Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 3 класс
рабочая программа (3 класс)

          Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya_.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Рабочая программа на 2020 – 2021 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

        Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».

        Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат следующие положения Л.С. Выготского:

        - детский коллектив рассматривается как источник развития высших психических функций для умственно отсталого ребенка,

            - основные социальные структуры сознания человека формируются в процессе общения,

            - развитие речи первоначально выступает как средство общения, как коммуникативная функция, а потом речь превращается в средство мышления.

        Цель – совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.

        Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.

             Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях. Детский коллектив для умственно отсталого ребенка является важным условием усвоения норм социального поведения, в котором он усваивает и присваивает доступные средства общения. Содержание учебного предмета для обучающихся 2 класса дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика в практике общения со взрослым (учителем) и сверстником.

Реализация содержания учебного предмета во втором классе позволит закрепить у обучающихся умения выражать свои желания и потребности в процессе продуктивного взаимодействия со сверстником, обогатить опыт разрешения значимых для детей жизненных ситуаций с помощью альтернативных средств коммуникации (графических изображений, пиктограмм, напечатанных слов).

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью проявляют готовность к продуктивному взаимодействию со знакомым взрослым, при этом используют доступные, вербальные, невербальные и альтернативные средства общения; умеют включиться в знакомую ситуацию социального взаимодействия. Они понимают речь взрослого в соответствии с конкретной ситуацией и отвечают на обращение доступными коммуникативными способами (взглядом, жестом или словом).

        Во взаимодействии со сверстниками могут проявлять как партнерский интерес к совместным действиям, так и выражать негативную реакцию на присутствие других детей.

        Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала 2 класса является динамика становления коммуникативных умений и речевой активности в разнообразных ситуациях взаимодействия со сверстниками. Учебный предмет включает 3 раздела:

 - коммуникация,

- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

- чтение и письмо.

Задачи предмета:

 В разделе "Коммуникация":

- закрепление средств общения обучающегося с учителем и со сверстниками в ситуации делового взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,

 - овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации,

 - создавать практику диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного взаимодействия обучающихся.

В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":

- совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа на обращенную речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального взаимодействия,

- расширение возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.

В разделе "Чтение и письмо":

- совершенствование ручной и мелкой моторики, закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации, - расширение возможностей элементарных графо моторных умений,

- совершенствование слухового внимания и слухового восприятия,

 - закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.

      Согласно учебному плану МКОУ «Школа № 75» на изучение в 3  классе  предмета «Речь и альтернативная коммуникация» отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

Планируемые результаты освоения

Минимальный уровень

Достаточный уровень

знать

- имя, фамилию, членов семьи

- графические изображения предметов

- оценочные понятия хорошо - плохо

- домашних животных

- диких животных

- прилагательные большой маленький

- времена года

- части суток

- понятия тихо – громко, быстро - медленно

- пользу домашних животных

- голоса домашних животных

- домашних птиц и их детенышей

- буквы А, О, У, М

- вежливые слова

- назначение школьных принадлежностей

- графические изображения слов действий

- домашних животных и их детенышей

- диких животных и их детенышей

- прилагательные длинный – короткий

- место обитания диких животных

- голоса диких животных

- диких птиц

- мебель

- посуду

- обитание и питание птиц

- конструировать из счетных палочек буквы

- предлоги на, под, в, за, перед

уметь

- писать  прямые линии

- проводить линии по пунктиру

- слушать короткие рассказы

- составлять простые предложения по предметным картинкам

- писать буквы А, О, У, М

- писать прямые наклонные линии

- ухаживать за домашними животными

- использовать в речи вежливые слова

- выполнять штриховку

- отвечать на вопросы по содержанию короткого текста

- составлять рассказ описание по схемам и картинкам

- пересказывать короткие тексты

- писать буквы А, О, У, М, И, С, Н, Е

- читать слоги

Содержание программы

Раздела

Название раздела

Содержание раздела

Количество

часов

1

Коммуникация  

Знание своего имени, фамилии, имен членов семьи. Вербальные и невербальные средства общения. Оценочные понятия. Эмоции человека. Вежливые слова. Правила просьбы и отказа.

4

2

Развитие речи

 Домашние животные и их детеныши, дикие животные и их детеныши, домашние птицы и их детеныши, дикие птицы. Времена года, части суток. Сад, фрукты, огород, овощи. Польза и уход за домашними животными. Голоса животных и птиц. Прилагательные. Дифференцирование понятий «Дикие и домашние животные». Составление простых предложений по предметным картинкам. Чтение, обсуждение  и пересказ коротких сказок. Беседы по сюжетным картинкам. Предлоги, наречия.

