Рабочая программа Пишу грамотно 1 класс ( вариант 5.1)
рабочая программа (1 класс)

Раводина Светлана Ивановна

Рабочая программа Пишу грамотно 1 класс ( вариант 5.1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пишу грамотно 1 класс66.46 КБ
Файл 1g_ravodina_s.i._pishu_gramotno_tnr.docx66.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя школа №1 им Е. К. Зырянова»

 «Утверждаю»

                                                                                                                  Директор школы Зырянова Т. Н.,

                                                                                                                «______»  _____________  2021г.

                                                                                                                  __________________________

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающего курса«Пишу грамотно»

(Вариант АООП НОО 5.1.)

на 2021 – 2022 учебный год

Разработчик:

Раводина С.И.

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Обсуждена и согласована на МО                                                                                     Принята на педсовете

Протокол № ___от «____»____2021 г.                                                                                Протокол № ___ от «____» _____2021 г.

Березовка

2021г.

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (от 19 декабря 2014 г. N 1598);

адаптированной основной общеобразовательной  программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 5.1.);

требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 5.1.);

 программы формирования универсальных учебных действий АООП НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 5.1.);

авторской  программы по русскому языку для начального общего образования 1 - 4 класс / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова  курса УМК «Начальная школа XXI века», утвержденной МО РФ;

в соответствии с требованиями положения об адаптированной рабочей программе педагога (учебного предмета, коррекционно-развивающего курса), реализующего ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е.К.Зырянова»;в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ.

Программа составлена для обучающихся1 «Г» Парфеновой Екатерины, Глумова Александра, Колесниченко Елизаветы, Скадорова Матвея с учетом рекомендаций  ПМПК.

Данная программа адресована обучающимся, для которых рекомендовано обучение по АООП НОО для детей с тяжелыми нарушениями речи по варианту ФГОС 5.1.

Характеристика обучающихся:

Парфенова Екатерина

Катя овладевает навыком чтения. Изученные буквы узнает, называет правильно. Дает характеристику звукам. Различает гласные и согласные звуки. Старается написать  правильные элементы букв. Выполняет перевод печатной буквы в письменную букву. Темп письма медленный. Мелкая моторика сформирована недостаточно, поэтому быстро наступает утомляемость. Зачастую говорит о том, что дома допишу.

Глумов Александр

Саша  владеет слоговым чтением. Изученные буквы знает, называет правильно звуки букв. Дает характеристику звукам. Различает гласные и согласные звуки. Старается написать  правильные элементы букв. Выполняет перевод печатной буквы в письменную букву. Темп письма медленный. Мелкая моторика сформирована недостаточно.

Колесниченко Елизавета

Лиза  владеет навыком чтения. Чтение слоговое. Изученные буквы знает, называет правильно звуки букв. Дает характеристику звукам. Различает гласные и согласные звуки. Старается написать  правильные элементы букв. Выполняет перевод печатной буквы в письменную букву. Темп письма медленный. Мелкая моторика сформирована недостаточно.

Скадоров Матвей

Темп письма медленный. По русскому языку при написании элементов букв допускает  ошибки. Мелкая моторика сформирована недостаточно, поэтому быстронаступает утомляемость.

Обучающиеся, осваивающие АООП НОО обучающихся с ТНР имеют разный уровень подготовки, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию, но при этом есть нарушение речевого развития.Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. Фонематическая готовность обучающихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптаций. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер.  

   Испытывают затруднения в фонетике, в морфологии, синтаксисе.  В силу своих индивидуальных особенностей  необходим постоянный повтор изученного материала. Лексический запас недостаточен. Умение построить полное, развернутое предложение недостаточно сформировано.  В программу обучения включены темы разделов для реализации пробелов предметных знаний.

Условия организации деятельности для детей с ТНР по варианту ФГОС 5.1:

  1. новый материал строится и преподается предельно развернуто;
  2. практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам, таблицам, раздаточным материалом;
  3. систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;
  4. выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок;
  5. чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;
  6. составление домашнего задания в сторону малого объёма;
  7. для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика позотоническая или для глаз;
  8. систематическая работа над развитием психических процессов;
  9. материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением;
  10. увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.

Целями реализациикоррекционно-развивающего  курса   «Пишу грамотно»: оказание квалифицированной психолого – педагогической поддержки обучающимся, испытывающим затруднения в овладении программой по русскому языку, с учетом индивидуальных особенностей.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения коррекционно-развивающего  курса:

  • обеспечить усвоение обучающимися знаний, умений и навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма (максимальное внимание к развитию фонематического восприятия формированию звукового анализа и синтеза);
  • расширять кругозор школьников: уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;
  • развивать связную речь: формирование и совершенствование умения создать небольшой текст, т. е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно);
  • способствовать развитию наглядно–образного и логического мышления;
  •  развитие приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать, обобщать языковые явления;
  • изучать наиболее трудные орфографические и грамматические темы, предваряя накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями;
  • способствовать развитию наглядно–образного и логического мышления;
  • развивать приёмы умственной деятельности, необходимые для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать, обобщать языковые явления;
  • изучать наиболее трудные орфографические и грамматические темы, предваряя накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями;
  • развивать мелкую моторику.

