Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Рабочая программа составлена для дополнительного образования детей (ШРР) 5-6 летнего возраста на 1 год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44 им. Деева В.Н.
Рабочая программа
По развитию у детей раннего возраста художественно-творческих
способностей в изобразительной деятельности
Уровень дополнительное образование детей (ШРР)
Возраст детей: 5 - 6 лет
Срок реализации: 1 год
Учитель Антипина Валентина Николаевна
Срок составления программы 2013 год
Количество часов по учебному плану
всего 14 часов в год; в неделю 0,5 час.
Рабочую программу составила Антипина В.Н.
Пояснительная записка
Программа «Изобразительное искусство» реализуется в школе раннего развития МБОУ гимназии №44 им. Деева В.Н. на основе программы «Преемственность» по подготовке к школе детей 6-7 лет авторы Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др. научный руководитель Н.А. Федосова, Просвещение, 2012. Данная программа модифицированная.
Место в учебном плане
Программа составлена для детей 6-7 летнего возраста на 1 год обучения в количестве 14 часов в год.
Общая характеристика учебного предмета
В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.
Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.
Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.
Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.
Данная программа обеспечивает количество определённых представлений и знаний, формирование качественных мыслительных способностей.
Программа ШРР формирует в ребёнке психическую готовность к обучению в школе, развивает интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление.
Программа ШРР – является программой дополнительного дошкольного образования.
В основу программы положена идея личностного потенциала ребёнка и его психического становления, через коммуникативно – игровую, познавательную и другие виды деятельности.
Целями и задачами школы раннего развития является необходимость дать возможность освоить определённый стандарт (коммуникативную, эмоциональную, технологическую, личностную готовность к обучению в школе). Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.
Цели курса
Основная цель программы: подготовить детей к умственному труду, к обучению в школе.
Задачи курса:
- освоение первичных знаний о мире искусств: изобразительного, декоративно-прикладного и др.; учить различать цвета карандашей, фломастеров, красок и правильно называть их; учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.
- формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности;
- овладение умениями, практическими навыками работы в различных видах художественной деятельности; учить передавать форму, величину и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм, цветовые сочетания в декоративном узоре;
- воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, устойчивый интерес к рисованию; любви к родной природе, своему народу, Родине;
- формирование правильной позы при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги);
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Основные содержательные линии
Обучение детей в школе раннего развития строится на основе приобщения детей к наблюдению за окружающей действительностью.
Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение художественными средствами своего видения окружающего мира.
Рисование:
- Предметное и сюжетное:
- навыки работы цветными карандашами;
- смешивание красок для получения новых оттенков;
- способы изображения предметов, явлений природы, времён года, в рисунках; формы, пропорций, расположения частей, окраски;
- изображение по представлению и с натуры отдельных предметов;
- Декоративное:
- составление узоров на бумаге разной формы, а также на силуэтах, изображающих предметы быта, одежду;
- рисование колец, кругов, точек, волнистых линий, травки, ягод, листьев, цветов;
- составление гаммы из нескольких цветов по мотивам хохломской росписи.
Преобладающие методы обучения
- информационно-коммуникативные;
- игровые;
- беседа;
- рассказ.
Формы
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
- фронтальная.
Ценностные ориентиры
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут будущим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на системно - деятельностный подход через использование разнообразных материалов и техник исполнения: восковые карандаши, акварель, фломастеры, цветные карандаши.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
К концу года дети должны знать:
- названия основных цветов: красный, жёлтый, синий:
- свойства рисовальных материалов (карандаш, фломастер, акварель);
- порядок смешения акварельной краски с водой для получения новых оттенков.
к концу года дети должны уметь:
- высказывать простейшие суждения о картинках, предметах народного декоративно – прикладного искусства;
- уметь свободно владеть карандашами и кистью при разных приёмах рисования;
- передавать в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию, сочетания различных изобразительных материалов;
- изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
- смешивать краски для получения новых оттенков;
- располагать персонажи и предметы на всём листе, на широкой полосе (ближе, дальше).
Метапредметные результаты
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения (П);
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности (П);
- умение самостоятельно планировать пути достижения цели (Р);
- умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль (Р);
- умение оценивать результат, а также личные, творческие возможности при её решении (Р);
- слушать и понимать речь других (К);
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (К).
Личностные результаты:
- воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа.
