Генетическая связь между классами неорганических соединениями
план-конспект
Конспект урока и презентация по химии 8 класс на тему "Генетическая связь между классами неорганических соединений".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_gsmkns.docx | 29.34 КБ |
geneticheskaya_svyaz.pptx | 186.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Генетическая связь между классами неорганических соединений
ЦЕЛЬ. Создать условия для формирования представления о генетической связи между основными классами неорганических соединений; рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов.
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:
Образовательные:
- создать условия для усвоения знаний о генетической связи между классами неорганических соединений; рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов, через выполнение практической работы.
Развивающие:
- развивать предметные компетентности и способность к адекватному само- и взаимоконтролю.
Воспитательные:
- способствовать формированию навыков самоконтроля, самоанализа, коммуникативной компетентности через общение и сотрудничество со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности;
Планируемые результаты обучения
Предметные.
- Знать определения и классификацию неорганических веществ.
- Уметь классифицировать по составу и свойствам неорганические вещества, иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
Метапредметные УУД.
Познавательные:
- давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.
Регулятивные:
- самостоятельно определять цели своего обучения, планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.
Коммуникативные:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парной работе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- уметь вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Личностные:
- Формирование и развитие познавательного интереса к изучению предмета химии; умение самостоятельно отбирать знания, необходимые для решения поставленных задач; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебной и исследовательской деятельности.
- в предметном направлении:
«ученик научится»:
- характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
- объяснять понятие «генетическая связь», составлять генетические ряды металла и неметалла;
«ученик получит возможность научиться»:
- осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, по вариантам.
Средства обучения: раздаточный материал (технологическая карта урока), презентация.
Тип урока: обобщение знаний и умений, их систематизация.
Методы : проблемный, словесный, частично-поисковый .
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
1.1 Оргмомент.
- Добрый день, ребята! Я как всегда рада видеть, что вы готовы к совместной творческой работе.
Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем отрывок из стихотворения Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»
Не позволяй душе лениться
Чтоб в ступе воду не толочь
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
1.2 Актуализация знаний
Проводится эвристическая беседа с классом по пройденному материалу. Давайте вспомним, что же изучает наука химия?
(Наука о веществах, их свойствах и превращениях)
- Что называют веществом? (- то из чего состоят тела)
Какие вещества нас окружают в повседневной жизни?(Простые и сложные)
Какие простые вещества вам известны? (металлы и неметаллы)
Где находятся металлы и неметаллы в периодической таблице Д.И.Менделеева?
Какие сложные вещества?(оксиды, основания, кислоты, соли)
СЛАЙД
Задание «Найди лишнее вещество»
P2O5, HNO2, Na2O, CO2, CaO. (лишнее HNO2, т.к. оксиды)
Что такое оксид?
• На какие группы делятся оксиды?
• Какие оксиды называют кислотными?
• Какие оксиды называют основными?
KOH, Fe(OH)2, Ba, Mn(OH)2, Ba(OH)2. (лишнее Ba, т.к. основания)
Что такое основание?
• На какие группы делятся основания?
HNO3, Fe(OH)3, HCl, H3PO4, H2S. (лишнее Fe(OH)3, т.к. кислоты)
Что такое кислота?
• На какие группы делятся кислоты?
BaSO4, NaCl, (CuOH)2CO3, BaO, NaHCO3 (лишнее BaO, т.к. соли)
Что такое соль?
• Какие бывают соли?
II. ОПЕРАЦИОННО - ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
СЛАЙД Постановка проблемы. Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы. Я предлагаю вам сегодня на уроке подтвердить или опровергнуть его, опираясь на уже полученные знания и на знания, которые вы получите на этом уроке.
СЛАЙД
А философские вопросы Что? Почему? Как?, помогут нам сформулировать тему урока
Что?
Вам известны разные виды связей, назовите мне имена прилагательные, какие могут быть связи?
-А какие-то из них очень значимы в вашей жизни (учащиеся называют разные виды связей: дружеская, родственная, и т.д.). А что такое связи? Связи удерживают друг друга, а чтобы их разъединить, необходимо приложить усилие (показываю сцепленные кулаки с помощью согнутых указательных пальцев рук). (учащиеся, размышляя, говорят, что в связях сила).
