Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.
учебно-методическое пособие
Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.
/памятка учителю/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnye.docx | 33.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.
/памятка учителю/
Из проблемной ситуации может быть 4 выхода:
Учитель сам ставит и решает проблему.
Примеры:
- Урок «Математики» 2 класс.
Познакомить учащихся с получением долей и их обозначением; учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения
- Урок «Русского языка». 2 класс.
Тема «Перенос слов». Учитель говорит о том, что мы будем наблюдать за тем, как надо переносить слова и зачем их переносят. Дети выдвигают разные предположения. Идеи детей и учителя записываются на доску. Все вместе приходят к выводу, чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно его разделить на слоги;
Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и помощью учителя
- Урок «Математики».
«Понятие о равенствах и неравенствах».
Учитель просит ребят списать в один столбик математические высказывания со знаком =, а в другой – математические выражения со знаком < , >. читель просит ребят дать математическим высказываниям каждого столбика свои названия;
Учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают её без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).
- Урок «Математики».
Тема «Умножение двузначного числа на трёхзначное». Учащиеся уже умеют умножать двузначное число на двузначное, поэтому умножение на трёхзначное число у ребят не составит проблем.
Учитель только, дополняет алгоритм умножения двузначного числа на трехзначное число.
- Урок «Окружающий мир».
Учитель просит нарисовать на альбомном листе ручку, резинку, грушу, пенал. Затем даёт задание нарисовать дом или машину в натуральную величину. Ученики понимают, что это невозможно. Под руководством учителя, они приходят к выводу, что нужно использовать масштаб.
ПРИМЕРЫ
- Проблемные ситуации, возникшие «с удивлением».
мет | Приём | Ситуация | |
Русский язык. 3 класс. | № 1 Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. | По заданию учителя ученики читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет 2 противоречивых факта (в одних словах «т» произносится, в других – нет). Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия) Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы) Почему в некоторых словах «т» не произносится? И тема урока сегодня? («Непроизносимые согласные в корне слова») | |
Окружающий мир. 3 класс | № 1 | Лена: грибы не могут передвигаться, значит, они – растения. Миша: грибы не зелёные, значит они – животные. Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (побуждение к созданию противоречия). Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы). Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока…? («Грибы. Что такое грибы?») |
Математика. 2 класс | Учитель делает на доске запись: 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21 Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления) Почему? Ученики: - Примеры одинаковые, а ответы разные! Учитель: - Значит, над каким вопросом подумаем? Ученики: - Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы? |
Русский язык. 3 класс. | № 2 Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление. | Учитель: От слов «груз» и «буфет» образуйте новые слова с помощью суффиксов –чик и –щик (класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску). Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились. Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик. Учитель: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно, а вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия). Почему так вышло? Чего мы не знаем? (условия выбора того или иного суффикса). Какой будет тема урока? Ученики: «Правописание суффиксов –ЧИК и –ЩИК». |
Окружающий мир. 2 класс | № 2
| Учитель: Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Маша и папа поедут в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей). Посмотрим, как группы выполнили задание. (разные мнения вызывают реакцию удивления). Задание я вам дала одно, а вы как его выполнили? (побуждение к осознанию противоречия) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулированию проблемы) Какая сейчас погода в Австралии? (проблема как вопрос) |
Математика. 3 класс | № 2
| Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры: 367 – 143, 534 – 216, 328 – 174. Далее следует практическое задание на новый материал). Решите следующий пример, работайте на листочках. (фронтально решают пример: 400 – 172). Решили пример? (побуждение к осознанию противоречия). Ученики: - Да, решили. |
| № 2
| Учитель:
А ответы получились какие?
|
- Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением».
Предмет | Приём | Ситуация |
Русский язык. 3 класс. | № 1 Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. | По заданию учителя ученики читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет 2 противоречивых факта (в одних словах «т» произносится, в других – нет). Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия) Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы) Почему в некоторых словах «т» не произносится? И тема урока сегодня? («Непроизносимые согласные в корне слова») |
Математика. 2 класс | № 1 | Учитель делает на доске запись: 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21 Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления) Почему? Ученики: - Примеры одинаковые, а ответы разные! Учитель: - Значит, над каким вопросом подумаем? Ученики: - Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы? |
Русский язык. 3 класс. | № 2 Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление. | Учитель: От слов «груз» и «буфет» образуйте новые слова с помощью суффиксов –чик и –щик (класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску). Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились. Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик. Учитель: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно, а вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия). Почему так вышло? Чего мы не знаем? (условия выбора того или иного суффикса). Какой будет тема урока? Ученики: «Правописание суффиксов –ЧИК и –ЩИК». |
Окружающий мир. 2 класс | № 2
| Учитель: Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Маша и папа поедут в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей). Посмотрим, как группы выполнили задание. (разные мнения вызывают реакцию удивления). Задание я вам дала одно, а вы как его выполнили? (побуждение к осознанию противоречия) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулированию проблемы) Какая сейчас погода в Австралии? (проблема как вопрос) |
Математика. 3 класс | № 2
| Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры: 367 – 143, 534 – 216, 328 – 174. Далее следует практическое задание на новый материал). Решите следующий пример, работайте на листочках.(фронтально решают пример:(400 – 172). Решили пример? (побуждение к осознанию противоречия). Ученики: - Да, решили. |
| № 2
| Учитель:
|
Окружающий мир. 2 класс. | № 3 Выполняется в 2 шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. | Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1) Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи. (Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле – шаг 2. Обучающиеся испытывают удивление). Учитель: Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чём мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?
