Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления. 2 класс
рабочая программа (2 класс)
В рабочей программе прописано содержание курса кружка с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии, календарно - тематическое планирование с теоретическими и практическими занятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_i_ktp_kruzhka_pochitayka_2_klass.doc | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: духовно – нравственное
Кружок «Почитай - ка»
Начальное общее образование, 2 класс, 68 часов
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель программы:
Яковлева Ирина Леонидовна,
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Почитай – ка » разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной. Разработана учителем начальных классов I квалификационной категории Яковлевой И.Л.
Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования по духовно-нравственному направлению развития личности.
Актуальность программы
1.Избыточная информация через телевидение и Интернет ослабила интерес детей к книге.
2. Художественная литература является средством нравственного, эстетического и социального воспитания учащихся, а также способствует повышению их познавательной и творческой активности.
3. Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Акцентируется внимание учащихся к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.
Практическая значимость программы
Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать более глубокому изучение предмета «Литературное чтение, эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю Общее кол-во часов в год - 68 часов. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Ведущие принципы программы кружка «Почитай-ка»
- художественно-эстетический
- литературоведческий
- коммуникативно-речевой
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках).
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Возраст детей, которым адресована программа – 8 -9 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме викторин.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлены на конкурсах, выставках, акциях.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются книги и периодические издания из библиотечного фонда школы, портреты детских поэтов и писателей. словари, компьютер, телевизор.
- Цель и задачи программы
Целью программы является - раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения
Задачи программы:
- Обучающие - знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами; формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
- Воспитательные – воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
– обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
- Развивающие - развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся; расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров и разнообразных по содержанию.
- Планируемые результаты реализации программы
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности кружка «Почитай – ка » в соответствии с требованиями ФГОС, конкретизированные по следующим уровням:
- первый – основная функция – познавательная. Обучающиеся имеют первоначальные представления о многообразии литературных жанров. Ориентируются в книге под руководством учителя.
- второй – основная функция – формирование личностного отношения. У обучающихся формируется потребность в систематическом чтении;
- третий – основная функция – деятельностная. Используют разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умеют самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации
- Содержание курса кружка внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Формы проведения | Формы организации | |||||
теоретические | практические | |||||||
1. | Вводный урок. | Выставка книг. Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. | 1. | |||||
2. | Самые интересные книги, прочитанные летом | Конкурс рисунков по прочитанным книгам. Выставка рисунков | 1. | |||||
Малые фольклорные жанры . 15ч. | ||||||||
3-4 | Загадки. | Беседа «Как сочиняют загадки». Сочинение загадок по опорным словам. | 1 | 1 | ||||
5-6 | Путешествие в страну Мультляндию | Изготовление поделок из природного материала по мультфильмам русских народных сказок | 2 | |||||
7. | Посещение школьной выставки «Мультляндия» | Экскурсия | 1 | |||||
8. | Пословицы и поговорки. | Чтение и беседа на понимание | 1 | |||||
9. | Небылицы | Драматизация | 1 | |||||
10. | Народные песни. Хакасская колыбельная песня. | Слушание. Чтение народных песен разных народов, сравнение. | 1 | |||||
11. | Народные песни. | Рисование на темы народных песен. | 1 | |||||
12. | Считалки. | Чтение и разучивание считалок | 1 | |||||
13-14 | Скороговорки | Чтение считалок. Конкурс среди уч-ся | 1 | 1 | ||||
15. | Итоговое занятие по разделу | Литературная игра- викторина | 1 | |||||
Друзья детства.13 ч. | ||||||||
16. | Вводное занятие. | Беседа. Выставка книг об игрушках. | 1 | |||||
17-18 | А. Милн «Винни Пух и все-все-все» | Просмотр мультфильма. Драматизация отрывка. | 1 | 1 | ||||
