«Адаптация первоклассников. Мониторинг общей готовности к школе»
презентация к уроку (1 класс)
Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая готовность ребёнка. Необходимо учитывать индивидуальные возрастные особенности, которые проявляются в уровне обучаемости в темпе усвоения знаний, отношений к интеллектуальной деятельности и др., т.к. они могут привести к дезадаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педсовете об адаптации в 1 классе | 27.8 КБ |
Изучение марийского языка в современном уроке родного языка | 20.62 КБ |
mariy_vurgem_dene_tunemam.pptx | 998.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Бахтыбаево
муниципального района Бирский район
Республики Башкортостан
Выступление
на педагогическом совете
тема
«Адаптация первоклассников.
Мониторинг общей готовности к школе»
учитель начальных классов
Калимьянова Эльбира Михайловна
ноябрь 2023
Цель: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи: выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период; определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-х классов.
Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.
Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.
Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению:
1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.
2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Адаптация - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
По статистике половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития.
Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.
Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе.
1 Формирование адекватного поведения.
2 Установление контактов с учащимися, учителем.
3 Овладение навыками учебной деятельности.
Признаки успешной адаптации:
- Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится
в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
- Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой.
-Третий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.
Совместные усилия учителя и родителей способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Можно сделать следующий вывод: для достижения эффективности в обучении детей 6 - 7 лет необходимо формировать положительное, эмоциональное отношение к занятиям. Руководство деятельностью детей первого года обучения в школе следует осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания, с частичным применением школьных методов. Необходимо соблюдать преемственность дошкольных и школьных методов работы при формировании коллектива детей первых классов и организации их межличностного общения, организовывать деятельность младших школьников, т.к. положительно складывается на психологической адаптации детей к новым условиям, формировать способность к ролевому и личностному общению.
Необходимо учитывать индивидуальные возрастные особенности, которые проявляются в уровне обучаемости в темпе усвоения знаний, отношений к интеллектуальной деятельности и др., т.к. они могут привести к дезадаптации.
Итак, для того чтобы помочь ребёнку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, педагогам и психологам необходимо:
-Знать ребёнка.
-Настраивать учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности.
-Помогать ребёнку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.
Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребёнка к его успехам и неудачам, где ведущая роль принадлежит учителю.
Как же я строила свою работу в период адаптации:
Первоклассники способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.
В 2023-24 учебном году в 1 класс поступили 10 учеников. Из них 3 мальчика и 7 девочек. Все обучающиеся -2016 года рождения. Общие сведения о здоровье учащихся. Все первоклассники имеют 2 группу здоровья, основная физкультурная группа – 9 человек, один ученик – подготовительная группа,т.е все имеют допуск к обучению в школе.
Обучение проходит по УМК «Школа России». Учебниками, учебными пособиями и школьными принадлежностями обеспечены полностью благодаря библиотеке, родителям.
Подготовленные дети к школе – это дети, для которых школьная действительность уже с первых дней собственно учебная. Дети посещали группу кратковременного пребывания, раньше посещали детский сад, но индивидуальных занятий с логопедом не было. Четыре ребёнка с заключением ПМПК об ОВЗ. На начало обучения не все умели читать (Ванюшкин Тимур, Гордеева Анна, Иликбаева Алина, Байсарин Сулейман.
Диагностика обследования показала, что из этих детей высокий уровень готовности к школе не имеет никто, средний уровень готовности – 8 уч., низкий уровень готовности – 2 обучающихся. Это свидетельствует о том, что большая часть обучающихся нуждаются в педагогической помощи взрослого.
Есть дети с нарушением фонематического слуха, звукопроизношения 1 ученик.
(Байсарин С.)
1 ученица читает по слогам, целыми словами - 3; учимся давать на вопрос полный ответ; не все правильно держат ручку; могут печатать буквы; освоили элементы написания букв, тренируемся письмо с печатного прописными буквами.
В кабинете, в котором занимается 1 класс санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, наличие гигиенических средств, после занятий проводится влажная уборка классов, также соблюдается и питьевой режим.
Из наблюдений за первоклассниками, можно сделать некоторые выводы о поведении учеников:
-ученики 1класса не только знакомы с правилами поведения в школе, но и умеют их соблюдать;
-первоклассники знают и соблюдают школьный режим, выполняют требования учителя;
-знают правила обращения к учителю, к своим одноклассникам, правила поведения на уроке;
-хорошо ориентируются в здании школы: знают, где находится спортивный зал, библиотека, столовая.
