Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления. 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Яковлева Ирина Леонидовна

В рабочей программе  прописано содержание курса кружка  с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии,   календарно - тематическое планирование с теоретическими и практическими занятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_i_ktp_kruzhka_pochitayka_2_klass.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: духовно – нравственное

Кружок «Почитай - ка»        

Начальное  общее образование, 2 класс, 68 часов

Срок реализации: 1 год

   

                                                 

                                                                                                Автор - составитель программы:

                                                                                 Яковлева Ирина Леонидовна,

                                                                              учитель начальных классов

                                                                                              первая квалификационная категория

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа кружка «Почитай – ка » разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной. Разработана учителем начальных классов I квалификационной категории Яковлевой И.Л.

Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования по духовно-нравственному направлению развития личности.

Актуальность программы 

1.Избыточная информация через телевидение и Интернет ослабила интерес детей к книге.

2. Художественная литература является средством нравственного, эстетического и социального воспитания учащихся, а также способствует повышению их познавательной и творческой активности.

3. Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Акцентируется внимание учащихся к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.

Практическая значимость программы

 Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать более глубокому изучение предмета «Литературное чтение, эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.

Реализация программы рассчитана на один год.  Занятия проводятся 2 раза в неделю Общее кол-во часов в год - 68 часов. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.

Ведущие принципы программы кружка «Почитай-ка»

  • художественно-эстетический
  • литературоведческий
  • коммуникативно-речевой

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

         Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках).

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий  заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

 Возраст детей, которым адресована программа – 8 -9  лет.

Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме викторин.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлены на конкурсах, выставках, акциях.

Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются книги и периодические издания из  библиотечного фонда школы, портреты детских поэтов и писателей. словари, компьютер, телевизор.

  1. Цель и задачи программы

Целью программы является - раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения

Задачи программы:

  • Обучающие - знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами; формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
  • Воспитательные – воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

– обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;

  • Развивающие - развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся; расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров и разнообразных по содержанию.
  1. Планируемые результаты  реализации  программы

Планируемые результаты  реализации программы внеурочной деятельности кружка «Почитай – ка » в соответствии  с  требованиями  ФГОС, конкретизированные по следующим уровням:

- первый – основная функция – познавательная. Обучающиеся имеют первоначальные представления о многообразии литературных жанров. Ориентируются в книге под руководством учителя.

- второй – основная функция – формирование личностного отношения.  У обучающихся формируется  потребность в систематическом чтении;

- третий – основная функция – деятельностная. Используют  разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умеют самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации

  1. Содержание курса кружка внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Формы проведения

Формы организации

теоретические

практические

1.

Вводный урок.

Выставка книг. Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах.

1.

2.

Самые интересные книги, прочитанные летом

Конкурс рисунков по  прочитанным книгам. Выставка рисунков

1.

Малые фольклорные жанры . 15ч.

3-4

Загадки.

Беседа «Как сочиняют загадки». Сочинение загадок по опорным словам.

1

1

5-6

Путешествие в страну Мультляндию

 Изготовление поделок из природного материала по мультфильмам русских народных сказок

2

7.

Посещение школьной выставки «Мультляндия»

Экскурсия

1

8.

Пословицы и поговорки.

Чтение и беседа на понимание

1

9.

 Небылицы

Драматизация

1

10.

 Народные песни. Хакасская колыбельная песня.

Слушание. Чтение народных песен разных народов, сравнение.

1

11.

Народные песни.

Рисование на темы народных песен.

1

12.

Считалки.

Чтение и разучивание  считалок

1

13-14

 Скороговорки

Чтение считалок. Конкурс  среди уч-ся

1

1

15.

 Итоговое занятие по разделу

Литературная игра- викторина

1

Друзья детства.13 ч.

16.

 Вводное занятие.

Беседа. Выставка книг об игрушках.

1

17-18

А. Милн «Винни Пух и все-все-все»

Просмотр мультфильма. Драматизация отрывка.

1

1

19-20

Е. Пастернак «Приключения игрушек в самой обыкновенной квартире

Знакомство с книгой. Выборочное чтение одной из 19 историй и рассказ о прочитанном.

1

1

21-22

Б. Житков «Как я ловил человечков»

Чтение произведения. Изготовление кораблика из бумаги.

1

1

23-25

А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

Чтение отрывков, беседа, изготовление игрушки –дергунчика  «Буратино»

1

2

26-27

А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки

Чтение. Беседа, изготовление игрушки из пластилина по страницам книги.

