Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления
рабочая программа (1 класс)
В рабочей программе прописано содержание курса кружка с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии, календарно - тематическое планирование с теоретическими и практическими занятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_i_ktp_kruzhka_pochitay-ka_1klass.docx | 59.3 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: духовно-нравственное
Кружок: «Почитай-ка»
Начальное общее образование: 1 класс, 66 часов
Автор - составитель программы:
Яковлева Ирина Леонидовна,
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
ВВЕДЕНИЕ
Программа кружка «Почитай – ка» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной. Разработана учителем начальных классов первой квалификационной категории Яковлевой И.Л.
Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования по духовно-нравственному направлению развития личности.
Актуальность программы. Во всем мире чтение рассматривается как одна из технологий интеллектуального развития, способ обретения культуры подрастающим поколением, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Программа кружка способствует приобщению учащихся к чтению лучших образцов детской художественной литературы, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Практическая значимость программы. Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом. Содержание занятий кружка создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. Способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными). В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю Общее кол-во часов в год - 66 часов. Из них 37 ч. внеаудиторных. На занятиях задействован книжный фонд школьной библиотеки. Занятия проводятся в форме теоретических и практических занятий.
Возраст детей, которым адресована программа – 7-8 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит в следующих формах: наблюдение, творческие работы, итоговое диагностирование в конце учебного года, участие в школьных конкурсах соответствующей тематики.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются книги и периодические издания из библиотечного фонда, портреты детских поэтов и писателей, словари, компьютер, мультимедийное оборудование.
- Цель и задачи программы
Целью программы является - обучение детей способности чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; обогащение чувственного опыта ребенка, его реальных представлений об окружающем мире; знакомство детей через литературу с миром человеческих отношений и нравственных ценностей.
Задачи программы:
- Обучающие - формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности; знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами.
- Воспитательные – воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
- Развивающие - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, творческой инициативы, памяти, внимания, наблюдательности, всех видов речевой деятельности.
- Планируемые результаты реализации программы
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности кружка «Почитай – ка» в соответствии с требованиями ФГОС, конкретизированные по следующим уровням:
- первый – основная функция – познавательная.
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему.
- второй – основная функция – формирование личностного отношения:
- формирование потребности в систематическом чтении;
- умение сформулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
- овладение правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- третий – основная функция – деятельностная:
- используют разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- научатся сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- научатся находить книгу в открытом библиотечном фонде.
- Содержание курса кружка внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой:
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Формы проведения | Формы организации | ||||||
теоретические | практические | ||||||||
Вводные занятия (2 ч.) | |||||||||
1 | Вводные занятия. | Инструктажи. Рассказы о домашней библиотеке, о любимых книгах. | 1 ч. | 1 ч. | |||||
Здравствуй, книга (4 ч.) | |||||||||
2 | Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Правила пользования книгой. Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). О чем расскажет обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). | Рассказ учителя. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). | 2 ч. | 2 ч. | |||||
Книги о Родине и родной природе (2 ч.) | |||||||||
3 | Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-сборник). Справочный аппарат книги. Осень в произведениях поэтов и художников. | Беседа. Рассматривание, сравнение книг, сопоставление с картинами русских художников Слушание. Словесное рисование. | 1 ч. | 1 ч. | |||||
Писатели детям (4 ч.) | |||||||||
4 | Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев) Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.). Художники-иллюстраторы детских книг. | Выставка книг. Слушание, рассматривание, и обсуждение одной из детских книг. Инсценирование эпизодов из выбранной книги. | 2, 5 ч. | 1,5 ч. | |||||
Народная мудрость. Книги-сборники (4 ч.) | |||||||||
5 | Книги-сборники малых жанров фольклора (оформление, тексты).Считалки и загадки. Потешки. Скороговорки. | Рассказ учителя: Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». | 1 ч. | 3 ч. | |||||
6 | Страна Читалия ( 2 ч.) | ||||||||
Экскурсия в школьную библиотеку Правила поведения в библиотеке. Как выбирать книгу. | Беседа. Практическое занятие. | 0,5 ч. | 1,5 ч. | ||||||