3. Общая характеристика коррекционно-развивающего курса «Пишу грамотно»

У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).

Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.

Методологической основой для разработки программы «Пишу грамотно»  явились положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.), положения общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия); принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Р.И. Лалаева); научно-теоретические положения деятельностного подхода в обучении о необходимости формирования письма как метапредметного умения (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).

Программа основана на принципе системно-деятельностного подхода с учётом междисциплинарного комплексного подхода, поэтапного формирования умственных действий. В коррекционно-педагогической работе используются коммуникативных познавательный, преобразовательный, систематизирующий и контрольный методы. В основу системы методов положены цель и задачи коррекционно-развивающих занятий и соответствующие им виды деятельности педагога и учащихся (В. А. Онищук).

Система комплексных (групповых, подгрупповых, индивидуальных) логопедических занятий по развитию языковой способности детей построена на основе тематического планирования с использованием динамической наглядности, определённым образом сгруппированной (структурированной). В содержании лежит одновременная системная направленность на развитие всех аспектов речевой, языковой и мыслительной деятельности детей и всех психических процессов (внимание, восприятие, память, операции анализа и синтеза, классификации, обобщения, противопоставления и т. д.). Все занятия составлены по единому алгоритму, предусматривающему разные виды деятельности детей. Логопедические занятия проводятся с группой учащихся или в индивидуальной работе при организации коррекционно-педагогической работы.

Коррекционно-развевающая работа имеет свою специфику и строится на основе общих принципах:

Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка. Разностороннее и динамическое обследование ребёнка с этих позиций позволяет выявить ведущий речевой дефект и обусловленные им  недостатки психического развития. В дальнейшем, при планировании  коррекционной работы это учитывается.

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи и организации преемственной работы всех участников коррекционно-развивающего  процесса. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного  формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка. Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слова позволяет добиваться нужной чёткости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения.

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.

Выявление этой связи лежит в основе воздействия на те психологические, особенности детей, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности.

Принцип наглядности.

Принцип постепенного перехода от простого к сложному.

Принцип учёта возрастных особенностей.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

- игровые;

- наглядно – демонстрационные;

- практические;

- словесные;

Формы и средства контроля

 Тематический контроль проходит в конце каждого раздела, который направлен на обобщение полученных знаний и выявление уровня усвоения пройденного материала.

В процессе освоения содержания коррекционной работы учащимся предлагаются контрольные задания (составление рассказа по картине,  декламация речевого материала), целью которых является выявление не только уровня полученных знаний, умений и навыков, но и наличия либо отсутствия ошибок в письменной речи.

Конкретное содержание занятий по коррекции нарушений письменной речи определяется характером речевого дефекта школьников, программой по обучению грамоте (I класс), по русскому языку.

Форма организации – групповые занятия. Продолжительность групповых занятий – 40 минут.

4. Описание места коррекционно-развивающего курса «Пишу грамотно» в плане внеурочной деятельности

В соответствии с планом внеурочной деятельностиадаптированной основной общеобразовательной  программы начального общего образования обучающихся с ТНР муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 5.1.)на освоение коррекционного курса «Пишу грамотно» в начальной школе отводится 33 часа.

Данный  коррекционный курс по АООП НОО обучающихся с ТНР  (Вариант 5.1.) введен с 1 класса 1 час в неделю.

Класс

Количество часов

1 класс

33 ч

5. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса «Пишу грамотно»

Ценность данного курса состоит в том, что у учащихся  будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы. В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

6. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса «Пишу грамотно»

При освоении коррекционно-развивающего курса «Пишу грамотно» будут созданы условия для формирования у обучающихся с ТНР следующих личностных качеств:

1. Ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «семья».

3. Принимает  роль  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.        

4. Имеет представление о причинах успеха и неуспеха в учёбе;

5.Знает основные моральные нормы поведения.

6. Проявляет интерес к освоению русского языка.

При освоении коррекционно-развивающего курса «Пишу грамотно» будут созданы условия для формирования у обучающихся с ТНР следующих регулятивных УУД:

1. Организовывает свое рабочее место под руководством учителя.

2 . Принимает учебную задачу и следует инструкции учителя;

3. Определяет цель выполнения заданий на занятии под руководством учителя.

4. Определяет план выполнения заданий под руководством педагога-психолога.

5. Оценивает выполнение своего задания по критериям, определённым совместно с учителем илиобучающимися.

6. Осуществляет первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности.

