Приёмы создания проблемных ситуаций
учебно-методический материал
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnaya_situatsiya.doc | 61.5 КБ |
problemnaya_situatsiya.zip | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Знание только тогда знание,
когда оно добыто усилием
собственной мысли,
а не памятью.
Л.Н. Толстой
Слайд 2
Приёмы создания проблемных ситуаций
Слайд 3
Сущность понятия «проблемная ситуация»
Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.
Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.
Слайд 4
Цель создания проблемной ситуации
Осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Слайд 5
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
- проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
- поиск истины (способа, приема, правила решения);
- различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- противоречия практической деятельности.
Слайд 6
Приемы создания проблемной ситуации
Классические (проблемные ситуации с удивлением и с затруднением), сокращённые (побуждающий и подводящий диалоги), мотивирующие (приёмы «яркое пятно», «актуализация», демонстрация непонятного явления)
Слайд 7
«Классические» приемы создания проблемной ситуации
С удивлением
Противоречие между двумя (или более) мнениями
Между житейским представлением учащихся и научным фактом
1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой».
4. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
С затруднением
Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
5. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
6. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
7. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим.
8. Доказать, что задание учениками не выполнено.
Слайд 8
«Сокращенные» приемы постановки проблемной ситуации
1.Побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:
- побуждения к созданию противоречия;
- побуждения к формулированию учебной проблемы.
2.Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».
Слайд 9
«Мотивирующие» приемы постановки проблемной ситуации
1.«Яркое пятно» — сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.): сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.
2.Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).
3.«Актуализация» — обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.
Слайд 10
Основные условия использования проблемной ситуации
Со стороны учащихся:
- новая тема («открытие» новых знаний);
- умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
- умение определить область «незнания» в новой задаче.
Со стороны учителя:
- умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
- формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.
Узнать, получилось ли создать проблемную ситуацию не сложно, т.к. на успешно созданную проблему появляется эмоциональный отклик. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Появляется удивление – начинается диалог. С помощью диалога осуществляется поиск решения проблемы. В побуждающем диалоге необходимы стимулирующие реплики, которые помогают работать творчески.
О фактах: -что вас удивило?
- что интересного вы заметили?
- какие факты очевидны?
О теориях: - что удивило?
- сколько существует точек зрения?
- сколько в классе мнений?
- вы сначала как думали? А как оказалось на самом деле?
- вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
-что хотели сделать?
-какие знания применили?
-задание выполнено?
Примеры проблемных ситуаций на уроках
Слайд 11
Пример приема «с удивлением»
Сущность приема: одновременное предъявление двух противоречивых фактов.
Урок математики, 2 класс
Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.
Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.
1 способ
Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4.
8-3+4=9
2 способ
К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму.
8-3+4=1
– Что вы замечаете?
– Почему получились разные ответы?
– Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?
(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)
– Как вы определите цель нашего урока?
Слайд 12
Пример приема «с удивлением»
Сущность приема: столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Урок русского языка, 3 класс
Тема. Сложные слова.
На этапе актуализации опорных знаний учащимся предлагается выделить корень в слове «носорог». В ходе обсуждения возникают различные мнения.
На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах.
Слайд 13
Пример приема «с удивлением»
Сущность приема: обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой» («на ошибку»).
Урок окружающего мира
Тема. План и карта.
Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину.
Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину.
Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.
Слайд 14
Пример приема «с затруднением»
Сущность приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.
Урок математики, 2 класс
Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение.
Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.
«В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?»
2+2+2+2=8 (ч)
«На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?»
– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?
– А почему, в чем затруднение?
– Получается слишком длинная запись.
– Значит, что нам надо сегодня открыть?
– Надо придумать новый короткий способ записи
Слайд 15
Пример мотивирующего приема «яркое пятно»
Урок математика, 1 класс
Тема: Числовой отрезок.
– В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик будет проезжать.
– Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (учебная проблема). Он станет твоим верным другом, и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.