По страницам книг В. Сутеева (4 ч) | |||||||||
7 | Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. В. Сутеев «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок». В. Сутеев — автор и художник-оформитель. | Беседа. Интерактивная игра «По страницам сказок В. Сутеева». Самостоятельная поисковая работа в группах. Просмотр мультфильма по произведению | 2 ч | 2 ч. | |||||
Сказки народов мира (6 ч) | |||||||||
8 | Книги-сборники «Русские народные сказки». Любимые сказки (викторина). Сказки народов России и народов мира. Сказка рядышком живет. | Беседа, рассматривание книг Викторина по русским народным сказкам. Изготовление кукол для пальчикового театра. Инсценирование эпизодов. | 2 ч. | 4 ч. | |||||
Книги русских писателей-сказочников (4 ч) | |||||||||
9 | Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». «Встреча с Буратино» | Слушание и чтение, обсуждение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Творческая работа «Встреча с Буратино». Просмотр фрагментов художественного фильма | 2 ч. | 2 ч. | |||||
Детские писатели (6 ч) | |||||||||
10 | Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина. Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов. | Слушание. Самостоятельное чтение. Составление устной аннотации к произведению. Пересказ. Лепка из пластилина героев произведений Е. Чарушина | 3 ч. | 3 ч. | |||||
Сказки зарубежных писателей (6 ч) | |||||||||
10 | Книги сказок Ш. Перро. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Д. Биссет «Кузнечик Денди». Интерактивная викторина «По страницам любимых сказок». | Беседа. Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование отдельных –эпизодов. Составление рассказа о герое книги. | 3,5 ч. | 2,5 ч. | |||||
Страна Читалия (3 ч) | |||||||||
Экскурсия в городскую детскую библиотеку. | Праздник. | 3 ч. | |||||||
Книги-сборники стихотворений для детей (4 ч) | |||||||||
11 | Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова. «Кто быстрее найдёт произведение в книге?». | Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра-конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови». | 1,5 ч. | 2,5 ч. | |||||
Дети — герои книг (6 ч) | |||||||||
12 | Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», «Совесть». Е. Пермяк «Первая рыбка». Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). | Рисование на тему: Парад героев сказок. Чтение и слушание произведений. Игра «Диалоги героев». Конкурс юмористических стихов. | 2,5 ч. | 3,5 ч. | |||||
Книги о животных (4 ч) | |||||||||
13 | Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» .Час читателя. «Мой маленький друг». | Слушание, рассматривание; обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая. Самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг». | 1,5 ч. | 2,5 ч. | |||||
14 | Произведения о Великой Отечественной войне (3 ч.) | ||||||||
Леонид Пантелеев Книга- сборник «Рассказы о войне для детей» | Рассматривание книги –сборника. Определение темы. Слушание и обсуждение. Изготовление открытки ко Дню Победы | 2 ч. | 1 ч. | ||||||
Итоговые занятия (2 ч.) | |||||||||
15 | Итоговое диагностирование. «По книжным морям» | Диагностирование; игра-путешествие. Рекомендации на лето. | 1 ч. | 1 ч. |
- Список литературы
Используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:
- А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: ― М.: Просвещение, 2011.
- Н.Ф. Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы
М.: Вентана-Граф, 2011.
- Электронный словарь- справочник по литературному чтению: 1 -4 классы «Книгочей» -
М.: Вентана-Граф, 2011.
- Царева И.Ю., Евсеева И.М. Рабочая программа по внеурочной деятельности« Я читатель»
- КМ-школа - образовательная среда для комплексной информатизации школы. - Режим доступа : http://www.km-school.ru
Рекомендуемая для детей и родителей:
- Сборник внеклассное чтение «Полная библиотека». 1 класс. Издательство: Омега-пресс, 2018 г.
Календарно – тематическое планирование кружка «Почитай – ка» 1 класс
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | ||
план | факт | |||||
теория | практика | |||||
Вводные занятия 2 ч. | ||||||
1 | 04.09. | Вводное занятие. Инструктаж. | 1 | 1 | ||
2. | 04.09. | Мои первые книжки | 1 | 1 | ||
Здравствуй, книга 4 ч. | ||||||
3. | 11.09 | Учебная книга. Элементы структуры учебной книги. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | 11.09 | Правила работы с книгой | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5. | 18.09 | Книга-произведение. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6. | 18.09 | О чем расскажет обложка книги? | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Книги о Родине и родной природе 2 ч. | ||||||
7. | 25.09 | Книга – сборник. Справочный аппарат книги. | 1 | 1 | ||
8. | 25.09 | Осень в произведениях поэтов и художников. | 1 | 1 | ||
Писатели детям 4 ч. | ||||||
9. | 02.10 | Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10. | 02.10 | Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11. | 09.10 | Детские книги с рассказами современных писателей (М. Дружинина, С. Степанов). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12. | 09.10 | Художники-иллюстраторы детских книг. | 1 | 1 | ||
Народная мудрость. Книги - сборники 4 ч. | ||||||
13. | 16.10 | Книги-сборники малых жанров фольклора | 1 | 1 | ||
14. | 16.10 | Считалки и загадки | 1 | 1 | ||
15. | 23.10 | Потешки. | 1 | 1 | ||
16. | 23.10 | Скороговорки | 1 | 1 | ||
Страна Читалия 2 ч. | ||||||
17. | 30.10 | Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | 1 | ||
