | Предложение на слайде: Осенний лес стоял разноцветный: желтый, лиловый, красный, багряный. На слайде: Вешний – яя, ее Взрытый – ая, ое На слайде: Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета. В начальной форме отвечает на вопрос: Какой? Может изменяться по родам, по числам, по команде вопросов. В предложении обычно является второстепенным членом предложения. Все изменения имени прилагательного зависят от имени существительного, котором оно подчиняется. |
- Первичное закрепление.
Цель: Учить применять новые знания на практике. Формировать умение находить имена прилагательные, задавать к ним вопрос от главного слова, изменять по родам, по числам и по команде вопросов.
Метод: Упражнение.
Приём: Выполнение упражнений.
Время: 15 минут.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Упражнение 26 на странице 34. Василий, прочитай предложение. - Нам нужно выписать из предложения любое прилагательное вместе с существительным, от которого оно зависит. Дать ему устную характеристику как части речи. Первое словосочетание я покажу вам как сделать. Первое словосочетание какое будет? - Записываем его в тетрадь «По зелёному листу» - Зелёному – имя прилагательное. Начальная форма: зелёный. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос: какой? Стоит в форме мужского рода, единственного числа, в предложении отвечает на вопрос: какому? По листу «какому?» зелёному. Главное слово «По листу», зависимое «зелёному». Отмечаю главное слово крестиком и задаю от него вопрос. Может изменяться по родам: зелёный – зелёная, зелёное. Может изменяться по числам: зелёный – зелёные. Может изменяться по команде вопросов: есть зелёный лист, нет зелёного листа. - Следующее словосочетание какое будет, Даша? Выходи к доске и по моему образцу дай характеристику по моему образцу. Даша делает на доске, а все остальные в тетради. Не забываем о правильной осанке при письме, а так же об аккуратности. - Есть ещё словосочетания? Антон, выходи к доске и дай характеристику. - Прослушайте текст, является ли он стихотворением? - А теперь еще один текст прослушайте. - А этот текст является стихотворением? - Сравните оба текса. Чем они похожи? Чем отличаются? - Почему второй текст получился выразительный, яркий? - Назовите имена прилагательные из первого текста. - Какой текст приятнее слушать? Почему? - Какая часть речи «украсила» стихотворение? - Какую роль имеют имена прилагательные в нашей речи? - Сделайте вывод исходя из нашей беседы. - Всё верно. А сейчас поработайте самостоятельно. Вам дана картина. Составьте из неё предложения с именами прилагательными. Дайте характеристику имени прилагательному по такой же схеме, как мы сейчас с вами сделали. Три человека, выполнившие задание правильно, подходят ко мне, я проверяю и ставлю оценку. | Ученик читает. - По зелёному листу. Учащиеся пишут. - По широкому листу. - «По широкому листу» Широкий – имя прилагательное. Начальная форма: широкий Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос: какой? Стоит в форме мужского рода, единственного числа, в предложении отвечает на вопрос: какому? По листу «какому?» широкому. Может изменяться по родам: широкий – широкая, широкое. Может изменяться по числам: широкий – широкие. Может изменяться по команде вопросов: есть широкий лист, нет широкого листа. - Да. Маленькие букашки. - «Маленькие букашки» Маленькие – имя прилагательное. Начальная форма: маленький. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос: какой? Стоит в форме мужского рода, множественного числа, в предложении отвечает на вопрос: какие? Букашки «какие?» маленькие. Может изменяться по родам: маленький – маленькая, маленькое. Может изменяться по числам: маленький – маленькие. Может изменяться по команде вопросов: есть маленькая букашка, нет маленькой букашки. - Не является стихотворением, нет рифмы. - Является. Есть рифма. - В них говорится о березе. Первый текст сухой, не выразительный, а второй выразительный, яркий, образный. - В нем много имен прилагательных, они сделали текст ярким, эмоциональным. - В нем нет имен прилагательных. - Второй. Он более образней, яркий, выразительный. - Имя прилагательное. - Они делают речь краше, точнее, образной, интересной. - Имена прилагательные важны в нашей речи. Они украшают нашу речь. Делают более полной, выразительной и понятной. Выполняют самостоятельно упражнение. | Предложение в учебнике: По зелёному широкому листу ползут маленькие букашки. Учитель пишет на доске: Какому? х По зелёному листу. Над словом «зелёному» пишет «прил., м.р., ед. ч.» Учитель вызывает учащихся к доске по одному, которые аналогично образцу выполняют упражнение. Ученик пишет на доске: Какому? х По широкому листу. «прил., м.р., ед. ч.» Ученик пишет на доске:\ Какие? х Маленькие букашки. «прил., м.р., мн.ч» Текст: Люблю березку в сарафанчике, с платочками в карманчиках, с застежками, с сережками. Люблю ее. Стихотворение: Люблю березку русскую, То светлую, то грустную. В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками, Люблю ее нарядную, Родную ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую Картина на слайде. |
- Итог урока.
Цель: Выявление уяснения нового материала.
Метод: Словесный.
Приём: Диалог.
Время: 3 минуты.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Вот и подошёл к концу наш сегодняшний урок. Вернёмся к названию темы урока. Какую новую часть речь мы сегодня изучили? - Что же такое имя прилагательное? Смотрите на слайде алгоритм ответа на вопрос. - Важны ли в нашей речи прилагательные? Трудно бы без них нам было? Почему? | - Сегодня мы изучили имя прилагательное. - Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета. - В начальной форме отвечает на вопрос: какой? - Может изменяться по родам, по числам, по команде вопросов. - В предложении обычно является второстепенным членом предложения. - Имя прилагательное зависит от имени существительного, которому оно подчиняется. - Да, трудно. Чтобы наша речь была полной. Чтобы люди нас понимали. | На слайде: Имя прилагательное. … часть речи Обозначает… В начальной форме отвечает на вопрос… Изменяется… В предложении является… Зависит от …. |
- Домашнее задание.
Цель: Дать установку на тренировку определённых умений и инструктаж по его выполнению.
Метод: Слово учителя.
Приём: Объяснение.
Время: 1 минута.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Страница учебника 35, упражнение 27. Выполнить по заданию. | Записываю домашнее задание. | На слайде: страница 35, упражнение 27. |
- Рефлексия.
Цель: Фиксация самооценки своего психоэмоционального состояния своей деятельности.
Метод: Словесный. Наглядный.
Время: 1 минута.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали очень хорошо, вам было всё понятно,поднимите розовое личико; если работали неплохо, но могли бы лучше – жёлтое; если ваша работа на уроке вам не понравилась – голубое личико без улыбки. | Производят самооценку своей деятельности на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)
Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)....
Конспект урока по русскому языку, тема: "Значение и употребление глаголов в речи" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие умения определять значение и употребление глаголов в речи.Планируемые результаты: Предметные:- з...
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Значение и употребление глаголов в речи» (3 класс)
Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие умения определять значение и употребление глаголов в речи.Планируемые результаты: Пред...
Конспект урока по русскому языку. Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов (3 класс)
Цель деятельности учителя: формирование умений находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение словар...
Конспект урока русского языка "Изменение прилагательных по родам и числам" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Изменение прилагательных по родам и числам»Цели деятельности учителя:-Формирование знаний об основных грамматических признаках имен прилагательных...
Конспект урока по русскому языку «Безударное окончание существительных в единственном числе» УМК «Перспективная начальная школа»3 класс
Цели деятельности учителя: обобщение знаний о правописании безударных окончаний существительных в единственном числе, формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имён существи...
Конспект урока по русскому языку на тему "Предлог. Правописание предлогов".2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"
Урок разработан с использованием эффективных образовательных технологий: проблемного обучения ( на этапе формулировки темы и целей), укрупнения дидактических единиц ( на этапе словарной работы)....