7. Осуществляет действия по образцу и заданному правилу;

8. Принимает и понимает алгоритм выполнения заданий.

При освоении коррекционно-развивающего курса «Пишу грамотно» будут созданы условия для формирования у обучающихся с ТНР следующих познавательных УУД:

1.Ориентируетсяся в учебном материале;

2. Отвечает на простые вопросы педагога, находит нужную информацию в учебных пособиях.

3. Проводит сравнение, сериацию и классификацию предметов  по заданным критериям (основаниям).

4. Группирует предметы, объекты на основе существенных признаков.

6. Понимает знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебных пособиях;

7.Осуществляет синтез как составление целого из его частей;

8.На основе кодирования строит простейшие модели понятий.

При освоении коррекционно-развивающего курса «Пишу грамотно» будут созданы условия для формирования у обучающихся с ТНР следующих коммуникативных УУД:

1. Участвует в диалоге на занятиях при решении учебных задач;

2. Отвечает на вопросы педагога-психолога, обучающихся;

2. Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушает и понимать речь других.

4. Принимает участие в работе парами;

5. Допускает существование различных точек зрения;

6.Договаривается, приходит к общему решению.

7. Строит простые речевые высказывания.

Предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса:

Учащиеся должны знать:

·  все буквы русского алфавита, соотносить звуки с буквами, которые их обозначают; основные отличия звуков от букв, использовать в активной речи термины звук, буква;

·  правила гигиены письма и чтения;

·  наизусть три – пять стихотворений

Учащиеся должны уметь:

·  последовательно выделять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением;

·  различать гласные и согласные звуки, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие согласные звуки, правильно их называть4 использовать в активной речи термины гласный звук, согласный звук, твёрдый согласный звук, мягкий согласный звук, глухой согласный звук, звонкий согласный звук.

·  Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и, е,ё, ю, я и мягким знаком (ь);

·  Правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения; различать сходные по начертанию буквы (о – а, и – у, л –м, и – ш, п –т, н – к, д – б, г – р, г – п, Р – П, Е – З);

·  Определять и обозначать в слове ударную гласную, использовать термин ударение; делить слова на слоги, выделять предложение (заглавной буквой и точкой); использовать термин предложение; вычленять слова из предложений, состоящих из двух – пяти слов; использовать термин слово;

·  писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;

·  списывать с печатного и рукописного текста слова и предложения, опираясь на орфографическое чтение и зрительное восприятие списываемого, проверять правильность выполнения работы;

·  писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и текст, состоящий из таких слов (15 – 20 слов).

·  читать сознательно, правильно небольшие тексты (15 – 20 слов в минуту);

·  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

·  воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение, рассказывать, о чём слушали, давать простейшую оценку прочитанного (по вопросам учителя или по иллюстрациям), соблюдая соответствующую грамотность и темп высказываний;

·  употреблять слова приветствия, прощания, благодарности, выражающие просьбу.

7.Содержание коррекционно-развивающего курса«Пишу грамотно»

2021– 2022учебный год

1 класс

Обучение грамоте

Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников. Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации. Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения. Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Фонетика и графика

Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой).  Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (согласных и гласных, твёрдых и мягких). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов. Соотнесение произносительного слова со слогоударной схемой. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости- мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й1] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Слово

Слово как объект изучения, материал для анализа. Слово как единство звучания и значения. Активизация и расширение словарного запаса.

Синтаксис и пунктуация

Предложение – как единица речи. Текст. Признаки текста. Порядок слов в предложении. Простое предложение. Конструирование высказывания: речевой замысел, выбор соответствующих речевых средств, конструирование предложения и текста. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении.

8. Тематическое планирование коррекционно-развивающего «Пишу грамотно»

2021 – 2022 учебный год

1 класс

№ п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Количество часов, отводимых на освоение темы

Дата прохождения

План

Факт

Подготовительный период 4 часа

1.

Отработка    основного алгоритма штриховки. Выполняет штриховку "Утки", "Солнце". Отработка составления устного  рассказа  по картинке.

Ориентируется на странице прописи. Выполняет штриховку наклонными линиями, петлёй снизу, вверху, вертикальными линиями. Выделяет слова из речевого потока: определяет на слух слово, количество слов в предложении,

обозначает каждое слово полоской.

Выделяет предложения из речевого потока: определяет на слух границы предложения, обозначает каждое предложение полоской. Составляет рассказ по сюжетной и деформированной картинке.

1

6.09

2.

Отработка прописывания  прямой с петлёй внизу, вверху. Отработка составления устного рассказа по картинке. Игра «Угадай слово».

1

13.09

  3.

Отработка штриховки  наклонными линиями "Домик", "Ель"

1

20.09

4.

Отработка составления  рассказов по серии деформированных картинок. Отработка штриховки вертикальными линиями "Клоун", "Слон"

1

27.09

Основной   период. Фонетика и орфоэпия 17 часов

5.