1

1

28.

Итоговое занятие по разделу.

 Литературная  игра- викторина

1

О наших сверстниках. 11 ч.

29.

Вводное занятие.

Выставка книг о детях.

1

30.

Л. Ян. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Слушание.

1

31-32

М. Горький «Случай с Евсейкой»

Слушание начала сказки. Сочинение продолжения сказочной истории.

1

1

33-34

Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунской.

Творческая работа: Миниатюра «Как мне имя выбирали».

1

1

35-36

Сказка для 1 -4 кл. «Обыкновенное чудо»

Новогодний бал- маскарад

2

37- 38

Н. Носов «Мишкина каша»

Чтение рассказа. Просмотр фильма. Сравнение фильма и лит. Произведения.

2

39.

Итоговое занятие по разделу.

 Литературная  игра- викторина

1

Книги о животных.12 ч.

40

Вводное занятие.

Выставка книг о животных. Рассказ об авторах, иллюстраторах.

1

41-42

Е. Чарушин «Волчишко»

Слушание –рассматривание книги. Рисование иллюстраций

1

1

43-44

Н. Сладков «Как медвежонок сам себя напугал»

Слушание.  Работа с книгой. Словесное рисование главного героя.

1

1

45-46

О. Перовская  «Ребята и зверята»

Развитие читательских умений. Чтение рассказов по выбору, рассказы о прочитанном.

2

47-48

О. Перовская  «Ребята и зверята»

Изготовление фигурок животных из бумаги.

2

49-50

Р. Киплинг «Книга джунглей»

Просмотр мультфильма «Рикки –тикки –тави». Беседа.

2

51.

  Итоговое занятие по разделу

Участие в Акции «Доброта спасет мир Помощь приюту «Кот и пес»

1

Зарубежная литература. – 8 ч.

52

Вводное занятие

Выставка детских книг

зарубежных авторов. Развитие читательских умений

1

53-54

Ш. Перро –любимые книжки

Работа с книгой .выполнение рисунков

1

1

55-56

Сказки Г. Х. Андерсена

Работа с книгой. Просмотр мультфильма. Мини –сочинение.

1

1

57-58

Сказки братьев Гримм. Госпожа Метелица

Работа с книгой. Слушание. Создание образ а главного

героя.

1

1

59

Итоговое занятие по разделу.

 Литературная  игра- викторина

1

О Родине. 6 ч.

60

Вводное занятие.

Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с произведениями о родине, родной природе.

1

61.

С. Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»

Слушание. Составление словесного портрета

1

62-63

С. Баруздин «Шел по улице солдат»

Самостоятельная работа с книгой. Рисование на тему.

1

1

64.- 65.

Итоговое занятие по разделу.

Групповая работа. Открытка ветерану.

2

Итоговые занятия -3ч.

66.

С моей книжной полки.

Презентация читательских дневников.

1

67- 68

Итоговое занятие по курсу

Викторина « в мире книг»

Выставка  творческих работ.

2

  1. Список литературы

Используемая для  разработки программы и организации образовательного процесса:

  1. Н.Ф. Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы – М.: Вентана-Граф, 2011.
  2. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения»- М. 1991.
  3. Сборник под редакцией И. А. Погореловой «Калейдоскоп внеклассных мероприятий». – М, :народное образование, Илекса, 2002
  4. С. А. Шин Сценарии школьных праздников «Летим мы на крыльях мечты». Издательство: Феникс, Ростов- на- Дону, 2002

Рекомендуемая для детей и родителей:

     Сборник  внеклассное чтение «Полная библиотека». 2 класс. Издательство: Омега-пресс,       2019 г.

Календарно – тематическое   планирование кружка  «Почитай – ка» 2 класс

занятия

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

Форма

проведения

план

факт

теория

практика

1

1.09

Вводный урок.

1

1

2

1.09

Самые интересные книги, прочитанные летом

1

1

Малые фольклорные жанры . 15ч.

3

8.08

Загадки.

1

1

4

8.09

Загадки.

1

1

5

15.09

Путешествие в страну Мультляндию

1

1

6

15.09

Путешествие в страну Мультляндию

1

1

7

22.09

Посещение школьной выставки «Мультляндия»

1

1

8

22.09

Пословицы и поговорки.

1

1

9

29.09

 Небылицы

1

1

10

29.09

 Народные песни. Хакасская колыбельная песня.

1

1

11

6.10

Народные песни.

1

1

12

6.10

Считалки.

