Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления
рабочая программа (1 класс)

Яковлева Ирина Леонидовна

В рабочей программе  прописано содержание курса кружка  с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии,   календарно - тематическое планирование с теоретическими и практическими занятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_i_ktp_kruzhka_pochitay-ka_1klass.docx59.3 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: духовно-нравственное

Кружок: «Почитай-ка»

Начальное общее образование: 1 класс, 66 часов

   Автор - составитель программы:

                                                            Яковлева Ирина Леонидовна,

учитель начальных классов

 первая квалификационная категория

ВВЕДЕНИЕ

        Программа кружка «Почитай – ка» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной. Разработана учителем начальных классов первой квалификационной категории Яковлевой И.Л.

Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования по духовно-нравственному направлению развития личности.

Актуальность программы. Во всем мире чтение рассматривается как одна из технологий интеллектуального развития, способ обретения культуры подрастающим поколением, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Программа кружка способствует приобщению учащихся к чтению лучших образцов детской художественной литературы, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Практическая значимость программы. Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом. Содержание  занятий кружка создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности.  Способствует овладению детьми универсальными  учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).  В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Реализация программы рассчитана на один год.  Занятия проводятся 2 раза в неделю Общее кол-во часов в год - 66 часов. Из них 37 ч. внеаудиторных. На занятиях задействован книжный фонд школьной библиотеки. Занятия проводятся в форме теоретических и практических занятий.

Возраст детей, которым адресована программа – 7-8 лет.

Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит в следующих формах: наблюдение, творческие работы, итоговое диагностирование в конце учебного года, участие в школьных  конкурсах соответствующей тематики.

Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются книги и периодические издания из  библиотечного фонда, портреты детских поэтов и писателей, словари, компьютер, мультимедийное оборудование.

        

  1. Цель и задачи программы

Целью программы является -  обучение детей способности чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; обогащение чувственного опыта ребенка, его реальных представлений об окружающем мире; знакомство детей через литературу с миром человеческих отношений и нравственных ценностей.  

Задачи программы:

  • Обучающие - формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности; знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами.
  • Воспитательные – воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
  • Развивающие - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, творческой инициативы, памяти, внимания, наблюдательности, всех видов речевой деятельности.

  1. Планируемые результаты  реализации  программы

Планируемые результаты  реализации программы внеурочной деятельности кружка «Почитай – ка» в соответствии  с  требованиями  ФГОС, конкретизированные по следующим уровням:

- первый – основная функция – познавательная.

  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему.

- второй – основная функция – формирование личностного отношения: 

  • формирование потребности в систематическом чтении;
  • умение сформулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной  книге и героях;
  • овладение  правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

- третий – основная функция – деятельностная:

  • используют  разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • научатся сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • научатся находить книгу в открытом библиотечном фонде.

  1. Содержание курса кружка внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой:

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Формы проведения

Формы организации

теоретические

практические

Вводные занятия (2 ч.)

1

Вводные занятия.  

Инструктажи.

Рассказы о домашней библиотеке, о любимых книгах.

1 ч.

1 ч.

Здравствуй, книга (4 ч.)

2

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Правила пользования книгой.

 Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).  О чем расскажет обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра).

Рассказ учителя.

 Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Классификация книг по темам и жанрам  (работа в группах).

2 ч.

2 ч.

Книги о Родине и родной природе (2 ч.)

3

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-сборник). Справочный аппарат книги. Осень в произведениях поэтов и художников.

Беседа.  Рассматривание, сравнение книг, сопоставление с картинами русских художников

Слушание. Словесное рисование.

1 ч.

1 ч.

Писатели детям (4 ч.)

4

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев)

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).

Художники-иллюстраторы детских книг.

Выставка книг.

Слушание, рассматривание, и обсуждение одной из детских книг.

Инсценирование эпизодов из выбранной книги.

2, 5 ч.

1,5 ч.

Народная мудрость. Книги-сборники (4 ч.)

5

Книги-сборники малых жанров фольклора (оформление, тексты).Считалки и загадки. Потешки. Скороговорки.

Рассказ учителя:

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».  Творческая работа «Сочини загадку».

1 ч.

3 ч.

6

Страна Читалия ( 2 ч.)

Экскурсия в школьную библиотеку Правила поведения в библиотеке. Как выбирать книгу.

Беседа. Практическое занятие.

0,5 ч.

1,5 ч.

По страницам книг В. Сутеева (4 ч)

7

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура  книги-сборника. В. Сутеев «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок».

В. Сутеев — автор и художник-оформитель.  

 Беседа. Интерактивная игра «По страницам сказок В. Сутеева».

 Самостоятельная поисковая работа в группах.  Просмотр мультфильма по произведению

2 ч

2 ч.

