Выступление на педагогическом совете "Приёмы создания проблемных ситуаций в начальной школе"
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)
Мастер-класс. Выступление на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе. | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» Шалва Амонашвили
Сергей Леонидович Рубинштейн утверждал: "Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия". Признаки проблемной ситуации: необходимость выполнения такого действия, при котором возникает потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия; наличие неизвестного для учащихся; возможности учащихся должны быть достаточными для самостоятельного понимания поставленного задания и условий выполнения.
Цели мастер-класса: Узнать приёмы создания проблемной ситуации. Расширить свои знания о технологии проблемного обучения. Поучиться применять на практике приёмы (создавать проблемную ситуацию)
Основные приемы создания проблемной ситуации. (по Е.Л.Мельниковой) Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия С удивлением 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения. Что Вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. Вопрос (задание) был один? А сколько в классе мнений? Почему так получилось? 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием "на ошибку". Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. Вы сначала как думали? А как на самом деле? С затруднением 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? 6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось?
Проблемные ситуации с удивлением . ПРИЁМ 1. Предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений. Математика, 2 класс. Тема:«Порядок действий». Сравните равенства: 8 – 3 + 4 = 9 8 – 3 + 4 = 1 Побуждение к осознанию противоречия.
ПРИЁМ 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. Математика, 2 класс Тема:«Смысл действия умножения». Равенство 3*5 =15 Миша: 3+3+3+3+3 Маша 5+5+5
ПРИЁМ 3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием "на ошибку", предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью . Окружающий мир, 4 класс Тема: «Природные зоны России». Учитель: Ученики: - Послушайте и скажите: бывает ли так? «Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули». Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал. - Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды. - Еще не бывают грибы выше берез. - Ночью солнце не светит. Удивление (возникновение проблемной ситуации).
Проблемные ситуации с затруднением ПРИЁМ 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Урок математики 2 класс. Тема: «Арифметическое действие – умножение». 1)В банку входит 2 литра воды. Сколько литров воды входит в 4 такие банки? 2+2+2+2=8 литров. 2)На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?
ПРИЁМ 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Математика 2 класс Тема: «Сложение двузначных чисел с переходом через десяток. Учитель: Ученики: Найдите значение данных выражений объясните, как вычисляли 24+32 61+26 73+16 73 + 19 73+19 – не смогли найти значение, т.к. еще не умеем решать такие примеры
ПРИЁМ 6. Дать практическое задание, сходное с предыдущим, а потом доказать, что задание не выполнено. «Русский язык» 4 класс Тема: «Спряжение глаголов». Шаг 1 (уч-ся легко справляются с заданием). - Поупражняемся в определении спряжения глаголов. Шаг 2 (учитель аргументировано доказывает, что задание всё-таки не выполнено). - А теперь определите спряжение глаголов «смотреть» и «стелить».
Распознавание приёмов создания проблемных ситуаций из фрагментов уроков. Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение имён существительных» - Прочитайте предложение: Старая женщина волновалась о сестре и дочери . - О ком волновалась женщина?(о сестре , о дочери). - К какой части речи относятся эти слова? (имя сущ.) - Определите их род и падеж. (ж.р., П.п) - Выделите окончания. (-е, -и) - Что вас удивило?(слова одной части речи, одного рода и падежа, но с разными окончаниями) Приём 1
Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных на конце слова» Детям предлагается 2 картинки: лук и луг. - Что изображено? - Запишите эти слова в тетрадь. - Запишите под каждой картиной слово на доске. (Возникает спор, т.к. дети по-разному написали слово «луг»).Кто из ребят прав? Приём 2
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Природные зоны России. Пустыня» - Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Шаг 1. Ученики: Очень мало, почти нет. - Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи. Шаг 2. Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле. Обучающиеся испытывают удивление. - Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне? Приём 3
Урок русского языка в 4 классе по теме «Неопределенная форма глагола» На доске слова: льют, мечтает, хотели, колет, рубить. - Определите число и лицо глаголов. Последнее слово вызывает недоумение учеников, так как задание невыполнимо. Приём 4
Вывод: Без сомнения, технология проблемно диалогического обучения – современная, отвечающая требованиям ФГОС, здоровьесберегающая, уникальная и детально разработанная. Результативная, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Эта технология общепедагогическая, так как она может использоваться в любой образовательной системе, на занятиях по любому предмету.
Достоинства проблемных уроков: “ Учение с увлечением”, которое обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, не вызывая при этом перегрузок. Ребенок не боится проблем, а стремится их разрешить. Учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. Дети получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы. Убеждаются, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. www.themegallery.com
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002. 168 с. … .. ..В данном пособии в популярной форме рассматриваются вопросы технологии и подготовки проблемного урока – урока «открытия» знаний. Книга адресована школьному учителю. http://pdo-mel.ru
Рефлексия www.themegallery.com Реализованы цели Частично реализованы Без пользы (белый) Предлагаю Вам совместно подобрать к осеннему дереву листву (жёлтый) (красный)
Список литературы: 1..Е.Л. Мельникова. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с учениками. М: 2006 1. А. М. Матюшкин. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972 2. В. Оконь. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968 3. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.:3нание, 1991. 4. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях.// Советская педагогика.-1968.-№ 7. 5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 1977 6. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975. 7. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения.- Казань, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемных ситуаций в начальной школе.
В статье говорится о том, что такое проблемное обучение, использование проблемных ситуаций на уроках. Приведены примеры использования проблем на уроках математики и русского языка....
Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»
В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...
Статья для выступления на педагогическом совете "Организация внеурочной деятельности в начальной школе" (декабрь 2014 год)
"Целью данной работы является раскрытие смысла внеурочной деятельности в школе, знакомство коллег с направлениями этой работы....
Статья для выступления на педагогическом совете "Организация внеурочной деятельности в начальной школе" (декабрь 2014 год)
Цель работы: знакомство коллег с работой по данному направлению....
Выступление на РМО. Тема: "Создание проблемной ситуации на этапе мотивации урока-исследования".
выступление на РМО. Тема: "Создание проблемной ситуации на этапе мотивации урока-исследования"....
Методическое объединение по теме: «Создание проблемных ситуаций в начальной школе»
В данной работе представлен опыт использования проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....
Создание проблемных ситуаций в начальной школе как условие осуществления системно - деятельностного подхода
Создание проблемных ситуаций в начальной школе как условие осуществления системно- деятельностного подхода...