комплексная работа по исследованию уровня математической готовности младших школьников
методическая разработка по математике
комплексная работа по исследованию уровня математической готовности младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primer_diagnostika_matematika.docx | 931.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Алтайский государственный педагогический университет»
Институт психологии и педагогики
Кафедра теории и методики начального образования
Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование
Профиль подготовки: Начальное образование
Методический материал для комплексной работы по исследованию уровня математической готовности младших школьников
Выполнила: студентка группы 2816з
Шафоростова Регина Романовна
_______________________
(подпись)
Проверила:
Пуховец Ксения Владимировна
_______________________
(подпись)
Оценка: ________________
Дата: ___________________
Барнаул – 2020
Методический материал для комплексной работы по исследованию уровня математической готовности младших школьников
Временные представления
Задание № 1
Цель: выявить представления детей о чередовании частей суток.
Материал: картинки с изображением детей в разный отрезок суток,
Процедура проведения: детям были предложены 8 картинок с изображением деятельности детей в утренний, дневной, вечерний и ночной отрезок времени. ребенку надо было расположить картинки, в определенной последовательности начиная с утра.
Количественная характеристика:
Низкий — ребёнок допустил 6 и более ошибок. 1 балл.
Средний —расставил не правильно 3-4 картинки. 2 балла.
Высокий — ребёнок расставил все картинки правильно. 3 балла.
Задание № 2
Диагностические картинки (времена года)
Цель: выявить представления детей о временах года.
Материал: картинки с изображением природы разное время года.
Задание: Детям раздают наборы картинок. Педагог предлагает разложить картинки по порядку(например зима, весна и тд)
Количественная характеристика:
Низкий- допущено 3 ошибки.1 балл.
Средний- допущено 1-2 ошибки. 2 балла.
Высокий- выполнено без ошибок. 3 балла.
Задание № 3
Цель – дать представление о том, что 7 суток составляют неделю, закреплять названия и последовательность дней недели.
Материал: карточки с названием дней недели.
Задание: Педагог просит детей назвать дни недели в разном порядке.
(Как называется первый день недели? Как называется пятый день? И т.д.
В какие дни мама с папой не ходят на работу?)
2. Педагог называет день недели. А ребёнок должен назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будут ещё закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра.
Количественная характеристика:
Низкий — ребёнок ответил на 3-4 вопроса неправильно, не исправлялся. 1 балл.
Средний — ребёнок ответил на 2 вопрос неправильно, исправлялся самостоятельно. 2 балла.
Высокий — ребёнок ответил на все вопросы правильно. 3 балла.
Задание № 4
Цель: выявить умение детей определять последовательность событий.
Материал: картинки, в хаотичном порядке.
Задание: посмотри на картинки и скажи, что было сначала, а что потом?
Количественная характеристика:
Низкий — ребёнок называл последовательность неправильно, путая все картинки. 1 балл.
Средний — ребёнок допустил ошибки в последовательности, как растёт цветок, поменял местами 2 картинки между собой, с помощью учителя исправлялся. 2 балла.
Высокий — ребёнок правильно назвал последовательность, как растёт цветок. 3 балла.
Пространственные представления
Задание № 5
Цель: выявить умение детей определять право и лево.
Материалы: иллюстрация и цветные карандаши.
Задание:
Количественная характеристика:
Низкий — ребёнок не нашел ни одной рыбки или закрасил рыбок, плывущих направо. 1 балл.
Средний — ребёнок раскрасил 3-4 рыбки. 2 балла.
Высокий — ребёнок раскрасил всех рыбок, плывущих налево. 3 балла.
Задание № 6
Цель: выявить умение детей определять, что выше, что ниже.
Материал: иллюстрация.
Задание: Закрась красным цветом кружок рядом с самой высокой елочкой(синим – рядом с самой низкой и тд)
Количественная характеристика:
Низкий — ребёнок закрасил неправильно один кружок. 1 балл.
Средний — ребёнок неправильно раскрасил кружок, но при помощи учителя исправил ошибку. 2 балла.
Высокий — ребёнок выполнил задание верно.3 балла.
Задание № 7
Цель: выявить умения детей ориентироваться на листе бумаги, с помощью знания пространственных представлений: вверх, вниз, вправо.
Материал: листок бумаги в клетку.
Задание: сейчас мы будем рисовать узор. Возьми карандаш в руки.Я буду говорить тебе направление, а ты должен будешь вести линию, так как я буду тебе говорить. Отступи две клетки слева и поставь точку, и начинай рисовать: 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз. Продолжи рисовать узор до конца строчки.
Количественная характеристика:
Низкий — ребёнок не смог ориентироваться на листочке, неправильно выполнял, то что говорил учитель. 1 балл.
Низкий — ориентировался на листочке, допускал ошибки, пытался исправить ошибки. 2 балла.
Высокий — ребёнок выполнил всё без ошибок. 3 балла.
Геометрические представления
Задание № 8
Цель: выявить умение у детей сравнивать геометрические фигуры.
