Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа кружка "Юный краевед" рассчитана на внеурочную деятельность с 1 по 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_kraeved.doc | 296.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
Изучение краеведения на ступени начального образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях, особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий нашей области;
- овладение умениями ориентироваться на местности; применять знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Обязательный минимум содержания образовательных программ
Родной край - малая родина. Родина - место, где родился человек, где живут его родные люди.
Месторасположение города, поселка, на карте России.
Родительский дом — основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты. Выдающиеся люди родного края о своих родителях, отчем доме.
Формирование естественных и искусственных природных обществ и в Алтайском крае, своем месте проживания.
Заповедные места нашей области. Памятники природы родного края. Красная книга растений и животных Алтайского края.
Народное творчество в родном крае.
Труженики родного края. О тех, кто растит хлеб, выплавляет метал, защищает Родину, открывает мир добра и красоты, писатели, путешественники. Связь поколений. Герои Великой Отечественной войны сыны и дочери земли Алтайской.
Требования к уровню подготовки по краеведению
В результате изучения краеведения
ученик должен знать/понимать:
- понятия «малая родина», «природное сообщество»;
- названия населенных пунктов Алтайского края(название населенного пункта, где школьник проживает, название краевого центра, названия нескольких городов и сел Алтайского края, главной реки Алтайского края - реки Обь с притоком Иртыш;
- состав своей семьи; место работы родителей;
- заповедные места нашей области, памятники природы родного края, представителей Красной книги растений и животных Алтайского края;
- основные природные и искусственные сообщества Алтайского края;
- правила поведения в природном сообществе;
- основных представителей растительного и животного мира Алтайского края;
- загадки о растениях и животных родного края, пословицы о труде;
- основные сведения о выдающихся людях родного края (по усмотрению учителя).
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры влияния хозяйственной деятельности на природу;
- приводить примеры влияния природы на жизнь человека;
- показывать на карте Алтайского края свой населенный пункт;
- определять растения по гербарию, по внешнему виду;
- пояснять значение липецких топонимов;
- объяснять уникальные черты Алтайского края, отличающие его от других территорий России;
- применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- сочинять экологические сказки;
- составлять описание своего дома, связного текста из деформированных предложений;
- выявлять особенности состояния природы родного края в зависимости от времени года;
- составлять описание образа жизни животных, проживающих на территории края;
- составлять небольшие рассказы об изделиях народного промысла Алтайского края (колыванские вазы, изделия из бересты);
- составлять описание добрых дел людей, живущих в Алтайском крае.
ПРОГРАММА КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ»
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе положений Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования, а также учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2013 – 2014 учебный год.
Необходимость развития подрастающего поколения в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, содержательнее будут знания школьников о родном крае и его лучшим людях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма, в усвоении и воспроизводстве социального опыта.
Реализация краеведческого компонента на начальной ступени школьного образования ориентирует педагогический процесс на формирование у ребенка социокультурной картины окружающего мира, приобретение знаний и умений социальных отношений в ближайшем окружении. Овладение учебной деятельностью обусловлено потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желанием занять определенное место в системе доступных общественных отношений. При этом следует учитывать, что формирования отношений у младшего школьника имеет свои особенности. С одной стороны, повышенная эмоциональность, сопровождающая в процессе познания предоставляют возможность ребенку осознать своё личностное отношение к тому, что его окружает. С другой - младший школьник воспринимает окружающий мир конкретнообразно, и ему еще сложно самостоятельно выявлять социальную значимость явлений и объектов. Использование в учебновоспитательном процессе социализирующих возможностей краеведческой деятельности способствует разрешению данного противоречия (учение родного края позволяет сформировать у ребенку культурную картину мира, знания и умения социальных отношений в знакомых конкретных их проявлениях. Успешное вхождение ребенка в общественную среду и активное производство системы социальных связей возможно только при развитии у него коммуникативно-речевых способностей, где язык и речь выступают как ступени единого познания языка: от коммуникативно-речевых ситуаций к языку и от языка к речи, от лексики к грамматике. Речь производна от социального контекста, она — своеобразная «карта» территории, которая отображает такие социальные категории, как роли, статусы, ситуации, события через выбор тех или иных языковых средств. Младший школьник усваивает опыт социальных отношений прежде всего через языковой обмен в определенных социальных ситуациях. При этом передача и восприятие социальной информации посредством языка у ребенка имеет непосредственную связь с состоянием его эмоциональной жизни.
