Рабочая программа по СБО у детей с ГУО
рабочая программа

Карзунина Ольга Сергеевна

Рабочая программа по СБО у детей с ГУО 7 года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 5»

Рассмотрено

на заседании МО

учителей начальных классов

протокол № 1

«23» августа 2021 г.

Руководитель МО

____________А.С. Лосева

Утверждено

Приказом директора КГБОУ

«Барнаульская общеобразовательная

 школа- интернат №5»

«____» ___________2021 г.

     Приказ №________

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

________ О.Н. Безбородова

«26» августа 2021 г.

Рабочая программа

коррекционного курса

«Социально – бытовая ориентировка»  

7 класса

на 2021-2022 учебный год

Разработчик рабочей программы:

      Карзунина О.С.,

          учитель начальных классов

Барнаул, 2021

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Социально – бытовая ориентировка» разработана на основе:

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №5»;

«Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», составитель: Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР утверждённая министром Просвещения РСФСР И. М. Косоножкиным, 30 мая 1983г.;

Учебного плана образовательной организации.

Цели и задачи обучения и коррекции:

Цель: создать условия для расширения социального пространства детей с умеренной умственной отсталостью на основе реализации программы «Социально-бытовая ориентировка».

Задачи:

  1. Способствовать формированию знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению уровня общего развития учащихся.
  2. Способствовать коррекции речемыслительной деятельности путем вовлечения в сюжетно-ролевые игры, познавательные экскурсии.
  3. Способствовать воспитанию положительных качеств личности.

Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса

Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации глубоко умственно отсталых учащихся показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

С большим трудом усваиваются ими усложнённые навыки ориентирования в окружающей жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, использования табличек, объявлений указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах.

Программа социально-бытовой ориентировки предполагает, что глубоко умственно отсталые дети должны вырабатывать эмоциональное отношение к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми.

Общая характеристика организации коррекционного курса:

Технологии:

разноуровневого и дифференцированного подхода;

здоровьесберегающие;

игровые;

личностно-ориентированные;

информационно-коммуникативные.

Методы

1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

словесные методы (беседа, объяснение);

практический метод;

наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);

работа с учебником.

2.  Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

устные или письменные методы контроля;

фронтальные, групповые или индивидуальные;

итоговые и текущие.

Формы обучения:

урок;

фронтальная работа;

индивидуальная работа;

работа в парах и группах;

коллективная работа.

Виды деятельности:

обогащение и уточнение словаря;

называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам;

сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями, их классификация, установление элементарных зависимостей;

активное участие в беседе;

составление простых распространённых предложений и сложных посредством союзов (с помощью учителя);

связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам;

дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного;

составление небольших рассказов на предложенную учителем тему;

использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи;

освоение на практике полученных знаний.

Место коррекционного курса в учебном плане

«Социально – бытовая ориентировка» входит в общеобразовательную область и является коррекционным курсом учебного плана.

Согласно учебному плану всего на изучение коррекционного курса «Социально – бытовая ориентировка» в 7 классе выделяется 2 часа в неделю - 66 часов в год.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Знать ФИО своё и своих членов семьи.

Знать маршрут от дома до школы и наоборот.

Знать адрес и название школы.

Знать директора, учителей и врача школы.

Знать правила личной гигиены и выполнять их.

Уметь закаливаться.

Уметь ухаживать за руками и ногами.

Уметь делать мелкий ремонт одежды.

Уметь утюжить и стирать мелкие вещи.

Уметь обратиться с просьбой, вопросом.

Уметь участвовать в диалоге.

Знать и соблюдать правила поведения в общественных местах.

Знать медицинские учреждения и профессии людей, которые в них работают.

Знать о видах помощи, которую оказывают в медицинских учреждениях.

Уметь вызвать скорую помощь или врача на дом.

Знать основные виды средства связи.

Знать виды почтовых отправлений.

Знать виды писем.

Уметь писать письмо.

Знать основные транспортные средства.

Уметь пользоваться городским транспортом.

Знать предприятия бытового обслуживания.

