мастер -класс "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных действий"
учебно-методический материал на тему
Демонстрируются приёмы создания проблемной ситуации на мотивационно-целевом этапе урока окружающего мира. Дана таблица "Методическая копилка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_priyomy_sozdaniya_problemnoy_situatsii_na_urokah_okruzhayushchego_mira.rar | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
учителя начальных классов МБОУ ЗСОШ №1
Сивер Александры Ивановны
« Методические приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных учебных действий»
(Проведён на МО в ходе декады учителей начальных классов школы , )
Предлагаю вниманию несколько фрагментов уроков окружающего мира с использованием проблемной ситуации на мотивационно - целевом этапе урока.(приложение 1, «методическая копилка»)
Моя цель : демонстрация и совместная отработка методических приёмов постановки проблемной ситуации на этапе целеполагания и осмысления темы урока.
Фрагменты уроков
Приём «Актуальность»
Пример . «Человек и природа» Правила поведения в лесу, (любое УМК)
Я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие. Угадайте, куда? (слайд с изображением леса)
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи скорее в дом -
Красоту увидишь в нём.
-Где нам предстоит побывать?
(Дети слушают звуки леса. В своём воображении представляют картины. )
-Расскажите о своих представлениях.
- Итак, лес шелестит, журчит, поёт, значит он - живой
Открываем глаза (слайд леса, в котором мусор, сломаны ветки, разрушен муравейник)
-Сравните свои представления их с реальной картиной. В чём противоречие ? К какому выводу призывает нас эта ситуация? Что будем обсуждать?
Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”
Пример. Тема «Органы чувств» (любое УМК)
Подвести учащихся к пониманию роли памяти и ума в познании окружающего мира
Создание проблемной ситуации.
-Как же человек познаёт окружающий мир?( С помощью органов чувств.)
- Назовите органы чувств, которые являются нашими помощниками.(Органы зрения, вкуса, обоняния, осязания, слуха).
-А могут ли органы чувств ошибаться?
Мнения детей разделились. Одни считают, что органы чувств могут ошибаться, другие - что нет.
Демонстрация опыта. Учитель предлагает рассмотреть карандаш в стакане с водой.
- Каким нам кажется карандаш в стакане с водой?(Он кажется сломанным.)
-А что мы знаем на самом деле?(На самом деле мы знаем, что карандаш прямой).
-Значит, органы чувств могут ошибаться?(Да)
Демонстрация предметов с близкого и дальнего расстояния.
Сравните предметы на картине.(Мы видим, что бабочка больше коровы.)
- А что мы знаем на самом деле?(Это нам только кажется, так как бабочка находится ближе, а корова дальше.)
-Какой вывод можно сделать?(Органы чувств могут ошибаться)
Пробуждающий диалог от проблемной ситуации.
-Вы сначала как думали? А на самом деле?( Наши органы чувств могут ошибаться.)
-Какой же возникает вопрос? «Что же ещё, кроме органов чувств помогает нам познавать окружающий мир?»
Побуждение к выдвижению и проверке гипотез. Диалог.
Какие у вас есть предположения?(Может, нам помогает ум?)
Как проверить это предположение?
Дети затрудняются с ответом. Учитель предлагает помощь.
- Продолжите предложения:
Зрение показывает, что…
Память показывает, что…
Благодаря уму можно подумать, что…
-Какова же тема нашего урока?
Ученик : «Ум и память».
Сообщение темы с мотивирующим приемом (значимостью для детей)
Пример .Тема «Ориентирование Стороны горизонта». (любое УМК)
Предлагаю детям задание : «Представьте, что около нашей школы оказался незнакомый гость, который не знает наше село.
Расскажите , как пройти а) в детскую районную библиотеку б) в музыкальную школу в) в спортивную школу г) в магазин «Сладкоежка»
Дети в группах обсуждают ситуацию и представляют наработки.
Учитель фиксирует слова «налево, прямо, направо, назад, налево» на доске.
-Какую работу выполняли в группе? (Помогли незнакомому человеку ориентироваться в нашем селе).
-- Что значит «ориентироваться»?
--Какие общие слова использовали?
(Слайд). Удобно ли с помощью этих слов «налево, прямо, направо, назад, вправо» ориентироваться судам в море, самолётам, туристам?
- Какой вопрос возник ? Какие у вас есть предположения? Как их проверим?
Подводящий к теме диалог – ряд посильных вопросов, подводящих к теме урока
Пример. тема «Ориентирование на местности по общим признакам» (любое УМК)
- Давайте посмотрим отрывок из всеми любимого мультфильма про Лунтика и его друзей и постараемся ответить на вопрос -почему заблудились герои мультфильма ? ( 279 серия ,
« Заблудились» , 1мин 40 с – 2мин31 с)
( Ответы детей : не запомнили дорогу, не знали стороны горизонта , не умели ориентироваться, у них не было компаса.)
- Определим тему нашего урока. ( Выслушиваются 2-3 высказывания . Дети с помощью учителя определяют тему .
- Сформулируйте цели урока . Для чего нам нужна эта тема ?
( Ответы детей . )
Подумайте , как можно было помочь Лунтику , Кузе и их друзьям найти обратную дорогу по другим признакам ( Ответы детей . )
- Где найдём ответ на этот вопрос? (В учебнике, энциклопедии)
Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"
Пример . Тема «Ландшаф»т , 2 класс (познакомить с термином «Ландшафт»)
На прошлом уроке мы познакомились с формами рельефа Земли. Что такое рельеф? (неровности суши, дна морей и океанов).
