Инструментарий для выявления общего уровня мышления (готовность к школе)
учебно-методический материал
Опросник для выявления общего уровня мышления, кругозора. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oprosnik_dlya_vyyavleniya_myshleniya_krugozora.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Опросник.
Цель: Выявить общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.
Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”.
Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.
- Какое животное больше – лошадь или собака?
(лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов) - Утром мы завтракаем, а днем...
(обедаем, едим суп, мясо = 0;
ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла) - Днем светло, а ночью...
(темно = 0; неправильный ответ = -4) - Небо голубое, а трава ...
(зеленая = 0; неправильный ответ = -4) - Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
(фрукты = 1; неправильный ответ = -1) - Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
неправильный ответ = -1) - Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
(города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1) - Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
(правильно показано = 4;
показано только целый час или четверть часа = 3;
не знает часов = 0) - Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?
(щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0;
неправильный ответ = -1) - Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно
одного подобия) = 0;
на кошку без объяснения = -1
на курицу = -3)
- Почему во всех автомобилях тормоза?
(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать
столкновения и так далее = 1;
одна причина = 0;
неправильный ответ = -1)
- Чем похожи друг на друга молоток и топор?
(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно
забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3;
одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0)
- Чем похожи друг на друга кошка и белка?
(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них
4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;
одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0)
- Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;
винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2;
неправильный ответ = 0) - Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...
(спорт (физкультура) = 3;
игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2;
неправильный ответ = 0) - Какие ты знаешь транспортные средства?
(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
только три наземных транспортных средства или полный перечень с
самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства
– это то, на чем можно передвигаться = 2;
неправильный ответ = 0)
- Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
(три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто
болеет и т.д.) = 4;
одно или два различия = 2;
неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0
- Почему люди занимаются спортом?
(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были
толстыми и т.д.) = 4;
одна причина = 2;
неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
- Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то
несет ущерб вследствие этого) = 4;
он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;
неправильный ответ = 0)
- Почему на письмо нужно наклеивать марку?
(так платят за пересылку этого письма = 5;
другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2;
неправильный ответ = 0)
Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От - 1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.
Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего,
необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, через тренинговые занятия, в условиях ФГОС ДО
В материале представлена программа "Учимся быть вместе", направленная на профилактику и коррекцию психологических изменений личности ребёнка, оказание помощи в преодоление барьеров в общении. Материал...
Обследование уровня психологической готовности детей к школьному обучению. Выявление детей с ОВЗ.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый ...
«Определение уровня психологической готовности детей к обучению в школе»
laquo;Определение уровня психологической готовности детей к обучению в школе»...
комплексная работа по исследованию уровня математической готовности младших школьников
комплексная работа по исследованию уровня математической готовности младших школьников...
Статья на тему: "Педагогические условия адаптации детей с различным уровнем личностной готовности к школе"
Статья на тему: "Педагогические условия адаптации детей с различным уровнем личностной готовности к школе"...
Выступление на педсовете Тема: «Адаптационный период первоклассников. Мониторинг общей готовности к школе"
Адаптация - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе,...
«Адаптация первоклассников. Мониторинг общей готовности к школе»
Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая готовность ребёнка. Необходимо учитывать индивидуальные возрастные особ...