ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ, СОЕДИНЕННЫМИ СОЮЗАМИ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Беспалова Наиля Рустамовна

урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 16
ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ, СОЕДИНЕННЫМИ СОЮЗАМИ.
 
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Тип урока

Решение частных задач, развитие речи

Педагогические задачи

Создать условия для составления текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»; совершенствовать умение ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения; способствовать развитию умений составлять предложения с однородными членами предложения, редактировать текст, самостоятельно составлять план текста; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с репродукцией картины И. И. Левитана «Золотая осень»; научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; анализировать иллюстрацию; составлять план текста; записывать текст по данной иллюстрации по плану

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание

в сжатом, выборочном или развернутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме

(рисунку); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностные
результаты

Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие в сказочное Королевство однородных членов предложения. Страна сказок – это удивительная волшебная страна. Кто побывает в этой стране, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным. Прежде чем отправиться в путешествие, я думаю, мы с вами должны выполнить упражнения, после которых вы будете лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять.

– Успех нашего путешествия зависит от нашего настроения. Волшебная страна сказок не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнемся друг другу. Ребята, вы чувствуете, как от наших улыбок стало хорошо, тепло и уютно? Теперь мы можем отправиться в сказочное королевство

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока).

Выполняют пальчиковую гимнастику: сжимают мизинец правой руки большим и указательным пальцами и массируют среднюю часть мизинца, слегка надавливая на него. Соединяют ладони вместе и потирают их друг о друга. Теплыми, разогретыми руками быстро трут щеки. Кончиками пальцев часто, словно по барабану, стучат по макушке. Сжимают кулаки и энергично, быстро потирают внешнюю и внутреннюю сторону предплечья

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

–Сколько загадок в задании 48? Отгадайте их.

– Запишите правильно предложения-загадки. Поставьте, где нужно, запятые.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Выполняют задание.

(См. РМ, Приложение 1.)

Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Отгадайте загадку:

Лев – он лев, он царь зверей,

Потому, что всех смелей.

Примеряет лев шинель,

А шинель под буквой … («л»).

– Какие звуки может обозначать данная буква?

– Запишите в тетрадь буквы, слоги и пословицу, соблюдая правила каллиграфии.

Выполняют чистописание.

Лл Лл Лю лю Лу лу

Любишь кататься – люби и саночки возить.

и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадку:

Годовой кусточек

Каждый день роняет листочек,

Год пройдет –

Весь лист опадет.

(Календарь.)

(См. РМ, Приложение 2.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «календарь».

– Составьте предложения со словом «календарь»

Отмечают, что буква «л» может обозначать звонкий мягкий согласный и звонкий твердый согласный звуки.

Объясняют значение словарного слова, используя словари.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.          

Д

Д

К

А

Л

Е

Н

Д

А

Р

Ь

Т

Н

А

Ь

       

                                         

Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Составляют с ним предложения                          

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте отрывок из стихотворения Ивана Бунина «Листопад».

– Как вы думаете, почему я выбрала именно этот отрывок?

– Над какой темой мы работаем на последних уроках? (Предложения с однородными членами.)

– Что такое однородные члены предложения?

– Какие члены предложения могут быть однородными?

– С какой интонацией мы произносим предложения с однородными членами?

– Прочитайте тему урока

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Читают отрывок стихотворения Ивана Бунина «Листопад».

– В отрывке стихотворения Ивана Бунина говорится об осени. В этом предложении есть однородные члены предложения.

– Однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения.

– Предложения с однородными членами мы произносим с интонацией перечисления

Принимать

и сохранять учебную цель

и задачу. Анализировать, находить сходство и различия

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Работа со схемами.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Мы прибыли в сказочное Королевство однородных членов предложения. В этом королевстве есть два графства. В первом живут графиня Перечислительная интонация и ее ближайшие помощницы Запятые. В этом графстве все однородные члены связаны перечислительной интонацией, отвечают на один и тот же вопрос и отделяются друг от друга

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Воспроизводят события сказки.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета

 

запятой. Вторым графством правят три брата: Союз «а», Союз «но», Союз «и». Вы уже, наверное, догадались, что однородные члены в этом графстве связаны между собой союзами «а», «но», «и».