Учебно-тематический план
Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя. (14) ч.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Знакомство с материалами и рабочими инструментами, организацией рабочего места. Т Б. Работа с цветными карандашами «Волшебная ладошка». | 1 |
2 | Работа с акварелью «Фрукты и ягоды в тарелке». | 1 |
3 | Работа с акварелью «Матрешка». | 1 |
4 | Работа с фломастерами «Магазин игрушек». | 1 |
5 | Еловая ветка. | 1 |
6 | Декоративное рисование «Снежинка». | 1 |
7 | Работа с акварелью «Подсолнух». | 1 |
8 | Воздушные шары. | 1 |
9 | Работа с акварелью «Аквариум». | 1 |
10 | Работа цветными карандашами «Дерево». | 1 |
11 | Восковые мелки. «Ленточный орнамент». | 1 |
12 | Ёжик. | 1 |
13 | Работа с акварелью «Веточка вербы». | 1 |
14 | Цветы. | 1 |
Всего | 14 |
Содержание программы
Знакомство с материалами и рабочими инструментами, организацией рабочего места.
Т Б. Работа с цветными карандашами «Волшебная ладошка».
На первых занятиях дети знакомятся с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Знакомство с организацией рабочего места. Т Б.
Пробуем в альбоме, как рисуют цветные карандаши, определяем свои любимые цвета. Детям предлагается обвести ладошку и превратить изображение во что-нибудь: птицу или зверушку. Вариант: изображение разноцветных кружков.
Работа с акварелью «Фрукты и ягоды в тарелке».
Первичный опыт работы художественными материалами: акварелью. Эстетическая оценка их выразительных возможностей. При работе акварельными красками происходит знакомство с названиями основных цветов: красный, жёлтый, синий и их смесями: оранжевый, зелёный, фиолетовый.
Изображение на плоскости тарелки, ягод и фруктов в ней. Умение изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
Работа с акварелью «Матрешка».
Знакомство с семёновской, полхов-майданской и др. матрёшками. Изображение матрёшки. Украшение орнаментом платка и фартука матрёшки. Передача цветовой гармонии.
Работа с фломастерами «Магазин игрушек».
Первичный опыт владения художественными материалами: фломастерами. Изображение игрушек на полке в магазине.
Еловая ветка.
Изображение ветки ели. Передача иголок штрихами под острым углом к ветке. Рисовать иголочки одной длины. Украсить игрушками. Закрепление навыков работы фломастерами.
Декоративное рисование «Снежинка».
Изображение снежинки акварелью. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Первичный опыт коллективной деятельности.
Работа с акварелью «Подсолнух».
Изображение цветка подсолнуха. Эстетическое восприятие природы.
Воздушные шары.
Изображение воздушных шаров с помощью акварели. Передача выразительности: пятно, объём, линия, цвет – основные средства изображения.
Работа с акварелью «Аквариум».
При изображении рыбок в аквариуме акварелью формируются навыки изображения на плоскости листа с помощью линии, пятна, цвета.
Работа цветными карандашами «Дерево».
Разные приёмы рисования карандашами. Направление штриха – сверху вниз.
Восковые мелки. «Ленточный орнамент».
Рисование растительного орнамента, например композиция из веточек и ягод. Составление гаммы из нескольких цветов по мотивам хохломской росписи.
При рисовании узора в полосе происходит знакомство с понятием «Орнамент», «Растительный орнамент» (орнамент – узор из повторяющихся элементов).
Ёжик.
Использование восковых мелков или цветных карандашей. Разные приёмы рисования карандашами. Выразительность образа (форма, линия, композиция). Передача колючек штрихами.
Работа с акварелью «Веточка вербы».
Изображение веточки вербы с натуры. Техника «по сырой бумаге». Капелька жёлтой краски подчёркивает пушистость шариков.
Цветы.
Изображение весенних цветов в вазе, например подснежников. Знакомство с основами цветоведения. Смешивание красок для получения новых оттенков.
Требования к образовательным результатам
К концу года дети овладеют системой знаний и умений:
- в названиях основных цветов: красный, жёлтый, синий:
- в свойствах рисовальных материалов (карандаш, акварель);
- в порядке смешения акварельной краски с водой для получения новых оттенков;
- в высказывании простейших суждений о картинках, предметах народного декоративно – прикладного искусства;
- в умении свободно владеть карандашами и кистью при разных приёмах рисования;
- в передаче в рисунке выразительности образа, используя форму, линию, композицию, сочетания различных изобразительных материалов;
- в изображении в рисунке нескольких предметов, объединяя их единым содержанием.
Предметные результаты:
- восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
- понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы.
- отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу.
- применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области живописи, графики);
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- обретения самостоятельного творческого опыта;
- овладение средствами художественного изображения;
- развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценки;
- применять полученную информацию на практике.
Регулятивные УУД:
- организовывать своё рабочее место;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- работать по плану.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- вырабатывать совместные решения при работе в парах;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- участвовать в диалоге на уроке.