У вас на партах формы рельефов. Они «мертвы». Давайте «оживим» эти кусочки Земли. Будем использовать пластилин. Предложите, как это сделать ?(добавить воду, растения, животных,)
Слайд.
Выставка работ. Что получилось ?
-на вершинах гор снег, течёт река, озера, раскинулись поля, леса. На морском дне водоросли, рыбы, моллюски.
Что это? Каким словом назвать? Выскажите предположение? Мнений несколько . Как проверим?
Выявить житейское представление “на ошибку”, предъявить научные факты (эксперимент, наглядность).
Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Тепловые пояса”
- Разнообразна и удивительна наша планета . Сегодня на уроке мы будем продолжать постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля
– Как вращается Земля? |
- Как они называются неподвижные точки Земли?(Южный и Северный полюс) |
Создание проблемной ситуации Дима с папой собираются на Северный полюс, а Маша с мамой на Южный. Помогите собрать вещи в дорогу. (дети в парах работают по карточке , вещи: сандалии, шуба, шляпа, варежки, шапка, шорты, майка, валенки, зонтик от солнца) -Что выбрали для поездки на Северный полюс? Почему? (На Северном полюсе холодно) -Что выбрали для поездки на Южный полюс? (На Южном полюсе тепло-житейские представления) Предъявление научного факта (слайды ) Побуждение к осознанию противоречия -Что вы думали сначала? Побуждение к проблеме -А что оказывается на самом деле? Какой же возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске– Какие еще есть пояса? А где же тепло? - Как будем искать ответ на наши вопросы? |
Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно»
Пример . Тема «Предшественники человека. Отличие человека от животного( прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество).»
Когда наш предок палку взял,
Рукою лапа стала.
Чужую шкуру повязал,
Клык сделал из металла...
И вот остался тигром тигр,
И слон слоном остался
А человек, меняя мир,
Сам в мире изменялся.
-Как вы понимаете данные строчки? Вам уже много известно о человеке.
И все же человек отличается от животных?.? (Ответы учащихся.)
Среди животных тоже немало сообразительных, например, дельфины, собаки и др.,(Слайд)
-Какие у вас есть гипотезы ? Как их проверим? Будем исследовать деятельность человека. (Только человек обладает постоянным разумом, творчеством).
Столкновение мнений учеников (Вопрос был один, а сколько мнений?,
Пример . Тема «Лес» «Экологическое равновесие»(любое УМК)
Сейчас я прочитаю вам сказку Ю. Дмитриева «Что такое лес?», - Чтение отрывка из сказки.
Формулирование гипотез методом мозгового штурма.
- А вы можете сказать, почему засох лес?
(гипотезы детей записываются на доске)
Формулирование проблемного вопроса.
- Много разных ответов вы предложили.
- Какой же из них правильный?
- Постараемся выяснить это и ответить на главный вопрос урока: «В чем причина гибели леса?»
Заключение |
Таким образом, на примере фрагментов урока мы увидели, как проходило формирование регулятивных УУД: определяли и формулировали цель деятельности на уроке с помощью учителя, учились высказывать своё предположение (версию); познавательных УУД: делали выводы в результате совместной работы всего класса, перерабатывали полученную информацию: сравнивали признаки и группировали предметы. Формирование коммуникативных УУД осуществлялось при организации работы в паре, учились оформлять свою мысль в устной форме, слушали и понимали речь учеников, учителя. |
Рефлексия продемонстрированного опыта.
Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось? Что у вас лучше всего получилось?
Приложение 1
Методическая копилка
«Приемы создания проблемных ситуаций»
Тип противоречия | Приемы создания проблемной ситуации | Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию проблемы |
I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением” | Что Вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Вопрос (задание) был один? А сколько в классе мнений? Почему так получилось? Вы сначала как думали? А как на самом деле? Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось? | Какой возникает вопрос? - Какие есть гипотезы? - Согласны ли вы с этой гипотезой? - Как можно проверить эту гипотезу? Какая будет тема урока? | |
Между двумя (или более) положениями | Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания | ||
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом | Прием 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности | ||
II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением | |||
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя | Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Прием 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено | ||
Материал взят из книги: Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания вместе с детьми: Пособие для учителя. - М., 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира, как средство формирование универсальных учебных действий»
Обобщение опыта по теме: «Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира, как средство формирование универсальных учебных действий»...
презентация "Создание проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования УУД"
В презентации показана актуальность проблемы, приёмы создания проблемной ситуации для формирования УУД....
"Создание проблемной ситуации на уроках русского языка как средство формирования УУД у младших школьников"
Создание проблемной ситуации на уроках русского языка как средство формирования УУД у младших школьников§ Елизарова Анна Анатольевна, учитель...
Развитие познавательного интереса через создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира
Развитие познавательного интереса через создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира...
Создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира.
Основная задача на уроках окружающего мира заключается не в сообщении ученикам более или менее значительной информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями. Такой подход разви...
Создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира
1. Для сегодняшней методики обучения очевидно, что подлинное знание – всегда результат личного опыта. Именно поэтому одним из важнейших требований ФГОС является необходимость организации о...
Практика создания проблемных ситуаций на уроках окружающего мира
Практика создания проблемных ситуаций на уроках окружающего мира1. Для сегодняшней методики обучения очевидно, что подлинное знание – всегда результат личного опыта. Именно поэтому одним из важн...