Союз «а» и Союз «но» имели каждый ближайшую помощницу – Запятую. Она всегда вставала перед союзами «а» и «но», соединяющими однородные члены.

На интерактивной доске предложения:

Кошка спит, а мышку видит.

Месяц светит, но не греет.

Составляют схемы к предложениям, объясняют постановку знаков препинания.

– Найдите однородные члены предложения. Запишите данные предложения в тетрадях, выделите союзы «а», «но».

– Третий из братьев, граф Союз «и» – самый стар-

ший и самый сердитый. Однажды он прогнал свою

помощницу Запятую, и с тех пор Союз «и» называют одиноким, если он соединяет два однородных члена. Прочитайте предложение:

Долины сохнут и пестреют.

– Найдите однородные члены предложения. Запишите данное предложение и выделите союз «и».

– Я открою секрет союза «и». Он может в предложении с однородными членами предложения повторяться несколько раз. Запятая ставится в предложении с однородными членами предложения с союзом «и» при неоднократном его употреблении.

И взрослые, и дети любят читать сказки

А. С. Пушкина.

– Авторы учебника поместили это правило на странице 33 учебника.

– Рассмотрите рисунок на доске. Почему союз «и» объявил себя опасным?

– Когда между однородными членами предложения не ставится запятая?

– Заинтересовала ли вас жизнь однородных членов в сказочном королевстве? Что вы узнали из сказки?

 

Рассматривают и обсуждают рисунок.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 44)

– Прочитайте правило постановки запятой между однородными членами предложения (с. 33).

– Составьте сообщение на тему «Когда ставится запятая между однородными членами предложения»

Читают правило в учебнике. Выступают с сообщением.

Между однородными членами при отсутствии союзов ставятся запятые.

Запятые между однородными определениями ставятся, если они характеризуют предмет с одной стороны или один однородный член уточняет другой.

Запятая между однородными членами ставится, если они соединены противительными союзами «а», «но» и повторяющимся соединительным союзом «и».

Запятая ставится между группами однородных членов, соединенных союзами попарно

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 45).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте загадки. Объясните отгадки.

– Спишите загадки, ставя, где нужно, пропущенные запятые. Вставьте пропущенные буквы в слова-отгадки.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Списывают загадки, расставляя знаки препинания.

(См. РМ, Приложение 3.)

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме, обосновывать свое мнение. Договариваться и приходить к общему мнению при работе

в паре

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 46)

– Выпишите по два слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне слова.

– Прочитайте. Составьте предложения – ответы на вопросы, используя в них однородные члены. Запишите ответы.

– Выполните разбор слова «стальная» по составу.

– Составьте предложения.

– Выполните звуко-буквенный разбор слова «юг»

Выписывают слова.

Слова с непроверяемыми

орфограммами

Слова с проверяемыми

орфограммами

 Собака

 Гнездо – гнёзда

 Календарь

 Овца – овцы

Выполняют разбор слова по составу.

Составляют предложения.

Выполняют звуко-буквенный разбор слова «юг».

(См. РМ, Приложение 3.)

VI. Создание текста-описания по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

Демонстрирует репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень». Организует беседу. Проводит лексическую работу.

– Рассмотрите репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень». Попробуйте почувствовать настроение автора, понять о чем он думал, когда писал картину.

Рассматривают репродукцию картины. Отвечают на вопросы учителя.

Заранее подготовленный ученик рассказывает

о творчестве И. И. Левитана.

Осень была любимейшим временем года для И. Левитана, и он посвятил ей более сотни полотен.

Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 48)

– Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное? Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

– Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?

– Хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изобразил художник? Почему?

– Что изображено на переднем плане?

– Как вы думаете, молодые это березы или старые?

По каким признакам вы догадались? Почему две березки оказались вдали от своих подруг?

– Кого напоминают вам эти березки? 

– В какой наряд одела осень деревья на картине

И. И. Левитана? 

– Какие краски преобладают?

