Статья на тему: "Педагогические условия адаптации детей с различным уровнем личностной готовности к школе"
статья (1 класс)

Федорова Каролина Андреевна

Статья на тему: "Педагогические условия адаптации детей с различным уровнем личностной готовности к школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Педагогические условия адаптации детей с различным уровнем личностной готовности к школе»

Выполнила:

Федорова К.А.,

учитель начальных классов

2021г.

Оглавление

Введение        3

Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6 и 7 лет и анализ причин дезадаптации.        4

Физиологические аспекты адаптации        7

Личностный аспект адаптации.        8

Психологические аспекты адаптации        8

Личностная готовность как условие успешной адаптации первоклассников.        11

Интеллектуальная готовность        11

Волевая готовность        12

Эмоциональная  готовность        12

Социально - психологическая готовность        13

Личностная готовность        14

Заключение:        17

Список литературы:        18

Введение

Одним из значимых направлений развития современного образования является преемственность и непрерывность. В связи с этим встает вопрос, о готовности человека к переходу на следующую ступень образования с последующей адаптацией к новым условиям обучения, воспитания и развития. Первым и важным опытом такого перехода в жизни ребенка является переход с дошкольной ступени образования к школьному обучению.

Готовность к школе представляет собой совокупный результат дошкольного образования и выражается в нескольких аспектах: интеллектуальном, личностном, физическом/физиологическом, социальном.

Особое значение на начальном этапе обучения в школе имеет личностная готовность, которая, как известно, заключается в появлении у дошкольника «внутренней позиции школьника», в развитии самооценки, наличии учебной мотивации, положительного отношения к себе, одноклассникам и педагогам. Именно личностная готовность, по мнению ряда авторов (Архипова И.А., Безруких Н.М., Запорожец А.В., Н.В. Самоукина, Регуш Л.А. и др.) является одним из значимых факторов успешной адаптации первоклассника.

Поступление в школу – новый этап в жизни ребенка. Учеба становится обязательной, появляются новые правила и обязанности, которые необходимо соблюдать первокласснику.

Адаптация к школе это важная и серьезная проблема, так как ребенок осваивает новую социальную «роль», новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение первоклассника, меняется привычный распорядок дня. Поэтому так важно помочь ребенку на этом сложном и ответственном для него этапе успешно адаптироваться к школе.

Сегодня большинство детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. Дети имеют разный уровень готовности к школе, даже при наличии запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития, они сталкиваются с трудностями в процессе обучения. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

Учителю очень важно, чтобы первоклассник адаптировался в школьной среде, он должен знать, какие условия надо создать для ребенка, чтобы у него не возникло проблем с адаптацией.

Таким образом, от успешной адаптации зависит не только приспособление к школе, одноклассникам, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию школьника.

Проблемой готовности и адаптации к школе изучали и изучают педагоги, психологи. Такие авторы как: Волков Б.С. Костяк Т.В., Безруких М.М, Нижегородцева Н.В, Эльконин Д.Б, Овчарова Р.В. и другие.

Дальнейшая успешность ученика во многом будет зависеть от того, как он начнет учиться. Поэтому проблема адаптации первоклассников к школе не теряет своей актуальности, требуя постоянного пристального внимания.

Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6 и 7 лет и анализ причин дезадаптации.

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни каждого ребенка.

У первоклассника появляются не только новые друзья, но права и обязанности, которые необходимо выполнять. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.

Поступление в школу и начальный период обучения требуют перестроения всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период труден для детей, поступающих в школу как с 6 лет, так и с 7 лет.

Адаптация ребенка к школе происходит не сразу, а постепенно. Первокласснику необходимо привыкнуть к новой «роли» – «роли» школьника и для этого нужно время.

На смену играм приходят ежедневные учебные занятия, новый распорядок дня, к которому ребенку необходимо привыкнуть.

Школьная адаптация – это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, правилам и требованиям, которые предъявляет школа. Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную «роль» – «роль» ученика, новый вид деятельности  – учебную, а не игровую, изменяется окружение  – появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.