19-20 | Е. Пастернак «Приключения игрушек в самой обыкновенной квартире | Знакомство с книгой. Выборочное чтение одной из 19 историй и рассказ о прочитанном. | 1 | 1 | ||||
21-22 | Б. Житков «Как я ловил человечков» | Чтение произведения. Изготовление кораблика из бумаги. | 1 | 1 | ||||
23-25 | А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» | Чтение отрывков, беседа, изготовление игрушки –дергунчика «Буратино» | 1 | 2 | ||||
26-27 | А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки | Чтение. Беседа, изготовление игрушки из пластилина по страницам книги. | 1 | 1 | ||||
28. | Итоговое занятие по разделу. | Литературная игра- викторина | 1 | |||||
О наших сверстниках. 11 ч. | ||||||||
29. | Вводное занятие. | Выставка книг о детях. | 1 | |||||
30. | Л. Ян. «Необыкновенные приключения Карика и Вали» | Слушание. | 1 | |||||
31-32 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | Слушание начала сказки. Сочинение продолжения сказочной истории. | 1 | 1 | ||||
33-34 | Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунской. | Творческая работа: Миниатюра «Как мне имя выбирали». | 1 | 1 | ||||
35-36 | Сказка для 1 -4 кл. «Обыкновенное чудо» | Новогодний бал- маскарад | 2 | |||||
37- 38 | Н. Носов «Мишкина каша» | Чтение рассказа. Просмотр фильма. Сравнение фильма и лит. Произведения. | 2 | |||||
39. | Итоговое занятие по разделу. | Литературная игра- викторина | 1 | |||||
Книги о животных.12 ч. | ||||||||
40 | Вводное занятие. | Выставка книг о животных. Рассказ об авторах, иллюстраторах. | 1 | |||||
41-42 | Е. Чарушин «Волчишко» | Слушание –рассматривание книги. Рисование иллюстраций | 1 | 1 | ||||
43-44 | Н. Сладков «Как медвежонок сам себя напугал» | Слушание. Работа с книгой. Словесное рисование главного героя. | 1 | 1 | ||||
45-46 | О. Перовская «Ребята и зверята» | Развитие читательских умений. Чтение рассказов по выбору, рассказы о прочитанном. | 2 | |||||
47-48 | О. Перовская «Ребята и зверята» | Изготовление фигурок животных из бумаги. | 2 | |||||
49-50 | Р. Киплинг «Книга джунглей» | Просмотр мультфильма «Рикки –тикки –тави». Беседа. | 2 | |||||
51. | Итоговое занятие по разделу | Участие в Акции «Доброта спасет мир Помощь приюту «Кот и пес» | 1 | |||||
Зарубежная литература. – 8 ч. | ||||||||
52 | Вводное занятие | Выставка детских книг зарубежных авторов. Развитие читательских умений | 1 | |||||
53-54 | Ш. Перро –любимые книжки | Работа с книгой .выполнение рисунков | 1 | 1 | ||||
55-56 | Сказки Г. Х. Андерсена | Работа с книгой. Просмотр мультфильма. Мини –сочинение. | 1 | 1 | ||||
57-58 | Сказки братьев Гримм. Госпожа Метелица | Работа с книгой. Слушание. Создание образ а главного героя. | 1 | 1 | ||||
59 | Итоговое занятие по разделу. | Литературная игра- викторина | 1 | |||||
О Родине. 6 ч. | ||||||||
60 | Вводное занятие. | Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с произведениями о родине, родной природе. | 1 | |||||
61. | С. Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» | Слушание. Составление словесного портрета | 1 | |||||
62-63 | С. Баруздин «Шел по улице солдат» | Самостоятельная работа с книгой. Рисование на тему. | 1 | 1 | ||||
64.- 65. | Итоговое занятие по разделу. | Групповая работа. Открытка ветерану. | 2 | |||||
Итоговые занятия -3ч. | ||||||||
66. | С моей книжной полки. | Презентация читательских дневников. | 1 | |||||
67- 68 | Итоговое занятие по курсу | Викторина « в мире книг» Выставка творческих работ. | 2 |
- Список литературы
Используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:
- Н.Ф. Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы – М.: Вентана-Граф, 2011.
- Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения»- М. 1991.
- Сборник под редакцией И. А. Погореловой «Калейдоскоп внеклассных мероприятий». – М, :народное образование, Илекса, 2002
- С. А. Шин Сценарии школьных праздников «Летим мы на крыльях мечты». Издательство: Феникс, Ростов- на- Дону, 2002
Рекомендуемая для детей и родителей:
Сборник внеклассное чтение «Полная библиотека». 2 класс. Издательство: Омега-пресс, 2019 г.
Календарно – тематическое планирование кружка «Почитай – ка» 2 класс
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | ||
план | факт | |||||
теория | практика | |||||
1 | 1.09 | Вводный урок. | 1 | 1 | ||
2 | 1.09 | Самые интересные книги, прочитанные летом | 1 | 1 | ||
Малые фольклорные жанры . 15ч. | ||||||
3 | 8.08 | Загадки. | 1 | 1 | ||
4 | 8.09 | Загадки. | 1 | 1 | ||
5 | 15.09 | Путешествие в страну Мультляндию | 1 | 1 | ||
6 | 15.09 | Путешествие в страну Мультляндию | 1 | 1 | ||
7 | 22.09 | Посещение школьной выставки «Мультляндия» | 1 | 1 | ||
8 | 22.09 | Пословицы и поговорки. | 1 | 1 | ||
9 | 29.09 | Небылицы | 1 | 1 | ||
10 | 29.09 | Народные песни. Хакасская колыбельная песня. | 1 | 1 | ||
11 | 6.10 | Народные песни. | 1 | 1 | ||
12 | 6.10 | Считалки. | 1 | 1 | ||
13 | 13.10 | Скороговорки | 1 | 1 | ||
14 | 13.10 | Скороговорки | 1 | 1 | ||
15 | 20.10 | Итоговое занятие по разделу | 1 | 1 | ||
Друзья детства.13 ч. | ||||||
16 | 20.10 | Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
