Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи " 4 класс.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи " 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_chtenie_i_razvitie_rechi.docx | 58.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19декабря 2014 г. №1599 и на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
Цели:
1. научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
2.повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
3. научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.
Задачи:
• Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова;
• Воспитание интереса к чтению и книге, обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Общая характеристика учебного предмета.
Уроки чтения и развития чтения имеют большое значение во всей системе учебно - воспитательной работы школы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями .
Чтение является одним из главных средств познания. Именно на уроках чтения и развития речи последовательно и систематически расширяются представления детей об окружающей действительности, обогащаются их наблюдения.
На уроках чтения и развития речи в младших классах школы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями дети получают элементарные сведения о природе и обществе, которые служат основой формирования у них материалистического мировоззрения.
Чтение и развитие речи является могучим средством общественно - политического , нравственного и эстетического воспитания.
Предмет « чтение и развитие речи» дает богатый материал для развития связной речи, обогащения словаря, воспитывает любовь к родному языку.
Уроки чтения и развития речи в младших классах – это база, на которой строится все обучение, это основа для дальнейшего развития ученика.
Уроки чтения и развития речи в младших классах для обучающихся с интеллектуальными нарушениями организуются как объяснительное чтение и ставят перед собой задачи развития у учащихся навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, сообщения первоначальных сведений о природе и обществе, а также нравственного и эстетического воспитания учащихся. Объяснительное чтение предполагает обучение умению соблюдать паузы в интонации, логическое ударение, интонацию прямой речи. Уделяется большое внимание разбору содержания текста, раскрываются и уточняются понятия, выясняется значение отдельных слов. Обращается внимание на характер и речь персонажей. При разборе содержания , объяснении незнакомых слов демонстрируются картины, предметы, муляжи, макеты, кинофильмы и другие средства наглядности.
Значительное место на уроках объяснительного чтения занимает неоднократное перечитывание текста и его частей. Обучение чтению школьников младших классов с интеллектуальными нарушениями является наиболее трудным разделом обучения языку.
Уроки чтения и развития речи проводятся по – разному во втором и третьем - четвертом классах. Рассказы в учебнике для второго класса значительно проще по языку, построению, содержанию, но даже короткие и простые рассказы учитель нередко должен делить на части, так как обучающимся второго класса бывает трудно охватить все содержание рассказа. После разбора каждой части рассказ прочитывается в целом, проводится обобщающаяся беседа по содержанию, учащиеся подводятся к пониманию основной мысли прочитанного. Перед чтением каждой новой части учитель ставит вопрос, направляющий их внимание на ее содержание и главную мысль. В третьем - четвертом классах, где учащиеся читают художественные произведения больших размеров, с более серьезным содержанием , методика работы приближена к методике работы разбора художественных произведений в начальной школе.
Наряду с художественными произведениями в круг чтения младших школьников входят и научно- популярные статьи, которые не только читаются и разбираются, но и изучаются, в результате чего учащиеся получают определенные знания и умения, полезные советы, инструкции.
После завершения работы над очередной темой проводится обобщение пройденного к каждой теме. Учитель, заранее, подбирает произведения для дополнительного внеклассного чтения. Обобщению и повторению прочитанного помогают вопросы, имеющиеся в учебнике.
В 4 классе осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведение, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа создаётся за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на происходящие в данный момент события.
В 4 классе закрепляются навыки правильного, сознательного и выразительного чтения, школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание
содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Исходя из особенностей обучающихся в рамках предмета решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
-развитие артикуляционной моторики;
-формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
-развитие высших психических функций;
-коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-развитие речи, владение техникой речи;
-расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями . Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации разноуровневого обучения, с учетом возможностей воспитанников, с использованием индивидуального и дифференцированного подхода, а также присутствие эмоционально- благоприятного климата в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные виды помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактических игр.
При реализации программы используются следующие технологии обучения:
- Технология проблемного диалога;
- Технология оценивания образовательных достижений;
- Здоровьесберегающие технологии обучения;
- Игровые технологии;
- Технологии дифференцированного и индивидуального подхода;
- Технология развития критического мышления.
Используемые типы уроков: урок-открытия нового знания, урок-исследование, урок комплексного применения общеучебных умений, актуализация общеучебных умений, урок систематизации и обобщения, комбинированный урок.
Осуществление возможной внеурочной деятельности по предмету достигается за счет участия в предметных неделях, участия в олимпиадах, предметных викторинах и конкурсах.
Основными формами и видами контроля являются:
- Текущий и тематический в форме устного, фронтального опроса, творческие задания.
- Итоговый контроль - за четверть и по итогам года.
Место учебного предмета, курса в учебном плане.
Согласно учебному плану КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» учебный предмет «Чтение и развитие речи » относится к части , формируемой участниками образовательных отношений для увеличения учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части.