Знать виды магазинов.

Знать виды товаров.

Знать порядок приобретения товаров.

Уметь хранить продукты и готовую пищу.

Уметь замораживать и размораживать продукты.

Уметь определять срок годности продуктов.

Уметь готовить блюда из круп, макаронных изделий, овощей, молочных продуктов.

Уметь выполнять уборку квартиры.

Уметь пользоваться пылесосом.

Уметь ухаживать за комнатными растениями.

Уметь мыть пол.

Знать праздники календаря.

Знать школьные праздники.

Содержание программы коррекционного курса

Я и моя семья. Место жительства

Значение и отчетливое произношение своей фамилии и имени. Знание своего возраста. Знание своего адреса. Знание фамилии, имени и отчества отца и матери. Знание имен ближайших родственников (братья, сестры, бабушка, дедушка), степень их родства.

Личная гигиена

Развитие памяти на основе запоминания последовательности выполнения приемов чистки зубов, мытья рук, ног. Пополнение объема понятийного словаря. Развивать осознанное восприятие при знакомстве с предметами личной гигиены и активизировать слуховое внимание при изучении способов ухода за ними. Формирование стойких гигиенических навыков. Развитие логического мышления на основе упражнений в подборе средств и инструментов, средств и приспособлений по уходу за зубами и волосами.

Уход за одеждой

Служба быта. Дом быта. Мастерские службы быта: по пошиву обуви, одежды, по ремонту обуви, одежды, бытовых электрических приборов, часов и др. Прачечная, химчистка.

Навыки общения и культуры поведения

Систематические упражнения в диалоге, в умении коротко и полно ответить на поставленный вопрос, обратиться с просьбой, вопросом или предложением к знакомому и незнакомому человеку, действовать по устной инструкции, умение передать определенную просьбу, распоряжение указанному  лицу и т. п.

   Соблюдение правил культурного поведения на улице: использование урн, пользование туалетами. Продолжение работы по привитию культуры поведения в кино, театре, на остановках транспорта, в транспорте. Правила поведения дома: выполнение постоянных поручений в семье, забота о младших, старых или больных членах семьи.

Больницы, поликлиники

Больницы для детей и взрослых. Бесплатное лечение в больнице. Поликлиники для взрослых, для детей. Поликлиники по месту жительства. Запись в регистратуре. Талон для посещения врача. Игра «На приеме у врача». Тренировка учащихся в умении вызвать врача на дом по телефону.

Почта. Телеграф

Почта. Почтовые отправления: письма, посылки. Почтовое отделение. Почтальон. Почтовые ящики: синий – для междугородней корреспонденции, красный – для местной. Почтовые ящики: индивидуальные, домовые. Конверты, почтовые карточки, открытки. Знаки почтовой оплаты. Марки. Приклеивание марок на конверт на сумму 5 копеек. Отправление писем в адрес школы, дома и получение их. Телеграммы деловые и поздравительные. Перевозка почты.

Транспорт, служба быта в городе

Транспорт. Виды транспорта. Правила выхода из транспорта и обход его. Таблички указателя остановок транспорта.

Транспорт: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный.

   Магазины

Виды магазинов: специализированные, универсальные. Их назначение. Обслуживающий персонал. Магазины самообслуживания и с прилавочной системой. Покупка в магазинах штучных товаров первой необходимости: булок, хлеба, соли, молока, масла и др., фасованных товаров. Умение завернуть товар в бумагу, сложить покупку в хозяйственную сумку. Отчет о покупке дома и размещение продуктов по местам.

Питание. Приготовление блюд

Развивать мелкую моторику рук и эстетическое восприятие при знакомстве с кухонными приспособлениями и элементарной сервировке кухонного стола. Развитие внимания при работе с рецептами, развитие зрительной памяти при подборе посуды для сервировки стола. развитие мелкой моторики при упражнении в нарезании овощей кубиками. Расширение объема понятийного словаря.
Жилые помещения. Уход

Развивать пространственную ориентировку при знакомстве с жилыми помещениями и их

назначением. Развитие мышления на основе упражнений в сравнении и различении жилых

помещений. Пополнение понятийного словаря.