Сказки народов мира (6 ч)

8

Книги-сборники «Русские народные сказки». Любимые сказки (викторина).  Сказки народов России и народов мира. Сказка рядышком живет.

Беседа, рассматривание книг

Викторина по русским народным сказкам. Изготовление кукол для пальчикового театра. Инсценирование эпизодов.

2 ч.

4 ч.

Книги русских писателей-сказочников (4 ч) 

9

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». «Встреча с Буратино»

Слушание и чтение, обсуждение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения

Буратино». Творческая работа «Встреча с Буратино».

Просмотр фрагментов художественного фильма

2 ч.

2 ч.

Детские писатели (6 ч) 

10

Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.  К. Чуковский детям.

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.

Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.

Слушание.

Самостоятельное чтение. Составление устной аннотации к произведению.

Пересказ.

 Лепка из пластилина героев произведений Е. Чарушина

3 ч.

3 ч.

Сказки зарубежных писателей (6 ч) 

10

Книги сказок Ш.         Перро. Книга Ш. Перро  «Красная шапочка» в разных изданиях.

 Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

Д. Биссет «Кузнечик Денди». Интерактивная викторина «По страницам любимых сказок». 

Беседа. Слушание и чтение отдельных историй.

Инсценирование отдельных –эпизодов.

Составление рассказа о герое книги.

3,5 ч.

2,5 ч.

Страна Читалия (3 ч)

Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

Праздник.

3 ч.

Книги-сборники стихотворений для детей (4 ч) 

11

Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.

«Кто быстрее найдёт произведение в книге?».        

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию.

Игра-конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».  Литературная игра «Послушай и назови». 

1,5 ч.

2,5 ч.

Дети — герои книг (6 ч)

12

Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»;

Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», «Совесть». Е. Пермяк «Первая рыбка». Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины  рассказы»).

Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков  «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). 

Рисование на тему: Парад героев сказок.

 Чтение и слушание произведений.

Игра «Диалоги героев». Конкурс юмористических стихов.

2,5 ч.

3,5 ч.

Книги о животных (4 ч) 

13

Книги-сборники о животных.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»        

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» .Час читателя.

«Мой маленький друг».

 Слушание, рассматривание; обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.

Самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов.  Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг». 

1,5 ч.

2,5 ч.

14

Произведения о Великой Отечественной войне (3 ч.)

Леонид Пантелеев Книга- сборник «Рассказы о войне для детей»

Рассматривание книги –сборника. Определение темы. Слушание и обсуждение.

Изготовление открытки  ко Дню Победы

2 ч.

1 ч.

Итоговые занятия (2 ч.)

15

Итоговое диагностирование.

«По книжным морям»

 Диагностирование; игра-путешествие.

 Рекомендации на лето.

1 ч.

1 ч.

  1. Список литературы

Используемая для  разработки программы и организации образовательного процесса:

  1. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: ― М.: Просвещение, 2011.
  2. Н.Ф. Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы

М.: Вентана-Граф, 2011.

  1. Электронный словарь-  справочник по литературному чтению: 1 -4 классы «Книгочей»  -

М.: Вентана-Граф, 2011.

  1. Царева И.Ю., Евсеева И.М.  Рабочая программа по внеурочной деятельности« Я читатель»
  2. КМ-школа - образовательная среда для комплексной информатизации школы. - Режим доступа : http://www.km-school.ru        

Рекомендуемая для детей и родителей:

  1. Сборник  внеклассное чтение «Полная библиотека». 1 класс. Издательство: Омега-пресс, 2018 г.

Календарно – тематическое   планирование кружка  «Почитай – ка» 1 класс

занятия

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

Форма

проведения

план

факт

теория

практика

Вводные занятия 2 ч.

1

04.09.

 Вводное занятие. Инструктаж.

1

1

2.

04.09.

Мои первые книжки

1

1

Здравствуй, книга 4 ч.

3.

11.09

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги.

1

0,5

0,5

4.

11.09

Правила работы с книгой

1

0,5

0,5

5.

18.09

Книга-произведение.

1

0,5

0,5

6.

18.09

О чем расскажет обложка книги?

1

0,5

0,5

Книги о Родине и родной природе 2 ч.

7.

25.09

Книга – сборник. Справочный аппарат книги.

1

1

8.

25.09

Осень в произведениях поэтов и художников.

1

1

Писатели детям 4 ч.

9.

02.10

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).

1

0,5

0,5

10.

02.10

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев)

1

0,5

0,5

11.

09.10

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Дружинина, С. Степанов).

1

0,5

0,5

12.

09.10

Художники-иллюстраторы детских книг.

1

1

Народная мудрость. Книги - сборники 4 ч.

13.

16.10

Книги-сборники малых жанров фольклора

1

1

14.

16.10

Считалки и загадки

1

1

15.

23.10

Потешки.