|
Русский язык. 3 класс | № 3
| Учитель: На доске 2 столбика слов: 1 столбик – редкий, мягкий, лёгкий; 2 столбик – редко, мягко, легко. Что вы можете о них сказать? Ученики: Это родственные слова. В первом столбике – прилагательные, во втором – наречия. Учитель: Разберите по составу слова каждого столбика. Шаг 1. Ученик у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание – О в наречиях. Вспомните, что такое наречие? Ученики: Это неизменяемая часть речи. Шаг 2. Учитель: Но тогда у наречий чего не может быть? Ученики: Окончания. Учитель: Итак, что вы сначала думали по поводу «О»? А что оказалось потом? (побуждение к осознанию противоречия) Значит, какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы) Что же такое «О» в наречии? (проблема как вопрос) |
Предмет | Приём | Ситуация |
Математика. 2 класс. | № 4 Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение. | Учащимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем даётся задача: «На одну рубашку пришивается 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?» – практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще. |
Математика. 2 класс. | № 5 Учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. это задание не похоже на предыдущие. | Учитель: - На доске дан ряд чисел. - Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (дети легко справляются с этим заданием, способ выполнения которого уже известен). - Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (дети испытывают затруднение). - Вы смогли выполнить моё задание? - Почему же это задание не получилось? - Чем оно отличается от предыдущего? (побуждение к осознанию противоречия). - Какова же будет тема нашего урока? Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное. |
Математика. 3 класс. | № 6 Самый сложный, т.к. выполняется (как и приём 3) в два шага. Сначала (шаг 1) учитель даёт задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учителю требуется доказать, что задание школьниками всё-таки не выполнено. После этого у ребят возникает затруднение. Первый шаг заставил учеников ошибиться, а второй – разоблачить эту оплошность. Разница в том, что в приёме № 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребёнка, а в приёме 6 – из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации. | Учитель: Сравните углы (на доске изображение прямого, острого и тупого углов. Ученики легко выполняют задание). А каким способом вы сейчас сравнивали углы? (Ответ: на глаз. Далее шаг 1. На доске два примерно равных угла – практическое задание, сходное с предыдущим). Теперь сравните такие углы. Ученики: Они одинаковые. (выполняют задание, применяя известный способ). Учитель: Каким способом сравнивали? Ученики: (на глаз)
|
Математика. 3 класс. |
| Учитель: Можете ли вы утверждать, что это точный способ? Ученики: Нет. Учитель: Тогда можно ли утверждать, что эти углы равны? Ученики: Нет. Далее шаг 2. Дети осознают, что задание не выполнено, возникает реакция затруднения). Итак, что вы хотели сделать: Ученики: Сравнить углы. Учитель: Какой способ применили? Ученики: Визуальный. Учитель: Выполнили задание? Ученики: Выполнили, но не можем утверждать, что этот способ точный. (побуждение к осознанию противоречия) Учитель: Какой будет тема урока? (побуждение к формулированию проблемы) Ученики: Сравнение углов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.
Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....
мастер -класс "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных действий"
Демонстрируются приёмы создания проблемной ситуации на мотивационно-целевом этапе урока окружающего мира. Дана таблица "Методическая копилка"...
Мастер-класс "Приёмы создания проблемных ситуаций"
Как правильно создавать проблемные ситуации на уроке в начальной школе? Об этом можно узнать в предлагаемом материале!...
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ...
Выступление на педагогическом совете "Приёмы создания проблемных ситуаций в начальной школе"
Мастер-класс. Выступление на педагогическом совете....
Приёмы создания проблемных ситуаций
Из опыта работы...
Приёмы создания проблемной ситуации на уроках в начальных классах»
Приёмы создания проблемной ситуациина уроках в начальных классах»...