– Золото листвы художник противопоставляет осеннему небу. Какое оно у Левитана?

– Когда бывает такое небо?

– Рассмотрите реку на картине. Какая вода в речке
на картине: теплая или холодная? Что отражается в реке?

– Вы заметили у реки отдельно стоящую березу. Какими словами можно ее описать? Одинока ли она?

– Что изображено в глубине картины? Почему автор поместил дома так далеко?

– Представьте себе, что вы композиторы. Какую музыку вы напишете к этой картине? Какой она будет по характеру, по настроению?

– Какое чувство вызывает у вас это произведение – грустное или радостное?

Проводит речевую подготовку.

– Подберите красочные определения к словам, записанным на доске.

– Подберите синонимы к словам, записанным на доске.

– Подберите прилагательные к слову «картина».

– Подберите глаголы к слову «художник».

– Распространите предложения, записанные на карточке.

Течет река.

Синеет небо.

Падают листья.

Пришла осень.

Растут березки.

– Составьте план текста-описания

Одной из самых любимых публикой картин является эта «Золотая осень», хотя она и не столь уж характерна для творчества художника – слишком ярко, смело, мажорно выполнено это произведение. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно, хрустально...

Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине «Золотая осень» завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

Отвечают на вопросы учителя.

– На переднем плане изображены березки.

– Березки напоминают двух сестренок или подружек.

– Осень одела деревья в пышные золотые платья.

– Небо высокое, яркое, синее, безоблачное, чистое, сияющее, прозрачное, голубое, лазоревое, с розовыми облаками. Такое небо бывает в яркий, солнечный день.

– В реке отражается прозрачная голубизна неба, обрывистые берега, рыжие ветки кустарника.

– У реки березка скромная, застенчивая, как девочка. Но она не одинока: река и березка – хорошие друзья.

– На заднем плане мы видим домики. Художник отодвинул деревню вдаль картины, чтобы она не мешала видеть всю красоту великолепной осенней природы.

Подбирают определения. 

Осенняя пора – дивная, восхитительная, чудесная, прекрасная.

Небо – высокое, яркое, синее, безоблачное, чистое, сияющее, прозрачное, голубое, лазоревое, с розовыми облаками.

День – солнечный, замечательный, чудный.

Воздух – свежий, чистый, прозрачный, как стекло. Березки – белоствольные, тонкие, стройные, русские, золотые, хрупкие, желтые.

Река – синяя, тихая, спокойная.

Подбирают синонимы к словам. 

Картина – полотно, репродукция, работа мастера, произведение.

Художник-пейзажист, живописец, мастер.

Создает – пишет, рисует.

Подбирают прилагательные к слову «картина».

Картина – прекрасная, необыкновенная, новая, чудесная, веселая.

Подбирают глаголы к слову «художник».

Художник – писал, создавал, работал, показал, отразил, запечатлел.

Распространяют предложения, записанные на карточке.

Течет спокойная река.

Синеет небо с розовыми облаками.

Падают золотые, кружевные листья.

Пришла золотая осень.

У реки растут белоствольные березки.

Составляют план текста-описания.

План:

1. Вступление.

2. Основная часть:

1) описание неба;

2) описание речки;

3) описание березовой рощи.

3. Заключение

высказывания. Аргументировать свою

позицию, точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

VII. Итог уро-ка. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Вот и закончилось наше путешествие в Королевство однородных членов предложения.

– Какой вывод можем сделать после нашего путешествия?

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– В каких случаях ставится запятая в предложении
с однородными членами предложения? Приведите свои примеры.

– В каких случаях запятая не ставится? Приведите примеры.

– Какие члены предложения могут быть однородными?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– А какое настроение у вас после путешествия? Покажите это с помощью карточек-фигур

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

На карточках показывают настроение в конце урока.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. 

– Выполнить задание 49 в рабочей тетради, упражнение 47 в учебнике; отредактировать написанный в классе текст, написать окончательный вариант сочинения

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать,

сохранять учебные задачи

Приложение 1

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь)

Днём молчит, ночью кричит.

По лесу летает, прохожих пугает.

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Около носа вьётся, а в руки не дается.

