Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления. 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Яковлева Ирина Леонидовна

В рабочей программе  прописано содержание курса кружка  с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии,   календарно - тематическое планирование с теоретическими и практическими занятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_i_ktp_kruzhka_pochitay-ka_3_klass.docx66.08 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: духовно – нравственное

Кружок «Почитай - ка»        

Начальное  общее образование, 3 класс, 68 часов

Срок реализации: 1 год

   

                                                 

                                                                                                  Автор - составитель программы:

                                                                                      Яковлева Ирина Леонидовна,

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                                 первая квалификационная категория

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа кружка «Почитай – ка » разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной. Разработана учителем начальных классов I квалификационной категории Яковлевой И.Л.

Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования по духовно-нравственному направлению развития личности.

Актуальность программы 

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом. Овладение этими навыками обеспечивают успешность обучения  по всем  предметам школьной программы. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Практическая значимость программы

 Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать более глубокому изучению предмета «Литературное чтение, эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.

Реализация программы рассчитана на один год.  Занятия проводятся 2 раза в неделю.  Общее кол-во часов в год - 68 часов. Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы будут реализованы:

  • в течение учебной недели;
  • в период каникул;
  • с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Возраст детей, которым адресована программа – 9-10 лет.

Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.

Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются книги и периодические издания из  библиотечного фонда школы, портреты детских поэтов и писателей, словари, компьютер, телевизор.

Формы подведения итогов: защита читательских дневников; конкурсы «Я – сказочник», «Заинтересуй друга!»; викторина «Животные –герои книг»;  проект «Расскажи о любимом писателе»; творческая мастерская «Что я люблю…»,  открытка- поздравление с Днем Победы.

  1. Цель и задачи программы

Целью программы является -  обучение детей способности чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; знакомство детей через литературу с миром человеческих отношений и нравственных ценностей.  

Задачи программы:

  • Обучающие - формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности; знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами.
  • Воспитательные – воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
  • Развивающие - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, творческой инициативы, памяти, внимания, наблюдательности, всех видов речевой деятельности. 

  1. Планируемые результаты  реализации  программы

Воспитательные результаты внеурочной деятельности кружка «Почитай – ка » распределены  уровням:

- первый – познавательная. Обучающиеся имеют первоначальные представления о многообразии литературных жанров. Ориентируются в книге.

- второй – формирование личностного отношения:  осознание значимости чтения для личного развития;  формирование потребности в систематическом чтении;

- третий – деятельностная. Используют  разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умеют самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Планируемые результаты  реализации программы внеурочной деятельности кружка «Почитай-ка»

личностные результаты:

  – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  – высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

метапредметные результаты

регулятивные УУД

   – уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

   – уметь самостоятельно работать с новым произведением;

   – уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

   – уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

     прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

     отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

     ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

     составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД:

    – участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать   свою точку зрения;

    – оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию.

предметные результаты:

   – использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  – уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации   

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие  в однодневных и тематических выставках,  конкурсах, массовых мероприятиях.

  1. Содержание курса кружка внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Формы проведения

Формы организации

теоре

тиче

ские

практические

с применением дистанцион

ных образовательных технологий и электронного обучения

1.

Вводный урок.  Инструктаж. Мой читательский дневник.

Презентация учащимися своих читательских дневников. Рассказ о произведениях, прочитанных летом.

0,5

0,5

История книги. Библиотеки (5 ч.)

2 - 3

Былины, сказы, легенды

Чтение и рассматривание. Составление каталога. Характеристика героев. Ролевое чтение.

1

1

4.

Первые книги. Библия. Летописи. Рукописные книги.

Беседа. Чтение и рассматривание детской библии.

0,5

0,5

5

Система библиотечного обслуживания.

Экскурсия в школьную библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

1

6.

Книги – юбиляры 

Рассматривание книг. Чтение отрывков. Библиографическая справка

0,5

0,5

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (8 ч.)

7.

 Проект «Под осенним небом»…

Изготовление из природного материала героев русской народной сказки.

1

8.

Волшебные сказки – авторские и народные.

Рассматривание и сравнение сборников «Сказки А.С. Пушкина» и «Народные сказки».  

0,5

0,5

9.