Личностные результаты:
- формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве и понимания красоты человека;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
- формирование мотивации к учению;
- воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
- овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности.
Учебно-методическое обеспечение
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
- Учебно-методические программы, дидактические материалы.
- Методические пособия и книги для учителя.
- Учебно-наглядные пособия.
- Альбомы по искусству.
- Словарь искусствоведческих терминов.
2. Печатные пособия.
- Таблицы по цветоведению, построению орнамента.
- Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
4. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.
3.Технические средства обучения.
4.Учебно-практическое оборудование.
- Краски акварельные
- Бумага А4.
- Фломастеры.
- Восковые мелки
- Кисти беличьи, кисти из щетины.
- Емкости для воды.
5. Модели и натурный фонд.
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
- Предметы быта.
6.Оборудование класса.
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
- Стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Список использованной литературы
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т.Г Казакова. – М., 1980.
- Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М., 2005.
- Методическое пособие «Уроки изобразительного искусства» под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
- «Программа воспитания и обучения в детском саду», М., «Просвещение», 1987 г.
- Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. - М. : Просвещение, 2011.
- Распахни окно в мир прекрасного. Методическое пособие. Научный редактор Бочкарёва Л.П. ИПК ПРО, Ульяновск, 1998.
- Развёрнутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. В.И. Мустафаева (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.
- Рутковская А.А. Рисование в начальной школе. – СПб.: «Изд. Дом «Нева»», М.: «Олма-Пресс», 2001.
Приложение
Календарно – тематическое планирование
Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя. (14) ч.
№ | Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты (УУД) | Дата проведения | ||
Метапредметные | Личностные | План | Факт | |||
1 | Знакомство с материалами и рабочими инструментами, организацией рабочего места. Т Б. Работа с цветными карандашами «Волшебная ладошка». | 1 | Организовывать своё рабочее место (Р) Формулировать собственное мнение и позицию (К) Овладение средствами художественного изображения (П) | Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | ||
2 | Работа с акварелью «Фрукты и ягоды в тарелке». | 1 | Работать по плану (Р) Участвовать в диалоге на уроке (К) Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти (П) | Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа. | ||
3 | Работа с акварелью «Матрешка». | 1 | Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы (П) Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя (Р) | Овладение средствами художественного изображения. | ||
4 | Работа с фломастерами «Магазин игрушек». | 1 | Вырабатывать совместные решения при работе в парах (К) Применять полученную информацию на практике (П) | Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | ||
5 | Еловая ветка. | 1 | Организовывать своё рабочее место (Р) Формулировать собственное мнение и позицию (К) Применять полученную информацию на практике (П) | Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами. | ||
6 | Декоративное рисование «Снежинка». | 1 | Работать по плану (Р) Слушать и понимать речь других (К) Овладение средствами художественного изображения (П) | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства. | ||
7 | Работа с акварелью «Подсолнух». | 1 | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя (Р) | Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценки. | ||
8 | Воздушные шары. | 1 | Организовывать своё рабочее место (Р) Участвовать в диалоге на уроке (К) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности (П) | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. | ||
9 | Работа с акварелью «Аквариум». | 1 | Работать по плану (Р) Вырабатывать совместные решения при работе в парах (К) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности (П) | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства. | ||
10 | Работа цветными карандашами «Дерево». | 1 | Слушать и понимать речь других (К) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности (П) | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. | ||
11 | Восковые мелки. «Ленточный орнамент». | 1 | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя (Р) Участвовать в диалоге на уроке (К) | Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами. | ||
12 | Ёжик. | 1 | Вырабатывать совместные решения при работе в парах (К) Ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения (П) | Формирование мотивации к учению. Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами. | ||
13 | Работа с акварелью «Веточка вербы». | 1 | Слушать и понимать речь других (К) Работать по плану (Р) Ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения (П) | Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа. | ||
14 | Цветы. | 1 | Формулировать собственное мнение и позицию (К) Работать по плану (Р) Ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения (П) | Формирование мотивации к учению. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства. | ||
Всего | 14 |
Примечание:
Познавательные УУД (П)
Регулятивные УУД (Р)
Коммуникативные УУД (К)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста
Развитие речи тебёнка раннего возраста через пальчиковую игру....
Развитие словаря детей раннего возраста с использованием дидактических игр
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, уме...
Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность
Констультация для родителей...
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста...
Русская народная сказка в развитии эмоциональности детей раннего возраста
Дети очень любят, когда им читают книги. Но самые любимые книжки для всех детей -сказки....
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с ЗПР
Эта рабочая программа будет полезна учителям-дефектологам, которые работают в детских садах....
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с РАС
Эта программа будет полезна учителя-дефектологам при работе с детьми дошкольного возраста с РАС...