Одной из важнейших специфических характеристик краеведения является его интегративная сущность. Краеведение включает в себя сведения по родному языку и литературе, истории, географии, биологии и другим областям знаний. Так как в младшем школьном возрасте важным для социализации компонентом содержания школьного образования является родной язык и литература, то реализацию социально-педагогической функции краеведения на начальной ступени школьного образования целесообразно осуществлять через преподавание краеведческого курса на основе изучения родного языка и литературы.
Основной педагогической целью является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Реализация целей программы предусматривает решение следующих задач:
- формирование у школьников знаний об уникальности, культурных и природных особенностях родного края посредством реализации в учебном процессе коммуникативной функции родного языка;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к родному дому, семье, школе как части культурного наследия родного края;
- формирование умений и навыков социальных отношений на основе анализа культурного и природного наследия своего родного края.
Задачи изучения родного края соотносятся с конкретными задачами обучения русскому языку в начальных классах, которые сводятся к следующему:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах;
- усвоение основ знаний из области фонетики, грамматики, лексики, морфемики;
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение словарного запаса.
Основными понятиями содержания данного предметного курса выступают понятия малой родины, родного дома, родного языка, на родной культуры, окружающей природы.
Круг и содержание краеведческих знаний, тематика и формы организации учебной деятельности в данной программе определяются с учетом возрастных особенностей школьников и доступности с педагогической и практической сторон.
Организационные основы предполагают однопредметное и многопредметное включение данной программы в образовательный процесс. При включении учебного материала программы в содержание таких учебных предметов, как русский язык, литературное чтение, природоведение, необходимо учитывать соответствие материала темам и основному содержанию указанных предметов. Реализация в рамках предмета по выбору осуществляется за счет учебного времени вариантной части базисного плана.
Реализация данной программы предполагает использование разных форм и методов учебной деятельности. Среди них использование годов устного изложения материала (беседы, объяснения, рассказы, выполнение творческих и практических работ.
Учебно-тематический план 1 класс
«МОЙ РОДНОЙ ДОМ»
№ Урока | Тема | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы | Экскурсии | Примечание |
1 четверть (8 ч) | ||||||
1. | Что изучает краеведение? | 1 | ||||
2. | Мой дом | 1 | ||||
3. | Мир твоего дома | 2 | ||||
4. | Жизнь каждого члена семьи | 1 | ||||
5. | Отношения в семье | 1 | ||||
6. | Моя родословная | 1 | ||||
7. | Я и моя семья | 1 | ||||
2 четверть (8 ч) | ||||||
8. | Родная школа | 1 | ||||
9. | Трудовая жизнь в школе | 1 | ||||
10. | Составление макета «Школа - мой дом» | 2 | ||||
11. | Народные праздники и обряды | 1 | ||||
12. | Новый год | 1 | ||||
13. | Рождественские колядки | 1 | ||||
14. | Обобщающий урок | 1 | ||||
3 четверть (11 ч) | ||||||
15. | Мой город (село) | 1 | ||||
16. | Заочное путешествие по древнему Алтаю | 1 | ||||
17. | Моя улица | 1 | ||||
18. | Крестьянская изба | 1 | ||||
19. | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 1 | |||
20. | История одежды. История вещей | 2 | ||||
21. | Язык народа | 1 | ||||
22. | Игрушечных дел мастера | 1 | ||||
23. | Русские народные игры | 1 | ||||
24. | Художественные промыслы | 1 | ||||
4 четверть (6 ч) | ||||||
25. | Наш современный город | 1 | ||||
26. | Экскурсия по родному городу | 1 | 1 | |||
27. | Занятия населения в древности | 1 | ||||
28. | Такие разные профессии | |||||
29. | Профессии в моей семье | 1 | ||||
30. | Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты, типографии и т.д.) | 1 | 1 | |||
31. | Обобщающий урок «Знатоки родного края» | 1 | ||||
Всего часов | 33 |
Содержание разделов и тем
(1 КЛАСС)
1 четверть
Тема 1. Введение. Что изучает краеведение?
