Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение и развитие речи"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение и развитие речи" реализуется на уровне начального общего образования.
В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение и развитие речи» при получении начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Содержание программы построено на основе пособий:
1. Бойкина М.В. Смысловое чтение: рабочая тетрадь: 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: УчЛит, 2017.
2. Бойкина М.В. Смысловое чтение: рабочая тетрадь: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: УчЛит, 2017.
3. Бойкина М.В. Смысловое чтение: рабочая тетрадь: 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: УчЛит, 2017.
4. Бойкина М.В. Смысловое чтение: рабочая тетрадь: 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: УчЛит, 2017.
5. Бойкина М.В. Литературное чтение: тетрадь по развитию речи: 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018.
6. Бойкина М.В. Литературное чтение: тетрадь по развитию речи: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018.
7. Бойкина М.В. Литературное чтение: тетрадь по развитию речи: 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018.
8. Бойкина М.В. Литературное чтение: тетрадь по развитию речи: 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018.
9. Бойкина М.В. Литературное чтение: дневник читателя: 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2018.
10. Бойкина М.В. Литературное чтение: дневник читателя: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2018.
11. Бойкина М.В. Литературное чтение: дневник читателя: 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2018.
12. Бойкина М.В. Литературное чтение: дневник читателя: 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2018.
13. Казанцева И.В. Создаю проект: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/И.В. Казанцева, Ю.И. Архипова, Ю.И. Глаголева. – М.: Просвещение: УчЛит, 2017.
14. Казанцева И.В. Создаю проект: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/И.В. Казанцева, Ю.И. Архипова, Ю.И. Глаголева. – М.: Просвещение: УчЛит, 2019.
15. Казанцева И.В. Создаю проект: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/И.В. Казанцева, Ю.И. Архипова, Ю.И. Глаголева. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018.
16. Казанцева И.В. Создаю проект: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/И.В. Казанцева, Ю.И. Архипова, Ю.И. Глаголева. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018.
17. В родном крaю. Литературное чтение: учебно-методическое пособие / Н. Е. Скрипова, Л. А. Емельянова, С. Г. Талапова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_rp_2021.docx | 71.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП НОО
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Смысловое чтение и развитие речи»
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Смысловое чтение и развитие речи»
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение и развитие речи» при получении начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
1.1. Личностные результаты обучающихся 1–4 классов (с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)
В первом классе
у обучающегося будут сформированы:
- осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;
- владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- уважительное отношение к собственной семье, её членам, традициям;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения;
- способность эмоционально откликаться на события, происходящие в жизни родной страны, родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации);
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, посёлок, село, общеобразовательную организацию) народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;
- способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации);
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к общеобразовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе родного края.
Во втором классе
у обучающегося будут сформированы:
– основы российской гражданской идентичности;
– осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;
– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, посёлок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;
- способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации) на разных этапах его развития (средства труда, образование городов, государств, развитие культуры, просвещения, науки);
- мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
– этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
– мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
– уважение к труду людей родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации), других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных;
– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- гражданской позиции;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- понимания личной ответственности за экономное отношение к природе в целом;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
В третьем классе
у обучающегося будут сформированы:
– основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края;
– осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;
– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– установки на безопасный, здоровый образ жизни;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения;
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, посёлок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, ответственность человека за общее благополучие;
- способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации) на разных этапах его развития (средства труда, образование городов, государств, развитие культуры, просвещения, науки);
- мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
– этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
– мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
– уважение к труду людей родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации), других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных;
– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира родного края, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе в целом;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
В четвёртом классе
у выпускника будут сформированы:
– основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края;
– осознанность своей гражданской, этнической и национальной
принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;
– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– установки на безопасный, здоровый образ жизни;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения;
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, посёлок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;
- способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации), отдельные этапы развития человеческого общества (средства труда, образование городов, государств, развитие культуры, просвещений, науки);
- мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
– этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
– уважение к труду людей родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации), других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных;
– навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира родного края, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопо-знавательной мотивации учения;
- понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе в целом;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.
1.2. Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
1.2.1. Формирование универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в том числе в контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь, текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
- Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы.
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
1.2.2.Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2–3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение, характеризовать явление по его описанию, выделять общий признак группы элементов).
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте, находить аргументы, подтверждающие вывод.
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
1.2.3. Формирование ИКТкомпетентности обучающихся (метапредметные результаты)
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ, выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
- рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
- сканировать рисунки и тексты.
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флеш-карты);
- описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
- редактировать тексты, изображения, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль, использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида, следовать основным правилам оформления текста;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
- заполнять учебные базы данных.
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию, критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
- создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
- создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера, составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
- размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
- пользоваться основными средствами телекоммуникации, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Планирование деятельности, управление и организация
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно-управляемых средах (создание простейших роботов);
- определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
- планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- моделировать объекты и процессы реального мира.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы внеурочной деятельности
«Смысловое чтение и развитие речи»
Содержание программы построено на основе пособий:
Для организации занятий внеурочной деятельности используются учебные пособия:
- Бойкина М.В. Смысловое чтение: рабочая тетрадь: 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: УчЛит, 2017.
- Бойкина М.В. Смысловое чтение: рабочая тетрадь: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: УчЛит, 2017.
- Бойкина М.В. Смысловое чтение: рабочая тетрадь: 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: УчЛит, 2017.
- Бойкина М.В. Смысловое чтение: рабочая тетрадь: 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: УчЛит, 2017.
- Бойкина М.В. Литературное чтение: тетрадь по развитию речи: 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018.
- Бойкина М.В. Литературное чтение: тетрадь по развитию речи: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018.
- Бойкина М.В. Литературное чтение: тетрадь по развитию речи: 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018.