Очень важно помочь ребенку адаптироваться к школе и создать все условия для его успешной адаптации.  Ведь от этого будет зависть дальнейшее обучение ребенка в школе, отношение с одноклассниками и учителем.

Безруких М.М., Ефимова С.П. отмечают, что, как правило, большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «я уже ученик», готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, принять новый режим дня, распорядок занятий. Несмотря на то, что выполнять многие правила для первоклассника достаточно трудно, воспринимаются они учеником как обязательные и неизбежные.

Процесс адаптации детей к школе имеет сложную структуру, наиболее подробно остановимся на физиологической, личностной и психологической аспектах школьной адаптации.


Физиологические аспекты адаптации

Выделяют три основных этапа физиологической адаптации к школе.

Первый этап – ориентировочный (2-3 недели). На данном этапе наблюдается значительное напряжение практически всех систем организма, поэтому у ребенка отмечается низкий уровень работоспособности, ее неустойчивости, быстрая утомляемость.

Второй этап – неустойчивое приспособление (2-3 недели). Организм ребенка осуществляет поиск оптимальных реакций на различные воздействия (умственная работа по усвоению новых знаний, психологическая нагрузка общения в новом коллективе и т.д.).

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления (1-2 недели). Организм находит наиболее благоприятный вариант реагирования на учебную нагрузку. Повышается работоспособность, ребенок начинает легче справляться с умственной и физической нагрузкой в школе.

Продолжительность всех трех этапов адаптации в норме составляет 5 – 6 недель. После 5 – 6 недель наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением.

По данным Н. В. Литвиненко, большинство детей адаптируется в школе в течение первых двух месяцев обучения (56%). Меньшая группа (30%) отвечает школьным требованиям лишь к концу первого полугодия. Третья группа детей (14%) испытывает сложности адаптации в течение всего года.

Первоклассники, посещавшие детский сад, уже имеют опыт общения в коллективе, знают правила, которые устанавливает воспитатель и выполняют то, что от них требуют. Придя в школу, они начинают понимать, что им предстоит подчиняться правилам уже не воспитателя, а учителя. Детям, которые не ходили в детский сад непривычно долгое пребывание в детском коллективе, они не привыкли к дошкольному режиму. Им будет сложнее взаимодействовать в детском коллективе, принимать и выполнять правила, которые от них требуют.

Личностный аспект адаптации.

На успешность адаптации также влияет личностная готовность. Она заключается в принятии ребенком нового социального положения – положения школьника. Если у ребенка сформирована «внутренняя позиция школьника», которая проявляется в отношении ребенка к школе в целом, то есть в принятии прав и обязанностей, установленных школой. Осознавая свою новую «роль» – «роль» школьника, ребенку будет легче адаптироваться и принять правила, установленные школой. Наличие внутренней позиции говорит о том, что ребенок отказывается от дошкольно – игровой деятельности и проявляет положительное отношение к школьно – учебной деятельности. Если у ребенка сформирована «внешняя позиция школьника», которая проявляется в интересе к школе с внешней стороны (покупкой нового портфеля, школьной формы и т.д.), то это говорит о том, что принять внутреннюю позицию школьника ребенок еще не готов. Ему будет сложнее адаптироваться к школе, так как он еще не готов принять правила, установленные школой.

Психологические аспекты адаптации первоклассника связаны с принятием новой жизненной позиции и переходом к новому виду деятельности – учебной.

Учебная деятельность определяет дальнейшее психическое и личностное развитие младшего школьника.

Показателями психологической адаптации ребенка к школе являются формирование положительного поведения, благоприятного общения с учениками и учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Успешность адаптации к образовательной среде определяется комплексом психологических факторов, которые подробно изучены в исследовании Н. В. Литвиненко. Данные исследования представлены в виде таблицы.