Тема 2. Мой дом. Понятие «дом»: дом - жилище, дом - семья, дом - это место жизни человека.
Тема 3. Мир твоего дома. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.
Тема 4. Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».
Тема 5. Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.
Тема 6. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.
Тема 7. Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Именины.
2 четверть
Тема 8. Родная школа. История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница.
Тема 9. Трудовая жизнь в школе. Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения.
Тема 10. Составление макета «Школа - мой дом» (необходима предварительная подготовка материала).
Тема 11. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.
Тема 12. Новый год. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах.
Тема 13. Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово.
Тема 14. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание по усмотрению учителя).
3 четверть
Тема 15. Мой город (село). Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии города, застройках, занятиях людей.
Тема 16. Заочное путешествие по древнему Алтаю.
Тема 17. Моя улица. Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.
Тема 18. Крестьянская изба. Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку?
Тема 19. Экскурсия в краеведческий музей. Назначение предметов крестьянского быта.
Тема 20. История одежды. История вещей (по усмотрению учителя). Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме Воронежского края.
Тема 21. Язык народа. Происхождение русского языка. Наречия.
Учебно-тематический план 2 класс
№ Урока | Тема | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы | Экскурсии | Примечание |
1 четверть (9 ч) | ||||||
1. | Введение. Что такое культурное наследие, что такое культура? | 1 | ||||
2. | Что такое музей? | 1 | ||||
3. | Источники изучения жизни народа | 1 | ||||
4. | Путешествие в страну книг | 1 | ||||
5. | Что такое время? | 1 | ||||
6. | Что такое вещь? Вещь как портрет эпохи; портрет человека | 1 | ||||
7. | Как были придуманы и развивались предметы | 2 | ||||
8. | Семейная реликвия | 1 | ||||
2 четверть (7 ч) | ||||||
9. | Город. Как он появился и развивался | 1 | ||||
10. | Краевые музеи | 2 | 1 | |||
11. | Памятники истории и культуры на территории Алтайского края | 3 | ||||
12. | Обобщающий урок | 1 | ||||
3 четверть (10 ч) | ||||||
13. | Музей в моей школе | 2 | 1 | |||
14. | Каменные ветераны | 6 | ||||
15. | Церковные памятники архитектуры | 2 | ||||
4 четверть (8 ч) | ||||||
16. | Путешествие по главным улицам Барнаула | 3 | ||||
17. | Памятники на алтайской земле | 3 | ||||
18. | Обобщающий урок «Люби и знай свой край» | 2 | ||||
Всего часов | 34 |
Содержание разделов и тем
(2 КЛАСС)
1 четверть
Тема 1. Введение. Что такое культурное наследие, что такое культура? Содержание понятий «культура», «наследие», «культурное наследие». Равноценность культур всех народов.
Тема 2. Что такое музей? Музей - «машина времени». Какие бывают музеи. Музейные профессии.
Тема 3. Источники изучения жизни народа. Содержание понятия «исторические источники». Классификация источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ и записанный рассказ-книга, обычай, ритуал и т.д.).
Тема 4. Путешествием страну книг. Посещение библиотеки, знакомство с писателями Алтайского края.
Тема 5. Что такое время? Содержание понятий «время», «дата», «год», «век».
Тема 6. Что такое вещь? Вещь. Свойства вещи. Вещь как портрет эпохи; портрет человека. Почему вещи попадают в музей? Копия, подлинник.
Тема 7. Как были придуманы и развивались предметы. Посуда. От глины к пластмассе. Мебель и бытовые приборы, их развитие. Орудия и оружие. Транспорт. От колеса к ракете.
Тема 8. Семейная реликвия. Вещь - семейная реликвия. Поиск семейной реликвии.
2 четверть
Тема 9. Город. Как он появился и развивался. Элементы, необходимые каждому городу. Общие тенденции развития городов. План и карта города.
Тема 10. Краевые музеи.
Тема 11. Памятники истории и культуры на территории Алтайского края.
Тема 12. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание - по усмотрению учителя).