Отработка написания букв А-Я. Словарик Словознайкина. Игра «Изменялки». Загадки.

Воспроизводит форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдает соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Различает написание разных букв с одинаковыми элементами;

Пишет под диктовку изученные буквы, слоги, слова.

Различает на слух написания гласных первого и второго ряда;

Называет слова на заданную букву алфавита.

Отличает гласные звуки от согласных;

Дает характеристику звукам;

Обозначает мягкость согласных звуков мягким знаком на конце и в середине слова;

Знает правила написания сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

Применяет правила написания сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

Знает алфавит;

Составляет порядок  слов по алфавиту.

1

4.10

6.

Отработка написания букв О-Ё . Словарик Словознайкина. Игра «Изменялки». Загадки.

1

11.10

7.

Отработка написания букв Э-Е. Загадки. Словарик Словознайкина.

1

18.10

8.

Отработка написания букв У-Ю. Загадки. Словарик Словознайкина.

1

25.10

9.

Отработка написания изученных букв Нн. Письмо слогов, слов.

1

8.11

10.

Отработка написания изученных букв.

1

15.11

11.

Отработка написания  букв Зз,Сс,Гг,Кк.

1

22.11

12.

Отработка написания  букв Дд,Тт.

1

29.11

13.

Отработка  написания букв Вв,Пп.

1

06.12

14.

Отработка  написания букв Жж,Шш,Чч.

1

13.12

15.

Отработка написания сочетаний ши-жи,ча-ща,чу-щу.

1

20.12

16.

Отработка  написания букв всех букв русского алфавита, списывание печатных букв.

1

27.12

17.

Отработка обозначения мягкости согласного мягким знаком на конце, в середине слова. Игра «Волшебное превращение слова».  Игра «Спрячь в середину». Словарик Словознайкина.

1

10.01

18.

Отработка различия гласных и согласных звуков. Игра «Буква затерялась».

1

17.01

19.

Отработка различия гласных и согласных звуков. Что рассказывают буквы? Игра «Кто больше?»

1

24.01

20.

Отработка порядка действия при списывании.

1

31.01

21.

Отработка знания алфавита. Игра «По первой и последней букве». Загадки.

1

14.02

Графика и орфография 3 часа

22.

Отработка правописания  сочетаний ча-ща,чу-щу

Обозначает правильно границы предложения. Дополняет предложение словом, в соответствии со смыслом предложения. Устанавливает связь слов в предложении, на основе этого восстанавливает деформированное предложение. Записывает с комментированием предложения.

 Списывает без ошибок слова и предложения с печатного и  письменного шрифта.

1

21.02

23.

Отработка написания большой  буквы в предложении. Отработка

составления

деформированного

 текста.  

1

28.02

24.

Отработка применения знаков  препинания в конце предложения.

1

5.03

Слово и предложение. Пунктуация- 6 часов

25.

Отработка умения писать слова с большой буквы в именах и фамилиях, кличках животных.
Загадки, игра.

Применяет правило написания имен собственных;

Отличает слова- предметы, слова- действия, слова-признаки;

Умеет задавать вопросы к словам: Кто?, Что?, Что делает? Какой?

Делит слова на слоги и для переноса;

Списывает печатный текст прописными буквами.

1

14.03

26.

Отработка умения отличать слова, отвечающие  на вопросы кто? и что?

1

28.03

27.

Отработка умения находить слова, обозначающие действие предметов.

1

4.04

28.

Отработка умения находить слова, обозначающие признаки предметов.

1

11.04

29.

Отработка умений: делить слово на слоги и для переноса. Отработка умения в постановке ударения.

1

18.04

30.

Отработка навыка списывания с печатного текста. Игра «Спрятанное слово».

1

25.04

Звуки и буквы- 3 часа

31.

Отработка умения обозначать гласные звуки буквами.

Выполняет фонетический анализ слов.

Пишет текст под диктовку.

1

4.05

32.

Отработка умения обозначать согласные звуки буквами.

1

16.05

33.

Отработка умения записывать текст под диктовку.

1

23.05

9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Для реализации программного содержания используются:

1.Русский язык: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2017.

2.Пишем грамотно: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2021.

3.Учусь писать без ошибок- рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2021.

4.Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения/ В.Ю. Романова, Л.В. Петленко; под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2021.

5.Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение:/ Л.Е. Журока, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова [и др.]. – М.: Вентана-Граф.

6. Тетрадь для контрольных работ. В.Ю. Романова. – М.: Вентана-Граф.

7. Интерактивные платформы, тренажеры;

8. Образовательная платформа Учи.ру

        



Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя школа №1 им Е. К. Зырянова»

 «Утверждаю»

                                                                                                                  Директор школы Зырянова Т. Н.,

                                                                                                                «______»  _____________  2021г.

                                                                                                                  __________________________

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающего курса«Пишу грамотно»

(Вариант АООП НОО 5.1.)