Почему?
В чём причина любых связей? Почему вы вступаете в связи? Зачем дружите, общаетесь, влюбляетесь? (по мнению ребят, это необходимость, это нужно для удовлетворения своих потребностей).
Как?
-Как объединить вещества между собой? Наверное, какой-то связью, в которой проявится их сила и единство?
-Что объединяет данные соединения? (наличие атома СЕРЫ)
-Можем мы сказать, что в данных веществах наблюдаем наличие родственной связи?
- Родственники обладают сходными признаками, которые передаются по наследству.
-А что является носителем наследственной информации?
Ученик: Ген.
-Какой элемент будет являться «геном» для данной цепи? (СЕРА)
-В данной цепи мы наблюдаем наличие родственной или генетической связи между соединениями.
- И теперь мы, ответив на философские вопросы «Что? Почему? Как?» формулируем тему урока, назовите тему урока
Тема урока: Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Какие цели урока мы поставим?
Цели: -
- Выявить сущность генетической связи между классами неорганических веществ.
- Установить взаимосвязь между различными классами неорганических веществ.
- Научиться находить пути взаимопревращений веществ между классами неорганических веществ.
На этом уроке эти знания необходимо привести в стройную систему, продолжить их совершенствование, установить связь между изученными веществами, выяснить причины взаимного превращения одних веществ в другие, что поможет понять сущность многих процессов, происходящих вокруг.
- Для чего нам необходимо изучить данный материал? (Ответы учащихся: получение веществ, необходимы в быту, медицине и т.д.)
III. СТАДИЯ «Осмысление».
СЛАЙД
- Расположить данные соединения в ряд по мере усложнения состава, начиная с простого.
В данной цепи мы наблюдаем наличие родственной или генетической связи между соединениями?
-Кто может сказать определение, что такое генетические связи?
Генетические связи – это связь между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
- Что такое генетический ряд?
Генетический ряд – это цепочка превращений веществ, которые имеют в составе один и тот же химический элемент.
3.1. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
С чем взаимодействуют оксиды?
С чем взаимодействуют основания?
С чем взаимодействуют кислоты?
С чем взаимодействуют соли?
Расположить данные соединения в ряд по мере усложнения состава.
3.2. Закрепление знаний. Работа в парах по карточкам.
Задание по карточкам, выполняется учениками класса в рабочей тетради. Работа в парах
Вам даны вещества: ВaO, P , H3PO4 , Вa(OH)2, Ca 3(PO4)2,, ВаSO4 , Вa, P2O5.
Подумайте, какой элемент будет являться «геном» для каждой цепочки?
1. Из веществ, формулы которых предложены, выберите те, которые можно объединить в две группы.
2. Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества. Получили две цепи:
Проверка, запись на доске учащимися
Ba BaO Ba(OH)2 ВаSO4
P P2O5 H3PO4 Ca 3(PO4)2
Учитель: В каждой цепи есть общее - это химические элементы - Ba и P, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству).
Посмотрите внимательно на эти генетические ряды, каким простым веществом образован первый ряд, а каким простым веществом образован второй ряд.
.
Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой – неметаллами.
3.3 Согласно «генетическому ряду», знанию химических свойств неорганических классов, запишите уравнения химических реакций, с помощью которых из предыдущего члена можно получить последующий.
Осуществить цепочку превращений. Составьте уравнения реакций.
Самостоятельная работа по вариантам.
Проверка у доски. Повторение типов химических реакций, закон сохранения массы вещества.
IV. ИТОГ УРОКА
4.1 Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы. Я предлагала в начале урока подтвердить или опровергнуть его.
Формулировка вывода:
Все в природе взаимосвязано, поэтому и в химии все вещества взаимосвязаны друг с другом и из одних можно получить другие.
Достигли поставленной цели на уроке?
Что сегодня вы узнали и чему научились на уроке?
Исходя из определения генетический ряд, выявите характерные признаки генетических рядов:
- Все вещества должны быть образованы …. (одним и тем же химическим элементом).