П. Ершов. Сказка «Конек –Горбунок»

Презентация о творчестве П.Ершова. Просмотр мультфильма.

1

10.

К. Чуковский «Бармалей».

Чтение и инсценировка отрывка.

1

11.

Сказки Николая Дмитриевича Телешова

Знакомство с биографией и творчеством писателя. Слушание сказки «Живой камень»

0,5

0,5

12-13.

Сказки с загадками

Русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг. Пересказ от 1-го лица.

1

1

14.

Конкурс «Я- сказочник».

Сочинение сказок о бытовых предметах.

1

Книги-сборники. Басни и баснописцы (5 ч.)

15.

Басни И. А. Крылова

Чтение и иллюстрирование басен И. Крылова.

1

.

16.

 Книги-сборники басен И.Крылова

Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

1

17

Басни С. В. Михалкова

Анализ басен. Мораль басни.

0,5

0,5

18.

 Басни в прозаической форме

 Л.Н. Толстого.

 Работа с текстом.

0,5

0,5

19.

Басни с «бродячими» сюжетами. Русские баснописцы И.Хемницер, А.Измайлов, И.Дмитриев

Исследование. Работа в группах.

0,5

0,5

Книги о родной природе (5 ч.)

20.

М. Пришвин. «Моя Родина»

Чтение. Выявление темы и главной мысли рассказа.

0,5

0,5

21.

Книга «Родные поэты».

Рассматривание сборника: (аппарат, оформление).

Стихи русских и хакасских  поэтов о родной природе в сопровождении музыкальных произведений  русских композиторов.

Чтение стихов по выбору.

1

22-23

Краски и звуки стихов о природе

Читаем и рисуем «Осенняя сказка»

1

1

24

Проба пера «Падает лист осенний…»

Сочинение-миниатюра. Стихи собственного сочинения

1

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч.)

25.

Книги Л. Н. Толстого.

Работа в группах: работа с каталогом, составление выставки книг.

0,5

0,5

26.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление плана произведения.

1

27.

Произведения Л.Н. Толстого.

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого

0,5

0,5

Животные — герои детской литературы (7 ч.)

28.

Рассказы о животных А. Куприна.

Составление аннотации к рассказу «Барбос и Жулька»

1

29.

Книги- сборники о животных.

Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

1

30-32.

 Произведения Е. Чарушина, В. Бианки, н.Сладкова, В. Чаплиной, Г. Скребицкого.

Работа с текстом. Выразительное чтение. Просмотр фильма.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

1

2

33.

Художники-оформители книг о животных.

Проект «Обложка любимой книги».

1

34.

Итоговое занятие по разделу

Интерактивная выставка- викторина «Животные –герои книг».

1

Дети — герои книг. (10 ч.)

35.

Книги о детях.

Выставка книг.

( Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.) Слушание. Обсуждение прочитанных произведений.

1

36.

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда».

Рассматривание книги, работа с текстом. Выразительное чтение отрывков.

0,5

0,5

37.

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака»

Просмотр фильма по мотивам рассказа В. Железнякова «Чудак из 5 «Б»»

1

38.

Книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Инсценировка рассказа «Как поросенок говорить научился».

1

39.

В.Ю. Драгунский «Расскажите мне про Сингапур»

Аппарат книги. Чтение рассказов из сборника.

0,5

0,5

40-41.

В.Ю. Драгунский «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах»

Чтение по ролям. Просмотр фильма.

1

1

42.

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

Чтение. Инсценировка отрывка.

1

43.

Творческая мастерская «Что я люблю…»

Мини- сочинение.

1

44.

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Защита проектов.

1

Книги зарубежных писателей (4 ч.)

45.

Библиографические справочники.

Отбор информации о зарубежных писателях.

0,5

0,5

46.

Дж. Родари «Сказки по телефону»

Ознакомительное чтение.

Беседа. Сравнение произведений.

0,5

0,5

47.

Дж. Чиарди. Стихи для детей.

Поиск произведений.  Выразительное чтение.

1

48.

Переводчики книг.

Беседа. Мультимедийная презентация.

1

Газеты и журналы для детей.(5 ч.)

49

Что такое периодика? Детские газеты и журналы.

Школьная библиотека Рассматривание материала. Структура газет  и журналов. Издатели газет и журналов.