на 2021 – 2022 учебный год

Разработчик:

Раводина С.И.

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Обсуждена и согласована на МО                                                                                     Принята на педсовете

Протокол № ___от «____»____2021 г.                                                                                Протокол № ___ от «____» _____2021 г.

Березовка

2021г.

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (от 19 декабря 2014 г. N 1598);

адаптированной основной общеобразовательной  программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 5.1.);

требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 5.1.);

 программы формирования универсальных учебных действий АООП НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 5.1.);

авторской  программы по русскому языку для начального общего образования 1 - 4 класс / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова  курса УМК «Начальная школа XXI века», утвержденной МО РФ;

в соответствии с требованиями положения об адаптированной рабочей программе педагога (учебного предмета, коррекционно-развивающего курса), реализующего ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е.К.Зырянова»;в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ.

Программа составлена для обучающихся1 «Г» Парфеновой Екатерины, Глумова Александра, Колесниченко Елизаветы, Скадорова Матвея с учетом рекомендаций  ПМПК.

Данная программа адресована обучающимся, для которых рекомендовано обучение по АООП НОО для детей с тяжелыми нарушениями речи по варианту ФГОС 5.1.

Характеристика обучающихся:

Парфенова Екатерина

Катя овладевает навыком чтения. Изученные буквы узнает, называет правильно. Дает характеристику звукам. Различает гласные и согласные звуки. Старается написать  правильные элементы букв. Выполняет перевод печатной буквы в письменную букву. Темп письма медленный. Мелкая моторика сформирована недостаточно, поэтому быстро наступает утомляемость. Зачастую говорит о том, что дома допишу.

Глумов Александр

Саша  владеет слоговым чтением. Изученные буквы знает, называет правильно звуки букв. Дает характеристику звукам. Различает гласные и согласные звуки. Старается написать  правильные элементы букв. Выполняет перевод печатной буквы в письменную букву. Темп письма медленный. Мелкая моторика сформирована недостаточно.

Колесниченко Елизавета

Лиза  владеет навыком чтения. Чтение слоговое. Изученные буквы знает, называет правильно звуки букв. Дает характеристику звукам. Различает гласные и согласные звуки. Старается написать  правильные элементы букв. Выполняет перевод печатной буквы в письменную букву. Темп письма медленный. Мелкая моторика сформирована недостаточно.

Скадоров Матвей

Темп письма медленный. По русскому языку при написании элементов букв допускает  ошибки. Мелкая моторика сформирована недостаточно, поэтому быстронаступает утомляемость.

Обучающиеся, осваивающие АООП НОО обучающихся с ТНР имеют разный уровень подготовки, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию, но при этом есть нарушение речевого развития.Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. Фонематическая готовность обучающихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптаций. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер.  

   Испытывают затруднения в фонетике, в морфологии, синтаксисе.  В силу своих индивидуальных особенностей  необходим постоянный повтор изученного материала. Лексический запас недостаточен. Умение построить полное, развернутое предложение недостаточно сформировано.  В программу обучения включены темы разделов для реализации пробелов предметных знаний.

Условия организации деятельности для детей с ТНР по варианту ФГОС 5.1:

  1. новый материал строится и преподается предельно развернуто;
  2. практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам, таблицам, раздаточным материалом;
  3. систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;
  4. выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок;
  5. чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;
  6. составление домашнего задания в сторону малого объёма;
  7. для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика позотоническая или для глаз;
  8. систематическая работа над развитием психических процессов;
  9. материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением;
  10. увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.

Целями реализациикоррекционно-развивающего  курса   «Пишу грамотно»: оказание квалифицированной психолого – педагогической поддержки обучающимся, испытывающим затруднения в овладении программой по русскому языку, с учетом индивидуальных особенностей.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения коррекционно-развивающего  курса:

  • обеспечить усвоение обучающимися знаний, умений и навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма (максимальное внимание к развитию фонематического восприятия формированию звукового анализа и синтеза);
  • расширять кругозор школьников: уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;
  • развивать связную речь: формирование и совершенствование умения создать небольшой текст, т. е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно);
  • способствовать развитию наглядно–образного и логического мышления;
  •  развитие приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать, обобщать языковые явления;
  • изучать наиболее трудные орфографические и грамматические темы, предваряя накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями;
  • способствовать развитию наглядно–образного и логического мышления;
  • развивать приёмы умственной деятельности, необходимые для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать, обобщать языковые явления;
  • изучать наиболее трудные орфографические и грамматические темы, предваряя накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями;
  • развивать мелкую моторику.

3. Общая характеристика коррекционно-развивающего курса «Пишу грамотно»

У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).

Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.

Методологической основой для разработки программы «Пишу грамотно»  явились положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.), положения общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия); принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Р.И. Лалаева); научно-теоретические положения деятельностного подхода в обучении о необходимости формирования письма как метапредметного умения (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).