Материал: иллюстрация.
Задание: Рассмотри иллюстрации, чем похожи фигуры и чем отличаются.
Количественная характеристика:
Низкий — ребёнок не смог выполнить задание без помощи учителя.1 балл.
Средний — ребёнок назвал не все сходства и различия, помогал учитель. 2 балла.
Высокий — ребёнок назвал все сходства и различия без помощи учителя. 3 балла.
Задание № 9
Цель: выявить умения детей изображать геометрические фигуры и правильно называть их.
Материал: лист бумаги.
Задание: нарисуй на листе бумаги те геометрические фигуры, которые ты знаешь и назови их.
Количественная ха-ка:
Низкий — ребёнок рисовал неаккуратно, рисовал линии, чёрточки, круги, не называл. 1 балл.
Средний — ребёнок нарисовал 1-2 геометрические фигуры и назвал их. 2 балла.
Высокий — ребёнок аккуратно нарисовал геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и другие), назвал их правильно. 3 балла.
Задание № 10
Цель: выявить умение детей составлять рисунок (цветок) из геометрических фигур.
Материал: геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты.
Задание: с помощью геометрических фигур составь цветок.
Количественная ха-ка:
Низкий — ребёнок очень долго составлял рисунок, геометрические фигуры ставил в неправильное место, не мог справиться без помощи учителя. 1 балл.
Средний — ребёнок составил рисунок, постоянно передвигал геометрические фигуры, минимальная помощь учителя. 2 балла.
Высокий — ребёнок составил рисунок правильно, быстро. 3 балла.
Умение пересчитывать элементы множеств
Задание № 11
Цель: выявить умение у детей пересчитывать элементы множеств.
Материал: иллюстрация.
Задание: Сосчитай, сколько кружков на рисунке?
Количественная характеристика:
Низкий — ребёнок при счете называет числа не по пордку, не может назвать количество элементов множества.1 балл.
Средний — ребёнок пересчитал все кружки, но не может ответить на вопрос «Сколько?». 2 балла.
Высокий — ребёнок ответил на все вопросы правильно. 3 балла.
Задание № 11
Цель: выявить умение детей писать цифры.
Задание: напиши цифры, которые ты знаешь.
Количественная ха-ка:
Низкий — ребёнок изображал кружки, палочки, но не цифры. 1 балл.
Средний — ребёнок написал менее половины цифр. 2 балла.
Высокий — ребёнок написал более половины цифр. 3 балла.
Задание № 12
Цель: выявить умение детей ориентироваться в числовом промежутке.
Задание: Назови соседей числа 5, 8.
Количественная характеристика:
Низкий — ребёнок называл те числа которые вообще знает, но не те которые являются соседями чисел 5, 8. 1 балл.
Средний — ребёнок назвал соседей чисел, пропуская, повторяясь. 2 балла.
Высокий — ребёнок назвал всех соседей чисел верно. 3 балла.
Умение сравнивать множества по числу состоящих их элементов
Задание № 13
Цель: выявить умение у детей сравнивать множества по числу составляющих их элементов.
Задание: Учитель показывает детям: в одной руке я держу 5 треугольников, в другой 3 круга. Чего больше: треугольников или кругов?
Количественная характеристика:
Низкий — ребёнок ответил на вопрос учителя неправильно, не справился с заданием. 1 балл.
Средний — ребёнок ответил на вопрос учителя правильно, но допустил ошибку при сравнении множеств. 2 балла.
Высокий — ребёнок ответил на вопрос без ошибок. 3 балла.
Задание № 14
Цель: выявить умение у детей уравнивать множества по числу составляющих их элементов.
Материал:иллюстрация.
Задание: Как сделать так, чтобы квадратов стало столько, сколько треугольников?
(2 способа выполнения задания)
Количественная ха-ка:
Низкий — ребёнок не справился с заданием, рисовал лишние геометрические фигуры.1 балл.
Средний - ребёнок использовал один способ. 2 балла.
Высокий — ребёнок использовал два способа. 3 балла.
Задания на сформированность логических умений
Задание № 15
Цель: определить уровень сформированности умения анализировать и обобщать (анализ и обобщение), как операции логического мышления.
Материал: иллюстрация.
Процедура проведения: внимательно посмотри на картинки и определи лишний транспорт.
Количественная ха-ка:
Низкий — ребёнок самостоятельно не справился с заданием, всё помогал учитель.1 балл.
Средний — ребёнок ошибся, но при минимальной помощи учителя справился с заданием. 2 балла.
Высокий — ребёнок правильно определил, что является лишним без помощи учителя. 3 балла.
Задание № 16
Цель: исследовать знание детьми основных цветов и умение вербально их обозначать.
Материал: Цветные кубики (8 штук) основных цветов — 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых, 2 синих.
Процедура проведения: Четыре кубика разного цвета ставят перед ребенком и просят показать такой, какой находится в руках экспериментатора: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем экспериментатор просит показать: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый, зеленый, синий». Затем экспериментатор просит ребенка по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик?».