1

50

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр»».

Работа с информацией.

0,5

0,5

51

Электронные периодические издания

Демонстрация. Рассказ учителя. «Детская газета», «Антошка».  

1

52-53

Создание классной газеты.

Проект. Работа в группах

2

Книги о детях войны (7 ч.)

54-55

Книга Л. Воронковой «Девочка из города».

Слушание отдельных глав, чтение, обсуждение содержания. Аппарат книги, иллюстрации и оформление

1

1

56-57

Лев Кассиль и его детские книги о войне.

Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление

1

1

58-59

Творческая мастерская Открытка- поздравление с Днем Победы

Изготовление открыток.

2

60.

Никто не забыт, ничто не забыто.

Экскурсия к мемориалу

1

«Книги, книги, книги…» (6 ч.)

61.

Справочная литература. Словари.

Виды словарей. Поиск информации в словарях

0,5

0,5

62

Книги обо всем на свете.

Беседа, практическая работа: как правильно пользоваться энциклопедией.

1

63.

« Что такое? Кто такой?», «Почемучка»

Беседа. Рассматривание. Поиск информации

0,5

0,5

64.

Что нам читать летом?

Экскурсия в детскую городскую библиотеку

1

65-66

Книжкина больница

Ремонт книг из школьной библиотеки.

2

Итоговые занятия. (2 ч.)

67.

С моей книжной полки.

Презентация читательских дневников.

1

68

Итоговое занятие по курсу

Викторина « в мире книг»

1

Итого: 68 ч.

26

42

Список литературы

Используемая для  разработки программы и организации образовательного процесса:

  1. Н.Ф. Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы – М.: Вентана-Граф, 2011.
  2. Софронова А.А.  Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению « В мире книг».   
  3. Л.А. Ефросинина. Учебная хрестоматия.3 класс.- М.: Вентана- Граф, 2013          
  4. Сборник под редакцией И. А. Погореловой «Калейдоскоп внеклассных мероприятий». – М, :народное образование, Илекса, 2002
  5. С. А. Шин Сценарии школьных праздников «Летим мы на крыльях мечты». Издательство: Феникс, Ростов- на- Дону, 2002
  6. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru

Рекомендуемая для детей и родителей:

  1. Сборник  внеклассное чтение «Полная библиотека.3 класс. Издательство: Омега-пресс, 2017 .
  2. Л.А. Ефросинина. Учебная хрестоматия.3 класс.- М.: Вентана- Граф, 2013          

Календарно – тематическое   планирование кружка  «Почитай – ка» 3 класс

занятия

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

Форма

проведения

план

факт

теория

практика

1

Вводный урок. Мой читательский дневник.

1

0,5

0,5

История книги. Библиотеки (5 ч.)

2

Былины, сказы, легенды.

1

1

3

Былины, сказы, легенды.

1 

1

4

Детская Библия.

1

0,5

0,5

5

Книги - юбиляры

1

1

6

Система библиотечного обслуживания

1

1

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (8 ч.)

7

Проект  «Под осенним небом»….

.

1

8

Волшебные сказки – авторские и народные

1

0,5

0,5

9

П. Ершов. Сказка «Конек –горбунок»

1

1

10

К. Чуковский «Бармалей».

1

1

11

Сказки Николая Дмитриевича Телешова

1 

0,5

0,5

12

Сказки с загадками.

1

1

13

Сказки с загадками.

1 

1

14

Конкурс «Я - сказочник».

1

1

Книги-сборники. Басни и баснописцы (5 ч.)

15

Басни И. А. Крылова

1

1

16

Книги-сборники басен И.Крылова

1 

1

17

Басни С. В. Михалкова

1

0,5

0,5

18

Басни в прозаической форме  Л.Н. Толстого.

1

0,5

0,5.

19

 Басни с «бродячими» сюжетами

1

0,5

0,5

Книги о родной природе (5 ч.)

20

М. Пришвин. «Моя Родина»

1

0,5

0,5

21

Книга «Родные поэты».

1

1

22

Краски и звуки стихов о природе.

1

1

23

Читаем и рисуем «Осенняя сказка»

1

1

24

Проба пера  «Падает лист осенний …»

1

1

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч.)