Программа основана на принципе системно-деятельностного подхода с учётом междисциплинарного комплексного подхода, поэтапного формирования умственных действий. В коррекционно-педагогической работе используются коммуникативных познавательный, преобразовательный, систематизирующий и контрольный методы. В основу системы методов положены цель и задачи коррекционно-развивающих занятий и соответствующие им виды деятельности педагога и учащихся (В. А. Онищук).

Система комплексных (групповых, подгрупповых, индивидуальных) логопедических занятий по развитию языковой способности детей построена на основе тематического планирования с использованием динамической наглядности, определённым образом сгруппированной (структурированной). В содержании лежит одновременная системная направленность на развитие всех аспектов речевой, языковой и мыслительной деятельности детей и всех психических процессов (внимание, восприятие, память, операции анализа и синтеза, классификации, обобщения, противопоставления и т. д.). Все занятия составлены по единому алгоритму, предусматривающему разные виды деятельности детей. Логопедические занятия проводятся с группой учащихся или в индивидуальной работе при организации коррекционно-педагогической работы.

Коррекционно-развевающая работа имеет свою специфику и строится на основе общих принципах:

Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка. Разностороннее и динамическое обследование ребёнка с этих позиций позволяет выявить ведущий речевой дефект и обусловленные им  недостатки психического развития. В дальнейшем, при планировании  коррекционной работы это учитывается.

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи и организации преемственной работы всех участников коррекционно-развивающего  процесса. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного  формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка. Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слова позволяет добиваться нужной чёткости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения.

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.

Выявление этой связи лежит в основе воздействия на те психологические, особенности детей, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности.

Принцип наглядности.

Принцип постепенного перехода от простого к сложному.

Принцип учёта возрастных особенностей.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

- игровые;

- наглядно – демонстрационные;

- практические;

- словесные;

Формы и средства контроля

 Тематический контроль проходит в конце каждого раздела, который направлен на обобщение полученных знаний и выявление уровня усвоения пройденного материала.

В процессе освоения содержания коррекционной работы учащимся предлагаются контрольные задания (составление рассказа по картине,  декламация речевого материала), целью которых является выявление не только уровня полученных знаний, умений и навыков, но и наличия либо отсутствия ошибок в письменной речи.

Конкретное содержание занятий по коррекции нарушений письменной речи определяется характером речевого дефекта школьников, программой по обучению грамоте (I класс), по русскому языку.

Форма организации – групповые занятия. Продолжительность групповых занятий – 40 минут.

4. Описание места коррекционно-развивающего курса «Пишу грамотно» в плане внеурочной деятельности

В соответствии с планом внеурочной деятельностиадаптированной основной общеобразовательной  программы начального общего образования обучающихся с ТНР муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 5.1.)на освоение коррекционного курса «Пишу грамотно» в начальной школе отводится 33 часа.

Данный  коррекционный курс по АООП НОО обучающихся с ТНР  (Вариант 5.1.) введен с 1 класса 1 час в неделю.

Класс

Количество часов

1 класс

33 ч

5. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса «Пишу грамотно»

Ценность данного курса состоит в том, что у учащихся  будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы. В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

6. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса «Пишу грамотно»

При освоении коррекционно-развивающего курса «Пишу грамотно» будут созданы условия для формирования у обучающихся с ТНР следующих личностных качеств:

1. Ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «семья».

3. Принимает  роль  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.        

4. Имеет представление о причинах успеха и неуспеха в учёбе;

5.Знает основные моральные нормы поведения.

6. Проявляет интерес к освоению русского языка.

При освоении коррекционно-развивающего курса «Пишу грамотно» будут созданы условия для формирования у обучающихся с ТНР следующих регулятивных УУД:

1. Организовывает свое рабочее место под руководством учителя.

2 . Принимает учебную задачу и следует инструкции учителя;

3. Определяет цель выполнения заданий на занятии под руководством учителя.

4. Определяет план выполнения заданий под руководством педагога-психолога.

5. Оценивает выполнение своего задания по критериям, определённым совместно с учителем илиобучающимися.

6. Осуществляет первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности.

7. Осуществляет действия по образцу и заданному правилу;

8. Принимает и понимает алгоритм выполнения заданий.

При освоении коррекционно-развивающего курса «Пишу грамотно» будут созданы условия для формирования у обучающихся с ТНР следующих познавательных УУД:

1.Ориентируетсяся в учебном материале;

2. Отвечает на простые вопросы педагога, находит нужную информацию в учебных пособиях.

3. Проводит сравнение, сериацию и классификацию предметов  по заданным критериям (основаниям).

4. Группирует предметы, объекты на основе существенных признаков.

6. Понимает знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебных пособиях;

7.Осуществляет синтез как составление целого из его частей;

8.На основе кодирования строит простейшие модели понятий.

