Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» - Плешаков, А. А. [и др.]. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
1. Общая характеристика учебного предмета
Цель изучения курса «Окружающий мир» для обучаемых 3 класса – помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
2. Описание ценностных ориентиров
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, и чтение, и получение информации от взрослых.
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.
Рабочая программа призвана сохранить ведущую идею курса «Мир вокруг нас» – формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого, и направлено:
– на формирование у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;
– развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;
– воспитание личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: 3 классы – 68 часов (34 учебные недели).
Планируемые предметные результаты изучения курса.
Личностные результаты:
-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Метапредметные результаты:
--Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления:
-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:
-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения:
-способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач:
-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа , организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета:
-овладение логическими действиями сравнения, анализа , синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностям объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета « Окружающий мир».
Предметные результаты:
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувств гордости за национальные свершения, открытия победы;
-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества( наблюдения, запись. измерения, опыт. сравнения, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Воспитательный компонент
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена с учётом рабочей Программы воспитания. Воспитательный компонент данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
-Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором человек вырос и познал все первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать и ценить.
-Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.
- Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьника к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
Календарно – тематическое планирование
по окружающему миру
Учебник Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. В 2 частях. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017.
Дополнительная литература Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для общеобразовательных
учреждений. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2017.
№ | Тема | Кол-во часов | Основные элементы содержания | Основные понятия, вводимые впервые, свойства, алгоритмы | дата | |
Как устроен мир 6 часов | ||||||
1. | Природа | 1 | Познакомить с учебником, тетрадь, основными задачами раздела | Природа | ||
2. | Человек. Стартовая диагностика | 1 | Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | Внутренний мир человека | ||
3. | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | Учить распределять обязанности по проекту, презентовать проект, оценивать результаты работы | Проект, проектная деятельность | ||
4. | Общество | 1 | Учить определять место человека в мире. Характеризовать семью, народ, государство как части общества | Семья, народ, государство, общество | ||
5. | Что такое экология | 1 | Учить анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе | экология | ||
6. | Природа в опасности | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды | Окружающая среда, заповедник, национальный парк | ||
Эта удивительная природа 18 ч. | ||||||
7 | Тела, вещества, частицы Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» | 1 | Учить классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел | Тела, вещества, частицы | ||
8. | Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | 1 | Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала. Ставить опыты по определению крахмала в продуктах | Растворение, крахмал | ||
9. | Воздух. Практическая работа №3 «Свойства воздуха» | 1 | Исследовать с помощью опытов свойства воздуха | Воздух, кислород | ||
10 | Вода. Практическая работа №4 «свойства воды» | 1 | Исследовать и объяснять свойства воды | фильтр | ||
11 | Круговорот воды в природе. Практическая работа №5 | 1 | Высказывать предположения о состояниях воды в природе | Состояние, испарение, круговорот | ||
12 | Берегите воду | 1 | Высказывать предположения о том, зачем надо беречь воду. | Загрязнение, питьевая вода | ||
13 | Как разрушаются камни | 1 | Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород | Разрушение, размыв, выветривание | ||
14 | Что такое почва. Практическая работа №6 «Свойства почвы» | 1 | Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента | перегной | ||
15. | Урок – экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие растений | 1 | Учиться классифицировать растения, характеризовать группы растений | ботаника | ||
16 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | Выявлять сходство и различие процессов питания и дыхания растений | Питание и дыхание | ||
17. | Размножение и развитие растений Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений» | 1 | Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения. | опыление | ||
18. | Охрана растений Проверочная работа | 1 | Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях | |||
19. | Урок – экскурсия в краеведческий музей Разнообразие животных | 1 | Учить классифицировать животных | Зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие | ||
20. | Кто есть кто? Разнообразие природы родного края. Урок – игра. | 1 | Характеризовать животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания | Цепи питания | ||
21. | Размножение и развитие животных | 1 | Характеризовать животных различных групп по способу размножения | Личинка, куколка, малек, головастик | ||
22 | Охрана животных | 1 | Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир | Красная книга | ||
23. | В царстве грибов | 1 | Характеризовать строение шляпочных грибов | Грибница, съедобные и несъедобные грибы | ||
24 | Великий круговорот жизни | 1 | Характеризовать организмы производители, организмы-потребители, организмы-разрушители | Производите-ли, потребите-ли, разрушители | ||