Книги Л. Н. Толстого.

1

0,5

0.5

25

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

1

1

27

Произведения Л.Н. Толстого.

1

0,5

0,5

Животные — герои детской литературы (7 ч.)

28

Рассказы о животных А. Куприна.

1

1

29

Книги- сборники о животных

1

1

30

Произведения Е. Чарушина, В. Бианки, н.Сладкова, В. Чаплиной, Г. Скребицкого.

1

1

31

22.12

Произведения Е. Чарушина, В. Бианки, н.Сладкова, В. Чаплиной, Г. Скребицкого.

1

1

32

28.12

Произведения Е. Чарушина, В. Бианки, н.Сладкова, В. Чаплиной, Г. Скребицкого.

1

1

33

11.01

Художники-оформители книг о животных.

1 

1

34

12.01

Итоговое занятие по разделу «Животные — герои детской литературы».

1

1

Дети — герои книг. (10 ч.)

35

18.01

Книги о детях.

1 

1

36

19.01

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда».

1

0,5

0,5

37

25.01

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака из 5 «Б»

1

38

26.01

Книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

1

1

39

01.02

В.Ю. Драгунский «Расскажите мне про Сингапур»

1 

0,5

0,5

40

02.02

В.Ю. Драгунский «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах»

1

1

41

08.02

В.Ю. Драгунский «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах»

1

1

42

09.02

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

1

1

43

15.02

Творческая мастерская «Что я люблю…»

1

1

44

16.02

Проект «Расскажи о любимом писателе».

1

1

Книги зарубежных писателей (4 ч.)

45

22.02

Библиографические справочники.

1

0,5

0,5

46

01.03

Дж. Родари «Сказки по телефону»

1

0,5

0,5

47

02.03

Дж. Чиарди. Стихи для детей.

1

1

48

09.03

Переводчики книг.

1

1

Газеты и журналы для детей.(5 ч.)

49

15.03

Школьная библиотека. Что такое периодика? Детские газеты и журналы

1

1

50

16.03

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр»».

1

0,5

0,5

51

22.03

Электронные периодические издания

1

1

52

23.03

Создание классной газеты.

1

1

53

29.03

Создание классной газеты.

1

1

Книги о детях войны (7 ч.)

54

30.03

Книга Л. Воронковой «Девочка из города».

1

1

55

Книга Л. Воронковой «Девочка из города».

1

1

56

Лев Кассиль и его детские книги о войне.

1

57

Лев Кассиль и его детские книги о войне.

1 

58

Творческая мастерская «Открытка- поздравление с Днем Победы»

1

1

59

Творческая мастерская «Открытка- поздравление с Днем Победы»

1

1

60

Никто не забыт, ничто не забыто. Экскурсия к мемориалу.

1

1

«Книги, книги, книги…» (5 ч.)

61

Справочная литература. Словари.

1 

0,5

0,5

62

Книги обо всем на свете.

Как правильно пользоваться энциклопедией?

1

1

63

«Что такое? Кто такой»

«Почемучка»

1

0,5

0,5

64

Экскурсия в детскую городскую библиотеку. Что читать летом.

1

65

Книжкина больница

1

1

66

Книжкина больница

1

1

Итоговые занятия. (2 ч.)

67

С моей книжной полки.

1

1

68

Итоговое занятие. Викторина «В мире книг»

1

1

Итого:

68 ч.

26

42

Корректировка дат проведения занятий по календарно – тематическому планированию:

Тема занятия

Кол- во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Примечания

Составила: Яковлева И.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно - тематический план по литературному чтению для 2 класса

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС, УУД расписаны по каждой теме...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа и календарно-тематический план уроков русского языка во 2 классе. В.П.Канакина.УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету  «Русский язык»  для 2 класса  МКОУ Куйбышевская общеобразовательная  школа разработана в соответствии с основными положениями федерального государств...

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе

Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления

В рабочей программе  прописано содержание курса кружка  с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии,   календарно - тематическое планирование с теоретически...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления. 2 класс

В рабочей программе  прописано содержание курса кружка  с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии,   календарно - тематическое планирование с теоретически...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления .4 класс

В рабочей программе  прописано содержание курса кружка  с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии,   календарно - тематическое планирование с теоретически...