При освоении коррекционно-развивающего курса «Пишу грамотно» будут созданы условия для формирования у обучающихся с ТНР следующих коммуникативных УУД:

1. Участвует в диалоге на занятиях при решении учебных задач;

2. Отвечает на вопросы педагога-психолога, обучающихся;

2. Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушает и понимать речь других.

4. Принимает участие в работе парами;

5. Допускает существование различных точек зрения;

6.Договаривается, приходит к общему решению.

7. Строит простые речевые высказывания.

Предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса:

Учащиеся должны знать:

·  все буквы русского алфавита, соотносить звуки с буквами, которые их обозначают; основные отличия звуков от букв, использовать в активной речи термины звук, буква;

·  правила гигиены письма и чтения;

·  наизусть три – пять стихотворений

Учащиеся должны уметь:

·  последовательно выделять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением;

·  различать гласные и согласные звуки, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие согласные звуки, правильно их называть4 использовать в активной речи термины гласный звук, согласный звук, твёрдый согласный звук, мягкий согласный звук, глухой согласный звук, звонкий согласный звук.

·  Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и, е,ё, ю, я и мягким знаком (ь);

·  Правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения; различать сходные по начертанию буквы (о – а, и – у, л –м, и – ш, п –т, н – к, д – б, г – р, г – п, Р – П, Е – З);

·  Определять и обозначать в слове ударную гласную, использовать термин ударение; делить слова на слоги, выделять предложение (заглавной буквой и точкой); использовать термин предложение; вычленять слова из предложений, состоящих из двух – пяти слов; использовать термин слово;

·  писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;

·  списывать с печатного и рукописного текста слова и предложения, опираясь на орфографическое чтение и зрительное восприятие списываемого, проверять правильность выполнения работы;

·  писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и текст, состоящий из таких слов (15 – 20 слов).

·  читать сознательно, правильно небольшие тексты (15 – 20 слов в минуту);

·  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

·  воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение, рассказывать, о чём слушали, давать простейшую оценку прочитанного (по вопросам учителя или по иллюстрациям), соблюдая соответствующую грамотность и темп высказываний;

·  употреблять слова приветствия, прощания, благодарности, выражающие просьбу.

7.Содержание коррекционно-развивающего курса«Пишу грамотно»

2021– 2022учебный год

1 класс

Обучение грамоте

Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников. Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации. Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения. Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Фонетика и графика

Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой).  Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (согласных и гласных, твёрдых и мягких). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов. Соотнесение произносительного слова со слогоударной схемой. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости- мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й1] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Слово

Слово как объект изучения, материал для анализа. Слово как единство звучания и значения. Активизация и расширение словарного запаса.

Синтаксис и пунктуация

Предложение – как единица речи. Текст. Признаки текста. Порядок слов в предложении. Простое предложение. Конструирование высказывания: речевой замысел, выбор соответствующих речевых средств, конструирование предложения и текста. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении.

8. Тематическое планирование коррекционно-развивающего «Пишу грамотно»

2021 – 2022 учебный год

1 класс

№ п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Количество часов, отводимых на освоение темы

Дата прохождения

План

Факт

Подготовительный период 4 часа

1.

Отработка    основного алгоритма штриховки. Выполняет штриховку "Утки", "Солнце". Отработка составления устного  рассказа  по картинке.

Ориентируется на странице прописи. Выполняет штриховку наклонными линиями, петлёй снизу, вверху, вертикальными линиями. Выделяет слова из речевого потока: определяет на слух слово, количество слов в предложении,

обозначает каждое слово полоской.

Выделяет предложения из речевого потока: определяет на слух границы предложения, обозначает каждое предложение полоской. Составляет рассказ по сюжетной и деформированной картинке.

1

6.09

2.

Отработка прописывания  прямой с петлёй внизу, вверху. Отработка составления устного рассказа по картинке. Игра «Угадай слово».

1

13.09

  3.

Отработка штриховки  наклонными линиями "Домик", "Ель"

1

20.09

4.

Отработка составления  рассказов по серии деформированных картинок. Отработка штриховки вертикальными линиями "Клоун", "Слон"

1

27.09

Основной   период. Фонетика и орфоэпия 17 часов

5.

Отработка написания букв А-Я. Словарик Словознайкина. Игра «Изменялки». Загадки.

Воспроизводит форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдает соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Различает написание разных букв с одинаковыми элементами;

Пишет под диктовку изученные буквы, слоги, слова.

Различает на слух написания гласных первого и второго ряда;

Называет слова на заданную букву алфавита.

Отличает гласные звуки от согласных;

Дает характеристику звукам;

Обозначает мягкость согласных звуков мягким знаком на конце и в середине слова;

Знает правила написания сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

Применяет правила написания сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

Знает алфавит;

Составляет порядок  слов по алфавиту.

