«Определение уровня психологической готовности детей к обучению в школе»
опыты и эксперименты на тему

Шаехова Крестина Виталиевна

«Определение уровня психологической  готовности детей к обучению в школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_psihologii.docx45.8 КБ

Предварительный просмотр:

Определение интеллектуальной готовности детей - тест Керна-Йирасека.

 Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.

 Методика состоит из трех заданий:

 1. Срисовывание письменных букв.

 2. Срисовывание группы точек.

 3. Рисование мужской фигуры.

 1. Копирование фразы "Он ел суп"

 Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Он ел суп", написанную письменными(!)буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.

 Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши так же".

 Задание оценивается по пятибалльной шкале, причем 1 - лучшая оценка, а 5 - худшая.

 1 балл - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.

 2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.

 3 балла - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

 4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.

 5 баллов - каракули.

 2. Срисовывание группы точек

 Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм.

 Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" (показать где).

 Задание оценивается по пятибалльной шкале.

 1 балл – достаточно точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.

 2 балла - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.

 3 балла - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.

 4 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.

 5 баллов - каракули.

 3. Рисунок человека

 Инструкция: "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)". Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Во время рисования недопустимо поправлять ребенка ("ты забыл нарисовать уши"), взрослый молча наблюдает. Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

 При оценке рисунка человека учитывается:

 - наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;

 - наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;

 - способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

 Задание оценивается по пятибалльной шкале.

 1 балл - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды.

 2 балла - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

 3 балла - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

 4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречек - вот и вышел человечек".

 5 баллов - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

 Оценки выполнения каждого задания суммируются. Готовый к школе ребенок получает, как правило, от 3 до 9 баллов. Как видите, диапазон достаточно широк и поэтому не волнуйтесь, если считаете, что не можете точно поставить оценку.

 Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека позволяет получить общее представление об уровне психического развития, уровне развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

Графический диктант

Эта методика, предложенная Д.Б. Элькониным, направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Материалом служит лист бумаги в клетку с нанесенными на нем 4 точками. Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям.

Проведение теста

Давая детям инструкцию, нужно иметь перед собой ее текст, чтобы она была воспроизведенадословно. После того как детям розданы карандаши и листы (подписанные, как и при выполнении предыдущего задания), учитель дает предварительные объяснения:

«Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете линию, ждите, пока я скажу, как надо проводить следующую. Следующую линию нужно начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении; детей, вытянувших не ту руку, поправляют). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так – к двери (на доске проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провожу линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх(на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево – к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?»

После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит:

«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Проверяющему может быть удобнее диктовать, ориентируясь не на текст, а на сам узор. Образцы тренировочного и проверочных узоров приведены на рис. 3.

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы.

Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее – самостоятельно) второй проверяющий ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается; второй проверяющий следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и чтобы они начинали каждый следующий узор с нужной точки. В случае необходимости он ободряет робких детей, но никаких конкретных указаний не дает.

По окончании времени, отведенного для самостоятельного продолжения тренировочного узора, учитель говорит:

«Все, этот узор дальше рисовать не надо. Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Предоставив детям полторы-две минуты на продолжение узора, проверяющий говорит:

«Все, дальше рисовать этот узор не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора:

«Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом, так как до сих пор это направление отсутствовало). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетканалево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Оценка результатов

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются.

В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале.

Выполнение диктанта

Точное воспроизведение узора – 4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т. п. не учитываются и не снижают оценки).

Воспроизведение, содержащее ошибку в одном элементе, – 3 балла.

Воспроизведение с несколькими ошибками – 2 балла.

Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, –  1 балл.

Отсутствие сходства даже в отдельных элементах –  0 баллов.

Продолжение узора

За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале. Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за самостоятельное продолжение узора. Каждая из них колеблется в пределах от 0 до 4.

Общая оценка за выполнение диктанта выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной. Оценка, занимающая промежуточное положение или же совпадающая с максимальной или с минимальной, не учитывается. Если все три оценки одинаковые, то берется сумма только двух оценок. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8.

Общая оценка за продолжение узора аналогично выводится из трех оценок. Она также может колебаться от 0 до 8.

Итоговая оценка выполнения всего задания в целом получается сложением двух общих оценок. Она может колебаться от 0 (если ни за один узор не получено больше 0 баллов) до 16 (если во всех трех узорах получено по 4 балла как за работу под диктовку, так и за их самостоятельное продолжение). Успешность выполнения методики «Графический диктант» очень сильно зависит от того, имел ли ребенок раньше опыт фронтального обучения. У шестилетних детей, имеющих такой опыт, вполне возможны высшие оценки. В то же время ребенок, не посещавший детский сад, вполне может получить за «Графический диктант» нулевой балл.

При оценивании работы учащегося баллы за выполнение задания проставляются в работу каждого ученика, в специально отведенное место внизу каждого бланка. После проверки всех работ по данной методике результаты переносятся в таблицу.

Рис. 2 Лист для «Графического диктанта _____________________________________

                                                      Фамилия,  Имя  учащегося

место для оценки выполнения задания:

1 задание

2 задание

3 задание

Общая оценка

Итоговая  оценка

Выполнение диктанта

Продолжение узора

Образец и правило

Методика направлена на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов.