Приложение 2

Работа над словами с непроверяемым написанием

Слово «календарь» происходит от латинских слов «calendarium» и «Calendae». Первое из них в буквальном смысле означает долговую книгу, так как в Древнем Риме было принято проценты по долгам платить первого числа каждого месяца, а первый день каждого месяца и назывался «Calendae» («календы»). Так, 1 января римляне называли «Calendae Januariae». Под термином «календарь» мы будем понимать всякую систему счисления продолжительных промежутков времени, использующую периодичность явлений природы, проявляющихся особенно отчётливо в суточном вращении земного шара, видимом движении Луны вокруг Земли и в годичном движении Солнца. Длительные промежутки времени подразделяют на столетия (века), годы, месяцы, недели и сутки. Если в течение длительного времени наблюдать звёздное небо в одно и то же время, то можно установить важную закономерность: видимое расположение созвездий над горизонтом будет непрерывно изменяться и примет первоначальный вид только через год. Можно также установить, что за тот же годичный промежуток времени 12–13 раз лунные ночи сменяются безлунными. Уже на первых этапах открытия закономерностей в движении небесных светил, т. е. с момента зарождения астрономии как науки, делались попытки выявить наиболее точные числовые соотношения между теми периодами движения Солнца и Луны, из которых образовались первичные единицы календарного счисления. Поэтому почти вся история древней астрономии связана с историей развития различных календарных систем.

КАЛЕНДАРЬ – 1. Таблица или книжка, в которой перечислены в последовательном  порядке  все  дни  года  с  делением  на месяцы и недели (с различными справочными сведениями).  2. Распределение по времени (дням, месяцам) отдельных видов деятельности. КАЛЕНДАМИ древние римляне именовали первые числа каждого месяца, по которым жрецы вели счёт времени. КАЛЕНДАРИУМ у них значило «справочник», которым жрецы пользовались при своих расчётах. В народе до последнего времени вместо слова КАЛЕНДАРЬ употребляли слово ЧИСЛЕННИК. КАЛЕНДАРЬ – КАЛЕНДЫ = «первые числа каждого месяца».

Однокоренные слова: календарик, календарный.

Синоним: численник.

Предложения:

По римскому календарю год начинался в марте.

Мы давно пересчитали все листки в календаре.

Приложение 3

Работа по учебнику

Упражнение 45.

Стальная рыбка ныряет, а хвост на волне оставляет. (Игла.)

Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо.)

Заворчал живой замок, лёг у двери поперёк. (Собака.)

Она сама не прядёт, не ткёт, а людей одевает. (Овца.)

Худеет с каждым днём толстяк и не поправится никак. (Календарь.)

Упражнение 46.

Осенью на юг улетают журавли, лебеди, утки.

У растения есть стебель, корень, листья, цветы, плод с семенами.

В слове есть значимые части: корень, окончание, приставка, суффикс.

Карандаши бывают жёлтого, красного, зелёного, синего цветов.

Я видел в зоопарке медведя, пингвина, моржа.

Юг – [йук] – 1 слог.

г – [к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

2 буквы, 3 звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» по опорным словам

Знакомство учащихся с творчеством И.И.Левитана, формирование умения описывать содержание картины, определять её тему, развитие у учащихся вкус к точному, образному языку....

СВЯЗЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ И БЕЗ СОЮЗОВ. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Учащиеся знакомятся с правилом постановки запятых между однородными членами без союзов и перед союзом и; развивают умение находить однородные члены в предложении; совершенствуют навыки работы в группа...

СВЯЗЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ И БЕЗ СОЮЗОВ. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Учащиеся знакомятся с правилом постановки запятых между однородными членами без союзов и перед союзом и; развивают умение находить однородные члены в предложении; совершенствуют навыки работы в группа...

Запятая между однородными членами, соединенными союзами

технологическая карта открытого урока по русскому языку в 4 классе "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»"...

Конспект открытого урока русского языка: "Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Составление текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».

Тип урока - Решение частных задач, развитие речи.Педагогическая задача - Создать условия для составления текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»; совершенствовать умен...