Примеры приёмов создания проблемных ситуаций
материал

Цыбиктарова Тамара Доржиевна

Примеры приёмов создания проблемных ситуаций

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_an.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры приёмов создания проблемных ситуаций

Приложение №1.

Примеры приёмов создания проблемных ситуаций.

  1. Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова».

Учитель

Ученики

- В словах записанных на доске,

выделите корень.

- Все согласны?

Ученица у доски в слове «мухоловка» выделяет один корень.

- Нет. В слове «мухоловка» два корня: -мух- и

-лов-.

2.Урок математики в 3 классе по теме «Сумма углов треугольника».

Учитель

Ученики

- Постройте треугольник с углами 90, 120, 60 градусов.

Оказываются в затруднении.

3.Урок русского языка в 4 классе по теме «Глаголы – исключения».

Учитель

Ученики

- Какую тему проходили на прошлом уроке?

- Поупражняемся в определении спряжения глаголов (даются глаголы)

- А теперь определите спряжение глаголов «смотреть» и «стелить»

- Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы заметили?

- Спряжение глаголов.

Выполняют задание.

- Смотреть – глагол первого спряжения, стелить – второго.

Смотреть – глагол второго спряжения, а стелить – первого.

4. Урок русского языка в 3 классе по теме «Образование наречий».

Учитель

Ученики

- Прочитайте столбики слов:

редкий            редко

мягкий            мягко

лёгкий            легко

- Что можете о них сказать?

- Разберите по составу слова каждого столбика.

- Проверим. Слова второго столбика – наречия. Вспомните, что такое наречие.

- Но тогда чего не может быть у наречий?

- Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия.

Ученица у доски выделяет в наречиях окончание – о.

- Неизменяемая часть речи.

- Окончания.

5. Урок математики во 2 классе по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»

Учитель

Ученики

- На доске дан ряд чисел. Что это за числа?

- Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7.

- Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7.

- Однозначные и двузначные.

Выполняют.

Испытывают затруднение.

Приложение №2.

Примеры формулирования учебной проблемы.

1.Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова».

Учитель (применяет приём 2)

Ученики

- Сколько мнений в классе? (Побуждение к осознанию противоречия)

- Какой же вопрос возникает?

Два разных мнения (осознание противоречия).

- Кто прав? Сколько корней в слове «мухоловка»? (Учебная проблема как вопрос)

2. Урок математики в 3 классе по теме «Сумма углов треугольника».

Учитель (приём 4)

Ученики

- Вы выполнили моё задание?

- А почему? В чём затруднение? (Побуждение к осознанию противоречия)

- Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы)

- Нет.

- Не получается. Такой треугольник не строится. (осознание затруднения)

- Почему не строится треугольник?

(Учебная проблема как вопрос.)

3. Урок русского языка в 4 классе по теме «Глаголы – исключения».

Учитель (приём 6)

Ученики

- Итак, что вы хотели сделать?

- Какое правило применили?

- Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.)

- Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)

- Определить спряжение глаголов.

- Правило о спряжении.

- Нет, не получилось (осознание неприменимости известного правила).

- Глаголы – исключения (учебная проблема как тема урока)

4. Урок русского языка в 3 классе по теме «Образование наречий».

Учитель (приём 3)

Ученики

- Итак, что вы сначала думали по поводу «о»?

- А что оказалось потом? (Побуждение к формулированию проблемы.)

- Сначала мы думали, что «о» - это окончание.

- «о» не является окончанием (осознание противоречия)

- Что же такое «о» в наречиях?

(Учебная проблема как вопрос)

5. Урок математики во 2 классе по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»

Учитель (приём 5)

Ученики

- Вы смогли выполнить моё задание?

- Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия).

- Какова же будет тема нашего урока? ( Побуждение к формулированию проблемы)

- Нет, не смогли.

- В первом случае мы умножали однозначные на однозначные числа, здесь надо умножать двузначные числа на однозначные, а мы этого ещё не умеем (осознание затруднения)

- Умножение двузначного числа на однозначное (учебная проблема как тема урока)

        Приложение №3.

Подводящий к теме диалог.

