Выступление на педсовете Тема: «Адаптационный период первоклассников. Мониторинг общей готовности к школе"
статья (1 класс)

Борлыкова Галина Николаевна

Адаптация - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

По статистике половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития.

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.

Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе.

1 Формирование адекватного поведения.

2 Установление контактов с учащимися, учителем.

3 Овладение навыками учебной деятельности.

Признаки успешной адаптации:

- Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится

в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

- Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой.

-Третий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsionnyy_perio.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

Тема: «Адаптационный период первоклассников.

Мониторинг общей готовности к школе"

Цель: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи: выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный  период; определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-х классов.

Адаптация - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

По статистике половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития.

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.

Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе.

1 Формирование адекватного поведения.

2 Установление контактов с учащимися, учителем.

3 Овладение навыками учебной деятельности.

Признаки успешной адаптации:

- Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится

в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

- Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой.

-Третий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.

В  2023-24 учебном году в 1 класс поступили 3ученика –Годжуров Ц, Сурхаев Т, Цебекова К . Из них 2 мальчика и 1 девочка. Двое обучающихся -2017 года, 1 ученик 2016года. Общие сведения о здоровье учащихся .Все 3первоклассника имеют 2 группу здоровья, основная физкультурная группа – 3 человека ,т.е все имеют допуск к обучению в школе.

Обучение проходит по УМК «Школа России». Учебниками , учебными пособиями и школьными принадлежностями  обеспечены полностью благодаря библиотеке, родителям и КТК.

 Подготовленные дети к школе – это дети, для которых школьная действительность уже с первых дней собственно учебная.   Предшкольной подготовки у детей нет, не  ходили на подготовительные занятия, не посещали детский сад, не обращались к логопеду. На начало обучения все не умели читать,1 ученица знала алфавит(Цебекова К.)

Диагностика обследования показала, что из этих детей высокий уровень готовности к школе никто не имеет, средний уровень готовности – 1 уч., низкий уровень готовности – 2 обучающихся. Это свидетельствует о том, что большая часть обучающихся нуждаются в педагогической  помощи взрослого.

Есть дети с нарушением фонематического слуха, звукопроизношения 1 ученик.

(Сурхаев Т) Есть  дети у которых адаптация проходит очень медленно. Это (Сурхаев Т.,Годжуров Ц.).  Иногда мне кажется, что они даже не понимают, что хочет от них учитель. На уроках они невнимательны, задание приходится повторять не 1 раз. Плохо  ориентируются в рабочей строке,  буквы вылезают за строчку при письме. Им трудно высидеть положенное время на уроке, им хочется отвечать без поднятой руки. Они просят прощения за свои провинности и тут же забывают об этом.

1уч. читает по слогам, слова из 1 слога целыми словами; учимся давать на вопрос  полный ответ;  все правильно держат ручку; могут печатать буквы; освоили  элементы написания букв, но с трудом дается письмо с печатного прописными буквами.

В кабинете, в котором занимается 1 класс санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, наличие гигиенических средств (мыло, бумажные салфетки, полотенца), после занятий проводится влажная уборка классов, также соблюдается и питьевой режим.

 Из наблюдений за первоклассниками, можно сделать некоторые выводы о поведении учеников:

-ученики 1класса не только знакомы с правилами поведения в школе, но и умеют их соблюдать;

-первоклассники знают и  соблюдают школьный режим, выполняют требования учителя;

-знают правила обращения к учителю, к своим одноклассникам, правила поведения на уроке;

-хорошо ориентируются в здании школы: знают, где находится спортивный зал, библиотека, столовая.

Как учителю, предстоит ещё большая работа в оказании педагогической помощи детям, у которых адаптация ещё не закончилась. Для этой цели я, несомненно, привлекаю и родителей данных учащихся.

15.11.2023г.                                                Учитель:  Борлыкова Г.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

Адаптационный период первоклассника в школе.

Два года назад мои ученики были – первоклассники. Каждый учитель заинтересован в том,  чтобы адаптационный период у ребенка прошел быстро и безболезненно. Я ориентировала...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Адаптационный период первоклассников в школе

Статья раскрывает основные этапы адаптационного периода первоклассников в школе и содержит советы для родителей, следования которым может помочь юным школьникам ассимилироваться в новой среде и наслаж...

Адаптационный период первоклассников в школе

Проблемы и их решение в период адаптации детей 6-7 лет к школе...

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному.  Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...

«Адаптация первоклассников. Мониторинг общей готовности к школе»

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая готовность ребёнка. Необходимо учитывать индивидуальные возрастные особ...