3 четверть
Тема 13. Музей в моей школе. Работа с экспозицией музея.
Тема 14. Каменные ветераны.
Тема 15. Церковные архитектурные памятники
4 четверть
Тема 16. Путешествие по главным улицам г. Барнаула.
Павловский тракт, проспект Ленина, проспект Красноармейский и т.д.
Тема 17. Памятники на алтайской земле. Экскурсии к памятникам (по выбору учителя).
Тема 18.Обобщающий урок «Люби и знай свой край». Место и значение музеев, памятников в истории развития города Барнаула и края.
Учебно-тематический план 3 класс
№ Урока | Тема | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы | Экскурсии | Примечание |
Тема I. Край ты мой, родимый край! (4 часа) | ||||||
Урок 1. | Родной край - малая родина. | 1 | ||||
Урок 2. | Есть такая земля - Алтайский край. | 1 | ||||
Урок 3. | Карта Алтайского края.. | 1 | ||||
Урок 4. | Удивительное рядом (выполнение творческой работы по теме) | 1 | ||||
Тема II. Как хорошо, что есть семья (5 часов). | ||||||
Урок 5 | Моя семья. | 1 | ||||
Урок 6. | Мама и папа идут на работу. | 1 | ||||
Урок 7. | Праздники в семье. | 1 | ||||
Урок 8. | Выдающиеся люди родного края об отчем доме. | 1 | 1 | |||
Урок 8. | Дом, в котором мы живем (выполнение творческой работы по теме). | 1 | ||||
Тема Ш. Маленькие открытия родного края (11 часов). | ||||||
Урок 10, 11. | Пейзажи природы родного края.. | 2 | ||||
Урок 12,13. | Разнообразие животного мира Алтайского края. (выполнение творческой работы по теме). | 2 | ||||
Урок 14. | Заповедные места родного края. | 1 | ||||
Урок 15,16. | Времена года. | 2 | 1 | |||
Урок 17. | Погода на территории родного края. | 1 | ||||
Урок 18. | Народные приметы о погоде. | 1 | ||||
Урок 19. | Природа каждому нужна. | 1 | ||||
Урок 20. | Обобщающее повторение по теме «Маленькие открытия родного края». | 1 | ||||
Тема IV. Народное творчество в родном крае (4 часа). | ||||||
Урок 21. | Устное народное творчество Алтайского края. | 1 | ||||
Урок 22. | Игры и забавы прошлого и настоящего в родном крае. | 1 | ||||
Урок 23, 24. | Путешествие в город мастеров. | 2 | ||||
Тема V. Добрые дела жителей родного края (6 часов). | ||||||
Урок 25. | Труженики родного края. | 1 | ||||
Урок 26. | Наши земляки - защитники Отечества. | 1 | 1 | |||
Урок 27. | Добрые дела красят человека (выполнение творческой работы по теме). | 1 | ||||
Урок 28 | Герои Великой Отечественной войны — сыны и дочери земли алтайской. | 1 | 1 | |||
Урок 29,30. | Замечательные люди Алтайского края | 2 | ||||
VI. Повторение и обобщение. Люби и знай свой край родной (4 часа). | ||||||
Урок 31. | Урок-викторина «Кто лучше знает о крае родном? Кто больше расскажет о нем?» | 1 | ||||
Урок 32. | Урок-конкурс «Я живу на алтайской земле». | 1 | ||||
Урок 33. | Я познаю мир. Всей семьей на природу. | 1 | ||||
Урок 34. | Нет земли краше, чем Родина наша. | 1 | ||||
Всего | 34 |
3 класс
Тема I. Край ты мой, родимый край! (4 часа)
Родной край - малая родина. Родина — место, где родился человек не живут его родные люди. Происхождение слова «родина». Поэтические строки о родине.
Карта Алтайского края.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: суть понятия «малая родина»; шесть названий населенных пунктов Алтайского края (название населенного пункта, где школьник проживает, название областного центра, название двух городов и двух сел Алтайского края; название главной реки Алтайского края - реки Обь с притоком Иртыш.
Учащиеся должны уметь: составлять небольшое описание того, что находится в ближайшем окружении.