Праздники

 Культурный отдых трудящихся и детей: дома отдыха, курорты, лагери, стадионы, бассейны, кино, театры.

   

п/п

Наименование разделов и тем

Количест-во часов

В том числе

Уроков

Практи-ческих работ

Контроль-ных работ

Примерное количество часов на самостоятельные работы обучающихся

Экскурсии

1.

Повторение. Я и моя семья. Место жительства

3

3

0

0

0

0

2.

Личная гигиена

4

4

0

0

0

0

3.

Уход за одеждой

6

6

0

0

0

0

4.

Навыки общения и культуры поведения

4

4

0

0

0

0

5.

Больницы, поликлиники

5

4

0

0

0

1

6.

Почта. Телеграф

7

6

1

0

0

0

7.

Транспорт, служба быта в городе

5

5

0

0

0

0

8.

Магазины

7

6

1

0

0

0

9.

Питание. Приготовление блюд

13

7

6

0

0

0

10.

Жилые помещения. Уход

9

8

1

0

0

0

11.

Праздники

3

3

0

0

0

0

Итого

66

56

9

1

Тематический план

№ п/п

№ п/п темы

  Тема

Кол-во часов

  1. Повторение. Я и моя семья. Место жительства

3

1.

1.1.

Моя фамилия, имя, возраст. Ф.И.О. членов семьи, место их работы

1

2.

1.2.

Дорога от дома до школы

1

3.

1.3.

Адрес школы, название, знание директора школы, учителей, врача

1

2. Личная гигиена

4

4.

2.1.

Что такое личная гигиена

1

5.

2.2.

Закаливание организма (зарядка, обтирание, сезонная одежда, физические упражнения)

1

6.

2.3.

Уход за руками (уход за ногтями и кожей рук, кремы)

7.

2.4.

Уход за ногами (уход за ногтями и кожей ног) Профилактика грибковых заболеваний

3. Уход за одеждой

6

8.

3.1.

Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц

1

9.

3.2.

Пришивание вешалок на школьную и домашнюю одежду

1

10.

3.3.

Утюжка фартуков, косынок, салфеток и др.

1

11.

3.4.

Подшивание брюк, платья

1

12.

3.5.

Зашивание распоровшегося шва

1

13.

3.6.

Стирка изделий из цветных хлопчатобумажных и шёлковых тканей

1

4. Навыки общения и культуры поведения

4

14.

4.1.

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании, с просьбой, вопросом

1

15.

4.2.

Практическая работа «Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании, с просьбой, вопросом»

1

16.

4.3.

Диалог. Действия по устной инструкции

1

17.

4.4.

Поведение в общественных местах: на улице, в кино, на экскурсии, в магазине

1

5. Больницы, поликлиники

5

18.

5.1.

Медицинские учреждения: поликлиники, аптеки, больницы. Их назначение

1

19.

5.2.

Работники медицинских учреждений (врачи, медицинские сёстры, младший медицинский персонал, регистраторы, работники аптеки)

1

20.

5.3.

Виды медицинской помощи: доврачебная, «скорая помощь», помощь на дому, амбулаторный приём, госпитализация

1

21.

5.4.

Вызов «скорой помощи» и врача на дом

1

22.

5.5.

Экскурсия в аптеку

1

6. Почта. Телеграф

7

23.

6.1.

Почтовое отделение

1

24.

6.2.

Профессия почтальон

1

25.

6.3.

Основные средства связи (почта, телеграф, телефон)

1

26.

6.4.

Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы)

1

27.

6.5.

Виды писем (закрытые, открытые, простые, заказные). Порядок отправки писем различных видов. Написание адреса и индекса на конверте

1

28.

6.6.

Телеграф. Виды телеграфных услуг. Тарифы

1

29.

6.7.

Телеграммы деловые и поздравительные Практическая работа «Телеграмма»

1

7. Транспорт, служба быта в городе

5

30.

7.1.

Основные транспортные средства

1

31.

7.2.