Психологические факторы адаптации первоклассников

Факторы успешности адаптации

Факторы риска дезадаптации

Факторы дезадаптации

–эмоциональная привлекательность учителя;

–успешность социальных контактов со взрослыми и сверстниками;

–эмоциональная зрелость;

– ответственность;

– умственное развитие

–тревожность в ситуациях школьного взаимодействия;

–социальное напряжение;

 –эмоциональная реактивность;

–подверженность чувствам

–дезадаптивное поведение;

–эмоциональная непривлекательность учителя;

–не успешность социальных контактов со взрослыми и сверстниками;

–недоверие к новым людям, ситуациям;

– умственное развитие

Проблема адаптации ребенка в начальной школе связана с проблемой возникновения школьной дезадаптации – сложного социально-психологического и социально-педагогического явления, мешающей успешному освоению школьником в процессе учебной деятельности знаниями, умениями, навыками общения и взаимодействия со сверстниками и учителями.

К основным проявлениям школьной дезадаптации на начальном этапе обучения можно отнести:

  • низкую работоспособность;
  • выраженные затруднения в усвоении программы по всем предметам или по отдельным учебным дисциплинам;
  • снижение внимания (неспособность долго сосредоточиться на определенной деятельности или быстро переключаться с одного предмета на другой, отвлекаемость);
  • трудности в усвоении правил поведения в школе;
  • страх и высокую напряженность;
  • неуверенность в своих силах и способностях.

М.М. Безруких выделены основные признаки в поведении и деятельности, характеризующие напряжение процесса физиологической и социально-психологической адаптации.

Основные признаки в поведении и деятельности, характеризующие напряжение процесса адаптации (по М.М. Безруких)

Физиологическая адаптация

Социально-психологическая адаптация

1)Низкий уровень работоспособности;

2)Неустойчивость работоспособности;

3)Повышенная утомляемость;

4)Сложность концентрации внимания;

5)Низкий произвольный контроль деятельности;

6)Сложность в реализации познавательных функций (восприятия, внимания, памяти, мышления).

1)Трудности выполнения правил поведения;

2)Сложности в общении со сверстниками;

3)Сложности в общении с педагогом;

4)Трудности организации учебной деятельности;

5)Снижение учебной мотивации;

6)Повышенная тревожность.

В ряде исследований показано, что особое влияние на развитие ранней школьной дезадаптации оказывает кризис 7 лет (Л.Ф. Обухова, У.В. Ульенкова, Д.Б. Эльконин).

Основными показателями благополучной социально-психологической адаптации ребенка к школе являются формирование соответствующего поведения, положительного установления контактов с одноклассниками и учителем, овладение навыком учебной деятельности.

Как отмечает большинство авторов (Волков Б.С. Костяк Т.В., Безруких М.М, Нижегородцева Н.В, Эльконин Д.Б, Овчарова Р.В. и др.), процесс адаптации ребенка к школе зависит от ряда факторов: от уровня готовности к школьному обучению, от того, насколько грамотно учитель вводит ребенка в школьную жизнь, от семейного стиля воспитания и осознания родителями значимости переходного периода с дошкольной ступени образования на школьную.

         Личностная готовность как условие успешной адаптации первоклассников.

Готовность ребенка к школьному обучению, как известно, представляет собой результат всей его дошкольной жизни. Готовность является сложным психологическим образованием и включает в себя различные аспекты, такие как интеллектуальный, волевой, социально-психологический, личностный.

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность ребенка к школе состоит в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний. Для успешного обучения в школе ребенку нужно иметь желание узнавать новое. У детей должны быть развиты любознательность, память, речь, мышление, воображение, то есть все психические процессы.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает формирование у ребенка определенных умений, например, умения выделить учебную задачу.

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать его познавательные потребности, обеспечивать достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и давать необходимую систему знаний об окружающем мире. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать простую зависимость между причиной и следствием.

У детей должна быть развита разговорная речь. Они должны выражать свои мысли четко, передавать понятно для всех то, что слышали, что увидели на прогулке. Ребенок должен выделять из рассказа главное, передавать рассказ по определенному плану.