Тема II. Как хорошо, что есть семья.
Разговор о маме и папе, бабушках и дедушках, о сестрах и братьях. Мама и папа идут на работу. Праздники в семье. Родительский дом - основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты. Выдающиеся люди родного края о своих родителях, отчет доме.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать: состав своей семьи; место работы родителей.
Учащиеся должны уметь: составлять описание своего дома.
Тема III.
Родные пейзажи, леса с торжественным гулом в вершинах де, луга с россыпью цветов (растения, кустарники, ягодные, грибы). Разнообразие животного мира (звери и птицы). Заповедные места Времена года. Погода на территории родного края. Народные приметы о погоде.
Игровая деятельность:
1. Дидактическая игра «Кто, где живет и чем питается?»
2. Игра-путешествие по лесным тропинкам «Природа каждому нужна»
3. Пальчиковые игры-физминутки: «Цветок», «Жук», «Аист», «Дождь», «Речка».
4. Игра «Поиграем в слова».
Информационный час «Это интересно знать».
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: десять названий растений, произрастающих на территории Липецкой области (пять деревьев, пять названий травянистых растений - цветы, ягоды); четыре названия съедобных и ядовитых грибов Алтайского края пять названий животных, обитающих в лесах края.
Учащиеся должны уметь: выявлять особенности состояния природы родного края в зависимости от времени года; составлять описание образа жизни животных, проживающих на территории края.
Тема IV. Народное творчество в родном крае.
Малые фольклорные жанры «На ярмарке» (пословицы, песни, потешки, скороговорки, загадки, считалки). Игры и забавы. В гости к мастеру. Удивительный мир игрушек. Колыванские вазы.
Творческая, работа: «Путешествие в город мастеров» (урок сказка).
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: три загадки о растениях и животных родного края, две пословицы о труде.
Учащиеся должны уметь: составлять небольшие рассказы об изделиях народного промысла Алтайского края (колыванские вазы, изделия из бересты)
Тема V. Добрые дела жителей родного края.
Труженики родного края. О тех, кто растит хлеб, выплавляй металл, защищает Родину, открывает мир добра и красоты. Связь поколений. Герои Великой Отечественной войны - сыны и дочери земли Алтайской. Вспомним всех поименно.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: основное сведения о выдающихся людях родного края (по усмотрению учителя).
Учащиеся должны уметь: составлять описание добрых дел нишей, живущих в Липецкой области (см. творческую работу).
Тема VI. Повторение и обобщение. Люби знай свой край родной.
Учебно-тематический план 4 класс
Введение (2 часа) | ||
Урок 1. | Особенности карты Алтайского края. | 1 |
Урок 2. | Описание территории родного края. | 1 |
Раздел I. Сокровища земли родной (24 часа). Тема «Мир природы» (14 часов) | ||
Урок 3. | Поверхность нашего края. | 1 |
Урок 4, 5. | Подземные богатства. Их использование человеком. | 1 |
Урок 6. | Почва Алтайского края | 1 |
Урок 7. | Реки, озера, родники Алтайского края. | 2 |
Урок 8, 9. | Растения нашего края: луговые, лесные, болотные. | 1 |
Урок 10 | Съедобные и ядовитые грибы Алтайского края. | 1 |
Урок 11. | Культурные растения на территории родного края. | 1 |
Урок 12. | Животные нашего края: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери). | 1 |
Урок 13. | Дикие и домашние животные. | 2 |
Урок 14, 15. | Урок-экскурсия «Богат и разнообразен мир природы нашего края». | 1 |
Урок 16. | Обобщающий урок «Разнообразие мира природы родного края» (по итогам изучения темы). | 1 |
Тема «Мир истории» (10 часов) | ||
Урок 17. | Территория края во времена Древней Руси. | 1 |
Урок 18, 19 | Петр Великий в истории нашего края. | 1 |
Урок 20, 21. | Страницы истории нашего края XIX века. | 2 |
Урок 23. | Великая война - великая Победа. | 2 |
Урок 23. | Страницы истории края на рубеже XX-XXI вв. | 2 |
Урок 24, 25. | Урок-экскурсия по местам боевой и исторической славы | 1 |
Урок 26. | Обобщающий урок «Ожившие страницы прошлого» ( По итогам изучения темы). | 1 |
Раздел III. Сокровища земли родной в жизни человека (6 часов) Тема «Охрана природы Алтайского края» (3 часа) | ||
Урок 27 28. | Охраняемые природные территории родного края. | 2 |
Урок 29. | Красная книга Алтайского края. | 1 |
Тема «Родной край в жизни человека» | 3 | |
Урок 30. | Значение знаний о природе, истории родного края в жизни человека. | 1 |
Урок31,32. | Театры, музеи, библиотеки на территории родного края | 2 |
Повторение и обобщение (2 часа) | ||
Урок 33. | Урок-викторина «Люби и знай свой край родной». | 1 |
Урок 34. | Урок – проект «Парк будущего» | 1 |
4 КЛАСС
Введение
Карта Алтайского края среди многообразия географички карт. Ее особенности. Текст как способ описания территории края.
Практическая работа: характеристика территории края с использованием карты области.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: особенности географической карты Алтайского края.
Учащиеся должны уметь: составить связный текст-описание окружающей местности по заранее намеченному плану.
Раздел I. Сокровища земли родной
Тема «Мир природы»
Поверхность нашего края. Особенности рельефа и климата.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: особенности рельефа и климата Липецкой области;
Учащиеся должны уметь: составить текст-повествование на о иную учителем тему о климате и рельефе родного края.
Подземные богатства. Их использование человеком. Полезные ископаемые.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: полезные ископаемые родного края (известняк, глина, песок, мел и т.д.), их использование человеком.
Учащиеся должны уметь: различать по внешнему виду полезные ископаемые (2-3) и составлять их характеристику с интонационно правильными оформленными однородными членами предложения.
Почвы. Почва Алтайского края.
Творческая работа: составление кроссвордов, ребусов, загадок на тему «Почва родного края».
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать: особенности почвенного покроя родного края.
Учащиеся должны уметь: проводить сравнение почв по плодородию с использованием плана.
Водные объекты: реки, озера, родники.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: название рек Алтайского края
Учащиеся должны уметь: характеризовать водные объекты расположенные вблизи своего населенного пункта, с использованием имен существительных в различных падежах.
Растения нашего края: луговые, лесные, болотные. Грибы. Культурные растения.
Творческая работа: защита проекта «Путешествие в мир растений».
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: отличительные особенности растительного покрова лугов, лесов, болот родного края, 5-6 названий культурных растений, выращиваемых на территории Алтайского края.
Учащиеся должны уметь: проводить сравнение растительного покрова луга, леса, болота,
Животные нашего края: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери). Дикие и домашние животные. Использование имен прилагательных в описании поведении животных Алтайского края.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: по 5-6 названий диких и домашних к и потных обитающих на территории Алтайского края, особенности ведения диких и домашних животных.
Учащиеся должны уметь: проводить сравнение поведения диких и домашних животных с использованием имен прилагательных.
Экскурсия «Богат и разнообразен мир природы нашего края».
Игра-викторина «Разнообразие мира природы родного края» (по итогам изучения темы).
Тема «Мир истории» (10 часов)
Территория края во времена Древней Руси. Первые поселения славян. Основные занятия славян
Творческая работа: защита проекта «Так жили славяне».
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: основные занятия славян на территории родного края во времена Древней Руси.
Учащиеся должны уметь: составлять характеристику образа; жизни славян на территории родного края во времена Древней Pyси
Петр Великий в истории Алтайского края.
Акинфий Демидов и его Колывано-Воскресенский завод. Создание горной промышленности.
Творческая работа: сочинение-рассуждение «роль Петра Bеликого в истории Алтайского края».
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: роль Петра Великого в развитии родного края.
Учащиеся должны уметь: Проводить сравнение образа жизни население края в эпохи Древней Руси и Петра Великого.
Страницы истории нашего края XIX века.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь: составлять рассказ о родном крае в контексте исторических событий XIX века.
Наш край в XX веке. Великая война — великая победа. Все для фронт, все для победы! Жители родного края - фронту. Алтай прифронтовой. Герои тыла. Страницы истории края на рубеже XX-XXI вв.
Творческая работа: сочинение-описание «Мой дедушка»; составление поздравительной открытки в честь победы.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: примеры героических поступков и отверженного труда жителей родного края - участников Великой Отечественной войны;
Учащиеся должны уметь: составлять описание о значимых исторических событиях родного края.
Экскурсия по местам боевой и исторической славы.
Творческая работа «Ожившие страницы прошлого» (по итогам изучения темы).
Раздел II. Сокровища земли родной в жизни человека (6 часов)
Тема «Охрана природы Липецкой области» (3 часа)
Охраняемые природные территории родного края. История создания. Люди, посвятившие свою жизнь изучению и сохранению природы родного края. Красная книга Алтайского края.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должыы знать: охраняемые природные территории родного края; правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь: оценивать простейшие экологические последствия воздействия человека на природу родного края, используя глаголы с безударными личными окончаниями.
Тема «Родной край в жизни человека» (3 часа)
Значение знаний о природе, истории родного края в жизни человека. Театры, музеи, библиотеки на территории родного края, роль. Употребление глаголов в неопределенной форме при сопоставлении изучаемых явлений со своим жизненным опытом.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: правила поведения в общественных местах.
Учащиеся должны уметь: соотносить явления окружающей местности со своим жизненным опытом.
Повторение и обобщение (2 часа)
Викторина «Люби и знай свой край родной».
Письмо потомкам «Сохраним сокровища родного края».
Проект «Парк будущего».
Литература для учителя
- Астахов В.В., Дюкарев Ю.В., Сарычев B.C. Заповедная природа Липецкого края. - Липецк: ООО «Фото-Проф-ТАСС», 2000.
- Знать, чтобы любить: по страницам красной книги Липецкой области Золотой ключик. - 2002. - № 15 (23 июля). - 32 с.
- Извекова Н.А., Латов Н.В. Праздник в семье. - М.: Педагогика, 1986.
- Их имена на карте Родины /сост. Р.Н. Литвинов. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1971.
- Липецкая энциклопедия: в Зт. / ред.-сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. Липецк, 1999.
- Липецкая игрушка // Основы художественного ремесла: в 2ч. Ч 2. / под. ред. В.А. Барадулина. - М.: Просвещение, 19877. - С. 136 - 137.
- Липчане - Великой Победе / сост. В.В. Шахов, Б.М. Шальнев. -Липецк: ПЕЛИОН, 1995.
- Лузанов В. М. Образ времени. Время, жизнь, творчество. – Липецк: ООО «Электрома», 1998.
- Огрызков К.Т. Боевые звезды липчан. - Липецк: Липецкое книжное издательство, 1995.
- Познаем мир природы. Хрестоматия по экологическому образованию воспитанию в начальной школе для взрослых и детей / сост. Л.С. Буданцева, Т.Д. Стрельникова. - Липецк, 1997.
- П. Прохоров В.А. Липецкая топонимия. - Воронеж: Центр.-Чернозем, к изд-во, 1981.
- В. Соболев: живопись, графика. Каталог персональной выставки. В.Я. Соболева. – Липецк, 1999.
Литература для учащихся
- Из русской поэзии, XIX век: стихотворения. Хрестоматия школьник сост. Н. Сидорина. - М: Астрель, 2004.
- Стихи и рассказы о маме. Хрестоматия школьника. / колл. художнике! - М.: Астрель: ACT: Люкс, 2005.
- Шальнев Б.М., Шахов В.В. Мир детства. Родная культура: учебник хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста. - Рязань - Липецк: ГЕЛИОН, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....
Программа внеурочной деятельности "Краеведы"
Программа внеурочной деятельности направлена на реализацию социального и духовно-нравственного направления...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный краевед»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»для обучающихся начального общего образования (1-4 классы)Количество часов: 68 часов ( 2 часа в неделю)...
Программа внеурочной деятельности .Кружок ,,Юный краевед,,
кружковая работа...
Внеурочная деятельность. Программа "Юный турист краевед". Как добыть воду на туристской прогулке.
Конспект занятия по внеурочной деятельности. 1 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы".
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»
В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, предлагается содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и...