Как учителю, предстоит ещё большая работа в оказании педагогической помощи детям, у которых адаптация ещё не закончилась. Для этой цели я, несомненно, привлекаю и родителей данных учащихся.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки на уроке проводятся динамические паузы и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математики. А также постоянно слежу за осанкой. На каждом уроке письма и математики проговариваются правила посадки: расстояние от груди до стола должно быть с кулачок, расстояние от глаз до тетради, спина прямая.
Мной был разработан план на период адаптации. На протяжении 1 и на начало 2 четверти я уделяла больше внимания индивидуальным особенностям ребенка: дети работали на уроке в присущем им темпе. Объем работы увеличивала постепенно. Не вызывала к доске учащихся, которые были не уверены в себе, стеснительных. Обращала внимание только на достоинства учащихся. Тон выдерживала спокойный, сдержанный. Использовала различные формы невербального общения (беру за руку, обнимаю, глажу по голове и т.д.). Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в них уверенность, что всё будет хорошо. Я считаю, в первом классе, на первом месте, у нас должно быть - терпение.
С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера я старалась помочь детям в успешной адаптации. Игра - важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.
Так же я применяла следующие музыкальные паузы и упражнения: психофизические упражнения и движения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности;
подвижные игры и игры, развивающие "комплекс произвольности", которые пробуждают активность ребёнка, его сообразительность, ловкость, быстроту реакции, дисциплинируют, сплачивают играющих;
игры - драматизации, упражнения для работы с детскими страхами, отрицательными эмоциональными состояниями и переживаниями, развивающие воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений.
Все указанные выше игровые методы и упражнения я использовала как во время уроков, на переменах, прогулках, так и на специально организованных занятиях.
Перемены и прогулки заполнялись подвижными играми.
Применяла тематическое рисование в сочетании с мимическими и пантомимическими упражнениями. При чередовании изобразительной деятельности с играми, тренирующими выразительные движения, происходит взаимоусиление влияния на ребёнка и той и другой деятельности, что в свою очередь ведёт к улучшению его общения со сверстниками. Сам процесс рисования способен влиять на поведение детей: они делаются спокойнее и доступнее.
Так же проводились внеклассные мероприятия для сплочения коллектива:
«День именинников»; «Праздник любимой игрушки» и др.; организовывались экскурсии в музей, в школьный сад; дети привлекались к участию во внутришкольных конкурсах: участвовали активно, с желанием изготавливали поделки из природного материала. Конечно, были и такие дети, которые игнорировали мероприятия.
В соответствии с новыми ФГОС период адаптации к школе первоклассников обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогом, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения; прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы; обучает элементарным приёмам обратной связи, развивает внимание, память, мышление, воображение; формирует классный коллектив.
С самого начала поддерживаю положительную общую самооценку ребёнка. Для этого использую правила :
-не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка);
- хвалить исполнителя, критиковать только исполнение;
- не ставить перед первоклассниками сразу более одной задачи.
В период адаптации учу первоклассников приёмам оценивания своей деятельности, предлагая ребёнку оценить разные стороны своей работы.
В начале адаптационного периода провела Диагностические исследования, в результате которых выявила что:
1. Процент детей с хорошим и высоким уровнем школьной мотивации 8 человек, что составляет 80%. Положительное отношение к школе имеет 9 учащихся или 90 %. Низкий уровень мотивации у 1 учащихся, т.е.10 % первоклассников. Негативное отношение к школе не высказал ни один ребенк ( 0 %).
2. В классе за период адаптации сложился высокий уровень эмоционально-психологического комфорта (92%).
3. Низкий уровень тревожности у 9 человек (90%); высокий уровень -1 человека (10 %), 2 человека (20%) учащихся испытывает тревогу при ответе с места, возможно потому, что ответ у доски является поощрением со стороны учителя.
С целью выявления мнения родителей об итогах АП среди родителей первоклассников было проведено анкетирование, в котором приняло участие 10 человек.
На вопрос «Приходит ли ваш ребенок уставшим из школы?» «всегда» ответили 10 % респондентов, «иногда» - 10 %, «нет» - 80 %.
Более 80 % первоклассников по собственному желанию рассказывает родителям о школьной жизни, 20 % детей делают это по просьбе родителей, детей, не делящихся с родителями впечатлениями о школе нет.
80 % родителей за адаптационный период посетили внеклассные мероприятия, которым дали в основном положительные отзывы: «интересно», «довольны», «очень понравилось», «здорово» и др.
Проанализировав результаты адаптационного периода, я выявила следующие положительные моменты:
- удобное для учащихся расписание уроков
- ступенчатый режим занятий
- родительские собрания для родителей первоклассников.