Важно, чтобы ребенок хотел и стремился узнать новое. Он должен уметь сосредоточить внимание на разной работе.

Готовя ребенка к школе, необходимо развивая интерес к познанию, следует воспитывать ребенка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предложения.


Волевая готовность

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Наличие волевых качеств у ребенка помогает ему на протяжении длительного времени выполнять задания на уроке, не отвлекаясь на посторонние дела, доводить дело до конца. Л.С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения.

Сначала взрослые контролирует поведение ребенка, говорят, что можно делать, а что нельзя. Ребенок, слушая родителей, выполняет их требования. Взрослея, он сам должен контролировать свое поведение и знать, как вести себя в различных ситуациях. Даже если ребенку хочется поговорить во время урока или заняться своими делами, оно должен понимать, что необходимо соблюдать определенные правила во время урока. Ребенок становится взрослым и ему приходится контролировать свое поведение самостоятельно, понимая, в каких ситуациях и как можно вести себя не только на уроках, но и в общении с одноклассниками и окружающими людьми.  

Эмоциональная готовность

Эмоциональная готовность заключается в том, что ребенок может контролировать свои эмоции, сдерживать их во время урока, при общении с одноклассниками и учителем.

Показателями эмоциональной готовности являются:

  • у ребенка проявляется эмоциональное отношение к позиции школьника;
  •  ребенок адекватно переживает процесс смены, переключения эмоций, сопровождающих учебные ситуации;
  • у ребенка сформирован определенный уровень произвольно управляемого поведения.

Эмоциональная готовность проявляется в способности ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое поведение. Ребенка можно считать эмоционально готовым к школе, если он терпелив, эмоционально сдержан, самостоятельно справляется с обидой при неудачах, эмоционально устойчив.

Начало школьной жизни расширяет восприятие окружающего мира, увеличивает опыт, приобретенный ребенком вне дома, расширяет сферу его общения. Все это связано с эмоциональным развитием младшего школьника.

Социально - психологическая готовность

Социальная готовность к обучению в школе предполагает развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Готовность ребенка к новым видам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, вызванными ситуацией школьного обучения.

Успешность адаптации ребенка к классному коллективу и общению с учителем зависит от сформированности коммуникативных умений.

Если ребенок не ходил в детский сад, и большую часть времени общался только с родителями, ему будет сложно привыкнуть к детскому коллективу, в котором установились свои правила. Ребенок не будет знать, как взаимодействовать с детьми. У таких детей возникнут трудности в общении с одноклассниками, и они могут быть не приняты детьми, это может оказать влияние на адаптацию ребенка в школе. Ребенок начнет проявлять нежелание ходить в школу. Общение и дружба с детьми является неотъемлемой частью школьной жизни. Необходимо ребенку помочь в общении со сверстниками, включить его с помощью игры или учебных ситуаций в коллектив класса.

Гораздо легче детям, которые посещали детский сад и у них уже есть опыт взаимодействия с детьми. Они смогут быстро подружиться и взаимодействовать с одноклассниками.

Важным компонентом социальной готовности является умение выслушивать других, не перебивать своих товарищей. Очень важно приучить ребенка слушать, а также выслушать до конца. Социальная готовность к школе заключается в том, чтобы ребенок знал правила поведения в школе, как необходимо общаться друг с другом. В классе могут происходить конфликты. Поэтому важно научить детей решать эти конфликтны и споры. Учить их разговаривать друг с другом, совместно искать пути их решения.

Ребенок должен уметь подчиняться правилам и интересам группы, учитывать мнения других. Школьники должны понять, что в коллективе есть свои правила, которые необходимо выполнять.

Для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, к самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослыми, как внеситуативно-личностное общение.

Взрослый становится авторитетом, образцом для подражания. Школьник должен понимать, что на уроке нельзя поговорить на посторонние темы, можно только общаться по теме урока и задавать вопросы учителю, не забывая, что надо поднимать руку, если хочешь что-то спросить или ответить на вопрос. Дети, готовые к школьному обучению, понимают правила учебного общения и осознают правила поведения на уроках.