Сроки изучения учебного предмета -4 года.
Кол-во часов на изучение предмета в 4 классе - 1 час в неделю.
Кол-во учебных недель -34.
Кол-во часов на изучение в 4 классе за учебный год- 34 часа.
Кол-во часов на изучение предмета на весь период обучения -135 часов.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
• Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
• Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
• Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
• Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья».
• Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
• Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо).
• Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар, строитель, швея, плотник.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
• осознанное и правильное чтение текста вслух и про себя целыми словами;
• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
• использовать знако-символические средства с помощью учителя;
• участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
• пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
Достаточный уровень:
• чтение текста вслух целыми словами с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
• чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
• определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
• чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
• пересказ текста полностью и выборочно;
• выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью реализуется в начальных (1-4) и старших (5-9) классах. Она конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в
обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Состав базовых учебных действий:
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия
рассматриваются на различных этапах обучения.
Регулятивные УД:
• Входить и выходить из учебного помещения со звонком.
• Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).
• Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
• Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место самостоятельно.
• Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.
Познавательные УД:
• Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов самостоятельно.
• Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски самостоятельно.
• Уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.
Коммуникативные УД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные УД:
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4 Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения дома, в школе, на улице и на транспорте .
Содержание учебного предмета.
Содержание чтения. Произведения устного народного творчества ( пословицы, скороговорки, загадки, потешки , заклички , песни, сказки, былины).Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения. Осознанное , правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.
Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Работа с текстом. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности , причинности и смысла читаемого . Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц , оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие устной речи. Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.
Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; название заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Тематическое планирование по предмету «Чтение и развитие речи» 4 класс
34часа в год (1ч. в неделю)
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | всего | ||
1 | «Будем делать хорошо и не будем - плохо». | 5 | 5 | |||
2 | « Листья пожелтелые по ветру летят». | 4 | 4 | |||
3 | «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно». | 3 | 3 | |||
4 | «Зимние узоры». | 4 | 1 | 5 | ||
5 | « Люби все живое». | 4 | 4 | |||
6 | « В стране чудес». | 2 | 2 | |||
7 | «В окно повеяло весною…» | 3 | 3 | |||
8 | Тема раздела: « О труде и трудолюбии». | 8 | 8 | |||
Итого: | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Система оценки достижения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит чёткие требования к системе оценки.
Система оценки достижения обучающихся с лёгкой умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП решает следующие задачи:
*закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
*ориентирует образовательный процесс на духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся;
*обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяет вести оценку предметных и личностных результатов;
*предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;
*позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Система оценки результатов опирается на следующие принципы
- Дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью.
- Динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
- Единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что обеспечивает объективность оценки результатов.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки - оценка результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) - школьный психолого – медико - педагогический консилиум, как основная форма работы участников экспертной группы. Состав консилиума включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача психиатра, педиатра).
Система оценки распространяется на личностные и предметные результаты освоения АООП и разработана в соответствии с требованиями к структуре АООП и результатам освоения адаптированной основной образовательной программы (АООП) ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
В прежних условиях обучения оценивались главным образом знания. Остальные компоненты содержания образования – умения, эмоционально – ценностные отношения – большей частью оставались вне поля оценивания. В соответствии с введением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) система оценки образовательных достижений обучающихся чётко привязывается к планируемым результатам.
При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально – ценностных отношениях к себе и окружающему миру. Понятно, что каждый педагог не оставляет без внимания как нравственные или напротив безнравственные суждения и поступки воспитанников. Оценка (но не отметка) проявляется в словесной характеристике: если нравственный поступок: ты поступил правильно, ты молодец. (Гуров С. –тушение пожара), безнравственные поступки тоже анализируются и, как правило лучше осознаются, когда с обучающимся разбирается его поступок индивидуально. (Гусак В.) В процессе оценивания обучающийся ставится в позицию нравственного выбора в той или иной ситуации.. При этом следует помнить, что такая оценка должна проходить в форме не представляющей угрозы личности и психологической безопасности ребёнка.
Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями).