-Некоторые дети достаточно хорошо подготовлены к школьному обучению: пришли в школу читающими, хорошо знают счет в пределах 10, неплохо рисуют, активны в творческой деятельности, артистичны.
К отрицательным моментам подготовки первоклассников к школе я отнесла недостаточное развитие:
- мелкой моторики руки,
- пространственной ориентации на листе бумаги,
- развитие речи на обиходно-бытовом уровне,
- навыков самообслуживания.
В результате мониторинга результатов диагностических исследований психологического состояния учащихся, итогов анкетирования родителей и моих наблюдений было выявлено, что абсолютное большинство учащихся моего класса в течение АП обучения в школе успешно адаптировались к новой социальной среде.
Заключение
Таким образом, начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи, которые были поставлены на адаптационный период, выполнены: условия, для того, чтобы ребенок быстро и безболезненно приспособился к школьной жизни, были мной созданы.
По результатам психологического исследования мы видим, что уже в октябре ( адаптационный период ещё не закончился) 90 % учащихся благополучно адаптировались к новым условиям. Все рекомендации психолога мной выполнены.
А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.
Предварительный просмотр:
Тӱҥалтыш классыште йоча – влакым
шочмо йылме дене туныктымо ойыртем.
Книгам лудаш кӱлеш… Книга тылат ушым пуа. Книга илаш туныкта. Кажне еҥын уш уло. Мыняр шуко лудат, тунар илен мошташ тӱҥалат. Илаш моштет – незерлык уке лиеш, пиалетым муат. Илышлан эн шергакан – уш.
М. Шкетан
Салам лийже, пагалыме йолташ-влак! Тендан ончылно шогалын тыге ойлаш возеш манын шонашат тоштын омыл, конешне. Моткоч кугу тау, мутым пуымыланда.
Мый Пӱрӧ район, Кужнур кыдалаш школышто тӱҥалтыш классыште тунемше йоча – влакым туныктем. Изирак классыште пашам ышташ 1990 ийыште тӱҥалынам, ончычшым - 2 ий йоча садыште тыршалтын. Молан тыршалтын манам, 1988 ийын 1 апрелеш Аксаева (Аблеева) Клавдия Владимировна ден икымше йоча садым почна. Тылеч ондакше ялыштына сад лийынак огыл.
Тений нылымше классым туныктем. Тиде 2022-2023 тунемме ий мемнам, марий туныктышо – влакым, у книга, тунемме пособий дене чот куандарыш. Кузе от йывырте, вет ме 1990 - 2005 ийлаште савыктыме учебникла дене пашам ыштенна. Кызытеш 1 класслан да мыйын - 4 класслан «Лудшаш книга але эше толын шуын огытыл, «Марий йылме» учебник тӱҥалтыш класслан уке. Ӱшанена, вашке кондат. Уло кумылын вучена. Шочмо марий йылме ден марий литератур лудмаш урокна ий гыч ийын туныктымо шагат шагалем толеш гынат, туныкташ тӱрлӧ йӧным муаш тыршем. Темылан келшен толеш гын, моло уроклаштат марий поэзий, фольклорым, тӱрлӧ марий йӱла (пайрем але ойӧрӧ) нерген палымашым шыҥдараш жапым ойырен шогем. Тыге веле шочмо йылмым саклен коден кертына…. Молан манаш гын, тений 4 классыште 0,5 шагат лудмаш уроклан да тынарак марий йылме уроклан ойыралтын. Тетла нимогай урок деч варасе пашалан шагатым пуымо огыл.
Ме эре ойлена: «Шочмо йылмым тунемде, моло йылмым тунемаш неле лиеш». Шуко жап йоча-влак дене келшымаште шижам – шочмо йылмым ӱмыр мучко тунемат гынат, тунем шукташ пӱтынек нигузеат огеш лий. Таче мартеат тичмаш шинчымашым налын шуктымемла ок чуч. Туныктышын эн тӱҥ пашаже: икшывым шочмо йылмым йӧраташ кумылаҥдаш, чын возымо правил-влакым палдараш, марий художественный литературым лудаш тараташ, ару да чаткан возаш тыршаш кӱлешым умылтарымаште. Адакшым шке шонымашым, чон шижмашым марий йылме дене почын, умылтарен кертмашым вияҥдаш полшаш. Марла кутырен моштымаш тиде икте-весым чын умылен, икоян лийын, виян да пеҥгыде шинчымашым погымаште. Мутат уке, тиде пашам шукташ мыланна эн кугу полышым Марий Элыште савыктыме учебникна да методический полышан книга-влак полшат. Нине тунемме книгалашке моткоч поян материалым тӱрлӧ жанр гоч, марий автор-влакын пашаштым 1-4 классысе изирак ийготан йочалан пуртымо. Кушкын шогышо тукымым сай койыш-шоктышан, уш-акылан лийын кушкышт манын, воспитательный шӱлышан произведений-влакым чумыралтын. Кутырымо да литературный йылмым ойыраш «Марий калык йомак-аршаш» диск полша. Куштыжо Марий Элысе театрын артистше - влак йомакым пеш оҥай каласкалат.