18. | 30.10 | Как выбирать книгу. | 1 | |||
По страницам книг В. Сутеева 4 ч. | ||||||
19. | 13.11 | Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. | 1 | 1 | ||
20. | 13.11 | В. Сутеев «Палочка- выручалочка» | 1 | 1 | ||
21. | 20.11 | В. Сутеев «Мешок яблок» | 1 | 1 | ||
22. | 20.11 | В. Сутеев — автор и художник-оформитель. | 1 | 1 | ||
Сказки народов мира 6 ч. | ||||||
23. | 27.11 | Книги-сборники «Русские народные сказки». | 1 | 1 | ||
24. | 27.11 | Викторина по русским народным сказкам. | 1 | 1 | ||
25. | 04.12 | Сказки народов России. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26. | 04.12 | Сказки народов Мира. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27. | 11.12 | Сказка рядышком живет. | 1 | 1 | ||
28. | 11.12 | Сказка рядышком живет. | 1 | 1 | ||
Книги русских писателей-сказочников 4 ч | ||||||
29. | 18.12 | Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | 1 | 1 | ||
30. | 18.12 | Слушание историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | 1 | 1 | ||
31. | 25.12 | «Встреча с Буратино» | 1 | 1 | ||
32. | 25.12 | «Встреча с Буратино» | 1 | 1 | ||
Детские писатели 6 ч. | ||||||
33. | 15.01 | Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
34. | 15.01 | К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники. | 1 | 1 | ||
35. | 22.01 | Книги Е. Чарушина для детей. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
36. | 22.01 | Герои книг Е. Чарушина. | 1 | 1 | ||
37. | 29.01 | Произведения детских писателей на страницах журналов. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
38. | 29.01 | Произведения детских писателей на страницах журналов. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Сказки зарубежных писателей 6 ч | ||||||
39. | 05.02 | Книги сказок Ш. Перро. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях | 1 | 0,5 | 0,5 | |
40. | 05.02 | Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги. | 1 | 1 | ||
41. | 12.02 | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
42. | 12.02 | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
43. | 26.02 | Д. Биссет «Кузнечик Денди» | 1 | 1 | ||
44. | 26.02 | Интерактивная викторина «По станицам любимых сказок» | 1 | 1 | ||
Страна Читалия – 3ч | ||||||
45-47 | 04. 03 | Экскурсия в городскую детскую библиотеку | 3ч | |||
Книги-сборники стихотворений для детей 4 ч. | ||||||
48. | 11.03 | Книга-сборник произведений А. Барто. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
49. | 11.03 | Книга-сборник произведений В. Берестова, | 1 | 0,5 | 0,5 | |
50. | 18.03 | Книга-сборник произведений С. Михалкова. | 1 | 0,5 | 0.5 | |
51. | 18.03 | «Кто быстрее найдёт произведение в книге?». | 1 | 1 | ||
Дети — герои книг 6 ч. | ||||||
52. | 01.04 | Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка | 1 | 1 | ||
53. | 01.04 | Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», «Совесть», | 1 | 0,5 | 0,5 | |
54. | 08.04 | Дети — герои рассказов Е. Пермяк «Первая рыбка», | 1 | 0,5 | 0,5 | |
55. | 08.04 | Дети — герои рассказов. Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
56. | 15.04 | Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
57. | 15.04 | Дети — герои стихотворений Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Книги о животных 4 ч. | ||||||
58. | 22.04 | Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
59. | 22.04 | Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка». Книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» | 1 | 1 | ||
60. | 29.04 | Час читателя. Самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов | 1 | 1 | ||
61. | 29.04 | Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг». | 1 | 1 | ||
Произведения о Великой Отечественной войне 3 ч. | ||||||
62. | 06.05 | Леонид Пантелеев Книга- сборник «Рассказы о войне для детей» | 1 | 1 | ||
63. | 13.05 | Леонид Пантелеев Книга- сборник «Рассказы о войне для детей» | 1 | 1 | ||
64. | 06.05 | Изготовление открытки ко Дню Победы | 1 | 1 | ||
Итоговые занятия 2 ч. | ||||||
65 | 20.05 | Итоговое диагностирование | 1 | 1 | ||
66 | 20.05 | Викторина «По страницам любимых книг» | 1 | 1 | ||
Итого: | 66 | 29 | 37 |
Корректировка дат проведения занятий по календарно – тематическому планированию:
Тема занятия | Кол- во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Примечания |
Составила: _____________/ Яковлева И.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование учебного курса по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК «Школа России»
рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК "Школа России"...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе "Школа 2000..." автора Петерсон Л.Г.
В данном материале представлена рабочая программа по математике и календарно тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе "Школа 2000..." автора Петерсон Л.Г., 5 часов в неделю ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе
Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления. 2 класс
В рабочей программе прописано содержание курса кружка с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии, календарно - тематическое планирование с теоретически...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления. 3 класс
В рабочей программе прописано содержание курса кружка с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии, календарно - тематическое планирование с теоретически...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления .4 класс
В рабочей программе прописано содержание курса кружка с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии, календарно - тематическое планирование с теоретически...