Программа системы оценки также включает:
- Перечень личностных результатов, критериев оценки жизненной компетенции обучающихся;
- Перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата
Критерии | Параметры оценки | Индикаторы |
Овладение социально -бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | Сформированность социально-бытовых умений в домашних условиях | Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого |
Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений. | ||
Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно. | ||
Сформированность социально -бытовых умений в ближайшем окружении (в школе, во дворе ) | Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого | |
Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений. | ||
Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно | ||
Сформированность социально – бытовых умений в более широкой жизненной ориентации (в социуме) | Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого | |
Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений. | ||
Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно |
Критерии | Параметры оценки | Индикаторы |
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий | сформированность навыков коммуникации со взрослыми | способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми |
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | ||
способность обращаться за помощью | ||
сформированность навыков коммуникации со сверстниками | способность инициировать и поддерживать коммуникацию сверстниками | |
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | ||
способность обращаться за помощью | ||
владение средствами коммуникации | способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации | |
адекватность | способность правильно применить ритуалы | |
применения ритуалов | социального взаимодействия согласно ситуации | |
социального | ||
взаимодействия |
3) Систему бальной оценки результатов
№ | Балл | Характеристика продвижений |
1 | 0 баллов | Нет продвижения |
2 | 1 балл | Минимальное продвижение |
3 | 2 балла | Среднее продвижение |
4 | 3 балла | Значительное продвижение |
Для оценки сформированности каждого критерия можно использовать систему оценки:
0- баллов — действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1- балл — обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2- балла — обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога.
Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;
3 - балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4- балла — обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;
5 - баллов — обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.
Балльная система оценки позволяет объективно оценивать промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности БУД у обучающихся, и на этой основе осуществлять корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
4) документ, в котором отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося.
Результаты оценки личностных достижений ориентированы на динамику целостного развития ребенка. ( и могут отслеживаться через систему мониторинга, дневники наблюдений, портфолио достижений обучающихся).
Критерии оценки предметных результатов на основе индивидуального и дифференцированного подхода (оценка овладения содержания каждой образовательной области)
Оценка данной группы результатов начинается со второго полугодия 2-го класса, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса используется качественная оценка деятельности обучающегося через словесное и эмоциональное поощрение.
Ожидаемые результаты обучения на данном этапе:
*появление значимых предпосылок учебной деятельности, способность к ее осуществлению под непосредственным контролем педагога.
• развитие определенной доли самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.
Оценка достижения предметных результатов базируется на:
- принципах индивидуального подхода
- принципе дифференцированного подхода.
Балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний и ориентирована на следующие критерии:
соответствие / несоответствие усвоения научных знаний и использование их в практике (полнота и надежность знаний).
«верно» / «неверно» усвоенные предметные результаты с точки зрения достоверности, свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления.
Прочность усвоения знаний (удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные).
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Мониторинг итоговой оценки достижения планируемых результатов в реализации АООП
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» — от 51% до 65% заданий,
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Здесь мы ориентируемся на балльную систему оценки: 3, 4, 5. (1, 2 не выставляются, так как такие баллы не приемлемы в обучении детей с У/О. Каждый педагог обязан подобрать задание в соответствии с интеллектуальными возможностями обучающегося.
Специальная школа для обучающихся с ОВЗ не дает цензового образования, ее основной задачей является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Педагоги мотивируют обучающихся на ситуацию успеха, создают комфортную обстановку, сберегают психологическое здоровье детей, стимулируют и поощряют работу обучающихся независимо от степени усвоения учебного материала.
Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки.
Планируемые результаты служат нормативной базой одновременно и для различных оценочных процедур, и для определения содержания и организации образовательного процесса.
Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не допускает сравнения его с другими детьми.
Виды и формы контрольно-оценочных действий обучающихся и педагогов
Основные виды контроля:
по месту в процессе обучения:
текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;
итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;
по содержанию:
прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;
- по субъектам контрольно-оценочной деятельности:
внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).
К главным критериям, самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:
усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие образовательной программы школы, составленной на базе основных общеобразовательных программ, учитывающих особенности психофизического развития и возможности обучающихся с нарушениями развития интеллектуальной деятельности.
- сформированность УУД (умение наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу).
развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания.
№/ п | Вид КОД | Время проведения | Содержание | Формы и виды оценки |
1 | Стартовая (входная) работа | Начало сентября | Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний. | Фиксируется учителем в электронном журнале и автоматически в электронном дневнике учащегося, отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в разноуровневой шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку школьника с интеллектуальными нарушениями. |
2. | Диагноста ческая работа | Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач. | Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи. | Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку школьника с интеллектуальными нарушениями. |
3. | Контрольно- обощающий урок | Не более одного раза в месяц | Направлен, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на три уровня. | Учитель проверяет и оценивает выполненные учащимися задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения в зависимости от психофизических особенностей учащихся. |
4. | Итоговая проверочная работа | Конец апреля - май | Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на | Оценивание отдельно по уровням. Сравнение результатов входной и |
Оценке не подлежит:
- темп работы учащегося с нарушением интеллекта;
- личностные качества;
- своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.)
Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.
