Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya_.docx | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа на 2020 – 2021 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».
Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат следующие положения Л.С. Выготского:
- детский коллектив рассматривается как источник развития высших психических функций для умственно отсталого ребенка,
- основные социальные структуры сознания человека формируются в процессе общения,
- развитие речи первоначально выступает как средство общения, как коммуникативная функция, а потом речь превращается в средство мышления.
Цель – совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях. Детский коллектив для умственно отсталого ребенка является важным условием усвоения норм социального поведения, в котором он усваивает и присваивает доступные средства общения. Содержание учебного предмета для обучающихся 2 класса дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика в практике общения со взрослым (учителем) и сверстником.
Реализация содержания учебного предмета во втором классе позволит закрепить у обучающихся умения выражать свои желания и потребности в процессе продуктивного взаимодействия со сверстником, обогатить опыт разрешения значимых для детей жизненных ситуаций с помощью альтернативных средств коммуникации (графических изображений, пиктограмм, напечатанных слов).
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью проявляют готовность к продуктивному взаимодействию со знакомым взрослым, при этом используют доступные, вербальные, невербальные и альтернативные средства общения; умеют включиться в знакомую ситуацию социального взаимодействия. Они понимают речь взрослого в соответствии с конкретной ситуацией и отвечают на обращение доступными коммуникативными способами (взглядом, жестом или словом).
Во взаимодействии со сверстниками могут проявлять как партнерский интерес к совместным действиям, так и выражать негативную реакцию на присутствие других детей.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала 2 класса является динамика становления коммуникативных умений и речевой активности в разнообразных ситуациях взаимодействия со сверстниками. Учебный предмет включает 3 раздела:
- коммуникация,
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
- чтение и письмо.
Задачи предмета:
В разделе "Коммуникация":
- закрепление средств общения обучающегося с учителем и со сверстниками в ситуации делового взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,
- овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации,
- создавать практику диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного взаимодействия обучающихся.
В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":
- совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа на обращенную речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального взаимодействия,
- расширение возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.
В разделе "Чтение и письмо":
- совершенствование ручной и мелкой моторики, закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации, - расширение возможностей элементарных графо моторных умений,
- совершенствование слухового внимания и слухового восприятия,
- закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.
Согласно учебному плану МКОУ «Школа № 75» на изучение в 3 классе предмета «Речь и альтернативная коммуникация» отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Планируемые результаты освоения
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |
знать | - имя, фамилию, членов семьи - графические изображения предметов - оценочные понятия хорошо - плохо - домашних животных - диких животных - прилагательные большой маленький - времена года - части суток - понятия тихо – громко, быстро - медленно - пользу домашних животных - голоса домашних животных - домашних птиц и их детенышей - буквы А, О, У, М - вежливые слова | - назначение школьных принадлежностей - графические изображения слов действий - домашних животных и их детенышей - диких животных и их детенышей - прилагательные длинный – короткий - место обитания диких животных - голоса диких животных - диких птиц - мебель - посуду - обитание и питание птиц - конструировать из счетных палочек буквы - предлоги на, под, в, за, перед |
уметь | - писать прямые линии - проводить линии по пунктиру - слушать короткие рассказы - составлять простые предложения по предметным картинкам - писать буквы А, О, У, М | - писать прямые наклонные линии - ухаживать за домашними животными - использовать в речи вежливые слова - выполнять штриховку - отвечать на вопросы по содержанию короткого текста - составлять рассказ описание по схемам и картинкам - пересказывать короткие тексты - писать буквы А, О, У, М, И, С, Н, Е - читать слоги |
Содержание программы
№ Раздела | Название раздела | Содержание раздела | Количество часов |
1 | Коммуникация | Знание своего имени, фамилии, имен членов семьи. Вербальные и невербальные средства общения. Оценочные понятия. Эмоции человека. Вежливые слова. Правила просьбы и отказа. | 4 |