17 | 27.10 | А. Милн «Винни Пух и все-все-все» | 1 | 1 | ||
18 | 27.10 | А. Милн «Винни Пух и все-все-все» | 1 | 1 | ||
19 | 3.11 | Е. Пастернак «Приключения игрушек в самой обыкновенной квартире» | 1 | 1 | ||
20 | 3.11 | Е. Пастернак «Приключения игрушек в самой обыкновенной квартире» | 1 | 1 | ||
21 | 17.11 | Б. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | 1 | ||
22 | 17.11 | Б. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | |||
23 | 24.11 | А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» | 1 | 1 | ||
24 | 24.11 | А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» | 1 | 1 | ||
25 | 1.12 | А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» | 1 | 1 | ||
26 | 1.12 | А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки» | 1 | 1 | ||
27 | 8.12 | А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки» | 1 | 1 | ||
28 | 8.12 | Итоговый урок по разделу. | 1 | 1 | ||
О наших сверстниках. 11 ч. | ||||||
29 | 15.12 | Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
30 | 15.12 | Л. Ян. «Необыкновенные приключения Карика и Вали» | 1 | 1 | ||
31 | 22.12 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | 1 | ||
32 | 22.12 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | 1 | ||
33-34 | 29.12-29.12 | Сказка для 1 -4 кл. «Обыкновенное чудо» | 1 | 2 | ||
35 | 12.01 | Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунской. | 1 | 1 | ||
36 | 12.01 | Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунской. | 1 | 1 | ||
37 | 19.01 | Н. Носов «Мишкина каша» | 1 | 1 | ||
38 | 19.01 | Н. Носов «Мишкина каша» | 1 | |||
39 | 26.01 | Итоговый урок по разделу. | 1 | 1 | ||
Книги о животных.12 ч. | ||||||
40 | 26.01 | Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
41 | 2.02 | Е. Чарушин «Волчишко» | 1 | 1 | ||
42 | 2.02 | Е. Чарушин «Волчишко» | 1 | 1 | ||
43 | 9.02 | Н. Сладков «Как медвежонок сам себя напугал» | 1 | 1 | ||
44 | 9.02 | Н. Сладков «Как медвежонок сам себя напугал» | 1 | 1 | ||
45 | 16.02 | О. Перовская «Ребята и зверята» | 1 | 1 | ||
46 | 16.02 | О. Перовская «Ребята и зверята» | 1 | 1 | ||
47 | 2.03 | О. Перовская «Ребята и зверята» | 1 | 1 | ||
48 | 2.03 | О. Перовская «Ребята и зверята» | 1 | 1 | ||
49 | 9.03 | Р. Киплинг «Книга джунглей» | 1 | 1 | ||
50 | 9.03 | Р. Киплинг «Книга джунглей» | 1 | 1 | ||
51 | 16.03 | Итоговое занятие» | 1 | 1 | ||
Зарубежная литература. – 8 ч. | ||||||
52 | 16.03 | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
53 | 30.03 | Ш. Перро –любимые книжки | 1 | 1 | ||
54 | 30.03 | Ш. Перро –любимые книжки | 1 | 1 | ||
55 | 6.04 | Сказки Г. Х. Андерсена | 1 | 1 | ||
56 | 6.04 | Сказки Г. Х. Андерсена | 1 | 1 | ||
57 | 13.04 | Сказки братьев Гримм. «Госпожа Метелица» | 1 | 1 | ||
58 | 13.04 | Сказки братьев Гримм. «Госпожа Метелица» | 1 | 1 | ||
59 | 20.04 | Итоговый урок | 1 | 1 | ||
О Родине. 6 ч. | ||||||
60 | 20.04 | Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
61 | 27.04 | С. Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» | 1 | 1 | ||
62 | 27.04 | С. Баруздин «Шел по улице солдат» | 1 | 1 | ||
63 | 4.05 | С. Баруздин «Шел по улице солдат» | 1 | 1 | ||
64 | 4.05 | Итоговое занятие по разделу. Открытка ветерану. | 1 | 1 | ||
65 | 11.05 | Итоговое занятие по разделу. Открытка ветерану. | 1 | 1 | ||
Итоговые занятия -3ч. | ||||||
66 | 11.05 | С моей книжной полки. | 1 | 1 | ||
67 | 18.05 | Итоговое занятие по курсу «Почитай – ка» Викторина «в мире книг» | 1 | 1 | ||
68 | 18.05 | Итоговое занятие по курсу «Почитай – ка». Выставка творческих работ | 1 | 1 | ||
Итого: | 68 ч. | 31 | 37 |
Корректировка дат проведения занятий по календарно – тематическому планированию:
Тема занятия | Кол- во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Примечания |
Составила: _____________/ Яковлева И.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно - тематический план по литературному чтению для 2 класса
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС, УУД расписаны по каждой теме...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа и календарно-тематический план уроков русского языка во 2 классе. В.П.Канакина.УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 класса МКОУ Куйбышевская общеобразовательная школа разработана в соответствии с основными положениями федерального государств...
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе
Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления
В рабочей программе прописано содержание курса кружка с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии, календарно - тематическое планирование с теоретически...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления. 3 класс
В рабочей программе прописано содержание курса кружка с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии, календарно - тематическое планирование с теоретически...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления .4 класс
В рабочей программе прописано содержание курса кружка с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии, календарно - тематическое планирование с теоретически...