Туныктышо деч мо кӱлеш? Тудо чын кутырен моштышаш, тунемшылан литературный йылмым палаш да марий шомакым верыштыже кучылт моштымаште пример лийшаш.
Шуко шинчымашым йоча ешыште, книгам лудмаш гыч пален налшаш. Кӧн кова-кочаже уло гын, марий культурылан нуно кумылаҥден кертыт. Чаманен каласаш перна, пытартыш жапыште ешыште пеш шуэн погынен, марла книгам ончычсо семын, вашталтыл да тавален лудмо койыш йомын. Адакше рвезе калык тиде саманыште кугырак тукым деч посна илаш тырша. Тыге «кугезе – уныка» кыл йоммылан кӧра тиде сомыл туныктышылан возеш. «Калык ойпого» темылам эртыме годым эре мӧҥгӧ пашалан марий калык мурым, йомакым, туштым, калык модыш-влакым, ойӧрым йодыштын возен толаш шӱдымек, ача-ава нигузеат полшен огыт керт. Калык ойпогым пеш начар палат. Урокыштат шукыж годым литературный, але олык марий шомакым йоча ок умыло. Южо марла мутын синоним укелан кӧра, умылтараш лийдыме годым, руш йылмыш кусарымек веле умылат.
Марий культурым, вургемым, йылмым палымашым, калыкнам пагален, йӧратымашым сай организоватлыме да оҥайын чоҥымо пайрем, акцийла, флешмобла гоч веле вияҥден шогаш лиеш, шонем. Шукерте огыл «Калык вургем кече» эртыш. Классыштына могай марий вургем уло, кузе да молан марий вургем вашталт толмо нерген кутырышна. Тыгай мероприятий-влак гоч марий икшыве-шамыч марий тукым нерген шуко уым умылен шогат. А ме, туныктышо-влак, нунылан умылаш полшышаш, йылмым аклаш, марий улмына дене кугешнаш таратышаш улына.
Теве тыгай сомыл мемнан, марий туныктышо – влакын. Кудыжым шукташ ямде улына.
Калимьянова Э. М.
Китиков А.Е. «Марий калыкмут мутер». — Йошкар-Ола: Марий книга издательство, 1991. — 336 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кугешнем – МЫЙ МАРИЙ УЛАМ
Китиков А.Е. «Марий калыкмут мутер ». — Йошкар-Ола: Марий книга издательство, 1991. — 336 с.
КАЛЫКМУТ. МАРИЙ – ПАШАМ Й ӦРАТЫШЕ, ПЕҤГЫДЕ, ЧЫТЫШЕ.
Пиалан , таза да куатан лийза !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика адаптации первоклассников МБОУ «Бурбаш-Сардыганская начальная школа-детский сад»
По моему мнению, выбор методик для массового исследования адаптации должен удовлетворять следующим требованиям:Измерять ключевые параметры адаптации-дезадаптацииПолученная в результате обследования ин...
Программа "Адаптация первоклассников к обучению в начальной школе"
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. В последнее время...
Система работы учителя по успешной адаптации первоклассников. Выступление на педагогическом совете школы
Успешность адаптации первоклассников к школе зависит конечно от родителей и учителя. Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться. Они любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что ш...
Адаптация первоклассников к обучению в начальной школе
Настоящая программа построена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога и ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы, ...
Работа по предупреждению возникновения явлений дезадаптаций у первоклассников. Формирование психологической готовности к школе у детей подготовительной группы
quot;Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя". Элберт Хаббарт. Одной из главных задач в работе психолога ДОУ – подготовк...
Работа по предупреждению возникновения явлений дезадаптаций у первоклассников. Формирование психологической готовности к школе у детей подготовительной группы
Одной из главных задач в работе психолога ДОУ – подготовка ребенка к поступлению в первый класс. Ведь с приходом в школу ребенок оказывается в новой, для себя, социальной ситуации. Изменяется, е...
Выступление на педсовете Тема: «Адаптационный период первоклассников. Мониторинг общей готовности к школе"
Адаптация - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе,...