2 | Развитие речи | Домашние животные и их детеныши, дикие животные и их детеныши, домашние птицы и их детеныши, дикие птицы. Времена года, части суток. Сад, фрукты, огород, овощи. Польза и уход за домашними животными. Голоса животных и птиц. Прилагательные. Дифференцирование понятий «Дикие и домашние животные». Составление простых предложений по предметным картинкам. Чтение, обсуждение и пересказ коротких сказок. Беседы по сюжетным картинкам. Предлоги, наречия. | 28 |
3 | Чтение и письмо | Письмо, чтение букв и слогов, письмо по пунктирным линиям, штриховка. Изучение букв А, О, У, М, И, С, Н, Е. Конструирование и письмо букв. | 36 |
Итого: 68 часов |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № урока в разделе | Тема | Дата |
Раздел Коммуникация | |||
1 | 1 | «Здравствуй школа!» | |
2 | 2 | Слова – приветствия и прощания | |
Раздел Чтение и письмо | |||
3 | 1 | Звук и буква У, О. | |
4 | 2 | Звук и буква А, М. | |
5 | 3 | Чтение слогов с буквами А, О, У, М. | |
Раздел Развитие речи | |||
6 | 1 | Времена года. Осень | |
7 | 2 | В нашем огороде. Составление рассказа по картинкам | |
8 | 3 | Сад. Составление рассказа по картинкам | |
9 | 4 | Домашние животные | |
10 | 5 | Дикие животные | |
11 | 6 | Дикие птицы. | |
12 | 7 | Домашние птицы | |
Раздел Чтение и письмо | |||
13 | 1 | Звук и буква И, и | |
14 | 2 | Письмо буквы И по точкам | |
15 | 3 | Письмо буквы И самостоятельно | |
16 | 4 | Чтение слогов с буквами И. | |
17 | 5 | Звук и буква С | |
18 | 6 | Письмо буквы С по точкам | |
19 | 7 | Письмо буквы С самостоятельно | |
20 | 8 | Чтение слогов с буквами С. | |
Раздел Развитие речи | |||
21 | 1 | Сказка «Бегемот, который боялся прививок». | |
22 | 2 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Дети и щенок». | |
Раздел Коммуникация | |||
23 | 1 | Правила просьбы и отказа | |
24 | 2 | Вежливые слова | |
Раздел Чтение и письмо | |||
25 | 1 | Звук и буква Н, н | |
26 | 2 | Письмо буквы Н по точкам | |
27 | 3 | Письмо буквы Н самостоятельно | |
28 | 4 | Чтение слогов с буквами Н. | |
29 | 5 | Звук и буква Е, е | |
30 | 6 | Письмо буквы Е по точкам | |
31 | 7 | Письмо буквы Н самостоятельно | |
32 | 8 | Чтение слогов с буквами Е. | |
Раздел Развитие речи | |||
33 | 1 | Времена года. Зима | |
34 | 2 | Части суток | |
35 | 3 | Мебель | |
36 | 4 | Посуда | |
Раздел Чтение и письмо | |||
37 | 1 | Звук и буква Т, т | |
38 | 2 | Письмо буквы Т по точкам | |
39 | 3 | Письмо буквы Т самостоятельно | |
40 | 4 | Чтение слогов с буквами Т | |
41 | 5 | Звук и буква К, к | |
42 | 6 | Письмо буквы К по точкам | |
43 | 7 | Письмо буквы К самостоятельно | |
44 | 8 | Чтение слогов с буквами К. | |
Раздел Развитие речи | |||
45 | 1 | Чтение сказки «Курочка ряба» | |
46 | 2 | Пересказ сказки «Курочка ряба» по картинкам | |
47 | 3 | Чтение сказки «Колобок» | |
48 | 4 | Пересказ сказки «Колобок» по картинкам | |
49 | 5 | Сказка «Теремок» | |
50 | 6 | Пересказ сказки «Теремок» по картинкам | |
51 | 7 | Времена года. Весна | |
52 | 8 | Сказка «Волк и семеро козлят» | |
53 | 9 | Сказка «Три медведя» | |
54 | 10 | Сказка «Заюшкина избушка» | |
Раздел Чтение и письмо | |||
55 | 1 | Звук и буква И, С | |
56 | 2 | Чтение слогов с буквами И, С | |
57 | 3 | Письмо букв И, С | |
58 | 4 | Звук и буква Н, Е | |
59 | 5 | Чтение слогов с буквами Н, Е | |
60 | 6 | Письмо букв Н, Е. | |
61 | 7 | Звук и буква Т, К | |
62 | 8 | Чтение слогов с буквами Т, К. | |
63 | 9 | Письмо букв Т, К. | |
Раздел Развитие речи | |||
64 | 1 | Предлоги «на», «под», «в». | |
65 | 2 | Предлоги «за», «перед». | |
66 | 3 | Наречия: «громко – тихо», «быстро – медленно». | |
67 | 4 | Наречия далеко, близко. | |
68 | 5 | Времена года. Лето |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники | Методические и учебные пособия | Дидактический материал | Электронные пособия | Другое |
Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжѐлой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: Издательство «Союз», 2004 Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжѐлой умственной отсталостью: Пособие для ученика. – СПб.: Издательство «Союз», 2004 | Баряева Л. Б. Я – говорю! Я ребѐнок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2008 Баряева Л. Б. Я – говорю! Ребѐнок и его игрушки. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. – М.: Баряева Л. Б. Я – говорю! Ребѐнок в мире животных. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2008 Баряева Л. Б. Я – говорю! Ребѐнок и явления природы. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2008 | Видеофильмы: «Времена года» «Овощи и фрукты» «Домашние животные» «Птицы» «Дикие животные» Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september | Таблицы – схемы для составления рассказов:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс
Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс
Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 1в класс
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 2в класс
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, , «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 3 класс (2 вариант)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО речи и альтернативной коммуникации 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Речь и альтернативная коммуникация 1 класс...