Запятая между однородными членами, соединенными союзами
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
технологическая карта открытого урока по русскому языку в 4 классе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_15._zapyataya_mezhdu_odnorodnymi_chlenami_soedinennymi_soyuzami.docx | 70.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 15
ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ, СОЕДИНЕННЫМИ СОЮЗАМИ
Тип урока | Решение частных задач |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с понятием «однородные члены предложения», с их особенностями; способствовать формированию умения находить однородные члены в предложении, обосновывать правила пунктуации при интонации перечисления и одиночном союзе «и»; развивать речь, наблюдательность, орфографическую зоркость, память, внимание, мышление; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с особенностями однородных членов; научатся находить однородные члены в предложении; обосновывать правила пунктуации при интонации перечисления и одиночном союзе «и»; составлять предложения с однородными членами по рисунку; выполнять синтаксический разбор предложения |
Метапредметные УУД | Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения |
Личностные | Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках, проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося |
1 | 2 | 3 | 4 |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте предложения на тему «Золотая осень». | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают предложения. (См. РМ, Приложение 2.) | Выделять существенную информацию цель и задачу. Дополнять, уточнять выс- |
– Прочитайте предложения. Какие пропущенные буквы вставили? Объясните свой выбор. – Какие главные члены предложения подчеркнули? – Перестройте каждое предложение так, чтобы однородные члены были соединены перечислительной интонацией (без союзов). Где поставили запятые? | Читают предложения, объясняют орфограммы. Засвистал, защелкал в кустах соловей. стоял хвойный лес. | ||
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) – Запишите названия осенних месяцев, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. | Выполняют чистописание. Сентябрь, октябрь, ноябрь. | |
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. |
Продолжение табл.
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упражне- ние 39) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте задание. Рассмотрите условные обозначения однородных членов. – В чем сходство и различие каждой пары предложений? – Когда между однородными членами ставится запятая? – Когда между однородными членами запятая не ставится? | Выводят языковые закономерности, лежащие в ос- нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Сравнивают пары предложений. – Предложения имеют одинаковое строение. В первом предложении однородные члены соединены перечислительной интонацией. Во втором предложении – с помощью союза «и». – Если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления (без союза), то запятая между ними ставится. – Если два однородных члена предложения соединены союзом «и», то запятая между ними не ставится | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию |
V. Первичное закрепление знаний. Групповая работа с деформированным предложением. | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. Организует работу с деформированным предложением. – Осенью облака плывут низко, они становятся серыми. Вот и у нас, кажется, начался дождь, но дождь этот не простой: он состоит из слов и знаков препинания. – Составьте предложение, запишите в тетрадь. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Составляют предложение из слов и знаков препинания, записанных на «капельках дождя»: «леса», «ковром», «опавших», «осенью», «из», «листьев», «парки», «скверы», «покрыты», . , , !. Работают в группах. Записывают предложения. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной задачи |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Расставляют знаки препинания. Осенью леса, парки, скверы покрыты ковром из опавших листьев. | |||
Работа по учебнику (упражне- ние 40) | – Прочитайте. Спишите, расставляя, где нужно запятые. – Объясните постановку запятых. Каким членом предложения являются однородные члены? – Прочитайте предложения с правильной интонацией. – Объясните значение слов «саквояж» и «багаж» | Читают задание. Списывают текст, расставляя запятые. Объясняют постановку запятых. Отвечают на вопрос. Читают предложения с правильной интонацией. Объясняют значение слов «саквояж» и багаж». Работают со словарем. (См. РМ, Приложение 4.) | |
VI. Дальнейшая работа Работа по учебнику (упражне- ние 42). | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте. Рассмотрите условные обозначения однородных членов. – Как соединены однородные члены в данных предложениях? – Что можете сказать о постановке знаков препинания в данном случае? – Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Знание каких правил помогло вам выполнить это задание? (Частица «не» пишется отдельно с глаголами. Безударные гласные необходимо проверять.) – Чем сходны данные предложения? Подчеркните в них однородные члены предложения. | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Делают вывод. – С помощью союзов «а», «но». – Между однородными членами перед союзами «а», «но» всегда ставится запятая. Выполняют запись в тетради. Книги не говорят, а правду сказывают. Зазнайство не возвышает человека, а унижает. Месяц светит, но не греет. Кошка спит, а мышку видит. | Понимать точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Какими союзами соединены однородные члены? (См. РМ, Приложение 5.) | эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | ||
Работа в тет- ради (зада- ние 45). | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте задание. Назовите сказку. (Русская народная сказка «Кот, дрозд и петушок».) – Вставьте пропущенные буквы и, где нужно, запятые. – Подчеркните во 2-м предложении главные члены. Выпишите из него словосочетания. | Выполняют задания в рабочей тетради. Подбирают проверочные слова. Записывают предложение и словосочетания. (См. РМ, Приложение 6.) | |
Работа в тет- ради (зада- ние 46). | – Прочитайте задание. – Составьте загадки из слов так, чтобы отгадками были выделенные слова. – Запишите составленные загадки. | Записывают загадки. (См. РМ, Приложение 6.) | |
Работа в тет- ради (зада- ние 47) | – Прочитайте задание. Вставьте в предложения пропущенные союзы («а», «и», «но») и, где нужно, запятые. – Найдите предложения с однородными сказуемыми. Подчеркните в них грамматическую основу | Составляют предложения. (См. РМ, Приложение 6.) | |
VII. Итог уро-ка. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? | Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет. Продолжают высказывания: • Я приобрел… • Я научился… • Урок мне показался… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | • Для меня было открытием то, что… • Мне показалось важным… • Материал урока был мне… | ||
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 48 в рабочей тетради, упражнение 43 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Запятая между однородными членами предложения при одиночном союзе» (закрепление). 4 класс
Урок закрепления полученных знаний. Цели. 1. Создание условий для закрепления правописания знаков препинания между однородными членами предложения при одиночном союзе.2. Развитие навыков са...
СВЯЗЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ И БЕЗ СОЮЗОВ. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
Учащиеся знакомятся с правилом постановки запятых между однородными членами без союзов и перед союзом и; развивают умение находить однородные члены в предложении; совершенствуют навыки работы в группа...
СВЯЗЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ И БЕЗ СОЮЗОВ. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
Учащиеся знакомятся с правилом постановки запятых между однородными членами без союзов и перед союзом и; развивают умение находить однородные члены в предложении; совершенствуют навыки работы в группа...
Конспект урока "Предложения с однородными подлежащими, сказуемыми. Употребление запятых между однородными членами". 4 класс. УМК «Планета знаний»
Конспект содержит задачи, планируемые результаты, к каждомуэтапу урока- задачи по развитию УУД....
ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ, СОЕДИНЕННЫМИ СОЮЗАМИ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
урок русского языка...
Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.
Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами....
Конспект открытого урока русского языка: "Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Составление текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».
Тип урока - Решение частных задач, развитие речи.Педагогическая задача - Создать условия для составления текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»; совершенствовать умен...