Конечная цель обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности
№/ п | Вид КОД | Время проведения | Содержание | Формы и виды оценки |
проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. | итоговой работы. | |||
5. | Предъявл ение (демонстр ация) достижен ий ученика за год. | Май месяц | Учитель и ученик (в зависимости от психофизического состояния и особенностей личности ребенка) демонстрирует портфолио, презентацию или др. формы. | В портфолио, презентации и др. представлены личностные достижения учащегося за учебный год. |
6 | Монитори нг «Динамик а развития личности» | 2 раза в год Сентябрь, апрель | Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей | Экспертная оценка по специально созданным оценочным листам, сравнительным анализ по графическим схемам, диаграммам. |
Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащегося
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП являются достижения в предметных грамотностях (компетентностях) и ключевых компетентностях при освоении основной образовательной программы школы, необходимых для продолжения образования.
В итоговой оценке реализации ООП выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:
результаты текущего (формативного, промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП;
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;
внеучебные достижения школьников.
Все материалы по итогам образования в школе оформляются в форме дневника.
Показатели адекватной оценки сформированных знаний у обучающихся с нарушениями развития интеллекта.
Логика и содержание проверочных и контрольных работ, итоговых учебных мероприятий складывается из разных типов заданий, чем больше верно выполненных заданий от общего объема работы, тем выше показатель надежности знаний у ребенка, что дает основание оценивать знания как удовлетворительные, хорошие, очень хорошие (отличные).
Показатель, наиболее соответствующий адекватной оценке сформированных знаний у учащихся с нарушениями в развитии интеллекта в нашей школе определяется в соответствие со следующими группами учащихся:
Первая группа (примерно 10 - 15 % учащихся) - в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоение программного материала
Вторая группа (примерно 25 - 30 % учащихся) - имеют более замедленный темп усвоения учебного материала, реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требования программы они справляются.
Третья группа (примерно 35 - 40 % учащихся) - отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, при списывание текстов и выполнении других заданий. (Как правило эти ученики обучаются по упрошенной программе по всем предметам).
Четвертая группа (примерно 10 - 15 % учащихся) - занимаются по индивидуальным программам, так как основное содержание тех или иных предметов для них не доступно. Обучение таких детей в нашей школе направлено на их социальную поддержку и осуществляется в классах со сложной структурой дефекта
Соответственно названным группам, около 45 % учащихся способны освоить базовый уровень знаний и относятся к 1 уровню освоения содержания программы, 35 % -минимально необходимый (сниженный) (2 уровень), а 20 % учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений (5 уровень).
Количественная характеристика знаний, умений, навыков определяется на основе проверочных работ по предмету. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.
Оценка «удовлетворительно» - выполнено от 35 % до 50 % заданий.
Оценка «хорошо» - выполнено от 50 % до 65 % заданий.
Оценка «очень хорошо» (отлично) - выполнено свыше 55 % заданий.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): IV класс —35—40 слов;
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
IV класс
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словаки, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений учащихся.
Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету.
В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний школьников с нарушениями развития интеллекта, мы исходим из достигнутого минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы учебную и практическую деятельность обучающихся, так как никакие нормированные стандарты и критерии не возможно с максимальной точностью «примерить» к ребенку с интеллектуальным дефектом.
Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1.Средства обучения:
2. Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2.Телевизор.
2.Рекомендуемая учебно-методическая литература:
1.Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы.М. «Просвещение» 2013 год.
2.УчебникС.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева«Чтение 4 класс »Санкт-Петербург, Просвещение 2012г.
3.Дополнительная литература:
Для учителя
- Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе». - М.,2010.
- Воронкова В. В. « Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы». — М.:, 2009.
3.ЗахароваВ.В., КрутковскаяН.Л. «Поурочные разработки по литературному чтению».
- Коренев А. Н. « Нарушения чтения и письма у детей» / А. Н. Коренев. — СПб.: Речь, 2006.
- Костромина С. Н., Л. Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению». — М.,2008.
- Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы». — М.: Просвещение, 2010.
- Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
- Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах». — М.: Просвещение, 2007.
- «Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы»: пособие для учителей / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 2007.
Для обучающихся
Учебник С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева «Чтение 4 класс »Санкт-Петербург, Просвещение 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Развитие речи для 2 класса
Программа предполагает самостоятельный подбор учителем речевого и литературного материала, творческий подход к организации занятий в целях максимального развития речевой деятельнос...
Рабочая прогамма по курсу "Развитие речи" 2 класс
Данна рабочая программа раработана для учиелей начальных классов, педагогов дополнительного образования.используется во внеурочной деятельности....
Рабочая программа "Письмо и развитие речи" 2 класс VIII вид
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Якубовской Э.В....
Рабочая программа к курсу "Развитие речи"(Умники и умницы) с 1-4 класс
Рабочая программа по русскому языку к курсу "Развитие речи"(Умники и умницы),кружок...
Рабочая программа по предмету «Развитие речи» для учащихся 1 класса
Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы ...
Рабочая программа кружка "Школа развития речи", 3 класс
Рабочая программа курса "Школа развития речи составлена к курсу Соколовой "школа развития речи. Включает в себя тематическое планирование и пояснительную записку....
Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).
Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...