Проведение теста

Детям раздаются карандаши и задания. Каждый лист должен быть подписан (как и в предыдущих случаях). Резинками детям пользоваться не разрешается. Их просят все убрать со стола, кроме карандаша и задания. Давая детям инструкцию, нужно иметь перед собой ее текст, чтобы она была воспроизведена дословно.

Учитель, держа в руках такой же лист с заданиями, как у детей, говорит:

«У вас у всех такие же листы, как у меня. Видите, здесь были точки (проверяющий указывает пальцем на вершины треугольника, изображенного в верхней левой части листа). Для наглядности можно изобразить треугольник с точками на доске или показать большой треугольник, изображенный на отдельном листе бумаги .

Их соединили так, что получился такой рисунок (проверяющий проводит пальцем по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указываются «точки» справа от треугольника-образца). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец). Здесь есть лишние точки – вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите: точки все одинаковые или разные?»

Когда дети ответят, что точки разные, проверяющий говорит: «Правильно, они разные. Одни точки – как маленькие квадратики, другие — как маленькие треугольники, есть точки как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя соединять одинаковые точки. Нельзя соединять два кружка или два треугольника, или два квадратика. Линией можно соединять только две разные точки. Если какую-то линию вы проведете неправильно, скажите нам (имеются в виду проверяющие), мы сотрем ее резинкой[1]1. Когда нарисуете эту фигурку, рисуйте следующую. Правило остается таким же: нельзя соединять линией две одинаковые точки».

Затем детям предлагают приступить к выполнению задания. По ходу его выполнения проверяющие по просьбе детей стирают указанные ими неверно проведенные линии, следят за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, чтобы, окончив решение задачи, каждый ребенок переходил к следующей. Никакие дополнительные разъяснения детям не даются, все их действия поощряются, даже в случае совершенно неверного решения. По просьбе ребенка ему может быть индивидуально повторена инструкция. При прямом вопросе может быть объяснено, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых «точек» не запрещено правилом: единственное требование состоит в том, чтобы такие точки не были соединены линией. Пассивных детей нужно ободрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить».

ОБРАЗЕЦ И ПРАВИЛО

За каждую из 6 задач ставится оценка, которая может колебаться от 0 до 2 баллов.

В случае если соблюдено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 2 балла. Все фигуры, оцениваемые 2 баллами, приведены на рис. 9а, 9б. Если фигура не завершена (отсутствует хотя бы одна из линий), а правило не нарушено, то ставится 1 балл (за соблюдение правила). Однако, если в каком-либо задании, кроме первого и пятого (треугольники), проведено меньше трех линий, за его выполнение ставится 0 баллов.

Погрешности в проведении линий (кривые линии, «дрожащая» линия и т. п.) не снижают оценки.

Если соблюдено правило, но неправильно воспроизведен образец, тоже ставится 1 балл. Правило считается соблюденным, если имеется не менее трех линий, все линии проведены между «точками»,  имеющимися в задаче (то есть не используются точки, отсутствующие в задаче), и ни одна линия не проведена между одинаковыми точками.

Если нарушено правило, но правильно воспроизведен образец, ставится 1 балл. Все варианты, оценивающиеся как правильно воспроизводящие образец, представлены на рис. 10а и 10б). Любые другие варианты оцениваются как неправильно воспроизводящие образец.

Если в задаче нарушено правило и неправильно воспроизведен образец, то ставится 0 баллов. Нарушением правила считается проведение хотя бы одной линии между одинаковыми «точками» или использование точки, отсутствующей в задаче – например, поставленной ребенком самостоятельно (за исключением тех случаев, когда имеется лишь небольшая неточность, вызванная моторными или сенсорными трудностями).

Общий балл за выполнение задания выводится путем суммирования баллов, полученных за каждую задачу. Он может колебаться в пределах от 0 (если во всех задачах нарушено правило и неправильно воспроизведен образец) до 12 баллов (если во всех задачах соблюдено правило и правильно воспроизведен образец). Для шестилетних детей типичны оценки от 0 до 6-7 баллов.

Методика «ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

(Э.Ф. Замбацявичене)

Цель: выявление уровня развития  словесно- логического мышления.

Оцениваемое УУД:  логические универсальные учебные действия.

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники

1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого - закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и осведомленности.

Задания 1-го субтеста

«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? »

1. У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки,
пуговицы)  (80% первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ на этот вопрос).

Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ неправильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин) (86%).

3. В году ... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.) (96%).

4. Месяц зимы ...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93%).

5. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скворец) (85%).

6. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иногда) (85%).

7. Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69%).

8. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94%).

9. Время года ... (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75%).

10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз) (100%).

 2-й субтест. Классификация, способность к обобщению

«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и ответить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.

1.Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95% первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ).

2.Река, озеро, море, мост, пруд (100%).

3.Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99%).

4.Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90%).

5.Тополь, береза, орешник, липа, осина (85%).

6.Курица, петух, орел, гусь, индюк (93%).

7.Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат (90%).

8.Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91%).