Социальная адаптация включает в себя увеличение отношений ребенка с окружающим миром. Поэтому так важно педагогу вовлекать учащихся в активную деятельность, способствующую общению между детьми.

Личностная готовность

Личностная готовность включает готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию.

Она выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе, самооценке.

Отношение к школе проявляется в выполнении школьных правил, требований учителя, выполнении заданий в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности. Первоклассник должен осознавать, что он находится на уроке, где необходимо выполнять требования учителя и соблюдать правила. Школьник должен правильно воспринимать ситуации урока, понимать то, что учитель объясняет на уроке, его деятельность. Он не должен задать вопросы не по теме урока, которые отвлекают не только его, но и весь класс.

Личностная готовность является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «внутренней позиции школьника». В случае доминирования игрового мотива, или несформированности мотивации учения, первоклассникам будет трудно адаптироваться к школьным условиям, к коллективу и учителю, это может привести к дезадаптации. Дети обосновывают свое желание идти в школу по-разному. Кто-то ссылается на интерес к учению, знаниям, а кому-то нравятся внешние атрибуты школьной жизни (ранцы, школьные принадлежности, звонки и перемены и др.) Следовательно, важно по-разному сопровождать адаптацию первоклассников в зависимости от личностной готовности, потому что у каждого ребенка адаптация к школе проходит индивидуально. Для кого-то этот период будет относительно легким и быстрым, и ребенок почти сразу привыкнет к школьной «жизни», найдет новых друзей, будет комфортно ощущать себя в коллективе, осознавать себя в «роли» школьника, а кому-то он будет даваться тяжелее и адаптация может продлиться до конца учебного года.

Отношение к сверстникам. Ребенок должен уметь общаться со сверстниками, не создавать конфликтных ситуаций, хорошо идти на контакт. Высказывать свое мнение соглашаться или не соглашаться с мнением других.  Важным признаком того, что ребенок успешно адаптировался к школе, считается положительное взаимодействие с одноклассниками и учителем.  

Отношение к самому себе, к своим способностям. Ребенок должен правильно оценивать себя и свое поведение. Школьник должен оценивать свои способности и возможности. Завышенная самооценка у ребенка может вызвать неправильную реакцию замечания учителя. Положительное развитие перечисленных качеств личности поможет быстро адаптироваться к новым социальным условиям школы.

Чтобы ребенок успешно учился, он должен стремиться к новой школьной жизни, быть серьезным, ответственно относиться к поручениям и заданиям. Родители должны понимать, что ребенок становится взрослым, теперь главным для него становится учебная, а не игровая деятельность.

Для того чтобы понять насколько хорошо ребенок готов к школе рассматривается не только личностная готовность, но и социально – психологическая, мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная, волевая готовности, которые играют важную роль в успешной адаптации ребенка к школе

Мотивационная готовность

Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности.

Мотивационно готовым к обучению в школе можно назвать ребенка, у которого сформирована «внутренняя позиция школьника». Ребенок хочет идти в школу, школа привлекает ребенка не только общением со сверстниками, но и получением новых знаний. У школьника преобладают познавательные мотивы учения. Ребенок объясняет смысл учения и понимает, зачем надо ходить в школу.

Сформирование внутренней позиции – одна из главных составляющих мотивационной готовности к школе.

На первых этапах адаптации мотивы, с которыми ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе, то есть мотивация, и содержание учебной деятельности чаще всего не соответствуют друг другу. Поэтому процесс адаптации должен быть построен так, чтобы мотивы учения постепенно формировались и совершенствовались в процессе самой учебной деятельности, формировалась «позиция школьника».

Мотивационно неготовым к школьному обучению может быть ребенок, у которого не сформирована «внутренняя позиция школьника». У ребенка отсутствует желание ходить в школу, или ребенок ходит в школу, чтобы поиграть и пообщаться с одноклассниками. У таких школьников не сформирован мотив учебной деятельности.