- Бойкина М.В. Литературное чтение: тетрадь по развитию речи: 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018.
- Бойкина М.В. Литературное чтение: дневник читателя: 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2018.
- Бойкина М.В. Литературное чтение: дневник читателя: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2018.
- Бойкина М.В. Литературное чтение: дневник читателя: 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2018.
- Бойкина М.В. Литературное чтение: дневник читателя: 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Бойкина, И.А. Бубнова. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2018.
- Казанцева И.В. Создаю проект: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/И.В. Казанцева, Ю.И. Архипова, Ю.И. Глаголева. – М.: Просвещение: УчЛит, 2017.
- Казанцева И.В. Создаю проект: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/И.В. Казанцева, Ю.И. Архипова, Ю.И. Глаголева. – М.: Просвещение: УчЛит, 2019.
- Казанцева И.В. Создаю проект: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/И.В. Казанцева, Ю.И. Архипова, Ю.И. Глаголева. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018.
- Казанцева И.В. Создаю проект: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/И.В. Казанцева, Ю.И. Архипова, Ю.И. Глаголева. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018.
- В родном крaю. Литературное чтение: учебно-методическое пособие / Н. Е. Скрипова, Л. А. Емельянова, С. Г. Талапова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016.
- используемые пособия включены занятия по работе со словом, с предложением, с текстом произведений различных жанров и видов.
1 класс:
- Жили – были буквы.
- Сказки, загадки, небылицы
- Апрель, апрель, звенит капель!!!
- И в шутку и всерьёз.
- Я и мои друзья.
- О братьях наших меньших.
- Оценим себя и свои достижения.
2 класс:
- Самое великое чудо на свете.
- Устное народное творчество.
- Люблю природу русскую. Осень.
- О братьях наших меньших.
- Люблю природу русскую. Зима.
- Я и мои друзья.
- Писатели – детям.
- Оценим себя и свои достижения.
3 класс:
- Устное народное творчество.
- Великие русские писатели.
- Были – небылицы.
- Поэтическая тетрадь.
- Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
- Зарубежная литература.
- Оценим себя и свои достижения.
4 класс:
- Поэтическая тетрадь.
- Литературные сказки.
- Страна Детства.
- Страна Фантазия.
- Природы и мы.
- Родина.
- Оценим себя и свои достижения.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливай. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Работа с текстом художественного или научно – познавательного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка:
- последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ;
- характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев;
- характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь;
- освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей);
- подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, виде самостоятельно сформулированного высказывания;
- самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста);
- вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, художественного текста. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные.
Формы организации: библиотечные уроки, книжные выставки, выставка иллюстраций (рисунков к произведениям), виртуальные экскурсии, конкурсы чтецов, проведение тематических классных часов, решение проектных задач, практическая работа, самостоятельная работа, мини-представление, игра, постановка мини-сценок (инсценирование ситуаций), конкурс сочинений, читательский клуб.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Смысловое чтение и развитие речи»
В основу серии занятий положен «концепт» - смысловое слово, на основе которого будет раскрываться система работы со словом, предложением, текстом.
1 Класс
Концепт | Организационная деятельность |
Книга | Учимся работать со словом. Учимся работать с предложением. Учимся работать с текстом. |
Сказка | |
Весна | |
Смех | |
Друг, дружба | |
Доброта |
2 Класс
Концепт | Организационная деятельность |
Библиотека | Учимся работать со словом. Учимся работать с предложением. Учимся работать с текстом. |
Пословица | |
Осень | |
Забота | |
Зима | |
Писатель | |
Совесть |
3 Класс
Концепт | Организационная деятельность |
Фольклор | Учимся работать со словом. Учимся работать с предложением. Учимся работать с текстом. |
Поступок | |
Мама | |
Быль | |
Слово | |
Автор |
4 класс
Концепт | Организационная деятельность |
Красота | Учимся работать со словом. Учимся работать с предложением. Учимся работать с текстом. |
Счастье | |
Детство | |
Верность | |
Родина | |
Фантазия |
1 класс
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
Жили – были буквы. | 6 | |
Сказки, загадки, небылицы. | 7 | |
Апрель, апрель, звенит капель!!! | 10 | |
И в шутку и всерьёз. | 6 | |
Я и мои друзья. | 3 | |
О братьях наших меньших. | 4 | |
Оценим себя и свои достижения. | 2 | |
итого | 38 |
2 класс
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
Самое великое чудо на свете. | 5 | |
Устное народное творчество. | 4 | |
Люблю природу русскую. Осень. | 5 | |
О братьях наших меньших. | 5 | |
Люблю природу русскую. Зима. | 5 | |
Я и мои друзья. | 6 | |
Писатели – детям. | 4 | |
Оценим себя и свои достижения. | 5 | |
итого | 39 |
3 класс
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
Устное народное творчество. | 6 | |
Великие русские писатели. | 7 | |
Были – небылицы. | 10 | |
Поэтическая тетрадь. | 6 | |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок. | 3 | |
Зарубежная литература. | 4 | |
Оценим себя и свои достижения. | 3 | |
итого | 39 |
4 класс
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
Поэтическая тетрадь. | 5 | |
Литературные сказки. | 6 | |
Страна детства. | 7 | |
Природы и мы. | 6 | |
Родина. | 4 | |
Страна Фантазия. | 6 | |
Оценим себя и свои достижения. | 5 | |
итого | 39 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Развитие речи"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа кружка рассчитана на 4 года....
Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс
Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» 3 класс
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой.Предлагаемая программа орие...
Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи " 4 класс.
Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи " 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету чтение и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 классов разработана на основании авторской программы по чтению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под ре...
Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи" (ФКГОС ИН , 1 вариант)
Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи " для обучающихся с легкой умственной отсталостью в соответствии с федеральным компонентом государственного образователного стандарта...