Слайд 16
Пример мотивирующего приема «актуализация»
Урок математики
Тема: Правило проверки решения уравнения.
- За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение:
2 + х = 6 2 + х = 6 2 + х = 6
х = 6 + 2 х = 6 – 2 х = 6 - 2
х = 8 х = 4 х = 3
- Почему сразу не можем ответить?
- Назовите тему урока.
На этапе «Открытия нового знания» учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога. Дети высказывают следующие гипотезы:
- проверить правильность, определяя части, целое;
- проверка вычисления;
- догадка – подставить число вместо х.
Далее в процессе фронтальной работы составляется алгоритм проверки.
Задание слушателям. Теперь хочу предложить вам несколько ситуаций, определите приёмы их создания.
Слайд 17
Урок русского языка. 2 класс.
Тема «Безударные гласные в корне слова».
Мальчик получил записку: «Приходи на площадку с м…чом. Тебя ждёт хорошая игра».
Видно, записка попала под дождь, и некоторые буквы оказались размыты. Помогите разобраться:
- Какая буква должна быть на месте пропуска?
- С чем мальчик должен прийти?
Дети выдвигают разные варианты: я, и, е.
Обсуждаем, почему возникают разные варианты? Звук находится в слабой позиции. По ходу исследования составляем алгоритм проверки безударной гласной в корне. Выясняется, что среди вариантов один неверный.
Чтобы сказать, что мальчик всё-таки должен взять – мяч или меч, ребята предложили спросить у него: в какую игру он больше любит играть – футбол или казаков-разбойников?
Слайд 18
Урок окружающего мира. 2 класс.
Тема «Грибы».
Перед учащимися ставится вопрос: Грибы – враги или друзья?
Одни говорят – друзья, другие – враги.
Работая с дидактическим материалом в группе, ребята рассматривают похожие съедобные и ядовитые грибы, находят и обсуждают различия между ними, заполняют сравнительную таблицу, в результате приходят к выводу о том, что грибы надо хорошо знать и тогда они будут нам друзьями.
Слайд 19
Урок окружающего мира. 3 класс.
Тема «Природное сообщество»
В начале урока говорю детям: «Изучая природу, меня всегда волновал вопрос: В битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? Может быть вы поможете мне сегодня найти ответ на этот вопрос?»
Высказываются версии. Кто-то говорит: «Наверное, белый медведь, он всё-таки больше», другой предполагает: «Варан, т.к. он более юркий, изворотливый». К единому мнению ученики не приходят, и я предлагаю ответить на этот вопрос в конце урока.
Ребята получают задание. У каждой группы – название определённой территории, картинки, гербарий. Надо выбрать те объекты, которые по их мнению можно отнести к заданной им территории, объяснить, почему некоторые лишние. Ребята делают вывод о единстве живой и неживой природы в определённых благоприятных условиях окружающей среды. Некоторые ребята уже на этом этапе говорят: а я знаю, как надо ответить на вопрос!
Слайд 20
Применение проблемных ситуаций способствует:
- Повышению интереса к учёбе
- Вырабатывает активную позицию на уроке
- Обеспечивает атмосферу сотрудничества учителя и ученика
- Не допускает переутомления на уроке
- Развивает речь, логическое мышление
- Развивает личность ребёнка, его творческих способности и интерес к предметам.
Слайд 21
Спасибо за внимание!
Подписи к слайдам:
Технология деятельностного метода обучения Приемы создания проблемных ситуаций
Сущность понятия «проблемная ситуация» Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами закономерность и др.
Цель создания проблемной ситуации Осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть : проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; поиск истины (способа, приема, правила решения); различные точки зрения на один и тот же вопрос; противоречия практической деятельности.