Количественная характеристика:
Низкий — ребёнок, не справился с заданием, не исправлял свои ошибки, выбирал кубики, которые ему нравились. 1 балл.
Средний — ребёнок подобрал к каждому кубику пару, ошибался, исправлялся, помогал учитель. 2 балла.
Высокий — ребёнок подобрал к каждому кубику пару правильно. 3 балла.
Задание №17
Цель: выявить умение обобщать.
Материал: иллюстрация.
Задание: сложи из двух картинок одну.
Количественная характеристика:
Низкий — ребёнок не справился с заданием. 1 балл.
Средний — ребёнок справился при помощи учителя. 2 балла.
Высокий — ребёнок правильно выполнил задание. 3 балла.
Задание № 18
Цель: выявить умение детей выполнять действие по аналогии.
Задание: продолжить узор.
Количественная характеристика:
Низкий — ребёнок не справился с заданием.1 балл.
Средний — ребёнку потребовалась помощь при работе.. 2 балла.
Высокий — ребёнок правильно продолжил узор. 3 балла.
Задание № 19
Цель: выявить способность детей к сравнению.
Материал: иллюстрация.
Задание: Найди отличия и раскрась.
Количественная характеристика:
Низкий — ребёнок не нашёл отличий.1 балл.
Средний — ребёнок нашел 2-4 отличия.. 2 балла.
Высокий — ребёнок нашел 5 отличий. 3 балла.
Уровни готовности ребенка к изучению математики:
- Высокий – 50-57 баллов
- Средний – 27-50 баллов
- Низкий – 19-26 баллов
Качественная характеристика каждого уровня:
Низкий: у ребёнка не сформированы представления о чередовании частей суток и названии их частей; не сформированы представления о последовательности дней недели, не знает названия дней недели; не может работать без учителя; не сформированы умения определять местоположения предметов относительно себя и понимание подсказок: перед, сзади, справа, слева, может работать только с учителем; у ребенка минимально сформированы умения определять расположения животных и предметов; не умеет распознавать геометрические фигуры на картинках, не знает их названия; не умеет группировать фигуры по признакам. Не знает названия фигур; не умеет пересчитывать элементы множеств и сравнивать множества по числу их элементов; у ребёнка не сформированы умения обобщать, классифицировать, действовать по аналогии; не умеет анализировать и не сформирована способность к синтезу.
Средний: у ребёнка хорошо сформированы представления о названии частей суток, частично сформированы представления о последовательности дней недели; частично сформированы умения определять местоположения предметов относительно себя, но ребёнок сам исправляется, помощь учителя минимальна; частично сформированы умения определять и показывать расположение предметов на картинке. Средний уровень умения распознавать геометрические фигуры на картинках, сам себя исправляет, минимальная помощь учителя; частично сформированы способности группировать фигуры по форме и цвету с минимально помощью учителя. Знает названия фигур; ребёнок умеет определять, что является лишним в ряду по каким-либо признакам, с минимальной помощью учителя, делая ошибки анализирует и исправляется. У ребёнка частично сформированы умения обобщать, классифицировать, действовать по аналогии; частично умеет анализировать и частично сформирована способность к синтезу.
Высокий: ребёнок имеет представления о днях недели, их последовательности и названии; сформированы представления детей определять местоположение предметов относительно себя; хорошо ориентируется со словами: перед, сзади, справа, слева; сформированы умения определять и показывать расположения предметов на картинке. Хорошо умеет распознавать геометрические фигуры на рисунке, знает их названия; хорошо сформированы умения группировать фигуры по признакам. Знает названия фигур; сформировано умение сравнивать множества по числу состоящих их элементов; умеет сравнивать, анализировать и обобщать предметы по определенным признакам; У ребёнка хорошо сформированы умения обобщать, классифицировать, действовать по аналогии; хорошо умеет анализировать и хорошо сформирована способность к синтезу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...
научно-исследовательская работа "Развитие математических способностей младших школьников во внеурочное время
- Процесс совершенствования математических знаний при реализации различных форм внеклассных занятий по математике....
«Комплексный подход к коррекции речевых недостатков у младших школьников в системе логопедической работы».
Обобщение опыта работы...
Курсовая работа Формирование математических представлений младших школьников в пропедевтический период
Курсовая работаФормирование математическихпредставлений младших школьников впропедевтический период...
Приказ об итогах региональных диагностических работ по исследованию уровня индивидуальных учебных достижений (итоговый контроль) 2018 г.
Итоги региональных диагностических работ по исследованию уровня индивидуальных учебных достижений (итоговый контроль) 2018 год....
Комплексная работа по теме «Математическая грамотность младшего школьника: особенности организации процесса обучения»
Комплексная (интегрированная) контрольная работа для учащихся 4 класса по предмету математика...
Курсовая работа по теме "Спортивный час как средство формирования готовности младших школьников к сдаче норм ГТО"
Шестернина Екатерина АлексеевнаГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»АннотацияКурсовая работа по профессиональному модулю ПМ 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление ...