Внеурочная деятельность " Юные краеведы"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Юные краеведы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы « Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А. Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п.
Цели и задачи курса
Цели курса – формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно – географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса:
- формирование знаний о природных особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; об умении ориентироваться в своём родном городе (селе), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края;
- развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко – природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования;
- воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.
В 2 классе краеведение начинает изучаться с раздела «Мир культуры», так как второклассники не имеют ещё достаточных знаний для знакомства с природно - географическими понятиями. В 3 классе изучается раздел «Мир природы», а в 4классе – «Мир истории».
Место курса в учебном плане
Программа краеведческого кружка рассчитана на 3 года (2, 3, 4 классы). На занятия отводится 1 час в неделю - 34 часа в год.
Содержание курса
В 4 классе изучается II раздел курса «Азбука Смоленского края» С. А. Болотовой «Мир истории», т.к. четвероклассники уже обладают достаточными познаниями, которые они получают в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Наши предки
Кривичи – предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия: земледелие, скотоводство, охота, бортничество, рыболовство, смолокурение. Смоленск – древний город кривичей.
«Из варяг в греки»
Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.
Города Смоленщины
Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края. Древние города: Смоленск, Дорогобуж, Ельня, Вязьма, Рудня, Велиж, Поречье (Демидов).
Смоленская крепостная стена
Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, её неприступность. Башни крепости. Зодчий Фёдор Конь.
Военное прошлое
Сущность понятия «город – воин». Причины, по которым земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства.
Битвы с монголо – татарами. Герои этой войны. Значение сражения под Смоленском.
Война с Польшей 1609 – 1611гг. Героическая оборона Смоленска 1609 – 1611гг. Главное значение Смоленского сражение.
Война с Германией 1941 – 1945гг. Смоленское сражение, его значение. Оккупация области. Партизанское движение в тылу врага. Освобождение Смоленщины от немецко – фашистских захватчиков.
Награды Смоленщины
Восстановление Смоленщины. Трудовые подвиги смолян. Награды города – героя Смоленска и области.
Места боевой славы
Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине.
Наши земляки
Люди, прославившие наш край: М. Глинка, Н. Пржевальский, П. Нахимов, М. Исаковский, Н. Рыленков, Ю. Гагарин.
Расхождение авторской и рабочей программы
Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п. Количество тем в разделах остаётся авторским.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты:
- бережное отношение к памятникам прошлого;
- любовь и бережливость к истории родного края.
Метапредметные результаты:
- развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;
- развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;
- развитие умения проводить самостоятельные наблюдения;
- развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами.
Предметные результаты
К концу 4 класса учащиеся получат возможность узнать:
- как называли предков – смолян, их основные занятия;
- торговые связи смолян в древности;
- название древних городов Смоленщины;
- причины возведения в Смоленске крепостной стены;
- названия некоторых башен Смоленской крепостной стены;
- героические страницы смоленской земли;
- памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;
- награды Смоленска и области;
- имена некоторых земляков, прославивших родной край
К концу 4 класса учащиеся получат возможность научиться:
- определять, находить и показывать на исторических картах, планах города, картах - схемах изученные исторические объекты;
- проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;
- оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать модели культурно – исторических объектов;
- подготовить рассказ, сообщение культурно-исторического содержания.
Календарно - тематическое планирование занятий
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Раздел «Мир культуры» | 34 | |||
1 | Введение. Давайте познакомимся! | 1 | 02.09. | Чем занимается краеведение? |
2 | Жилища наших предков | 1 | 09.09. | с.2-6 |
3 - 7 | В смоленской избе | 5 | 16.09.-14.10 | Экскурсия во Флёново |
8 | Предметы быта смолян | 1 | 21.10. | |
9 | Во что одевались наши предки | 1 | 28.10. | С.18-24 |
10 | Головные уборы, обувь, украшения | 1 | 11.11. | С.26-34. |
11 | Как сделать пояс? | 1 | 18.11. | С.123-124 Пр. раб. |
12 | Что ели наши предки | 1 | 25.11. | С.35-41 |
13 | Правила поведения за столом | 1 | 09.12. | С.41-42, 129 |
14 | Праздник «Русская кухня» | 1 | 16.12. | Пр. занятие |
15 | Праздники: календарные, религиозные, семейные. | 1 | 23.12. | С.48-55 |
16 | Народные игры | 1 | 13.01. | С.58-65 |
17 | Разучивание детских игр | 1 | 20.01. | Пр. занятие |
18 | Русский хоровод | 1 | 27.01. | С.66-68 |
19 | В гости к танцевальному кружку | 1 | 03.02. | Экскурсия |
20 | Как возникла письменность? | 1 | 10.02. | С.69-75 |
21 | Берестяные грамоты. | 1 | 17.02. | С.76-82 |
22 | Создание рукописной книги пером и чернилами | 1 | 24.02. | Пр.раб. |
23 | Смоленские храмы | 1 | 03.03. | С.86-92 |
24 | Правила поведения в храме | 1 | 10.03. | С.137 |
25- 27 | Храмы и монастыри Смоленщины | 3 | 17.03.-07.04 | Экскурсия в Успенский собор |
28 | Книжка – малышка «Главный храм Смоленска» | 1 | 14.04. | С. 101 Пр.Раб.
|
29 | Культура Смоленщины сегодня | 1 | 21.04. | С.109-110 |
30- 32 | Какие библиотеки есть в нашем городе? | 3 | 28.04.-12.05 | Экскурсия в детскую библиотеку |
33 | Создание копилки знатока (стихи, песни о Смоленске) | 1 | 19.05. | Пр. раб. |
34 | Скажем друг другу до свидания | 1 | 26.05. | Викторина |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
Раздел «Мир природы» | 34 | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 08.09. | Знакомство с учебником | |
2 | Природные особенности Смоленской области: географическое положение, площадь | 1 | 15.09. | ||
3 | Природные особенности Смоленской области: рельеф, климат | 1 | 22.09. | Экскурсия в овраг | |
4 | Почвы Смоленской области | 1 | 29.09. | ||
5 | Конкурс рисунка «Берегите почву!» | 1 | 06.10. | Творческая работа | |
6 | Полезные ископаемые | 1 | 13.10. | ||
7 | О чём рассказывают камни? | 1 | 20.10. | Пр. занятие | |
8 | Водоёмы Смоленщины | 1 | 27.10. | ||
9 | Озеро Сапшо – «Байкал в миниатюре» | 1 | 10.11. | Заочная экскурсия | |
10 | Что мы узнали об особенностях неживой природы Смоленщины | 1 | 17.11. | Творческая работа | |
11 | Растения леса нашего края | 1 | 24.11. | ||
12 | Викторина «Угадай, что в лесу растёт?» | 1 | 01.12. | Пр. занятие | |
13 | Растения луга нашего края | 1 | 08.12. | ||
14-16 | Экскурсия в музей «Смоленский лён» | 3 | 15.12.- 12.01. | Экскурсия | |
17 | Работа с гербарием | 1 | 19.01. | Пр. занятие | |
18 | Растения болота нашего края | 1 | 26.01. | ||
19 | Конкурс рисунка «В гостях у Водяного» | 1 | 02.02. | Творческая работа | |
20 | Грибы | 1 | 09.02. |
| |
21 | Игра «Съедобный или несъедобный» | 1 | 16.02. | Пр. занятие | |
22 | Растения из Красной книги Смоленской области | 1 | 23.02. | ||
23 | Животные Смоленской области: рыбы, земноводные и пресмыкающиеся | 1 | 01.03. | ||
24 | Насекомые нашего края | 1 | 08.03 |
| |
25 | Работа с коллекцией насекомых | 1 | 15.03. | Пр. занятие | |
26 | Птицы нашего края | 1 | 05.04. | ||
27 | Изготовление макетов домиков для птиц | 1 | 12.04. | Пр. занятие | |
28 | Млекопитающие нашего края | 1 | 19.04. | ||
29 | Викторина «Теремок» | 1 | 26.04 | Пр. занятие | |
30 | Животные, занесённые в Красную книгу Смоленской области | 1 | 03.05. | ||
31-33 | Экскурсия в музей природы | 3 | 10.05.-24.05 | Экскурсия | |
34 | Сбережём природу родного края! | 1 | 31.05. | Итоговое занятие |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
Раздел «Мир истории» | 34 | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 08.09. | Знакомство с учебником | |
2 | Наши предки | 1 | 15.09. | ||
3-9 | Города Смоленщины | 7 | 22.09. -10.11. | Экскурсия в п. Пржевальское в музей партизанской славы | |
10 | «Из варяг в греки» | 1 | 17.11. | ||
11 | Смоленская крепостная стена | 1 | 24.11. | ||
12-13 | Изготовление макета крепостной стены | 2 | 01.12. 08.12. | Творческая работа | |
14 | Война с монголо – татарами под Смоленском | 1 | 15.12. | ||
15 | Война с Польшей 1609 – 1611гг. | 1 | 22.12. | ||
16 | Заочная экскурсия в Успенский собор | 1 | 12.01. | Заочная экскурсия | |
17 | Война с Германией 1941 – 1945 гг. | 1 | 19.01. | ||
18-20 | Экскурсия в музей Великой Отечественной войны | 3 | 26.01.-09.02. | Экскурсия | |
21 | Награды Смоленщины | 1 | 16.02 | ||
22-24 | Экскурсия на Катынский мемориал | 3 | 02.03.-16.03 | Экскурсия | |
25 | Викторина «Мой Смоленск» | 1 | 23.03. | ||
26 | Наши земляки | 1 | 06.04. | Творческая работа | |
27-34 | Экскурсия в Новоспасское | 8 | 13.04.-25.05. | Экскурсия в Новоспасское |
Учебно-методические средства обучения
- С. А. Болотова. Программа Регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». - Смоленск, , 2006.
- С. А. Болотова . Азбука Смоленского края: части 1, 2, 3: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, Ассоциация XXI век, 2010.
Мониторинговая карта достижения обучающимися планируемых результатов внеурочной деятельности
Название программы внеурочной деятельности «Юные краеведы»
Направление внеурочной деятельности общекультурное
Возраст обучающихся 9 – 10 лет
Содержание мониторинговой карты
Критерии | Показатели | Инструментарий | |
Личностные результаты (блок, формируемая ценность): - бережное отношение к памятникам прошлого; - любовь и бережливость к природе родного края. | Воспитательные результаты 1 уровня Развитие интереса к природе родного края. Воспитательные результаты 2 уровня Стремление к бережному отношению к природе родного края. Воспитательные результаты 3 уровня Участие в мероприятиях по пропаганде и сохранению природы родного края. | Методика «Таинственное письмо» Методика «Незавершённая сказка» Методика «Кто я?»(модификация методики М.Куна) | |
Воспитательный эффект | Обучающиеся будут осознанно выполнять правила поведения в природе, обосновывать необходимость их соблюдения, проводить самостоятельные наблюдения в природе. | ||
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: - развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; | Методика «Полоска» (Л.И.Аршавина) | |
Прогнозируемый эффект | Повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности. | ||
Регулятивные УУД: - развитие умения проводить самостоятельные наблюдения. | Методика «Методика на внимание»(Я.Гальперин, С.Л.Кобыльницкая» | ||
Прогнозируемый эффект | В процессе занятий у обучающихся формируется умение проводить самостоятельные наблюдения (определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, проговаривать последовательность своих действий, анализировать их и управлять ими). | ||
Коммуникативные УУД: - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при совместной деятельности. | Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»
| ||
Прогнозируемый эффект | В процессе занятий у обучающихся формируются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при совместной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Юный краевед"
Рабочая программа по курсу «Краеведение» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у ...
Занятие кружка по внеурочной деятельности "Юный краевед- исследователь" по теме "Игра: прошлое и настоящее. Работа с источником информации"
Занятие построено в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. ...
Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
Программа кружка "Юный краевед" рассчитана на внеурочную деятельность с 1 по 4 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный краевед» 1 – 4 класс
Россия, Родина, Клинский район, Клин… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать желание беречь и приумножать лучшие ...
Занятие кружка по внеурочной деятельности "Юный краевед- исследователь" по теме " Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экологических знаков." 2 класс
Занятие построено в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся....
Программа по внеурочной деятельности Юный краевед- исследователь 1- 4 класс. Социальное направление
Программа «Юный краевед- исследователь» направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы ...
Занятие кружка по внеурочной деятельности "Юный краевед- исследователь"
Цель занятия: учить ставить проблему, определять объект исследования....