Мотивационная неготовность к обучению в школе приводит к трудностям в процессе адаптации. Ребенок не осознает значимость учения, школа для него неинтересна или привлекает только внешними сторонами (перемены, игры с одноклассниками).

Мотивационная готовность к школе является условием успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника», в случае несформированности мотивов к учению ребенок очень трудно привыкает к новым условиям, к коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает школьный материал, что приводит к дезадаптации.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что готовность к школьному обучению во многом определяет успешность адаптации ребенка в школе.

Тем не менее, как отмечалось ранее, готовность не единственный фактор, определяющий то, насколько быстрым и легким будет переходный период от дошкольного детства к школьному. Большое значение имеет и деятельность педагогов по организации этого переходного периода.

Заключение: поступление в школу связано с необходимостью адаптации ребенка к изменившимся условиям жизни. Успешность адаптации детей к условиям школьной жизни зависит от учебной мотивации, положительного эмоционального состояния школьника, его отношения к школе, педагогу и одноклассникам. Важную роль в процессе адаптации к школе играют личностные особенности ученика и взаимоотношения с родителями. Ребенок должен с радостью посещать школу и чувствовать себя в ней комфортно.

Для успешной адаптации к школе важна помощь учителя. С помощью разработанных программ, по адаптации детей к школе, учитель поможет детям успешно адаптироваться и принять школьные правила, а также научиться взаимодействовать с одноклассниками. Правильно организовав работу с первоклассниками по адаптации к школе, педагог сможет быстро помочь детям привыкнуть к школьной жизни и чувствовать себя комфортно в классном коллективе.

Список литературы:

  1. Аверин В.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 64с.
  2. Адаптация учащихся: Методическая копилка// Школьный психолог. –2005. –№18
  3. Артюхова, И.С. В первом классе – без проблем/ И.С. Артюхова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32с.
  4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 240 с.
  5. Богачкина Н.А. Пора в школу! Подготовка будущего первоклассника/Н.А. Богачкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 223 с. – (Здравствуй, школа!).
  6. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – М.: Академический Проект, 2004. – 144 с. – (Руководство практического психолога).
  7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 192с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»)
  8. Ильина М.Н. Подготовка к школе/М.Н. Ильина – СПб., 2003. – 205 с.
  9. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Т.В. Костяк. – Издательский центр «Академия», 2008. – 176с.
  10. Литвиненко Н.В. Социально-психологическая адаптация школьников в критические периоды развития (индивидуально-типологический подход): монография. М.: Сфера, 2007.
  11. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256с.: ил. – (Подготовка детей к школе).
  12. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240 с.
  13. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров/ под общ. ред. А. С. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 583 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме" Педагогическая диагностика, как самоанализ деятельности учителя" ( из опыта работы)

В статье проводится анализ работы учителя по УМК "Начальная школа 21век". Рассматривается результативность работы, которая была выявлена с помощью диагностики и представлена в виде таблиц и диаграмм....

Обучение детей с различным уровнем подготовки и степенью нарушения здоровья.

Данный материал основан на опыте работы с детьми, имеющими разный уровень подготовки и степень нарушения здоровья. В нем рассказывается об использовании технологии уровневой дифференциации и включении...

Тема статьи: «Сотрудничество как главное условие успешного и конструктивного взаимодействия учащихся и учителя или школа без агрессии».

Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык такие понятия, как “гуманный подход”, “педагогика сотрудничества”, “личностно-ориентированное воспитание”. В современной парадигме образования ученик н...

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

Статья на тему: "Педагогическое сопровождение учащихся на этапе перехода из начальной в основную школу".

Статья посвящена проблеме организации педагогического сопровождения детей в период перехода их на новый этап обучения: рассматриваются понятие «педагогическое сопровождение» и условия его ...

Инструментарий для выявления общего уровня мышления (готовность к школе)

Опросник для  выявления  общего уровня мышления, кругозора. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”....