1

1

13

13.10

 Скороговорки

1

1

14

13.10

 Скороговорки

1

1

15

20.10

 Итоговое занятие по разделу

1

1

Друзья детства.13 ч.

16

20.10

 Вводное занятие.

1

1

17

27.10

А. Милн «Винни Пух и все-все-все»

1

1

18

27.10

А. Милн «Винни Пух и все-все-все»

1

1

19

3.11

Е. Пастернак «Приключения игрушек в самой обыкновенной квартире»

1

1

20

3.11

Е. Пастернак «Приключения игрушек в самой обыкновенной квартире»

1

1

21

17.11

Б. Житков «Как я ловил человечков»

1

1

22

17.11

Б. Житков «Как я ловил человечков»

1

23

24.11

А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

1

1

24

24.11

А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

1

1

25

1.12

А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

1

1

26

1.12

А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки»

1

1

27

8.12

А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки»

1

1

28

8.12

Итоговый урок по разделу.

1

1

О наших сверстниках. 11 ч.

29

15.12

Вводное занятие.

1

1

30

15.12

Л. Ян. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

1

1

31

22.12

М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

1

32

22.12

М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

1

33-34

29.12-29.12

Сказка для 1 -4 кл. «Обыкновенное чудо»

1

2

35

12.01

Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунской.

1

1

36

12.01

Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунской.

1

1

37

19.01

Н. Носов «Мишкина каша»

1

1

38

19.01

Н. Носов «Мишкина каша»

1

39

26.01

Итоговый урок по разделу.

1

1

Книги о животных.12 ч.

40

26.01

Вводное занятие.

1

1

41

2.02

Е. Чарушин «Волчишко»

1

1

42

2.02

Е. Чарушин «Волчишко»

1

1

43

9.02

Н. Сладков «Как медвежонок сам себя напугал»

1

1

44

9.02

Н. Сладков «Как медвежонок сам себя напугал»

1

1

45

16.02

О. Перовская  «Ребята и зверята»

1

1

46

16.02

О. Перовская  «Ребята и зверята»

1

1

47

2.03

О. Перовская  «Ребята и зверята»

1

1

48

2.03

О. Перовская  «Ребята и зверята»

1

1

49

9.03

Р. Киплинг «Книга джунглей»

1

1

50

9.03

Р. Киплинг «Книга джунглей»

1

1

51

16.03

  Итоговое занятие»

1

1

Зарубежная литература. – 8 ч.

52

16.03

Вводное занятие

1

1

53

30.03

Ш. Перро –любимые книжки

1

1

54

30.03

Ш. Перро –любимые книжки

1

1

55

6.04

Сказки Г. Х. Андерсена

1

1

56

6.04

Сказки Г. Х. Андерсена

1

1

57

13.04

Сказки братьев Гримм. «Госпожа Метелица»

1

1

58

13.04

Сказки братьев Гримм. «Госпожа Метелица»

1

1

59

20.04

Итоговый урок

1

1

О Родине. 6 ч.

60

20.04

Вводное занятие.

1

1

61

27.04

С. Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»

1

1

62

27.04

С. Баруздин «Шел по улице солдат»

1

1

63

4.05

С. Баруздин «Шел по улице солдат»

1

1

64

4.05

Итоговое занятие по разделу. Открытка ветерану.

1

1

65

11.05

Итоговое занятие по разделу. Открытка ветерану.

1

1

Итоговые занятия -3ч.

66

11.05

С моей книжной полки.

1

1

67

18.05

Итоговое занятие по курсу «Почитай – ка» Викторина «в мире книг»

1

1

68

18.05

Итоговое занятие по курсу «Почитай – ка». Выставка творческих работ

1

1

Итого:

68 ч.

31

37

Корректировка дат проведения занятий по календарно – тематическому планированию:

Тема занятия

Кол- во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Примечания

Составила: _____________/ Яковлева И.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно - тематический план по литературному чтению для 2 класса

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС, УУД расписаны по каждой теме...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа и календарно-тематический план уроков русского языка во 2 классе. В.П.Канакина.УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету  «Русский язык»  для 2 класса  МКОУ Куйбышевская общеобразовательная  школа разработана в соответствии с основными положениями федерального государств...

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе

Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления

В рабочей программе  прописано содержание курса кружка  с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии,   календарно - тематическое планирование с теоретически...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления. 3 класс

В рабочей программе  прописано содержание курса кружка  с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии,   календарно - тематическое планирование с теоретически...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления .4 класс

В рабочей программе  прописано содержание курса кружка  с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии,   календарно - тематическое планирование с теоретически...