- В генетическом ряду химический элемент должен быть представлен разными формами соединений: …., …., …. и …. (простым веществом, оксидом, гидроксидом, солью).
- Вещества, образующие генетический ряд одного элемента, должны быть связаны …. (взаимопревращениями).
- Существует взаимосвязь между классами неорганических соединений.
- Металлы и неметаллы образуют соответствующие генетические ряды (ряд Ме, ряд неМе).
- Научились осуществлять цепочки превращений.
Термин генетическая связь означает, что …….вещество одного класса способно превращаться в вещество другого класса.
Генетическая связь записывается в виде…… генетических рядов – цепочек превращений веществ, имеющих в составе один и тот же химический элемент.
4.2 РЕФЛЕКСИЯ
ОтВетьте, насколько хорошо ты усвоили новый материал:
1. Усвоил полностью
2.В основном усвоил, но требуется ещё разобрать дома
3. Нужна ли тебе помощь учителя по данной теме(Да/Нет), если нужна, то в чем?
4.3 ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
4.4 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить тему: «Основные классы неорганических соединений», с.116-117,
119 № 2, 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Расположить данные соединения в 2 генетических ряда по мере усложнения состава. ВaO, P , H3PO4 , Вa(OH)2, Ca 3(PO4)2,, ВаSO4 , Вa, P2O5. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
KOH, Fe(OH) 2 , S , Mn (OH) 2 , Ba(OH) 2 P 2 O 5 , H 2 SO 3 , Na 2 O, CO 2 , CaO HNO 3 , Na 2 SO 3 , HCl , H 3 PO 4 , H 2 S BaSO 4 , NaCl , ( CuOH ) 2 CO 3 , SO 2 , NaHCO 3
Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы. Я предлагаю вам подтвердить или опровергнуть его.
Что? Почему ? Как ? СВЯЗЬ H 2 SO 3 , S , SO 2 , Na 2 SO 3
Генетическая связь между классами неорганических соединений
S SO 2 H 2 SO 3 Na 2 SO 3 H 2 SO 3 , S , SO 3 , Na 2 SO 3
Генетические связи – это связь между разными классами, основанные на их взаимопревращениях. Генетический ряд – это цепочка превращений веществ , которые имеют в составе один и тот же химический элемент.
Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы .
1.Все вещества должны быть образованы одним и тем же химическим элементом 2. В генетическом ряду химический элемент должен быть представлен разными формами соединений: простым веществом, оксидом , гидроксидом , кислотой, солью. 3 . Вещества , образующие генетический ряд одного элемента, должны быть связаны в заимопревращениями.
1.Усвоил полностью 2.В основном усвоил, но требуется ещё разобрать дома 3 . Нужна помощь учителя по данной теме(Да/Нет), если нужна, то в чем?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 1 классе по прогрвамме "Перспектива". Тема "Связь между компонентами и суммой при сложении"
Конспект урока математики, составленный в соответствии с ФГОС. Тема урока: "Связь между компонентами и суммй при сложении". Урок проводился в 1 лассе по прогамме "Перспектива "....
Математика. 1 класс. Тема урока: Связь между суммой и слагаемыми.
Урок математики в 1 классе. Программа "Школа России"....
Урок математики^ Связь между компонентами и результатом действия деления. 3 класс
Тема урока.Связь между компонентами и результатом действия деления.Цель:познакомить со связью между числами при делении.Задачи: - показать связь между числами при делении; закрепить внетабличные...
Урок в классе - комплекте ("Связь между компонентами и рультатом умножения" 2 класс и "Распознание спряжения глаголов по неопределенной форме" 4 класс)
конспект урока на классе-комплекте для 2 и 4 классов...
Запятая между однородными членами, соединенными союзами
технологическая карта открытого урока по русскому языку в 4 классе "Школа России"...
ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ, СОЕДИНЕННЫМИ СОЮЗАМИ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
урок русского языка...
Конспект открытого урока русского языка: "Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Составление текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».
Тип урока - Решение частных задач, развитие речи.Педагогическая задача - Создать условия для составления текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»; совершенствовать умен...