Пользование городским транспортом. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый проездной, единый билеты)

1

32.

7.3.

Пригородные поезда. Расписание. Разовые и сезонные билеты

1

33.

7.4.

Служба быта в городе: мастерские службы быта: по пошиву обуви и одежды, по ремонту обуви и одежды

1

34.

7.5.

Предприятия бытового обслуживания: ремонт бытовых электроприборов, часов. Служба быта в городе: прачечная, химчистка

1

8. Магазины

7

35.

8.1.

Магазины. Их виды: промтоварный, продовольственный, канцелярские товары

1

36.

8.2.

Виды товаров, их стоимость. Порядок приобретения товаров

1

37.

8.3.

Экскурсия в специализированный продовольственный магазин

1

38.

8.4.

Практическая работа по теме: Порядок приобретения товаров

1

39.

8.5.

Рынок

1

40.

8.6.

Ярмарка

1

41.

8.7.

Практическая работа «Магазины»

1

9. Питание. Приготовление блюд

13

42.

9.1.

Гигиена приготовления пищи

1

43.

9.2.

Хранение продуктов и готовой пищи. Замораживание, размораживание. Определение срока годности

1

44.

9.3.

Приготовление пищи. Ужин

1

45.

9.4.

Приготовление блюд из круп

1

46.

9.5.

Практическая работа по теме: «Приготовление каши на воде»

1

47.

9.6.

Приготовление блюд из макаронных изделий

1

48.

9.7.

Практическая работа по теме: «Приготовление блюд из макаронных изделий»

1

49.

9.8.

Приготовление блюд из картофеля и других овощей

1

50.

9.9.

Практическая работа по теме: «Приготовление блюд из картофеля и других овощей»

1

51.

9.10.

Приготовление блюд из молока и молочных продуктов

1

52.

9.11.

Практическая работа по теме: «Приготовление каши на молоке»

1

53.

9.12.

Практическая работа по теме: «Приготовление запеканки из творога»

1

54.

9.13.

Практическая работа по теме: «Оформление готовых блюд» Сервировка стола к ужину

10. Жилые помещения. Уход

9

55.

10.1.

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению

1

56.

10.2.

Основные правила организации рабочего места школьника

1

57.

10.3.

Повседневная уборка квартиры (сухая и влажная)

1

58.

10.4.

Пылесос

1

59.

10.5.

Практическая работа по теме: Сухая и влажная уборка помещения, пользование пылесосом

1

60.

10.6.

Комнатные растения (их назначение, допустимое количество и уход)

1

61.

10.7.

Уход за комнатными растениями: полив, опрыскивание, пересадка

1

62.

10.8.

Уход за полом. Средства по уходу за полом

1

63.

10.9.

Мытьё полов

1

11. Праздники

3

64.

11.1.

Праздники дат календаря

1

65.

11.2.

Школьные праздники

1

66.

11.3.

Здравствуй, лето!

1

Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности

Список методических и учебных пособий:

Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/

Оборудование, приборы:

оборудование для мультимедийных демонстраций (проектор, компьютер);

презентации по изучаемым темам.

Дидактический материал:

предметные и сюжетные картинки «Одежда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Театр-творчество-дети"

Программа расчитана для детей 1-4 классов....

Рабочая программа 4 класс для детей со сложным дефектом.

Рабочая программа 4 класс для детей со сложным дефектом....

Рабочие программы предшкольного обучения для детей 6-7 лет

В данном разделе содержатся программы, которые реализуются для подготовки детей 6-7 лет  к школе в подготовительных группах по программе "По тропинке к знаниям"...

Рабочая программа надомного обучения для детей с тяжёлой умственной отсталостью 3 класс

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...

Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Рабочая программа составлена для дополнительного образования детей (ШРР) 5-6 летнего возраста на 1 год....

рабочая программа по математике для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс

рабочая программа по математике для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 1 класса на дому (индивидуальное обучение)...

Рабочая программа по математике для детей с РАС (программа 8.2) 3 класс школа России

Рабочая программа по математике для детей с РАС (программа 8.2)...