9.Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90%).

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87%).

 3-й субтест. Умозаключение по аналогии

«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

1. Огурец

Гвоздика

Овощ

Сорняк, роса, садик, цветок, земля (87%)

2. Огород

Сад

Морковь 

Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка (87%)

3. Учитель

Врач

Ученик

Очки, больница, палата, больной, лекарство (67%)

4. Цветок

Птица

Ваза

Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост (66%)

5. Перчатка

Сапог

Рука

Чулки, подошва, кожа, нога, щетка (80%)

6. Темный

Мокрый

Светлый

Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный (55%)

7. Часы

Градусник

Время

Стекло, больной, кровать, температура, врач (95%)

8. Машина

Лодка

Мотор

Река, маяк, парус, волна, берег (89%)

9. Стол

Пол

Скатерть

Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди (85%)

10. Стул

Игла

Деревянный 

Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная (65%)

 

4-й субтест. Обобщение

«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих вопросов не задают.

1.Окунь, карась... (99% первоклассников дают правильный ответ)

2.Метла, лопата... (43%)

3.Лето, зима... (84%)

4.Огурец, помидор ... (97%)

5. Сирень, орешник ... (74%)

6.Шкаф, диван ... (96%)

7.Июнь, июль ... (95%)

8.День, ночь... (45%)

9.Слон, муравей ... (85%)

10.  Дерево, цветок ... (73%)

Обработка результатов

Максимальное количество баллов, которые можно набрать за решение всех четырех субтестов, - 40 (100% оценки успешности).

Оценка успешности определяется по формуле:

ОУ = X х 100% : 40,

где — сумма баллов по всем тестам.

Высокий уровень успешности — 4-й уровень — равен 32 баллам и более (80-100% ОУ).

Нормальный — 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79— 65%).

Ниже среднего — 2-й уровень — 25,5—20,0 баллов (64,9-50%).

Низкий — 1-й уровень — 19,5 и ниже (49,9% и ниже).

Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнями успешности. Для ребенка 7-8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущенностью.

Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субтесте) для первоклассников анализируется следующим образом: наивысший 4-й уровень успешности — 25—20 баллов; нормальный уровень — 19,5-17,5 балла; ниже среднего (2-й уровень) — 17,5—15 баллов; низкий (1-й уровень) — 12 баллов и ниже.

Изучение уровня воспитанности учащихся (Н.П. Капустин) 

Цель: выявить уровень воспитанности младших школьников

Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы хорошо учиться и вести себя

Критерии

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. Любознательность:

  •  мне интересно учиться

  • я люблю мечтать

  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

  • мне нравится выполнять домашние задания

  • я стремлюсь получать хорошие отметки

2. Трудолюбие:

  • я старателен в  учебе

  • я внимателен

  • я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

  • мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

  • мне нравится дежурство в школе

3.Бережное отношение к природе:

  • к земле

  •  к растениям

  • к животным

  • к природе

4. Моё отношение к школе:

  • я выполняю правила для учащихся

  • я добр в отношениях с людьми

  • я участвую в делах класса и школы

5. Красивое в моей жизни:

  • я аккуратен в делах

  • я опрятен в одежде

  • мне нравится красивое вокруг меня

  • я вежлив в отношениях с людьми

6. Как я отношусь к себе:

  • я управляю собой

  • я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

  • у меня нет вредных привычек

Оценка результатов: 5 – всегда; 4 – часто; 3 – редко; 2 – никогда; 1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл 5 - 4,5 – высокий уровень (в)

                          4,4 – 4 – хороший уровень (х)

                          3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

                          2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Задание  «Рукавички» (Г.А. Цукерман,)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания:

∙        продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

∙        умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

∙        взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

∙        взаимопомощь по ходу рисования,

∙        эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бирский филиал «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ

Кафедра педагогики и методики начального образования

Зачетное задание по психологии

«Определение уровня психологической  готовности детей к обучению в школе»

                                                                                                                               

                                                                                                                                   Выполнила:

                                                                                                           студентка 4 курса 1 группы

                                                                                                                  Факультета Педагогики

                                                                                                                                   Сахарова К.В.

                                                                                                              Классный руководитель:

                                                                                                                                  Султанова З.З.

Бирск 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

собрание с родителями будущих первокласснико "Личносто-психологическая готовность детей к обучению в школе"

Собрание с родителями будущих первоклассников проведено на базе ДОУ, с привлечением школьного психолога, воспитателя подготовительной группы и руководителя по физической подготовке. Цель собрания: обо...

КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ВОЗРАСТНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 3-4 ВИДА.

По каждому параметру речи в каждом классе определяются три уровня возрастной языковой способности учащихся. Характеристика каждого уровня обязательно прописывается и имеет цветовое отражение в таблице...

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...

Подготовка детей к обучению в школе.

Развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста. Разработка занятий....

Методика исследования уровня готовности детей к обучению в школе Л.А. Ясюковой

Методика исследования уровня готовности детей к обучению в школе  Л.А. Ясюковой...

Диагностическое занятие на определени уровня памяти детей 7 лет

цель занятия определить уровень когнетивных способностей первоклассников....