Урок русского языка в 3 классе по теме « Безударные гласные в приставках»

Учитель

Ученики

- Спишите из упражнения слова: долетел, забежал, надписал и др.

- Поставьте ударение.

- Подчеркните безударные гласные.

- В каких частях слова находятся безударные гласные?

- Обозначьте их.

- Какое правило о безударных гласных мы уже знаем?

- А какого правила о безударных гласных ещё не учили?

- Значит, какая сегодня тема урока?

Записывают слова.

Ставят ударение.

Подчеркивают.

- В корне и приставке.

Обозначают.

О безударной гласной в корне.

- Наверное, о безударных гласных в приставках.

Безударные гласные в приставках (тема).

Приложение №4.

Мотивирующие приёмы.

Урок чтения в 3 классе по теме «Пьеса»

        Зачитывается фрагмент текста учебника, сквозным героем которого является девочка Настя.

        Настя с папой побывали в детском театре, глее они посмотрели спектакль «Тили – бом» по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Кошкин дом». Спектакль был музыкальный, яркий, красочный, и Настя вернулась весёлая и счастливая. По дороге домой она рассказала папе, что они в классе решили поставить к новогоднему празднику спектакль, и, наверное, это будет сказка.

        - Пап, а любую сказку можно поставить на сцене? – спросила Настя.

        - Да, любую, но для этого она должна быть написана как  пьеса.

- А что это значит – «как пьеса»?

Учитель. Ребята! Давайте поможем Насте разобраться, что такое пьеса (сообщение темы).

Урок математики в 1 классе по теме «Числовой отрезок».

        Учитель. В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда – он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и перенумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. «Ты построишь, - сказал Умный Паровозик, - волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.

Приложение  № 5.

Подводящий к открытию знания диалог.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова»

Учитель

Ученики

Использует подводящий диалог.

- Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос.

Почему птичка так называется?

- Запишите «ловит мух»

- Подберите и запишите однокоренные слова к слову «муха». Выделите корень.

- Подберите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите в них корень.

- Есть ли корни  -мух- и  -лов- в слове «мухоловка»?

- Так сколько же корней в слове «мухоловка»?

- Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение.

Формулирует вопрос: сколько корней в слове «мухоловка»?

- Она ловит мух.

- Да, есть.

- Два корня.

- Сложными называются слова с двумя корнями (открытие нового знания)

Приложение  № 6.

Примеры продуктивных заданий.

Урок математики в 1 классе по теме «Скобки».

        Метафора: скобки – это регулировщик, показывающий, кому ехать первым.

        Загадка: в примерах бывает, первое действие называет.

        Стихотворение:         Скобки найдём,

                                Остальное потом.

Приложение  № 7.

В анкетировании приняли участие 20 человек.

1. Ваш ребёнок с желанием ходит в школу?

Да- 16 чел.                Нет – 2 чел.                Не знаю – 2 чел.

2. Часто ли ваш ребёнок подвергается стрессам?

Да – 6 чел.                Нет – 12 чел.        Не знаю – 2 чел.

3. Испытывает ли он перегрузку домашними заданиями?

Да – 5 чел.                Нет – 14 чел.         Не знаю – 1 чел.

4. Не жалеете ли вы, что ребёнка отдали учиться по этой программе?

Да – 6 чел.                Нет – 14 чел.        Не знаю – 0 чел.

Уровень заболеваемости  класса.

Пропущено уроков по болезни:

2 класс.

1 четверть - 129

2 четверть - 165

3 четверть - 299

4 четверть - 109

3 класс.

1 четверть - 110

2 четверть - 30

Уровень успеваемости  класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер -класс "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных действий"

Демонстрируются приёмы создания проблемной ситуации на мотивационно-целевом этапе урока окружающего мира. Дана таблица "Методическая копилка"...

Мастер-класс "Приёмы создания проблемных ситуаций"

Как правильно создавать проблемные ситуации на уроке в начальной школе? Об этом можно узнать в предлагаемом материале!...

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ...

Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.

Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках./памятка учителю/...

Приёмы создания проблемных ситуаций

Приёмы создания проблемных ситуаций с примерами на различных этапах урока...