1

4.10

6.

Отработка написания букв О-Ё . Словарик Словознайкина. Игра «Изменялки». Загадки.

1

11.10

7.

Отработка написания букв Э-Е. Загадки. Словарик Словознайкина.

1

18.10

8.

Отработка написания букв У-Ю. Загадки. Словарик Словознайкина.

1

25.10

9.

Отработка написания изученных букв Нн. Письмо слогов, слов.

1

8.11

10.

Отработка написания изученных букв.

1

15.11

11.

Отработка написания  букв Зз,Сс,Гг,Кк.

1

22.11

12.

Отработка написания  букв Дд,Тт.

1

29.11

13.

Отработка  написания букв Вв,Пп.

1

06.12

14.

Отработка  написания букв Жж,Шш,Чч.

1

13.12

15.

Отработка написания сочетаний ши-жи,ча-ща,чу-щу.

1

20.12

16.

Отработка  написания букв всех букв русского алфавита, списывание печатных букв.

1

27.12

17.

Отработка обозначения мягкости согласного мягким знаком на конце, в середине слова. Игра «Волшебное превращение слова».  Игра «Спрячь в середину». Словарик Словознайкина.

1

10.01

18.

Отработка различия гласных и согласных звуков. Игра «Буква затерялась».

1

17.01

19.

Отработка различия гласных и согласных звуков. Что рассказывают буквы? Игра «Кто больше?»

1

24.01

20.

Отработка порядка действия при списывании.

1

31.01

21.

Отработка знания алфавита. Игра «По первой и последней букве». Загадки.

1

14.02

Графика и орфография 3 часа

22.

Отработка правописания  сочетаний ча-ща,чу-щу

Обозначает правильно границы предложения. Дополняет предложение словом, в соответствии со смыслом предложения. Устанавливает связь слов в предложении, на основе этого восстанавливает деформированное предложение. Записывает с комментированием предложения.

 Списывает без ошибок слова и предложения с печатного и  письменного шрифта.

1

21.02

23.

Отработка написания большой  буквы в предложении. Отработка

составления

деформированного

 текста.  

1

28.02

24.

Отработка применения знаков  препинания в конце предложения.

1

5.03

Слово и предложение. Пунктуация- 6 часов

25.

Отработка умения писать слова с большой буквы в именах и фамилиях, кличках животных.
Загадки, игра.

Применяет правило написания имен собственных;

Отличает слова- предметы, слова- действия, слова-признаки;

Умеет задавать вопросы к словам: Кто?, Что?, Что делает? Какой?

Делит слова на слоги и для переноса;

Списывает печатный текст прописными буквами.

1

14.03

26.

Отработка умения отличать слова, отвечающие  на вопросы кто? и что?

1

28.03

27.

Отработка умения находить слова, обозначающие действие предметов.

1

4.04

28.

Отработка умения находить слова, обозначающие признаки предметов.

1

11.04

29.

Отработка умений: делить слово на слоги и для переноса. Отработка умения в постановке ударения.

1

18.04

30.

Отработка навыка списывания с печатного текста. Игра «Спрятанное слово».

1

25.04

Звуки и буквы- 3 часа

31.

Отработка умения обозначать гласные звуки буквами.

Выполняет фонетический анализ слов.

Пишет текст под диктовку.

1

4.05

32.

Отработка умения обозначать согласные звуки буквами.

1

16.05

33.

Отработка умения записывать текст под диктовку.

1

23.05

9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Для реализации программного содержания используются:

1.Русский язык: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2017.

2.Пишем грамотно: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2021.

3.Учусь писать без ошибок- рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2021.

4.Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения/ В.Ю. Романова, Л.В. Петленко; под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2021.

5.Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение:/ Л.Е. Журока, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова [и др.]. – М.: Вентана-Граф.

6. Тетрадь для контрольных работ. В.Ю. Романова. – М.: Вентана-Граф.

7. Интерактивные платформы, тренажеры;

8. Образовательная платформа Учи.ру

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа АООП НОО ЗПР (вариант 8.3) 1 класс

Данная рабочая программа представлена по всем учебным предметам для учащихся с ОВЗ (ВАРИАНТ 8.3)...

Рабочая программа АООП НОО ЗПР (вариант 8.3) 2 класс

Данная рабочая программа предназначенна для учащихся 2 класса с ОВЗ (ВАРИАНТ 8.3) и тематическое планирование по всем предметам...

Рабочая программа "ПИШУ КРАСИВО"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА«ПИШУ КРАСИВО»   Направленность: общеинтеллектуальнаяУровень: базовыйВозраст учащихся: 7 – 10 летСрок ...

Рабочая программа "Математика" 2 класс вариант 8.3

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся с РАС 2 класс...

Рабочая программа " Чтение" 2 класс вариант 8.3

Рабочая программа по предмету "Чтение" 2 класс для обучающися с РАС...