Наше здоровье | 10 | |||||
25 | Организм человека. Источники энергии для человека | 1 | Актуализировать сведения по анатомии и физиологии человека | Анатомия, физиология | ||
26. | Органы чувств | 1 | Распознавать предметы на ощупь, по запаху. | Обоняние, осязание | ||
27 | Кожа. Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи» | 1 | Изучать свойства кожи. Осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи. | Ушиб, ожог, обмораживание | ||
28. | Опора тела и движение | 1 | Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма | Скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка | ||
29. | Урок – игра. Наше питание | 1 | Характеризовать изменения пищи в процессе пищеварения. Составлять меню здорового питания | Белки, жиры, углеводы, пищеваритель-ная система | ||
30. | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса» | 1 | Актуализировать знания о легких и сердце. Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы | Дыхательная, кровеносная системы | ||
31. | Проверим и оценим свои достижения за 1 полугодие | 1 | Качество усвоения материала первого полугодия | |||
32. | Презентация проектов «Богатства, отданные людям» | 1 | Представлять результаты проектной деятельности | |||
33. | Умей предупреждать болезни | 1 | Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний | Закаливание, инфекционные заболевания, аллергия | ||
34. | Урок- квест. Здоровый образ жизни | 1 | Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать | Здоровый образ жизни | ||
Наша безопасность | 7 | |||||
35 | Огонь, вода и газ. | 1 | Актуализировать знания об опасностях в быту. | Диспетчер, телефоны экстренного вызова | ||
36 | Чтобы путь был счастливым. Тест №1 | 1 | Актуализировать правила безопасного поведения на улице | ПДД на улице | ||
37 | Дорожные знаки. Тест №2 | 1 | Актуализировать знания различных групп дорожных знаков | Сервис, предупреждающие, запреща-ющие, информационно-указательные | ||
38 | Проект «Кто нас защищает» | 1 | Находить сведения о Вооруженных Силах, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС | МЧС, полиция | ||
39 | Опасные места | 1 | Актуализировать полученные ранее знания о потенциально-опасных местах | Потенциально-опасные места | ||
40 | Природа и наша безопасность. Проверочная работа | 1 | Характеризовать опасности природного характера | Гроза, змеи, ядовитые растения и грибы | ||
41. | Экологическая безопасность | 1 | Актуализировать полученные ранее сведения о экологической безопасности | Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр | ||
Чему учит экономика | 12 | |||||
42 | Для чего нужна экономика | 1 | Различать товары и услуги.. характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. | Экономика, потребности, услуги | ||
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 | Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике | Природные богатства, капитал, труд | ||
44. | Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые» | 1 | Актуализировать сведения о полезных ископаемых | Месторождение, геолог, полезные ископаемые | ||
45. | Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями» | 1 | Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях | Отрасль, растениеводство | ||
46 | Животноводство. Тест № 3 | 1 | Актуализировать знания о диких и домашних животных | Животноводство | ||
47 | Какая бывает промышленность | 1 | Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров | Добывающая, химическая, легкая, пищевая промышленность, металлургия | ||
48 | Проект «Экономика родного края» | 1 | Собирать информацию об экономике своего края | Проектная деятельность | ||
49 | Что такое деньги | 1 | Раскрывать роль денег в экономике | Деньги, заработная плата, бартер | ||
50 | Государственный бюджет | 1 | Характеризовть государственный бюджет, его доходы и расходы | Бюджет, доходы, расходы, налоги | ||
51 | Урок – игра. Семейный бюджет | 1 | Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы | Стипендия, пенсия | ||
52-53 | Экономика и экология. Тест №4 | 2 | Актуализировать знание о влиянии человека и отраслей экономики на окружающую среду. | Экологическая катастрофа, экологический прогноз | ||
Путешествия по городам и странам | 15 | |||||
54-56 | Золотое кольцо России | 3 | Моделировать маршрут Золотого кольца, используя карту, фотографии | финифть | ||
57 | Проект «Музей путешествий» | 1 | Собирать экспонаты, оформлять экспозицию | проект | ||
58 | Наши ближайшие соседи | 1 | Показывать на карте России ее границы пограничные государства | Сухопутные, морские границы | ||
59 | На севере Европы | 1 | Познакомить с государствами севера Европы, их границами | Скандинавия, фьорды, аквапарк, гейзеры | ||
60 | Что такое Бенилюкс | 1 | Познакомить со странами Бенилюкса | дамба | ||
61 | В центре Европы | 1 | Познакомить с государствами центра Европы, их границами | фиакр | ||
62-63. | По Франции и Великобритании | 2 | Познакомить с государствами Франция и Великобритания, их границами | Эйфелева башня, Лувр, Тауэр, Биг Бэн | ||
64. | На юге Европы | 1 | Познакомить с государствами юга Европы, их границами | Акрополь, колизей | ||
65 | Урок- путешествие. По знаменитым местам мира | 1 | Познакомить с достопримечательностями разных стран | |||
66. | Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие | 1 | Качество усвоения материала первого полугодия | |||
67.-68 | Презентации проектов | 2 | Выступать с подготовленными сообщениями | Защита проектов | ||
Итого | 68 |
Проверка и оценка усвоения программы.
Уровень усвоения материала проверяется с помощью контрольных и проверочных работ, которые включают базовый и повышенный уровни.
Главными формами контроля являются предметные и обобщающие уроки, экскурсии, практические работы.
Контрольно-измерительные материалы.
№ урока | Дата | Вид работы | Тема |
2 | 1 неделя | Стартовая диагностика | Человек |
18 | 9 неделя | Проверочная работа | Охрана растений |
31 | 16 неделя | Проверочная работа | Проверим и оценим свои достижения за 1 полугодие |
36 | 18 неделя | Чтобы путь был счастливым. Тест №1 | Чтобы путь был счастливым. |
37 | 19 неделя | Дорожные знаки. Тест №2 | Дорожные знаки. |
40 | 20 неделя | Проверочная работа | Природа и наша безопасность. |
46 | 23 неделя | Тест №3 | Животноводство |
53 | 27 неделя | Тест №4 | Экономика и экология. |
66 | 33 неделя | Проверочная работа | Проверим и оценим свои достижения за 2 полугодие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...