1

1

16.

23.10

Скороговорки

1

1

        Страна Читалия  2 ч.

17.

30.10

Экскурсия в школьную библиотеку.

1

1

18.

30.10

Как выбирать книгу.

1

По страницам книг В. Сутеева 4 ч.

19.

13.11

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура  книги-сборника.

1

1

20.

13.11

В. Сутеев «Палочка- выручалочка»

1

1

21.

20.11

В. Сутеев  «Мешок яблок»

1

1

22.

20.11

В. Сутеев — автор и художник-оформитель.  

1

1

Сказки народов мира 6 ч.

23.

27.11

Книги-сборники «Русские народные сказки».

1

1

24.

27.11

Викторина по русским народным сказкам.

1

1

25.

04.12

Сказки народов России.

1

0,5

0,5

26.

04.12

Сказки народов Мира.

1

0,5

0,5

27.

11.12

Сказка рядышком живет.

1

1

28.

11.12

Сказка рядышком живет.

1

1

Книги русских писателей-сказочников 4 ч

29.

18.12

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».  

1

1

30.

18.12

Слушание историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

1

1

31.

25.12

«Встреча с Буратино»

1

1

32.

25.12

«Встреча с Буратино»

1

1

Детские писатели 6 ч.

33.

15.01

Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.  

1

0,5

0,5

34.

15.01

К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

1

1

35.

22.01

Книги Е. Чарушина для детей.

1

0,5

0,5

36.

22.01

Герои книг Е. Чарушина.

1

1

37.

29.01

Произведения детских  писателей на страницах журналов.

1

0,5

0,5

38.

29.01

Произведения детских  писателей на страницах журналов.

1

0,5

0,5

Сказки зарубежных писателей 6 ч

39.

05.02

Книги         сказок Ш.         Перро. Книга         Ш.         Перро  «Красная шапочка» в разных изданиях

1

0,5

0,5

40.

05.02

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

1

1

41.

12.02

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

1

0,5

0,5

42.

12.02

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

1

0,5

0,5

43.

26.02

Д. Биссет «Кузнечик Денди»

1

1

44.

26.02

Интерактивная викторина «По станицам любимых сказок»

1

1

Страна Читалия – 3ч

45-47

04. 03

Экскурсия в городскую детскую библиотеку

Книги-сборники стихотворений для детей 4 ч.

48.

11.03

Книга-сборник произведений  А. Барто.

1

0,5

0,5

49.

11.03

Книга-сборник произведений  В. Берестова,

1

0,5

0,5

50.

18.03

Книга-сборник произведений  С. Михалкова.

1

0,5

0.5

51.

18.03

«Кто быстрее найдёт произведение в книге?».

1

1

Дети — герои книг 6 ч.

52.

01.04

Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка

1

1

53.

01.04

Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», «Совесть»,

1

0,5

0,5

54.

08.04

Дети — герои рассказов Е. Пермяк «Первая рыбка»,

1

0,5

0,5

55.

08.04

Дети — герои рассказов. Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины  рассказы»).

1

0,5

0,5

56.

15.04

Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков  «Фома».

1

0,5

0,5

57.

15.04

Дети — герои стихотворений Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»).

1

0,5

0,5

Книги о животных 4 ч.

58.

22.04

Книги-сборники о животных.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

0,5

0,5

59.

22.04

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка». Книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных»

1

1

60.

29.04

Час читателя. Самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов

1

1

61.

29.04

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

1

1

Произведения о Великой Отечественной войне 3 ч.

62.

06.05

Леонид Пантелеев Книга- сборник «Рассказы о войне для детей»

1

1

63.

13.05

Леонид Пантелеев Книга- сборник «Рассказы о войне для детей»

1

1

64.

06.05

Изготовление открытки  ко Дню Победы

1

1

Итоговые занятия 2 ч.

65

20.05

Итоговое диагностирование

1

1

66

20.05

Викторина «По страницам любимых книг»

1

1

Итого:

66

29

37

Корректировка дат проведения занятий по календарно – тематическому планированию:

Тема занятия

Кол- во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Примечания

Составила: _____________/ Яковлева И.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование учебного курса по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК «Школа России»

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК "Школа России"...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе "Школа 2000..." автора Петерсон Л.Г.

В данном материале представлена рабочая программа по математике и календарно тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе "Школа 2000..." автора Петерсон Л.Г., 5 часов в неделю ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе

Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления. 2 класс

В рабочей программе  прописано содержание курса кружка  с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии,   календарно - тематическое планирование с теоретически...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления. 3 класс

В рабочей программе  прописано содержание курса кружка  с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии,   календарно - тематическое планирование с теоретически...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления .4 класс

В рабочей программе  прописано содержание курса кружка  с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии,   календарно - тематическое планирование с теоретически...