28

3

Чтение и письмо

Письмо, чтение букв и слогов,  письмо по пунктирным линиям, штриховка. Изучение букв А, О, У, М, И, С, Н, Е. Конструирование и письмо букв.

36

Итого: 68 часов

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

№ урока в разделе

Тема

Дата

Раздел Коммуникация

1

1

«Здравствуй школа!»

2

2

Слова – приветствия и прощания

Раздел Чтение и письмо

3

1

Звук и буква  У, О.

4

2

Звук и буква  А, М.

5

3

Чтение слогов с буквами  А, О, У, М.

Раздел Развитие речи

6

1

Времена года. Осень

7

2

В нашем огороде. Составление рассказа по картинкам

8

3

Сад. Составление рассказа по картинкам

9

4

Домашние животные

10

5

Дикие животные

11

6

Дикие птицы.

12

7

Домашние птицы

Раздел Чтение и письмо

13

1

Звук и буква И, и

14

2

Письмо буквы И по точкам

15

3

Письмо буквы И самостоятельно

16

4

Чтение слогов с буквами И.

17

5

Звук и буква С

18

6

Письмо  буквы С по точкам

19

7

Письмо буквы С самостоятельно

20

8

Чтение слогов с буквами С.

Раздел Развитие речи

21

1

Сказка «Бегемот, который боялся прививок».

22

2

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Дети и щенок».

Раздел Коммуникация

23

1

Правила просьбы и отказа

24

2

Вежливые слова

Раздел Чтение и письмо

25

1

Звук и буква Н, н

26

2

Письмо буквы Н по точкам

27

3

Письмо буквы Н самостоятельно

28

4

Чтение слогов с буквами Н.

29

5

Звук и буква Е, е

30

6

Письмо буквы Е по точкам

31

7

Письмо буквы Н самостоятельно

32

8

Чтение слогов с буквами Е.

Раздел Развитие речи

33

1

Времена года. Зима

34

2

Части суток

35

3

Мебель

36

4

Посуда

Раздел Чтение и письмо

37

1

Звук и буква Т, т

38

2

Письмо буквы Т по точкам

39

3

Письмо буквы Т самостоятельно

40

4

Чтение слогов с буквами Т

41

5

Звук и буква К, к

42

6

Письмо буквы К по точкам

43

7

Письмо буквы К самостоятельно

44

8

Чтение слогов с буквами К.

Раздел Развитие речи

45

1

Чтение сказки «Курочка ряба»

46

2

Пересказ сказки «Курочка ряба» по картинкам

47

3

Чтение сказки «Колобок»

48

4

Пересказ сказки «Колобок» по картинкам

49

5

Сказка «Теремок»

50

6

Пересказ сказки «Теремок» по картинкам

51

7

Времена года. Весна

52

8

Сказка «Волк и семеро козлят»

53

9

Сказка «Три медведя»

54

10

Сказка «Заюшкина избушка»

Раздел Чтение и письмо

55

1

Звук и буква И, С

56

2

Чтение слогов с буквами И, С

57

3

Письмо букв И, С

58

4

Звук и буква Н, Е

59

5

Чтение слогов с буквами Н, Е

60

6

Письмо букв Н, Е.

61

7

Звук и буква Т, К

62

8

Чтение слогов с буквами Т, К.

63

9

Письмо букв Т, К.

Раздел Развитие речи

64

1

Предлоги «на», «под», «в».

65

2

Предлоги «за», «перед».

66

3

Наречия: «громко – тихо», «быстро – медленно».

67

4

Наречия далеко, близко.

68

5

Времена года. Лето

Перечень учебно-методического обеспечения

    Учебники

Методические и учебные пособия

Дидактический материал

Электронные пособия

Другое

Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжѐлой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: Издательство «Союз», 2004

Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжѐлой умственной отсталостью: Пособие для ученика. – СПб.: Издательство «Союз», 2004

Баряева Л. Б. Я – говорю! Я ребѐнок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2008

Баряева Л. Б. Я – говорю! Ребѐнок и его игрушки. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. – М.:

Баряева Л. Б. Я – говорю! Ребѐнок в мире животных. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2008

Баряева Л. Б. Я – говорю! Ребѐнок и явления природы. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2008

Видеофильмы:

«Времена года»

«Овощи и фрукты»

«Домашние животные»

«Птицы»

«Дикие животные»

Федеральный портал "Российское образование"  http://www.edu.ru

Учительский портал  http://www.uchportal.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru

Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики  http://moi-sat.ru

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 

Таблицы – схемы для составления рассказов:

  1. Сезонные изменения в природе.
  2. Овощи.
  3. Фрукты.
  4. Домашние животные
  5. Домашние птицы
  6. Дикие птицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс

Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс

Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 1в класс

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 2в класс

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, , «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 3 класс (2 вариант)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой у...