Приемы создания проблемной ситуации « Классические» «Сокращенные» 1. Проблемная ситуация «с удивлением». 2. Проблемная ситуация «с затруднением». 1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации. 2. Подводящий к проблеме диалог. 3. Подводящий от проблемы диалог. «Мотивирующие» 1. Сообщение темы урока с использова-нием приема «яркое пятно». 2.Демонстрация непонятных явлений 3. Сообщение темы урока с использова-нием приема «актуализация»
«Классические» приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя (или более) положениями 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. 2 .Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. Между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой». 4. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 5. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 6. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. 7. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. 8. Доказать, что задание учениками не выполнено.
«Сокращенные» приемы постановки проблемной ситуации 1.Побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для : - побуждения к созданию противоречия; -побуждения к формулированию учебной проблемы. 2.Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия ; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
«Мотивирующие» приемы постановки проблемной ситуации 1.«Яркое пятно» — сообщение интригующего материала : сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. 2.Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность). 3.«Актуализация» - обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.
Основные условия использования проблемной ситуации Со стороны учащихся: новая тема («открытие» новых знаний); умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; умение определить область «незнания» в новой задаче. Со стороны учителя: умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом; формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.
Пример приема «с удивлением» Сущность приема : одновременное предъявление двух противоречивых фактов. Урок математики, 2 класс Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий. Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам. 1 способ Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4. 8-3+4=9 2 способ К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму. 8-3+4=1 – Что вы замечаете? – Почему получились разные ответы? – Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются? – Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым? (Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.) – Как вы определите цель нашего урока?
Урок русского языка, 3 класс Тема. Сложные слова. На этапе актуализации опорных знаний учащимся предлагается выделить корень в слове « носорог ». В ходе обсуждения возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах. Пример приема «с удивлением» Сущность приема : столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Урок окружающего мира Тема. План и карта. Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб. Пример приема «с удивлением» Сущность приема : обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой» («на ошибку»).
Урок математики, 2 класс Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение. Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых. «В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?» 2+2+2+2=8 (ч) «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?» ? – Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче? – А почему, в чем затруднение? – Получается слишком длинная запись. – Значит, что нам надо сегодня открыть? – Надо придумать новый короткий способ записи. Пример приема «с затруднением» Сущность приема : противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.
Урок математика, 1 класс Тема: Числовой отрезок. – В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик будет проезжать. – Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (учебная проблема). Он станет твоим верным другом, и помощником и научит решать даже самые трудные примеры. Пример мотивирующего приема «яркое пятно»
Урок математики Тема: Правило проверки решения уравнения. - За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение: 2 + х = 6 2 + х = 6 2 + х = 6 х = 6 + 2 х = 6 – 2 х = 6 - 2 х = 8 х = 4 х = 3 - Почему сразу не можем ответить? - Назовите тему урока. На этапе «Открытия нового знания» учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога. Дети высказывают следующие гипотезы: - проверить правильность, определяя части, целое; - проверка вычисления; - догадка – подставить число вместо х. Далее в процессе фронтальной работы составляется алгоритм проверки. Пример мотивирующего приема «актуализация»
Приходи на площадку с м чом. Тебя ждёт хорошая игра. е? и? я?
ГРИБЫ – ВРАГИ ИЛИ ДРУЗЬЯ ?
Повышение интереса к учёбе Активная позиция на уроке Атмосфера сотрудничества учителя и ученика Не допускает переутомления на уроке Развитие речи, логического мышления Развитие личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер -класс "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных действий"
Демонстрируются приёмы создания проблемной ситуации на мотивационно-целевом этапе урока окружающего мира. Дана таблица "Методическая копилка"...
Мастер-класс "Приёмы создания проблемных ситуаций"
Как правильно создавать проблемные ситуации на уроке в начальной школе? Об этом можно узнать в предлагаемом материале!...
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ...
Выступление на педагогическом совете "Приёмы создания проблемных ситуаций в начальной школе"
Мастер-класс. Выступление на педагогическом совете....
Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.
Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках./памятка учителю/...
Примеры приёмов создания проблемных ситуаций
Примеры приёмов создания проблемных ситуаций...
Приёмы создания проблемных ситуаций
Приёмы создания проблемных ситуаций с примерами на различных этапах урока...